Научная статья на тему 'Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального агро-промышленного комплекса (на примере Белгородской области)'

Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального агро-промышленного комплекса (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL EDUCATION / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURAL COMPLEX / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турьянский Александр Владимирович, Дорофеев Андрей Фёдорович

В статье предложено формирование интегрированного образовательного пространства на основе системы непрерывного аграрного образования и выявлены инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в высшей школе. Определены перспективы инновационного развития системы аграрного образования с учетом научно-образовательного потенциала аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турьянский Александр Владимирович, Дорофеев Андрей Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approaches to Agricultural Specialists Training in Continuing Education for Regional Agricultural Sector (by the example of Belgorod Region)

The thesis proposes the formation of an integrated educational environment based on a system of continuous agricultural education and training also identified innovative approaches education for agricultural professionals in higher school. The prospects of innovative development system of agricultural education, taking into account scientific and educational potential of the agricultural university.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального агро-промышленного комплекса (на примере Белгородской области)»

Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального АПК (на примере Белгородской области)

А. В. Турьянский, А. Ф. Дорофеев,

д. э. н., ректор к. п. н., зав. кафедрой экономики,

e-mail: info@bsaa.edu.ru менеджмента и маркетинга Института

переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса

e-mail: interdaf@mail.ru

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина

(БелГСХА им. В. Я. Горина)

В статье предложено формирование интегрированного образовательного пространства на основе системы непрерывного аграрного образования и выявлены инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в высшей школе. Определены перспективы инновационного развития системы аграрного образования с учетом научно-образовательного потенциала аграрного вуза.

Ключевые слова: инновации, аграрное образование, агропромышленный комплекс, кадровый потенциал, непрерывное образование.

со

о

CN

СП h-

CD

J <

CQ О

Введение

Мировое сельское хозяйство активно развивается в направлении увеличения наукоемкости производимой продукции. Широкое распространение и внедрение инноваций становится ключевым фактором роста объемов производства, занятости населения, инвестиций, что способствует обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и повышению эффективности агропромышленного комплекса.

В этих условиях особенно остро стоит вопрос об обеспечении инновационного развития АПК России соответствующими высококвалифицированными кадрами. При этом предъявляются высокие требования к современным специалистам аграрной сферы. Наряду с фундаментальными знаниями по базовым дисциплинам, специалист должен обладать коммуникативными компетенциями, включая знание иностранных языков, владение современными управленческими ресурсами с использованием новых информационных технологий. Умение анализировать, выбирать и обосновывать

оптимальное решение и проводить экономическую оценку перспективных предложений и реализовывать конкретные проекты на практике являются важными составляющими в обучении.

Наличие таких качеств у специалистов обусловлено эффективным социально-экономическим развитием Белгородской области, где на протяжении более 15 лет реализуется программно-целевой и проектный методы управления на мезо- и микроуровнях. Регион занимает лидирующие позиции в России по производству животноводческой продукции, жилищному строительству, отдельным показателям уровня жизни населения и социального обустройства сельских территорий.

За 2012 г. объемы производства выросли в сельском хозяйстве региона на 8,5% и от реализации продукции сельского хозяйства получено 156 млрд руб., в том числе по сельхозпредприятиям — 130 млрд руб., что составляет 8,7% от общей выручки по России от сельхозпредприятий. В расчете на 1 га произведено сельхозпродукции на сумму 104 тыс. руб.

По мнению губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, задача, которая была поставлена 3 года назад, выполнена — преодолен важнейший психологический барьер — произвести 100 тыс. руб. товарной продукции на 1 га пашни [1]. Это более чем в 5 раз выше, чем в среднем по России. Объем инвестиций в сельское хозяйство в 2012 г. составил 16 млрд руб., введены десятки новых объектов, создано 2230 современных высокооплачиваемых рабочих мест. Только от агрохолдинговых компаний в консолидированный бюджет области перечислено 5 млрд 200 млн руб.; годовой прирост составил 1,3 млрд руб.; средняя заработная плата по сельскохозяйственным предприятиям составила 20700 руб. и впервые превысила среднюю зарплату по области.

Принципы построения эффективного образовательного процесса

Одним из условий формирования современного высококвалифицированного специалиста является обеспечение непрерывности обучения, включая углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенций. Аграрный специалист — это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и производстве в соответствие с требованиями развития передовых технологий.

