© Дрожжина Е.Е., 2011
УДК 316.344.34:378.2 ББК 60.543.172-45
МАТРИЦА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Е.Е. Дрожжина
В статье автор определяет и обосновывает основные пути социализации студентов в процессе модернизации системы образования. На примере Волгоградского государственного университета показаны приоритеты социально-воспитательной политики вуза, деятельность по социализации молодежи в образовательном пространстве университета.
Ключевые слова: матрица социализаци личности, молодежная политика, социокультурная среда университета, корпоративный патриотизм.
Одним из условий стабильного функционирования общественной системы, ее социальной динамики является воспроизводство социальной системы через поддержание человеческого капитала. Молодежи в данном процессе отводится исключительная роль. Ее миссия не только воспроизводить, но и качественно изменять общественные отношения.
Процесс усвоения индивидом социальных связей, вхождение в социальную общность, активное включение его в общественные отношения в качестве субъекта, то есть процесс социализации личности, является наиважнейшей функцией любого общества.
На сегодняшний день существуют различные точки зрения на данный процесс.
А.И. Ковалева предлагает рассматривать социализационную траекторию современного молодого человека в нескольких срезах: 1) влияние внешней среды, 2) субъектность и 3) диспозиция личности в процессе социализации [3, с. 114]. В данном тезисе подчеркивается активная позиция самого индивида. Социальная активность личности, регулируемая целями, ценностями, нормами общества, принятыми и осознанными ею, и является решающей фазой в процессе социализации.
Особенность процесса социализации на современном этапе развития человечества
уточняет И. Кон, определяя показателем со-циализованности подрастающего поколения развитие способности к самостоятельной творческой деятельности в построении и реализации собственного жизненного проекта [4]. А. Иваненков еще более конкретизирует современную трактовку понятия социализо-ванности: «быть социализованным - это значит быть сознательным и ответственным за все происходящее в этом мире, в бытие в целом» [2, с. 46].
Именно институт образования может наполнить эту деятельность созидательной составляющей и заложить основы для осознания молодежью своих потребностей и достижения независимости как личностей.
Каковы же основополагающие конструкты процесса социализации личности в высшем учебном заведении?
Одна из составляющих миссии университета - подготовка не просто высокопрофессиональных специалистов, а нравственно и духовно состоятельных профессионалов, ориентированных в своей деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности. Данная цель достижима при совокупности образовательно-воспитательных, культурнонравственных и социально-активных векторов деятельности вуза. Это в свою очередь обеспечит единство и взаимообусловленность процессов создания в вузе и обретения личностью данной корпорации единой гуманитарной культуры. Таким образом, матрицу социали-
заторской функции университета можно представить как единство трех направляющих социально-воспитательной политики вуза:
- молодежная политика;
- социокультурная среда;
- корпоративный патриотизм университетского социума.
Остановимся на каждом из вышеобоз-наченных конструктов, раскрыв значимость каждого из них.
Образование, являясь одним из важнейших социальных институтов, выполняет свою миссию, основываясь на идеологии страны, функционирует в рамках государственной политики, выполняя социально-образовательный заказ государства и общества. Следовательно, и одна из составляющих государственной политики - молодежная политика - должна стать активным звеном деятельности вуза.
Сегодня государством обозначены основные механизмы реализации молодежной политики. Во-первых, создание условий, предоставление различных форм и способов обучения молодежи по вопросам участия в жизни общества. Во-вторых, постоянное информирование о предоставляемых возможностях реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. В-третьих, расширение участия молодежи в работе СМИ. В-четвертых, побуждение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу. В-пятых, поддержка молодежных проектов и инициатив. И, наконец, развитие молодежных организаций.
