Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОМА МОСКВЫ В ЕРЕВАНЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ДОМА МОСКВЫ В ЕРЕВАНЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«мягкая сила» / международные стратегические коммуникации / постсоветское пространство / Дом Москвы в Ереване / "soft power" / international strategic communications / post-Soviet area / Dom Moskvy in Yerevan

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карапетян Ваграм Вардкесович, Давтян Ани Самвеловна, Трохинова Ольга Игоревна

В статье анализируется деятельность Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване и его особенности в контексте трансформации и приоритетных направлений деятельности России в сфере международных коммуникаций. Описаны ключевые подходы к организации взаимодействия на постсоветском пространстве, а также инструменты и технологии Дома Москвы в Ереване. На основе изучения практики коммуникации и документов, декларирующих задачи внешней политики России, делается вывод о возможной трансформации стратегической коммуникации РФ на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MOSCOW CULTURAL BUSINESS CENTRE “DOM MOSKVY” IN YEREVAN IN RUSSIAN STRATEGIC COMMUNICATION TRANSFORMATION IN POST-SOVIET REPUBLICS

The article dwells on the activities of the Moscow Cultural Business Centre “Dom Moskvy” in Yerevan and its features in the context of transformation and priority areas of Russia’s efforts in the field of international communications. The paper considers key approaches to structuring interaction in post-Soviet republics, as well as the tools and technologies of the Dom Moskvy in Yerevan. Based on the study of communication practice and documents declaring the objectives of Russian foreign policy, a conclusion is made about the possible transformation of strategic communication of the Russian Federation in post-Soviet republics.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОМА МОСКВЫ В ЕРЕВАНЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 659; 327 ГРНТИ 11.25.42 ББК 66.4 (Рос) ВАК 5.9.9

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-74-104

Карапетян В.В., Давтян А.С. Ереван, Армения Трохинова О.И. Москва, Россия

РОЛЬ ДОМА МОСКВЫ В ЕРЕВАНЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье анализируется деятельность Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване и его особенности в контексте трансформации и приоритетных направлений деятельности России в сфере международных коммуникаций. Описаны ключевые подходы к организации взаимодействия на постсоветском пространстве, а также инструменты и технологии Дома Москвы в Ереване. На основе изучения практики коммуникации и документов, декларирующих задачи внешней политики России, делается вывод о возможной трансформации стратегической коммуникации РФ на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: «мягкая сила», международные стратегические коммуникации, постсоветское пространство, Дом Москвы в Ереване

V.V. Karapetyan, Ani S. Davtyan Yerevan, Armenia Olga I. Trokhinova Moscow, Russia

THE ROLE OF MOSCOW CULTURAL BUSINESS CENTRE "DOM MOSKVY" IN YEREVAN IN RUSSIAN STRATEGIC COMMUNICATION TRANSFORMATION IN POST-SOVIET REPUBLICS

Abstract. The article dwells on the activities of the Moscow Cultural Business Centre "Dom Moskvy" in Yerevan and its features in the context of transformation and priority areas of Russia's efforts in the field of international communications. The paper considers key approaches to structuring interaction in post-Soviet republics, as well as the tools and technologies of the Dom Moskvy in Yerevan. Based on the study of communication practice and documents declaring the objectives of Russian foreign policy, a conclusion is made about the possible transformation of strategic communication of the Russian Federation in post-Soviet republics.

Keywords: "soft power", international strategic communications, postSoviet area, Dom Moskvy in Yerevan

Постановка проблемы

Постсоветское пространство - суверенные государства, возникшие в результате распада СССР: Россия, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Эстония - более 30 лет остается в фокусе различных научных исследований в сфере международных отношений, политологии, социологии, культурологии, экономики и др. В последние годы особое внимание сосредоточено и на коммуникационных процессах, которые отражают дипломатическую практику и декларируемые государствами бывшего Советского Союза задачи и интересы как в отношении друг друга, так и в отношении других стран.

Учитывая исторический контекст, инфраструктурное развитие бывшего СССР, между странами постсоветского пространства сохраняются экономические, торговые, социальные, культурные, научные связи. Однако

появление новых государств сопровождалось и даже во многом определялось необходимостью решения целого комплекса политических и социально-экономических задач, которое происходило первоначально за счёт сотрудничества с другими, зачастую более сильными, государствами. В результате ранее единое пространство оказалось разделённым не только новыми государственными границами, но и новыми представлениями, ставшими результатом интеграционных и коммуникационных проектов различных акторов: появились блоки стран, граница между которыми, по мнению ряда исследователей, была проведена на основе представления о потенциальных союзниках и противниках [Потоцкая, 2015: 173]. Подобные процессы приводят, в том числе и к различным представлениям о том, что следует считать постсоветским пространством. Так, на сегодняшний день, согласно одному из наиболее распространенных подходов отечественной школы международных отношений, термин «постсоветский» определяет географическое пространство государств, входивших в состав бывшего Советского Союза, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии [Торкунов, Малыгин, 2012].

Тем не менее, усилившиеся процессы формирования национальной самоидентичности, увеличения темпов экономического развития, политического влияния, переход к многополярности в сфере международных отношений актуализировали для многих стран постсоветского пространства необходимость сохранения, а иногда и восстановления утерянных после распада СССР, связей. Помимо этого, в условиях потенциальных санкционных войн, информационного противоборства, тлеющих и обостряющихся территориальных и военных конфликтов, для акторов постсоветского пространства особенно чувствительными и в высшей мере политизированными становятся вопросы языка, сохранения исторической памяти, национальной культуры, межнациональных диалогов, разрешения накопившихся внутри- и внешнеполитических противоречий и т.д. Помимо внешних вызовов, суверенные государства постсоветского пространства

сталкиваются с необходимостью обеспечения должного уровня поддержки населением власти для воспроизводство политической системы. Это особенно важно для постоянного развития государства и, как следствие, усиления его роли на международной арене. При этом, учитывая общую историческую базу - период существования Советского Союза - описываемые государства сталкивались со схожими проблемами в различных сферах общественной жизни. Это подтолкнуло к поиску форм и способов совместного решения таких проблем, что продиктовано в конечном счете стремлением обеспечить достойную жизнь и будущее для своих граждан [Шумский, 2000].

История вопроса

Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, зачастую играла одну из ключевых ролей в различных интеграционных процессах. В практике внешнеполитических коммуникаций для поддержки ведущей роли России на постсоветском пространстве, русского языка и привлечения соотечественников был разработан целый пул различных инструментов «мягкой силы», публичной дипломатии, международных связей с общественностью. С течением времени ведущие роли в реализации интеграционных проектов стали играть и другие государства, например, нельзя не отметить роль Казахстана в развитии ЕАЭС. Страны СНГ, сохранившие добрососедские отношения и прагматический подход к решению общих задач, играют роль региональных партнеров. До сегодняшнего дня сохраняется необходимость политических, экономических, инфраструктурных, культурных, исторических связей на постсоветском пространстве. Россия, как ключевой игрок мировой политики, заинтересована в этом, что объясняется не только экономическими и политическими интересами, но и важностью обеспечения безопасности в регионе.

