Научная статья на тему 'Роль дополнительного профессионального образования в реализации программы развития сельского хозяйства Белгородской области'

Роль дополнительного профессионального образования в реализации программы развития сельского хозяйства Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного профессионального образования в реализации программы развития сельского хозяйства Белгородской области»

Основные заказчики НИОКР — департамент АПК администрации Белгородской области и хозяйства различных форм собственности.

В Белгородской ГСХА создан отдел научно-технической информации, в задачи которого входят пропаганда и внедрение достижений академии, координация деятельности научных сообществ.

На каждом факультете работает студенческое научное общество. Ежегодно слушатели академии участвуют в различных конференциях в странах ближнего и дальнего зарубежья. Их работы публикуются в сборниках научных трудов и журналах.

На сегодняшний день в Белгородской ГСХА созданы предпосылки д ля формирования аграрно-образовательного инновационного центра как важнейшей составляющей научно-образовательного процесса. В 2005 г. организован Агротехнопарк, в котором интегрируются научные, образовательные и информационные технологии для расширения возможностей учебного процесса, научного обеспечения агропромышленного производства области. В его состав входят 28 научно-производственных подразделений. Среди них — филиалы различных НИИ, проектный институт «Ака-дем-агро», студенческое конструкторское бюро, конеферма, кроликоферма, ветеринарная клиника, сервисный центр обслуживания импортной техники, станция техобслуживания, выставочный комплекс.

На базе Агротехнопарка регулярно проводятся тематические выставки достижений и новейших технологий агропромышленного производства Для чтения лекций, ю время которых преподаватели, учёные, аспиранты и студенты могут получить самые современные знания, приглашаются ведущие специалисты из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В Белгородской ГСХА сформирована структура управления внеучебной работой, возрожден институт кураторства, действует система материального и морального стимулирования за отличную учебу, активное участие в научно-исследовательской работе, достижения в культуре и спорте.

Созданы условия для культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности. В Студенческом клубе в 8 творческих коллективах занято более 300 студентов. Примерно столько же занимаются в 13 учебно-спортивных группах. Ежегодно проводится студенческая Спартакиада по 16 видам спорта.

Студенческое самоуправление в академии действует в рамках Студенческого совета академии, шести Студенческих советов факультетов, двух Студенческих советов общежитий и студенческой профсоюзной организации, работающих в тесном взаимодействии с администрацией вуза.

В Белгородской ГСХА функционирует студенческий оперативный отряд содействия милиции. В 2006-2007 учебных годах 788 студентов участвовали в деятельности внутривузовских студенческих трудовых отрядов. Силами бойцов студенческого строительного отряда и подрядчиков ведётся реконструкция и капитальный ремонт объектов спортивно-оздоровительной базы отдыха в п. Болдыревка которая станет здравницей для преподавателей, сотрудников и студентов академии.

Третий год организуются бесплатные туристические поездки для лучших студенческих групп факультетов и кураторов.

Много делается для укрепления материальной базы академии. В 2007 г. начато строительство первой очереди нового общежития, которую планируется сдать уже в 2008 г. Это настоящий кампус мирового уровня для студентов, аспирантов, семей молодых преподавателей, который, наряду с 3 секциями общежития, будет включать библиотеку, спортивные залы, кафе.

Подводя итог, можно утверждать, что кадровое и научное обеспечение АПК — ключевые задачи, решение которых способно кардинально повлиять на состояние дел в отрасли. Опыт Белгородской области ещё раз убедительно доказывает, что один из основных факторов технологического обновления и развития сельскохозяйственного производства — аграрная наука и высокопрофессиональные специалисты.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

П.Г. АКУЛОВ, доктор сельскохозяйственных наук Белгородская ГСХА

На сегодняшний день в Белгородской области не хватает высоквалифицированных, способных работать в новых экономических условиях специалистов. Особенно остро это ощущается в агропромышленном комплексе, где в последние года всеобщий характер при-

обрела широкая модернизация производства, внедрение новых технологий и оборудования. В этих условиях кадровая политика государства должна строиться на привлечении в сельское хозяйство, особенно на управленческие должности, молодых грамотных специалистов, свободно владеющих современными знаниями.

Главный инструмент кадровой политики департамента агропромышленного комплекса Белгородской области — Институт переподготовки и повышения

квалификации кадров агробизнеса Белгородской ГСХА. Его работа строится по двум направлениям: профессиональная переподготовка и повышение квалификации уже работающих специалистов.

