Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» в формированиии экологической культуры студентов'

Роль дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» в формированиии экологической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL VALUES / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виолина Марина Игоревна, Лёвкина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается роль иностранного языка как средства приобщения к экологической культуре неотъемлемой части национальной культуры. Проводится анализ уровня экологической грамотности при подготовке будущего преподавателя иностранного языка, выявляются проблемы экологизации сознания студентов, подчеркивается важность системного непрерывного экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виолина Марина Игоревна, Лёвкина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of a foreign language as a way to get accustomed to the ecological culture viewed as part of a national culture. The authors analyze the level of ecological competence of a would-be-teacher of foreign languages, identify the problems of internalizing the ecological values, underscore the importance of the system of a lifelong ecological education.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» в формированиии экологической культуры студентов»

ББК 74.4

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» В ФОРМИРОВАНИИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается роль иностранного языка как средства приобщения к экологической культуре - неотъемлемой части национальной культуры. Проводится анализ уровня экологической грамотности при подготовке будущего преподавателя иностранного языка, выявляются проблемы экологизации сознания студентов, подчеркивается важность системного непрерывного экологического образования.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическая компетентность; экологизация сознания; окружающая среда.

THE ROLE OF THE COURSE «THE PRACTICE OF ORAL COMMUNICATION» IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ECOLOGICAL CULTURE AWARENESS

The article examines the role of a foreign language as a way to get accustomed to the ecological culture viewed as part of a national culture. The authors analyze the level of ecological competence of a would-be-teacher of foreign languages, identify the problems of internalizing the ecological values, underscore the importance of the system of a lifelong ecological education.

Key words: ecological culture; ecological competence; ecological values; ecological education.

Более двадцати лет прошло со времени принятия Президиумом АПН СССР в 1982 г. и 1991 г. концепций школьного экологического образования. За это время в нашей стране произошли важные социально-экономические преобразования, характерные для информационного общества. Вопросы экологической безопасности страны стали связываться не столько с техногенным, сколько с личностным фактором, экологической грамотностью и образованностью каждого человека. Так, в Указе Президента РФ №889 от 04.06.2008 г. говорится о необходимости «рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний» [Указ Президента РФ, 2008].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от 17 дек. 2010 г. указывается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [ФГОС основного общего образования РФ, 2010, с. 6].

С развитием экологической культуры общества изменилось и содержание общего экологического образования. В 70-80-е гг. ХХ в. экологическое образование развивалось как образование в области экологии - раздела науки биологии, и выступало в качестве правопреемницы природоохранного образования.

Формировались ценности: любовь к природе, охрана природы, рациональное природопользование, здоровье человека, благополучие окружающей среды.

С 90-х гг. ХХ в. наука перенесла внимание с описания экологических проблем на мотивы, цели и способы деятельности человека в окружающей среде. Экологические проблемы стали связываться с отношением людей к природе, их ценностями. Стало уделяться внимание ценностным и научным основаниям принятия личностью решения о деятельности с точки зрения ее влияния на качество среды жизни человека, возможных рисков и ущербов для его здоровья и благополучия.

На современном этапе предмет познания экологического образования расширяется до системы «человек - общество - природа». Основная проблематика XXI в. обусловлена осознанием «факта уникальности и единства колыбели человечества, ограниченности жизненного пространства и связанной с этим проблемы глобальных изменений в мире, которые оцениваются как такие, которые неизбежно повлекут гибель жизни на земле, если не изменить к ним отношения» [Серебренникова, 2011, с.13].

Россия сейчас находится в процессе роста экологического самосознания. Согласно Указу Президента РФ с 2008 г. 5 июня в стране отмечается новый профессиональный праздник - День эколога, 2013 г. объявлен годом охраны окружающей среды. Это говорит обо все возрастающей роли экологии в жизни Российской Федерации.

Поэтому необходимость повышения экологической грамотности каждого члена общества представляется актуальной на современном этапе. Актуальной видится и экологизация сознания студентов посредством учебной деятельности на занятиях по практическому курсу иностранного языка. В этом смысле потенциал иностранного языка в становлении личности, обладающей экологическим сознанием и поведением очень высок и реализуется через обращение к культурно-экологическим ценностям страны изучаемого языка, сравнение их с общечеловеческими и этническими ценностями нашей страны, родного региона студентов в отношении окружающей среды, критический анализ страноведческого материала экологической проблематики.

