Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / АРМЕНИЯ / СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матевосян Анна Торгомовна

Введение. В статье рассматривается высшее образование как важный компонент «мягкой силы» Российской Федерации, в частности анализируется потенциал привлекательности российского образования в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на международной арене. На примере Республики Армения как значимого союзника России в Закавказье и в СНГ рассмотрены основные инструменты привлечения студентов для обучения в российской системе образования. Материалы и методы. Использованы данные Института статистики ЮНЕСКО, Института международного образования. Анализируются показатели российских и зарубежных университетов, сравниваются образовательные программы России и других государств (США, Великобритания, Германия, Япония) в Армении. Исследование материала производится компаративным и аналитическим методами. Результаты исследования. Выявлены ключевые институты и инструменты «мягкой силы» России в сфере высшего образования, проанализирована их деятельность в Армении, выявлены сильные и слабые стороны. Обсуждение. Определены основные направления, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности РФ в сфере высшего образования. Заключение. Дана оценка политики «мягкой силы» России в области высшего образования в Армении, выявлена необходимость развития стратегического сотрудничества с республикой. Полученные результаты можно использовать в рамках анализа потенциала «мягкой силы» РФ в других странах Закавказья и СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOFT POWER” OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION (A CASE STUDY OF ARMENIA)

Introduction. The article analyzes higher education as an important component of the “soft power” of the Russian Federation, in particular, it pays attention to the potential for the attractiveness of Russian education on the international arena. The main tools for attracting students which are implemented by Russia are considered on the case study of the Republic of Armenia. Materials and methods. The data of the UNESCO Institutes for Statistics, the Institute for International Education are used. The indicators of the Russian and foreign universities are analyzed, educational programs in Russia and other states (USA, Great Britain, Germany, Japan) in Armenia are compared. The comparative and analytical methods are used in the research. Results of the study. The key institutions and instruments of the “soft power” of the Russian Federation in the field of higher education are identified, their activities in Armenia are analyzed, strengths and weaknesses are revealed. Discussion. The main directions that contribute to increasing competitiveness of the Russian higher education have been identified. Conclusion. The Russian “soft power” policy evaluation in the field of higher education in Armenia is carried out, the need for the development of strategic cooperation with the republic is revealed. The research results can be used in the analysis of the “soft power” potential in other Transcaucasian countries and CIS.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2022. № 2

Матевосян Анна Торгомовна

магистр международных отношений, аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В) Annamatevosyan2494@gmail.com

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ)

Matevosyan Anna T.

Master of International Relations, Postgraduate student, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University.

Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B) Annamatevosyan2494@gmail.com

"SOFT POWER" OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION (A CASE STUDY OF ARMENIA)

Введение. В статье рассматривается высшее образование как важный компонент «мягкой силы» Российской Федерации, в частности анализируется потенциал привлекательности российского образования в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на международной арене. На примере Республики Армения как значимого союзника России в Закавказье и в СНГ рассмотрены основные инструменты привлечения студентов для обучения в российской системе образования.

Материалы и методы. Использованы данные Института статистики ЮНЕСКО, Института международного образования. Анализируются показатели российских и зарубежных университетов, сравниваются образовательные программы России и других государств (США, Великобритания, Германия, Япония) в Армении. Исследование материала производится компаративным и аналитическим методами.

Результаты исследования. Выявлены ключевые институты и инструменты «мягкой силы» России в сфере высшего образования, проанализирована их деятельность в Армении, выявлены сильные и слабые стороны.

Обсуждение. Определены основные направления, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности РФ в сфере высшего образования.

Заключение. Дана оценка политики «мягкой силы» России в области высшего образования в Армении, выявлена необходимость развития стратегиче-

ского сотрудничества с республикой. Полученные результаты можно использовать в рамках анализа потенциала «мягкой силы» РФ в других странах Закавказья и СНГ.

Ключевые слова: «мягкая сила», высшее образование, Россия, Армения, СНГ.

Introduction. The article analyzes higher education as an important component of the "soft power" of the Russian Federation, in particular, it pays attention to the potential for the attractiveness of Russian education on the international arena. The main tools for attracting students which are implemented by Russia are considered on the case study of the Republic of Armenia.

