Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА'

РОЛЬ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТУРИСТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Якшигулов Рустам Айратович

В статье обосновывается место и роль диджитал-технологий в динамизации сферы туризма и гостеприимства. В условиях, когда цифровизация стала всемирным трендом, неотъемлемой инфраструктурной составляющей социально-экономической системы, оказывая влияние на все сферы (производство, финансы, маркетинг, искусство, медиа и т.д.), в структурных элементах туристской индустрии прослеживается активное внедрение специальных компьютерных программных и иных диджитал инструментов. Современный туризм, следуя требованиям внешней среды, должен стать глобальным компьютеризированным бизнесом, сложным межотраслевым комплексом, предоставляя при этом услуги по разработке, продвижению и реализации турпро-дуктов, сопровождая их услугами по транспортировке, питанию, проживанию, обеспечению досуга туристов. Уровень развития туристского бизнеса диктует необходимость полноценного информационного обслуживания потребителей, что способствует более активному проникновению цифровых технологий в отрасль. Автор разделяет и обосновывает позицию специалистов в пользу активной сетевой цифровизации туристской индустрии, так как современные путешественники все больше используют цифровые сервисы не только на этапе организации путешествия, но и в процессе потребления туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Якшигулов Рустам Айратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY

The article substantiates the place and role of digital technologies in the dynamization of tourism and hospitality. In conditions when digitalization has become a worldwide trend, an integral infrastructural component of the socio-economic system, influencing all spheres (production, finance, marketing, art, media, etc.), the active introduction of special computer software and other digital tools can be traced in the structural elements of the tourism industry. Modern tourism, following the requirements of the external environment, should become a global computerized business, a complex intersectoral complex, providing services for the development, promotion and sale of tourist products, accompanying them with transportation, catering, accommodation, and leisure services for tourists. The level of the tourism business development dictates the need for a full-fledged information service for consumers, which contributes to the increasingly active penetration of digital technologies into the industry. The author shares and justifies the position of specialists in favor of active network digitalization of the tourism industry, since modern travelers are increasingly using digital services not only at the stage of travel organization, but also in the process of consuming a tourist product.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

УДК 004.4+379.85

РОЛЬ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Р.А. Якшигулов

В статье обосновывается место и роль диджитал-технологий в динамизации сферы туризма и гостеприимства. В условиях, когда цифровизация стала всемирным трендом, неотъемлемой инфраструктурной составляющей социально-экономической системы, оказывая влияние на все сферы (производство, финансы, маркетинг, искусство, медиа и т.д.), в структурных элементах туристской индустрии прослеживается активное внедрение специальных компьютерных программных и иных диджитал инструментов. Современный туризм, следуя требованиям внешней среды, должен стать глобальным компьютеризированным бизнесом, сложным межотраслевым комплексом, предоставляя при этом услуги по разработке, продвижению и реализации турпро-дуктов, сопровождая их услугами по транспортировке, питанию, проживанию, обеспечению досуга туристов. Уровень развития туристского бизнеса диктует необходимость полноценного информационного обслуживания потребителей, что способствует более активному проникновению цифровых технологий в отрасль. Автор разделяет и обосновывает позицию специалистов в пользу активной сетевой цифровизации туристской индустрии, так как современные путешественники все больше используют цифровые сервисы не только на этапе организации путешествия, но и в процессе потребления туристского продукта.

Ключевые слова: диджитал-технологии; информационные системы; индустрия туризма; программное обеспечение; турист.

R.A. Yakshigulov. THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY

The article substantiates the place and role of digital technologies in the dynamization of tourism and hospitality. In conditions when digitalization has become a worldwide trend, an integral infrastructural component of the socio-economic system, influencing all spheres (production, finance, marketing, art, media, etc.), the active introduction of special computer software and other digital tools can be traced in the structural elements of the tourism industry. Modern tourism, following the requirements of the external environment, should become a global computerized business, a complex intersectoral complex, providing services for the development, promotion and sale of tourist products, accompanying them with transportation, catering, accommodation, and leisure services for tourists. The level of the tourism business development dictates the need for a full-fledged information service for consumers, which contributes to the increasingly active penetration of digital technologies into the industry. The author shares and justifies the position of specialists in favor of active network digitalization of the tourism industry, since modern travelers are increasingly using digital services not only at the stage of travel organization, but also in the process of consuming a tourist product.