Принцип непрерывности относится к числу методологических принципов познания, обеспечивающих целостность, системность, последовательность восприятия и, в частности, формирование устойчивых знаний, навыков, умений в процессе аграрной подготовки.

Эффективность системы образования во многом зависит от моделирования запросов потребителя. Информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой «независимо от времени и места предъявления и восприятия» и малопродуктивной.

Поэтому одним из современных принципов образования является принцип учета интересов практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. В свете требований непрерывного образования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по данной специальности, должна пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними [2].

В связи с вышеизложенным актуальным является вопрос о необходимости ориентации аграрного образования с учетом перспектив развития АПК.

Поэтому следующий немаловажный принцип упреждающей подготовки аграрного специалиста, из которого следует и представление о непрерывном аграрном образовании, призванном обеспечить условия для его многократного возвращения в образовательную систему по мере возникновения проблем в практической деятельности.

Поэтому в качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое «периодически возобновляющееся образование» (или кондуктивное образование).

Формирование интегрированного образовательного пространства на основе системы непрерывного аграрного образования (на примере Белгородской области)

Устоявшимся примером интегрированного образовательного пространства, основанного на вышеназванных принципах, является система непрерывного аграрного образования, реализованная в Белгородской области, ядром которой Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина.

С учетом международного опыта в БелГСХА им. В. Я. Горина разработана и сформирована многоуровневая система профессиональной подготовки специалистов по наиболее значимым и востребованным для региона направлениям образовательной деятельности.

Накоплен значительный практический опыт подготовки кадров всех уровней аграрного образования, формирующих единое образовательное пространство, включая:

• довузовское образование (агроклассы, подготовительные курсы, в том числе по программе для иностранных слушателей);

• профессиональная подготовка;

• среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура);

• послевузовское образование (аспирантура, докторантура);

• дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров, подготовка переводчиков в сфере профессиональной коммуникации, международный магистерский курс «МВА-агробизнес. Инновационный менеджмент»).

По каждому образовательному направлению сформированы полноуровневые системы подготовки с ши-

со

о

СП

сп

<

со О

Рис. 1. Научно-образовательные ресурсы БелГСХА им. В. Я. Горина

На>ЧНО-ООРВЮ«Тй"1Ы<НР Центр БслГСХА нч В. А Горннп

со

о

СП

СП

< СО

о

УЧС«К>-МСТйЛИЧ№№0

уцкицшм

НА и Н£НЯ(И Ю ВВ ТС.1 ЬИ ь#е н мр^и иыльч №11С| |Ь и *

ШЫ-

[игдо-шюк: Лкддсннн I ждет, (:;и|-:11_. .\|0О|ЛНО|Л1Л.

ИППКЛ.НИЧ»

Учро^дсиив

СПО Т

УчсСиие

[КЕПрЫ

Учетные пуютврки ■ ■:■ гпкигиишч ы:

Тсх|к|лоти-

ИЫИ кОЫШКИЦ

I . .снш м иинчи ЫВШЧЛНСТОБ МППВСТВ

2.

ГРАЦПП

Э УчЙниС [ТАКТИКИ

-I I 1|Ч1 ПМГ- к-|МИЦС ЩМРТНКН

1| 1ШГТ11 .~11М"КП1111['> лм-.т ни

«аНЙВЦКас

Кипи». приичкист-

Ь^ЛИМС .|;||>:г_1л_ир|и:

Кц-чниг

<ТТЛ£ли

I Ип*КМЛ СПЙНСРОМ

Л, I- ЯКСЯКСВ в кичклъ: р.ипаигп

рСМП| В ГВйЭСЛ -

спсшы.иилн

-- Рпбочк в>

гюлиам ■пнштасплз, и;г щчм

«снЛсолыл тм-

ЛпйлрптП|>1111 ПС испспиц 'Н.Ш'Л'Ч С к'Л II фИШШфйЬШШМ. УЧКТННКН НР1С. ЭЛЧПфги пп Н-ШГП'ШГИ. гп'^езгти. ринтгнмкп =1|К.' штчынм

Рис. 2. Научно-образовательный центр БелГСХА им. В. Я. Горина

роким диапазоном профессий от квалифицированных рабочих до научно-педагогических кадров.

