УДК 615.03
Баймуратова Г. А.
ассистент Турсынбекова Х. К. ассистент
кафедра «Фармакологии и нормальной физиологии»
Койлыбаева Г. Б. студентка Муратбаева Д. А. студентка
513 группа по направлению бакалавриата «Лечебное дело»
Нукусский филиал Ташкентского педиатрического медицинского института г. Нукус, Республика Узбекистан РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ФАРМАЦЕВТОВ И ВРАЧЕЙ В ВЫСШИХ
МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Аннотация: В статье рассматриваются роль и значение дисциплины клинической фармакологии в подготовке фармацевтов и врачей в высших медицинских учебных заведениях. клиническая фармакология -- это наука о действии лекарственных средств на организм человека.
Ключевые слова: эффективность, технология, информация, клиническое состояние, пациент.
Baimurtova G. A. assistant Tursynbekova H. K.
assistant
department of Pharmacology and Normal Physiology
Koylybaeva G. B.
student Muratbaeva D. A.
student
513 groups in the direction of undergraduate "Medical business"
Nukus branch of Tashkent pediatric medical institute Nukus, Republic of Uzbekistan ROLE OF CLINICAL PHARMACOLOGY DISCIPLINE IN PREPARATION OF PHARMACEUTISTS AND DOCTORS IN HIGHER MEDI-ZINSKY EDUCATIONAL INSTITUTIONS Annotation: The article discusses the role and importance of the discipline of clinical pharmacology in the training ofpharmacists and doctors in higher medical schools. Clinical pharmacology is the science of the effects of drugs on the human body.
Key words: efficiency, technology, information, clinical status, patient.
Клиническая фармакология является важной дисциплиной в подготовке фармацевтов и врачей в высших медицинских учебных заведениях. Это дисциплина находится в постоянном непрерывном развитии, наблюдается быстрый прирост знаний о механизмах воздействия лекарственных средств, появляются новые препараты. Все это накладывает определенный отпечаток на образовательные технологии, применяемые в преподавании данной дисциплины. Требуется внедрение современных инновационных подходов в преподавании дисциплины клинической фармакологии [1].
В настоящее время ведущими специалистами в области медицины, сформулированы много разных определений клинической фармакологии:
- клиническая фармакология -- это наука о действии лекарственных средств на организм человека;
- клиническая фармакология -- это наука, занимающаяся изучением клинически и экономически эффективного и безопасного применения лекарств у человека [2].
Основная цель клинической фармакологии — это формирование у будущего фармацевта и врача фармакологического мышления, приобретения навыков рациональной фармакотерапии,
Предметом изучения клинической фармакологии являются всесторонние аспекты безопасного и эффективного применения лекарственных средств в клинической практике. Выделение клинической фармакологии в отдельную научную дисциплину позволяет обеспечить высокую потребность специалистов в объективной информации о действии лекарственных средств при различных патологических состояниях [3].
В настоящее время стремительный рост объема информации в области клинической фармакологии ставит перед педагогами медицинских высших учебных заведений серьезные задачи по повышению эффективности процесса преподавания данной дисциплины, формирование способности у обучающихся рационального выбора лекарственных средств для проведения эффективной, безопасной, индивидуализированной, контролируемой фармакотерапии у пациентов с использованием основных данных по фармакокинетике, фармакодинамике, фармакогенетике, фармакоэкономике, взаимодействию лекарственных средств нежелательным лекарственным реакциям [2].
Особенно важно отметить некоторые особенности в преподавании клинической фармакологии. Так, как имеет место постоянно меняющаяся номенклатура лекарственных препаратов, появление новых лекарственных средств и формы их выпуска, новые фармакологические группы. А также в связи с развитием экспериментальной фармакологии и накоплением клинического опыта назначения фармакотерапии появляются новые данные о фармакодинамике, показаниях и противопоказаниях к применению, нежелательных лекарственных реакциях, режимах дозирования и других
аспектах клинического использования лекарственных средств.
Выше указанные требует от преподавателей постоянного обновления многих тем, включенных в лекционный материал, внесения изменений в задания для тестового контроля, ситуационные задачи, а также высокого уровня самоподготовки с анализом новой информации. В этой связи, крайне важным элементом учебного процесса является сотрудничество преподавателей с различной базовой подготовкой и использование в своей работе новых форм преподавания, основанных на анализе объективной информации о лекарственных средствах и современных методах педагогической технологии.
Важной задачей обучения студентов фармацевтов является формирование у них компетенций специалистов-провизоров, способных провести грамотное фармацевтическое консультирование.
Квалифицированный специалист должен уметь прогнозировать и оценивать неблагоприятные и опасные лекарственные взаимодействия и потенциальные нежелательные лекарственные реакции. Роль клинической фармакологии для будущих провизоров особо значима еще и в связи с тем, что она является практически единственной клинической дисциплиной [3].
Таким образом, роль клинической фармакологии в подготовке фармацевтов и врачей в высших медицинских учебных заведениях имеет особое значение, и является единственной клинической дисциплиной.
Использованные источники:
1. Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В. Инновационные технологии в преподавании фармакологии и клинической фармакологии // On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4 с.19-21.
2. Клиническая фармакология //
file :///C:/Users/DOM/Downloads/%D0%9C%D0%A3%20%D0%911. %D0%92. %D0%94%D0
3. Решедько Г.К., Хайкина Е.В., Козлов С.Н. Актуальные вопросы преподавания клинической фармакологии на фармацевтическом факультете смоленского государственного медицинского университета // Смоленский медицинский альманах.- 2018 / https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-prepodavaniya-klinicheskoy-farmakologii-na-farmatsevticheskom-fakultete-smolenskogo-gosudarstvennogo].