Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / СНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / "МЯГКАЯ СИЛА" / ИМИДЖ СТРАНЫ / ЦЕННОСТИ / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Качян Марина Аршаковна

К главным задачам внешней политики Российской Федерации по-прежнему относится сохранение и закрепление своего влияния в странах СНГ. Данный регион традиционно занимает приоритетное направление на внешнеполитическом треке России. В современных реалиях государства достигают своих геополитических задач посредством новых возможностей. В условиях глобализации, роста взаимозависимости и углубления региональных связей использование традиционных «жестких» методов влияния не представляется актуальным. В то же время влияние и контроль, которое государства могут распространять на другие территории, также может зависеть от имиджа на международной арене. В связи с этим страны стремятся распространять свои ценности, которые непосредственно зависят от культурного контекста. Неслучайно, что уже не первый год для продвижения своих интересов и распространения культуры многие европейские государства, США, Китай используют «мягкую силу» как основной инструмент внешней политики. При этом одним из эффективных инструментов, способным решить внешнеполитические задачи, выступает «мягкая сила» образования. Отмечается, что роль образования в современном мире увеличилась - теперь оно выступает формой внешнеполитической стратегии государств. Россия также стремится применять новые технологии с целью распространения культуры, языка и ценностей. В статье особое внимание уделяется потенциалу российского образования, которое выступает в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на пространстве СНГ, а также созданию благоприятного имиджа на международной арене. Рассмотрены потенциал России в странах СНГ в области применения «мягкой силы» образования и примеры использования таких ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN SPREADING RUSSIAN FOREIGN INTERESTS IN THE CIS

The main priority of the Russian foreign policy still includes the preservation and consolidation of its influence in the CIS countries. This region traditionally occupies a priority area on the foreign policy track. Nowadays, modern states achieve their geopolitical objectives through new opportunities. Due to globalization, growing interdependence and deepening regional ties, the use of traditional «hard» methods of influence does not seem relevant. At the same time, the influence and control that states can extend to other territories may also depend on their image in the international arena. In this regard, countries tend to spread their values. Many European states, the United States and China have been using soft power as the main instrument of foreign policy to promote their interests and spread their culture. Russia also seeks to apply new technologies to spread Russian culture, language and values. The author pays special attention to the potential of Russian education, which acts as an instrument of long-term political influence in the CIS, as well as creating a favorable image in the international arena. The potential of Russia in the CIS countries in the field of application of «soft power» of education and examples of the use of such resources are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ»

DOI: 10.31249/rsm/2022.04.12

М.А. Качян

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

Аннотация. К главным задачам внешней политики Российской Федерации по-прежнему относится сохранение и закрепление своего влияния в странах СНГ. Данный регион традиционно занимает приоритетное направление на внешнеполитическом треке России.

В современных реалиях государства достигают своих геополитических задач посредством новых возможностей. В условиях глобализации, роста взаимозависимости и углубления региональных связей использование традиционных «жестких» методов влияния не представляется актуальным. В то же время влияние и контроль, которое государства могут распространять на другие территории, также может зависеть от имиджа на международной арене. В связи с этим страны стремятся распространять свои ценности, которые непосредственно зависят от культурного контекста. Неслучайно, что уже не первый год для продвижения своих интересов и распространения культуры многие европейские государства, США, Китай используют «мягкую силу» как основной инструмент внешней политики.

При этом одним из эффективных инструментов, способным решить внешнеполитические задачи, выступает «мягкая сила» образования. Отмечается, что роль образования в современном мире увеличилась - теперь оно выступает формой внешнеполитической стратегии государств.

Россия также стремится применять новые технологии с целью распространения культуры, языка и ценностей. В статье особое внимание уделяется потенциалу российского образования, которое выступает в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на пространстве СНГ, а также созданию благоприятного имиджа на международной арене. Рассмотрены потенциал России в странах СНГ в области применения «мягкой силы» образования и примеры использования таких ресурсов.