Как подчеркивается в проекте Хартии об участии молодежи в жизни российских городов и поселений, вуз должен стать местом познания демократии в действии, где их участие в процессе принятия решений находит поддержку, стимулируется и воспринимается всерьез [5]. Достижению данной цели способствует развитие студенческого самоуправления в высших учебных заведениях. Именно оно призвано стать:
- условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;
- реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
- средством социально-правовой самозащиты, то есть той школой демократии, которая подготовит завтрашнего специалиста к полноценной социально активной жизни гражданина своей страны. Студенческое самоуправление является одним из эффективных инструментариев достижения реального участия молодежи в жизни университета, а следовательно, и реализации молодежной политики вуза. Институциа-лизация данного механизма в Волгоградском государственном университете позволила включить студентов в социально значимую деятельность в пространстве не только вуза, но и регионального социума, обеспечила развитие созидательных инициатив студентов, студенческих сообществ для решения значимых для них проблем. Ярким подтверждением этого является показатель востребованности выпускников университета в регионе. Среди выпускников ВолГУ 56 сотрудников Администрации Волгограда, включая Главу города, более 100 сотрудников Администрации Волгоградской области, 6 депутатов Волгоградской городской думы, 4 депутата Волгоградской областной думы, более 500 сотрудников правоохранительных, следственных органов и прокуратуры, руководители региональных отделений политических партий, предприятий, организаций и учреждений различных сфер и форм собственности.
Студенты и выпускники университета возглавляют Молодежный парламент Волгоградской области, молодежные администрации Волгограда и Волгоградской области, Молодежную школу предпринимательства, участвуют в работе Студенческого совета Волгограда, Волгоградского регионального отделения Молодой гвардии Единой России, Волгоградского регионального отделения Российского союза молодежи, Молодежной избирательной комиссии Волгоградской области и других общественных объединений.
Образовательная среда вуза является полем активной деятельности как педагогов для проектирования социально-педагогических систем, так и для студентов по реализации своего «инновационного потенциала». При этом необходимо учитывать адекватность образовательных сред укладу, традициям конкретного региона. Это возможно при повыше-
нии значимости общекультурной составляющей высшего образования.
Именно высшее образование призвано создавать новую культуру в лице образованных людей, соответствующих по своим знаниям, умениям и убеждениям перспективным образцам.
Гуманитарная миссия высшей школы заключается в содействии изменению социальной среды, созданию высокодуховной и нравственной атмосферы, обучению интеллигентному и конструктивному разрешению проблем, творческому подходу в реализации моделей жизнедеятельности, формированию способности к восприятию нового во всех областях. Но чтобы нести и внедрять определенную модель отношений в общество, необходимо не просто пропагандировать ее принципы, нормы, но и жить по этим правилам, принимать и создавать ценности, поддержание и соблюдение их считать своей жизненно необходимой потребностью. То есть в вузе должна быть создана социокультурная среда, которая, с одной стороны, способствовала бы формированию потребности в духовном и нравственном совершенствовании, с другой -была естественной и комфортной средой пребывания для всех членов вузовского социума. Как справедливо отметил ректор УрГУ им. А.М. Горького Д.В. Бугров, «Из университета должна исходить благодать» [1, с. 7]. Вся деятельность вуза пропитана воспитательным духом. Поэтому, рационально организуя ее, можно обеспечить направляемую социализацию студента. Это достижимо, когда в вузе, независимо от профессиональной направленности, большое место отводится гуманитарному аспекту образовательного процесса.
Данный аспект обозначен и в государственных образовательных стандартах третьего поколения, где обязательной составляющей всех образовательных программ является формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся в определенной социокультурной среде.
Матрица гуманитарной среды вуза предполагает единство таких сфер университетского образования, как гуманитарное обучение, языковая среда, внеучебная среда, окружающая среда, среда взаимодействия университета и социума.
Среда гуманитарного обучения чаще всего представлена определенным набором гуманитарных дисциплин, среди которых отечественная история, психология и педагогика, философия, социология, политология, культурология, правоведение, физическое воспитание, русский и иностранные языки. Главная цель основных гуманитарных дисциплин - способствовать осмыслению студентом своего места в мире, овладению способами взаимодействия с ним.
Языковая среда в университете является не только общекультурным фоном, но и инструментом познания окружающего мира и социума. Система ценностей, интересов личности, ее социальные черты обусловлены той языковой и культурной средой, в которой произошла ее социализация.
Поэтому большое внимание в Волгоградском государственном университете уделяется сохранению и трансляции лучших образцов культуры не только русского языка, но и языков других стран и народов. Этому способствуют созданные в вузе центры и клубы по изучению истории, языков и культур различных стран и народов, традиционные конкурсы молодых поэтов и прозаиков, конкурсы чтецов, издание факультетских газет и журналов, встречи с писателями и поэтами, с представителями различных культур, проведение Дней национальных культур. Активное участие в таких мероприятиях студентов способствует повышению уровня их коммуникации, формированию восприятия окружающего мира, накоплению опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий как у будущих специалистов, граждан многонациональной страны, членов мирового сообщества.