Keywords: digital technologies; information systems; tourism industry; software; tourist.

Диджитал-технологии - инструменты, с помощью которых происходит продвижение услуг и товаров. Они применяются на всех этапах взаимодействия с потребителем, при этом их особенность заключается в их использовании не только в сети Интернет, но и в офлайн-инструментах (гаджеты, вывески и др.). Сегодня грань между офлайн и онлайн-форматами достаточно условна, так как цифровые технологии соединили обе реальности. По мнению экспертов в области цифровизации, через 20 лет виртуальный мир будет неотделим от реального. Уже сейчас можно видеть, как мир медленно преобразовывается.

Появление и использование в повседневной жизни цифровых технологий внесло коррективы в деятельность предприятий всех отраслей и сфер деятельности - позволило оптимизировать производственные и сбытовые процессы. Но что более значимо, диджитал-технологии способствуют привлечению клиентов и более оперативному взаимодействию с ними, позволяя формировать туристские предложения, эффективно реализовывать брендинг, проводить адресную имиджевую политику, разрабатывать персонифицированные турпродукты [3].

Все эти возможности базируются на системном мониторинге рынка для получения ре-

Экономические науки

111

зультатирующей аналитики, которая помогает определить целевую аудиторию, ее потребности, ценности и особенности времяпрепровождения. При этом для сбора первичных и вторичных данных используют не только опросы и анкетирования на различных сайтах, но и мобильные приложения, офлайн- и онлайн-рекла-мы, вывеска, и другие возможности.

Цифровые технологии помогают туроператорам и турагентам внедрять в деятельность компаний технологический инструментарий для поиска новых источников доходов и расширения клиентской базы, повышают производительность труда сотрудников, что в итоге способствует укреплению рыночной конкурентной позиции.

В современном мире диджитал-технологии оказывают влияние на многие сферы жизнедеятельности общества: маркетинг, финансы, медиа, искусство, кино. В языке стали появляться новые термины: диджитал-агентство, цифровой след, цифровой портрет, смарт-пространство.

Общепризнано, что туристский продукт -это результат взаимодействия целого ряда организаций, относящихся к индустрии туризма и гостеприимства. Помимо непосредственно туристских организаций, следует назвать гостиницы, транспортные компании, экскурсионные бюро, фирмы по организации анимационных услуг, предприятия питания, страхования и др. Именно цифровые технологии облегчают и делают более эффективным их взаимодействие, позволяя гибко реагировать на коллективные и индивидуальные запросы потребителей [1].

Мы убеждены в том, что туризм и диджитал-технологии должны стать взаимодополняющими элементами одной системы, наподобие онлайн- и офлайн-реалий, ставших единым целым, так как именно на основе анализа цифровой информации потребителями принимаются решения о поездках и приобретении тех или иных туристских услуг. Все участники рекреационно-туристского рынка непрерывно обмениваются различными данными, внося коррективы в предлагаемые турпакеты и предложения.

Сегодня индустрия туризма является одним из крупнейших потребителей телекоммуникационных технологий, располагая высоким уровнем компьютерной оснащенности. Частично это вытекает из природы информации, которая используется в индустрии путешествий. Подобная информация крайне чувствительна ко времени, поскольку происходит частая смена различных дат, событий, расписаний и т.д.

Современный уровень развития турбизнеса

требует абсолютно новых подходов к информационному обслуживанию туристов и продвижению туристских продуктов. Однако современная индустрия туризма гибко адаптируется к необходимости внедрения компьютерных технологий. Даже малые туристские предприятия используют диджитал-технологии для реализации основных или второстепенных задач.

Такие технологии применяются для того, чтобы в максимально короткие сроки предоставить информацию о вариантах трансфера, возможностях средств размещения, об особенностях оказания туристам дополнительных и сопутствующих услуг. Кроме того, цифровые технологии занимают важное место в продвижении турпродуктов, предоставляя обширный спектр каналов воздействия на потребителя, каждый из которых используется в туристском маркетинге в рамках коммуникационных программ туристских компаний.

