Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
ART 186053 УДК 371.132
Ненартович Анастасия Анатольевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», г. Красноярск пвпа^оУюЬ. [email protected]
Яценко Инна Александровна,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики детства ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», г. Красноярск ¡ппа уа1впко@.таИ. ги
Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования
Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы актуальности проблемы качества образования, готовности педагогов к обеспечению качества дошкольного образования. Раскрыты понятия «качество», «качество образования», «качество дошкольного образования». Определяется роль педагога дошкольной образовательной организации как ключевой фигуры, влияющей на качество образования. Ключевые слова: качество, качество образования, качество дошкольного образования, профессиональная готовность педагога, готовность педагога к обеспечению качества.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Новое течение времени вносит свои преобразования в развитие любой системы страны. Экономический прогресс государства в значительной мере зависит от степени образованности людей, живущих и обучающихся в ней.
По словам немецкого педагога А. Дистервега, образование - это важнейший стратегический ресурс страны. Развитие человеческого капитала - условие её конкурентоспособности в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии.
В современных социально-экономических условиях проблема качества образования рассматривается как национальная идея, как фактор повышения уровня жизни, определяющая успешное развитие человека и общества. Поэтому сегодня к качеству образования проявляется большой интерес как со стороны государства, так и со стороны общества.
С целью повышения качества образования в нашей стране проводятся реформы, появляются новые государственные образовательные стандарты либо происходит обновление действующих на всех уровнях российской образовательной системы.
Для системы дошкольного образования сегодня действует законодательно закреплённое в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» [1], введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС ДО) [2], появились новые образовательные программы, создаются условия для их реализации, однако уровень качества образования не повышается, а наоборот, отмечена тенденция к его снижению [3].
Почему так происходит, каковы причины снижения образовательного качества и как способствовать его повышению?
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много внимания как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
Словарь русского языка С. И. Ожегова предлагает следующую трактовку понятия качества: это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость» [4].
В отечественной литературе существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качество образования».
М. М. Поташник рассматривает качество образования как соответствие требованиям образовательных стандартов. Согласно его точке зрения, качество необходимо понимать как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, при этом цели (результаты) заданы только операционно и предусмотрены в зоне потенциального развития обучающегося» [5].
По мнению В. А. Качалова, «качество образования зависит не только от результатов учёбы, но и от системы, модели, организации и процедур, которые гарантируют обучающимся получение комплексного личного и общественного развития, способного удовлетворить их образовательные потребности и позволяющего внести вклад в дальнейшее развитие общества в целом» [6].
По-другому взглянуть на качество образование предлагает М. В. Рыжаков. Он рассматривает качество образования как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества и обращает внимание на тот факт, что с позиции потребителей всё сильнее выступает социальный аспект в концепции формирования компетентности будущих специалистов [7].
Изучив мнения учёных (К. Ю. Белой, Л. Г. Богославец, Н. А. Виноградовой, А. А. Майер, О. А. Сафоновой и др.) о качестве дошкольного образования, мы определили, что оно призвано обеспечить целый ряд значимых характеристик. К их числу относятся следующие:
1. Гарантированная реализация минимальных стандартов образования, т. е. качество образовательного процесса, способного создать условия для достижения ребёнком такого уровня образованности, который позволит ему осуществить качественный переход на следующую образовательную ступень - начальной школы.
2. Способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: качества полноценного развития ребёнка, сохранения его здоровья; качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольной образовательной организации; качества управления системой дошкольного образования.
3. Способность отвечать требованиям основных и косвенных потребителей, а также всех заинтересованных сторон, т. е. качество результатов, которые способны удовлетворить ожидания и запросы заказчиков (в первую очередь родителей) и соответствовать государственным нормативам.
4. Тенденция к совершенствованию, т. е. стремление не только к реальному, но и потенциальному качеству образования в дошкольной образовательной организации.
Обратимся к зарубежным исследованиям по проблеме качества дошкольного образования, носящим лонгитюдный характер.
Учёные (В. Титце, М. Текстор, В. Фтенакис и др.) [8] в своих исследованиях определяют факт того, что благоприятные изменения в развитии дошкольников, зафиксированные через несколько лет после их выпуска из детского сада, в среднем на 50% зависят от причин, заданных извне, таких, как материальные ресурсы; уровень подготовленности педагогических кадров; наполняемость групповых комнат; время, отводимое педагогу для подготовки к осуществлению непосредственно образовательной деятельности с детьми; размер внешних и внутренних помещений, используемых в педагогическом образовательном процессе и др. Если применить эти характеристики к нашей системе образования, то их можно отнести к условиям реализации образовательной программы, т. е. к одному из требований ФГОС ДО.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
Оставшиеся 50% относятся к внутренним причинам, а конкретнее - к качеству образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). И речь здесь не столько об условиях реализации образовательной программы, сколько о педагогической деятельности воспитателей, в которую входит: наблюдение за детьми, ведение документации, учёт баланса интересов группы и каждого отдельного ребёнка, а также способы взаимодействия с детьми и их родителями [9].
