УДК 378.1; 1:316
1 2
Регина Айдаровна Лукманова , Ирина Ириковна Шайхутдинова
12 Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия
1lukmanova. ra@ufacity. info
Автор, ответственный за переписку: Шайхутдинова Ирина Ириковна,
shajhutdinova. ii@ugatu. su
РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. Доброволец, как социальный наставник сопровождает любого человека, организацию, нуждающихся в помощи и поддержке, оказавшихся в обстоятельствах, где необходимо оказание содействия в получении необходимого блага.
Ключевые слова: доброволец, наставник, благотворительность, наставничество, добровольческая деятельность, благотворительная деятельность, меценатство, культура
1 2
Regina A.Lukmanova , Irina I.Shajhutdinova
12 Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5941-9816
Corresponding author: Irina I.Shajhutdinova, [email protected]
THE ROLE OF THE VOLUNTEER IN THE MODERN WORLD
Abstract. The results of research in the field of volunteer activities of socially active people are presented. A volunteer, as a social mentor, accompanies any person who needs help and support, who finds himself in a difficult life situation.
Keywords: volunteer, mentor, charity, mentoring, volunteering
Развитие человечества всегда сопровождалось добровольной деятельностью по оказанию помощи нуждающимся.
В современном обществе волонтёр - это человек, который по собственной доброй воле делится своим опытом, знаниями, умениями и навыками, помогая людям безвозмездно.
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского - voluntarius — добровольно.
В XVIII-XIX веках волонтерами называли людей, добровольно поступивших на военную службу [1].
В словаре С.И. Ожегова слово волонтер имеет такое же значение, что и доброволец. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу [2, с.163].
Н.Ю.Слабжанин: «Доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем» [3, с.5].
Таким образом, добровольческая деятельность должна быть направлена на достижение социально значимых целей. Волонтерство - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
В 1859 году возникла идея создания общества Красного Креста - это организация, работающая на добровольных началах. После Первой мировой войны, бывшие солдаты враждующих армий - группа добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии,
собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. В последствии основалось старейшая международная волонтерская организация - Service Civil International, которая послужила примером для создания множества других. 14 сентября 1990 г. на XI Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий принята Всеобщая декларация добровольчества, в которой обозначились основные цели, задачи и функции волонтерского движения [3, с.10].
«Цели и задачи волонтерского движения декларация определила, как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения» [4]. Начало 60-х годо характеризуется возникновением волонтерских программ, основной целью которых было воссоединение Западной и Восточной Европы. Дальнейшее распространение получили экологические проекты, а уже позже к 90-ым годам появилось более двух тысяч проектов в более чем 80 странах мира. С давних пор извесьтны волонтерские организации, такие как «Misericordia» (Италия), «Армия спасения» (Англия), «United Way» («Объединенный путь») (США). В СССР во 2-й половине ХХ в. возникли различные экологические организации («Зелёные», «Молодые друзья природы» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами.
В годы Великой Отечественной войны на передний план вышли тимуровские движения. А позже, к началу 90-ых годов получили развитие союзы обучающихся, союзы старшеклассников и другие различные объединения, которые активно отстаивали интересы обучающейся молодёжи. В те времена труд считался показателем хорошего статуса в обществе, являлся почетной миссией человечества. Получили всеобщую поддержку юннаты, «зеленые» и «голубые» патрули, дружины и всякого рода группы по восстановлению памятников истории и культуры, широко развивались педагогические и студенческие отряды.
«Сегодня волонтёрские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер» [3].
Поэтому на протяжении всего развития общества люди всегда обеспечивали бескорыстную помощь любого рода, но официальная дата фонда Международного добровольческого движения считается 1920 год. Отныне каждый год 5 декабря отмечается Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития резолюцией Генассамблеи ООН от 17 декабря 1985 года. В России дата установлена указом президента РФ от 27 ноября 2017 года.
«Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей» [23].
«С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха...».
Наставничество, как и коучинг, - мощный инструмент саморазвития личности, который может привести к реальным результатам и улучшить показатели в любой области. Наставничество применяется разными людьми для достижения различных целей. Наставничество - это добровольная деятельность социально активных людей, которые гготовы помочь, поддержать и принять участие в жизни наставляемого. Метод наставничества - это средство прямого и косвенного личного воздействия на человека. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество очень ёмкий сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности, в процессе которого применяются различные способы, такие как:
• построение коммуникативных связей;
• применение и принятие на практике различных вер и исповеданий, собственных принципов;
• получение навыков общественных отношений;
• взаимопомощь и поддержка;
• самореализация.
