Научная статья на тему 'Особенности формирования экологической культуры школьников в условиях кризиса экосистемы'

Особенности формирования экологической культуры школьников в условиях кризиса экосистемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL AWARENESS / THE DEVELOPMENT OF PUPILS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаченко Ю. С.

В представленной статье освещены основные вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания молодого поколения. Стержневой основой работы является исследование эффективности организации образовательного процесса в условиях экологического кризиса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Исаченко Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the key issues of the formation of ecological culture and ecological awareness of young generation are highlighted. The stem foundation of this work is the study of the effectiveness of the organization of educational process in the conditions of ecological crisis.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экологической культуры школьников в условиях кризиса экосистемы»

УДК-591.5.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЭКОСИСТЕМЫ

Ю.С. Исаченко

В представленной статье освещены основные вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания молодого поколения. Стержневой основой работы является исследование эффективности организации образовательного процесса в условиях экологического кризиса.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, развитие школьников.

В эпоху научно-технического прогресса происходит ускоренное нарастание производственной мощи общества и тем самым создаются предпосылки для антропогенных изменений в природе - как позитивных, так и негативных. Культура обусловливает стремление к налаживанию оптимального взаимодействия общества и природы, вооружает людей необходимыми для этого знаниями, обеспечивает экологизацию техники.

Экологические проблемы в современный период распространяются на все формы общественного сознания - этическое, политическое, правовое, эстетическое. Однако сказанное не означает, что экологическое сознание является совокупностью этих форм. Оно играет свою, особую, не выполняемую иными формами общественного сознания роль, обслуживая специфическую общественную потребность - гармонизации, оптимизации взаимодействия общества и природы. Выполняя эту роль, экологическое сознание тесно связано с различными формами сознания.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» перечислены условия формирования экологической культуры... Так, в статье 71 Закона указывается: «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний...»[3]. Поскольку сущность идеологического механизма реализации экологических взаимоотношений состоит в том, чтобы провести нормы и требования общей и социальной экологии в жизнь через влияние на сознание субъектов экологических отношений, очевидна решающая роль экологического образования, воспитания и просвещения в формировании сознания (экологизации), ориентированного на оптимизацию социоприродного взаимодействия.

Экологическому сознанию в равной мере присущи и рациональный, и эмоциональный компоненты. Экологическая действительность воспринимается, как правило, эмоционально. Это обусловлено тем, что экологические проблемы затрагивают и личные интересы отдельных граждан, и интересы общества в целом.

Социальную структуру экологического сознания, как и всех форм общественного сознания, составляет экологическое сознание индивидов, социальных групп и общества в целом. Между ними существуют различия по условиям формирования, содержанию, функциям.

Экологическое сознание служит основой юридической оценки экологических отношений, основой выработки определенного отношения к требованиям экологических норм, участвует в формировании эколого-правовой культуры, мировоззрения, экологического стиля мышления.

Чтобы исследовать условия и процессы формирования и развития современной экологической культуры общества и роль различных факторов, влияющих на этот процесс, необходимо выяснить, что стоит за этим понятием. Причем, задача эта не так проста, как может представляться с точки зрения отдельных наук. Дело в том, что выдвигается задача постижения того, как в процессах человеческой деятельности органически сопрягаются специфические законы общественной жизни и законы более общего порядка, действующие и на иных уровнях организации материи, а это требует синтетического подхода, мобилизации потенциалов общественных, естественных и технических наук.

Комплекс ценностей, ориентирующих человека на формирование модели гармоничного отношения общества и природы, закладывает основания экологической культуры общества. Последняя понимается нами как качественная характеристика социоприродного взаимодействия с

точки зрения современных экологических требований, включающих в себя не просто совокупность определенных приемов природопользования и основные типы отношения человечества с природой: предметно-практического, духовно-практического и духовно-

теоретического, но и меру их соответствия как научно обоснованным нормам и требованиям общей и социальной экологии, так и требованиям экологических императивов.

