Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Конкина Анастасия Олеговна

В статье говорится о значении дистанционного обучения в формировании коммуникативной компетентности студента вуза. Система образования с появлением Интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий, вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. Дистанционное обучение можно рассматривать как некий «механизм» оптимизации профессионального образования. Основываясь на положительных сторонах функционирования дистанционного обучения, развитие речевой и языковой составляющих коммуникативной компетенции возможно успешно продолжить, но необходимо учитывать и компенсировать барьеры, создаваемые недостатками такой формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Конкина Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISTANCE LEARNING FORMS IN THE PROCESS OF COMMUNICATION COMPETENCE FORMATION OF UNIVERSITY STUDENT

The article deals with the importance of distance learning in the formation of the communicative competence of a university student. The education system with the advent of Internet resources, the development of modern information technologies, enters a new, as yet insufficiently researched phase of its development. Distance learning can be considered as a kind of" mechanism " for optimizing vocational education. Based on the positive aspects of the functioning of distance learning, the development of speech and language components of communicative competence can be successfully continued, but it is necessary to take into account and compensate for the barriers created by the shortcomings of this form of learning.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Конкина Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. В статье говорится о значении дистанционного обучения в формировании коммуникативной компетентности студента вуза. Система образования с появлением Интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий, вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. Дистанционное обучение можно рассматривать как некий «механизм» оптимизации профессионального образования. Основываясь на положительных сторонах функционирования дистанционного обучения, развитие речевой и языковой составляющих коммуникативной компетенции возможно успешно продолжить, но необходимо учитывать и компенсировать барьеры, создаваемые недостатками такой формы обучения.

Ключевые слова: дистанционные формы образования, дистанционное обучение, коммуникативная компетентность, технология, методика, эффективность.

Annotation. The article deals with the importance of distance learning in the formation of the communicative competence of a university student. The education system with the advent of Internet resources, the development of modern information technologies, enters a new, as yet insufficiently researched phase of its development. Distance learning can be considered as a kind of' mechanism " for optimizing vocational education. Based on the positive aspects of the functioning of distance learning, the development of speech and language components of communicative competence can be successfully continued, but it is necessary to take into account and compensate for the barriers created by the shortcomings of this form of learning.

Keywords: distance forms of education, distance learning, communicative competence, technology, methodology, efficiency.

Введение. Социально-экономические условия, в которых Россия находится на современном этапе развития, обусловили возникновение необходимости в совершенствовании национальной образовательной и научной систем. Современный образовательный процесс осуществляется в постоянно меняющемся мире: создаются новые методики преподавания, педагоги ищут более эффективные методы и технологии обучения, способы усовершенствования учебного процесса. Новые условия обучения требуют развития средств связи и телекоммуникаций, что в свою очередь, порождают создание альтернативных способов и средств организации учебного процесса. На новый уровень выходят коммуникации преподавателей и студентов, опосредованные формированием компетенций в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее, ФГОС ВО).

Особенно остро встал вопрос о цифровизации высшей школы и предоставлении обучающимся качественного образования в условиях пандемии COVID-19. Использование дистанционных образовательных технологий позволило не только не прерывать образовательный процесс и осуществлять формирование компетенций студентов на достойном уровне, но и выявило проблему, а именно, то, что для достижения этого уровня необходимо ускоренно развивать процесс цифровизации [4].

Изложение основного материала статьи. Образовательный процесс в высших учебных заведениях -гибкий, разноуровневый, дает возможность студентам выбрать любую форму обучения: очную, очно-заочную, заочную, а в современных условиях еще и обучение с применением «различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронное обучение» [1].

Сегодня мы наблюдаем стремление к использованию в образовании форм дистанционного обучения как важного компонента развивающейся системы открытого образования в русле Болонского процесса. Под дистанционным обучением мы понимаем использование дистанционных образовательных технологий в рамках электронного обучения. Дистанционные образовательные технологии понимаются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

На сегодняшний день очевидно, что любая совершенствующая система образования с появлением Интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий, вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. Поэтому сегодня усилия многих теоретиков и практиков в области образования сосредоточенны на поиске способов применения компьютерных технологий и, соответственно, разработки методик преподавания, особенно в области организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) можно рассматривать как некий «механизм» повышения эффективности профессионального образования, характеризующийся переходом от репродуктивно-пассивной к продуктивно-активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на интерактивной и конструктивной совместной деятельности обучаемого и обучающего (субъектно-субъектные отношения).

