Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЕЦ / НАСТАВНИК / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукманова Р. А., Шайхутдинова И. И.

Доброволец, как социальный наставник сопровождает любого человека, организацию, нуждающихся в помощи и поддержке, оказавшихся в обстоятельствах, где необходимо оказание содействия в получении необходимого блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VOLUNTEER IN THE MODERN WORLD

The results of research in the field of volunteer activities of socially active people are presented. A volunteer, as a social mentor, accompanies any person who needs help and support, who finds himself in a difficult life situation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 378.1; 1:316

1 2

Регина Айдаровна Лукманова , Ирина Ириковна Шайхутдинова

12 Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия

1lukmanova. ra@ufacity. info

[email protected]

Автор, ответственный за переписку: Шайхутдинова Ирина Ириковна,

shajhutdinova. ii@ugatu. su

РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. Доброволец, как социальный наставник сопровождает любого человека, организацию, нуждающихся в помощи и поддержке, оказавшихся в обстоятельствах, где необходимо оказание содействия в получении необходимого блага.

Ключевые слова: доброволец, наставник, благотворительность, наставничество, добровольческая деятельность, благотворительная деятельность, меценатство, культура

1 2

Regina A.Lukmanova , Irina I.Shajhutdinova

12 Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia

[email protected]

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5941-9816

Corresponding author: Irina I.Shajhutdinova, [email protected]

THE ROLE OF THE VOLUNTEER IN THE MODERN WORLD

Abstract. The results of research in the field of volunteer activities of socially active people are presented. A volunteer, as a social mentor, accompanies any person who needs help and support, who finds himself in a difficult life situation.

Keywords: volunteer, mentor, charity, mentoring, volunteering

Развитие человечества всегда сопровождалось добровольной деятельностью по оказанию помощи нуждающимся.

В современном обществе волонтёр - это человек, который по собственной доброй воле делится своим опытом, знаниями, умениями и навыками, помогая людям безвозмездно.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского - voluntarius — добровольно.

В XVIII-XIX веках волонтерами называли людей, добровольно поступивших на военную службу [1].

В словаре С.И. Ожегова слово волонтер имеет такое же значение, что и доброволец. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу [2, с.163].

Н.Ю.Слабжанин: «Доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем» [3, с.5].

Таким образом, добровольческая деятельность должна быть направлена на достижение социально значимых целей. Волонтерство - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

В 1859 году возникла идея создания общества Красного Креста - это организация, работающая на добровольных началах. После Первой мировой войны, бывшие солдаты враждующих армий - группа добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии,

собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. В последствии основалось старейшая международная волонтерская организация - Service Civil International, которая послужила примером для создания множества других. 14 сентября 1990 г. на XI Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий принята Всеобщая декларация добровольчества, в которой обозначились основные цели, задачи и функции волонтерского движения [3, с.10].

«Цели и задачи волонтерского движения декларация определила, как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения» [4]. Начало 60-х годо характеризуется возникновением волонтерских программ, основной целью которых было воссоединение Западной и Восточной Европы. Дальнейшее распространение получили экологические проекты, а уже позже к 90-ым годам появилось более двух тысяч проектов в более чем 80 странах мира. С давних пор извесьтны волонтерские организации, такие как «Misericordia» (Италия), «Армия спасения» (Англия), «United Way» («Объединенный путь») (США). В СССР во 2-й половине ХХ в. возникли различные экологические организации («Зелёные», «Молодые друзья природы» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами.

В годы Великой Отечественной войны на передний план вышли тимуровские движения. А позже, к началу 90-ых годов получили развитие союзы обучающихся, союзы старшеклассников и другие различные объединения, которые активно отстаивали интересы обучающейся молодёжи. В те времена труд считался показателем хорошего статуса в обществе, являлся почетной миссией человечества. Получили всеобщую поддержку юннаты, «зеленые» и «голубые» патрули, дружины и всякого рода группы по восстановлению памятников истории и культуры, широко развивались педагогические и студенческие отряды.

«Сегодня волонтёрские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер» [3].

Поэтому на протяжении всего развития общества люди всегда обеспечивали бескорыстную помощь любого рода, но официальная дата фонда Международного добровольческого движения считается 1920 год. Отныне каждый год 5 декабря отмечается Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития резолюцией Генассамблеи ООН от 17 декабря 1985 года. В России дата установлена указом президента РФ от 27 ноября 2017 года.

«Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей» [23].

«С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха...».

