Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как средство повышения конкурентоспособности вуза (организационно -методический и правовой аспекты)'

Дистанционное обучение как средство повышения конкурентоспособности вуза (организационно -методический и правовой аспекты) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Шахова Ирина Юрьевна

Российское образование находится в состоянии кардинального реформирования, что не всегда положительно отражается на деятельности региональных вузов. Активное развитие дистанционного обучения является одним из средств повышения конкурентоспособности вуза. На фоне снижения общего количества организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, все больше растет интерес к дистанционным образовательным технологиям вследствие их экономичности, доступности и удобства в организации графика обучения. В статье сделан акцент на использовании дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, рассмотрена обеспечивающая нормативно-правовая база. Представлен положительный опыт Ивановского государственного университета дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Шахова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как средство повышения конкурентоспособности вуза (организационно -методический и правовой аспекты)»

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 47

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА (ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Егоров Владимир Николаевич

доктор экономических наук, профессор,

Ректор ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,

г. Иваново, Российская Федерация.

E-mail: rector@ivanovo.ac.ru

Шахова Ирина Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,

кафедра «Экономического анализа и бухгалтерского учета»,

г. Иваново, Российская Федерация.

E-mail: shakhovai@mail.ru

Аннотация: Российское образование находится в состоянии кардинального реформирования, что не всегда положительно отражается на деятельности региональных вузов. Активное развитие дистанционного обучения является одним из средств повышения конкурентоспособности вуза. На фоне снижения общего количества организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, все больше растет интерес к дистанционным образовательным технологиям вследствие их экономичности, доступности и удобства в организации графика обучения. В статье сделан акцент на использовании дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, рассмотрена обеспечивающая нормативно-правовая база. Представлен положительный опыт Ивановского государственного университета дистанционного обучения.

Ключевые слова: коммерциализация высшего образования; дистанционное обучение; конкурентоспособность вуза; дополнительное профессиональное образование; программы дополнительного образования.

JEL: I21; I29

DISTANCE EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY (ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS)

Egorov Vladimir Nikolaevich, Doctor of Economics,

Rector of FSBEI HE «Ivanovo state University», Ivanovo, Russian Federation

Shakhova Irina Yurievna, candidate of economic sciences,

associate Professor of the Department of economic analysis and accounting, FSBEI HE «Ivanovo state University», Ivanovo, Russian Federation

Abstract: Russian education is in a state of radical reform, which does not always have a positive impact on the activities of regional universities. Active development of distance learning is one of the means to improve the competitiveness of the University. Against the background of the decrease in the total number of higher education institutions and scientific organizations engaged in educational activities, there is an increasing interest in distance learning technologies due to their

efficiency, availability and convenience in the organization of the training schedule. The article focuses on the use of distance learning technologies in additional professional education and considers the regulatory framework. The positive experience of Ivanovo state University of distance learning is presented.

Keywords: the commercialization of higher education, distance learning, competitiveness of higher education institution, additional professional education, programs of additional education.

Система российского вузовского образования входит в этап технологического и технического обновления. Эти изменения связаны не только с глобальной конкуренцией, но и финансово-экономическими, институциональными и организационными факторами. Конкурентоспособность вуза будет зависеть от его гибкости и скорости реагирования на внешние изменения. В этих условиях нелегко существовать региональным вузам, которые по объективным причинам не могут на равных конкурировать со столичными вузами.

Зачастую конкурентоспособность вуза ассоциируют с его местоположением в рейтинге. Это связано с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором говорится, что одной из важнейших задач в области образования является вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [1]. Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2012 N 2006-р (ред. от 12.03.2016) был утвержден план мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров. Этот документ определил такие направления, как организационно-экономическое и нормативно-правовое обеспечение, развитие кадрового потенциала университетов-участников мероприятий, развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности университетов-участников мероприятий [2].

Основной целью всех указанных мероприятий является создание региональных опорных университетов, которые представляют собой объединение образовательных организаций, имеющих общие программы обучения. В этом проявляется выявленная еще 10 лет назад профессором В.А. Гордеевым особенность современной конкуренции в условиях глобализации: «отношения сотрудничества как одна из взаимодействующих сторон современной конкуренции строятся на основе, во-первых, укрупнения субъектов и сокращения их количества в результате монополизации, развития транснациональных корпораций, интеграции, а во-вторых, международной кооперации капитала, долговременных договорных связей, планомерности. При этом в обоих случаях эти отношения носят объективный характер и вызваны объективной причиной — дополнительной выгодой для субъектов от реализации указанных процессов» [3, с. 14].

