УДК 378.1
Роль дистанционного обучения в развитии регионального образовательного пространства The role of distance education in the development of regional educational
space
Романова Елена Владимировна Соискатель кафедры социологии Современной Г уманитарной Академии
elenavr1980@gmail .com Romanova Elena Vladimirovna PhD applicant of Chair of the sociology, Modern Humanitarian Academy
elenavr1980@gmail .com
Аннотация: развитие дистанционного образования позволяет расширять возможности по формированию и обновлению регионального образовательного пространства. В статье показаны значение и основные возможности дистанционного образования в регионе.
Ключевые слова: дистанционное образование, региональное
образовательное пространство, профессиональное образование, информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Abstract: the development of distance education enables you to extend opportunities of the formation and updating of the regional educational space. At article showing the value and main features of distance education in the region.
Keywords: distance education, regional educational space, professional education, information and communication educational technologies.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, создание на их основе единого образовательного пространства России имеет исключительно важное значение как фактор интеграции входящих в нее субъектов. В
настоящее время уже не только общность языка, но и единый принцип организации информационной инфраструктуры общества являются решающим условием сохранения любого государства как целого.
В нашей стране, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной плотностью заселения, задача широкой модернизации образовательного процесса, внедрения в практику преподавательской деятельности новых информационных технологий стоит особенно остро. В связи с этим жители практически всех субъектов Российской Федерации по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности получить образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.
Решение этой проблемы, как показал опыт последних лет, невозможно на основе технологии и организации образовательного процесса XX века. Для России единственным выходом, в настоящее время, является широкое внедрение в систему образования принципиально новых методов обучения — методов XXI века, основанных на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий как наиболее совершенных форм дистанционного обучения. Данные технологии способны предоставлять людям любого возраста возможность получать высококачественное образование на месте своего проживания и будущей профессиональной деятельности, в том числе и в региональных и периферийных центрах России, стран СНГ, стран дальнего зарубежья. Причем, приближение образования к месту проживания рассматривается нами не как самоцель, а как мощное и продуктивное средство решения актуальных образовательных проблем в России, странах СНГ и других странах.
Социальный аспект развития образования, в том числе и информационнокоммуникационных методов обучения, отражает потребности современной цивилизации в массовом образовании. Более того, углубление общей тенденции к глобализации мировой экономики, к формированию мощных
транснациональных корпораций требует дальнейшего роста массовости образования и повышения его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ [1, ^ 5-6]. Позитивные социальные последствия внедрения информационнокоммуникационной образовательной технологии для Российской Федерации и стран СНГ уже очевидны:
во-первых, это положительное влияние на решение комплекса социальноэкономических проблем в различных регионах (стабилизация и прирост населения, искоренение безработицы и т.д.);
во-вторых, обучение населения в местах проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.
При этом указанные процессы в практике применения обостряют социальное противоречие между насущной необходимостью качественного массового высшего образования в реформирующейся современной России как одного из существенных факторов её эффективного вхождения в мировое сообщество и невозможностью получения его широкими массами из-за множества причин как общего, так и частного порядка (территориальной удалённости от крупных образовательных центров, необходимостью сочетания работы и обучения, общих материально-финансовых трудностей, др.), связанных с ситуацией нестабильности трансформирующегося общества нашей страны.
Объективно обусловленное развитие системы образования по пути приближения к месту проживания приводит к изменению каждого из ее компонентов, что ведет к дальнейшему развитию субъектов образовательной деятельности. Однако эти процессы не протекают автоматически, может наблюдаться опережение или отставание одного из них, что детерминирует процессы регуляции (управления) [2, ^ 85-89.].
В этих условиях становится очевидным, что важным фактором развития образования становится необходимость формирования единого образовательного пространства, в состав которого будет входить образование региона, с присущей ему спецификой.
Данный процесс активно осуществляется, однако пока еще не выработаны единые подходы к сущности понятий «образовательное пространство» и «региональное образовательное пространство». В частности в статье 11 Федерального закона «Об образовании», говорится о том, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации [3]. Однако ни в этом законе, ни в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4] не дается содержание исследуемого понятия.