Materials and methods. The data of the UNESCO Institutes for Statistics, the Institute for International Education are used. The indicators of the Russian and foreign universities are analyzed, educational programs in Russia and other states (USA, Great Britain, Germany, Japan) in Armenia are compared. The comparative and analytical methods are used in the research.

Results of the study. The key institutions and instruments of the "soft power" of the Russian Federation in the field of higher education are identified, their activities in Armenia are analyzed, strengths and weaknesses are revealed.

Discussion. The main directions that contribute to increasing competitiveness of the Russian higher education have been identified.

Conclusion. The Russian "soft power" policy evaluation in the field of higher education in Armenia is carried out, the need for the development of strategic cooperation with the republic is revealed. The research results can be used in the analysis of the "soft power" potential in other Transcaucasian countries and CIS.

Key words: "soft power", higher education, Russia, Armenia, CIS.

Введение

В условиях глобализационных процессов и постоянной трансформации системы международных отношений меняются факторы и инструменты влияния государств на мировую политику, значимым фактором наращивания потенциала страны на международной арене наряду с «жесткой силой» становится «мягкая».

Согласно определению Дж. Ная, «мягкая сила» — это умение делать так, чтобы другие захотели тех же результатов, что хотите вы, умение вовлекать и объединять людей, а не принуждать их [22]. Одним из важных направлений для расширения влияния государства является образование, посредством которого транслируются достижения в других областях общественной жизни страны. А высшее образование, благодаря развитой системе академической мобильности, представляет собой один из наиболее эффективных способов расширить влияние государства в гуманитарной сфере.

Россия обладает колоссальными ресурсами и достижениями в образовании и науке, в том числе мощным фундаментом в сфере высшего образования, унаследованным во многом от СССР, но требующим трансформации, ввиду быстро изменяющихся трендов и высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Привлечение молодежи из стран СНГ как приоритетного региона внешней политики РФ в целях обучения в российских вузах будет способствовать формированию определенного мировоззрения у студентов, которые могут стать потенциальным источником лояльности и поддержки российской политики. Армения, являясь основным союзником России в Закавказье, играет важную роль в развитии внешней политики РФ в данном регионе. На фоне сложной поствоенной ситуации, а также стремления международных акторов расширить свое влияние в Армении России необходимо укреплять отношения, используя инструменты «мягкой силы».

Политика «мягкой силы» РФ в Армении и ее особенности исследуются в работах В.А. Герасимова [4], Д.А. Дживаняна [6] и др. Значимость высшего образования как инструмента «мягкого» влияния рассматривали в своих научных трудах Д.Н. Андросова [1], Н.Л. Антонова и А.Д. Сущенко [2], А.П. Ворочков [3], А.В. Григорян и А.А. Габриелян [5], М.М. Лебедева [7], Е.П. Панова [10], А.В.Торкунов [14]. Однако роль высшего образования в рамках исследования «мягкой силы» РФ в Армении в исследованиях российских авторов изучена недостаточно.

Целью данной статьи является проведение исследования институтов и инструментов «мягкой силы» РФ в сфере высшего образования в Армении. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• определить роль Армении и региона во внешней политике России;

• выявить основные российские институты и инструменты высшего образования в Армении;

• провести анализ их деятельности;

• определить возможные пути совершенствования инструментов «мягкой силы» России в сфере высшего образования в Армении.

Материалы и методы

В качестве материалов для анализа использованы данные Института статистики ЮНЕСКО, Института международного образования. Для выявления сильных и слабых сторон программ высшего образования для иностранных студентов исследованы онлайн-платформы Россотрудни-чества, стипендиальных программ DAAD, Chevening, Fulbright, MEXT. Проанализированы документы РФ в сфере внешней политики для выявления значимости роли СНГ и Армении. В статье применены аналитический и компаративный методы исследования.

