Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ДОО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афанасьева Анжелика Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

При анализе повторного теста, мы можем наблюдать следующие результаты: Процентное соотношение детей при повторном тестировании по уровню развития лидерских способностей изменилось не значительно, теперь:

-Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -33, что составляет 32% от общего количества участников.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей -62, что составляет 60% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -6, что составляет 7 % от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих очень высокому уровню развития лидерских способностей -1, что составляет 1% от общего количества участников.

Обрабатывая полученные данные, мы обратили внимание на то, что у большинства опрошенных детей первоначальный уровень развития лидерских способностей находится в пределах среднего уровня. В конце смены у небольшого количества детей процент увеличился, это говорит о том, что программа детского лагеря способствует развитию лидерских способностей.

Список использованных источников:

1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. М.: МАУП, 2000. 136 с.

2. Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростка группы риска и их статуса в классе. Автореферат дисс. М, 2010. 23 с.

3. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. Спб: Питер, 2002.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И.Особенности самосознания подростков. //Вопросы психологии - 1995.N1. с. 12.

6. Борисова Е.Р. Лидерство в высшем образовании//Управление персоналом. 2004№3(91). с. 56-59.

7. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе, Самара 2007. 184 с.

8. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.

References

1. Anufriyeva N.M., Zelinskaya T.N., Zelinskiy N.E. Social Psychology: A Course of Lectures. M.: MAUP, 2000. 136 p.

2. Aygunova B.K The relationship between the personality traits of a risk group adolescent and their status in the classroom. Avtoreferat diss. M, 2010. 23 p.

3. Ann L.M. Psychological training with adolescents. SPb: Peter, 2002.

4. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. Psikhologicheskoye issledovaniye. M.: Prosveshcheniye, 1988.

5. Bozhovich L.I. Peculiarities of self-awareness of adolescents. //Voprosy psikhologii - 1995.N1. p. 12

6. Borisova Ye.R. Leadership in Higher Education//Upravleniye personalom. 2004.№3(91). p. 56-59.

7. Balashova I.G. Changes in the sociometric status of adolescents in the process of socialization in a study group, Samara 2007. 184 p.

8. Vayntsvayg P. Ten Commandments of the Creative Personality. M.: Progress, 1990

РОЛЬ ДОО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Афанасьева Анжелика Юрьевна

воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада № 129 ROLE OF ECE IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE

Afanasyeva Anzhelika Yurievna

educator

Municipal budgetary preschool educational institution of the city Irkutsk kindergarten №129

Аннотация. В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного

педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Abstract. In the general system of educational work, the physical development of preschool children occupies a special place. It is in preschool age, as a result of purposeful pedagogical influence, that the child's health is strengthened, the physiological functions of the body are trained, movements, motor skills and physical qualities necessary for the comprehensive harmonious development of the personality develop intensively. Ключевые слова: ДОО, физическое развитие детей, дошкольный возраст. Keywords: ECE, physical development of children, preschool age.

Актуальность раскрываемого вопроса заключается в том, что ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности [4].

Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает значимость для всей последующей жизни человека.

Проанализировав литературу по данной проблеме, мы отметили, что единого подхода к трактовке понятия не существует.

Физическое развитие в широком смысле рассматривали В.П. Дудьев, А.В. Кенеман, В.И. Козлова, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, Д.В. Хухлаева и другие.

Физическое развитие, по определению Э.Я Степаненковой, - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и т.п.) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства [2].

Ж.К. Холодов определяет физическое развитие как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей [5].

Проанализировав труды ученых по данному вопросу было сформировано ключевое понятие физического развития: физическое развитие - это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Дошкольный возраст - это период жизни ребенка 3-7 лет. Он, по мнению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания» личности, временем становления личностных механизмов и образований, периодом интенсивного физического развития ребенка. Аналогичного мнения придерживается Ж.К. Холодов, отмечая, что в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма [4].

В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей - гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [3].

С учетом характерных особенностей физического развития детей дошкольного возраста, их возможностей определяются цель и задачи физического развития.

Цель физического развития детей дошкольного возраста - развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Задачами физического развития детей выступают:

1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;

2) развитие у детей физических качеств - скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;

3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни [1].

Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых.

В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:

- во-первых, в двигательной сфере;

- во-вторых, в правильном выполнении основных видов движений;

- в-третьих, в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- в-четвертых, в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни [3]. Содержание нашей работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется

содержанием образовательной области «Физическое развитие», что в первую очередь проявляется в организации образовательной среды, которая способствует двигательной активности детей, создание развивающих центров по физическому развитию, организация подвижных игр на свежем воздухе, оздоравливающе и закаливающие процедуры, поведение совместных спортивных мероприятий с семьями воспитанников. Благодаря грамотно организованной работе по физическому развитию двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности.

Таким образом физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.); психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др.), равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей.

Список литературы

1.Бережнова, О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. 2014. № 5. С. 32-40

2.Доскин, В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. — М.: Просвещение, 2003. — 110 с.

3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Филиппова, С. О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 96 с.

5.Филиппова, С. О., Петренкина Н. А. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7361 (дата обращения: 16.01.2019).

References

1. Berezhnova, O. V. FSES of preschool education: basic provisions // Upravleniye DOU. 2014. № 5. P. 32-40.

2. Doskin, V. A., Golubeva L. G. Growing healthy: A guide for educators, parents and physical education instructors. — M.: Prosveshcheniye, 2003. — 110 p.

3. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.10.2013 No. 1155 "On approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 14.11.2013 No. 30384) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Filippova, S. O. World of movements of boys and girls. SPb.: DETSTVO-PRESS, 2001. 96 p.

5. Filippova, S. O., Petrenkina N. A. Modern approaches to assessing the physical condition of preschoolers // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7361 (data obrashcheniya: 16.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.