В данной работе выделим два условных, но не исчерпывающих направления, в рамках которых современные исследователи рассматривают вопросы сохранения и усиления связей России с бывшими советскими республиками, — интеграционное и коммуникационное.

В рамках первого направления ключевыми инструментами выступают интеграционные проекты и межправительственные объединения — Евразийский экономический союз, Таможенный союз, Организация Договора о коллективной безопасности, — которые рассматриваются как проекты, имеющие особую значимость для сохранения и продвижения интересов России на постсоветском пространстве [Чуфрин, 2019; Пивовар, Гущин, 2013]. В целом, одной из движущих сил ведения эффективной внешней политики является взаимодействие с международными акторами в лице государств, организаций, а также интеграционных объединений. Заключая многосторонние соглашения о сотрудничестве, страна развивает свой потенциал в области решения проблем как на национальном, так и на мировом уровне.

Внимание другой части исследователей сосредоточено на инструментах «мягкой силы», публичной дипломатии, международных связей с общественностью, работа с которыми в долгосрочной перспективе способствует реализации национальных интересов страны через повышение ее привлекательности в глазах зарубежных аудиторий и международных акторов [Ефанова, 2018; Кулешова, 2011].

Считается, что язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях [Кулешова, 2011], влияя напрямую или косвенно на мировую политику и межгосударственные связи. То есть культурное влияние нации является одним из важнейших факторов «мягкой силы». При этом инструментальный подход не является исчерпывающим при анализе эффективности принятых коммуникационных мер [Борисов, 2022].

Несмотря на разницу в подходах к изучению продвижения и защиты национальных интересов России, исследователи сходятся в одном: принятые меры не гарантируют обеспечения поставленных целей в полной мере. Это иллюстрируют и антироссийские настроения в странах Прибалтики, а затем в Грузии, Молдове, Украине, которые сделали «выбор в пользу ориентации

своего политического, экономического и военно-политического развития на такие зарубежные центры силы и влияния, как США, ЕС и НАТО, сворачивая при этом масштабы и интенсивность отношений с РФ, сводя их к минимуму в одних областях и доводя до полного разрыва в других» [Чуфрин, 2019: 10]. Апофеозом кризисных процессов стала ситуация, развернувшаяся на Украине. В условиях нарастающей конфронтации с Западом критически важным становится не допустить усиления влияния НАТО и вступления в блок новых стран из числа бывшего СССР.

Тем не менее потенциал развития и укрепления связей для России сохраняется, и в этом процессе ключевую роль может сыграть взаимовыгодное сотрудничество, то есть учет интересов всех сторон взаимодействия c помощью оптимизации и частичного пересмотра подходов к реализации существующих коммуникационных процессов.

Усиление роли информационно-коммуникационных технологий постепенно привело к изменению критериев «привлекательности» государства для сотрудничества с другими международными субъектами. Теперь имидж страны формируют не только элементы военного и экономического потенциала, но и способность использовать инструменты гуманитарного, культурного воздействия, чтобы добиться необходимого результата во внешнеполитических делах [Кошкар-оол, 2019].

Такая трансформация критерия «престижного» во взаимодействии государств привела к появлению концепции мягкой силы в международных отношениях. Впервые понятие «мягкая сила» было введено в оборот американским политологом Джозефом Наем в 1990-х годах [Nye, 2003]. Данный термин подразумевал под собой способность влиять на других и получать желаемый результат путем сотрудничества и создания положительного восприятия, а не путем принуждения [Най, 2006]. Джозеф Най не раз обращался к феномену «силы» в своих работах, указывая на факт существования и другой концепции - «жесткой силы». Она включает в себя силовое и экономическое принуждение в целях достижения интересов

[Кошкар-оол, 2019]. Однако со временем этот концепт, в отличие от «мягкой силы», потерял свою привлекательность, в связи с краткосрочным эффектом в результате его имплементации в международных отношениях.

На сегодняшний день при формировании стратегии национальной безопасности актуальным становится обеспечение также культурной безопасности, которая достигается в результате использования «мягкой силы» [Церпицкая, Маркушина, Ковалевская, 2015]. Поэтому государства, выбирая свою внешнеполитическую линию, больше склонны выстраивать долгосрочные партнерские отношения, во избежание более жестких форм противостояния. Данный механизм осуществляется при помощи инструментов «мягкой силы», которые включают в себя международное сотрудничество, дипломатию и всеобъемлющую коммуникацию в виде деловых и культурных связей.

Другим инструментом «мягкой силы» является дипломатия, а именно гуманитарная и публичная. Обращаясь к самому концепту дипломатии, необходимо упомянуть, что он многогранен и содержит различные способы воздействия на общественное мнение граждан других стран, создавая для этого благоприятные условия. В современном мире дипломатия приобрела разные формы, но эффективными в контексте «мягкой силы» остаются гуманитарная и публичная [Табаринцева-Романова, 2019]. Гуманитарная дипломатия в рамках «мягкой силы» призвана осуществлять деятельность, направленную как на защиту людей во время гуманитарных катастроф, так и на укрепление межгосударственных связей при помощи взаимодействия в области культуры, науки, образования и других сферах. В свою очередь, публичная дипломатия, которая предполагает воздействие на общественность при помощи различных каналов, официальных и неофициальных, направлена на формирование имиджа государства в глазах общественности зарубежных странах [Громогласова, 2018].

Однако использование этой концепции «мягкой силы» может встречать вызовы на своем пути. Во-первых, для осуществления этой политики

требуются большие финансовые затраты, в связи с её долгосрочной перспективой. Во-вторых, страна, разрабатывая стратегию «мягкой силы» в рамках своей внешней политики, не может применять её инструменты универсально по отношению ко всем своим партнерам. Немалую роль играют характеристики целевых стран, на которых будут направлены усилия публичной дипломатии. В-третьих, результаты использования «мягкой силы» трудно измерить. Необходимы годы, чтобы увидеть качественный результат. Примером могут послужить стипендиаты образовательных программ, которые спустя несколько лет возвращаются в свои родные страны, чтобы реинвестировать знания и развить свой опыт, что способствует глобальному взаимопониманию между странами [Seymour, 2017].

Несмотря на отложенный во времени результат, гуманитарный трек в международных отношениях активизируется во второй половине ХХ века и остается актуальным по сей день. Однако в научном сообществе существуют различные взгляды на взаимосвязь ключевых концепций коммуникационного воздействия и взаимодействия в сфере международных отношений. Так Эйтан Гильбоа утверждает, что «мягкая сила» является одной из составляющих публичной дипломатии. Последняя эффективно использует «soft power», если достигает следующих целей: привлечение к своей деятельности неправительственных организаций наряду с государственными; использование новых медиатехнологий для создания и укрепления позитивного имиджа страны; продвижение краткосрочных и долгосрочных целей в условиях постоянной адаптации к изменяющейся среде [Gilboa,2018]. Таким образом, несмотря на разницу в подходах, публичная дипломатия по сути предполагает использование мирных методов влияния на общественное мнение и отдельных лиц (журналистов, граждан, лиц, принимающих решения и т.д.), разрабатываемых правительством в контакте с неправительственными организациями.