Результаты исследования

Процессы глобализации оказывают воздействие на системы образования разных стран, способствуя развитию международного академического сотрудничества и интернационализации высшего образования. Прежде всего увеличивается цифровая инфраструктура высших школ, обеспечивая охват большей аудитории и расширение географии студентов. Циф-

ровая трансформация образования стала особенно актуальна в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. В принятой стратегии ЮНЕСКО по технологическим инновациям в образовании на 2022—2025 гг. подчеркивается возрастание на этом фоне роли технологий и цифровых инноваций в повышении устойчивости систем обучения и переосмыслении будущего образования [21].

В последние годы также наблюдалось усиление академических коммуникаций в образовательной среде. В 2020 г. (до пандемии) более 5,6 млн студентов проходили обучение за рубежом, в то время как в 2000 г. — 1,6 млн [25]. Хотя ситуация с распространением коронавирусной инфекции и закрытие границ изменили положение, академическая мобильность в традиционном понимании остается главным элементом интернационализации высшего образования.

В целях интернационализации российского образования осуществляется проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017—2025 гг.), главной задачей которого является повышение конкурентоспособности российского образования [11]. Согласно постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2020 г., к 2023 г. квоты на обучение в российских вузах будут увеличены до 30 тыс., т.е. в 2 раза, что значительно расширяет возможности привлечения талантливой молодежи [12].

Согласно статистике Россотрудничества, 30% заявлений иностранных кандидатов на обучение в России в 2020/21 уч.г. приходятся на страны СНГ [8]. Данный макрорегион имеет особое значение для РФ в рамках углубления гуманитарного сотрудничества, включая высшее образование. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ, достижение внешнеполитических целей осуществляется через активизацию сотрудничества в сфере содействия международному развитию, в первую очередь на постсоветском пространстве [9]. На территории СНГ самая напряженная ситуация наблюдается в Закавказье вследствие нагорнокарабахского конфликта, и Россия играет важную роль в его урегулировании, являясь одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

В Закавказье Армения является важным союзником России. Помимо двустороннего сотрудничества, Армения, единственная из стран региона, — участник объединений, продвигаемых Россией, — ОДКБ и ЕАЭС. Грузия, заняв прозападную позицию, не намерена восстанавливать дипломатические отношения с Россией, а Азербайджан как самого надежного покровителя рассматривает Турцию, с которой у России нередко возникают разногласия. Армяно-российские отношения, носящие устойчивый характер союзнических отношений, играют стратегически важную роль в обеспечении стабильности и безопасности как в Закавказском регионе, так и на всем постсоветском пространстве.

Для расширения своего влияния в Армении США, европейские и азиатские страны активно применяют инструменты «мягкой силы», поэтому России необходимо усиливать гуманитарное сотрудничество с Арменией, в том числе в сфере высшего образования.

Рассматривая политику «мягкой силы» высшего образования РФ в Армении, можно выделить такие институты, как Россотрудничество, МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване, филиалы российских вузов и др. Основными инструментами их деятельности являются выделение квот на обучение в российских вузах, обучение в филиалах российских вузов в Армении, проведение олимпиад, научных конференций, форумов, тематических встреч.

Каждый год для студентов из Армении выделяются более 200 квот на обучение в российских вузах за счет федерального бюджета. На 2020/21 уч.г. было выделено 212 квот, подано 280 заявок от абитуриентов [8]. Создана онлайн-платформа для иностранных граждан: сайт содержит ознакомительную информацию о поступлении, жилье, медицинской страховке, поиске работы и др. [19]. Также проводятся олимпиады российских вузов, в том числе Олимпиада СПбГУ, Международная олимпиада «Фемида» и др. [8]. Другие государства также предоставляют гражданам Армении программы для получения образования: программа образовательных грантов Fulbright (США) [20], служба академических обменов DAAD (ФРГ) [18], система стипендий Chevening (Великобритания) [17], стипендиальная программа MEXT (Япония) [21] и др. Если сравнить условия программ получения высшего образования для иностранных студентов, в частности из Армении, можно наблюдать готовность перечисленных стран предлагать конкурентоспособные условия для привлечения иностранных граждан, в то время как Россия предоставляет ограниченные возможности (таблица). Но несомненными плюсами российской программы можно назвать ежегодную систему квот, а также онлайн-инструмент для подачи заявления в учебные заведения и ознакомления с необходимой информацией.