Ключевые слова: геополитика; внешняя политика; внешнеполитические интересы России; СНГ; образование; «мягкая сила»; имидж страны; ценности; русский язык и культура; продвижение русского языка за рубежом.

Качян Марина Аршаковна - аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М .В. Ломоносова. Россия, Москва. E-mail: marinakachyan@gmail.com

Kachyan M.A. The role of education in spreading Russian foreign interests in the CIS

Abstract. The main priority of the Russian foreign policy still includes the preservation and consolidation of its influence in the CIS countries. This region traditionally occupies a priority area on the foreign policy track.

Nowadays, modern states achieve their geopolitical objectives through new opportunities. Due to globalization, growing interdependence and deepening regional ties, the use of traditional «hard» methods of influence does not seem relevant. At the same time, the influence and control that states can extend to other territories may also depend on their image in the international arena. In this regard, countries tend to spread their values. Many European states, the United States and China have been using soft power as the main instrument of foreign policy to promote their interests and spread their culture.

Russia also seeks to apply new technologies to spread Russian culture, language and values. The author pays special attention to the potential of Russian education, which acts as an instrument of long-term political influence in the CIS, as well as creating a favorable image in the international arena. The potential of Russia in the CIS countries in the field of application of «soft power» of education and examples of the use of such resources are considered.

Keywords: geopolitics; foreign policy; foreign policy interests of Russia; CIS; education; «soft power»; country's image; values; Russian language and culture; promotion of the Russian language abroad.

Kachyan Marina Arshakovna - PhD student, Faculty of Global Processes,

Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Russia, Moscow.

E-mail: marinakachyan@gmail.com

Введение

Любое государство стремится укрепить свои позиции и престиж на международной арене, а также создать благоприятные условия для его долгосрочного социально-экономического развития. Для достижения этих целей страны используют различные инструменты внешней политики. В настоящее время особое внимание уделяют именно «мягкой силе» как важному элементу выстраивания внешнеполитического курса, а также обеспечения геополитических задач.

Рассматривая роль, которую может играть образование в качестве инструмента влияния во внешней политике государств, важно обратиться к концепции политического теоретика Джозефа Ная из Гарвардского университета. В его концепции отмечено, что именно образование и культура могут выступать в качестве самых эффективных инструментов мягкого влияния. Американским автором противопоставляются два феномена «мягкой» и «жесткой» силы, последняя из которых подразумевает под собой использование военной силы и других инструментов принуждения. В этом контексте

представляется важным не только использовать военную силу или экономические санкции в целях принуждения к необходимым изменениям в других странах, но и привлекать эти страны при формировании повестки дня мировой политики [Nye 2005].

В современных реалиях страны используют культуру и образование в целях формирования положительного имиджа. Здесь необходимо отметить успешный опыт ряда стран. Эффективны в продвижении своих интересов на международной арене зарубежные организации - Институт имени Гёте, Институт Сервантеса, Альянс Франсез, Институт Конфуция.

Так, приковывая особое внимание к духовной и материальной культуре, государства повышают привлекательность и формируют особый ресурс, который и определяется как «мягкая сила» влияния. В результате построения положительного имиджа страны формируются условия для применения «мягкой силы». Кроме того, как отмечается, применяя мягкие инструменты воздействия, страны способны продвигать национальную идею и реализовы-вать свою миссию в глобальном мире [Леонова 2013].

Интересы России на пространстве СНГ

Для России страны СНГ традиционно представляет сферу жизненно важных интересов. Так, развитие сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) в двустороннем и многостороннем форматах, а также дальнейшее укрепление действующих интеграционных процессов на пространстве СНГ с российским участием являются основными приоритетами в утвержденной 30 ноября 2016 г. Концепции внешней политики Российской Федерации [Концепция 2016].

Представляется, что в обозримом будущем геополитические интересы России в данном регионе сохранятся. Такой характер взаимосвязей можно обосновать географической близостью, историческими связями и культурной общностью стран Содружества. Подтверждают данную позицию и многочисленные заявления лидера России В. В. Путина, в том числе на оперативном совещании с постоянными членами Совета Безопасности: «Здесь наши наиболее развитые экономические, культурные, гуманитарные связи, родственные, дружеские. В общем, это особое направление нашей работы на внешнеполитическом треке» [Совещание 2020].

