Научная статья на тему 'Дистанционное образование в аспекте повышения конкурентоспособности вузов на рынке отечественных образовательных услуг'

Дистанционное образование в аспекте повышения конкурентоспособности вузов на рынке отечественных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

Целью данного исследования явилось изучение возможностей дистанционного образования в аспекте повышения конкурентоспособности российских вузов на рынке отечественных образовательных услуг. Метод. Метод системного анализа для исследования изменений в организации образовательной деятельности организаций высшего образования под влиянием рыночных трансформаций в контексте конкурентоспособности отечественных вузов. Результаты. Определена отраслевая специфика рынка образовательных услуг. Выявлены принципиальные особенности конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Сформулированы подходы к оценке конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. Подтверждается, что внедрение дистанционных технологий создаёт условия для повышения конкурентоспособности организаций высшего образования. Выводы. Дистанционные технологии обучения расширяют возможности получения высшего образования, способствуя реализации стратегии «обучение всей жизни», смягчению последствий выраженной стратификации современного российского общества. Тенденции мирового развития, прогрессирующие глобализация, интернационализация образования обуславливают необходимость отношения к системе дистанционного образования как к конституирующей основе рыночных отношений в образовании, а также фактору конкурентоспособности российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в аспекте повышения конкурентоспособности вузов на рынке отечественных образовательных услуг»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01

Дистанционное образование в аспекте повышения конкурентоспособности вузов на рынке отечественных образовательных услуг

© 2017 Положенцева И. В.

Московский государственный университет технологий и управления

им К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Москва, Россия; e-mail: vipperh@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования явилось изучение возможностей дистанционного образования в аспекте повышения конкурентоспособности российских вузов на рынке отечественных образовательных услуг. Метод. Метод системного анализа для исследования изменений в организации образовательной деятельности организаций высшего образования под влиянием рыночных трансформаций в контексте конкурентоспособности отечественных вузов. Результаты. Определена отраслевая специфика рынка образовательных услуг. Выявлены принципиальные особенности конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Сформулированы подходы к оценке конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. Подтверждается, что внедрение дистанционных технологий создаёт условия для повышения конкурентоспособности организаций высшего образования. Выводы. Дистанционные технологии обучения расширяют возможности получения высшего образования, способствуя реализации стратегии «обучение всей жизни», смягчению последствий выраженной стратификации современного российского общества. Тенденции мирового развития, прогрессирующие глобализация, интернационализация образования обуславливают необходимость отношения к системе дистанционного образования как к конституирующей основе рыночных отношений в образовании, а также фактору конкурентоспособности российской экономики.

Ключевые слова: образовательные услуги, конкуренция, конкурентоспособность, дистанционное образование, дистанционные технологии.

Формат цитирования: Положенцева И. В. Дистанционное образование в аспекте повышения конкурентоспособности вузов на рынке отечественных образовательных услуг // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 8490.

Distance Education in the Aspect of Increasing the Competitiveness of Universities in the Market of Russian Educational Services

© 2017 Irina V. Polozhentseva

K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(First Cossack University), Moscow, Russia; e-mail: vipperh@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of this study is to investigate the possibilities of distance education in the aspect of improving the competitiveness of Russian universities on the Russian market of educational services. Method. Method of system analysis to study changes in the organization of educational activities of institutions of higher education under the influence of market transformations in the context of competitiveness of national universities. Results. Industry specifics of the market of educational services is determined. Fundamental features of the competitive environment in the market of educational services are identified. Approaches to evaluation of competitiveness of educational organizations of higher education are defined. It is confirmed that the introduction of distance technology creates the conditions for competitiveness of institutions of higher education. Conclusions. Distance learning technologies expand the possibilities of higher education, contributing to the implementation of the strategy "education of a lifetime", to mitigate the consequences of severe stratification of modern Russian society. Trends in global development and advancing globalization, internationalization of education determine the necessity of the relation to the distance education system as constituting basis of market relations in education, as well as the factor of competitiveness of the Russian economy.

