Научная статья на тему 'Социологическое осмысление дистанционного обучения (к постановке проблемы)'

Социологическое осмысление дистанционного обучения (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / DISTANT EDUCATION / DISTANCE LEARNING / EDUCATION SOCIOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Игорь Владимирович

В статье рассматривается соотношение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение», показаны возможности социологического осмысления дистанционного обучения и дистанционных технологий. Дистанционное обучение представляется как социальный институт, приводятся данные пилотного опроса среди студентов и преподавателей по дистанционному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological insight into distance learning (statement of a problem)

The paper deals with the correlation of the concepts "distant education" and "distance learning" and shows possibilities of sociological insights into distance learning and distant technologies. Distance learning is represented as social institute. Data obtained as a result of pilot poll among students and teachers of distance learning are cited.

Текст научной работы на тему «Социологическое осмысление дистанционного обучения (к постановке проблемы)»

УДК 316 : 37.018.4

ББК 60.561.9

Б 82

И.В. Борисов,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп, тел.: +79897370001, e-mail: garikl9@yandex.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

( Рецензирована )

Аннотация: В статье рассматривается соотношение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение», показаны возможности социологического осмысления дистанционного обучения и дистанционных технологий. Дистанционное обучение представляется как социальный институт, приводятся данные пилотного опроса среди студентов и преподавателей по дистанционному обучению.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, социология образования, образовательные технологии, социальная группа.

I.V. Borisov,

Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology, theAdyghe

State University, Maikop, ph.: +79897370001, e-mail: garikl9@yandex.ru

SOCIOLOGICAL INSIGHT INTO DISTANCE LEARNING (STATEMENT OF A PROBLEM)

Abstract: The paper deals with the correlation of the concepts "distant education" and "distance learning" and shows possibilities of sociological insights into distance learning and distant technologies. Distance learning is represented as social institute. Data obtained as a result of pilot poll among students and teachers of distance learning are cited.

Keywords: distant education, distance learning, education sociology, educational technologies.

Интеллектуальный и культурный потенциал общества требует повышенного внимания как со стороны социума в целом, так и со стороны образования. Необходимы новые технологии, среди которых особое место занимает дистанционное образование и обучение. Количество людей, нуждающихся в обучении, на современном этапе значительно возросло как в силу объективных, так и субъективных потребностей.

Сегодняшний день требует компетентных специалистов, которые

могли бы не только реализовывать свои знания на рынке труда, но и продемонстрировать постоянную готовность к самообразованию и самообучению [1]. С одной стороны - объективная зависимость от природы, общества и экономического состояния, а с другой - возможности личностного роста в выработанной духовно-нравственной ценностной системе.

Сфера образования на протяжении нескольких последних десятилетий существенно изменилась

благодаря новым информационным технологиям, интерактивным формам общения и коммуникации, позволяющим перевести процесс воспроизводства знаний на качественно новый уровень, как с точки зрения организации образовательного процесса, так и с точки зрения освоения и восприятия информации.

Как известно, в европейских странах при характеристике удаленного обучения используют как термин «дистанционное обучение» (distance learning), так и термин «дистанционное образование» (distance education). В основном в европейском образовательном пространстве идет процесс не образования, а именно обучения, то есть получения знаний, навыков, умений в определенной предметной области.

В российской педагогической науке чаще всего применяется термин «дистанционное обучение», так как согласно мнению многих ученых, «образование не может быть очным, заочным или дистанционным. Это формы получения образования, а не само образование» [2].

Что же мы можем понимать под дистанционным обучением и дистанционным образованием (ДО)? Во-первых, его можно рассматривать как «включение в учебный процесс информационно-образовательной системы удаленного доступа, основанной на современных информационных технологиях» [3]. Во-вторых, дистанционное обучение - это такое обучение, при котором «ученик основную часть учебного времени находится на большом расстоянии от преподавателя, так что основными средствами коммуникации являются материалы в письменной форме и электронные средства связи» [4]. «Концепция создания и развития дистанционного образования в России» (постановление Госкомвуза России от 31.05.1995 г. № 6) предлагала следующую формулировку: «дистанционное образование - комплекс образовательных услуг,

предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)» [5].

Дистанционное обучение не исключает визуального общения обучающегося и преподавателя, использования традиционных технологий получения информации (учебники, книги и т.п.). Кроме того, выбор такой формы обучения не всегда связан с географической отдаленностью от места расположения учебного заведения, современные ритмы работы и жизни порой просто не позволяют получать образование в реальном режиме.

Мы предлагаем понимать под дистанционным обучением социальный институт, в рамках которого различным группам общества предоставляются образовательные услуги, направленные на удовлетворение индивидуальных профессиональных и духовных потребностей и предполагающие применение как традиционных, так и инновационных методов, средств и форм обучения, которые основаны на новых информационно-телекоммуникационных технологиях.