Свое воплощение этот процесс находит в развитии современной экологической культуры, отвечающей потребностям настоящего и будущего развития человечества и эволюции биосферы, с необходимостью предполагающей диалектическое единство экокультурных традиций и инноваций, требующей экологически сбалансированного их взаимодействия как при генерации новых социально-экологических знаний, так и их последующего использования в процессе оптимизации различных способов взаимодействия общества и природы. Только на базе такой концепции целесообразно искать выход из ситуации экологического кризиса. Возможные сценарии развития, альтернативные современным тенденциям, должны возникать на основе коллективного опыта, заключенного в мировой палитре культур и цивилизаций, с пониманием ценности традиций, их значения в жизни и эволюции общества.

Экология и культура взаимообусловлены. Если ранее экологические начала спорадически и стихийно вплетались в комплекс культурных отношений, то в современный период вливаются в культурный фонд общества, обусловливая интенсивное формирование экологической и экологоправовой культуры. В процессе экологизации культуры первоначальные знания людей о природе, ее взаимодействии с обществом все более освобождаются от обыденных представлений, пополняются научными данными, становятся глубже и основательнее.

Основными компонентами, образующими целостность феномена экологической культуры глобализирующегося общества, являются: онтологический как специфический способ бытия в соответствии с принципом коэволюции, гносеологический как совокупность экологической информации, экологического метаобразования, аксиологический, основой которого выступает экологическая идеология, праксеологический как деятельность в экологической сфере глобализирующегося общества

Выявление источника, полной причины появления и развития экологической культуры общества предполагает определение движущих сил данного феномена. Они представляют собой способ разрешения экологических противоречий. Движущими силами развития экологической культуры общества являются те прогрессивные социальные силы, деятельность которых направлена на изучение механизма взаимодействия природы и общества, а также на охрану окружающей среды. В каждый исторический период, в каждом обществе эти силы соответствуют уровню развития культуры в целом. Таким образом, отсюда следует, что движущие силы разрешают экологические противоречия в процессе теоретической и практической деятельности.

Как уже было показано, актуальность проблемы формирования и развития экологической культуры стала очевидной не только для философов и экологов, ученых и педагогов, но и для лиц принимающих важнейшие решения в законодательных и исполнительных органах власти. Проблема заключается в том, чтобы это понимание не застывало на уровне лозунгов и призывов, а было реализовано в конкретных действиях направленных не просто на рациональное природопользование, а на создание условий для коэволюционного развития природы и общества. Именно на это должны быть ориентированы экологические научные исследования, экологическое образование, воспитание и просвещение.

Для решения этих задач от педагога требуется многое. Прежде всего освоить вместе с обучающимся механизмы его индивидуального саморазвития,

ориентированного на ценности гармоничного взаимоотношения с окружающим миром.

В то же время, исследуя организацию образовательного процесса в условиях экологического кризиса (учащиеся 5-7 классов Стругово - Будской (сельской) школы Гордеевского района Брянской области (46 учеников (территория, загрязненная в результате аварии на Чернобыльской АЭА)) и на территориях, не относящихся к этому статусу (учащиеся 5-7 классов Овчинской (сельской) школы Суражского района Брянской области, (экологически «чистая» территория) (37 учеников), у нас получились противоречивые данные.

Стр-Буд Овчинск

Рис.3. Аналогия

15

10

Основополагающими показателями эффективности организации образовательного процесса для нас явились:

1. Интеллектуальное развитие школьников.

2. Показатели сформированное™ личностных качеств ребенка.

3. Наличие мотивации учебной деятельности.

4. Эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности. Интеллектуальное развитие школьников исследуемого региона мы проводили по

направлениям: внимание, работоспособность, память,

мышление.

Внимание, работоспособность определялись с помощью таблицы Шульте - Горбова - Платонова.

Память исследовалась методом свободного припоминания.

