Научная статья на тему 'Роль досуговой деятельности в воспитательной работе в Волгоградском государственном университете'

Роль досуговой деятельности в воспитательной работе в Волгоградском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль досуговой деятельности в воспитательной работе в Волгоградском государственном университете»

© Т.И. Петрова, 2007

РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Т.И. Петрова

Смена политического и социально-экономического строя в России в 1991-1992 гг. создала постепенно нарастающий кризис в сфере воспитательной деятельности в высших учебных заведениях, но, с другой стороны, возникла ситуация, когда вузы смогли начать искать свои, индивидуальные пути развития данной сферы деятельности.

Высшая школа в современной ситуации становится центром сосредоточения поиска новых методов и направлений воспитания разносторонне развитого, социально и общественно активного гражданина. Огромную роль в многогранном спектре направлений воспитательной работы играет досуговая деятельность со студентами.

В Волгоградском государственном университете успешно и разносторонне развивается данный вид деятельности. Определяющим в развитии данного направления является многообразный и вариативный подход к личности студента, позволяющий осуществлять воспитательную деятельность с учетом интересов конкретных особенностей и пристрастий студенческой молодежи, что, несомненно, вызывает заинтересованность и желание студентов и органов студенческого самоуправления университета и факультетов сотрудничать с администрацией и структурами вуза, осуществляющими развитие и реализацию данной сферы вузовской деятельности. Акцентированность на разносторонне развитую личность, ее индивидуальные особенности и их развитие позволяет в наибольшей степени раскрыть личность и вовлечь ее в активный процесс самосовершенствования. Гармонично самореализованная личность более жизнеспособна, она чутко воспринимает и реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, отстаивает

свою мировоззренческую позицию, самостоятельно принимает решения, ищет оптимальное сочетание своих интересов и потребностей других членов общества, обладает потребностью в развитии своего интеллекта и профессиональных качеств.

Востребованность и потребность в самореализации студентов, прошедшие через призму досуговой деятельности и проведения культурно-массовых мероприятий разной направленности, способствуют освоению художественных и научных достижений общечеловеческой и национальной культуры, формированию чувства вкуса, стиля и личностного восприятия национальной и корпоративной культуры, формированию активной жизненной позиции студенчества. Данный подход позволяет вовлекать в воспитательный процесс наибольшее количество студентов и формировать у них смысложизненные духовные ориентации, потребность к освоению и производству ценностей культуры, соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина, а также национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, освоения и преумножения национальной культуры во всех ее проявлениях. Это способствует воспитанию личности специалиста, способного к мобильности, смене деятельности, а также имеющего навыки эффективного принятия решения в сложных условиях общества, имеющего конкурентную направленность и умеющего адаптироваться в различных социальных группах.

Волгоградский государственный университет постоянно наращивает и активизирует направления и объем воспитательной деятельности.

Основной идеей работы стало воспитание патриотического отношения к своему классическому университету. Данный подход позволяет создать условия для максимального раскрытия личности студента в образовательном пространстве. Главной задачей является выработка корпоративного стиля в утверждении корпоративных взаимоотношений, традиций, предполагающих определенный тип поведения каждого, кто имеет отношение к жизнедеятельности университета.

ВолГУ имеет свой гимн, герб, знамя, кроме того, у каждого из факультетов есть свой герб, соответствующий направлению деятельности. Ежегодно ко Дню знаний разрабатывается книга «Студенту Волгоградского государственного университета», которая вручается каждому первокурснику на традиционной торжественной встрече ректора с первокурсниками. В ней студент знакомится с жизнедеятельностью университета, его структурами, своими правами и обязанностями, направлениями работы вуза. В рамках развития корпоративности принят Этический кодекс студента Волгоградского государственного университета. Студенты полноправно участвуют в разработке различных проектов и подготовке мероприятий. Развиваются разнообразные направления творческой деятельности во внеучебное время с целью максимального охвата студентов и предоставления им возможности самореализации.

Постоянно совершенствуется система поощрения студентов, активно участвующих в культурной и общественной жизни университета, и сотрудников, осуществляющих воспитательную работу:

- моральное стимулирование: награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий, объявление благодарности от имени ректора (декана) за активное участие в университетской жизни, на факультете, фотографирование у Знамени университета;

- материальное стимулирование: установление по распоряжению декана согласованной с проректором по учебно-воспитательной работе ежеквартальной надбавки заместителям декана из средств университета и факультетов, в

зависимости от качественных и количественных показателей работы; единовременные выплаты; ежемесячное установление надбавки для студентов, являющихся победителями или активными участниками воспитательных мероприятий, согласно положению о проведении мероприятий или представлению деканата.

Воспитательная работа ВолГУ строится на тесном, партнерском взаимодействии проректора по учебно-воспитательной работе, отдела по учебно-воспитательной работе, заместителей деканов по социальной работе, кураторов академических групп, органов студенческого самоуправления факультетов и университета, профсоюзной организации, Студенческого научного общества, Студенческого инновационного агентства, Студенческого совета общежития, Добровольной студенческой дружины, творческих студенческих объединений и клубов.

