Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования'

Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / GLOBALIZATION IN EDUCATION / DISTANCE HIGHER EDUCATION / ESSENCE OF GLOBALIZATION / TRAINING / EDUCATION / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовский Антон Львович

В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования»

УДК 378

Абрамовский Антон Львович

ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета dom-hors@mail.ru

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abramovsky Anton Lvovich

Assistant of the Marketing and of Municipal Administration Department, Tyumen State Oil and Gas University dom-hors@mail.ru

ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:

глобализация в образовании, дистанционное высшее образование, сущность глобализации, обучение, образование, инновации в образовании.

Summary:

The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

Keywords:

globalization in education, distance higher education, essence of globalization, training, education, innovation in education.

В настоящее время термин «глобализация» приобрел широкую популярность. Он применяется во многих сферах деятельности человека для описания интеграционных процессов, возрастания взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов друг от друга. Социологическая энциклопедия под редакцией В.Н. Иванова трактует данный термин так: «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом» [1, с. 212]. Английское издание The Collins English Dictionary приводит такое определение глобализации: «это процесс, позволяющий финансовым и инвестиционным рынкам работать на международной арене, в значительной степени в результате отмены государственного контроля и улучшения возможностей коммуникаций, благодаря чему компания расширяет свою деятельность в международных рамках». Анализ степени разработанности определения «глобализация» позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика хорошо освещена в трудах ученых стран США и Западной Европы, особо стоит отметить исследователей Lechner and Boli, 2000; Scholte, 2000, Thompson, 2000; Tomlinson, 1999; Zachary, 2000. В их трудах уточняется терминология, сделаны попытки определить первопричины глобализационных процессов, обсуждаются вопросы отличия интернационализации от глобализации, описываются их хронологические периоды.

Определенный интерес по вопросу периодизации глобализации представляет, на наш взгляд, концепция исследователя В.Я. Нечаева, выделившего три этапа в данном процессе. Первый этап развития глобализации в мире появился в начале эпохи нового летоисчисления и был тесно связан с развитием мировых религий, поскольку в это время сформировались определенные ценностные ориентации, которые, в свою очередь, начали выходить за пределы первых государств и активно распространяться за пределами места своего появления. Хронологические рамки данного периода определяются В.Я. Нечаевым в 1 000 лет.

Второй этап относится к началу второго тысячелетия и связан с формированием первых университетов в мире. В.Я. Нечаев подчеркивает, что университеты «...принимают под свой космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, “укладывая” свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» [2, с. 31-32].

Третий этап развития глобализации начался со вступления человечества в третье тысячелетие, в так называемую «информационную эпоху» (некоторые предпочитают называть ее «постиндустриальной»). Она характеризуется доступностью современных информационнокоммуникационных технологий, появлением глобальной сети Интернет, объединившей все человечество; бурным развитием компьютерной техники, мобильных коммуникационных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки); открытостью информации в целом, многократным увеличением ее потоков; общей интенсификацией ритма жизни человека. На наш взгляд, данный этап глобализации является наиболее интересным, поскольку никогда до этого человечество не обладало такими возможностями для прорыва в четырех основных сферах жизни (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

Наиболее заметно влияние глобализационных процессов на экономику стран, поскольку данное влияние приводит к формированию единого мирового рынка (появлению таких учреждений как Всемирная торговая организация); изменению в принципах ведения бизнеса (появление экономики знаний, сокращение размеров штата предприятия до нескольких высококвалифицированных специалистов, возрастание скорости бизнес-процессов); усилению конкуренции между компаниями, представленными на рынке (в силу роста производственных мощностей, переизбытка товаров и услуг); к активизации научно-технического прогресса, развитию технологий и инноваций.

Рассматривая влияние глобализационных процессов на политику, стоит отметить усиление межгосударственного и международного сотрудничества, изменение роли государства при организации жизни населения, рост политической взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

Однако наибольшее влияние глобализация оказывает на социальную сферу, поскольку налицо тенденция изменения характера межкультурных связей (большое количество мигрантов по всему миру, межнациональные браки), мировоззрения людей и образа их жизни (причем они не всегда носят позитивный характер, - зачастую ведут к формированию образа жизни потребителя, а не творца). Отметим также появление новых угроз в виде глобальной преступности, международного терроризма, участившихся экономических кризисов (что неизбежно при рыночной экономике), увеличению разрыва между богатыми и бедными.