Если обобщить существующие подходы к структуризации туристской информации, то представляется логичным выделить несколько подсистем: эргономическую, техническую, программную, организационную, правовую.

Эргономическое обеспечение включает рекомендации по организации рабочих мест сотрудников, предписывает нормы по размещению компьютеров в помещениях по уровню освещенности, временные нормы работы за компьютером и т.д.

Программное обеспечение состоит из базы программ и документов, которые реализуют основные функции информационной системы. Информационное обеспечение - это информационная база конкретной области, включающая методы и средства для обработки информации в данной области. В информационную базу входят данные, которые структурированы определенным способом и хранятся в виде файлов в памяти вычислительных систем. Стоит отметить, что такие данные удовлетворяют потребности в информации для принятия управленческих решений.

При создании базы данных требуется понимание бизнес-процессов и процессов работы отдельных сотрудников, а также механизмов корректировок и внесения изменений. Ряд данных является постоянным, статичным, а некоторые требуют вмешательства специалистов. То, насколько оперативно будет внесена и скорректирована информация, влияет на коммерческую эффективность деятельности туристской компании.

Создать актуальный, интересный, а главное, ликвидный туристский продукт помогает информация о туристском рынке и целевых

группах потребителей каждого из предлагаемых турпродуктов. Необходимо отметить, что сегодня существует проблема со сбором, обработкой и трансляцией объективной официальной информации о показателях функционирования туристской отрасли. Требуется разработка специальных форм и организация отраслевого документооборота для отражения реального уровня развития всех структурных элементов, индустрии туризма и гостеприимства, а также выявления проблем с целью поиска их эффективного решения.

Информационные системы предусматривают внедрение программных продуктов на базе уже созданного программного обеспечения. В основе информационных систем содержатся средства для документационного обеспечения процесса управления; информационная поддержка предметных областей; коммуникационное программное обеспечение; вспомогательные программы и средства организации коллективной работы сотрудников.

Модернизации системы баз данных помогает применению первостепенных программных компонентов. В наше время цифровые технологии упрощают работу по созданию и продвижению туристских продуктов, так как они позволяют обрабатывать, анализировать и предоставлять большое количество данных.

Нельзя не отметить, что современные потребители туристских услуг зачастую организовывают путешествия самостоятельно, при помощи диджитал-технологий. Но некоторые туристы по-прежнему предпочитают обращаться в офисы туристических компаний, где могут получить всю необходимую информацию. Однако менеджер для получения необходимых сведений будет использовать диджитал-средства и пространства: персональный компьютер, планшет, телевизор, Интернет, туристические платформы, сайты бронирования и покупки билетов. В мессенджерах менеджер с клиентом может обсудить предстоящую поездку, с помощью приложения показать имеющиеся альтернативы отдыха, подобрать вариант по предпочтениям и продать тур.

В результате внедрения цифровых технологий обеспечивается безопасность туристов и улучшается качество туристских продуктов. Так, к примеру, информационные технологии способствуют обеспечению четкой и бесперебойной работы авиакомпаний. В целом, в процессе организации, управления и контроля за авиаперевозками большую роль играют цифровые системы, используемые при планировании расписания, маршрутов, навигации, диспет-

черизации полетов, управлении перевозками, бухгалтерском учете, стратегическом и оперативном планировании и прогнозировании.

Таким образом, цифровизация всех сфер экономики существенным образом сказывается и на внедрении диджитал-инструментов и технологий в сферу туризма и гостеприимства, что оптимизирует процесс формирования, продвижения и продажи туристского продукта, а также делает более комфортным его потребление, повышает удовлетворенность потребителей.

Список литературы

1. Квита Г.Н., Аршинова А.Н., Ушакова Е.О. Особенности инноваций в туризме // Интеллектуальный и ресурсный потенциалы регионов: активизация и повышение эффективности использования: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (16 мая 2019 г.). Иркутск: Изд-во БГУ,

2019. С.471-476.

2. Лучина Н.А., Леушина О.В., Приходько Т.П. SMM-продвижение как эффективный инструмент маркетинговой деятельности // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сб. науч. трудов (10 апреля 2020 г.). Симферополь: ООО «Изд-во Типография «Ариал»,

2020. С. 412-414.