Исходя из этого необходимо отметить, что государства СНГ представляют собой пространство, которое необходимо России для сохранения статуса ключевого геополитического игрока.

Выстраивание эффективной политики, реализуя интеграционные проекты, которые будут представлять интерес для стран СНГ, позволит обеспечить России также и статус мирового экономического центра [Стратегические 2010].

Таким образом, для реализации российских геополитических задач необходимо создавать и предлагать наиболее интересные проекты и использовать более гибкие механизмы влияния на страны Содружества, в том числе путем формирования положительного имиджа России.

В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин выразил озабоченность о неиспользованном потенциале в сфере нетрадиционых методов российского влияния в мировой политике, отметив: «Традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например так называемой "мягкой силы", есть над чем подумать» [Совещание 2012].

Американские социологи из международной ассоциации Gallup International, проводящей исследования, попытались узнать мнение о России жителей постсоветского пространства.

Среди вопросов были, в частности, насколько положительно внешняя политика РФ влияет на обстановку в мире и удастся ли России через десять лет стать сверхдержавой. Результаты исследования показали, что страны положительно оценивают международное влияние Москвы.

Оценка влияния России в ряде стран СНГ представлена на рис. 1 и 2 [Gallup International 2018].

ДА НЕТ

Украина 16%

67%

Киргизия

75%

14%

Казахстан

56%

17%

Грузия

33%

56%

Азербайджан

45%

35%

Армения

76%

12%

Рис. 1 Станет ли Россия сверхдержавой к 2030 году?

Источник: Gallup International

Украина 12% ДА НЕТ 72%

Киргизия 87% 6%

Казахстан 61% 7%

Грузия 13% 78%

Азербайджан 35% 45%

Армения 56% 30%

Рис. 2 Внешняя политика России положительно влияет на обстановку в мире?

Источник: Gallup International

Согласно результатам приведенного опроса, можно сделать вывод, что к странам, которые оценивают положительно результаты внешнеполитической деятельности России, можно в первую очередь отнести Киргизию, Казахстан и Армению.

Роль русского языка и продвижение

российского образования

Глобализация оказывает сильное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на сферу образования. В условиях глобализации и формирования экономики глобального знания университеты пересматривают учебные программы и находят важным развивать активнее международное академическое сотрудничество [Липоватая 2017]. В связи с этим вопросы взаимодействия в сфере образования приобретают все большее значение.

Консолидирующую роль в продвижении российского образования, а также углубления международного гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ играет русский язык.

Несмотря на усиление статуса национальных языков на постсоветском пространстве, русский язык, как язык межнационального общения и документооборота, продолжает оставаться основным средством коммуникации между странами СНГ и рядом стран постсоветского пространства.

Вместе с тем активно распространяется английский язык, а уровень владения русским языком особенно среди молодежи заметно снижается. Это объясняется уменьшением часов преподавания русского языка в школах в странах СНГ, а также сокращением эфирного вещания на русском языке.

Бывший руководитель Россотрудничества Э.В. Митрофанова не раз подчеркивала о таком приоритете, как придание русскому языку статуса официального в странах СНГ. «Через поколение мы придем к тому, что люди перестанут говорить на русском языке. Поэтому здесь нужно прилагать особые усилия, и постановка на высоком уровне вопроса о придании русскому языку законодательного статуса в этих странах должна быть во внешнеполитической повестке дня» [Статус 2016].

Важным условием продвижения российского образования, отстаивания позиций русского языка и закрепления российского присутствия в регионе является развитие филиалов в странах СНГ.

В настоящее время за рубежом действуют 40 филиалов в 17 странах, в частности 30 филиалов функционируют в странах СНГ. В общей сложности в филиалах за рубежом обучаются порядка 17 тыс. студентов.

Другой мерой по популяризации русского языка и культуры, а также продвижению российского образования выступает комплекс мероприятий, организатором которых выступает Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Институт Пушкина определен в качестве базовой организации СНГ по преподаванию русского языка.