Сравнение основных образовательных программ РФ, США, Германии, Великобритании и Японии [8,20,18,17,21]

Критерий сравнения Россия (программа выделения квот) США (Fulbright) Германия (DAAD) Великобритания (СИеуеш^) Япония (МЕХТ)

1 2 3 4 5 6

Плата за обучение покрывает покрывает покрывает покрывает покрывает

Месячная стипендия не предоставляет предоставляет предоставляет предоставляет предоставляет

Транспортные расходы на прилет/вылет не покрывает покрывает покрывает покрывает (+ дополнительные транспортные расходы) покрывает

Мероприятия программы не покрывает покрывает трансфер не покрывает покрывает трансфер не покрывает

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

Страховка в об- не покры- покрывает покрывает не покрывает не покры-

ласти здравоохра- вает вает

нения

Пособие на книги не покры- покрывает не покры- не покрывает не покры-

вает вает вает

Для привлечения большего числа молодых людей в российские вузы необходимо развивать комплексную финансовую поддержку (включив транспортные расходы и страховку), разработать программы мероприятий, которые будут погружать в среду пребывания и связывать с Россией не только в формальном, но и в неформальном плане.

В Армении работают представительства шести российских вузов, включая Российско-армянский университет (РАУ). Также в Ереване функционируют иностранные учебные заведения: Американский университет Армении (АУА), Французский университет Армении, Европейская региональная образовательная академия и др.

Среди трех армянских университетов, вошедших в международный рейтинг вузов Восточной Европы и Центральной Азии QS World University Rankings — 2021, Российско-армянский университет занял самую высокую позицию (131) [23]. В рейтинг также вошли Ереванский государственный университет (179) и Американский университет Армении (251). Рейтинг показал, что наиболее популярным среди вузов стал РАУ — межгосударственное образовательное учреждение совместного ведения РФ и РА. С 1997 г. его выпускниками стали 9270 человек. Учебное заведение предлагает 45 направлений подготовки по программе бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры; развивает международное сотрудничество; при вузе действуют Центр довузовского образования, школа изучения русского языка «Усмунк» и др. Отдельно стоит отметить инклюзивный подход, который РАУ использует в образовательном процессе [13].

Также одним из лидирующих вузов является АУА. Учебное заведение предлагает 16 направлений по программе бакалавриата и магистратуры. На текущий момент университет окончили 4937 человек. Помимо академических программ АУАреализует исследовательскую деятельность и проекты в сотрудничестве с различными организациями. При университете функционируют восемь исследовательских центров и два фонда выдачи грантов для исследований; разработаны платформа «Открытое образование», которая предлагает различные курсы, в том числе с получением сертификата, и площадка для сотрудничества «Открытый центр передового опыта», в рамках которой функционируют шесть «открытых центров» данного типа, включая Центр решения проблем искусственного интеллекта, Центр лидерства и управления и др. На базе университета открыты две онлайн-библиотеки [16].

В деятельности Российско-армянского университета можно выделить следующие эффективные стороны работы:

• сравнительно большой выбор специальностей;

• международное сотрудничество;

• функционирование центров дополнительного образования;

• инклюзивность образования.

Но для укрепления своей роли и повышения конкурентоспособности важно сделать упор на следующие компоненты:

• развитие аналитических и исследовательских центров;

• создание онлайн-библиотек (с включением богатой русской литературы);

• налаживание партнерских связей с местными организациями;

• поддержка связи с выпускниками.

Обсуждение

Проведенный анализ определил преимущества и недостатки деятельности основных программ образовательного направления институтов «мягкой силы» РФ в Армении. Ввиду активной деятельности образовательных организаций иностранных государств, России необходимо трансформировать методы популяризации своего высшего образования в Армении и СНГ как в стратегически значимой зоне влияния. «Мягкая сила» и сфера образования — эффективный инструмент отражения вызовов и преодоления преград для расширения влияния России и продвижения ее интересов в регионе.

Россия обладает рядом преимуществ по сравнению с другими зарубежными странами в привлечении талантливой молодежи как в Армении, так и на постсоветском пространстве. В СНГ Россия удерживает аудиторию благодаря следующим факторам:

• распространенность русского языка;

• большой выбор вузов;

• сравнительно невысокая стоимость обучения (в сопоставлении с ценами европейских или американских вузов);

• географическая близость.