В институте в течение 6 лет ведется обучение резерва управленческих кадров. Для этого используются инновационные методы с привлечением в качестве преподавателей ведущих ученых и специалистов-практи-ков. Задействуются активные формы обучения. Выездные занятия проходят в передовых предприятиях области (колхоз имени Фрунзе, ЗАО «Должанское», ЗАО «Большевик»), ведущих агроходдингах, где проводятся круглые столы с руководителями хозяйств по вопросам управления производством и внутрихозяйственного расчета, изучению прогрессивных технологий. Предусмотрено ознакомление с заграничным опытом (экскурсия в корпорацию «Агро-Союз» Днепропетровской области Украины). Из этого резерва будет осуществляться подбор руководителей для сельскохозяйственных формирований области. На 10 работающих управленцев должно быть 2 человека в резерве.

Сформирован банк данных на 123 человека резерва управленческих кадров, в котором есть производственная и психологическая характеристики на каждого выпускника. Департамент агропромышленного комплекса внедряет систему психологического мониторинга при подборе и расстановке кадров.

В Институте успешно реализуется программа подготовки руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств. Занятия проводятся для удобства слушателей с выездом преподавателей, среди которых ведущие ученые, ответственные работники государственных структур, в районы. Особое внимание уделяется изучению блока экономических дисциплин, освоению новых технологий. Значительная часть учебного времени отводится для посещения хозяйств-лидеров фермерского движения, таких как КФХ «Горби».

В связи с тем, что один из разделов национального проекта «Развитие АПК» — подъем животноводства, особенно молочного скотоводства, востребована программа профессиональной переподготовки «Технология воспроизводства сельскохозяйственных животных». Стажировка слушателей по племенной работе проходит в ОАО «Белгородское», практика — на АО «Белмясо» и в базовых хозяйствах. Потребность в этой специальности в ближайшие года будет расти в связи с введением в строй новых животноводческих комплексов.

Кроме упомянутях направлений к числу наиболее перспективных программ относится профессиональная переподготовка ветеринарных специалистов, а также аудиторов (внутренний аудит).

Особое внимание уделяется повышению квалификации работающих на селе специалистов. За последние 3 года прошли соответствующее обучение 5657 человек, проведены семинары по актуальным проблемам аграрного производства, в которых участвовало 2435 человек. Основные категории слушателей — руководители, специалисты агрономических, зоотехнических, инженерных, экономических, ветеринарных и кадровых служб

сельскохозяйственных формирований. Для каждой из них один день занятий проходит непосредственно на производстве, где изучаются образцы сельскохозяйственной техники, которую выпускает завод «Ритм», учреждение УИН Минюста, зарубежные фирмы; прогрессивные технологии содержания КРС в колхозе имени Фрунзе; опыт работы ЗАО «Томмолоко» Яковлеве-кого района, имеющего международный сертификат соответствия стандартам КО, и кукурузокалибровочного завода в АО «Россия» Шебекинского района. В зависимости от категории слушателей перед началом занятий проводится корректировка образовательных программ, в каждой из которых обязательно предусмотрены инновационные методы обучения (лекции с техникой обратной связи, лекции «аудиторный диалог», лекции проблемного характера, анализ конкретных ситуаций на основе хозяйственной деятельности, пресс-конференции, круглый стол и др.). Практическая направленность учебного процесса нового типа основана на интеграции производственного опыта слушателей с теоретическими знаниями и применением их в дальнейшей деятельности. Кроме того периодически проводятся тематические семинары по таким актуальным проблемам, как вое -производство плодородия почв, экологическая безопасность территорий, улучшение качества продукции.

Важное значение приобретает вопрос освоения специалистами самых современных информационных технологий, поскольку их использование сегодня — объективная необходимость.

При Институте создан информационно-консультационный центр, в котором можно получить консультации по широкому спектру актуальных вопросов во всех сферах сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2002 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» создан центр оценки кадрового потенциала, в задачи которого входит аттестация прошедших обучение специалистов. Деловая характеристика заносится в базу данных, которой может воспользоваться любой работодатель. По результатам оценки можно выявлять высококвалифицированных специалистов, а также осуществлять их материальное стимулирование непосредственно на производстве.