Институтом осуществляются несколько значимых проектов, среди которых стоит особенно отметить Международную волонтерскую программу «Послы русского языка» и Портал «Образование на русском».

О деятельности

совместных университетов

Более 20 лет назад в целях сохранения, развития и взаимообогащения культур, языков, исторических и национальных традиций в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане были созданы российско-национальные университеты: Российско-Армянский университет, Белорусско-Российский университет, Киргизско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Российско-Таджикский Славянский университет.

Такие совместные университеты являются уникальной правовой формой взаимодействия России со странами СНГ. Их создание и успешное функционирование подтверждает высокий уровень состояния двусторонних связей с данными странами, а также демонстрирует наличие потенциал для дальнейшего наращивания гуманитарного сотрудничества.

Одной из стратегических миссий российско-национальных университетов является выступление в качестве опорных точек для продвижения за рубежом российского образования и русского языка. Российско-национальные университеты используют свой потенциал и инфраструктуру для создания единого образовательного пространства на пространстве СНГ, развития академической мобильности, углубления гуманитарных связей с российскими образовательными и научными организациями.

Университеты находятся в совместном ведении Российской Федерации и страны пребывания. Обучение в университетах ведется в том числе и на русском языке по российским образовательным стандартам с обязательным применением национального компонента. Используются передовые российские методики преподавания. На базе совместных университетов действуют курсы русского языка, ежегодно проходят курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава.

Необходимо отметить, что совместные университеты являются не только ведущими вузами в странах пребывания, оказывающие образовательные услуги, но они весьма способствуют сохранению культурной идентичности соотечественников за рубежом, а также созданию комфортных условий для молодежи, стремящихся получать достойное образование и приобщаться к культурно-историческому достоянию народов СНГ.

Так, к примеру, согласно рейтингу «QS EECA (Emerging Europe and Central Asia) University Rankings», Российско-Армянский университет на протяжении нескольких лет является лучшим университетом Армении, опережая при этом государственные университеты Армении.

В 2020 г. Киргизско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина занял лидирующие позиции среди вузов - участников рейтинга HAAP / IAAR (Независимого агентства аккредитации и рейтинга).

Деятельность совместных университетов способствуют сохранению традиционно дружественных отношений между странами СНГ, развитию многовекторных связей, и отвечают российским интересам. Таким образом, конкурентоспособность совместных университетов не только в стране нахождения, но и в регионе напрямую влияет на реализацию геополитических задач Российской Федерации на пространстве СНГ.

Таблица 1

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКО-НАЦИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ 2020 г.

Белорусско-Российский университет Киргизско-Российский Славянский университет Российско-Армянский университет Российско-Таджикский Славянский университет

Общая численность обучающихся по всем формам обучения 5112 8500 3716 6775

Численность обучающихся по российским образовательным программам 513 1822 3246 6775

Имеет статус государственного в стране пребывания Да Да Да Да

Выдается диплом страны пребывания Да Да Да Нет

Источник: Составлено автором на основании информации, опубликованной на сайтах Белорусско-Российского университета, Киргизско-Российского Славянского университета, Российско-Армянского университета, Российско-Таджикского Славянского университета.

Еще одним успешным примером продвижения российского образования является Сетевой университет Содружества Независимых Государств.

В целях дальнейшего развития сотрудничества государств Содружества в гуманитарной сфере учрежден Сетевой университет СНГ. Данный образовательный проект инициирован Российским университетом дружбы народов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ.

Сетевой университет СНГ направлен на формирование единого образовательного пространства государств - участников СНГ и выступает в качестве аналога программы «Erasmus Mundus».

На площадке Сетевого университета СНГ реализуются совместные программы вузов СНГ, которые осуществляются в рамках сформированного Консорциума образовательных организаций. Консорциум вузов Сетевого университета представляют 16 ведущих вузов из восьми стран, в том числе Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Таким образом, открываются новые возможности для молодежи из этих стран. Получив базовое образование в университетах, вошедших в Консорциум, студенты могут поступить и учиться по российским программам магистратуры ведущих вузов, таких как РУДН, МГУ, МГИМО и т.д.

