Научная статья на тему 'Инновационные подходы подготовки специалистов для АПК'

Инновационные подходы подготовки специалистов для АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турьянский А. В.

Ректор Белгородской ГСХА даёт системный анализ ситуации с подготовкой специалистов для АПК в современных условиях и трудоустройством выпускников академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турьянский А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы подготовки специалистов для АПК»

процесса. Особенно тревожным фактором следует считать сокращение группы сельской молодежи в возрасте 11-15 лет, т.е. той части населения, которая находится на пороге вступления в трудоспособный возраст.

Особую остроту приобрела в последние годы проблема социального обустройства села. Сократилось строительство жилья, школ, больниц и других объектов. Заработная плата работников сельско,о хозяйства по прежнему остается одной из самых низких в стране - в 3 раза ниже, чем по промышленным отраслям.

На фоне рассматриваемых проблем и противоречий в реализации Государственной про,раммы развития сель-ско,о хозяйства важное значение имеет наблюдающийся в последние ,оды рост интереса молодежи к инженерным профессиям. Это связано с ростом спроса на специалистов инженерного профиля на рынке труда. Особенно заметно увеличение спроса на инженеров в развитых странах с рыночной экономикой.

Общее количество обучающихся по инженерным специальностям в сельскохозяйственных вузах се,одня составляет около 75 тыс. человек. Примерно 20% из них обучаются очно.

Для решения проблем подготовки агроинженерных кадров соответствующе,о современным требованиям качества и закрепляемости выпускников вузов в сельскохозяйственном производстве необходимо:

• тесное взаимодействие с органами управления АПК, предприятиями агропромышленного комплекса, становление и развитие до,оворной системы отношений с заказчиками кадров, установление дол,овременных прямых связей с определением конкретных мер ответственности вуза за качество обучения и участия заказчика в укреплении учебно-материальной базы учебного заведения;

• точечная под,отовка специалистов для конкретных предприятий с определенными требованиями к их компетенции;

• прием сельской молодежи для реализации про-,раммы целевой контрактной под,отовки;

• создание в вузах центров по трудоустройству выпускников;

• приведение в соответствие про,рамм под,отовки инженеров современным потребностям предприятий АПК различной организационно-правовой формы, особенно крупных а,ропромышленных объединений;

• создание и совершенствование системы контроля качества под,отовки специалистов в вузах с участием работодателей;

• совершенствование лабораторной, научной и материально- технической базы вузов;

• существенное улучшение практического обучения студентов, используя для это,о базу передовых предприятий и потребителей инженерных кадров;

• создание системы мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах для АПК;

• повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательско,о состава, принятие мер по росту престижа работы преподавателя и обеспечению их достойной заработной платой.

УДК 378-057.85:338.43:001.895

ИННОВАЦИОННЫЕ подходы подготовки СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК

A.B. Турьянский, ректор Белгородской ГСХА

Белгородская область на протяжении многих лет по показателям агропромышленного производства занимает одно из ведущих мест в России. Проводимая руководством области политика позволила в сжатые сроки обеспечить условия для образования интегрированных агропромышленных формирований, привлечь в аграрную отрасль миллиарды рублей инвестиций, развить высокотехнологичное и наукоемкое аграрное производство.

В результате в области созданы и функционируют десятки агропромышленных формирований с высокими производственными показателями и соответствующей культурой производства, достойной заработной платой специалистов. Среди наиболее известных - ЗАО «РусАгро», ООО «Белсемена», ООО «Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов», ЗАО «Приосколье», ОАО «Эфирное», АПК «Стойленская Нива», ассоциация «Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», группа компаний «Разгуляй-УКРРОс» и др.

Развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства в регионе предъявляет всё более высокие требования к трудовым ресурсам, к уровню и качеству подготовки специалистов и руководителей сельскохозяйственного производства и, соответственно, к качеству обучения высшей школе. При этом ситуация складывается так. Специалистов в вузах готовят достаточно много. Уровень трудоустройства, в том числе, и по аграрным учебным заведениям достаточно низкий. В агропромышленном комплексе всё хуже и хуже обеспеченность кадрами. Одна из причин этому - в том, что работодатели предлагают плохие условия, и в этом плане в Белгородской области дела обстоят несколько лучше. Другая причина - качество подготовки, особенно, что касается практических навыков у выпускников вузов. Да и сами абитуриенты, поступив в сельскохозяйственный вуз, изначально не планируют идти работать на село. Одним словом, проблема эта комплексная, и решаться должна совместно с региональными органами власти.