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;
-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
-это движение в процессе которого каждый человек получает бесценный опыт и навыки, саморазвитие личности, уверенность в себе;
-это возможность найти себя , спроектировать мощную модель, которая поможет стать счастливым, уверенным и успешным человеком [5].
Наставник - это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Волонтеры (в пер. с англ^о1иШ;еег - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерство преследует не коммерческие цели, это работа за идею.
«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».
Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).
При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник».
Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.
Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли.
Доброволец - человек, не имеющий каких-либо особых для добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно передавать определенную информацию, обладающий социальными жизненными навыками необходимыми для успешной адаптации в современном мире, способные делиться своим опытом и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
Доброволец - человек, способный «отдавать», не требуя ничего взамен.
«Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации» [12].
«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»» [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное здоровье общества зависит от уровня развития высоких моральных качеств индивидуумов, составляющих это общество. Волонтерская деятельность способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности и помогает понять, что человек - главная ценность. Следовательно, развитие гуманного общества невозможно без формирования альтруистического поведения, воспитания милосердия и способности к благотворительности.
В современном обществе благотворительность, в основном, рассматривается как добронравный принцип формирования определенных позиций социальной политики.
Приняты нормативные документы, защищающие интересы субъектов и объектов данного вида социальной деятельности в России. В 1995 году принят федеральный закон «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях», в 2014 году подписан закон о правовом регулировании отношений в сфере меценатской деятельности.
Согласно Федеральному закону «О меценатской деятельности» от 04 ноября 2014 № 327-ФЗ, меценатская деятельность представляет собой деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.
Получателями меценатской поддержки могут быть государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства.
Федеральным законом обозначены цели и задачи меценатской деятельности, права и обязанности меценатов и получателей меценатской поддержки, требования к договору между меценатом и получателем меценатской поддержки, права органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности, государственные гарантии и иные меры ее стимулирования.
«Культура является результатом освоения индивидом и народом природного и социального, представляет собой некий смысловой мир, задающий ценностные ориентиры личностного и социального бытия. Культура превращает этот огромный мир в «дом» смыслового бытия, в котором жизнь, действия, поступки и жизненные ситуации приобретают конечные, предельные значения. Смыслы культуры открывают в жизненном пространстве человека перспективу, раздвигающую рамки его ограниченного существования, обеспечивают ему полноценную, осмысленную и одухотворённую жизнь» [16, с. 22].
Рассматривая мотивы меценатства в современном российском обществе можно выделить: интерес, любовь к культуре и признание её социальные и личностные ценности национальные традиции, патриотизм, гражданственность, этизм и эстетизм.
Меценат - лицо, занимающееся благотворительной деятельностью в духовной сфере.
Меценатство, наставничество и добровольчество связанные понятия, несущие по своей сути понимание о безвозмездном творении блага, о добровольном деле конкретного человека, получающего удовлетворение от своего альтруизма.
Исходя из вышеуказанного можно прийти к выводу о том, что в современном мире человек, оказывающий помощь, в том числе, осуществляющий благотворительную деятельность по бескорыстной передаче гражданам или некоммерческим организациям, в том числе благотворительным организациям, имущества, включая денежные средства, и
(или) объектов интеллектуальной собственности, наделения правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, предоставлению услуг, покровительство и предоставление безвозмездного труда, оказание иной поддержки, является добровольцем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38122/В ОЛОНТЕР
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: «Советская энциклопедия»1964, - 900 с.
3. Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / Сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 68 с.
4. Всемирная декларация добровольцев (принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев, Париж, 14 сентября 1990 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbchr.ru/pdf/oficial_doc_volonter.pdf
5. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1994 г.
6. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (с изменениями и дополнениями).
7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 (в ред, от
13.01.96).
8. Кузнецова И. Психологическая поддержка: Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог: Еженед. прил. к газете «Первое сентября».-2000.- С.4.
9. Конституция Российской Федерации 1993 г.
10. Кодекс об административных нарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.
11. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др. /Под общей ред. Е.Н. Панченко - Москва-Майкоп, 2006.,180 с.
12. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс] Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ: Консультант плюс (Дата обращения: 06.02.2023)
https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ecJ94VTmew0BhdnO&cacheid=B7 2C697A372C2B215B9BA77503D3A36A&mode=splus&rnd=0gmnsw&base=LAW&n=428417&d st=29#3QmV4VTEUczpxosk
13. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога.М.: ТЦ Сфера,2004.- 480с.
14. Психогимнастика в тренинге // под Н.Ю. Хрящевой СПб.: Речь, 2000.
15. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: методические рекомендации / сост. : А. В. Кречетникова, Е. Ю. Зинова, А. А. Нарыгин и др. - Ханты-Мансийск : Принт- Класс, 2010. - 242 с.
16. Рахматуллина З.Я. Мир держится на культуре: философское осмысление: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021.- 226 с.
Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.95 № 22-ФЗ.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ.
17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 М174-ФЗ.
18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ.
19. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.
REFERENCES
1. Slovar inostranny'x slov [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38122/VOLONTER
2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazy'ka / S.I. Ozhegov. - Moskva: «Sovetskaya
e,nciklopediya»1964, — 900 s.
3. Volonterskoe dvizhenie: proshloe i nastoyashhee: uchebnoe posobie / Sost. I. A. Potapova, G. R. Dzhumagalieva. Astraxan': Astraxanskij gosudarstvenny'j universitet, Izdatel'skij dom «Astraxanskij universitet», 2012. 68 s.
4. Vsemirnaya deklaraciya dobrovol'cev (prinyata na 11-m Kongresse Mezhdunarodnoj Associacii Dobrovol'cev, Parizh, 14 sentyabrya 1990 goda. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: http://www.nbchr.ru/pdf/oficial_doc_volonter.pdf
5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii, 1994 g.
6. Zhilishhny'j kodeks RSFSR ot 24.06.83 (s izmeneniyami i dopolneniyami).
7. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» ot 10.07.92 №3266-1 (v red, ot
13.01.96).
8. Kuzneczova I. Psixologicheskaya podderzhka: Principy' raboty' s det'mi i podrostkami s otkloneniyami v povedenii//Shkol,ny,j psixolog: Ezhened. pril. k gazete «Pervoe sentyabrya».-2000.- S.4.
9. Konstituciya Rossijskoj Federacii 1993 g.
10. Kodeks ob administrativny'x narusheniyax ot 30.12.01 № 195-FZ.
11. Nastavnichestvo kak process soprovozhdeniya detej i podrostkov «grupp riska». Sbornik nauchno-metodicheskix materialov /N.V. Kovaleva, I.V.Detkova, A.V. Leont'eva, i dr. /Pod obshhej red. E.N. Panchenko - Moskva-Majkop, 2006.,180 s.
12. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve) [E'lektronny'j resurs] FederaFny'j zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ: Konsul'tant plyus (Data obrashheniya: 06.02.2023)
https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ecJ94VTmew0Bhdn0&cacheid=B7 2C697A372C2B215B9BA77503D3A36A&mode=splus&rnd=0gmnsw&base=LAW&n=428417&d st=29#3QmV4VTEUczpxosk
13. Ovcharova R.V.Spravochnaya kniga social'nogo pedagoga.M.: TCz Sfera,2004.- 480s.
14. Psixogimnastika v treninge // pod N.Yu. Xryashhevoj SPb.: Rech', 2000.
15. Psixologo-pedagogicheskaya i social'naya pomoshh' detyam, naxodyashhimsya v trudnoj zhiznennoj situacii: metodicheskie rekomendacii / sost. : A. V. Krechetnikova, E. Yu. Zinova, A. A. Nary'gin i dr. - Xanty'-Mansijsk : Print- Klass, 2010. - 242 s.
16. Raxmatullina Z.Ya. Mir derzhitsya na kul'ture: filosofskoe osmy'slenie: monografiya. Ufa: RICz BashGU, 2021.- 226 s.
Semejny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.12.95 № 22-FZ.
16. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.01 № 197-FZ.
17. Ugolovno-processual'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.01 M174-FZ.
18. Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.96 № 63-FZ.
19. Xuxlaeva O.V. Psixologiya podrostka: Uchebnoe posobie. - 2-e izd. - M.: Izdatelskij centr «Akademiya», 2005. - 160 s.
Информация об авторах
Р.А. Лукманова — аспирант;
И.И. Шайхутдинова — старший преподаватель.
Information about the authors
R.A. Lukmanova - graduate student;
I.I. Shajhutdinova - Senior Lecturer.