Научная статья на тему 'Роль дистанционного образования. Используемые системы управления обучением в современном мире'

Роль дистанционного образования. Используемые системы управления обучением в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE EDUCATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-EDUCATION / IDO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакин Дмитрий Александрович, Краснова Оксана Викторовна

Рассматриваются роль и возможности дистанционного образования, используемые инструменты электронного обучения в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакин Дмитрий Александрович, Краснова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION. LEARNING MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN WORLD

The role and capabilities of distance education, e-learning tools used in the modern world are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного образования. Используемые системы управления обучением в современном мире»

УДК 334.7

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Д. А. Вакин, О. В. Краснова

ROLE OF DISTANCE EDUCATION. LEARNING MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN WORLD

D. A. Vakin, O. V. Krasnova

Аннотация. Рассматриваются роль и возможности дистанционного образования, используемые инструменты электронного обучения в современном мире.

Ключевые слова: дистанционное образование, институты дистанционного обучения, электронное образование.

Abstract. The role and capabilities of distance education, e-learning tools used in the modern world are considered in this article.

Key words: distance education, IDO, e-education.

Дистанционное образование и дистанционное обучение в последнее время завоевывают все большую популярность.

Для реализации программы по дистанционному образованию создаются специальные структурные подразделения - институты дистанционного обучения (ИДО). Основная задача ИДО - предоставлять всем заинтересованным в дистанционном образовании качественные и доступные услуги. Специалисты ИДО занимаются методическим и педагогическим обеспечением дистанционного образования.

Студенты, которые слушали обычные лекции, на 55 % чаще «проваливали» экзамен, чем те, кто участвовал в обсуждении материала, пусть даже в минимальной форме. Таковы результаты нового исследования, опубликованного в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». Таким образом, студенты, участвующие в дискуссии, достигают лучших результатов, как следствие, студенту необходимо постоянно быть в диалоге с преподавателем и другими студентами. Электронная форма обучения становится все более зрелой и популярной [1].

Система дистанционного образования и обучения способствует решению следующих социально значимых задач:

- реализация потребностей населения в образовательных услугах;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, уровня самосознания, расширение кругозора;

- развитие единого образовательного пространства.

Электронное обучение включает в себя три ключевых компонента -технологии, люди и процессы.

Технологии. Прежде всего это программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения.

Люди. Управление процессом обучения осуществляет преподаватель (или, в другом варианте, - тьютор), который контролирует прохождение обучения, записывает видеолекции или проводит вебинары, осуществляет создание и проверку тестовых работ и принимает окончательную аттестационную работу.

Процессы. Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся и администраторов, а также их взаимодействие в одном учебном процессе, а также сам процесс обучения.

Электронные учебные материалы - это современные учебники, задачники и виртуальные модели для практических занятий. В рамках одного учебного курса дисциплины обычно используется большое количество отдельных учебных материалов различных типов и форм.

Одно из основных преимуществ электронного обучения - это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35-45 %.

Для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения - сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45 %.

Электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя.

Для обучающихся e-learning - это возможность обучения в своем темпе в любое удобное время. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала здесь выше на 15-25 %.

Другими достоинствами e-learning являются легкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.

Основной недостаток e-learning - это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100 % гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:

- ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip-адрес;

- использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки

глаза;

- настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на ответ, т.е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы, система подаст сигнал о возможных нарушениях;

- тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.

Другой недостаток электронного обучения - отсутствие мотивации

извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.

При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности [2].

В корпоративном секторе и секторе частных образовательных структур можно выделить несколько основных категорий, к которым относится большинство дистанционных курсов:

- изучение новыми сотрудниками продуктовой линейки предприятия и корпоративных стандартов;

- развитие различных умений и навыков;

- обучение программным продуктам;

- обучение различным нормативам, правилам и стандартам;

- бухгалтерский учет и законодательство.

Отраслевых ограничений применение электронного обучения не имеет, а эффективность метода зависит от каждой конкретной отрасли.

По данным Skillsoft, применение e-learning в корпоративном секторе лидирует в следующих отраслях:

- информационные технологии - 22 %;

- управление персоналом - 16 %;

- клиентское обслуживание - 14 %;

- бухгалтерия/финансы и маркетинг/продажи - по 9 %;

- инженерные знания - 3 %;

- другие отрасли - 27 % [3].

В области государственного образования электронное обучение применимо к любой специальности с ограничениями доли дистанционного и очного обучения в отдельных случаях.