Следует отметить, что дистанционные формы обучения (ДФО): семинары, конференции, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и прочее - предполагают использование компьютерных технологий с опорой на электронные источники информации (виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, специально оборудованные классы и т.п.). До марта 2020 года вопрос о формировании

коммуникативных компетенций студентов вузов посредством дистанционного обучения не стоял так остро, их формирование осуществлялось традиционным способом, т.е. преподаватель взаимодействовал с обучающимися, встречаясь на учебных занятиях. Условия, в которых оказались все учебные заведения в период пандемии СОУГО-19, заставили переосмыслить привычные способы обучения студентов. Появление дистанционного обучения стало альтернативной формой общения преподавателей со студентами, позволяющей развивать коммуникативные и профессиональные компетенции.

Коммуникативный принцип, реализуемый в традиционной методике при непосредственном контакте обучаемого с преподавателем, в дистанционном обучении представляется как коммуникативно-интерактивный. Действие этого принципа заключается в том, что обучающийся самостоятельно находит в сети Интернет нужный материал из различных баз данных, конференций, библиотек и пр., учится обрабатывать, полученную информацию, делать соответствующие выводы, что, в итоге, составляет квинтэссенцию информации, необходимой для прогрессивного движения вперед по индивидуальному образовательному маршруту.

Для формирования коммуникативной компетентности студента на должном уровне необходима работа по улучшению не только грамматических и лексических навыков, что осуществлять в рамках ДО представляется более простой задачей, но и по развитию фонетических навыков и их совершенствованию. Также необходимо проводить постоянную коммуникативную практику, используя при операционном контроле живое общение с использованием и вербальных, и невербальных средств коммуникации. Известно, что какой бы интенсивной ни была работа по развитию письменного общения, она не может обеспечить должного успеха в развитии общения устного.

Эффективность ДО обеспечивается такими факторами, как:

- продуктивная деятельность преподавателя и обучающегося;

- результативное использование педагогических технологий;

- плодотворность созданных методических материалов, способы и технологии их использования;

- действенность обратной связи [6].

Чтобы показать эффективность применения ДО, необходимо отметить его преимущества:

1. Процесс дистанционного обучения тщательно планируется, структурируется и разбивается на элементы в соответствии с конкретными целями и задачами обучения.

2. Обеспечивается необходимая база учебных материалов, доступная студенту в любой момент.

3. Важным достоинством ДО является его интерактивность. Между преподавателем и обучающимися осуществляется тесное взаимодействие в письменной и устной формах.

4. Обратная связь - важное условие эффективного ДО.

5. Удобство осуществления ДО практически в любом месте и в любое время позволяют сделать процесс обучения более спокойным, удобным и студенту, и преподавателю, но также этот факт может стать и недостатком (об этом - далее).

6. Интернет в рамках ДО даёт возможность обучающимся не только обрабатывать письменный материал, но и практиковать устную речь в онлайн обучении: дискуссии, доклады, круглые столы и т.п.

Использование новых компьютерных технологий также открывает возможности для автоматизации контроля на базе программного обеспечения, для оценки степени сформированности грамматических навыков, для установления словарного запаса, для выполнения индивидуальных заданий, для сбора и анализа результатов проверки обученности и повышения объективности контроля.

При дистанционном обучении и обучении онлайн меняются структурный и организационный подходы учебной деятельности. Использование новейших компьютерных технологий, составляющих основу этого обучения, позволяет не только правильно организовать учебный процесс вне стен ВУЗа, но и дать возможность обучающимся развивать свои познавательные навыки, знакомясь с различными онлайн технологиями, что в итоге помогает достижению качества образовательного процесса.

Уникальность дистанционного обучения заключается в том, что оно исключает личностный фактор при обучении и имеет возможность задействовать несколько каналов восприятия информации студентами, нейтрализовать субъективный фактор при проведении контроля со стороны преподавателя.

Однако следует помнить и о возникающих проблемах. Сейчас очень актуальна проблема утечки информации, в том числе и личных данных. Эта проблема встречается и в применении ДО, когда учебный процесс может быть прерван информационной атакой или, в процессе такой атаки происходит кража личных данных, сведения текущего контроля, материалы контрольных заданий. Удобство применения ДФО, как отмечалось выше, может стать и негативным фактором в их применении, когда обучающийся или преподаватель не может самостоятельно создать образовательную среду и необходимую для обучения атмосферу.