Для осуществления эффективной образовательной деятельности создана современная материально-техническая база, включающая научно-образовательные ресурсы, что резко повышает эффективность образовательной деятельности. Вместе с тем возрастающие задачи по практико-ориентированной подготовке специалистов с элементами корпоративных подходов требуют дальнейшее развитие материальной базы на основе имеющихся в академии научно-образовательных ресурсов (рис. 1).

Важным механизмом реализации системы непрерывного аграрного образования является создание на базе академии научно-образовательных центров (НОЦ) по актуальным и востребованным научно-прикладным направлениям (рис. 2).

В образовательной структуре такой системы на всех этапах обучения — от агроклассов школ, лицейских классов, сельхозколледжей до получения высшего образования, включая и послевузовскую подготовку, распространяется договорное влияние через академический комплекс, который реализует образовательные программы различных уровней и направлений.

С одной стороны, абитуриент приходит в академию уже с начальной подготовкой в области сельского хозяйства, с другой — за счет выравнивания программ он заранее осваивает часть вузовской общеобразовательной программы. Такой подход позволяет более эффективно вести специальную подготовку уже с первого курса, включая в программу и специальные общеобразовательные дисциплины. Таким образом, подготовленный высококвалифицированный специалист может сразу после окончания вуза начать самостоятельно и ответственно работать на производстве.

Большое значение в вузе придается организации практической подготовки студентов, чему способствует система созданных учебных аудиторий на производстве.

В академии заключены договоры с 42 базовыми хозяйствами Белгородской области и ближнего зарубежья, что позволяет осуществлять практическое обучение, охватывающее все сферы сельскохозяйственного производства и деятельности.

Одним из актуальных направлений непрерывного образования является довузовская подготовка старшеклассников, включающая в себя обучение по элективным курсам сельскохозяйственной направленности, как на базе школ, так и на базе академии. В настоящее время на территории Белгородской области функционируют 16 агроклассов в 8 районах.

Большое внимание в БелГСХА им. В. Я. Горина уделяется профессиональной подготовке, предусматривающей получение студентами рабочей профессии на комбинате профессиональной подготовки. Это дает возможность студенту овладеть практическими компетенциями по выбранному им профилю подготовки. Осуществляется подготовка по 42 рабочим профессиям (слесарь по ремонту автомобиля, электросварщик ручной сварки, плодоовощевод и др.), охватывающим все образовательные направления академии.

В структуре академии создан факультет среднего профессионального образования, осуществляющий подготовку по 8 программам на базе 9-ти и 11-ти классов.

Далее в статье рассмотрены инновационные подходы в развитии высшего образования, которое занимает ключевую роль в системе непрерывного аграрного образования. Академия, адаптируясь к потребностям регионального рынка труда, расширяет спектр специальностей и направлений подготовки по программам высшего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит особенно подчеркнуть, что среди специалистов высшего и среднего звена, занятых в агропромышленном комплексе Белгородской области, 96% составляют выпускники БелГСХА им. В. Я. Горина.

Поэтому при отборе в резерв кадров АПК ставится задача формирования команд эффективных менеджеров, способных реализовывать конкретные проекты по различным направлениям аграрного производства.

За последние 5 лет лицензировано 14 новых специальностей, в том числе «Биоэкология», «Прикладная информатика в экономике», «Землеустройство». Параллельно с обучением по основной специальности, студенты могут получить второе высшее экономическое образование по заочной форме, а на базе среднего специального образования — высшее образование по ускоренной 4-летней программе.

Одним из важных звеньев в построении системы непрерывного аграрного образования является создание и развитие Агротехнопарка, где интегрируются научные, образовательные и информационные технологии и определяется их влияния на аграрную политику в области и подготовку кадров.

В состав Агротехнопарка входят выставочный центр современных аграрных технологий, бизнес-инкубатор, консалтинговый центр и производственный сектор: цех растениеводства, мастерская, участки хранения и переработки, кроликоферма, птицеферма, грибоцех, теплица, биоферментатор, виварий, ветеринарная клиника, пасека.

Агротехнопарк активно осуществляет свою деятельность в тесном контакте с более чем 130 предприятиями, при этом заключено более 200 договоров о сотрудничестве.

Созданные подразделения — Экстеншен-центр и Центр практического обучения направлены на продвижение научных достижений в агропромышленный комплекс и заключение договоров с сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В научно-производственных подразделениях Бел-ГСХА обобщен лучший опыт технологий мирового АПК, что создает большие возможности для научно-практической деятельности современных специалистов аграрного сектора.