Целью системы внеаудиторной работы является решение конкретных задач по воспитанию гуманитарно образованной личности обучающегося. Поэтому для конструирования социокультурной среды важно не только приобщение студентов к имеющемуся запасу знаний, накопленным ценностям культуры, но и выработка данной корпорацией новых знаний, социальных новаций в создании образцов и элементов культуры. Например, в Волгоградском государственном университете практикуются различные проекты по погру-
жению студентов в мир искусства. Уже стали традиционными осенние и весенние концертно-театральные сезоны ВолГУ. Жанр их разнообразен: от классики до модерна. В этот период студенты знакомятся с репертуарами как волгоградских, так и ведущих российских театров, музеев, концертных залов, встречаются с известными творческими людьми России и зарубежья. В репертуары сезонов входят и новые творческие работы СТЭМа ВолГУ «Точка опоры». Традиционным стал смотр-конкурс «Дебют первокурсника», который начинается в академических группах и на факультетах поиском талантов, а завершается зрелищным шоу, в котором принимают участие многие вузы Волгограда. А творческий конкурс «Весна на Университетском проспекте» демонстрирует уже достижения университета в творческом развитии студентов, победители которого отстаивают имидж вуза на «Российской студенческой весне».
Так студенты, кто просто созерцая, кто активно участвуя в творческом процессе, поднимают планку своего бытия, включая культуросообразную составляющую в насущную потребность своего социального существования.
Не менее важной составляющей человеческого бытия является и окружающая среда, в частности, среда университетской территории и уровень организации жизни университета. Современная организация рабочих мест как преподавателей, сотрудников, так и студентов, является важным фактором повышения поведенческой культуры всех членов корпоративного сообщества. И опять обратимся к опыту ВолГУ. Постоянное благоустройство университетской территории («Аллея выпускников», «Парк поколений», «Студенческий сад»), модернизация учебных аудиторий и общежития, развитие инфраструктуры университетской цивилизации (кафе, оранжереи, музеи, наличие транспортной инфраструктуры) создают комфортную среду для творческой созидательной жизнедеятельности людей в стенах Волгоградского университета.
Создание и поддержание высокого уровня социокультурной среды вуза позволит объединить такие понятия, как «благо», «истина» и «красота» в единый конгломерат и обеспечит трансляцию новых культурных образцов в повседневную жизнь членов данного социума.
Важность и актуальность таких конструктов политики вуза в процессе социализации студентов, как молодежная политика и социокультурная среда, определены и аргументированы. Но мы прекрасно понимаем, что все это реализуется, созидается, сохраняется и поддерживается конкретными людьми, членами данной корпорации. Устойчивое развитие любого социального института, начиная с семьи и заканчивая обществом, государством, возможно только с достижением единства и согласия в идеологических ценностях, которые определяют характер взаимоотношений субъектов корпорации, направленность ее развития, стратегические задачи и пути их достижения. Поэтому третьим конструктом успешного процесса социализации в университетской среде можно считать сформирован-ность корпоративного духа университетского социума, корпоративного патриотизма. Именно наличие данного феномена связывает воедино участников образовательного процесса и соответственно процесса социализации. Для получения положительных результатов в конструировании вузовской социокультурной среды основные субъекты данных процессов («преподаватель» - «студент») призваны действовать в позитивном единстве. Активность, лояльность каждого из субъектов позволит, с одной стороны, осуществить репродукцию феномена образования, как передачу знаний, опыта и приобщение к накопленным ценностям человеческой цивилизации, с другой -будет способствовать развитию процесса продуцирования новых знаний, норм отношений и образцов поведения, а значит и элементов культуры. Оптимальное соотношение обозначенных векторов конструирования единой университетской среды обеспечит закрепление молодежью накопленного опыта и ускорит процесс развития осознанной творческой деятельности всех субъектов процесса, результатом которого станут социальные новации как в отдельно взятой корпорации, так и в обществе в целом.