Социальные группы, которые нуждаются и готовы получить дистанционное обучение, условно делятся как по потребности в данной образовательной форме, так и по доступу к высшему образованию. К первой категории можно отнести тех, кто желает получить первое высшее образование, дополнительное высшее образование, второе высшее образование; хочет добиться успеха в новой сфере деятельности; вынужден получать новую специальность в связи с увольнением или сокращением; получил дипломы много лет назад, но не работал по специальности; нуждается

в повышении квалификации через получение новых знаний о научных, технических и культурных достижениях в соответствующих отраслях; желает получить образование в отечественном или зарубежном вузе, находящемся далеко от места проживания; постоянно стремится к повышению своего интеллектуального и культурного уровня и т.п.

Ко второй категории можно отнести тех, кто имеет низкие материальные возможности; не может получать образование в традиционной форме обучения в силу специфики профессиональной деятельности; проживает в географически удаленных от учебных заведений регионах страны; проходит службу в армии; находится в декретном отпуске по уходу за детьми или больными родственниками; имеет ограниченные физические возможности.

В связи с этим социальным запросом формируются и апробируются модели дистанционного обучения на базе уже существующих учебных заведений. Это могут быть как самостоятельные центры/институты дистанционного обучения, так и факультеты/отделения/кафедры дистанционного обучения, организующие подготовку по ряду направлений в уже функционирующих государственных или негосударственных вузах. Существует еще одна модель, связанная с функционирование факультетов или отделений ДО, созданных при институтах повышения квалификации и переподготовки. Современная ситуация предлагает еще одну, инновационную модель, связанную с частными учебными заведениями, предлагающими онлайн-обучение через интернет-ресурсы. В любом случае эти модели развития предполагают интегрирование системы дистанционного обучения в сложившуюся систему высшей школы. Система дистанционного обучения по мере развития и укрепления постепенно сближается с классическими

традиционными образовательными формами, происходит полезный взаимообмен технологиями, что идет только на пользу при подготовке кадров.

Дистанционное обучение, таким образом, может реализовываться как в рамках основного высшего образования, так и в системе дополнительного высшего образования, профессионального обучения и до-су гового образования.

В этой связи в обществе может возникнуть впечатление, что система высшего образования и культурные традиции в образовании, сложившиеся в России, каким-то образом препятствуют развитию дистанционных образовательных технологий и дистанционному обучению в целом. Однако дистанционное обучение не выступает заменой очной или заочной форм обучения, а лишь дополняет их, что, в свою очередь, выступает важным элементом создания современной, мобильной, высокотехнологичной образовательной среды.

Анализ состояния организации и проведения дистанционного обучения, а также научно-педагогических исследований и разработок в этой области, демонстрирует тот факт, что в настоящее время ДО выступает в качестве разновидности заочного обучения, специфика которой связана с активным использованием компьютерных телекоммуникаций. При этом информационная среда предоставляет гораздо больше возможностей для информационной деятельности и информационного взаимодействия, которые не реализуются в должной мере в рамках существующих организационных подходов к ДО.

В качестве подтверждения вышесказанного приведем результаты пилотного опроса 50 студентов и 20 преподавателей Адыгейского государственного университета по вопросам дистанционного обучения. Практически все опрошенные (93%) положительно отозвались о внедрении технологий дистанционного

обучения, 100% преподавателей и 86% студентов считают, что дистанционные образовательные технологии способствуют повышению качества и уровня эффективности учебной деятельности.

Интересен тот факт, что на сегодняшний день 60% студентов и 40% преподавателей пользуются услугами дистанционного обучения. 46% от общего числа обучающихся

дистанционно респондентов довольны качеством этих услуг.

Можно предположить, что востребованность в услугах дистанционного обучения будет только расти, в связи с этим будет укрепляться его институционализация. Эти и другие образовательные тенденции требуют дальнейшего социологического осмысления в рамках социологии образования.

Примечания:

1. Цит. по: Змеев С. Наука XXI века // Высшее образование в России. 1998. № 2. URL: www.informika.ru/text/magaz/higher/2_98/.

2. Андреев А. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. URL: www.informika.ru/text/magaz/higher/4_98/.

3. Дистанционное обучение и мультимедиа / В. Демкин, В. Вымятин, Г. Можаева, Г. Тарунина // Высшее образование в России. 1998. № 4. URL: www. informika.ru/text/magaz/higher/4_98/.

4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. С. 30.

5. Татарчук Г.М. Институционализация дистанционного обучения: социологический аспект: авторефер. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 37.

References:

1. Quoted on: Zmeev S. Science of the 21st century // Higher education in Russia. No. 2. 1998. //www.informika.ru/text/magaz/higher/2_98/.

2. Andreev A. Let's define the concepts // Higher education in Russia. No. 4. 1998. //www.informika.ru/text/magaz/higher/4_98/.

3. Dyomkin V., Vymyatin V., Mozhayeva G., Tarunina G. Distance learning and multimedia // Higher education in Russia. No. 4. 1998 //www.informika.ru/text/ magaz/higher/4_98/.

4. Voronina T.P., Kashitsin V.P., Molchanova O.P. Education in the era of new information technologies. M., 1995. P. 30.

5. Tatarchuk G.M. Institutionalization of distance education: a sociological aspect: Abstract of Diss, for the Cand. of Sociology degree. Rostov-on-Don, 1999. P.37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.