Таким образом, половина благоприятных изменений зависит от педагога, находящегося с детьми, от того, как он умеет выстраивать свою педагогическую деятельность; как владеет технологиями, методами, формами и т. д. Профессионализм педагога является условием достижения качественного образования. Приоритет субъектной позиции по отношению к самому себе позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Педагогу необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, добросовестно относиться к своей профессиональной деятельности.
Согласно проекту концепции и содержания профессионального стандарта, педагог является ключевой фигурой в образовании. Именно от его интеллекта, профессионализма, системы нравственных ценностей зависит воспитание и обучение детей.
Мы вполне согласны с данной точкой зрения, потому что, действительно, качество во многом зависит от человеческого фактора, жизненных и профессиональных установок людей, их грамотности, отношения к своей профессиональной деятельности.
В условиях интенсивных изменений, происходящих сегодня в системе дошкольного образования, педагогическая деятельность становится всё более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы [10]. Возникает потребность в педагоге, способном реализовывать идеи ФГОС ДО и проектировать свою педагогическую деятельность с учётом достижений науки, передового педагогического опыта, а также её творческого переосмысления.
На основании изложенного выше назревает вопрос о готовности педагога к обеспечению качества дошкольного образования в контексте смены образовательной парадигмы. Если вернуться к разговору о качестве образования, каким, по их мнению, оно должно быть, что для них означает быть педагогом нового времени, заинтересованы ли они в своей профессии, в повышении уровня своего профессионализма, какие трудности испытывают в процессе профессиональной деятельности, а также какие условия создаются в конкретных ДОО для помощи и поддержки их профессионального развития?
Готовность педагога дошкольной образовательной организации к обеспечению качества можно сравнить с готовностью педагога качественно выполнять свою трудовую деятельность, т. е. насколько он профессионален в своём деле. Под профессионализмом всегда подразумевается высокий уровень выполнения профессиональной деятельности. В современных условиях профессионализм особенно важен для успешной деятельности педагога, поскольку он напрямую влияет на качество образования, в данном случае дошкольного.
В ходе изучения соответствующих источников мы обнаружили, что проблема готовности педагога к обеспечению качества образования, в том числе дошкольного, освещена недостаточно.
Вместе с тем в психолого-педагогических источниках достаточно полно анализируется проблема формирования готовности специалистов к профессионально-педагогической деятельности (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.). Учёные рассматривают этапы формирования готовности как взаимосвязь трёх основных этапов формирования личности:
- начало обучения в общеобразовательной школе;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
- начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение);
- самостоятельная профессиональная деятельность.
Проблему психологической готовности к педагогической деятельности изучали учёные О. В. Борденюк, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Т. В. Иванова, Н. В. Кузьмина, Ю. П. Поваренков, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков и др. Говоря о ней, исследователи используют различную терминологию: профессиональная готовность психики специалиста (Ю. В. Прошунина, В. А. Сластёнин), готовность к восприятию и решению педагогических задач (Н. В. Кузьмина), психологическая готовность к педагогической деятельности (Т. В. Иванова, О. В. Борденюк), социально-психологическая готовность к решению различного вида педагогических задач (А. А. Деркач).
Кроме того, вопросы формирования готовности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности рассматриваются сегодня в контексте компе-тентностного подхода (А. В. Антонова, С. А. Козлова, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, Н. Ф. Талызина и др.). Следует отметить, что в связи со сменой образовательной парадигмы компетентностный подход обретает всё большую актуальность. Это может свидетельствовать о том, что современному педагогу необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на развитие профессиональных компетенций, актуальных сегодня.
Если сравнивать проблему готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности и проблему готовности педагога к обеспечению качества, можно отметить, что полученных в вузе знаний недостаточно для того, чтобы обеспечивать образовательное качество. Иметь знания ещё не значит быть компетентным. Знать технику плавания - не значит уметь плавать. Владеть методами измерения и математическими методами анализа их результатов - не значит уметь вести экспериментальные исследования. Личный опыт молодому специалисту ещё предстоит обрести, и здесь многое будет зависеть от того, как он сможет реализовывать свои знания в практической профессиональной деятельности, окажут ли ему поддержку более опытные педагоги, к которым сегодня предъявляются качественно новые требования. Педагоги ДОО также нуждаются в поддержке, связанной с необходимостью постоянного совершенствования имеющихся профессиональных компетенций и развития новых компетенций.
Таким образом, можно констатировать определенную дефицитарность психолого-педагогических знаний о проблеме готовности педагога к обеспечению качества дошкольного образования.