Однако, учитывая необходимость реализации странами постсоветского пространства своих национальных интересов в сфере экономики, политики,

безопасности, уместно ли говорить исключительно о влиянии, то есть об односторонних моделях коммуникации? Анализируя процессы в сфере международных отношений, безусловно мы касаемся категории власти, но рассуждая о коммуникационных процессах в этой сфере нельзя говорить исключительно о субъект-объектном взаимодействии. Важно учитывать интересы всех участников, рассматривать коммуникацию как субъект-субъектное взаимодействие, а не исключительно однонаправленное воздействие для реализации своих целей на международной арене. Кроме того, необходима согласованность и синхронизация всех коммуникационных действий и управление сообщениями.

Связи с общественностью становятся основным институтом, целью которого является управление коммуникационными процессами [Голуб, 2012: 142]. Это заранее спланированные и продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между социальным субъектом и ее общественностью. В контексте международных отношений таким субъектом может выступать государство. Связи с общественностью подразумевают не только информирование и влияние на целевые аудитории — зарубежную общественность, элиты, СМИ, — но и фиксацию обратной связи, реакции, постоянное управление контентом, воспроизводство коммуникационных циклов. Проекты в сфере связей с общественностью нацелены на выстраивание долгосрочных гармоничных отношений с целевыми аудиториями, но при этом они, как правило, ограничены во времени, что характерно для любой проектной деятельности. Однако сама по себе коммуникация является непрерывным и всеобъемлющим процессом. Все коммуникационные действия базисного субъекта подчинены его стратегическим целям, обеспечивающих его развитие и существование в целом. Международные коммуникации любого государства сегодня представляют собой сложную систему самых различных технологических субъектов, в арсенале которых огромное множество инструментов, каналов и

технологий. Это, с одной стороны, открывает перед базисным субъектом — государством — новые возможности достижения поставленных целей и задач, а с другой — значительно усложняет процессы генерации сообщений, их передачи, учета обратной связи. Поэтому встает необходимость в синхронизации, подчинении всех каналов коммуникации, выстраивание четкой иерархичной структуры коммуникации — «проецировании государством в сознание национальных и зарубежных целевых аудиторий определенных стратегических ценностей, интересов и целей путем адекватной синхронизации разносторонней деятельности во всех областях общественной жизни с ее профессиональным коммуникационным сопровождением» [Пашенцев, 2013].

По мнению Е.Н. Пашенцева, стратегическая коммуникация может быть осуществлена в трех формах, дополняющих друг друга — связи с общественностью, публичная дипломатия и информационные операции. Как было описано выше, публичная дипломатия, по мнению части исследователей, включает в себя или тесно связана с «мягкой силой» государства.

С учетом масштабности коммуникационных процессов на постсоветском пространстве в силу его геополитического и культурного разнообразия, важным становится последовательная дифференциация целевых аудиторий, каналов коммуникации, ключевых сообщений, включение в коммуникацию представителей элит и лидеров общественного мнения. Иными словами, оказывается недостаточным разработать универсальный инструментарий в сфере публичной дипломатии, связей с общественностью и работать «по одним лекалам»: в этом случае не учитываются реальные интересы всех игроков, а значит невозможно выстраивать коммуникацию на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Так, ряд экспертов отмечает, что государственные системы, уровни развития экономики и общества, локальные проблемы слишком разные, чтобы перечислять эти страны в рамках одной группы под названием «постсоветское пространство» [Ковальчук, 2014: 24].

Также встает вопрос о том, кто должен выступать технологическими субъектами — инициировать и организовывать это взаимодействие, продвигая национальные интересы. Для России реализация интересов на постсоветском пространстве прямо связаны с её позициями на международной арене [Ковальчук, 2014]. То есть речь идет не только об установлении взаимовыгодного сотрудничества, что подразумевают, например международные связи с общественностью, но и о продвижении своих интересов, а значит — в контексте международных коммуникаций — и о формировании привлекательного образа государства, что обеспечивает большее количество лояльных к нему зарубежных аудиторий. Таким образом, через установление взаимовыгодных отношений государство, как социальный субъект, может перейти к улучшению имиджа и образа страны. Это может быть достигнуто через выстраивание масштабной системы стратегических коммуникаций. В настоящее время стратегическая коммуникация на международной арене означает создание, преобразование и поддержание репутации государства, а также корректировку бренда страны. Она становится эффективным механизмом управления международной репутацией государства [Минаева, 2021: 54].

В попытках найти ответы на ключевые вопросы о том, кто, как и на основе чего должен выстраивать коммуникационные процессы, формировать ключевые сообщения для продвижения интересов России на постсоветском пространстве, интерес представляет опыт не только национальных институтов, осуществляющих коммуникацию на международном, глобальном уровне, таких как например «Русские дома» Россотрудничества, но и сосредоточить внимание на отдельных региональных инициативах, встроенных в систему международных стратегических коммуникаций России, одной из которых является Дом Москвы в Ереване.

Описание методики

В рамках данного исследования авторы анализируют деятельность Московского культурно-делового центра (МКДЦ) «Дом Москвы» в Ереване,

изучают инструменты и технологии его работы с целевыми аудиториями в Республике Армения. Проанализированы ключевые мероприятия МКДЦ, его структура, партнерская сеть, методы взаимодействия с населением, представителями культурных и политических элит Армении и России. Сбор первичной информации и сопоставление их с эволюцией коммуникационных целей, обозначенных в Концепции внешней политики Российской Федерации в редакции 2016 г. и 2023 г., позволяет определить вектор развития инструментов «мягкой силы», а также концептуальные основы и пути развития стратегической коммуникации России на постсоветском пространстве.

Результаты исследования

Московский культурно-деловой центр (МКДЦ) «Дом Москвы» в Ереване представляет особый исследовательский интерес, так как является площадкой международной коммуникации и одновременно инструментом реализации «мягкой силы» России, инициированной при этом не федеральным, а региональным субъектом - Правительством Москвы. Согласно Концепции создания организаций «Дом Москвы» за рубежом [Распоряжение Мэра Москвы... 2003], деятельность МКДЦ координируется Департаментом внешнеэкономических и международных связей Москвы, общее руководство деятельностью возложено на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, координирующего международное сотрудничество. Дома Москвы в разное время были открыты в Ереване, Минске, Софии, Сухуме, Риге и других городах ближнего зарубежья.

Дома Москвы создаются с целью обеспечения эффективного сотрудничества органов исполнительной власти города, организаций и предприятий Москвы с зарубежными партнерами в экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях. При этом основным критерием целесообразности открытия Домов Москвы является взаимная заинтересованность сторон в развитии и расширении деловых партнерских отношений. МКДЦ осуществляет многопрофильную деятельность. За Домами

Москвы закреплено право прямого обращения в органы исполнительной власти города. Таким образом, можно отметить определенную автономность организации.

Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Ереване основан в 2007 году, расположен на площади России, напротив здания мэрии города Еревана, и является центром содействия культурному и деловому сотрудничеству между столицами РФ и РА. Согласно уставным документам, деятельность центра направлена на обеспечение эффективного диалога органов исполнительной власти, организаций и предприятий города Москвы с армянскими партнерами в экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях.

Дом Москвы в Ереване активно сотрудничает с Министерствами, ведомствами и регионами Армении, что отражается на масштабах его деятельности, которая будет описана ниже. Отдельно отметим, что МКДЦ предлагает полный спектр услуг для организации и проведения деловых встреч и мероприятий разного формата. В Доме Москвы в Ереване открыт многофункциональный конгресс-зал «Кремль» вместимостью 220 человек, конференц-зал «Старая площадь» вместимостью до 60 человек, выставочный зал «Парк Музеон». В течение всего года в МКДЦ проходят десятки различных мероприятий: конгрессов, конференций, концертов, кинопоказов, круглых столов, пресс-конференций, выставок, семинаров и т.п. Особое место занимает библиотека, которая насчитывает более 15000 художественной литературы на русском языке.

Важной составляющей работы Дома Москвы в Ереване является ее культурно-образовательная компонента, которая представляет собой несколько проектных направлений.

Наиболее важной с точки зрения обеспечения возможности диалога будущих поколений жителей России и Армении является сохранение культурных, образовательных, научных и экономических связей. С этой целью Домом Москвы в Ереване организованы - бесплатные курсы русского языка

для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Проект стартовал 1 октября 2019 года и направлен на популяризацию русской культуры, языка и речи среди подрастающего поколения Армении. Обучение проходит по уровням: элементарный и базовый. Для поддержания высокоэффективного образования Дом Москвы в Ереване совместно с ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина», Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и профильными вузами Республики Армения издал методические материалы - поурочные разработки обучения курса русского языка. В 2023 году с целью улучшения качества обучения детей-инофонов бесплатных курсов русского языка Домом Москвы в Ереване был разработан новый учебно-методический курс «Сказки», как промежуточная составляющая между двумя имеющимися уровнями.

В период запуска проекта, с октября 2019 г. по февраль 2020 г., Домом Москвы в Ереване были организованы бесплатные курсы русского языка в четырех городах Армении. В 2021 году - в 26 городах, в 2022 году - в 41 городе, а по состоянию на конец июля 2023 года курсы прошли уже в 49 городах. География проекта продолжает расширяться: с сентября 2023 года курсы стартовали в 51 городе и населенном пункте Армении. Каждые два месяца обучение проходят около 750 детей. Курсы русского языка проводятся на разных площадках, которые выделяют инициаторам проекта городские или региональные власти, - школы, библиотеки, дома культуры, помещения залов заседаний местных администраций.

Помимо предоставления учебно-методических и дидактических пособий учителям образовательных курсов, Дом Москвы в Ереване также уделяет внимание профессиональной деятельности педагогов. В этой связи, с целью усовершенствования профессиональных компетенций, начиная с 2021 года, ежегодно с частотой два раза в год Дом Москвы в Ереване совместно с профильными вузами России и Армении организовывает курсы повышения квалификации для учителей-русистов, работающих в образовательных проектах МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване.

В рамках поддержания стратегических задач внешнеполитической линии Российской Федерации, учитывая, в особенности, задекларированные цели раздела IV п. 43 и п. 44 Концепции внешней политики РФ от 31.03.2023 г. и раздела IV п. 53, п. 55 Концепции внешней политики РФ от 30.11.2016 г., Дом Москвы в Ереване с 2020 года запустил проект создания «Русских центров». Русский центр - это новая, современно оснащенная площадка, предоставляющая широкий доступ к культурно-историческому и литературному наследию России в самых разных форматах. Важно отметить, что общим консенсусом Совета старейшин местной власти выдается документ, подтверждающий право передачи помещения под Русский центр Дому Москвы в Ереване на безвозмездной основе сроком на 5-10 лет с дальнейшей возможностью пролонгирования срока, в случае отсутствия разногласий у одной из сторон. Далее Дом Москвы в Ереване ведет реконструкцию данных помещений, предоставляемых местными властями, многие из которых до появления в них Русского центра находились в плачевном состоянии. Процесс модернизации помещений подразумевает комплексное обновление их инфраструктуры в соответствии с общим стилем и дизайном, разработанным МКДЦ, создавая унифицированную и гармоничную атмосферу внутри центров, с целью обеспечения эффективного функционирования образовательного процесса.

Так, за 2020-2023 гг. по инициативе МКДЦ было открыто одиннадцать Русских центров по всей Республике Армения: в Ереване, Ванадзоре, Армавире, н.п. Малишка Вайоцдзорского марза, Иджеване, н.п. Вардадзор Гегаркуникского марза, Каджаране, Раздане, Цахкадзоре, Мегри и Капане. На сегодняшний день центры открыты в восьми из одиннадцати регионах страны. В дальнейшем планируется открытие новых Русских центров и в других регионах Армении.

Следующее направление - это бесплатные курсы истории России для детей 10-16 лет, которые дополняют курсы русского языка. Программа стартовала 1 октября 2021 года. Она проводится в Русских центрах Еревана,

Ванадзора и Армавира, открытых Домом Москвы в Ереване, а также в г. Степанаване. Проект направлен как на повышение уровня владения русским языком у детей, так и на получение знаний по истории России. Программа обучения обширная: от Древней Руси, первых русских князей до современной истории. Курсы по истории, которые прослушали уже 250 учеников, стали дополнением к уже отлаженному за последние несколько лет процессу изучения русского языка в рамках деятельности МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване.

Новым вектором деятельности МКДЦ в области образования стали бесплатные курсы дополнительного образования для детей 7-16 лет, открытые в 2022 году и направленные на приобщение к русскому языку и культуре. Они включают в себя следующие программы: «Азы робототехники», «Умная теплица», «Метеостанция», «Финансовый сундук», «Кукольный театр и театр теней», «Мультстудия» и «3D-моделирование». Образовательные программы проводятся в Русских центрах Ванадзора, Дилижана, Еревана, Иджевана, Раздана, Мегри и Капана. Курсы позволяют детям приобрести навыки в области инженерии и программирования, ставить ботанические опыты, обучаться театральному мастерству, а также развивать финансовое мышление.

С октября 2019 г. по ноябрь 2023 г. все вышеупомянутые образовательные курсы МКДЦ прошли около 11 000 детей.

Следует отметить, что Дом Москвы в Ереване также занимается переподготовкой учителей и преподавателей-русистов школ и вузов РА. За 2022 год более 125 преподавателей и учителей прошли курс повышения квалификации.

