Научная статья на тему 'Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий'

Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / OPEN EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VIRTUAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холмогорова Елена Ивановна

В статье рассматриваются основные направления развития системы открытого образования, в которой органически сочетаются все известные формы обучения очная, заочная и дистанционная. Новая образовательная среда системы открытого образования возникает как следствие развития дистанционного образования, и ее создание ведется путем разработки однородной структуры, построенной на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Подобная образовательная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств и позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, актуальные в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холмогорова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of open education system on the basis of information technologies

The article deals with the basic tendencies in developing the system of open education which inte-grally combines all known forms of instruction full-time, part-time and distance ones. A new educational environment of the open education system arises from distance education development; its creation is due to homogeneous structure development based on the information and communication technologies. Such educational environment includes organizational and method-ical resources, a combination of hardware and software tools and allows fulfilling multi-purpose educational and professional programs which are urgent under present-day conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий»

УДК 371.4 ББК Ч34 (2) 7

Е. И. Холмогорова

г. Чита

Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий

В статье рассматриваются основные направления развития системы открытого образования, в которой органически сочетаются все известные формы обучения - очная, заочная и дистанционная. Новая образовательная среда системы открытого образования возникает как следствие развития дистанционного образования, и ее создание ведется путем разработки однородной структуры, построенной на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Подобная образовательная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств и позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, актуальные в современных условиях.

Ключевые слова: открытое образование, дистанционное образование, виртуальная образовательная среда, виртуальное представительство.

E. I. Kholmogorova

Chita

Development of open education system on the basis of information technologies

The article deals with the basic tendencies in developing the system of open education which inte-grally combines all known forms of instruction - full-time, part-time and distance ones. A new educational environment of the open education system arises from distance education development; its creation is due to homogeneous structure development based on the information and communication technologies. Such educational environment includes organizational and method-ical resources, a combination of hardware and software tools and allows fulfilling multi-purpose educational and professional programs which are urgent under present-day conditions.

Keywords: open education, distance education, virtual educational environment, virtual representation.

В контексте новых задач основным механизмом государственно-общественной системы управления качеством образования рассматривается согласованная деятельность всех институтов. Во взаимодействии социальных институтов могут эффективно и качественно решаться проблемы обучения и воспитания детей, молодежи, освоения молодыми поколениями базовых социальных ценностей, воспитания гражданского сознания.

Образование сегодня - это синтезированное органическое единство задач интеллектуального и социального развития и соответственно задачи обучения и воспитания неразрывно связаны с проблемами модернизации всей системы образования.

Государственно-общественный характер образования предполагает, что и госу-

дарственные и общественные институты выполняют конкретные, реальные, социально обусловленные задачи. И те, и другие на современном этапе эволюции общества заинтересованы в их эффективном решении. Наличие общих социальных целей, задач и заинтересованность в их реализации на современном этапе развития общества является базовой основой социального партнерства в образовательной сфере. Формой такого сотрудничества, его смыслом становится взаимодополнение социальнообразовательной деятельности государственных и общественных институтов через систему открытого образования.

Открытое образованиепредусматривает создание информационно-педагогических условий государственно-общественной системы управления качеством образования,

определяющей качество образовательной системы и предполагающей:

- научно-обоснованный подход к определению оптимальных параметров ограничения пространства в разнотипных городских и сельских условиях и введение соответствующих нормативов его социально-образовательного обеспечения;

- расстановку и полноценное использование потенциала субъектов образовательной инфраструктуры социума в соответствии с их функциями;

- реализацию межведомственного, ме-жинституционального подхода в содержании и организации деятельности государственно учрежденных институтов образования;

- перераспределение материальнотехнических ресурсов, финансовых средств, кадрового потенциала учреждений образовательной отрасли и других государственнообщественных институтов.

Для достижения глобальной цели информатизации образования должна быть реализована система открытого образования, обеспечивающая:

- равноправную возможность получения образования для всех;

- свободное поступление в любое учебное заведение открытого типа;

- свободу в выборе места, темпов и траектории обучения;

- высокое качество обучения;

- конкурентоспособность на рынке труда;

- возможность повышать свою образованность на протяжении всей жизни;

- возможность беспрепятственной интеграции с открытыми системами всех стран мирового сообщества.

Открытое образование (ОО) можно рассматривать как синтетическую форму получения образования, в которой органически сочетаются все известные формы образования - очная, заочная, дистанционная. Составной частью системы ОО является дистанционное обучение (ДО).

Основные цели дистанционного образования:

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в раз-

личных областях в рамках действующих образовательных программ.

2. Получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

В процессе своего развития технология дистанционного образования прошла несколько этапов становления. Первый этап -форма ДО, в которой обучение организуется по схеме «педагог - один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателями и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры.

Второй этап развития ДО условно можно обозначить: «педагог - множество учеников». На этом этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудио кассеты, компьютерные программы, видеолекции и т. д.

Третий этап развития ДО характеризуется появлением и ростом популярности Интернет. Обучение через Интернет стало серьезной альтернативой традиционному образованию и обладает по сравнению с ним рядом преимуществ, но существуют и недостатки.