Keywords: educational services, competition, competitiveness, distance education, distance technologies.

For citation: Polozhentseva I. V. Distance Education in the Aspect of Increasing the Competitiveness of Universities in the Market of Russian Educational Services. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 84-90. (In Russian)

Введение

Во всех секторах экономики России, начиная с 1990-х годов, происходят существенные трансформации. Это привело к тому, что по отдельным направлениям профессиональной деятельности возникает ощутимый недостаток в специалистах, востребованных рынком. Существенные изменения, которые происходят и в экономике образования, побуждают организации высшего образования к расширению спектра не только реализуемых программ основного и дополнительного образования, но и форм получения образования, стимулируют развитие негосударственных образовательных

организаций. Негосударственный сектор образования сумел продемонстрировать свою мобильность и высокую адаптивность к запросам потребителя и изменяющимся экономическим условиям. В совокупности все эти факторы привели к усилению конкуренции среди организаций высшего образования, в первую очередь, в борьбе за абитуриентов. Острота конкурентной борьбы вызвана, с одной стороны, контрпродуктивным ростом организаций высшего образования в России, а с другой стороны - неблагоприятными изменениями в демографической структуре страны.

В психологическом аспекте конкуренция, как правило, трактуется как взаимодействие рыночных субъектов, которые стремятся реализовать свои интересы с наибольшей

выгодой. Виды, методы, направления, формы, стратегии, модели данного взаимодействия, направленные на обеспечение оптимальных условий реализации интересов рыночных субъектов, обуславливают его амбивалентный характер [7]. Следовательно, основу конкуренции любых субъектов экономических отношений составляют конкретные конкурентные действия участников рынка.

Обусловленность контента

образовательной деятельности единством обучения и воспитания не означает, что образовательная услуга, имея высокую потребительную стоимость, лишена меновой стоимости и не может быть объектом рыночных интересов. В современных условиях на российском рынке образовательная услуга становится объектом конкурентного взаимодействия рыночных агентов [2]. Конечно, здесь речь идет не об искусственном «отоваривании»

(commodification) образования и

превращении его в образовательную услугу, а о рациональных интересах потребителей и производителей на данном рынке.

Целью исследования являлось изучение возможностей дистанционного образования в аспекте повышения

конкурентоспособности российских вузов на рынке отечественных образовательных услуг.

Применялся метод системного анализа для исследования изменений в организации

образовательной деятельности организаций высшего образования под влиянием рыночных трансформаций в контексте конкурентоспособности отечественных вузов.

Результаты и обсуждение

На рынке образовательных услуг происходит взаимодействие широкого круга разнообразных субъектов:

- обучающиеся - прямые потребители образовательных услуг;

- те, кто оплачивает расходы на получение образования;

- работодатели - косвенные потребители результатов обучения;

- образовательные организации и работники сферы образования -производители услуг образования;

- компании-смежники, которые создают материальную и нематериальную среду обучения, например, издательства и производители печатной продукции, 1Т компании;

государство, которое совмещает в себе многочисленные роли на рынке образовательных услуг;

- различные посредники, провайдеры и координаторы [11].

Для рынка образовательных услуг характерны специфические отраслевые отличия, они проявляются в особенностях как самого рыночного товара и касаются содержания образовательных программ, образовательных технологий и условий ведения образовательной деятельности, специфики профессиональной компетентности работников сферы образования, так и в особенностях рыночных агентов в сфере услуг образования.