Согласно статистике стран по академической мобильности за 2020 г. (до пандемии), по числу принимаемых в вузы иностранных студентов лидируют преимущественно западные страны, а также Китай. США стабильно занимают первое место, Великобритания, Канада и Австралия принимают пропорционально наибольшую долю иностранных студентов по сравнению с общей численностью их населения с высшим образованием. Наиболее популярными в Европе традиционно становятся Германия и Франция, а в Азии — Китай и Япония. Россия занимает седьмую позицию [24].

Уверенные первые позиции отображают эффективность применения этими странами «мягкой силы» для привлечения студентов и указывают

на необходимость восполнения пробелов в способах интернационализации российского образования.

На примере изучения практической реализации «мягкой силы» РФ в сфере высшего образования в Армении можно выделить основные направления, которые необходимо развивать для привлечения молодых людей из республики и стран СНГ в российскую систему образования.

Во-первых, необходимо расширять цифровую инфраструктуру высших школ. Во время пандемии развитие цифровых решений в области образования стало острой необходимостью. На фоне высокой конкуренции со стороны зарубежных вузов важно постоянно совершенствовать инструменты продвижения образовательных онлайн-услуг высших школ РФ. При сравнении РАУ и АУА было выявлено, что последний располагает различными онлайн-сервисами, а это способствует расширению охвата аудитории за пределами Еревана и даже Армении.

Цифровизация образовательных услуг, предполагающая демократизацию образования, имеет прямое влияние на позиционирование самого вуза как открытого пространства «равных возможностей» и страны в целом. Доступность высшей школы создает для потенциальных абитуриентов привлекательный образ страны, и цифровизация стала широко используемым средством для увеличения числа обучающихся. Например, на портале AUA Open Education абитуриент может выбрать интересующий его онлайн-курс, который не требует поступления в учебное заведение [16]. Краткосрочное обучение впоследствии делает более вероятным вовлечение учащегося в образовательный процесс данного вуза на долгосрочной основе. Таким образом, чтобы оставаться конкурентоспособными на международным рынке высшего образования, российским вузам важно предлагать новые решения для расширения цифровой инфраструктуры.

Во-вторых, важно комплексно подходить к вопросу академической мобильности и привлечению «молодых умов» для обучения в России. Система квот, которая ежегодно реализуется в Армении (и в других странах СНГ), недостаточно обеспечивает учащихся базовыми условиями для комфортного нахождения на территории России во время обучения в вузе. В рамках стипендиальной программы немецкого правительства (DAAD), например, предусматривается покрытие необходимых затрат на жизнеобеспечение иностранного студента, что способствует тому, чтобы потенциальный абитуриент выбрал вуз Германии [18]. Это привлекает студентов не только в материальном плане, но и в идеологическом. Комплексная система стипендий, которая обеспечивает базовые потребности, дает студенту представление о важности качества жизни в той стране, в которой он собирается учиться, т.е. создается ощущение его значимости как человека. Более того, у него появляется больше времени и возможности познакомиться с культурой и мировоззрением населения страны нахождения, тем самым получить положительное впечатление не только от самого процесса получения знаний, но и от проживания в стране. В последующем позитивный опыт формирует у выпускника высшей школы определенную

ценностную модель, носителем которой он становится и к которой хочет стремиться, и желал бы построения такой модели в своем государстве. Таким образом, комплексная стипендиальная система стратегически работает в целях расширения «мягкого» влияния. Если раньше традиционно эта система имплементировалась западными странами, то сейчас она широко используется и азиатскими государствами. Эффективность стипендиальных программ в привлечении «молодых умов» объясняется их соответствием ускоренным трендам гуманизации образовательного процесса, где главное не столько объект образования, сколько субъект, т.е. человек с его потребностями. В рассмотренных в статье стипендиальных программах этот фактор учитывается и активно используется для расширения «мягкой силы».

Таким образом, для получения более эффективного результата от вложений в интернационализацию высшего образования РФ важно комплексно подходить к стратегии привлечения студентов, создавая условия не только для поступления в вузы, но и для самого процесса обучения.