В 2023 году Дом Москвы в Ереване вышел на качественно новый этап реализации курсов повышения квалификации педагогов русского языка и литературы. Здесь же стоит отметить, что согласно законодательству РА в целях определения полномочий учителя на занимаемую должность государство проводит очередную обязательную переподготовку каждого учителя раз в 5 лет. Критерии и программа переподготовки утверждены

Приказом Министра образования, науки, культуры и спорта (МОНКС) РА. На реализацию проекта переподготовки отведено 110 часов, а программа состоит из 8 разделов, по итогам которых слушателям засчитываются 11 кредитов (зачетных единиц). Принимая во внимание особенности армянского законодательства, МКДЦ разработал программу курсов повышения квалификации (КПК), которую утвердило МОНКС РА. Программа построена по принципу модульной модели обучения с учетом потребностей образовательной системы Армении на современном этапе и состоит из двух разделов: «Методика преподавания предмета» (2 кредита) и «Принципы проведения исследовательской работы» (3 кредита). Так, Дом Москвы в Ереване совместно с Фондом «Национальный центр развития образования и инноваций» и при поддержке МОНКС РА запустили бесплатные курсы повышения квалификации (КПК) для учителей-русистов всех школ Республики Армения. Впервые программа реализована в Ереване в августе 2023 года для более 80 учителей-русистов столицы. В дальнейшем планируется проведение данной программы КПК в других регионах Армении. По итогам прохождения КПК учителям выдается сертификат, свидетельствующий о получении 5 кредитов (зачетных единиц) из 11 необходимых, которые в дальнейшем учитываются МОНКС РА.

Не менее важным инструментом для сохранения и укрепления российско-армянских отношений является культурно-просветительское сотрудничество. По инициативе Дома Москвы в Ереване на территории всей Армении проходят более сотни мероприятий в год. Среди значимых культурных мероприятий МКДЦ следует выделить следующие.

Конкурс «Армянская Романсиада» нацелен на популяризацию русского романса как одного из видов музыкального искусства. Он стартовал в 2020 году и проводится МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване совместно с руководством и оргкомитетом Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада», Ереванской государственной консерваторией им. Комитаса, а также Музыкальным обществом Армении. Конкурс вызвал

большой интерес как среди исполнителей, так и среди общественности. Победители «Армянской Романсиады» участвуют в заключительном туре Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» в г. Москве. Данный проект способствует культурному обмену между Россией и Арменией.

Следующий проект - «Читаем русскую поэзию об Армении», который позволяет участникам погрузиться в армянскую культуру, исследовать и понять армянскую историю, традиции и национальную идентичность через поэтическое творчество российских поэтов.

Еще один важный проект - Стипендия Мэра Москвы - реализуется с 2007 года. Стипендию Мэра Москвы получают студенты, которые обучаются в армянских вузах на филологическом факультете направления подготовки «Русский язык и литература», показывают отличную успеваемость и активно участвуют в общественной жизни вуза. Ежегодно стипендию получают 15 стипендиатов. Каждый вуз представляет своих кандидатов, которых окончательно утверждает Попечительский совет.

Все проекты и программы Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване осуществляются при поддержке Посольства России в Армении, Министерства науки, образования, культуры и спорта Республики Армения, а также при активном содействии региональных и городских властей Республики Армения. Партнёрская сеть Дома Москвы в Ереване обширна. В нее входят государственные структуры РА, включая организации соотечественников, объединения ветеранов, Национальная академия наук РА, филиалы российских вузов и армянские высшие учебные заведения, творческие союзы художников, писателей, композиторов, многочисленные учреждения культуры, науки и спорта и ряд других общественных, государственных и коммерческих организаций.

Одним из важных событий культурной жизни Дома Москвы в Ереване является проведение Дня города Москвы. Как отметил Ваграм Карапетян, генеральный директор МКДЦ, сегодня Россия и Армения являются

стратегическими партнерами. «Стоит обратить внимание, что совсем недавно, в 2022 году, мы отмечали 30-летие со дня установления дипломатических отношений двух стран в новейшей истории. Эта дата вновь ознаменовала значимость тех исторических связей, которые были созданы в течение многих десятилетий. В этом контексте коммуникации между столицами, которые являются городами-партнерами с 1995 года, играют ключевую роль в поддержании и укреплении сотрудничества между Россией и Арменией. А проведение Дня города Москвы в Армении служит символическим актом дружбы двух стран и подчёркивает важность российско-армянских отношений» - констатировал он1. Отметим, что с 2019 года День города Москвы в Ереване получил новый размах. Так, в августе-сентябре 2023 прошло около 30 праздничных мероприятий в том числе состоялось выступление и мастер-класс Аделии Петросян, российской фигуристки, победительницы гран-при России 2023. В 2022 году в рамках Дня города Москвы состоялся приезд Яны Егорян - российской фехтовальщицы, двукратной чемпионки России, двукратной чемпионки мира, шестикратной чемпионки Европы, двукратной чемпионки Олимпийских игр. МКДЦ устраивает комплекс мероприятий от спортивных до культурно-просветительских и научных. Данный проект имеет несколько аспектов. Во-первых, это укрепление культурных связей: армянской публике предоставляется возможность познакомиться с российской культурой и традициями. Это способствует углублению взаимопонимания и уважения между народами, а также укрепляет связи в области искусства, музыки, танца и других форм культурного выражения. Во-вторых, проект способствует продвижению туризма и экономического сотрудничества: проведение Дня города Москвы в Ереване стимулирует развитие туризма и экономическое сотрудничество между двумя столицами. Мероприятия, посвященные Москве, привлекают внимание армянских туристов, которые заинтересованы посетить

1 Из выступления В. В. Карапетяна 02.09.2022, Ереван/Пресс-конференция ко Дню города Москвы. URL: https://www.facebook.com/dom.moskvy.yerevan/posts/pfbid0KRCMXV4cTuHMyoT7MoTsmPlu6RtibbEN24gxH

z51nCYNMQzjwnk97iB9cW42Nvhgl (Facebook корпорации Meta и запрещен на территории РФ)

Москву в будущем. Также это может стимулировать развитие бизнес-связей и инвестиций между двумя городами.

Каждый год МКДЦ проводит мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Не стал исключением и 2020 год, оставшийся в истории годом начала пандемии. В мае Домом Москвы в Ереване был организован круглый стол «Переломные даты Великой Отечественной войны», тематическая фотовыставка «В штабах победы. 1941-1945», праздничные концерты, участие в Эстафете Победы по всем пограничным отрядам Армении; в онлайн-формате прошел конкурс детского рисунка «Хрупкая планета», проект юных чтецов «О войне стихами говорят», викторина «Нам дороги эти позабыть нельзя: помним, гордимся и чтим.». Каждый год в преддверии Дня Победы здание Дома Москвы Ереване украшает Знамя Победы, работники и волонтеры встречаются с ветеранами, детьми блокадного Ленинграда, проживающими в Армении и т.д. В 2022 году, спустя 80 лет, в Армении в честь 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, по инициативе Дома Москвы в Ереване в концертном зале им. Арама Хачатуряна состоялся концерт Национального филармонического оркестра Армении, где вновь прозвучала Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича, ставшая одним из символов борьбы против фашизма. Все это позволяет сохранить неизменной историческую память о событиях Великой Отечественной войны для последующих поколений.