С учетом потребностей АПК региона одна из основных задач академии на современном этапе состоит в переподготовке и повышении квалификации топ-менеджеров для новейших животноводческих комплексов Белгородской области. Практико-ориентированное обучение управленцев данного профиля осуществляется не только на базе ведущих животноводческих хозяйств России, но и дополняется стажировкой на передовых сельскохозяйственных предприятиях дальнего зарубежья: Чехии, Германии, Венгрии и др.

По инициативе Министерства сельского хозяйства России и Нидерландов ведется международный проект «Экспертный центр животноводства». Главная идея проекта — создание условий для постепенной интеграции России в Европейскую аграрную систему. Основной целью проекта является подготовка руководящих кадров, способных решать проблемы предприятия: производственные, управленческие, маркетинговые с учетом передовых отечественных тенденций в области менеджмента на уровне ведущих европейских стран, что особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО.

Проект реализуется с участием ведущих профессоров Университета Вагенинген и европейских аграрных вузов ассоциации «Агримба». Что дает возможность получить сертификат Университета Вагенинген.

Систему непрерывного аграрного образования замыкает Институт переподготовки и повышения квалификации работников агробизнеса, который входит в структуру БелГСХА им. В. Я. Горина, что значительно расширяет возможности академии по подготовке высококвалифицированных специалистов. Здесь приобретают новые знания, как специалисты практики, так и студенты в процессе обучения основной специальности имеют возможность получить дополнительные навыки.

Научно-инновационная деятельность в системе непрерывного аграрного образования

Уровень подготовки аграрных специалистов во многом зависит от развития научно-инновационной деятельности.

Основная задача, решение которой обеспечивается за счет взаимодействия вышеназванных организационных структур, состоит в осуществлении принципа «Образование — через научные исследования и передовые технологии». Механизмы реализации заключается в привлечении студентов и аспирантов к научно-исследовательским работам, участию в про-

граммах по внедрению новых агропромышленных технологий, выполнению курсовых и дипломных работ под руководством научных сотрудников, внедрению результатов студенческих научных работ в реальное производство, работе студенческого конструкторского бюро по заказам сельскохозяйственных предприятий и др.

При этом в 2012 г. внешний заказ на выполнение научно-прикладных исследований сформирован по 144 профильным темам, что дает возможность привлечение дополнительного финансирования.

В академии действует система внутривузовских грантов для поддержки инновационной деятельности ученых и преподавателей и активизируется деятельность по практическому внедрению результатов интеллектуальной деятельности.

По инициативе академии при поддержке администрации Белгородской области ведется создание научно-практических проблемных лабораторий на базе крупных сельскохозяйственных организаций, предназначенных для разработки, проверки и внедрения инноваций в АПК. При этом уже согласованы тематики исследований, определены коллективы исполнителей, заключены договора по созданию лабораторий на производстве и проведению НИР.

И в заключение, подтверждая, роль научно-инновационной деятельности БелГСХА им. В. Я. Горина следует отметить полученные практические результаты: на условиях софинансирования создано 7 лабораторий на производстве: лаборатория свиноводства (колхоз им. М. В. Фрунзе), лаборатория птицеводства (ЗАО «Белгородский бройлер»), лаборатория селекции и промышленного семеноводства (ОПХ «Белгородское»), лаборатория промышленной технологии производства молока и мяса (сем-хоз «Ракитянский»), лаборатория по изучению систем земледелия (ООО «Русагро-Инвест»), лаборатория по изучению проблем в животноводстве (ГК БВК, ЗАО «Троицкое»), лаборатория информационных технологий (ООО «Центрпрограммси-стем»).

Созданная в Белгородской области система научно-исследовательского обеспечения АПК способствует формированию организационно-экономического механизма финансирования НИОКР, развития научно-инновационной инфраструктуры, высококвалифицированного кадрового научного потенциала.