В-третьих, большое значение имеет развитие потенциала долгосрочного сотрудничества с выпускниками программ высшего образования РФ. Важно поддерживать связь с бывшими студентами, так как, с одной стороны, это дает выпускникам чувство причастности к российской высшей школе, с другой стороны, пролонгированное сотрудничество имеет стратегическое значение для университета и государства. Если человек чувствует себя частью какой-либо корпорации (вуз или стипендиальная программа), у него будет желание приносить ей пользу. К примеру, у британской международной системы стипендий Chevening есть ассоциация выпускников, одна из целей которой — создание сети единомышленников Великобритании, разделяющих ценности страны. На платформе Stay Connected дается следующий посыл: «Получение диплома — это не конец пути, это просто пауза перед продолжением нового важного пути в жизни. Узнайте, как вы можете оставаться на связи с нами, выразить благодарность и вносить свой вклад в укрепление сети Chevening» [17]. Следовательно, данная система, вкладывая в обучение и развитие иностранного студента, стратегически предусматривает получение долгосрочного результата. Это выражается в вовлечении выпускников в различные проекты (менторство, волонтерство), мероприятия и события и т.д.

Российским вузам и образовательным программам в сфере высшего образования важно развивать связи с иностранными выпускниками для того, чтобы они могли ощущать себя частью корпорации университета и российской системы образования как можно дольше.

Заключение

Обладая огромным потенциалом гуманитарного сотрудничества, Россия должна разнообразить инструменты своей «мягкой силы» в странах СНГ, в том числе в Армении, в частности усовершенствовать подход в «преподнесении» своих достижений в образовательной сфере. С помощью

комплексной стратегии высшего образования иностранные студенты в своих странах могут стать «амбассадорами» — источниками поддержки не только российской системы образования, но и российской культуры и ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросова Д.Н. «Мягкая сила» России на пространстве СНГ. Высшее образование //Актуальные проблемы Европы. 2011. Т. 2. С. 203—218.

2. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. № 22(1). С. 31—58.

3. Ворочков А.П. Институты реализации «мягкой силы» в современной России // Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. 2016. № 2(6). С. 53—59.

4. Герасимова В. А. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» России на пространстве СНГ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-resursy-myagkoy-sily-rossii-na-prostranstve-sng (дата обращения: 11.04.2021).

5. Григорян А.В., Габриелян А. А. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vysshee-obrazovanie-v-kontekste-myagkoy-sily-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 11.04.2021).

6. Дживанян Д. А. Оценка эффективности публичной дипломатии российской Федерации на фоне социально-политической напряженности в Республике Армения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-publichnoy-diplomatii-rossiyskoy-federatsii-na-fone-sotsialno-politicheskoy-napryazhennosti-v-respublike (дата обращения: 11.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: Понятие и подходы // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2017. № 3(54). С. 212—223.

8. Образовательные программы. URL: https://arm.rs.gov.ru/ru/activities/419 (дата обращения: 21.04.2021).

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 15.08.2021).

10. Панова Е.П. Сила привлекательности: Использование «мягкой власти» в мировой политике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4(13). С. 91—97.

11. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://government.ru/projects/selection/653/ 28013/ (дата обращения: 21.04.2021).

12. Постановление Правительства от 18 декабря 2020 года № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/573138850 (дата обращения: 21.04.2021).

13. Российско-армянский университет. URL: https://rau.am/ (дата обращения: 22.04.2021).

14. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4(25). С. 85—93.

15. Экспорт российского образования. URL: https://rs.gov.ru/ru/activities/10/ projects/17 (дата обращения: 21.04.2021).

16. American University of Armenia. URL: https://aua.am/ (дата обращения: 22.04.2021).

17. Chevening in Armenia. URL: https://www.chevening.org/scholarship/armenia/ (дата обращения: 21.04.2021).

18. DAAD Armenia. URL: https://www.daad.am/en/study-research-in-germany/ faq/#10 (дата обращения: 21.04.2021).

19. Education in Russia. URL: https://education-in-russia.com/ (дата обращения: 21.04.2021).

20. Fulbright Foreign Student Program. URL: https://www.usa.am/announce/ fulbright-hovnanian.pdf (дата обращения: 21.04.2021).