Примечательно, что перед Сетевым университетом СНГ стоит очень важная задача - подготовить высококвалифицированных профессионалов по специальностям, которые представляют наибольший интерес для экономик стран СНГ и будут способствовать их социальному развитию.

Обучение в Сетевом университете СНГ осуществляется по согласованным вузами совместным образовательным программам. При этом особенность таких программ заключается в том, что к зачислению в российские вузы-партнеры допускаются только те абитуриенты, которые были отобраны и зачислены в зарубежные вузы-партнеры в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, важно отметить, что реализация программ не предполагает большого числа обучающихся, так как их реализация ориентирована исключительно на наиболее талантливых студентов из зарубежных вузов-партнеров.

Конкурентоспособность

российских университетов

Несомненно, Россия обладает огромным потенциалом и ресурсами в фундаментальной науке и в образовании. Вместе с тем гуманитарное влияние страны в мире, к сожалению, не соответствует ее возможностям.

При разработке стратегии, направленной на привлечение иностранных студентов, а также применение образования в качестве инструмента «мягкой силы», в первую очередь необходимо учитывать следующее. Потребности в подготовке кадров для национальных экономик различаются, т.е. не все направления подготовки и специальности одинаково востребованы в каждой отдельной стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Всемирного доклада по образованию, в настоящее время наиболее привлекательными для иностранных студентов становятся именно естественно-научные направления обучения [Всемирный доклад 2006].

Согласно данным, опубликованным Минобрнауки России, наблюдается общая тенденция к увеличению числа иностранных студентов. Так, за последние три года количество иностранных студентов выросло более чем на 26 тыс. человек: в 2019 г. в России учились 298 тыс. иностранных студентов, в 2020 - 315 тыс., в 2021 г. - 324 тыс. Особый интерес у иностранных студентов к медицинскому образованию. В основном граждане Казахстана, Узбекистана, Китая, Туркменистана и Таджикистана делают свой выбор в пользу российского образования [Число иностранных студентов 2022]. https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158

Исходя из этого, можно сделать вывод, что российское образование является привлекательным преимущественно для студентов постсоветского пространства, в том числе за счет соотношения цены и качества.

Другим критерием для выбора высшего учебного заведения является мировые рейтинги. Одним из основных показателей конкурентоспособности университетов для иностранных студентов является число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов [Государственная 2012].

Этим и объясняется стремление университетов к рейтингам, таким как Times Higher Education и QS World University Rankings. Такая задача также была поставлена Минобрнауки России, которое координирует проект «5/100» [Проект повышения]. Цель данного проекта в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность вузов и войти в мировой рейтинг.

Название проекта объясняется Указом Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который предполагал достижение следующей цели: к 2020 г. пять российских университетов должны быть включены мировой рейтинг и быть представлены в первой сотне.

За период существования программы «Проект 5-100» эксперты отметили вклад в развитие экспорта российского образования за границу: в вузах -участниках программы выросло в 2,6 раз количество иностранных студентов на один вуз и в 2,4 раза - иностранных аспирантов.

На смену этому проекту была разработана и внедрена программа «При-оритет-2030», которая имеет более комплексный подход. Акцент в этом проекте сделан на сбалансированное развитие науки и высшего образования во всех регионах страны, повышение роли университетов в социально-экономическом и научно-техническом развитии регионов и России в целом, сокращение разрыва между вузами [Проект 5-100].

Кроме того, на государственном уровне поддержана еще одна важная инициатива, которая выступает важным элементом выбранного политического курса - проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», реализация которого рассчитана до 2025 г.

Заключение

Осознание же важности знания и информации, разумеется, гораздо старше, оно является ровесником самого человечества [Науменко 2018]. Размышляя об инструментах управления людьми и влияния на умы, еще греческий философ подметил, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Ценность образования осознается и на высоком политическом уровне. Об этом свидетельствует наличие государственных проектов, которые стоят на постоянном контроле.