Каковы же результаты проекта «опорный вуз»? Во-первых, вузы стали более тесно работать со школами с целью привлечения и удержания талантливых выпускников (такое обязательство у образовательной организации возникает в связи со статусом опорного вуза). Во-вторых, изменилась стратегия развития вуза и внутреннего менеджмента (опорный университет должен содействовать развитию внутри своего региона). Однако, есть существенные негативные последствия глобализации вузов: сокращение профессорско-преподавательского состава и, как следствие, снижение качества образования; нарушение прав студентов, которые поступали в один вуз, а заканчивать придется другой; ликвидация целых научных направлений и другие.

Сокращение государственных расходов на высшее образование привело к тому, что вузы задумываются, в первую очередь, не о качестве предоставляемых образовательных услуг, а об элементарном выживании в конкурентной среде. Происходит так называемая коммерциализация вузов. Так, в статье Мычка С.Ю. и Шаталова М.А. из Воронежского экономико-правового института анализируютсясоциокультурные и экономические проблемы коммерциализации высшего образования [4]. Авторы приводят перечень потенциальных последствий коммерциализации в зависимости от

сферы деятельности. Так, для сферы культуры - это появление прямой конкуренции в группах преподавателей, ученых, управленцев и студентов, а также переход от коллективного сознания к индивидуализированному. Для политической сферы - это усиление автономии университетов и уменьшение количества вузов. В экономической сфере - это уменьшение государственных расходов на высшее образование, увеличение расходов инновационной бизнес-среды на подготовку специалистов с высшим образованием, рост кредитной задолженности по образовательным кредитам. В социальной сфере - уменьшение общего числа студентов.

Представляет интерес статья д-ра экон. наук Д.Р. Вахитова и канд. юрид. наук Е.Ю. Ковальковой, посвященная оценке эффективности реформирования высшего образования в Российской Федерации. Авторами прослеживаются укрупненные тенденции развития отечественного образования с экономической и правовой точек зрения: включение России в Болонский процесс, процесс упрощения (обеднения) образования, процесс укрупнения образовательных учреждений, постоянный процесс изменений, коммерциализация образовательных услуг на всех уровнях в открытой и латентной формах, активное внедрение чиновников в управление вузов [5]. И, как справедливо предлагают авторы, в качестве важнейших мер для исправления сложившейся ситуации могут быть следующие: прекращение «слепого» следования западным реформам в образовании; отход от единообразия в научных и учебных программах; получение региональными вузами правовых механизмов для возможности внесения изменений в образовательные программы; уменьшение влияния чиновников на образовательный процесс; ограничение количества документации в вузе; повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

Понятие коммерциализации в отношении вуза неразрывно связано с его инновационной деятельностью. Е.Н. Новикова и В.Н. Парахина в своей монографии отмечают, что сейчас инновационная деятельность высшего учебного заведения рассматривается как главное условие модернизации образовательного процесса и экономики, систематического обновления её матер иально-технического потенциала и является одним из основных факторов повышения эффективности в работе вуза. Инновационная деятельность в вузах получает статус основного вида деятельности (наравне с образовательной и научной) и является необходимым условием стратегического развития вуза [6].

Инновации являются неотъемлемой частью современного вузовского обучения. Об этом в своих статьях говорят О.А. Латуха и Ю.В. Пушкарёв [7], И.Б. Бондырева [8, 9], В.В. Чекмарев и Ю.В. Беляева [10], О.А. Баклушина [11] и другие ученые. Инновационные подходы в обучении способствуют обеспечению конкурентоспособности образовательного учреждения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сократилось на 6,4% (или на 52 единицы): число государственных и муниципальных организаций уменьшилось на 0,4% (на 2 единицы); частных - на 15,8% (на 50 единиц). Происходило также и дальнейшее уменьшение численности студентов, обучающихся по программам высшего образования; по сравнению с 2016 г. численность студентов уменьшилась на 153,6 тыс. человек, причем значительное сокращение численности произошло в частных организациях (на 19,6%). При этом постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий, базирующихся на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети (с 10,5% в 2016г. до 10,8% в 2017г.) [12].

Активное продвижение различных дистанционных форм обучения в учебных заведениях сейчас является одним из приоритетных направлений развития отечественного образования. Конечно же, нельзя говорить о полном переводе традиционных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной) в интерактивный режим. В этом случае однозначно пострадает качество подготовки выпускников

в целом, поскольку не каждый студент способен самостоятельно с использованием интерактивных технологий освоить образовательную программу. И, как справедливо отмечают специалисты, минусами дистанционного обучения являются следующие: отсутствие очного общения студента с преподавателем, отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателей вуза, недостаток практических занятий [13, 14, 15].