Стоит также отметить, что Дом Москвы в Ереване ежегодно передает школам с русским сектором обучения, городским и региональным библиотекам Армении, литературу и учебники на русском языке, проводит мероприятия ко Дню защитника Отечества, Дню России, Дню славянской письменности, совместно с Русским географическим обществом организует «Географический диктант» и многое другое. В Ереване по инициативе Дома Москвы проходят и другие мероприятия, приуроченные к юбилейным и историческим датам. Так, в 2023 году при поддержке органов государственной власти РА состоялось празднование 150-летия со дня рождения великого

композитора Сергея Рахманинова, вызвавшее большой интерес общественности. Также в 2023 году Дом Москвы в Ереване в течение всего года проводил в регионах РА концертные мероприятия, приуроченные к юбилейной дате - 120-летие великого армянского советского композитора и дирижёра Арама Хачатуряна, который жил и творил в Москве.

Деятельность Дома Москвы в Ереване освещается на собственных страницах МКДЦ в социальных сетях, а также получает огласку в средствах массовой информации, в том числе на таких площадках как Арменпресс (государственное ИА), Sputnik Армения, телеканал «Мир». Однако в свете государственной значимости проводимой деятельности этого недостаточно, важно уделять особое внимание ее публичной презентации, чтобы обеспечить более широкое понимание и поддержку инициативы Дома Москвы в Ереване в вопросе содействия продвижению русского языка и культуры на территории Армении. Telegram-канал организации по состоянию на сентябрь 2023 года объединяет 10000 подписчиков. В нем ежедневно публикуются новости о текущих событиях МКДЦ, а также познавательный контент о культурных и исторических связях Армении и России: видных деятелях культуры, знаковых местах Москвы и Еревана, связанных с дружбой и соседством народов двух стран.

Как было упомянуто выше, Дом Москвы в Ереване располагает многофункциональными площадками, которые высоко востребованы среди государственных структур и организаций РФ и РА. Так, в период с 2020 по 2022 гг. площадка Дома Москвы в Ереване служила платформой для проведения мероприятий Российского экспортного центра для организации встреч российских и армянских предпринимателей. Проводятся конференции, симпозиумы, семинары, консультации по проблемам международного гуманитарного, культурного и делового сотрудничества совместно с Аппаратом Президента и Правительства РА, мэрией Еревана и региональными властями, Министерством образования, науки, культуры и спорта РА, Министерством социального обеспечения РА, учреждениями культуры РА и

структурами федеральных и региональных властей РФ, и профильными министерствами РФ.

Выводы и направления дальнейшего исследования

В данной статье обозначены наиболее масштабные проекты, инициированные Домом Москвы в Ереване. Однако они позволяют получить представление о потенциале использования «мягкой силы» России на постсоветском пространстве, об объеме гуманитарного трека сотрудничества, востребованности образовательного, культурного и научного взаимодействия, а также сделать выводы о возможной трансформации коммуникационных процессов для увеличения привлекательности России для жителей стран бывшего СССР.

Обратим внимание на то, как эта трансформация отражается в декларируемых задачах в сфере внешней политики России. Страны СНГ являлись приоритетным географическим направлением внешней политики России, что указано в Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 года. Кроме того, документ указывал: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам» [Указ Президента РФ..., 2016]. Также впервые подробно описываются цели и задачи информационного сопровождения внешнеполитической деятельности Российской Федерации. В обновленной Концепции 2023 года [Указ Президента РФ., 2023], помимо общей тональности документа, произошли значительные содержательные изменения, некоторые из которых особо важны в контексте данного исследования. Так, отмечается приоритетное внимание к развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств -членов ЕАЭС, государств - участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией. В сфере международного

гуманитарного сотрудничества отмечается необходимость «содействия в формировании единого гуманитарного пространства Российской Федерации и государств - участников СНГ, сохранению многовековых цивилизационных и духовных связей народа России с народами этих государств». Особый интерес вызывает раздел V «Ближнее зарубежье» Концепции внешней политики РФ 2023 года, согласно которому СНГ не рассматривается как отдельный актор. По мнению исследователей, можно говорить о так называемом «Евразийском континенте», представляющим собой отдельные региональные направления внешней политики России, куда включены страны СНГ, поддерживающие партнерские отношения с Россией [Лебедева, Бобров, 2023]. В обновленной Концепции существенно изменилось и содержание ключевых задач в сфере информационного сопровождения внешнеполитической деятельности. Это направление работ теперь не столько заключается в масштабном информировании, сколько в противодействии антироссийской пропагандистской кампании. Отдельного интереса заслуживают и принципиально новые задачи, обозначенные в этом разделе. Так в пункте 6 говорится о «создании благоприятных условий для деятельности иностранных средств массовой информации на территории России на основе принципа взаимности», а в пункте 7 обозначена необходимость «дальнейшего формирования общего информационного пространства Российской Федерации и государств - участников СНГ, наращивание сотрудничества в информационной сфере с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России».

Таким образом, на уровне регламентируемых целей и задач, отраженных в редакциях Концепции внешней политики России 2016 года и 2023 года, и вобравших в себя основные черты трансформации внешнеполитической практики, можно отметить две ключевые тенденции. Во-первых, постсоветское пространство воспринимается как регион равноправных акторов, отстаивающих свои национальные интересы и обладающих ресурсами для реализации интеграционных процессов. Во-вторых,

исключительно от информирования произошел качественный переход к коммуникационному сопровождению внешней политики и к необходимости диалога между субъектами постсоветского пространства как пространства коммуникационного.

Анализ практики коммуникации и документов, регламентирующих внешнюю политику, показывает, что основные проекты Российской Федерации на постсоветском пространстве реализуются в рамках трех ведущих направлений: информационное обеспечение внешней политики государства, развитие международных культурных связей страны, развитие связей с соотечественниками за рубежом. С этими направлениями, как правило связывают «мягкую силу» государства. «Мягкая сила» лежит в основе воздействия — она позволяет менять повестку дня, создавая тот социальный порядок, который соответствует целям ее обладателя [Борисов, 2020]. По мнению ряда исследователей, нельзя говорить об абсолютной эффективности применения «мягкой силы» на постсоветском пространстве; сама по себе она является следствием позитивного образа государства, сформировавшегося, в том числе, благодаря целенаправленному информационному воздействию на них [Казанцев, Меркушев, 2008: 122]. Кроме того, площадки для реализации инструментов «мягкой силы» могут быть рассмотрены целевыми аудиториями как инструменты влияния, а все генерируемые субъектом смыслы и сообщения - как элемент манипуляции общественным мнением. Важно помнить о необходимости учета интереса целевых аудиторий и национальных элит, которые могут влиять на эффективность «мягкой силы» субъекта вплоть до фактической ликвидации существующих коммуникационных площадок (как например, произошло с Русским домом в Берлине). Поэтому говоря о коммуникации России и стран СНГ, поддерживающих с ней отношения, учитывая обозначенные выше направления и риски этой коммуникации, важно вести речь о построении всех процессов, основываясь на симметричной модели коммуникации.

