УДК 334.7
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Д. А. Вакин, О. В. Краснова
ROLE OF DISTANCE EDUCATION. LEARNING MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN WORLD
D. A. Vakin, O. V. Krasnova
Аннотация. Рассматриваются роль и возможности дистанционного образования, используемые инструменты электронного обучения в современном мире.
Ключевые слова: дистанционное образование, институты дистанционного обучения, электронное образование.
Abstract. The role and capabilities of distance education, e-learning tools used in the modern world are considered in this article.
Key words: distance education, IDO, e-education.
Дистанционное образование и дистанционное обучение в последнее время завоевывают все большую популярность.
Для реализации программы по дистанционному образованию создаются специальные структурные подразделения - институты дистанционного обучения (ИДО). Основная задача ИДО - предоставлять всем заинтересованным в дистанционном образовании качественные и доступные услуги. Специалисты ИДО занимаются методическим и педагогическим обеспечением дистанционного образования.
Студенты, которые слушали обычные лекции, на 55 % чаще «проваливали» экзамен, чем те, кто участвовал в обсуждении материала, пусть даже в минимальной форме. Таковы результаты нового исследования, опубликованного в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». Таким образом, студенты, участвующие в дискуссии, достигают лучших результатов, как следствие, студенту необходимо постоянно быть в диалоге с преподавателем и другими студентами. Электронная форма обучения становится все более зрелой и популярной [1].
Система дистанционного образования и обучения способствует решению следующих социально значимых задач:
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, уровня самосознания, расширение кругозора;
- развитие единого образовательного пространства.
Электронное обучение включает в себя три ключевых компонента -технологии, люди и процессы.
Технологии. Прежде всего это программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения.
Люди. Управление процессом обучения осуществляет преподаватель (или, в другом варианте, - тьютор), который контролирует прохождение обучения, записывает видеолекции или проводит вебинары, осуществляет создание и проверку тестовых работ и принимает окончательную аттестационную работу.
Процессы. Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся и администраторов, а также их взаимодействие в одном учебном процессе, а также сам процесс обучения.
Электронные учебные материалы - это современные учебники, задачники и виртуальные модели для практических занятий. В рамках одного учебного курса дисциплины обычно используется большое количество отдельных учебных материалов различных типов и форм.
Одно из основных преимуществ электронного обучения - это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35-45 %.
Для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения - сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45 %.
Электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя.
Для обучающихся e-learning - это возможность обучения в своем темпе в любое удобное время. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала здесь выше на 15-25 %.
Другими достоинствами e-learning являются легкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.
Основной недостаток e-learning - это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100 % гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:
- ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip-адрес;
- использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки
глаза;
- настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на ответ, т.е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы, система подаст сигнал о возможных нарушениях;
- тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
Другой недостаток электронного обучения - отсутствие мотивации
извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.
При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности [2].
В корпоративном секторе и секторе частных образовательных структур можно выделить несколько основных категорий, к которым относится большинство дистанционных курсов:
- изучение новыми сотрудниками продуктовой линейки предприятия и корпоративных стандартов;
- развитие различных умений и навыков;
- обучение программным продуктам;
- обучение различным нормативам, правилам и стандартам;
- бухгалтерский учет и законодательство.
Отраслевых ограничений применение электронного обучения не имеет, а эффективность метода зависит от каждой конкретной отрасли.
По данным Skillsoft, применение e-learning в корпоративном секторе лидирует в следующих отраслях:
- информационные технологии - 22 %;
- управление персоналом - 16 %;
- клиентское обслуживание - 14 %;
- бухгалтерия/финансы и маркетинг/продажи - по 9 %;
- инженерные знания - 3 %;
- другие отрасли - 27 % [3].
В области государственного образования электронное обучение применимо к любой специальности с ограничениями доли дистанционного и очного обучения в отдельных случаях.
Электронный курс можно разбить на несколько концептуальных частей:
- педагогические цели, которых достигает учащийся после освоения курса (виртуальная составляющая);
- достоверное и актуальное информационное содержимое;
- иллюстрирующий материал любых форм и форматов;
- виртуальные модели;
- контрольный функционал (тесты, контрольные работы);
- оформление интерфейсных элементов и самих материалов;
- обслуживающая программная оболочка;
- система управления учебной траекторией;
- пакет метаданных для удобного поиска курса в библиотеке;
- упаковка курса для обеспечения эффективной передачи и повторного использования;
- методика использования курса в учебном процессе;
- встроенные справочные материалы по использованию курса и форумы для учащихся.