Четвертый - интегрирующий этап развития ДО, основанный на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм ДО. Его основу составляют развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем [3].

Новая образовательная среда, возникающая как следствие 4 этапа развития ДО ,должна отвечать следующим требованиям:

- универсальный подход к содержанию и структуре образовательного процесса;

- эффективное совместное использование как традиционных, так и телекоммуникационных методов образования в образовательном процессе;

- международная валидация образования и адаптация его к различным государственным и общественным системам и

на этой основе - присоединение к образовательным структурам мирового значения;

- обеспечение интероперабельности, эффективности, стабильности и других свойств открыто взаимодействующих систем;

- универсализация системы сетевых испытаний и реализация комплекса ШЕВ-экзаменов;

- обладание едиными средствами навигации, обеспечивающими простоту и надежность поиска для пользователя учебного заведения независимо от места расположения.

Информационные технологии могут стать основой проектирования и моделирования новой образовательной среды, названной в ряде исследований «информационное образовательное пространство» и «информационная образовательная среда».

Новая образовательная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования в современных условиях.

В настоящее время под воздействием развития информационных и телекоммуникационных технологий и стремительно возрастающим объемом информации, содержащихся в мировом виртуальном пространстве, происходит образование, становление и развитие так называемой виртуальной образовательной среды (ВОС).

Создание образовательной среды системы открытого образования ведется путем создания однородной структуры, построенной на базе типового программного обеспечения и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на работу в среде Интернет. Это программное обеспечение размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов, образуя региональные образовательные среды. Каждая региональная образовательная среда содержит виртуальные представительства (ВП) учебных заведений своего региона.

Виртуальное представительство учебного заведения - это программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в конкретном учебном заведении. Состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб обеспечивается типовыми средствами ИКТ.

Администрирование ВП ведет само учебное заведение, реализуя свою методику формирования электронной библиотеки, набора учащихся, обучения и проводя собственную ценовую и административную политику.

Любое виртуальное представительство даёт возможность обучающемуся использовать в процессе обучения следующий набор основных сервисных функций: доступ в электронную библиотеку; работа в телеконференции по изучаемому курсу; консультации и работа в ЧАТ группе по изучаемому курсу; доступ к доске объявлений администрации учебного заведения; доступ к своему личному делу и протоколу работы; получение консультаций от преподавателя в режиме on-line и т. д.

При создании виртуальной образовательной среды в Интернет необходимо решать следующие задачи:

1) разработка технологической среды, выступающей в роли инструментальной системы;

2) порядок организации учебного процесса;

3) администрирование;

4) учет психолого-педагогических особенностей обучения в открытой образовательной среде;

5) контроль знаний.

Направление ВОС разрабатывается

А. В. Хуторским, А. А. Андреевым, В. В. Рубцовым, Л. М. Турановой и другими. Так, в частности, Л. М.Туранова (Красноярский государственный университет) предлагает разработку так называемой предметной информационной среды, которая должна быть ориентирована на участие индивида в принципиально новом виде коммуникации, ориентированный на деятельностный, операционный характер выстраиваемой

поведенческой линии. Характеризует предметные информационные среды как способствующие формированию:

- умений принятия решений;

- умений ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;

- умений решать учебные задачи;

- способностей усваивать культуру использования различных информационных систем;

- рефлексивной культуры человека;

- телекоммуникационного этикета;

- способности к коллективным видам деятельности.

Н. Б. Завьялова (Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова) считает, что в основе методологического системного подхода к проектированию и реализации виртуальной образовательной среды лежит использование case-технологий, позволяющих выполнять моделирование информационной среды на всех фазах ее разработки: на стадии структурного анализа, глобального проектирования и реализации. Принцип функциональной связанности и минимизация информационной зависимости подсистем, разработанных с использованием case-технологий, обеспечивает унификацию процесса создания информационных ресурсов и контроля учебной

деятельности, так как стандартизация форматов учебных материалов, заложенные в систему шаблоны заданий и контрольных тестов, способствуют эффективному развитию контент-информационного наполнения образовательной среды и быстрому внедрению системы в учебный процесс [4].

Открытое образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение открытое образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдаленных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Государственно-общественное управление качеством образования формирует ситуацию атмосферы доверия, повышения социальной сплоченности, консолидации и заинтересованности общества в реализации принципа доступности к качественному образованию путем создания информационно-педагогических условий реализации государственно-общественной системы управления качеством образования через открытое образование.

Список литературы

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: Альфа, 2002. 168 с.

2. Введение в сетевые технологии обучения / под ред. Л. Г. Титарева, Ю. Б. Рубина. М.: Альфа МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 240 с.

3. Далингер В. А. Этапы становления и развития дистанционного образования в России // Информационные технологии в образовании: материалы XI конф.-выставки. М.: МИФИ, 2001. 200 с.

4. Завьялова Н. Б., Дьяконова Л. П. Методология разработки интегрированной информационной образовательной среды // Информационные технологии в образовании: материалы XI конф.-выставки. М.: МИФИ, 2001. 200 с.

5. Основы открытого образования / отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.

6. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. 508 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.