Поэтому будем использовать понятие образовательное пространство так, как это делается многими социологами, психологами, педагогами, понимающие под ним систему, которая состоит из разнообразных структурных элементов, в их числе называют совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Развитие дефиниции образовательное пространство требует включение в него составляющую этой системы - региональное образовательное пространство, которое введено в научный оборот относительно недавно - в конце ХХ века. Поэтому на сегодняшний день требуется четкое определение этой подсистемы в образовательном пространстве государства в целом. Образовательное пространство одного региона достаточно четко отличается от образовательного пространства другого региона, обладая наряду с различиями и сходными чертами, характерными для всего образовательного пространства РФ.
Можно согласиться с определением регионального образовательного пространства, которое дали в своей статье И.Л.Быкова и Э.Н.Рычихина. В их понимании это состояние образования определенной территории в обозначенный промежуток времени во взаимодействии со связанными с ним социальными институтами и личностями. Значение выделения данного понятия заключается в том, чтобы показать созидательную и интегрирующую роль данного пространства в обществе[5].
Региональное образовательное пространство профессионального образования включает в себя следующие составляющие:
- сеть научных, образовательных, культурных и просветительских институтов, как государственных (официальных), так и негосударственных, в том числе и неофициальных,
- систему региональных средств массовой информации,
- общественность, которая участвует в решении проблем образования,
- социально-психологические стереотипы, традиции, установки и культурную среду, которые определяют образовательное поведение населения региона.
При этом важными факторами, оказывающими влияние на формирование специфики регионального образовательного пространства, выступают:
- Уровень развития экономики региона в целом и ее отраслевая структура;
- Уровень развития человеческого капитала;
- Ситуация на рынке труда и складывающиеся тенденции на нем;
- Сформированная система образовательных учреждений, их взаимосвязь и взаимодействие между собой;
- Уровень развития муниципальных образований в целом и системы управления в них;
- Наличие общественных организаций и сила влияния гражданского общества на образование.
В этих специфических условиях регионализация высшего профессионального образования становится насущной необходимостью и реальностью современного этапа его развития. Прежде всего она вызвана спецификой социально-экономического состояния региона, потребностями его рынка труда. А во-вторых, она определяется реформированием всей системы образования, имеющая место на современном этапе. Позитивным фактором в этом процессе выступает то, что региональные вузы, хорошо ориентируясь в местных условиях и зная местный рынок труда, в большей мере могут учитывать потребности в конкретных специалистах на местах, а поэтому могут быстро перестраиваться под изменения в их состоянии. Однако, для региональных вузов характерно не всегда высокое качество выпускников и соответствующая их востребованность на местном рынке труда.
Именно последнюю проблему региональной системы профессионального образования может и должно решать дистанционное образование, что существенно повышает в современных условиях значимость такого вида обучения и воспитания через новые информационно-коммуникационные технологии. Одной из самых перспективных областей, ассоциирующихся с этими процессами, является дистанционное образование (distance education).
Данный термин в английском языке означает любую систему обучения, в которой преподаватель и студент разделены географически или технологически (любые виды аудио- и видеоносителей, печатная продукция, компьютерные сети и пр.) В рамках дистанционного образования могут сосуществовать и различные комбинации и сочетания новых технологий с очными или иными традиционными формами обучения, что бывает необходимо в некоторых случаях для различных целей, например, при проведении тестирования, инструктажа, экзаменов, консультаций.
Для России система дистанционного обучения имеет особое значение. Это обусловлено большой территорией, неравномерностью развития инфраструктуры, относительно невысокой плотностью и рассредоточением
населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах, традициями заочного образования. Можно согласиться с А.П. Валицкой, которая считает, что развитие систем открытого образования, а соответственно и систем дистанционного образования, позволит выйти на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы, преодолев существенный разрыв в обеспечении доступа населения к образовательным услугам [6].
Объемный социальный эффект функционирования механизмов приближения образования к месту проживания в регионе связан с удовлетворением новых общественных потребностей, возрастанием на этой основе объема реализации образовательных программ, а главное их доступности, как географической, так и материальной.