В рамках создания единого образовательного пространства можно говорить и о едином экологическом пространстве, общей экологической ответственности, а в этой связи иностранный язык как средство общения между разными народами, на наш взгляд, становится средством приобщения к иным культурам, в целом, и экологической культуре, в частности.

Экологическая культура личности нами понимается как единство экологического сознания и экологически ориентированной деятельности. Основы экологической культуры должны закладываться в семье, продолжать развиваться в школе. Среди общекультурных компетенций выпускника высшей школы ФГОС ВПО выделяет, в частности, готовность принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и обществу [ФГОС ВПО РФ, 2010, с. 4]. Следовательно, в высшей школе студент должен получить не только необходимые профессиональные знания, но и экологические знания, повысить свою эко-

логическую культуру, которая должна стать частью общей культуры выпускника, гражданина, будущего преподавателя.

Таким образом, проблема экологической некомпетентности должна решаться благодаря системе непрерывного экологического образования и воспитания.

В ходе нашего исследования было проведено анкетирование, в котором приняло участие 80 студентов Иркутского государственного лингвистического университета. Анкетирование имело главной целью определение уровня экологической культуры студентов.

Проведенный опрос выявил, что 52 % студентов не изучали предмет «Экология» в рамках школьной программы. Прослеживается недостаточность, фрагментарность экологического школьного образования, несформированность экологических компетенций выпускников школ. Ориентация экологического образования на личность, формирование мотивации, навыков к личному участию каждого в решении экологических проблем продолжает оставаться актуальной. Следовательно, возрастает ответственность высшей школы в экологизации сознания студентов.

Проведенное анкетирование показало:

1) недостаточный уровень знания современной экологической терминологии (только 3% опрошенных сумели дать определение понятию «устойчивое развитие), 6,5% вместо определения указали аналогичный англоязычный термин;

2) отсутствие осознания связи экологии и социума, рассмотрение человека в отрыве от природы, окружающей среды (лишь в 22,5% анкет термин «экология» определяется как взаимоотношение, взаимодействие человека и окружающей среды);

3) отсутствие знаний о работе, которая проводится по охране окружающей среды в регионе, городе, а также абстрактное представление о существующих возможностях для каждого человека повлиять на состояние окружающей среды (71% участников опроса никогда не участвовали в экологических акциях, участие остальных ограничивается работой на субботниках по очистке территории школы, города, озера Байкал);

4) низкий уровень сформированности навыков экологически рационального поведения (среди экологически целесообразных ежедневных привычек 12% опрошенных указывают лишь одну - «выбрасываю мусор в урну, мусорное ведро», 6% анкетируемых экономно подходят к использованию бумаги, в 87% анкет содержится указание на 2-3 экологических привычки: соблюдение чистоты на улицах, экономия воды и электроэнергии; и 3% опрошенных предпочитают экологический транспорт (велосипед) общественному транспорту), 3% студентов избегают применения аэрозолей, загрязняющих атмосферу;

5) низкую готовность студентов к изменению своего поведения по отношению к окружающей среде. 45% анкетируемых не готовы изменить свои повседневные привычки ради сохранения окружающей среды, причем 35,5% из них не видят необходимости менять свое поведение, считая его экологически целесообразным. Из 55% студентов, готовых повысить уровень личной экологической ответственности, 29% называют прагматические (финансовые) причины в

качестве приоритетных, 16% указывают экономию бюджета в качестве одной из мотиваций наряду с непрагматической установкой (бережное отношение к окружающей среде). 74% студентов верят в положительный результат личного участия в решении экологических проблем, 23% - относятся негативно к определяющей роли каждого, не готовы к экологической деятельности с целью улучшения качества окружающей среды.

В связи с этим совершенствование непрерывного экологического образования видится необходимым. Итак, проведенный анализ анкет выявляет низкий уровень экологической культуры и эрудиции студентов, изучающих французский язык. В то же время опыт общения с французскими студентами показывает, что их уровень экологической культуры значительно выше уровня экологической культуры российских студентов. Такую экологическую некомпетентность наших студентов можно объяснить тем, что среднестатистический россиянин пока не совсем осознает степень своего личного воздействия на окружающую среду. Опрошенные студенты считают, что их личный вклад в дело сохранения природы ограничивается участием в экологических акциях, субботниках и т.п. Если для русских студентов ежедневные экологические действия -пока абстракция, то для французов - норма. Французские студенты считают экологические проблемы своим личным делом. Регулярное выполнение привычных с детства экологических действий (экожестов) - это повседневная практика.