Заключение

Таким образом, в агропромышленном комплексе Белгородской области создано интегрированного образовательного пространства на основе системы непрерывного аграрного образования, что имеет важное значение для реформирования системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. Основными элементами этой системы являются:

• аграрный вуз как интегрирующее ядро системы непрерывного аграрного образования;

• агроклассы, рассредоточенные по сельским территориям региона, позволяющие эффективно вести

со

о

СП

сп

<

со О

специальную подготовку, включая в программу и специальные общеобразовательные дисциплины;

• факультет среднего профессионального образования и комбинат рабочих профессий, созданные на базе вуза;

• научно-образовательные центры и лаборатории на производстве, позволяющие адаптировать содержание вузовской подготовки к требованиям современного производства;

• агротехнопарк, в состав которого входят бизнес-инкубатор, выставочный центр, экстеншн-центр современных сельскохозяйственных технологий, интегрирующие процессы образования, научно-исследовательской деятельности и производства;

• институт повышения квалификации кадров агробизнеса, позволяющий реализовать принцип кон-дуктивности образовательного процесса. Предложенный опыт БелГСХА им. В. Я. Горина

по разработке и внедрению инновационных подходов в системе аграрного образования позволяет значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов, синхронизировать процесс обучения с динамикой развития современного производства, приблизить аграрное образование и науку к современным требованиям и может быть успешно использован в других регионах России.

Список использованных источников

1. Отчет Губернатора Белгородской области Е. С. Савченко о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2012 г. http://www.savchenko.ru/article/2455.html.

2. А. Ф. Дорофеев. Система непрерывного аграрного образова-ния//АПК: экономика. Управление, № 7, 2006.

3. А. В. Турьянский. Инновационный подход к образовательному процессу в аграрном вузе//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 9, 2012.

4. И. А. Ильин. О воспитании в грядущей России. http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/ilin6.htm.

Innovative approaches to agricultural specialists training in continuing education for regional AIC

(in example of Belgorod region) A. V. Turyanskiy, Doctor of Economics, Rector, Belgorod state agricultural academy named after V. Gorin.

A. F. Dorofeev, PhD, Head of the Department of Economics, Management and Marketing, Institute of retraining and advanced training of agribusiness, Belgorod state agricultural academy named after V. Gorin.

The thesis propose the formation of an integrated educational environment based on a system of continuous agricultural education and training also identified innovative approaches education for agricultural professionals in higher school. The prospects of innovative development system of agricultural education, taking into account scientific and educational potential of the agricultural university.

Keywords: innovation, agricultural education, agriculture, human resources, continuing education.

В Москве состоялась Конференция «Формирование спроса на инновационные разработки»

12 сентября в гостиничном комплексе «Президент-Отель» состоялась Информационно-практическая конференция «Формирование спроса на инновационные разработки», одним из информационных партнеров которой выступил портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес».

Мероприятие собрало на своей площадке более 200 участников, заинтересованных в развитии инновационной сферы страны.

Конференция началась с приветственного слова представителя официального спонсора мероприятия ГК «ЧЭАЗ». Состоялась презентация программ участия Делового клуба «Государство. Наука. Бизнес».

Площадка мероприятия собрала представителей министерств и ведомств, обеспечивающих реализацию научно-технической политики страны, а также осуществляющих реализацию госпрограмм поддержки инноваций в различных отраслях.

Представитель департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Антон Шашкин рассказал о механизмах реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 гг.» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 гг.».

Минсельхоз России в лице Виктора Старцева, начальника отдела организации научных исследований, представил меры государственной поддержки инновационного развития агропромышленного комплекса. Большой интерес вызвало выступление Роскосмоса об инициативах по формированию отраслевой системы поддержки инновационной деятельности. Представителю ведомства Михаилу Симонову было адресовано много вопросов и предложений по организации сотрудничества. Также в первой части конференции Роман Силаев представил компетенции Суда по интеллектуальным правам, который начал свою работу в июле текущего года. ^ Программа продолжилась тремя тематическими блоками, которые были посвящены практическому реа-

сЗ лизации высокотехнологичных проектов, формированию кадров для инновационной экономики, а также организации инновационной деятельности в регионах.

Среди спикеров ГК «ЧЭАЗ», Spinverse Ltd, НП «Аналитическое агентство «Новые стратегии», НТО нефтяников и газовиков им. Губкина, Национальный фонд подготовки кадров, Fenix Consult Group, Интерактивного агентства «Partmedia» и др.

В целом стоит отметить, что информационно-практическая конференция «Формирование спроса на инновационные разработки» прошла в режиме конструктивного диалога. Участники мероприятия подчеркнули jJ необходимость создания постоянного контакта между заинтересованными аудиториями и проведения даль-со нейшей совместной работы в данном направлении.

СП

О

Организатором конференции выступил Деловой клуб «Государство. Наука. Бизнес».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.