Для повышения эффективности работы Института необходимо создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей, в первую очередь, переподготовку специалистов, профессиональная деятельность которых может привести к ущемлению прав других людей, нарушению безопасности жизнедеятельности, тяжелым экологическим последствиям. К такой категории относятся специалисты по защите растений, работники ветеринарных, кадровых и правовых служб. Для них нужно установить фиксированную периодичность обучения.

Результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации показали, что более 75 % из них считают ежегодную учебу непременным условием эффективной работы. В то же время большинство опрошенных заявили, что руководители крупных агрохолдингов не

охотно отпускают специалистов на соответствующие занятия. В этой связи целесообразно рекомендовать руководителям учитывать в бизнес-планах расходы на профессиональную переподготовку всех работников, включая управленцев среднего звена, в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

С 2002 г Институт совместно с Советом безопасности области проводит семинары по актуальным проблемам экологической направленности. За это время обучение прошли более 3000 человек, включая всех глав сельских поселений. Столь масштабная деятельность была высоко оценена на всероссийском уровне. Институт стал лауреатом международной премии «Экомир» и был награжден дипломом 3-ей степени.

В современных условиях главная задача сотрудников Института переподготовки и повышения квалификации состоит в разработке и реализации новых образовательных программ, наиболее актуальных и востребованных в сельском хозяйстве, которые могли бы обеспечить повышение эффективности производства и по-

лучение гарантированного экономического эффекта. В связи с развитием в рамках приоритетного национального проекта малых форм хозяйствования представляется актуальным обучение сельских жителей по специальностям кроликовод, овцевод, рыбовод, пчеловод.

В целом в качестве основных перспективных направлений повышения квалификации работников агропромышленного комплекса можно назвать следующие: переход на международные стандарты качества продукции;

организация внутрихозяйственного расчета; лабораторные исследования по определению качества молока;

охрана труда и техника безопасности; геоинформационные системы в земледелии (агрономы);

бизнес-планирование с использованием современных информационных технологий (экономисты);

электронная модель управления производством (руководители).

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

АФ. ДОРОФЕЕВ

Белгородская ГСХА

В научных, политических и общественных кругах России сегодня активно обсуждается проект Концепции развития региональных отраслевых кластеров, примеры которых можно найти во многих странах (Бенгалор в Индии, Силиконовая Долина в США, Монпелье во Франции, Кембриджв Великобритании, Хагенберг в Австрии, Мюнхен, Гамбург и Дрезден в Германии). Такой подход становится основой экономической политики многих стран. Яркий пример — Финляндия, взявшая в 1990-х гг. курс на создание экономических кластеров. Как результат, за последние 10 лет она заняла 1 место (из 102 рассматриваемых стран) в рейтинге перспективной конкурентоспособности, обогнав таких мировых лидеров, как Япония, США, Германия. На рынке коммуникационных технологий на долю Финляндии сегодня приходятся 30 % мирового экспорта мобильной связи и 40 % — мобильных телефонов. С помощью высокотехнологичных кластеров эта страна, располагающая всего 0,5 % мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10 % экспорта продукции деревопереработки и 25 % бумаги. [1]

Основоположник кластерного подхода (англ. cluster— гроздь, скопление) к повышению конкурентоспособности региона — профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, под руководством которого осуществлен ряд программ по формированию кластеров в США

Сущность кластерного подхода состоит в выявлении и использовании концентрации человеческого, научно-

ПОДХОДА

го и производственного капиталов с целью увеличения конкурентоспособности.

С точки зрения М. Портера, конкурентоспособность экономики определяется производительностью, с которой страна, регион или отрасль использует свои трудовые, природные ресурсы и капитал.

В основе его теории лежат следующие постулаты: производительность задает стандарты жизни региона или страны—доходы, возврат средств на вложенный капитал, отдачу от природных ресурсов;

производительность определяется ценностью производимых продуктов и услуг, а также эффективность их производства;

производительность страны или региона есть отражение выбора местных и внешних компаний в отношении того, что они будут и что не будут производить на этой территории;

принадлежность капитала вторична для процветания; производительность местных, а не только экспортных отраслей имеет фундаментальное значениедля конкурентоспособности. [2]

В условиях глобализации и международного разделения труда важную роль в повышении региональной конкурентоспособности играют микроэкономические аспекты, в частности, развитие холдинговых компаний, локализующие производство в зонах, где созданы наиболее благоприятные условия.

В современной экономике зона функционирования кластера может измеряться масштабами, как отдельного муниципального образования, так и региона, и даже страны. Более того, его составляющие могут находиться на территории различных государств. Кластер может объе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.