Влияние глобализации на культуру также неоднозначно. Существует мнение, что данный процесс уничтожает общекультурные различия в разных странах мира, способствует развитию культурной составляющей, как доминирующей в единственной оставшейся сверхдержаве. Подобное «стирание границ» ведет к неизбежным потерям и обесцениваю культуры всего человечества.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание вступление современной цивилизации в информационную эпоху, можно утверждать, что глобализационные тенденции коснулись фундаментального института общественной жизни - образования. Такие исследователи как Ф. Фукуяма справедливо отмечают, что формирование социальных классов и различия между ними в наше время обусловлены не происхождением (как это было еще 100 лет назад), а объемом и качеством полученных знаний. Э.С. Демиденко в своей статье «Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе» отлично иллюстрирует данное утверждение. Он пишет: «.в начале XX в. более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас единицы» [3, с. 89].

Особенно заметны глобализационные процессы в образовании в высшей школе. Изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлению электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран.

Усиление конкуренции отчасти вызвано возможностью все большего количества вузов преподавать дистанционно (преподаватель и студент могут находиться за тысячи километров друг от друга), с активным использованием образовательных сред (learning environments). Особенно успешно в данном направлении работают вузы США, такие как Университет Феникс (Phoenix University), Массачусетский технологический институт (MIT), Университет западных губернаторов (Western Governors University) и ряд других образовательных учреждений.

Вступление России в мировое образовательное пространство связано с подписанием Болонской декларации, согласно которой осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр) в высшей школе, взят курс на повышение информатизации вузов и развитие дистанционных технологий обучения. Для реализаций ее положений в сентябре

2013 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании», согласно которому вводятся понятия дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения. Подобные нововведения будут стимулировать развитие систем дистанционного образования в высшей школе, усиливать его роль в качестве стратегического направления обеспечения доступности в России и экспорта отечественного образования в другие страны мира.

Переход на дистанционное обучение в высшей школе связан с определенными трудностями, которые относятся к созданию электронных обучающих средств для студентов (технический уровень), подготовке качественных образовательных курсов (содержательный уровень), обучению преподавателей и тьюторов (кадровый уровень), оценке результатов обучения (оценочный уровень). В то же время, в нашей стране существуют вузы, которые активно применяют зарубежный опыт в данном направлении, учитывают российскую специфику работы и реализуют качественное дистанционное обучение своих студентов. К одним из таких относится Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ). В 1992 г. в данном вузе начался процесс внедрения информационных технологий в обучения, а в настоящее время он подготавливает более 70 000 студентов, в том числе около 15 000 иностранных учащихся из 52 стран мира. МЭСИ предлагает более 740 полноценных онлайн курсов для своих слушателей, имеет развитую инфраструктуру поддержки студентов, обучающихся дистанционно, а также 29 филиалов по всей России [4].

Таким образом, система образования в XXI в. претерпела значительные изменения, в связи с процессами глобализации и благодаря активному развитию информационных технологий. В настоящее время во всем мире развивается и распространяется новая форма высшего образования - дистанционная.

Ведущие вузы мира заинтересованы в распространении своего образовательного продукта за пределами своих стран, что является существенным вызовом отечественной системе высшего образования. Для увеличения конкурентоспособности российские учебные заведения могут расширять системы дистанционного обучения, основанные на базе информационных технологий, объединенных в специализированную образовательную среду, которые позволят удержать имеющийся контингент студентов, предложить более качественную и удобную образовательную услугу по конкурентоспособным ценам. В случае нежелания вуза использовать новые технологии в процессе обучения возникает угроза его существования, так как он может быть вытеснен с рынка образовательных услуг.

Информационное общество требует постоянного развития системы высшего профессионального образования, на которое необходимо адекватно реагировать. Развитие дистанционного обучения в России является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

Ссылки:

1. Социологическая энциклопедия / науч. ред. В.Н. Иванов и другие: в 2 т. М., 2003. Т. 1. 696 с.

2. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестник Московского ун-та. 2004. № 4. С. 27-34.

3. Демиденко Э.С. Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 89-90.

4. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики // Официальный сайт вуза. 2013. URL: http://mesi.ru/about/figures/ (дата обращения: 02.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.