21. Japanese Government (Mext) Scholarship for 2022. URL: https://www.studyin-japan.go.jp/en/_mt/2021/04/2022_Guidelines_Undergraduate_E.pdf (дата обращения: 21.04.2021).

22. Nye J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. N 80. P. 167—175.

23. QS EECA University Rankings 2021. URL: https://www.topuniversities.com/ university-rankings/eeca-rankings/2021 (дата обращения: 22.04.2021).

24. The Power of International Education (Institute of International Education). URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Global-Data (дата обращения: 21.11.2021).

25. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 14.11.2021).

26. UNESCO Strategy on Technological Innovation in Education (2022—2025). URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378847 (дата обращения: 21.11.2021).

REFERENCES

1. Androsova D.N. 2011. "'Soft Power' of Russia in the CIS. Higher education". Actual problems of Europe, vol. 2, pp. 203—218. (In Russ.)

2. Antonova N.L., Sushchenko A.D., Popova N.G. 2020. "'Soft power' of higher education as a global leadership factor". Education and Science, no. 22(1), pp. 31—58. (In Russ.)

3. Vorochkov A.P. 2016. "Institutions of 'soft power' implementation in modern Russia". Bulletin of the Mari State University. Series History. Law, no. 2(6), pp. 53—59. (In Russ.)

4. Gerasimova V.A. 2018. Tools and resources of Russia's "soft power" in the CIS region. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-resursy-myagkoy-sily-rossii-na-prostranstve-sng (accessed: 11.04.2021). (In Russ.)

5. Grigoryan A.V., Gabrielyan A.A. 2016. Higher Education in the Context of "Soft Power" Approach in the System of International Relations. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-kontekste-myagkoy-sily-v-sisteme-mezh-dunarodnyh-otnosheniy (accessed: 11.04.2021). (In Russ.)

6. Jivanyan D.A. 2016. Evaluation of the effectiveness of public diplomacy of the Russian Federation against the backdrop of socio-political tension in the Republic of Armenia. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-publichnoy-diplomatii-rossiyskoy-federatsii-na-fone-sotsialno-politicheskoy-napryazhennosti-v-respublike (accessed: 11.04.2021). (In Russ.)

7. Lebedeva M.M. 2017. "'Soft power': the concept and approaches". MGIMO review of International Relations, no. 3 (54), pp. 212—223. (In Russ.)

8. Educational programs. Russian House in Yerevan. Available at: https://arm.rs. gov.ru/ru/activities/419 (accessed: 21.04.2021). (In Russ.)

9. About National Security Strategy of the Russian Federation 2021. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (accessed: 15.08.2021). (In Russ.)

10. Panova E.P. 2010. "Force of appeal: use of the 'soft power' in world politics". MGIMO Review of International Relations, no. 4(13), pp. 91—97. (In Russ.)

11. Passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system". Available at: http://government.ru/info/27864/ (accessed: 21.04.2021). (In Russ.)

12. Decree of the Government of December 18, 2020 N 2150 "On the Establishment of a Quota for the Education of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation". Available at: https://docs.cntd.ru/document/573138850 (accessed: 21.04.2021). (In Russ.)

13. Russian-ArmenianUniversity.Availableat: https://rau.am/(accessed: 22.04.2021). (In Russ.)

14. Torkunov AV. 2012. "Education as an instrument of 'soft power' in Russia's foreign policy". MGIMO review of International Relations, no. 4(25), pp. 85—93. (In Russ.)

15. Export of Russian education. Available at: https://rs.gov.ru/ru/activities/10/ projects/17 (accessed: 21.04.2021). (In Russ.)

16. American University of Armenia. Available at: https://aua.am/ (accessed: 22.04.2021).

17. Chevening in Armenia. Available at: https://www.chevening.org/scholarship/ armenia/ (accessed: 21.04.2021).

18. DAAD Armenia. Available at: https://www.daad.am/en/study-research-in-germany/faq/#10 (accessed: 21.04.2021).

19. Education in Russia.Available at: https://education-in-russia.com/ (accessed: 21.04.2021).

20. Fulbright Foreign Student Program. Available at: https://www.usa.am/anno-unce/fulbright-hovnanian.pdf (accessed: 21.04.2021).