Именно взаимодействие, то есть обоюдовыгодное сотрудничество видится наиболее перспективным направлением дальнейшей работы. Учитывая заинтересованность в сотрудничестве со стороны Дома Москвы в Ереване, разнонаправленность деятельности, активное вовлечение жителей Армении в проекты МКДЦ, а также сложный внутри- и внешнеполитический контекст, обусловленный непредсказуемостью развития международных отношений, необходимо смещать фокус внимания с классических инструментов «мягкой силы» в сторону обоюдовыгодной организации международной стратегической коммуникации двух стран-партнеров.

Опыт Дома Москвы в Ереване показывает, что все ключевые технологии и инструменты «мягкой силы», направленные на привлечение внимания к русскому языку, истории и культуре современной России, способствуют не только повышению привлекательности имиджа РФ, но становлению новой площадки для диалога двух стран на региональном и национальном уровнях. Механизмы и принципы работы Дома Москвы в Ереване могут быть имплементированы в деятельности российских государственных организаций, работающих в других странах, углубляя при этом сотрудничество и популяризируя русскую культуру и язык за рубежом. Планомерная стратегическая деятельность подобных площадок позволит зафиксировать прочный фундамент добрососедских отношений между новыми поколениями жителей стран бывшего СССР и сформировать общественный консенсус относительно взглядов на развитие стран-партнеров и постсоветского региона в целом с учетом реализации и защиты национальных интересов, а значит -постепенно находить пути решения сложившихся противоречий.

Библиография

Голуб О.Ю. Кризисные коммуникации: методология и методы управления. Саратов: Вестник Саратовского государственно-экономического университета; 2012. С. 142-145.

Громогласова Е.С. Гуманитарная дипломатия в современных международных отношениях: опыт системного исследования. - М.: ИМЭМО РАН, 2018. 124 с.

Ефанова Е.В. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике государства // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. №3. С. 417-426

Борисов А.В. «Мягкая сила»: специфика отечественного понимания // Проблемы постсоветского пространства. 2020, №7(2). С. 130-141.

Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. Политические исследования. 2008. № 2. С. 122

Ковальчук А. Международные отношения эволюция российских подходов к многостороннему взаимодействию на постсоветском пространстве (1991-2012 гг. ) // Вестник МГИМО. 2014. №1 (34). С. 23-30.

Кошкар-оол А.А. «Мягкая сила» в международной политической коммуникации: подходы к интерпретации концепции // МГИМО МИД России «Международные коммуникации», 2019. №1 (10). Дата обращения: 16.09.2023. URL:https://intcom-mgimo.ru/2019/2019-10/soft-power-in-int-political-communication

Кулешова Н.С. Русский язык как средство коммуникации на современном постсоветском пространстве // Вестник ВятГУ. 2011. №1-4. С. 87 -93

Лебедева О., Бобров А. Концепция внешней политики России 2023: стратегия многополярного мира // РСМД. Дата публикации: 02.05.2023 Дата обращения: 16.09.2023 URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kontseptsiya-vneshney-politiki-rossii-2023-strategiya-mnogopolyarnogo-mira/

Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация как инструмент продвижения национальных интересов страны // Российская школа связей с общественностью. 2021. №20. С. 52 - 76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Най Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / Джозеф С. Най ; пер. [с англ.] В.И.Супруна. - Новосибирск,Москва: Фонд социо-прогност. исслед. «Тренды», 2006. - 221 с.

Пашенцев Е.Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. №36. Дата обращения: 16.09.2023 URL: https://cyberl eninka.ru/article/n/strategicheskaya-kommunikatsiya-kitaya-v-latinskoy-amerike-i-ee-interpretatsiya-v-ssha

Потоцкая Т. И. Трансформация постсоветского пространства: союзники и противники // 70 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : Материалы научно-практической конференции, Смоленск, 05 мая 2015 года / Отв.ред. Хриптулов И.В.Смоленск: Областное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Смоленский государственный институт искусств, 2015. С. 172-180.

Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. Лебедевой М. М.. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 272 с.

Современные международные отношения, ред. Торкунов А., Мальгин А. М.: Пресс, 2012. с.117.

Табаринцева-Романова К.М. «Новые» виды дипломатии XXI в.: культурная дипломатия в современном международном дискурсе // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 3 (36), 2019. С. 26-37.

Церпицкая О.Л., Маркушина Н.Ю., Ковалевская Н.В. Перспективы формирования «Мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Армия и общество. 2015. №2 (45). С 65-67

Чуфрин Г.И. Интересы России на постсоветском пространстве: современные вызовы и ответы // Россия и новые государства Евразии. 2019, №1. С. 9-20.

Пивовар Е.И., Гущин А.В. Основные направления изучения постсоветской интеграции в российской историографии // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2013. №21 (122). С. 11-38

Шумский Н.Н. Интеграция постсоветских государств: возможности и перспективы развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000, № 3. Дата обращения: 16.09.2023 URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2000-3/2000-3-shumski

Распоряжение Мэра Москвы от 1 августа 2003 года N 288-РМ Об утверждении Концепции создания организаций «Дом Москвы» за рубежом // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 22.09.2023 URL: https://docs.cntd.ru/document/3646918

Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Официальный сайт Президента РФ. Дата обращения: 22.09.2023 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811

Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации// Официальный сайт Президента РФ. Дата обращения: 22.09.2023 URL:: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451

Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2008. pp. 55-77.

Nye J. S. Jr. Get Smart. Combining Hard and Soft Power. 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/370311554_Get_Smart_Combining_Hard_and_Soft_P ower

Seymour M. The Problem with Soft Power // Analysis. Foreign Policy Institute Research, 2020. URL: https://www.fpri.org/article/2020/09/the-problem-with-soft-power/

References

Golub O.YU. (2012) Krizisnye kommunikacii: metodologiya i metody upravleniya [Crisis communications: methodology and management methods]. Saratov: Vestnik Saratovskogo gosudarstvenno-ekonomicheskogo universiteta: 142-145.

Gromoglasova E.S. (2018) Gumanitarnaya diplomatiya v sovremennyh mezhdunarodnyh otnosheniyah: opyt sistemnogo issledovaniya [Humanitarian diplomacy in modern international relations: experience of systemic research]. Moscow: IMEMO RAN.

Efanova E.V. (2018) Instrumenty «myagkoj sily» vo vneshnej politike gosudarstva [The Instruments of "soft power" in the foreign policy of the state] // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya'3: 417-426

Borisov A.V. (2020) «Myagkaya sila»: specifika otechestvennogo ponimaniya [«Soft Power»: Specificities of Domestic Understanding] // Problemy postsovetskogo prostranstva'№7(2): 130-141.