По мнению французского журналиста А. Аликс, французские студенты и французы в целом становятся все более и более экогражданами, более экоот-ветственными [Alix, 2011]. А. Аликс приводит данные, полученные в ходе проведенного исследования Научным центром изучения и наблюдения за условиями жизни. Так, согласно исследованию, 66% французов сознательно экономят воду. Причем, если в 1995 г. это делали с целью экономии семейного бюджета, то в 2011 с целью сохранения и экономии природных ресурсов. 62% французов предпочитают подержанные машины и пользуются ими как можно дольше (в 1998 г. - в течение 6 лет, в 2006 г. - 8 лет), 52% - предпочитают биопродукты, даже если они стоят дороже. Восемь французов из десяти предпочитают многоразовые пакеты пластиковым. Итак, французы применяют экожесты дома, на работе, в школе, в магазинах, на рынке, в саду, на отдыхе и т.д., осознавая последствия человеческой деятельности на окружающую природу. Поэтому можно говорить о более высокой экологической культуре французов.

Как нам представляется, причинами более высокой экологической компетентности французов является многолетний опыт пропаганды экологически целесообразных форм поведения, планомерная многоуровневая система экологического образования, как высокое финансовое, так и эмоциональное мотивирование, поощрение граждан к практическому участию в деле сохранения окружающей среды, природных ресурсов.

Например, один из экологических проектов парижской мэрии имеет целью формирование экологического сознания не посредством устрашения, а с помощью формирования у человека ценности окружающего мира. Проект мэрии «Экожесты» направлен на развитие экологического самосознания граждан в

отношении небольших ежедневных экологически целесообразных действий, которые помогут не только городу и региону, но и будут способствовать улучшению экологической ситуации в целом.

Изучив содержательную сторону текстов рубрики «Экология» сайта парижской мэрии, мы выделили следующие применяемые ею принципы экологического просвещения:

- Адресность, личная вовлеченность каждого жителя города (например, посредством соответствующих вербальных конструкций: ассертивов с дейкти-ческими местоимениями 1 -го лица). Проект состоит из ряда утверждений, начинающихся с «я»: «Я экономлю энергию», «Я поддерживаю чистоту города», «Я сортирую отходы», «Я умеренно потребляю воду», «Я забочусь о качестве воздуха», «Я уважаю природу», «Я создаю меньше шума». Такой психологический подход имеет целью создание у человека чувства личной причастности, формирование у читателя желаемой модели поведения.

- Иллюстративность (использование плакатов, схем, рисунков для облегчения восприятия текстовой информации).

- Доходчивость (правила, подкрепленные конкретными советами по экономии воды, сортировке мусора и т.д.).

- Ориентация на широкие массы населения, имеющие разный уровень образования (простота, доступность представления информации).

Таким образом, подобные программы способствует формированию экологического сознания адресатов, желания участвовать в решении мировых проблем.

Стоит отметить, что экостиль становится модным и привлекательным для разных слоев населения и для разных возрастов и в России. Информация о здоровом образе жизни, о ресурсо- и энергосберегающих технологиях доступна каждому. Отмечается рост популярности экологически чистой продукции на рынке. Открываются экосупермаркеты, на полках магазинов все чаще появляются энергосберегающие лампы различной ценовой категории. Журналы и газеты предлагают разные советы, как изменить в лучшую сторону экологический климат планеты.

Министерство образования и науки РФ готовит учебные пособия и игровые программы по энергосбережению для внедрения их в образовательный процесс уже в 2013 г., которые помогут привить детям энергоэффективные принципы поведения. Например, игровое 3D-пособие «Моя энергия», в котором обозначается ряд способов экономии в условиях школы, квартиры, дома. В качестве гида в мир энергосбережения служит домовёнок. Еще одна трехмерная игра -«Умный город» объяснит не только как можно уменьшить расход электроэнергии, но и для чего нужна эта экономия.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующий вывод: формирование экологической культуры - вызов времени, поэтому конкретные задачи экологического воспитания должны формулироваться и решаться не только в школе, но и по завершении этапа общего образования.