Основу процесса обучения составляет самостоятельная познавательная деятельность студента, которая предполагает большую свободу действий и самоконтроль. Зачастую отсутствие или недостаточный уровень самодисциплины становятся существенным барьером в формировании коммуникативной компетентности в процессе дистанционного обучения.

К недостаткам применения ДФО следует отнести недостаточный уровень владения компьютером студентами, а иногда и преподавателями, частые сбои в работе платформы ДО и Интернета, иногда случающееся нечестное выполнение студентами контрольных заданий. В условиях реализации ДО также возникает необходимость разработки более удобных, интерактивных учебных материалов для предоставления их студентам на платформе, что требует не только много времени и усилий, но и дополнительных знаний со стороны преподавателей.

Таким образом, в настоящее время из-за расширения сферы услуг образования и непреодолимых ситуаций, происходящих в мире, наблюдается сокращение объема контактного образования, но при этом открываются перспективы для развития онлайн и дистанционного образования, которое основано на применении, разработанных информационных технологий. Для эффективности образовательного процесса в этих формах, безусловно, важно информационно-технологическое сопровождение обучающегося, где необходимо гибко сочетать самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами, систематическими взаимодействиями с преподавателями, возможностями групповой работы с одногруппниками в режиме онлайн [3].

Как показал опыт недавнего времени, внедрение ДФО в образовательный процесс и потенциал этих технологий был недостаточно разработан для использования на практике. Выявилась нехватка специально разработанных для ДО учебных программ и комплексов, методических рекомендаций по их эффективному применению, то есть отсутствовала целостная методика дистанционного обучения в условиях изоляции.

Сложившаяся эпидемиологическая обстановка дала значительный толчок к развитию этой области. Актуальность использования ДФО возросла в разы, а использование ДФО и сети Интернет в вузах стало тесно связано с учебным процессом. Интернет-корпорациями был создан ряд платформ, адаптированных под дистанционное обучение, имеющих необходимые функциональные возможности для реализации образовательного процесса.

Так, в рамках Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, для корректной организации информационно-технической поддержки образовательного процесса была выбрана корпоративная платформа Teams, которая стала базовым инструментом для взаимодействия с обучающимися непосредственно онлайн и, соответственно, рабочим пространством для преподавателей и студентов. Функционал, представленный данной электронной площадкой достаточно разнообразен. Все занятия проходили и проходят в Teams в режиме онлайн согласно расписанию. На занятиях материал был представлен в виде power-point презентаций или pdf-файлов. Кроме того, при помощи чата выставлялись разные посты для обсуждения предлагаемого контента и проблемы. Посты могли выкладывать все участники данного процесса, таким образом студенты также имели возможность репрезентовать свой контент для дискуссии.

Инструментарий этого рабочего пространства позволял обучающимся работать в группах, так как не только преподаватель, но и сами обучающиеся могли создать дополнительный канал общения для решения кейс-задачи. Для совместной работы также использовалось пространство, предлагаемое вкладкой «записная книжка», которое применялось обучающимися для решения кейс-задач. Обучающиеся вместе могли записывать свои идеи в письменной и голосовой формах, что было достаточно удобно, так как экономило время на занятиях.

Главными преимуществами платформы Teams, по нашему мнению, являются:

1. Предоставление неимитированного временного диапазона для проведения полноценного учебного занятия, а также зачета или экзамена.

2. Одновременное участие неограниченного количества обучающихся. Во время занятия на экране всегда можно видеть участников, как только они начинают общаться с преподавателем и одногруппниками.

3. Установление платформы Teams на любом устройстве: компьютере, ноутбуке, планшете или телефоне.

Осознав, что знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества, современный специалист должен стремиться быть в курсе развития своей коммуникативной грамотности и стремиться развивать свои коммуникативные навыки. Отсюда возрастающая значимость формирования коммуникативной компетентности студентов в вузе [2].

Выводы. Несомненно, существует множество технологий, способствующих развитию коммуникативной компетентности, но на современном этапе, когда информационная компетенция становится всё более востребованной, дистанционное обучение - это уже необходимость. И при данной форме обучения работа по формированию и развитию коммуникативной компетентности возможна, более того, имеет возможность быть продуктивной.

Очевидно, что внедрение дистанционного обучения в систему российского образования будет расширяться по мере развития Интернет-технологий, обеспечивающих максимальную интерактивность. Думается, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения.