Все субъекты, взаимодействующие в системе образования, проявляют высокую заинтересованность в повышении конкурентоспособности своих партнеров. Заинтересованные работодатели желают привлечь конкурентоспособных работников и охотно контактируют с

конкурентоспособными вузами. В реализации национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации (РФ) совершенно обоснованно ориентируется на вузы, которые доказали свою конкурентоспособность в национальных и

международных рейтингах, подтвержденную подготовкой качественных специалистов, востребованных рынком. Соответственно и абитуриенты выбирают вузы,

конкурентоспособность которых выражается высокими рейтинговыми оценками академических кругов и бизнес-сообщества. Есть все необходимые предпосылки для всестороннего сотрудничества

заинтересованных участников

образовательной деятельности в важнейших направлениях модернизации российского образования. Это может касаться формирования федеральных

государственных образовательных

стандартов, оценки качества

образовательной деятельности,

формулировки профессиональных

компетенций выпускников вузов [1].

В данном контексте, однако, не менее актуален тезис, что, несмотря на разнообразные формы сотрудничества участников образовательной деятельности на российском рынке образовательных услуг рыночные субъекты действуют в условиях острейшей конкуренции. Импульс к сотрудничеству с конкурентоспособным партнером возникает, если он демонстрирует готовность к эффективным конкурентным действиям, которые при определенных обстоятельствах могут содействовать и достижению собственных интересов его контрагента, зачастую априорно не совпадающих с интенциями, установками и целями партнера по кооперации.

В действительности, как отмечают отечественные исследователи, все агенты на рынке образовательных услуг, осознанно или нет, несут взаимную или многостороннюю ответственность на основе взаимного или многостороннего интереса в отношении эффективности функционирования системы образования. Ответственность бизнеса как перед обществом, так и перед образовательными организациями

выражается в создании финансовых возможностей в образовательной сфере. Организации высшего образования, в свою очередь, отвечают перед работодателями в лице бизнеса или государства за качество подготовленных специалистов, за набор профессиональных и культурных компетенций своих выпускников, которых

они предлагают рынку труда. Стабильно негативные представления многих бизнесменов о некачественном высшем образовании в России объясняются тем, что далеко не все российские вузы позиционируют себя в качестве ответственного участника рынка

образовательных услуг, ориентированного на запросы своих потребителей [4].

Сформировано вполне обоснованное положение относительно того, что отношения в системе образования, как и любые внутриотраслевые интеракции, предполагают соперничество

образовательных организаций за внимание и признание других акторов рынка, составляющих общую систему организаций высшего образования. Студенты вузов, как непосредственные потребители

образовательных услуг, несомненно получают пользу от этого соперничества, так как у них расширяются возможности выбора образовательной организации. Продуценты образовательных услуг для обеспечения своей рыночной устойчивости должны включить весь спектр мероприятий по обеспечению конкурентоспособности

образовательной организации в свою профессиональную деятельность.

Конкуренция на рынке образовательных услуг, в отличие от прочих рынков, имеет принципиальные особенности:

1) предмет конкуренции составляет образовательная услуга, которую вузы предлагают в форме образовательной программы / проекта;

2) в системе высшего образования действуют преимущественно методы неценовой конкуренции, тем не менее и ценовая конкуренция (стоимость освоения образовательной программы) может быть очень активной;

3) на рынке образовательных услуг конкурентами выступают:

- однопрофильные вузы (гуманитарные с гуманитарными, технические с техническими, творческие с творческими), когда спрос предъявляет работодатель (государство или бизнес);

- вузы разного профиля, когда спрос предъявляют непосредственные потребители услуг - абитуриенты.

Любые недостатки и преимущества вузов в условиях конкуренции рассматриваются как конкурентные недостатки и преимущества относительно соперников, и служат критериями для оценки

конкурентоспособности образовательной организации. Создание или усиление конкурентных преимуществ, а также преодоление или ослабление конкурентных недостатков представляют одну из главных целей конкуренции всех участников рынка образовательных услуг - и конкретного гражданина - обучающегося, и общества, и государства, и работодателя.