Волгоградский государственный университет - постоянно и динамично развивающийся вуз, который за 27 лет своей работы сумел стать ведущим классическим вузом своего региона, в том числе и в культурной сфере деятельности. Активизация досуговой деятельности дает свои результаты. Так, студенты нашего вуза являются постоянными участниками всех культурных событий, происходящих в г. Волгограде и Волгоградской области. В 2006/2007 г. творческие коллективы университета и отдельные исполнители заняли 12 призовых мест в районном фестивале студенческого творчества «Весна на Университетском проспекте», 11 призовых номинаций на городском фестивале студенческого творчества «Студенческая весна на Волге». Студентка факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Ю. Мирина стала призером XVI Всероссийского фестиваля студенческого творчества «Всероссийская студенческая весна», студентка факультета филологии и журналистики А. Ежова стала победителем городского конкурса авторской песни «Серебряные струны». Сборная команда КВН ВолГУ заняла 2-е место в областном фестивале лучших команд КВН «Кубок Юмора» и 1-е место на кубок главы Советского района г. Волгограда. СТЭМ

ВолГУ <^очка опоры» стал победителем кубка газеты «Молодой. Свежее решение» и завоевал премию «Лучший театральный дебют» в Международном фестивале СТЭМов «Земля - планета людей» и др.

В ВолГУ наблюдается постоянная тенденция увеличения целевой численности студентов. Если в 2000 г. в ВолГУ обучалось 10 830 студентов, то в 2006 г. 14 646 студентов. С возрастанием количества студентов увеличивается и число творческих студенческих объединений. С декабря 2005 г. в ВолГУ работают 7 университетских коллективов (танцевальные коллективы «Весна» и «SPIRO», СТЭМ «^чка опоры», сборная команда КВН, клуб интеллектуальных игр «УнИКуМ», студенческий ансамбль казачьей песни, фотоклуб). Активизируется работа на факультетах: на факультете филологии и журналистики создан клуб любителей русской словесности «Русичи», лингвистический клуб «Слово», литературная студия ^рехпудовая лира», клуб речевого мастерства; клуб любителей испанской песни и киноклуб «Иллюзион» - на факультете лингвистики и межкуль-турной коммуникации; Центр американских исследований «Американа», археологический кружок, Волгоградское отделение ассоциации европейских исследований, Центр региональных и трансграничных исследований - на факультете истории и международных отношений ; Студенческое инновационное агентство -на факультете управления и региональной экономики; сборные команды по программированию - на математическом факультете и факультете информационных технологий и телекоммуникаций, клуб «Физик-студия» - на физическом факультете, 11 факультетских и меж-факультетских команд КВН, 12 команд интеллектуального движения и т. д.

Наблюдается тенденция увеличения количества проводимых мероприятий в университете, а также участия студентов в районных, городских, областных фестивалях и конкурсах. Если в рамках Координационного плана мероприятий по воспитательной работе со студентами Волгоградского государственного университета в 2000/2001 учебном году проводилось 23 мероприятия, то в 2006/2007 64 мероприятия досуговой направленности.

С 2006/2007 учебного года на базе Волгоградского государственного университета при поддержке областного Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области проводятся межвузовские конкурсы («Дебют первокурсника», фотоконкурс «Живой город», конкурс патриотической песни, конкурс молодых поэтов и прозаиков «Я живу на земле Волгоградской» и т. д.), в которых принимают участие студенты вузов г. Волгограда и Волгоградской области. Причем стоит отметить, что все эти мероприятия прошли первоначальную апробацию среди студентов нашего университета.

Ежегодно Волгоградский государственный университет проводит традиционные досуговые мероприятия: День знаний, Посвящение в студенты, дни факультетов, дни открытых дверей, смотр-конкурс художественной самодеятельности «Университетская студенческая весна», празднование победы советских войск под Сталинградом и Дня Победы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны в университет и организацией праздничного концерта в доме для престарелых и инвалидов г. Волгограда, посещение творческими коллективами университета военных частей г. Волгограда и госпиталя для военнослужащих в День защитника Отечества, День учителя, День университета, межфакультетский турнир КВН на кубок ВолГУ, выпускные вечера на факультетах, фотовыставки работ студентов и сотрудников, а также организует участие творческих коллективов и индивидуальных исполнителей в фестивалях и конкурсах различнго уровня: Международный фестиваль КВН в г. Сочи, «Студенческая весна на Волге», Международный фестиваль СТЭМов в г. Волгограде «Земля - планета людей» и др.

Газета «Форум» и сайт университета (www.volsu.ru) освещают все стороны университетской жизни.

Немаловажную роль в осуществлении культурно-массовой работы играет формирование материально-технической базы. Для университетских творческих коллективов закупаются костюмы, специализированная обувь и реквизит. Постоянно пополняется и обновляется техническое оборудование, необходимое для организации репетиционного процесса и проведения мероприятий.

78

Т.И. Петрова. Роль досуговой деятельности в воспитательной работе

Финансирование досуговой деятельности в Волгоградском государственном университете ведется из нескольких источников: бюджетные и внебюджетные средства вуза и факультетов, а также привлеченные средства. Особое внимание в условиях современного общества уделяется работе по привлечению средств: спонсорские средства, наказы депутатам, гранты, дополнительное финансирование из средств областного бюджета (организация межвузовских мероприятий).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что роль досуговой деятельности

в ведении современного воспитательного процесса вуза высока. Умелое сочетание различных форм работы со студентами, тесное взаимодействие с органами студенческого самоуправления и студенческими объединениями, многонаправленность самореализации личности студента, четко выраженная университетская корпоративность позволяют решать задачи формирования и развития личности будущего специалиста - разносторонне развитого, компетентного, востребованного, имеющего творческий потенциал и активную жизненную позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.