Поэтому основной задачей в подготовке преподавателей для качественного обеспечения учебного процесса является не только формирование дополнительных компетенций, что немаловажно, но и помощь преподавателям в адаптации своих устоявшихся принципов, методов организации и поддержки учебного процесса к новым для них условиям работы в дистанционной форме.

Также общество заинтересовано в том, чтобы обучающийся научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел владеть полученной информацией (применять на практике), использовать различные способы познавательной деятельности для построения индивидуальной образовательной траектории.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 20.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации".

2. Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО «Южн. - Урал. кн. изд-во», 2004. - 176 с.

3. Биккулова Г.Р. Принципы дистанционного обучения как отражение современных требований к образовательному процессу. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 26 (60): Научный журнал. / Отв. Ред Н.Л. Шубина. - Изд-во ООО «Торговый Дом», СПб., март 2008 г. - С. 332-335.

4. Мансурова А.С., Гайсина Е.Ф. Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. - №3 (93). Номер статьи: 9306. Дата публикации: 2020-10-06. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9306/.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Бардовской Н.В. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Хилько Анна Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), начальник отдела организации практической подготовки обучающихся и содействия трудоустройству выпускников Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский строительный техникум» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Елена Николаевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАДИНОСТЬЮ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация. В современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования должны быть особо ориентированы на проведение качественной профориентационной работы в новом формате с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Главным образом это связано в целом с отсутствием системы профориентационной работы с данной категорией обучающихся ориентирующейся на выбор специальностей среднего профессионального образования. Существует некая стереотипность выбора специальностей абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью, которая мешает сбалансированному учету их личностных интересов, специфика физических ограничений, а также возможностей рынка труда. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации молодежи с ОВЗ и инвалидностью, работы с их законными представителями так же затрудняет данный процесс. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определенный уровень профессиональной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Ключевые слова: профориентационная работа, среднее профессиональное образование, абитуриенты, абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью, профессиональные пробы.

Annotation. In modern socio-economic conditions, institutions of secondary vocational education should be particularly focused on conducting high-quality career guidance work in a new format with applicants with disabilities and disabilities. This is mainly due in general to the lack of a system of career guidance with this category of students focused on the choice of specialties of secondary vocational education. There is a certain stereotype of the choice of specialties by applicants with disabilities, which prevents a balanced consideration of their personal interests, the specifics of physical limitations, as well as the possibilities of the labor market. Insufficient professional competence of teachers in the field of professional orientation of young people with disabilities and working with their legal representatives also complicates this process. Consciously received professional education, taking into account individual characteristics, correctly chosen methods, will guarantee a certain level of professional socialization of students with disabilities and disabled people.

Keywords: career guidance work, secondary vocational education, applicants, applicants with disabilities and disabilities, professional tests.

Введение. Социально-экономические изменения последних лет привели к тому, что профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных учреждений происходит в совершенно новых условиях - условиях неопределенности. Отсутствует обязательная система распределения выпускников общеобразовательных учреждений в вузы, появилась молодежная безработица. В связи с этим старшеклассники больше внимания уделяют выбору профессии и своему профессиональному будущему. Появилась тенденция планирования карьеры - актуальная необходимость настоящего времени, которую следует начинать еще в стенах общеобразовательных учреждений. К тому же нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности развития современного поколения.

Не учитывая вышеизложенные факторы факторов, невозможно предложить адекватную программу профориентационной работы, отвечающую современным жизненным реалиям. Поэтому профессиональные образовательные организации должны быть особо ориентированы на проведение качественной профориентационной работы в новом формате [1-9].

Особые сложности в этом процессе возникают при работе с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Изложение основного материала статьи. Государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принятые в настоящее время законодательные акты, разработанные методические материалы открывают новые возможности и перспективы развития, социального и профессионального становления для данной категории обучающихся.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 3%, а по сравнению с 2018 годом на 5,5%. Дети-инвалиды являются потенциальными абитуриентами профессиональных образовательных организаций, в том числе среднего профессионального образования. Однако следует отметить, что по последним данным комплексного наблюдения условий жизни населения только 42,8% респондентов (родителей, законных представителей) готовы к получению профессионального образования своими детьми.

Тем не менее численность обучающихся инвалидов, получающих среднее профессиональное образование неуклонно растет, в 2020 году она составила 1962700 человек, что на 9% больше чем в 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.