Отечественные исследователи указывают, что конкурентоспособность вузов надо оценивать по основному результату образовательной деятельности - высокой конкурентоспособности выпускников,

приобретенным профессиональным

компетенциям и заинтересованности работодателей в выпускниках конкретного вуза. Именно с этих позиций, подчеркивает Ю. Рубин, необходимо оценивать содержание предлагаемых образовательных программ и условий ведения образовательной деятельности,

образовательных методик и технологий, образовательного менеджмента,

планирования, мотивации,

администрирования и контроля

образовательной деятельности в вузах.

При оценке конкурентоспособности вузов следует иметь в виду, что количественные показатели - это мера однородного качества, поэтому в отрыве от качественной доминанты, ориентирующей вузы на результативную работу, оценить степень конкурентоспособности вузов не

представляется возможным [8].

В контексте вышеизложенного логичным видится положение о том, что в оценке конкурентоспособности вузов следует фокусировать внимание общества на результативности конкретного вуза, а не его затратных показателях. Это важно, чтобы определить динамику развития вузов, их реальную конкурентную мощь и функциональную стабильность.

Обоснованные и объективные оценки эффективности организаций высшего образования, их конкурентного потенциала, устойчивости, в том числе способности

добросовестного выполнения обязательств в долговременной перспективе, необходимы и самим образовательным организациям, и их контрагентам - потребителям, партнерам, органам управления образованием, конкурентам [9].

В контексте данной статьи дистанционное обучение рассматривается в аспекте повышения конкурентоспособности

организации высшего образования. Разные формы обучения, а именно, очная, заочная и дистанционная, не исключаемы взаимно даже в масштабе одного вуза, обеспечивают студентам, как непосредственным потребителям образовательных услуг возможность получения качественного образования в соответствии с их интересами, возможностями и целями, поэтому мы не рассматриваем их в аспекте конкуренции между формами получения образования.

Отечественные ученые подчеркивают, что применение дистанционных технологий усиливает конкурентоспособность

дополнительных образовательных программ, создавая благоприятные условия как для построения индивидуальных

образовательных траекторий, так и для максимальной индивидуализации учебного процесса. Сетевая модель организации дистанционных программ дополнительного образования позволяет расширить спектр образовательных технологий, создать сетевое коммуникативное пространство [4]. Использование различных педагогических и информационных подходов и технологий в системе дистанционного образования дает возможность реализовать вариабельное сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся: работу с различными источниками информации, занятия в группах, а также оперативное и систематическое взаимодействие с педагогами.

Есть основания полагать, что повышение интереса к е-Ьеагш^ - электронному обучению с помощью дистанционных образовательных технологий связано с тем, что системное применение информационных и телекоммуникационных инструментов при опосредованном контакте обучающегося и преподавателя приводит к достижению синергетического эффекта. Обучающиеся в системе дистанционного образования

приобретают возможность обучаться в любое время в любом месте («anytime anywhere»), таким образом возникают условия для реализации концепции непрерывного образования (Life Long Learning - LLL), которая в том числе предполагает активное развитие

педагогических инноваций на основе личностно-ориентированного подхода [11].

Организации высшего образования, предлагающие реализацию образовательных программ по дистанционной форме обучения, отмечает Н. Корнеева, организуют образовательную деятельность на основе следующих принципов:

- продуцируется только то, что покупается, и там, где покупается, так как все заинтересованные лица фиксируют внимание на доходности и экономической прибыли (востребованные образовательные программы и направления подготовки, обучение по месту жительства);

- максимальное удобство образовательной деятельности для обучающегося: темп освоения дисциплин, зачисление на обучение в течение учебного года, удобный график и время занятий;

- руководство организации высшего образования предлагает абитуриентам экономически приемлемое образование: стоимость освоения образовательной программы доступна широким слоям потенциальных абитуриентов, возможность дискретной оплаты (по семестрам, по месяцам) [3].