Для исследования мышления учащихся использовался Школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест включал задания четырех типов, составляющих четыре субтеста: «аналогия» (один субтест), «классификация» (один субтест), «обобщение» (один субтест), «числовые ряды» (один субтест).

7,15 7,1 7,05 7

Стр-Буд Овчинск

Рис.4. Классификации

Для исследования

ряд слов одного содержания или по своему содержанию не Следовало найти это слово. пробное задание и 20

Стр-Буд Овчинск

Рис. 6. Числовые ряды

классификации предлагался одной группы. Одно слово согласовывалось с другими. Учащиеся выполняли одно диагностических.

Стр-Буд Овчинск

Рис.4. Классификации

Для исследования обобщения испытуемому предлагалось обобщить одним словом ряд названий. Сначала проводилось пробное обобщение, затем выполнялось 19 диагностических.

Для определения процесса раскрытия закономерностей предлагался ряд чисел, расположенных в определенной закономерности. Следовало найти эту закономерность и продолжить ряд чисел. Выполнялось одно пробное задание и 20 диагностических.

При анализе полученных результатов были выделены отдельные вопросы, на которые дети не могли дать правильный ответ из-за элементарного непонимания задания. Причем на отдельные вопросы, предусмотренные тестом, не могли дать ответ 100% испытуемых. Методика исследования, проводимого на схожих территориях и того исследования, которое проводили мы, существенного различия не имеет, однако полученные результаты имели существенную разницу по отдельным населенным пунктам, что связано, в первую очередь, с различными условиями проживания и образования [2].

При проведении анкетирования, отражающего отношение учеников к обучению в школе, у детей Глинновской и Стругово-Будской ср. школ Гордеевского района, были выявлены низкие интеллектуальные возможности, ущербное отношение к уровню своего образования, тем педагогам, которые с ними работают, негативное отношение к преподавателям со стороны жителей села.

Местные жители связывают это в первую очередь с тем, что в с. Стругова

Буда с 1986 года не было постоянного преподавателя иностранного языка, истории, физики, ОБЖ, изобразительного искусства, технологии, музыки. Эти вакансии замещались либо совместителями не специалистами, либо преподавателями - стажерами для отработки своего времени, отведенного после окончания учебного заведения по распределению. В 1990 году даже студентов 4 курса Суражского педагогического училища снимали с занятий и по два месяца, по очереди, направляли в школы Гордеевского района на работу.

Стр-Буд Овчинск

Рис. 5. Обобщение

7,1

О

Ль

Стр-Буд Овчинск

Рис. 6. Числовые ряды

15

При анализе школьных оценок успеваемости обратил на себя внимание факт социального происхождения наиболее успевающих учеников: у 82 % школьников, успевающих на 4 и 5 родители или учителя местных школ, или представители местной интеллигенции.

Таким образом, в сфере экологических отношений мы имеем дело со сложным, многоуровневым социальным явлением, оказывающим огромное влияние на все стороны взаимодействия общества. Однако, как показывает практика, несмотря на признание значимости и важности экологических отношений, уровень соответствующей организации образовательного процесса по-прежнему находится на недопустимо низком уровне.

In this article the key issues of the formation of ecological culture and ecological awareness of young generation are highlighted. The stem foundation of this work is the study of the effectiveness of the organization of educational process in the conditions of ecological crisis.

The key words: ecological culture, ecological awareness, the development of pupils

Список литературы

1. Исаченко Ю.С. Концептуальные основания образования школьников в условиях экологического кризиса. Монография.- Брянск: Изд-во РИО БГУ, 2010.227с.

2. Ткаченко А.С., Ддвиршис Л.А., Кудояр Л.М., Ксенофонтова Е.Г. и др. О некоторых особенностях психического и физического развития, работоспособности учащихся 5-9 классов, проживающих в зоне Чернобыльской катастрофы. - Брянск: БГПИ, 1993 60с.

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// С3 РФ.2002.№2.Ст. 71

Об авторе

Исаченко Ю.С. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, yur- isachenko @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.