Являясь основным высшим учебным заведением, которое готовит высококвалифицированных специалистов для АПК региона, Белгородская сельскохозяйственная академия с помощью администрации области создала на своей базе систему непрерывного аграрного образования, предполагающую интеграцию образовательных учреждений всех уровней, научных организаций и организаций агропромышленного производства области, основных работодателей в единое образовательно-научно-производственное пространство, что позволило сделать систему обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК значительно более эффективной, комплексной. В

рамках создания этой системы академией ведется работа по оптимизации сети существующих учреждений начального, среднего специального, высшего профессионального и дополнительного аграрного образования. Делается это с учетом потребностей региона в кадрах на ближайшие 10 лет, для чего создается механизм координации действий структур АПК, которые нуждаются в повышении квалификации и переподготовке своих работников.

В образовательной структуре этой системы ведётся работа на всех этапах обучения - от а,роклассов школ, ПУ, ВПУ, сельхозколледжей до получения высше,о образования, включая и послевузовскую под,отовку в том числе, с участием на до,оворной основе работодателей с учётом их пожеланий, включая и изучение спецкурсов. Это даёт нам возможность отладить систему отбора абитуриентов и последовательно ,отовить высокопрофессиональных специалистов. В рамках системы непрерывного образования принята и реализуется областная про,рамма под,о-товки кадров для АПК. Она перманентно совершенствуется и финансируется. В настоящее время в разных районах области функционируют 16 а,роклассов, ,де профессиональная направленность сочетается с под-,отовкой в академию.

На сегодняшний день в академии обучаются 166 человек из числа выпускников а,роклассов, ,де с пер-во,о дня будущие специалисты знают, ,де и на каких условиях они будут работать.

Ведется работа по внедрению элементов дистан-ционно,о обучения заочников. Это расширяет ,ео-графию наших образовательных услуг. В академии проводится под,отовка студентов по заочной форме обучения в 5 представительствах, где обучаются 318 человек.

В 2007 году в структуру БелГСХА вошёл Институт повышения квалификации работников а,робизне-са, что фактически замыкает цепь непрерывно,о а,-рарно,о образования и значительно расширяет возможности академии по под,отовке высококвалифицированных специалистов. Адаптируясь к потребностям ре,ионально,о рынка труда, мы расширяем спектр специальностей и направлений подготовки. З последние 5 лет лицензировано 13 новых специальностей. Теперь у нас 20 специальностей высшего про-фессионально,о образования, кроме это,о, 5 специальностей бакалавриата и 4 специальности дополни-тельно,о профессионально,о образования, в том числе, «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Проделана большая работа по переходу на блочно-модульную и кредитную системы обучения. Планомерно осуществляется переход на двухуровневую систему обучения. Ведётся подготовка по программам бакалавриата. Параллельно с обучением по основной специальности, наши студенты мо,ут пройти обучение по экономическим специальностям по вечерней форме и в дальнейшем получить два диплома высше,о профессионально,о образования.

В 2007 году осуществлен прием студентов по двум новым специальностям: «Биоэкология», «Прикладная информатика в экономике» и дополнительному обра-

зованию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» совершенствуются материальная база, кадровая политика.

Создана сеть базовых хозяйств академии, имеющих оборудованные учебные аудитории на производстве. Сейчас мы имеем 20 таких аудиторий, в том числе, на самых современных предприятиях.

В 2005 году на базе академии был создан Агротехнопарк, включающий в себя инновационноконсультационный центр, выставочный центр современных техноло,ий в сельском хозяйстве, на базе которого осуществляется практическое обучение студентов и проводятся мастер-классы лучших специалистов, создаётся бизнес-инкубаторий, в состав кото-ро,о входят все хозрасчетные учебно-хозяйственные подразделения, а их 23; планируется создание и новых подразделений.

Успешно функционирует созданный в академии комбинат рабочих профессий. В текущем году более 700 студентов прошли здесь обучение в и получили соответствующие свидетельства. Увеличился перечень рабочих профессий и дополнительных курсов с 30 до 48.

Студент, получивший рабочую профессию, уже в период обучения в академии имеет возможность зарабатывать деньги. Одним из примеров практического применения навыков рабочих профессий - работа в студенческих профессиональных (строительных, ремонтных, механизированных, ветеринарных и др.) отрядах, на оплачиваемых штатных должностях (технический персонал, озеленители, операторы ЭВМ и т.д.), в бизнес-инкубатории академии. Кроме этого, студенты имеют возможность пройти сельскохозяйственную практику за рубежом: в Г ермании, Великобритании, США, Белоруссии. В 2007 году практику за рубежом прошёл 61 студент нашей академии.

Белгородская ГСХА тесно сотрудничает с работодателями, которые определяют основные требования к выпускникам.