На сегодня существует множество систем управления обучением для организации дистанционного обучения посредством E-learning (BaumanTraining, WRC e-Education System, REDCLASS, Sakai, Universys WS, СПУТНИК-ДОЦЕНТ, ОРОКС, Elearning 3000, Moodle, BlackBoard).
Несомненными лидерами являются Moodle, Sakai, можно еще назвать BlackBoard, хотя в последнее время нарастает конкуренция между Moodle и BlackBoard.
Эти системы можно разделить на следующие основные направления:
1) корпоративное дистанционное обучение (является самым быстро-развивающимся);
2) дистанционное обучение в системе высшего и среднего образования;
3) дистанционное обучение в органах государственного и местного управления.
На территории СНГ наиболее популярными являются Moodle и Sakai в основном из-за бесплатного распространения и открытых исходных кодов.
Распространенными формами электронных учебных материалов являются:
- «офисные» форматы;
- электронные книги и учебники - от txt до iBooks;
- специфические форматы разнообразных программных «плееров»;
- видеоматериалы: скрин- и слайдкасты, записи лектора, постановки, 2D- и 3Б-анимации;
- аудиоматериалы;
- обучающие диски;
- интерактивные виртуальные модели и учебные игры;
- системы тестирования;
- курсы, работающие из браузера;
- курсы, работающие в LMS (Learning Management System: Moodle, Sakai, Blackboard).
Сегодня наиболее привлекательной и привычной формой организации электронной поддержки учебного курса является выкладывание преподавателями в сеть уже имеющихся материалов.
Специфический формат предусматривает использование некоего программного плеера для воспроизведения материалов курса. Примером могут служить Электронные образовательные ресурсы, каждый год разрабатываемые по заказам Министерства образования и науки.
Устаревающими форматами становятся учебные компакт-диски по школьным курсам для использования на локальном компьютере пользователя (отечественные примеры: 1С, Образование-медиа (Просвещение), Новый диск, Физикон) [4].
Наиболее технологичным и функциональным способом организации масштабного дистанционного учебного процесса на сегодня является использование web based LMS. Множество систем управления образованием (СУО) можно считать подмножеством систем управления контентом, специализированном на организации и управлении дистанционной учебной деятельностью. Использование СУО позволяет вынести часть стандартного для всех курсов функционала из самих учебных пакетов, например: управление учебной траекторией, общение с преподавателем и одногруппниками, организация и хранение результатов тестирования и «статуса прохождения», обеспечение навигации по материалам учебного курса. Это упрощает и удешевляет процесс разработки самих курсов.
Предложения Рунета:
- курсы от Яндекса, HTML Academy, видеолекции МФТИ, сайты с подборками лекций (interneturok.ru, univertv.ru);
- сайты по подготовке к ЕГЭ продают контент, отдельные ресурсы специализируются на цельных классах с образовательной программой, ДЗ, видеолекциями: 100ege.ru/, eftsh.ru/;
- сайты - онлайн репетиторы: www.tutoronline.ru/,gotovkege.ru/, col-lege.ru/;
- дневник.ру - позиционируется как школьная социальная сеть. Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодня это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО.
В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.
Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. В то время как рынок e-learning Европы и США можно назвать зрелым, в России и странах СНГ только начинается его становление.
Список литературы
1. URL: http://www.pnas.org/content/early/2014/05/08/1319030111
2. URL: http://seemedia.ru/
3. URL: http://www.skillsoft.com/
4. URL: http://habrahabr.ru/
Вакин Дмитрий Александрович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: adwman@yandex.ru
Краснова Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: oksana_krasnova@mail.ru
Vakin Dmitriy Aleksandrovich student,
Penza State University
Krasnova Oksana Viktorovna candidate of pedagogical sciences, assistant professor, sub-department of psychology and pedagogy of vocational training, Penza State University
УДК 334.7 Вакин, Д. А.
Роль дистанционного образования. Используемые системы управления обучением в современном мире / Д. А. Вакин, О. В. Краснова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 60-64.