Электронный курс можно разбить на несколько концептуальных частей:

- педагогические цели, которых достигает учащийся после освоения курса (виртуальная составляющая);

- достоверное и актуальное информационное содержимое;

- иллюстрирующий материал любых форм и форматов;

- виртуальные модели;

- контрольный функционал (тесты, контрольные работы);

- оформление интерфейсных элементов и самих материалов;

- обслуживающая программная оболочка;

- система управления учебной траекторией;

- пакет метаданных для удобного поиска курса в библиотеке;

- упаковка курса для обеспечения эффективной передачи и повторного использования;

- методика использования курса в учебном процессе;

- встроенные справочные материалы по использованию курса и форумы для учащихся.

На сегодня существует множество систем управления обучением для организации дистанционного обучения посредством E-learning (BaumanTraining, WRC e-Education System, REDCLASS, Sakai, Universys WS, СПУТНИК-ДОЦЕНТ, ОРОКС, Elearning 3000, Moodle, BlackBoard).

Несомненными лидерами являются Moodle, Sakai, можно еще назвать BlackBoard, хотя в последнее время нарастает конкуренция между Moodle и BlackBoard.

Эти системы можно разделить на следующие основные направления:

1) корпоративное дистанционное обучение (является самым быстро-развивающимся);

2) дистанционное обучение в системе высшего и среднего образования;

3) дистанционное обучение в органах государственного и местного управления.

На территории СНГ наиболее популярными являются Moodle и Sakai в основном из-за бесплатного распространения и открытых исходных кодов.

Распространенными формами электронных учебных материалов являются:

- «офисные» форматы;

- электронные книги и учебники - от txt до iBooks;

- специфические форматы разнообразных программных «плееров»;

- видеоматериалы: скрин- и слайдкасты, записи лектора, постановки, 2D- и 3Б-анимации;

- аудиоматериалы;

- обучающие диски;

- интерактивные виртуальные модели и учебные игры;

- системы тестирования;

- курсы, работающие из браузера;

- курсы, работающие в LMS (Learning Management System: Moodle, Sakai, Blackboard).

Сегодня наиболее привлекательной и привычной формой организации электронной поддержки учебного курса является выкладывание преподавателями в сеть уже имеющихся материалов.

Специфический формат предусматривает использование некоего программного плеера для воспроизведения материалов курса. Примером могут служить Электронные образовательные ресурсы, каждый год разрабатываемые по заказам Министерства образования и науки.

Устаревающими форматами становятся учебные компакт-диски по школьным курсам для использования на локальном компьютере пользователя (отечественные примеры: 1С, Образование-медиа (Просвещение), Новый диск, Физикон) [4].

Наиболее технологичным и функциональным способом организации масштабного дистанционного учебного процесса на сегодня является использование web based LMS. Множество систем управления образованием (СУО) можно считать подмножеством систем управления контентом, специализированном на организации и управлении дистанционной учебной деятельностью. Использование СУО позволяет вынести часть стандартного для всех курсов функционала из самих учебных пакетов, например: управление учебной траекторией, общение с преподавателем и одногруппниками, организация и хранение результатов тестирования и «статуса прохождения», обеспечение навигации по материалам учебного курса. Это упрощает и удешевляет процесс разработки самих курсов.

Предложения Рунета:

- курсы от Яндекса, HTML Academy, видеолекции МФТИ, сайты с подборками лекций (interneturok.ru, univertv.ru);

- сайты по подготовке к ЕГЭ продают контент, отдельные ресурсы специализируются на цельных классах с образовательной программой, ДЗ, видеолекциями: 100ege.ru/, eftsh.ru/;

- сайты - онлайн репетиторы: www.tutoronline.ru/,gotovkege.ru/, col-lege.ru/;

- дневник.ру - позиционируется как школьная социальная сеть. Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодня это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО.

В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.

Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. В то время как рынок e-learning Европы и США можно назвать зрелым, в России и странах СНГ только начинается его становление.

Список литературы

1. URL: http://www.pnas.org/content/early/2014/05/08/1319030111

2. URL: http://seemedia.ru/

3. URL: http://www.skillsoft.com/

4. URL: http://habrahabr.ru/

Вакин Дмитрий Александрович

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: adwman@yandex.ru

Краснова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: oksana_krasnova@mail.ru

Vakin Dmitriy Aleksandrovich student,

Penza State University

Krasnova Oksana Viktorovna candidate of pedagogical sciences, assistant professor, sub-department of psychology and pedagogy of vocational training, Penza State University

УДК 334.7 Вакин, Д. А.

Роль дистанционного образования. Используемые системы управления обучением в современном мире / Д. А. Вакин, О. В. Краснова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.