О значении и важности корпоративного патриотизма свидетельствуют и многочисленные социологические исследования вузов России. Подтверждают это и статистические данные развития самого молодого классического университета России - Волгоградского государственного университета. Несмотря на свою
молодость (в 2010 году отмечено 30-летие ВолГУ) он достойно сохраняет национальные исторические традиции, поддерживает ценности высшей школы, создает свою историю, обогащая ее все новыми образцами корпоративной культуры. ВолГУ имеет полный набор официальной корпоративной атрибутики и символики (герб и флаг университета, гербы и штандарты факультетов, гимн и талисман ВолГУ), которые создавались при активном участии членов университетского коллектива.
Воспитанию гуманитарно-образованной, духовно-нравственной личности студента способствует принятие и соблюдение определенных правил корпоративного поведения, отраженных в Этическом кодексе студента и Этическом кодексе преподавателей и сотрудников Волгоградского государственного университета. Приверженность традициям университетской корпорации, их сохранение и развитие находит отражение в таких студенческих инициативах и начинаниях, как конкурс «Имидж ВолГУ», смотр-конкурс факультетов «Alma mater», акция «Частичка ВолГУ в твоем сердце», традиционный студенческий проект «Молодежный СамМИТ ВолГУ: самостоятельность, мобильность, инициатива, творчество». С каждым годом исполнение гимна ВолГУ поддерживается все большим количеством студентов не просто прослушиванием его стоя, а личным исполнением. А к 30-летию вуза студенты преподнесли подарок родному университету, сочинив студенческий гимн ВолГУ.
Результатом такой активной корпоративной политики вуза стало значительное увеличение числа студентов, активно участвующих в общественной жизни университета. Если в 2005 году, период становления студенческого самоуправления, доля студентов - организаторов общественной и культурно-досуговой деятельности составляла 7,9 % от общего количества студентов дневной формы обучения, то в 2010 году - 30,5 %.
Все это позволяет констатировать, что живая корпоративная культура университетского сообщества и корпоративный патриотизм в достижении общей цели формируют ценностные установки, которые гарантируют устойчивое развитие и авторитет университета в социуме.
В процессе определения основных конструктов матрицы социализации личности в
университетской среде постоянно прослеживалась их взаимообусловленность, взаимовлияние, взаимодополняемость. Схематично данную матрицу можно представить в виде конуса. Вершина конуса символизирует результат процесса социализации - успешно соци-ализованную личность; основание конуса -цель, стратегию, миссию университета, которые определяют функционирование конструктов матрицы: корпоративного патриотизма (желтый цвет), молодежной политики (синий цвет), социокультурной среды (белый цвет). Как по законам точных наук, формы конуса, круга обеспечивают наименьшее сопротивление материалов, так и естественное, комфортное, педагогически выверенное взаимодействие трех концептов вузовской социализации смогут стать доминирующим фактором в общем процессе социализации личности студента и привести к достижению заявленных университетом целей. Но надо иметь в виду, что это лишь попытка обобщенной, в определенной степени упрощенной схематизации процесса социализации в вузе. Каждый из конструктов матрицы сам многосложен и многогранен. В совокупности это и образует объемное многомерное пространство феномена университетского образования как генома общественного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бугров, Д. В. Из университета должна исходить благодать / Д. В. Бугров // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2010. - N° 5 (53). - С. 7.
2. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.vse-referati.narod.rU/books/1.doc. - Загл. с экрана.
3. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социс. - 2003. - № 1. -С. 109-115.
4. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. - М. : Знание, 1988 - 64 с.
5. Хартия «Об участии молодежи в жизни российских городов и поселений (адаптированная российская проекция Обновленной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне) (проект). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kc-omo.ru/bfiles/omo-Hartia_yung.doc. - Загл. с экрана.
MATRIX OF PERSONAL SOCIOLIZATION WITHIN SOCIAL AND CULTURAL UNIVERSITY CONTEXT
E.E. Drozhzhina
The author defines and establishes the main ways of students socializing in the process of educational system modernization. The priorities of social and educational policy of higher educational institutes, the activities of youth socializing in the educational environment of the University are shown exemplified by the Volgograd State University.
Key words: matrix of personal socialization, youth policy, social and cultural environment of the University, corporate patriotism.