Н. Корнеева указывает на особенности дистанционного образования в России, среди которых отмечает расширение столичными и региональными вузами контингента студентов за счет распространения широкой сети региональных учебных центров, и, безусловно, внедрение новых

информационных технологий. Такой характер организации дистанционного обучения, по мнению исследователя, обусловлен двумя факторами. Во-первых, организации высшего образования в региональных центрах, располагающие развитой материальной базой, оснащённые современной техникой, с

высокопрофессиональными педагогическими и техническими кадрами, владеющими современными IT-

технологиями, с широким набором образовательных программ с полным комплектом методического обеспечения могут без серьёзных дополнительных финансовых затрат, используя

административные ресурсы, организовать экономически эффективную сеть

региональных учебных центров в населённых пунктах, где отсутствуют необходимые технические средства для организации полного объёма

образовательной деятельности. Во-вторых, для обучающихся высокую значимость имеют контактные интеракции с преподавателями на основе современных информационных технологий [3].

Резюмируя состояние и тенденции развития образовательных потребностей населения РФ в дистанционных технологиях обучения, сформулируем обобщающие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дистанционные технологии помогают индивиду в короткие, относительно традиционного образования сроки, получить желаемую, востребованную рынком специальность, повысить профессиональный уровень без отрыва от трудового процесса и места жительства при минимальных денежных затратах;

- высшая школа не в состоянии обеспечить равную доступность образования в условиях конкурентного рынка и провоцирует проявления социального неравенства; в этом аспекте дистанционное обучение во многом способствует смягчению последствий ярко выраженной стратификации современного российского общества;

- современные информационные технологии позволяют эффективно модернизировать образовательные технологии от контактных к дистантным формам обучения, чем активно пользуются хорошо оснащенные российские вузы (расположенные, как правило, в крупных

1. Бычков М. А., Положенцева И. В. Условия реализации общественного управления образовательной организацией и социальные эффекты общественного участия в управлении образованием / Теоретические и методические проблемы современного образования //

академических центрах), расширяя географию и контингент своих студентов;

- для многих россиян дистанционное обучение, учитывая его ценовую характеристику, удобство получения и определенную демократичность, является практически единственным путем повышения своего профессионального и социального статуса;

- технологии дистанционного обучения позволяют потребителям востребованных образовательных услуг учиться в течение всей жизни, не прерывая трудового процесса, не покидая места своего проживания, обеспечивая тем самым фактическую реализацию принципов доступности и непрерывности образования, декларированных Болонскими соглашениями;

- есть основания полагать, что развитие дистанционного образования на региональной основе способно решать актуальные социально-экономические задачи, поскольку на местах более четко видны насущные потребности и реальные возможности конкретных регионов;

- несмотря на пессимизм сторонников традиционной (контактной) формы получения образования в отношении перспективы дистанционного обучения, виртуальные вузы, по мнению европейских аналитиков [6], к 2025 году начнут лидировать в реализации образовательных программ высшего образования;

- система дистанционного образования не является панацеей от всех проблем отечественного образования, однако тенденции мирового развития, прогрессирующие глобализация, интернационализация образования, обуславливают необходимость отношения к ней, как к конституирующей основе рыночных отношений в образовании, а также фактору конкурентоспособности / неконкурентоспособности российской экономики.

Материалы международной научно-

практической конференции. 2016. С. 44-48.

2. Дорофеев А. Ю., Положенцева И. В., Филатов В. В. Переход от стоимости к ценности и от ценности к фундаментальной стоимости // Вопросы экономических наук. 2011. № 2 (47). С. 7-11.

Литература

3. Корнеева Н. А. Состояние и тенденции развития дистанционного образования на примере российских вузов. Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2007. 25 с.

4. Нечаев В. Я. Образовательная среда и бизнес-сообщество - путь к диалогу // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 14-34.

5. Пронин Э. А., Положенцева И. В. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. № 2. С. 18-20.

6. Российский портал «Глобальная сеть дистанционного образования». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gdenet.ru/ [дата обращения: 10.05.2017 г.]

7. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М. : Маркет ДС, 2006. 458 с.