Академия традиционно использует обучение большой доли студентов на условиях целевой контрактной подготовки по трехстороннему договору (родители студента - вуз - работодатель). Причем, если раньше договор заключался с родителями студента первого курса, то в последнее время чаще практикуется заключение договоров на целевую подготовку непосредственно со студентами 3-4-х курсов, когда они приступают к изучению блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Ежегодно в вузе организуются встречи студентов-третьекурсников с работодателями, так называемые «ярмарки вакансий». При личной встрече выясняется ряд вопросов, связанных с профессиональными интересами студента, его кругозор, мировоззрение и запросы. В свою очередь представитель хозяйства информирует о своих потребностях и возможностях, в т.ч., по созданию условий работы, быта и отдыха. На основе устного собеседования студент приглашается для прохождения практики в хозяйство, после которой окончательно решается вопрос о заключении трехстороннего контракта (между хозяйством, ака-

демией и студентом) на целевую подготовку. Обычно хозяйство берет на себя обязанность по возмещению затрат на обучение, если студент обучался на платной основе, или по выплате дополнительной стипендии, если студент обучался за счет бюджета. Здесь же в контракте оговариваются условия приема на работу (предоставление жилья, зарплата, социальные льготы и т.д.); делается заказ академии на более углубленную подготовку по отдельным дисциплинам в рамках специализации или спецкурсов в соответствии с производственными запросами хозяйства. Студенты, заключившие трехсторонние договора, как правило, обучаются по индивидуальным планам, выполняя на базе хозяйства курсовые, дипломные проекты и работы, занимая по совместительству штатные должности в период производственной практики или в каникулярное время.

Ежегодно растёт спрос на специалистов различных специальностей. В Академии создана служба содействия трудоустройства выпускников, которая занимается мониторингом рабочих мест, обеспечивает развитие связей работодателей с академией, оказывает содействие в трудоустройстве выпускников.

В 2005 г. из выпускников дневного отделения, обучавшихся за счет средств бюджета, было трудоустроено в сельскохозяйственные организации 58,2 %, в 2006 г. - 66,3%, в 2007 г. - 75,4% , в том

числе 33,6% получили направления на работу в рамках целевой контрактной подготовки.

О высокой конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда свидетельствуют следующие факты. Ежегодно увеличивается спрос на специалистов - выпускников БелГСХА. В 2007 году в академию поступило 364 заявки от работодателей Белгородской области. Кроме этого, заявки поступают и из других областей. Холдинги других регионов заключают договора на обучение своих специалистов.

За последний месяц в адрес академии пришло 96 отзывов от 15 сельскохозяйственных предприятий, свидетельствующих о высоком уровне теоретической и практической подготовки наших выпускников. Работодатели отмечают «высокую мотивацию», «инициативность» наших выпускников, «способность в короткие сроки адаптироваться к требованиям производства», «самостоятельность в руководстве подразделениями».

По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, ежегодно проводящее мониторинг трудоустройства выпускников, Белгородская ГСХА является одним из самых благополучных высших образовательных учреждений региона по трудоустройству и закрепляемости выпускников. В настоящее время на учете в службе занятости числится всего 8 человек, что составляет менее 2,5 % от общего числа выпускников, окончивших Академию в 2007 году. Это мы воспринимаем, как один из самых важных показателей эффективности нашей работы по комплексной программе подготовки кадров.

УДК 004.62:631.151:338.436

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АПК. СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В.Д. Козлов, д.э.н., ректор Нижегородского регионального института управления и экономики АПК

Известно, что конкурентоспособность отечественного АПК обеспечивается мобильностью ресурсов: финансовых, человеческих и информационных.

Мобильность информационных ресурсов является прерогативой специальной управленческой дисциплины, называемой управление знаниями, которую мы рассматриваем в качестве ключево,о инструментария информационно-

консультационного обслуживания.

Управление знаниями на сегодня является самым эффективным инструментом менеджмента, позволяющим использовать современные информационные технологии и осуществлять системную инте,рацию и информационную поддержку всех целевых ,рупп с использованием всех форм консультирования.

Управление знаниями - процесс, с помощью ко-торо,о ор,анизации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в его распоряжении [1].

Мы рассматриваем, прежде все,о, следующие целевые ,руппы:

- личные подсобные хозяйства и дру,ие формы хозяйствования;

- специалисты;

- руководители;

- консультанты-преподаватели.

При этом мы используем все формы консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

С теоретической точки зрения управление знаниями включает три основных элемента: база данных, информация, знания.

Процесс содержит две основные стадии: упорядочение информации и представление потребителю информационных услу,.

На стадии упорядочения информации выполняются следующие функции: структурирование, ти-поло,изация, классификация.

На второй стадии происходит интерпретация, моделирование, концептуирование, адаптация.

Смысл и суть информации проявляется в контексте ситуации - SWOT, STEP, LF, BSC, MBO ....

Сетевая структура информационно- консультационной службы содержит следующие компоненты:

■ Конкурентная дифференциация, специализация;

■ Фокусирование;

■ Перечень актуальных «систем» (зерно, рапс, лён, картофель, молоко и т.д.)

■ Создание учебно-методических комплексов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.