Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1493
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТУРИЗМ / КУРОРТЫ / ЕВРОПА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петренко Никита Евгеньевич

В статье на основе анализа существующих подходов и авторских позиций содержательно раскрыты этапы становления отечественной сферы рекреационного и санаторно-курортного туризма, показана структура рекреационных ресурсов, описан опыт и приведены примеры функционирования туристско-рекреационных комплексов в развитых странах Европы - Франции, Италии и Испании, а также других популярных туристских регионов мира. Проведена структуризация и представлена типизация регионов России в зависимости от наличия и видов рекреационных ресурсов, определены регионы с неблагоприятной, малоблагоприятной, благоприятной и наиболее благоприятной природной средой для развития всех видов туристско-рекреационной деятельности, что позволило выделить наиболее привлекательные в туристско-рекреационном контексте регионы. Сделан вывод о том, что оптимальные природно-климатические условия для развития рекреационного туризма имеются в Северо-Кавказском районе Российской Федерации. Выделены регионы страны, где сконцентрированы культурно-исторические ресурсы, определены стимулы и наиболее актуальные тренды развития современной отечественной туристско-рекреационной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Петренко Никита Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES: THEORETICAL FOUNDATIONS, REGIONAL ASPECT

Based on the analysis of existing approaches and author's positions, the stages of the formation of the domestic sphere of recreational and sanatorium-resort tourism are meaningfully disclosed in the article, the structure of recreational resources is shown, experience is described and examples of the functioning of tourist and recreational complexes in developed European countries - France, Italy and Spain, as well as other popular tourist regions of the world are given. The structuring and typification of the regions of Russia is carried out depending on the availability and types of recreational resources, in particular, regions with unfavorable, favorable and most favorable natural environment for the development of all types of tourist and recreational activities are identified, which made it possible to identify the most attractive regions in the tourist and recreational context. It is concluded that optimal natural and climatic conditions for the development of recreational tourism are available in the North Caucasus region of the Russian Federation. The regions of the country where cultural and historical resources are concentrated are identified, incentives and the most relevant trends in the development of the modern domestic tourist and recreational industry are identified.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

76

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 4(46)

УДК 332.13

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Н.Е. Петренко

В статье на основе анализа существующих подходов и авторских позиций содержательно раскрыты этапы становления отечественной сферы рекреационного и санаторно-курортного туризма, показана структура рекреационных ресурсов, описан опыт и приведены примеры функционирования туристско-рекреационных комплексов в развитых странах Европы - Франции, Италии и Испании, а также других популярных туристских регионов мира. Проведена структуризация и представлена типизация регионов России в зависимости от наличия и видов рекреационных ресурсов, определены регионы с неблагоприятной, малоблагоприятной, благоприятной и наиболее благоприятной природной средой для развития всех видов туристско-рекреационной деятельности, что позволило выделить наиболее привлекательные в туристско-рекреационном контексте регионы. Сделан вывод о том, что оптимальные природно-климатические условия для развития рекреационного туризма имеются в Северо-Кавказском районе Российской Федерации. Выделены регионы страны, где сконцентрированы культурно-исторические ресурсы, определены стимулы и наиболее актуальные тренды развития современной отечественной туристско-рекреацион-ной индустрии.

Ключевые слова: рекреационные ресурсы; туризм; курорты; Европа; природные ресурсы; культурно-исторические ресурсы.

N.E. Petrenko. TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES: THEORETICAL FOUNDATIONS, REGIONAL ASPECT

Based on the analysis of existing approaches and author's positions, the stages of the formation of the domestic sphere of recreational and sanatorium-resort tourism are meaningfully disclosed in the article, the structure of recreational resources is shown, experience is described and examples of the functioning of tourist and recreational complexes in developed European countries - France, Italy and Spain, as well as other popular tourist regions of the world are given. The structuring and typification of the regions of Russia is carried out depending on the availability and types of recreational resources, in particular, regions with unfavorable, favorable and most favorable natural environment for the development of all types of tourist and recreational activities are identified, which made it possible to identify the most attractive regions in the tourist and recreational context. It is concluded that optimal natural and climatic conditions for the development of recreational tourism are available in the North Caucasus region of the Russian Federation. The regions of the country where cultural and historical resources are concentrated are identified, incentives and the most relevant trends in the development of the modern domestic tourist and recreational industry are identified.