8. Рубин Ю. Б. Стандартизация образовательных программ на «Болонском

1. Bychkov M. A., Polozhentseva I. V. The conditions of implementation of public administration educational organization and social effects of public participation in the management of education. Theoretical and methodological problems of modern education. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the International scientific-practical conference]. 2016. Pp. 44-48. (In Russian)

2. Dorofeyev A. Yu., Polozhentseva I. V., Filatov V. V. The transition from value to values and from values to the fundamental value. Voprosy ekonomicheskikh nauk [Questions of economical science]. 2011. № 2 (47). Pp. 7-11. (In Russian)

3. Korneeva N. A. Sostoyanie i tendentsii razvitiya distantsionnogo obrazovaniya na primere rossiyskikh vuzov [Status and trends of distance education development on the example of Russian universities]. Extended abstract of Ph. D. (Sociology) diss.. Moscow, 2007. 25 p. (In Russian)

4. Nechaev V. Ya. Educational environment and business community - a path to dialogue. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2006. No. 2. Pp. 14-34. (In Russian)

5. Pronin E. A., Polozhentseva I. V. Modern online education in Russia: problems and prospects. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Scientific research and development. Social humanitarian research and technology]. 2015. Vol. 4. No. 2. Pp. 18-20. (In Russian)

6. Russian portal "Global network of distance education". [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gdenet.ru/ [accessed 10.05.2017].

перепутье» // Прикладная информатика. 2006. № 4. С. 47-63.

9. Филатов В. В., Диброва Ж. Н., Медведев

B. М., Женжебир В. Н., Князев В. В., Кобулов Б. А., Паластина И. П., Положенцева И. В., Кобиашвили Н. А., Фадеев А. С., Шестов А. В. Совершенствование стратегического управления предприятия на основе ситуационного анализа и сбалансированной системы показателей. Коллективная монография. М., 2015. 492 с.

10. Шевелев Н. А., Кузнецова Т. А. Организация образовательной среды вуза на основе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2011. № 7.

C. 88-93.

11. Managing University Autonomy. University autonomy and the institutional balancing of teaching and research. Proceedings of the Seminar of the Magna Charta Observatory 15 September 2005. Bologna: Bononia University Press Publ., 2005. 220 p.

7. Rubin Yu. B. Konkurentsiya: uporyadochennoe vzaimodeystvie v professional'nom biznese [Competition: an orderly interaction in a professional business]. Moscow, Market DS Publ., 2006. 458 p. (In Russian)

8. Rubin Yu. B. Standardization of educational programs in "Bologna the crossroads". Prikladnaya informatika [Applied Informatics]. 2006. No. 4. Pp. 47-63. (In Russian)

9. Filatov V. V., Dibrova Zh. N., Medvedev V. M., Zhenzhebir V. N., Knyazev V. V., Kobulov B. A., Palastina I. P., Polozhentseva I. V., Kobiashvili N. A., Fadeev A. S., Shestov A. V. Sovershenstvovanie strategicheskogo upravleniya predpriyatiya na osnove situatsionnogo analiza i sbalansirovannoy sistemy pokazateley [Improvement of strategic management of enterprise on the basis of the situational analysis and the balanced scorecard]. Collective monograph. Moscow, 2015. 492 p. (In Russian)

10. Shevelev N. A., Kuznetsova T. A. Organization of educational environment of University based on distance learning system. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2011. No. 7. Pp. 88-93. (In Russian)

11. Managing University Autonomy. University autonomy and the institutional balancing of teaching and research. Proceedings of the Seminar of the Magna Charta Observatory 15 September 2005. Bologna: Bononia University Press Publ., 2005. 220 p.

References

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

s

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Положенцева Ирина Вениаминовна,

кандидат экономических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии профессионального образования,

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий

университет), Москва, Россия; e-mail: vipperh@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Irina V. Polozhentseva, Ph. D.

(Economics), professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University), Moscow, Russia; e-mail: vipperh@yandex.ru

Принята в печать 11.07.2017 г.

Received 11.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.