Для успешного развития дистанционного обучения в нашей стране необходима нормативно-правовая база, регулирующая эти вопросы. В настоящее время действуют следующие документы федерального уровня:

- федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. От 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

- приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. От 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444);

- письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»);

- письмо Роспотребнадзора от 23.10.2017 N 01/14380-17-32 «Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [16]. В приказе Минобрнауки России от 20.01.2014 г. № 22 перечислены профессии, специальности и направления, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В связи с этим именно дополнительное образование может стать объектом активного применения данных технологий.

Для того, чтобы вуз мог реализовывать дополнительные профессиональные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, рекомендуется разработать следующие локальные нормативные акты:

- положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ;

- нормы времени для расчета объема учебной, учебно-методической и организационной работы, выполняемой преподавателями при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов;

- инструкции для слушателей, педагогических работников, технических специалистов (программистов, техников) и др. [17].

Такжеобразовательнаяорганизациядолжнаразработатьформыдокументов:заявленияслушателя на обучение по программе, реализуемой с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; учебного плана программы, реализуемой с использованием частично или в полном объеме электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; календарных учебных графиков проведения дистанционных занятий и др.

В этой статье нам хотелось бы рассказать о положительном опыте Ивановского государственного университета (ИвГУ) в развитии дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных технологий. Так, при совместном сотрудничестве экономического факультета и международного института дополнительного образования было разработано несколько дополнительных программ профессиональной переподготовки (таблица 1). Программы реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий без отрыва от основного места работы и в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [18] согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Таблица 1 — Статистические данные по программам дистанционного обучения в ИвГУ (по экономическому факультету)

Наименование программы дополнительного образования Количество слушателей (чел.)

2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего

«Специалист сферы государственного и муниципального управления» по направлению «Менеджмент» (252 часа) 22 30 - 52

«Государственное и муниципальное управление» по направлению «Менеджмент» (504 часа) - 16 14 30

«Государственное и муниципальное управление в области образования» по направлению «Менеджмент» (504 часа) - 6 8 14

«Государственное и муниципальное управление в области социального обслуживания» по направлению «Менеджмент» (504 часа) - 9 8 17

«Менеджмент в сфере культуры и искусства» по направлению «Социально-культурная деятельность» (252 часа) - 193 127 320

ИТОГО 22 254 157 433

В период с 2016 года по 2018 год всего было обучено 433 человека из различных городов и регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской, Свердловской, Сахалинской, Калужской, Амурской, Иркутской, Тюменской областей, Камчатского, Краснодарского и Красноярского краев, а также республик Крым, Башкортостан, Саха (Якутия).

Потребитель может выбрать любую дополнительную программу профессиональной

переподготовки или повышения квалификации. На сайте http://com.ivanovo.ac.ru представлено подробное описание каждой дополнительной образовательной программы, нормативно-правовая документация, используемая для ее разработки, требования к слушателям, цели и результаты обучения, а также возможные сферы трудоустройства после обучения [19]. При разработке программ учитывались требования федеральных государственных стандартов высшего образования, профессиональных стандартов (при их наличии), а также Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Для дистанционного обучения используются следующие инструменты:

- вебинары, проводимые преподавателями, имеющими знания в соответствующей области и способности по управлению процессом видео общения со слушателями;

- консультации преподавателей по возникающим в ходе обучения вопросам посредством электронной почты, систем «Мой университет», Moodle и WhatsApp;

- форумы, на которых слушатели получают возможность общения друг с другом и преподавателями.

Все выше перечисленные программы имеют модульную структуру. Выбор подобной структуры обоснован следующими причинами: ориентация учебного процесса на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки обучающихся, формирование универсально-профессиональных компетенций. Слушатели должны самостоятельно усвоить программу и достичь поставленных целей в ходе работы над модулем. Для того, чтобы процесс усвоения материала проходил более эффективно, в начале каждого модуля преподавателем проводится вебинар, в ходе которого слушатели задают интересующие их вопросы по предложенным темам. Кроме текстов лекций по темам модуля предусмотрены: списки основной и дополнительной литературы; перечень нормативно-правовых актов и интернет-ресурсов; глоссарий. Завершается изучение модуля контрольным заданием (тестом, рефератом, презентацией, проектом или эссе).

По каждому модулю имеется рабочая программа, размещенная на сайте международного института дополнительного образования ИвГУ. Промежуточная аттестация по учебным дисциплинам осуществляется в форме дифференцированных зачетов. Итоговой работой является составление профессионально-академического портфолио. Поскольку в основу обучения положена рейтинговая система, каждый слушатель может заранее спланировать свои трудозатраты в зависимости от выбранной им итоговой оценки («отлично», «хорошо» или «удовлетворительно»).