Стремление Российской Федерации к наращиванию образовательного потенциала не только отвечают национальным интересам, но и на все вызовы

современного мира. Таким образом, формируя потенциал «мягкой силы», Россия создает благоприятный имидж нации и укрепляет свою позицию на международной арене.

Эффективность образования как инструмента «мягкой силы» уже не вызывает сомнения. Тем не менее оценить насколько успешна проводимая российская политика на данном направлении возможно только в долгосрочной перспективе. Принимая во внимание процессы глобализации, а также быстро меняющуюся политическую конъюнктуру, именно образование может стать одним из конкурентных преимуществ России в борьбе за международное лидерство.

Библиография

Белорусско-Российский университет. Университет сегодня // Официальный сайт Белорусско-Российского университета. URL: http://bru.by/content/university/universitytoday (дата обращения: 10.12.2021).

Всемирный доклад по образованию // UNESDOC, 2006. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001457/145753r.pdf (дата обращения: 25.10.2021).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 20.10.2021).

Киргизско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина. Общая информация // Официальный сайт Киргизско-Российского Славянского университета имени первого Президента Б.Н. Ельцина URL: https://www.krsu.edu.kg/general_information (дата обращения: 10.12.2021).

Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901/ (дата обращения: 25.10.2021).

Липоватая М.С. Вопросы сотрудничества стран БРИКС в сфере высшего образования // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2017. № 4. С. 55-63.

Науменко Т.В. Методологический анализ концепции информационного общества // Информационное общество. 2018. № 2. С. 6-10.

Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // Проект 5-100. URL: http://5top100.ru/ about/more-about/ (дата обращения: 26.10.2021).

«Проект 5-100» умер, да здравствует «Приоритет-2030»? // Проект 5-100. URL: https://5top100.ru/about/mass-media/143590/ (дата обращения: 26.10.2021).

Российско-Армянский университет. Очерк истории // Официальный сайт Российско-Армянского университета. URL: https://rau.am/content/ocherk-istorii (дата обращения: 10.12.2021).

Российско-Таджикский Славянский университет. Развитие образовательной деятельности // Официальный сайт Российско-Таджикского Славянского университета. URL: https://www.rtsu.tj/ ru/univercity/about/istoriya/razvitie-obrazovatelnoy-deyatelnosti.php (дата обращения: 10.12.2021).

Статус русского языка в СНГ должен быть в повестке РФ // РИА Новости. 2016. 17 ноября. URL: https://ria.ru/20161117/1481576522.html (дата обращения: 25.10.2021).

Совещание послов и постоянных представителей России // Сайт президента России. 2012. 9 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (дата обращения: 27.10.2021).

Совещание с постоянными членами Совета Безопасности // Сайт президента России. 2020. 25 декабря. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64750/print (дата обращения:

25.10.2021).

Стратегические интересы России на постсоветском пространстве. Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 8 // MEMO Journal. 2010. URL: https://www.imemo.ru/ en/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/08_2010/4-Strategicheskiye.pdf (дата обращения: 25.10.2021).

Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2012. № 4. С. 85-93.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. 2012. 9 мая. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 25.10.2021).

Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 2022. 18 января. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158 (дата обращения:

19.01.2022).

Gallup International's 42nd Annual Global End of Year Survey // Voice of people. 2018. URL: https://www.gallup-international.com/fileadmin/user_upload/surveys/2018/GIA-Voice-of-the-People_ 2018.pdf (дата обращения: 25.10.2021).

Nye J. Soft Power and Higher Education / J.S. Nye // The coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. - New York: Basic Books, 1999. - P. 41-70.

References

Belorussko-Rossijskij universitet. Universitet segodnya [University nowadays] URL: http://bru.by/content/university/universitytoday (date of access: 10.12.2021). (In Russ)

Vsemirnyj doklad po obrazovaniyu [World Education Report] 2006. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0014/001457/145753r.pdf. (date of access: 25.10.2021). (In Russ)

Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 20132020 gody [State Program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020]. Spravochno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://base.garant.ru/70643472/ (date of access: 20.10.2021). (In Russ.)