Всё это указывает на необходимость тщательного изучения проблемы качества дошкольного образования и готовности педагогов дошкольной организации его обеспечивать. Далее мы планируем детальное изучение актуальных на сегодняшний день профессиональных компетенций, определяющих профессионализм современного педагога и оказывающих значительное влияние на эффективность его профессиональной деятельности, а значит, и на качество образования, в нашем случае дошкольного, а также изучение условий, организованных в конкретных ДОО с целью формирования готовности педагога к обеспечению образовательного качества. К данным условиям можно отнести: стиль управления педагогическим коллективом, организационную культуру ДОО, методическую работу и др. Особенно важным аспектом здесь являются межличностные отношения; необходимо понимание того, каковы они в конкретной организации, стараются ли педагоги понять и поддержать друг друга, являются ли они на самом деле коллективом, работают ли одной командой, понимают ли, что заняты общим делом; трудится ли руководство ДОО в режиме развития, в режиме общего дела, способствует ли созданию среды, необходимой сегодня педагогу для
Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
того, чтобы быть готовым к обеспечению образовательного качества. Ведь климат, созданный в ДОО, напрямую влияет на качество образования, так как условия, в которых «живёт» и развивается педагог, опосредуют его деятельность, а значит, напрямую влияют на развитие детей, следовательно, на образовательное качество.
Мы предполагаем, что наше исследование позволить выявить дефициты и трудности в профессиональной деятельности педагога ДОО на современном этапе, что будет способствовать в дальнейшем выработке практических шагов по решению обозначенной проблемы, наметит перспективы в развитии профессиональных компетенций, необходимых педагогу для готовности к обеспечению качества дошкольного образования.
Ссылки на источники
1. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Ильин Г. Л. Инновации в образовании: учеб. пособие. - М.: Прометей, 2015. - С. 7.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
5. Поташник М. М., Ямбург Е. А., Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 448 с.
6. Качалов В. А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. - 2000. - № 5. - С. 82.
7. Рыжаков М. В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы: тез. докл. Междунар. конф. - М.: МЦНТИ, 1995. - С. 42-45.
8. Tietze W., Viernickel S. (Hrsg.) Pädagogische Qualität in Tageseinrichtungen für Kinder // Ein Nationaler Kriterienkatalog. - Berlin: Cornelsen Verlag Scriptor, 2007. - 3 Auflage.
9. Яценко И. А. Вопросы взаимосвязи стандартизации и качества дошкольного образования в перспективе отечественного и зарубежного педагогического опыта // Вестник Орловского государственного университета. - Орел, 2013. - № 2 (31). - С. 124-127.
10. Панкова Г. В., Лузан М. М., Сергеева М. А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 231-235. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm.
Anastasia Nenartovich,
Graduate Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk
Inna Yatsenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Childhood Pedagogics Chair, Krasnoyarsk State Pedagogical
University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk
On the issue of educators readiness to ensure the quality of preschool education Abstract. In the presented article, the authors consider issues of the education quality problem relevance, the readiness of educators to ensure the quality of preschool education. They explain concepts "quality", "quality of education", "quality of preschool education", define the role of educators of a pre-school educational organization as key figures influencing the quality of education.
Key words: quality, quality of education, quality of preschool education, educator's professional readiness,
educator's readiness to ensure quality.
References
1. "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii": Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (in Russian).
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 № 30384). Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (in Russian).
3. Il'in, G. L. (2015). Innovacii v obrazovanii: ucheb. posobie, Prometej, Moscow, p. 7 (in Russian).
ISSN 2304-120X
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ненартович А. А., Яценко И. А. Готовность педагогов к обеспечению качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186053.htm.
4. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Yu. (1997). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka, 4-e izd, Azbukovnik, Moscow, 944 p. (in Russian).
5. Potashnik, M. M., Yamburg, E. A., Matros, D. Sh. et al. (2000). Upravlenie kachestvom obrazovaniya, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 448 p. (in Russian).
6. Kachalov, V. A. (2000). "Problemy upravleniya kachestvom v vuzah", Standarty i kachestvo, № 5, p. 82 (in Russian).
7. Ryzhakov, M. V. (1995). "Federal'nye obrazovatel'nye standarty v kontekste demokraticheskih pre-obra-zovanij", Obrazovatel'nye standarty: problemy iperspektivy: tez. dokl. Mezhdunar. konf, MCNTI, Moscow, pp. 42-45 (in Russian).
8. Tietze, W. & Viernickel, S. (Hrsg.) (2007). "Pädagogische Qualität in Tageseinrichtungen für Kinder", Ein Nationaler Kriterienkatalog, Cornelsen Verlag Scriptor, Berlin, 3 Auflage (in German).
9. Yacenko, I. A. (2013). "Voprosy vzaimosvyazi standartizacii i kachestva doshkol'nogo obrazovaniya v perspektive otechestvennogo i zarubezhnogo pedagogicheskogo opyta", Vestnik Orlovskogo gos-udarstvennogo universiteta, Orel, № 2 (31), pp. 124-127 (in Russian).
10. Pankova, G. V., Luzan, M. M. & Sergeeva, M. A. (2016). "Razvitie professional'noj kompetentnosti peda-goga DOO v kontekste FGOS DO i PS (Profstandarta)", Nauchno-metodicheskij ehlek-tronnyj zhurnal "Koncept", t. 10, pp. 231-235. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 02.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 08.06.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Ненартович А. А., Яценко И. А., 2018
9772304120180