В настоящее время в преддверии пенсионной реформы стоит задуматься о разработке дополнительных программ профессиональной переподготовки для людей пенсионного и предпенсионного возраста. Как было озвучено на уровне Правительства Российской Федерации, планируется выделение дополнительных средств на программы профессиональной переподготовки этой категории граждан. В основном, на наш взгляд, все-таки будут востребованы программы очного обучения. Однако, не стоит забывать о пенсионерах, которые территориально удалены от города и не смогут в силу финансовых причин и здоровья приезжать на занятия в университет. И здесь могут быть востребованы программы дистанционного обучения. Акценты в содержании программ должны сместиться в сторону более легкого их восприятия потенциальными слушателями. Для освоения программы слушателю потребуется компьютер (ноутбук или планшет) с выходом в Интернет и элементарная компьютерная грамотность. Каждый слушатель получит доступ к электронной библиотеке Ивановского государственного университета, возможность работы со справочно-правовой системой КонсультантПлюс и будет обучен особенностям использования таких интернет-порталов как «Электронное правительство», «Госуслуги», «Пенсионный фонд РФ» и других. Опыт работы с пенсионерами, в том числе и военными, у нашего коллектива уже имеется, поэтому планируется активное вовлечение в этот процесс.

На наш взгляд, подобные дополнительные программы профессиональной переподготовки

или повышения квалификации имеют хорошие перспективы. Преимущества такого обучения заключаются в следующем: возможность совмещения работы с учебой; отсутствие затрат на проезд и проживание; возможность вовлечения в учебный процесс женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидов, пенсионеров и других слушателей; работа с учебными материалами в удобное для обучающихся время; привлечение слушателей из других регионов и стран. И немаловажное преимущество использования новых форм дополнительного образования для самого Ивановского государственного университета — это новый источник дохода и способ повышения имиджа современного конкурентоспособного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 N 2006-р (ред. От 12.03.2016) <Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров>. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Гордеев В. А. Современная конкуренция: единство «угасания» и обострения / В.А. Гордеев // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». «Экономика». - 2008. - Вып. 4. - С. 6-15.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы коммерциализации высшего образования: социокультурные и экономические аспекты Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (г. Тамбов, 2017) - г. Тамбов, 2017. - С. 34-40.

5. Вахитов Д.Р., Ковалькова Е.Ю. Реформирование высшего образования в Российской Федерации: проблемы, тенденции развития /Д.Р. Вахитов, Е.Ю. Ковалькова // Вестник ТИСБИ, Издательство: Университет управления «ТИСБИ» (Казань). - 2013. - № 1. - С. 20-33.

6. Новикова Е.Н., Парахина В.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов: монография. /Е.Н. Новикова, В.Н. Парахина - Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула», 2015. - 182 с.

7. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития /О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарёв// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: Электронный журнал. - 2012. - № 4. - С. 44-51.

8. Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития /И.Б. Бондырева // Теоретическая экономика. - 2011. - № 3. - С. 19-25.

9. Бондырева И.Б. Модель интегрированного образовательного пространства /И.Б. Бондырева // Теоретическая экономика. - 2013. - № 2. - С. 41-54.

10. Чекмарев В.В., Беляева Ю.В. Инновации в образовании и их классификация /В.В. Чекмарев, Ю.В. Беляева // Экономика образования. - 2008. - № 3. - С. 49-54.

11. Баклушина О.А. Инновации в образовательном процессе вуза /О.А. Баклушина// Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. Т. 1. - № 2 (23).- С. 162-165.

12. Образование в России активно развивается - официальная статистика Минобрнауки России [Электрон. данные]. - URL: https://worknet-info.ru/read-blog/ (дата обращения: 27.08.2018).

13. Дистанционное обучение как форма повышения квалификации в системе дополнительного образования / Баринова Н.А. [и др.] // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2016. - № 4/2 (40). - С. 90-97.

14. Дмитриев, М.Е. Отношение к дистанционному образованию в педагогической среде вуза

/ М.Е. Дмитриев, Л.М. Дмитриева, А.Е. Сережкина // Научный альманах. - 2016. - № 8-1(22). - С. 113-116.

15. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе / Леонтьева И.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 84-89.

16. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

17. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

18. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. От 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

19. Шахова И. Ю. Развитие системы дополнительного образования на экономическом факультете ИвГУ /И.Ю.Шахова // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Экономика. - 2017. - № 1. - С. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.