Дисциплина «Иностранный язык», по нашему мнению, может и должна внести свой вклад в решение этой проблемы в связи с ее широкими возможно-

341

стями в формировании духовно-нравственных ценностей и установок, а также готовности к социальному и индивидуальному самоопределению в современном поликультурном сообществе. Целью экологического образования в рамках данной учебной дисциплины является формирование осознанной экологической компетентности: понимание своей роли в решении проблем глобального экологического кризиса с целью улучшения качества окружающей среды и способность к гармоничному взаимодействию с природой. Экологическую компетентность следует рассматривать как часть общекультурной, формируемой на основе личностно-ориентированного подхода, который означает признание личности активным субъектом этого процесса.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и

экологической эффективности российской экономики» от 04.06.2008 N 889 [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Электронная база «Консультатнт плюс» - Режим доступа: - URL :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=112413. (дата обращения : 13.05.2013).

2. Серебренникова, Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е. Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносе-миометрия ценностных смыслов : коллективная монография. - М. : Тезаурус, 2011. - С. 7-26.

3. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 N 1897 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт». - URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588. (дата обращения : 13.05.2013).

4. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки» 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр») от 20.05.2010 N 541 (ред. от 31.05.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.08.2010 N 18067) [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «ФГОС ВПО». - 2011. - URL : -http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115541.pdf. (дата обращения : 13.05.2013).

5. Alix, A. Des Franfais de plus en plus « ecolos » [Electronic resource] / A. Alix.

- Vedura. 2011. - URL : http://www.vedura.fr/actualite/6910-francais-plus-ecolos (дата обращения: 05.09.2011).

Begona Mena Martmez

Licenciada en C.C de la Information, especialidad Periodismo en la Universidad Complutense de Madrid

Magister Profesor especialista en la ensenanza del espanol como lengua extranjera en la Universidad Complutense de Madrid

Master profesorado de secundaria, especialidad en Lengua y Literatura castellana en la Universidad de Alcala de Henares, Espana

Лицензиат, направление: информатика, профиль: журналистика (диплом мадридского университета Complutense)

Магистр, специализация: испанский как иностранный (диплом мадридского университета Complutense)

Мастер, специализация: преподаватель Испанского языка и литературы в средней школе (диплом университета Алькала-де-Энарес, Испания

УДК 881.134.2 ББК 81.472.1- 91

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

(ОПЫТ РАБОТЫ В ИГЛУ)

Статья «Средства развития языковой компетенции у студентов, изучающих испанский язык как иностранный (опыт работы в ИГЛУ)» посвящена проблеме развития лингвистической компетенции у студентов, изучающих испанский как иностранный язык. Автор рассматривает лингвистическую компетенцию в практике обучения иностранному языку как одну из составляющих коммуникативной компетенции, которая включает также дискурсивный, социолингвистический, прагматический (стратегический) компоненты. Отмечается, что основной целью обучения иностранному языку является развитие языкового сознания, в том числе путем критического анализа публицистического дискурса. Основываясь на собственном опыте, приобретенном во время работы в ИГЛУ, автор приходит к выводу о том, что одной из успешных методик работы над развитием языкового чутья и коммуникативной компетенции является анализ причин так называемых «коммуникативных неудач», на которых основывается юмористический эффект комиксов, анекдотов, юморесок и т.д.

Ключевые слова: лингвистическая, дискурсивная, социолингвистическая, прагматическая компетенции; языковое сознание.

MEANS OF LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS STUDYING SPANISH AS A FOREIGN LANGUAGE (BASED ON PERSONAL EXPERIENCE WORKING AT ISLU)

The article “Means of Language Competence Development of Students Studying Spanish as a Foreign Language (Based on personal experience working at ISLU)” is devoted to the problem of developing linguistic competence in students studying Spanish as a foreign language. The author analyses the interchange of the terms “linguistic competence” in the practice of teaching a foreign language with the notion of “communicative competence”, which includes discourse, as well as sociolinguistic and pragmatic (strategic) components. The author proposes that the main objective of foreign language teaching is the development of language consciousness, which

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.