Целью использования дистанционных образовательных технологий в системе образования является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Очевидно, что образовательным учреждениям, предлагающим низкотехнологичное дистанционное обучение (ДО) невысокого качества, не удастся привлечь основную часть людей с актуализированными образовательными потребностями (АОП) даже за счет низких цен на обучение. Это говорит о насущной необходимости перехода российской системы образования к предложению высококачественных и высокотехнологичных образовательных услуг.
Следует отметить, что с удовлетворением потребительских требований, необходимо активное продвижение дистанционного обучения с помощью
методов маркетинговых коммуникаций. По результатам проведенного анализа было выявлено, что большинство населения пока еще недостаточно или в слабой степени информировано о возможностях дистанционного обучения (54% от числа лиц с АОП), а у определенной части населения уже сформировалось негативное отношение к его качеству (10% от числа лиц с АОП). Позитивно-нейтральное отношение к ДО высказывают 36% лиц с АОП.
Таким образом, можно констатировать, что спрос на качественное недорогое дистанционное образование в нашей стране будет неукоснительно расти. Удовлетворение этого спроса системой приближения образования к месту проживания будет иметь большой социальный эффект, т.к. поможет в решении комплекса социально-экономических проблем в различных регионах (стабилизация и прирост населения, искоренение безработицы и т.д.), а, следовательно, приведет к ликвидации отставания периферийных районов от столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.
Комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся посредством специализированной информационной среды, базируется на средствах обмена учебной информацией с использованием глобальной информационной сети Интернет, позволяющей успешно решать многие проблемы дистанционного образования.
Следует отметить, что в настоящий момент сформировались тенденции, имеющие место в региональном образовательном пространстве, которые предполагают активное внедрение дистанционного образования, среди них можно назвать:
- рост рынка образовательных услуг, в том числе и учреждений высшего образования;
- регулярное обновление образовательных программ и появление новых направлений обучения;
- развитие индивидуализации образования, направленное на учет особенностей обучающихся;
- возрастание требований к качеству образования и его конкретная ориентация;
- создание условий для образования людей с ограниченными возможностями.
Позитивные социальные последствия внедрения дистанционных информационно-коммуникационных образовательных технологий для Российской Федерации можно свести к следующим факторам: положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем в различных регионах (стабилизация и прирост населения, искоренение безработицы и т.д.); обучение населения в местах проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от
столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.
В условиях формирования регионального образовательного пространства необходима последовательная ориентация деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, на местные рынки труда и запросы населения в сфере получения образовательных услуг, а также трансформацию структуры государственного управления, связанного с переходом от отраслевого к совместному федеральному и региональному управлению с участием соответствующих государственных структур управления [7].
Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что изменения образовательного пространства отдельных регионов происходит в разных субъектах Российской Федерации с неодинаковой скоростью и в различающихся направлениях. На основе выявленных изменений
дистанционное образование будет способствовать учету специфики характера и направленности региональных потребностей, а также быстро и соответственно реагировать на наметившиеся перемены, изменяться в соответствии с появившимися тенденциями в региональном образовательном пространстве.
Таким образом, для развития таких свойств регионального образовательного пространства, как динамичность, универсальность и
связанность между составляющими связями образовательных систем,
необходимо использование всех факторов дистанционного образования.
Ссылки:
1. Карпенко, М.П. Интеллектуальные ресурсы России [Текст] / М.П. Карпенко // Вестник Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» -№1 (Выпуск «Дистанционное образование». - 2004.
2. Кореева Е.Н. К вопросу о регуляции образовательным взаимодействием и управлением им // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2008, - №2 (40).
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 01.04.2012) (с изменениями и допополнениями, вступающими в силу
с_____01.07.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126715
4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.02.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121834.
5. Быкова, И.Л. Мониторинг регионального образовательного пространства [Текст] / И.Л.Быкова, Э.Н.Рычихина // Гуманитарные исследования. - 2012. -№ 11.
6. Валицкая, А.П. Современные системы образования: варианты выбора [Текст] / А.П.Валицкая. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 234с.
7. Шабалин Ю.Е. Система образования региона в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства/ В сб.: Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление. -М., 2003. - С. 225 - 230.