Наставничество, как и коучинг, - мощный инструмент саморазвития личности, который может привести к реальным результатам и улучшить показатели в любой области. Наставничество применяется разными людьми для достижения различных целей. Наставничество - это добровольная деятельность социально активных людей, которые гготовы помочь, поддержать и принять участие в жизни наставляемого. Метод наставничества - это средство прямого и косвенного личного воздействия на человека. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество очень ёмкий сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности, в процессе которого применяются различные способы, такие как:

• построение коммуникативных связей;

• применение и принятие на практике различных вер и исповеданий, собственных принципов;

• получение навыков общественных отношений;

• взаимопомощь и поддержка;

• самореализация.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение в процессе которого каждый человек получает бесценный опыт и навыки, саморазвитие личности, уверенность в себе;

-это возможность найти себя , спроектировать мощную модель, которая поможет стать счастливым, уверенным и успешным человеком [5].

Наставник - это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ^о1иШ;еег - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство преследует не коммерческие цели, это работа за идею.

«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).

При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник».

Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли.

Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, обладающий социальными жизненными навыками необходимыми для успешной адаптации в современном мире, способные делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Доброволец - человек, способный «отдавать», не требуя ничего взамен.

«Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации» [12].

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного

наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»» [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное здоровье общества зависит от уровня развития высоких моральных качеств индивидуумов, составляющих это общество. Волонтерская деятельность способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности и помогает понять, что человек - главная ценность. Следовательно, развитие гуманного общества невозможно без формирования альтруистического поведения, воспитания милосердия и способности к благотворительности.

В современном обществе благотворительность, в основном, рассматривается как добронравный принцип формирования определенных позиций социальной политики.

Приняты нормативные документы, защищающие интересы субъектов и объектов данного вида социальной деятельности в России. В 1995 году принят федеральный закон «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях», в 2014 году подписан закон о правовом регулировании отношений в сфере меценатской деятельности.

Согласно Федеральному закону «О меценатской деятельности» от 04 ноября 2014 № 327-ФЗ, меценатская деятельность представляет собой деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Получателями меценатской поддержки могут быть государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства.

Федеральным законом обозначены цели и задачи меценатской деятельности, права и обязанности меценатов и получателей меценатской поддержки, требования к договору между меценатом и получателем меценатской поддержки, права органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности, государственные гарантии и иные меры ее стимулирования.

«Культура является результатом освоения индивидом и народом природного и социального, представляет собой некий смысловой мир, задающий ценностные ориентиры личностного и социального бытия. Культура превращает этот огромный мир в «дом» смыслового бытия, в котором жизнь, действия, поступки и жизненные ситуации приобретают конечные, предельные значения. Смыслы культуры открывают в жизненном пространстве человека перспективу, раздвигающую рамки его ограниченного существования, обеспечивают ему полноценную, осмысленную и одухотворённую жизнь» [16, с. 22].

Рассматривая мотивы меценатства в современном российском обществе можно выделить: интерес, любовь к культуре и признание её социальные и личностные ценности национальные традиции, патриотизм, гражданственность, этизм и эстетизм.

Меценат - лицо, занимающееся благотворительной деятельностью в духовной сфере.

Меценатство, наставничество и добровольчество связанные понятия, несущие по своей сути понимание о безвозмездном творении блага, о добровольном деле конкретного человека, получающего удовлетворение от своего альтруизма.

Исходя из вышеуказанного можно прийти к выводу о том, что в современном мире человек, оказывающий помощь, в том числе, осуществляющий благотворительную деятельность по бескорыстной передаче гражданам или некоммерческим организациям, в том числе благотворительным организациям, имущества, включая денежные средства, и

(или) объектов интеллектуальной собственности, наделения правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, предоставлению услуг, покровительство и предоставление безвозмездного труда, оказание иной поддержки, является добровольцем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38122/В ОЛОНТЕР

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: «Советская энциклопедия»1964, - 900 с.

3. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / Сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 68 с.

4. Всемирная декларация добровольцев (принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев, Париж, 14 сентября 1990 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbchr.ru/pdf/oficial_doc_volonter.pdf

5. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1994 г.

6. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (с изменениями и дополнениями).

7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 (в ред, от

13.01.96).

8. Кузнецова И. Психологическая поддержка: Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог: Еженед. прил. к газете «Первое сентября».-2000.- С.4.

9. Конституция Российской Федерации 1993 г.

10. Кодекс об административных нарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.

11. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др. /Под общей ред. Е.Н. Панченко - Москва-Майкоп, 2006.,180 с.

12. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс] Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ: Консультант плюс (Дата обращения: 06.02.2023)

https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ecJ94VTmew0BhdnO&cacheid=B7 2C697A372C2B215B9BA77503D3A36A&mode=splus&rnd=0gmnsw&base=LAW&n=428417&d st=29#3QmV4VTEUczpxosk

13. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога.М.: ТЦ Сфера,2004.- 480с.

14. Психогимнастика в тренинге // под Н.Ю. Хрящевой СПб.: Речь, 2000.

15. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: методические рекомендации / сост. : А. В. Кречетникова, Е. Ю. Зинова, А. А. Нарыгин и др. - Ханты-Мансийск : Принт- Класс, 2010. - 242 с.

16. Рахматуллина З.Я. Мир держится на культуре: философское осмысление: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021.- 226 с.

Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.95 № 22-ФЗ.

16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ.

17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 М174-ФЗ.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ.

19. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.

REFERENCES

1. Slovar inostranny'x slov [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38122/VOLONTER

2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazy'ka / S.I. Ozhegov. - Moskva: «Sovetskaya

e,nciklopediya»1964, — 900 s.

3. Volonterskoe dvizhenie: proshloe i nastoyashhee: uchebnoe posobie / Sost. I. A. Potapova, G. R. Dzhumagalieva. Astraxan': Astraxanskij gosudarstvenny'j universitet, Izdatel'skij dom «Astraxanskij universitet», 2012. 68 s.

4. Vsemirnaya deklaraciya dobrovol'cev (prinyata na 11-m Kongresse Mezhdunarodnoj Associacii Dobrovol'cev, Parizh, 14 sentyabrya 1990 goda. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: http://www.nbchr.ru/pdf/oficial_doc_volonter.pdf

5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii, 1994 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zhilishhny'j kodeks RSFSR ot 24.06.83 (s izmeneniyami i dopolneniyami).

7. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» ot 10.07.92 №3266-1 (v red, ot

13.01.96).

8. Kuzneczova I. Psixologicheskaya podderzhka: Principy' raboty' s det'mi i podrostkami s otkloneniyami v povedenii//Shkol,ny,j psixolog: Ezhened. pril. k gazete «Pervoe sentyabrya».-2000.- S.4.

9. Konstituciya Rossijskoj Federacii 1993 g.

10. Kodeks ob administrativny'x narusheniyax ot 30.12.01 № 195-FZ.

11. Nastavnichestvo kak process soprovozhdeniya detej i podrostkov «grupp riska». Sbornik nauchno-metodicheskix materialov /N.V. Kovaleva, I.V.Detkova, A.V. Leont'eva, i dr. /Pod obshhej red. E.N. Panchenko - Moskva-Majkop, 2006.,180 s.

12. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve) [E'lektronny'j resurs] FederaFny'j zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ: Konsul'tant plyus (Data obrashheniya: 06.02.2023)

https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ecJ94VTmew0Bhdn0&cacheid=B7 2C697A372C2B215B9BA77503D3A36A&mode=splus&rnd=0gmnsw&base=LAW&n=428417&d st=29#3QmV4VTEUczpxosk

13. Ovcharova R.V.Spravochnaya kniga social'nogo pedagoga.M.: TCz Sfera,2004.- 480s.

14. Psixogimnastika v treninge // pod N.Yu. Xryashhevoj SPb.: Rech', 2000.

15. Psixologo-pedagogicheskaya i social'naya pomoshh' detyam, naxodyashhimsya v trudnoj zhiznennoj situacii: metodicheskie rekomendacii / sost. : A. V. Krechetnikova, E. Yu. Zinova, A. A. Nary'gin i dr. - Xanty'-Mansijsk : Print- Klass, 2010. - 242 s.

16. Raxmatullina Z.Ya. Mir derzhitsya na kul'ture: filosofskoe osmy'slenie: monografiya. Ufa: RICz BashGU, 2021.- 226 s.

Semejny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.12.95 № 22-FZ.

16. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.01 № 197-FZ.

17. Ugolovno-processual'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.01 M174-FZ.

18. Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.96 № 63-FZ.

19. Xuxlaeva O.V. Psixologiya podrostka: Uchebnoe posobie. - 2-e izd. - M.: Izdatelskij centr «Akademiya», 2005. - 160 s.

Информация об авторах

Р.А. Лукманова — аспирант;

И.И. Шайхутдинова — старший преподаватель.

Information about the authors

R.A. Lukmanova - graduate student;

I.I. Shajhutdinova - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.