21. Japanese Government (MEXT) Scholarship for 2022. Available at: https:// www.studyinjapan.go.jp/en/_mt/2021/04/2022_Guidelines_Undergraduate_E.pdf (accessed: 21.04.2021).

22. Nye J. 1990. "Soft Power". Foreign Policy, no. 80, pp. 167—175.

23. QS EECA University Rankings 2021. Available at: https://www.topuniversities. com/university-rankings/eeca-rankings/2021 (accessed: 22.04.2021).

24. The Power of International Education (Institute of International Education). Available at:https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Global-Data (accessed: 21.11.2021).

25. UNESCO Institute for Statistics. Available at: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed: 14.11.2021).

26. UNESCO Strategy on Technological Innovation in Education (2022—2025). Available at:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378847(accessed: 21.11.2021).

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ

1. Androsova D.N. «Myagkaya sila» Rossii na prostranstve SNG. Vyssheye obrazo-vaniye // Aktual'nyye problemy Yevropy. 2011. T. 2.S.203—218.

2. Antonova N.L., Sushchenko A.D., Popova N.G. «Myagkaya sila» vysshego ob-razovaniya kak faktor mirovogo liderstva // Obrazovaniye i nauka. 2020. № 22(1). S. 31—58.

3. VorochkovA.P. Instituty realizatsii «myagkoi sily» v sovremennoi Rossii // Vest-nik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskiye nauki. Yuridicheskiye nauki. 2016. № 2(6). S. 53—59.

4. Gerasimova VA. Instrumenty i resursy «myagkoy sily» Rossii na prostranst-ve SNG. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-resursy-myagkoy-sily-rossii-na-prostranstve-sng (data obrascheniya: 11.04.2021).

5. Grigoryan AV, Gabriyelyan A. A. Vyssheye obrazovaniye v kontekste «myagkoy sily» v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vysshee-obrazovanie-v-kontekste-myagkoy-sily-v-sisteme-mezhdunarodnyh-otnoshe-niy (data obrascheniya: 11.04.2022).

6. Dzhivanyan D.A. Otsenka effektivnosti publichnoy diplomatii rossiyskoy Fede-ratsii na fone sotsial'no-politicheskoy napryazhennosti v Respublike Armeniya. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-publichnoy-diplomatii-rossiy-skoy-federatsii-na-fone-sotsialno-politicheskoy-napryazhennosti-v-respublike (data obrascheniya: 11.04.2022).

7. Lebedeva M.M. «Myagkaya sila»: Ponyatiye i podkhody. Vestnik MGIMO-Uni-versiteta. 2017. № 3 (54). S. 212—223.

8. Obrazovatel'nyye programmy. Russkiy dom v Yerevane. URL: https://arm.rs. gov.ru/ru/activities/419 (data obrascheniya: 21.04.2021).

9. O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (data obrascheniya: 15.08.2021).

10. Panova Ye.P. Sila privlekatel'nosti: Ispol'zovaniye «myagkoy vlasti» v mirovoy politike // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2010. № 4(13). S. 91—97.

11. Pasport prioritetnogo proyekta prioritetnogo proyekta «Razvitiye eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemy obrazovaniya». URL: http://government.ru/info/27864/ (data obrascheniya: 21.04.2021).

12. Postanovleniye Pravitel'stva ot 18 dekabrya 2020 goda № 2150 «Ob ustanov-lenii kvoty na obrazovaniye inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federatsii». URL: https://docs.cntd.ru/document/573138850 (data obrascheniya: 21.04.2021).

13. Rossiysko-armyanskiy universitet. URL: https://rau.am/ (data obrascheniya: 22.04.2021).

14. Torkunov A.V. Obrazovaniye kak instrument «myagkoy sily» vo vneshney politike Rossii //Vestnik MGIMO-Universiteta. 2012. № 4(25). S. 85—93.

15. Eksport rossiyskogo obrazovaniya. URL: https://rs.gov.ru/ru/activities/10/ projects/17 (data obrascheniya: 21.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.