Kazancev A.A., Merkushev V.N. (2008) Rossiya i postsovetskoe prostranstvo: perspektivy ispol'zovaniya «myagkoj sily» [Russia and the post-Soviet area: prospects for using "soft power"] // Polis. Politicheskie issledovaniya'2: 122.

Koval'chuk A. (2014) Mezhdunarodnye otnosheniya evolyuciya rossijskih podhodov k mnogostoronnemu vzaimodejstviyu na postsovetskom prostranstve (1991-2012 gg. ) [International relations and the evolution of Russian approaches to multilateral interaction in the Post-Stovets area (1991-2012)] // Vestnik MGIMO'1 (34): 23-30.

Koshkar-oolA.A. (2019) «Myagkaya sila» v mezhdunarodnoj politicheskoj kommunikacii: podhody k interpretacii koncepcii ["Soft power" in international political communication: approaches to interpreting the concept] // MGIMO MID Rossii «Mezhdunarodnye kommunikacii»' №1 (10). Data obrashcheniya: 16.09.2023. URL:https://intcom-mgimo.ru/2019/2019-10/soft-power-in-int-political-communication

Kuleshova N.S. (2011) Russkij yazyk kak sredstvo kommunikacii na sovremennom postsovetskom prostranstve [Russian language as a means of communication in the modern PostSoviet area] // Vestnik VyatGU'1-4: 87-93/

Lebedeva O., Bobrov A. (2023) Koncepciya vneshnej politiki Rossii 2023: strategiya mnogopolyarnogo mira [Russian foreign policy concept 2023: strategy for a multipolar world] // RSMD. Data publikacii: 02.05.2023 Data obrashcheniya: 16.09.2023

URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kontseptsiya-vneshney-politiki-rossii-2023-strategiya-mnogopolyarnogo-mira/

Minaeva L.V. (2021) Strategicheskaya kommunikaciya kak instrument prodvizheniya nacional'nyh interesov strany [Strategic communication as a tool for promoting the country's national interests] // Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu' 20: 52 - 76.

Nye J. (2006) Gibkaya vlast' : kak dobit'sya uspekha v mirovoj politike [Soft power : the means to success in world politics] (Transl. V.I. Suprun). - Novosibirsk ; Moskva : Fond socio-prognost. issled. "Trendy", 2006. - 221 s.

Pashencev E.N. (2013) Strategicheskaya kommunikaciya Kitaya v Latinskoj Amerike i ee interpretaciya v SSHA [China's strategic communication in Latin America and its interpretation in the USA]// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik'36. Data obrashcheniya: 16.09.2023 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-kommunikatsiya-kitaya-v-latinskoy-amerike-i-ee-interpretatsiya-v-ssha

Potockaya T. I. (2015) Transformaciya postsovetskogo prostranstva: soyuzniki i protivniki [Transformation of the post-Soviet space: allies and opponents] // 70 let so Dnya Pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 godov : Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, Smolensk, 05 maya 2015 goda / Ed. Hriptulov I.V. Smolensk: Oblastnoe gosudarstvennoe obrazovatel'noe byudzhetnoe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya Smolenskij gosudarstvennyj institut iskusstv: 172-180.

Publichnaya diplomatiya: Teoriya i praktika: Nauchnoe izdanie [Public diplomacy]/ Ed. LebedevaM. M. (2017) Moscow: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 272.

Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya (2017) [The modern international relations] / Ed. Torkunov A., Mal'gin A. Moscow: Press: 117.

Tabarinceva-Romanova K.M. (2019) «Novye» vidy diplomatii XXI v.: kul'turnaya diplomatiya v sovremennom mezhdunarodnom diskurse ["New" types of diplomacy of the 21st century: cultural diplomacy in modern international discourse] // Nauchnyj zhurnal «Diskurs-Pi»' 3 (36): 26-37.

Cerpickaya O.L., Markushina N.YU., Kovalevskaya N.V.(2015) Perspektivy formirovaniya «Myagkoj sily» vo vneshnej politike Rossijskoj Federacii [Prospects for the formation of "Soft power" in the foreign policy of the Russian Federation]// Armiya i obshchestvo'№2 (45): 65-67

CHufrin G.I. (2019) Interesy Rossii na postsovetskom prostranstve: sovremennye vyzovy i otvety [Russia's interests in the post-Soviet space: modern challenges and responses] // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii'1: 9-20.

Pivovar E.I., Gushchin A.V. (2013) Osnovnye napravleniya izucheniya postsovetskoj integracii v rossijskoj istoriografii [Main directions of studying post-Soviet integration in Russian historiography] // Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya'21 (122):11-38

SHumskij N.N. (2000) Integraciya postsovetskih gosudarstv: vozmozhnosti i perspektivy razvitiya [Integration of post-Soviet states: opportunities and development prospects]// Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij' 3. Data obrashcheniya: 16.09.2023 URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2000-3/2000-3-shumski

Rasporyazhenie Mera Moskvy ot 1 avgusta 2003 goda N 288-RM Ob utverzhdenii Koncepcii sozdaniya organizacij «Dom Moskvy» za rubezhom // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov. Data obrashcheniya: 22.09.2023 URL: https://docs.cntd.ru/document/3646918

Ukaz ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. Vladimir Putin podpisal Ukaz «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. Data obrashcheniya: 22.09.2023 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.11.2016 g. № 640 Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii// Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. Data obrashcheniya: 22.09.2023 URL:: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451

GilboaE. (2008) Searching for a Theory of Public Diplomacy. The Annals of the American Academy of Political and Social Science: 55-77.

Nye J. S. Jr. (2003) Get Smart. Combining Hard and Soft Power. URL: https://www.researchgate.net/publication/370311554_Get_Smart_Combining_Hard_and_Soft_P ower https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-07-01/get-smart?page=1

Seymour M. (2020) The Problem with Soft Power // Analysis. Foreign Policy Institute Research. URL: https://www.fpri.org/article/2020/09/the-problem-with-soft-power/

Сведения об авторах

Карапетян Ваграм Вардкесович - кандидат технических наук, Генеральный директор Московского культурно-делового центра "Дом Москвы" в Ереване; info@dommoskvy.am.

Давтян Ани Самвеловна - координатор образовательных проектов по русскому языку Московского культурно-делового центра "Дом Москвы" в Ереване; ruslanguage@dommoskvy.am, ani04062001@icloud.com.

Трохинова Ольга Игоревна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры международной коммуникации факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; olgatrox@gmail.com.

Karapetyan Vagram V. - Candidate of Technical Sciences, CEO of the Moscow Cultural Business Center "Dom Moskvy" in Yerevan; info@dommoskvy.am.

Davtian Ani S. - Coordinator of Russian Language Educational Projects of the Moscow Cultural Business Center "Dom Moskvy" in Yerevan; ruslanguage@dommoskvy.am ani04062001@icloud.com.

Trokhinova Olga I. - Candidate of Political Sciences, lecturer, The School of the World Politics, Lomonosov Moscow State University; ol gatrox@gmail .com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.