3. Нюренбергер Л.Б., Петренко Н.Е. Инновации как фактор развития туристской индустрии // Двадцать шестые апрельские экономические чтения. материалы Всерос. науч.-практ. конф. (14 апреля 2020 г.). Омск: Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, 2020. С. 229-232.

4. Петренко Н.Е. Инновационные факторы развития городского туризма в регионе // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: сб. науч. трудов. Симферополь: Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского, 2020. С. 344-348.

5. Петренко Н.Е., Нюренбергер Л.Б. Online-продвижение туристских услуг: организационный аспект // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (21 апреля 2020 г.): в 2 ч.. Омск: Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, 2020. Т. 1. С. 67-71.

6. Региональные туристские дестинации: монография / Л.Б. Нюренбергер [и др.]. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. 306 с.

7. Шнорр Ж.П. Цифровая среда культурно-познавательного туризма мегаполиса (на примере г. Новосибирска) // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития в России и мире: сб. материалов конф. (24 апреля 2021 г.).

Экономические науки

113

Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т, 2021. С.474-478.

References

1. Kvita G.N., Arshinova A.N., Ushakova E.O. Osobennosti innovatsij v turizme [Features of innovations in tourism] // Intellektuarnyj i resursnyj potentsialy regionov: aktivizatsiya i povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (16 maya 2019 g.). Irkutsk: Izd-vo BGU, 2019. S. 471-476.

2. Luchina N.A., Leushina O.V., Prikhodko T.P. SMM-prodvizhenie kak effektivnyj instrument marketingovoj deyatel'nosti [SMM promotion as an effective marketing tool] // Natsional'nye ekonomicheskiesistemy vkonteksteformirovaniya global'nogo ekonomicheskogo prostranstva: sb. nauch. trudov (10 aprelya 2020 g.). Simferopol: OOO «Izd-vo Tipografiya «Arial», 2020. S.412-414.

3. Nyurenberger L.B., Petrenko N.E. Innova-tsii kak faktor razvitiya turistskoj industrii [Innovation as a factor in the development of the tourism industry] // Dvadtsat' shestye aprel'skie ekonomicheskie chteniya. materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (14 aprelya 2020 g.). Omsk: Finansovyj un-t pri Pravitelstve Rossijskoj Federatsii, Omskij filial, 2020. S. 229-232.

4. Petrenko N.E. Innovatsionnye faktory razvitiya gorodskogo turizma v regione [Innovative factors of urban tourism development in the region] // Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Rossijskoj Federatsii: sb. nauch. trudov. Simferopol: Krymskij federal'nyj un-t im. V.I. Vernadskogo, 2020. S.344-348.

5. Petrenko N.E., Nyurenberger L.B. Online-prodvizhenie turistskikh uslug: organizatsionnyj aspect [Online promotion of tourist services: organizational aspect] // Potentsial rossijskoj ekonomiki i innovatsionnye puti ego realizatsii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov i aspirantov (21 aprelya 2020 g.): v 2 ch.. Omsk: Finansovyj un-t pri Pravitelstve Rossijskoj Federatsii, Omskij filial, 2020. T. 1. S. 67-71.

6. Regionalnye turistskie destinatsii [Regional tourist destinations]: monografiya / L.B. Nyurenberger [i dr.]. Kursk: ZAO «Universitetskaya kniga», 2020. 306 s.

7. Shnorr Zh.P. Tsifrovaya sreda kulturno-poznavateFnogo turizma megapolisa (na primere g. Novosibirska) [Digital environment of cultural and educational tourism of the megalopolis (on the example of Novosibirsk)] // Tsifrovaya ekonomika: tendentsii i perspektivy razvitiya v Rossii i mire: sb. materialov konf. (24 aprelya 2021 g.). Nalchik: Kabardino-Balkarskij gos. un-t, 2021. S. 474-478.

ЯКШИГУЛОВ Рустам Айратович - аспирант. Новосибирский государственный университет экономики и управления. Россия. Новосибирск. E-mail: Kaf-lab-bsu@nsuem.ru.

YAKSHIGULOV, Rustam Ayratovich - Postgraduate Student. Novosibirsk State University of Economics and Management. Russia. Novosibirsk. E-mail: Kaf-lab-bsu@nsuem.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.