Kirgizsko-Rossijskij Slavyanskij universitet imeni B.N. El'cina. Obshchaya informaciya [General Information] URL: https://www.krsu.edu.kg/general_information (date of access: 10.12.2021). (In Russ.)

Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30 noyabrya 2016 g. N 640) [The concept of the foreign policy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 N 640)]. URL: https://www.mid.ru/ ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/ (date of access: 25.10.2021). (In Russ.)

Leonova O.G. Myagkaya sila - resurs vneshnej politiki gosudarstva [Soft power as resource of the state's foreign policy]. Obozrevatel'. 2013. N 4. (In Russ)

Lipovataya M.S. Voprosy sotrudnichestva stran BRIKS v sfere vysshego obrazovaniya. [Issues of cooperation between the BRICS countries in the field of higher education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 27. Globalistika i geopolitika. 2017. N 4. (In Russ.)

Naumenko T.V. Metodologicheskij analiz koncepcii informacionnogo obshchestva [Methodological analysis of the concept of the information society]. Informacionnoe obshchestvo. 2018. N 2. (In Russ.)

Proekt povysheniya konkurentosposobnosti vedushchikh rossijskikh universitetov sredi vedush-chikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh centrov. [Project to improve the competitiveness of leading Russian universities among the world's leading scientific and educational centers]. URL: http://5top100.ru/about/more-about/ (date of access: 26.10.2021). (In Russ.)

«Proekt 5-100» umer, da zdravstvuet «Prioritet-2030»? [«Project 5-100» is dead, long live «Priority-2030»?] URL: https://5top100.ru/about/mass-media/143590/ (date of access: 26.10.2021). (In Russ.)

Rossijsko-Armyanskij universitet. Ocherk istorii [History] URL: https://rau.am/content/ocherk-istorii (date of access: 10.12.2021). (In Russ.)

Rossijsko-Tadzhikskij Slavyanskij universitet. Razvitie obrazovatel'noj deyatel'nosti [Development of educational activities] URL: https://www.rtsu.tj/ru/univercity/about/istoriya/razvitie-obrazovatelnoydeyatelnosti.php (date of access: 10.12.2021). (In Russ.)

Status russkogo yazyka v SNG dolzhen byt' v povestke RF [The status of the Russian language in the CIS should be on the agenda of the Russian Federation]. URL: https://ria.ru/20161117/ 1481576522.html (date of access: 25.10.2021). (In Russ.)

Soveshchanie poslov i postoyannykh predstavitelej Rossii [Meeting of Ambassadors and Permanent Representatives of Russia]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (date of access: 27.10.2021). (In Russ.)

Soveshchanie s postoyannymi chlenami Soveta Bezopasnosti [Meeting with permanent members of the Security Council]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64750/print (date of access: 25.10.2021). (In Russ.)

Strategicheskie interesy Rossii na postsovetskom prostranstve [Russia's strategic interests in the post-Soviet space. World Economy and International Relations] Mirovaya ehkonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya. 2010. N 8. URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2010-8-32-45 (date of access: 25.10.2021). (In Russ.)

Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii [Education as an instrument of «soft power» in Russia's foreign policy]. Vestnik MGIMO. 2012. N 4. (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizacii gosu-darstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N 599 «About measures on the implementation of state policy in the field of education and science»]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (date of access: 25.10.2021). (In Russ.)

Chislo inostrannyh studentov v Rossii za tri goda vyroslo na 26 tysyach [The number of foreign students in Russia has grown by 26,000 in three years] URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158 (date of access: 19.01.2022). (In Russ.)

Gallup International's 42nd Annual Global End of Year Survey. 2018. URL: https://www. gallup-international.com/fileadmin/user_upload/surveys/2018/GIA-Voice-of-the-People_2018.pdf (date of access: 25.10.2021).

Nye J. Soft Power and Higher Education / J.S. Nye // The coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. - New York: Basic Books, 1999. P. 41-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.