Keywords: recreational resources; tourism; resorts; Europe; natural resources; cultural and historical resources.

Под термином «рекреационные ресурсы», как правило, понимают природные, технические, социальные, экономические и культурно-исторические ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей туристов, а также помогают восстановлению сил и здоровья людей.

В состав рекреационных ресурсов входят:

- природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, животный и растительный мир);

- культурные и исторические объекты;

- экономический потенциал территории, который также включает в себя инфраструктуру и рабочую силу.

Традиционно рекреационные ресурсы подразделяются на физические, биологические, информационные. Так, физические рекреационные ресурсы - это все элементы неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам, а именно геологическим, геоморфологическим, климатическим, термальным и т.д. [6].

Кроме того, рекреационные природные ресурсы можно разделить на исчерпаемые и неисчерпаемые. К первым относится солнечная энергия, ветер, морские проливы и т.д. Среди неисчерпаемых - возобновляемые (чистый воздух, пресная вода, растительный, животный мир) и невозобновляемые ресурсы (полезные

ископаемые, топливо (газ, нефть, уголь), металлическое минеральное сырье (железные, медные руды и т.д.), неметаллическое минеральное сырье (глина, песок, базальт)).

Исторически санаторно-курортная отрасль является одной из составляющих национальной социально-экономической системы России.

Впервые о курортах зашла речь в XVIII в., во время правления Петра I, который приказал исследовать минеральные воды в России и в 1717 г. издал Указ «О приисках в России минеральных вод, которыми возможно пользоваться от различных болезней».

В советский период рекреационной деятельности также уделялось определенное внимание. Рекреация являлась частью социальной политики государства, начиная с конца 1918 г., когда было выпущено постановление, в котором говорилось о том, что все курорты, находящиеся на территории страны, становятся государственной собственностью. В 1923 г было сформировано Главное курортное управление при народном комиссариате здравоохранения СССР Курорты и санатории вступили в период расцвета, так как сроки пребывания на лечении продлились, а общесоюзные курорты перешли на круглогодичную работу. Это способствовало формированию штата медицинских сотрудников, а также активному наращиванию технологической базы оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями. В 1930 г. было сформировано «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий».

В годы Великой Отечественной войны на территории санаториев были организованы госпитали. Значительная часть санаториев, находящаяся на оккупированных территориях, была разрушена. В послевоенные годы был выполнен серьезный объем работ по реконструкции зданий санаториев и профилакториев, и уже к 1950 г. их работало около 2 тыс.

С 1960-1980-х гг. в России действовала система массового санаторно-курортного обслуживания. В основном это происходило за счет государственного финансирования через отраслевые профсоюзные объединения.

В конце 1980-х гг. в санаторно-курортной сфере, как и в экономике страны в целом, наступил застой.

С переходом на рыночные отношения состояние рекреационно-туристского комплекса России изменилось. В стране прошла приватизация, была пересмотрена организационно-правовая база, появились новые собственники с основной целью - максимизацией прибыли. Государство практически перестало поддерживать санаторно-курортную сферу. Фонды

социального страхования, профсоюзы, отраслевые и ведомственные фонды прекратили финансирование отрасли. Жизненный уровень населения начал падать, на фоне чего цены на туристско-рекреационные услуги казались высокими, что и привело к снижению спроса на рекреационные услуги [4].

Положительные изменения в отечественном рекреационном туризме начались лишь в конце ХХ - начале XXI вв.

Если говорить о зарубежном опыте развития данного вида туризма, то общепризнанными лидерами рекреационного направления в Европе являются Франция, Италия, Испания. Франция привлекает туристов своими прекрасными видами, долинами, горнолыжными курортами в Альпах, завораживающими пейзажами Лазурного берега.

Испания славится пляжами - крупнейшими рекреационными ресурсами страны. Еще один из факторов, который привлекает туристов -комфортный субтропический климат. Страна предлагает воспользоваться такими рекреационными ресурсами, как морские курорты, оснащенные богатой инфраструктурой, горнолыжные поселки вблизи Альп, исторические и культурные объекты.

Одним из популярных туристских регионов мира стала Юго-Восточная Азия. Туристы делают выбор в пользу Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Индонезии из-за экзотической природы, пляжного отдыха, развитой индустрии развлечений. Таиланд, например, является одной из самых популярных стран для круглогодичного отдыха.

Карибский бассейн (Мексика, Колумбия, Куба, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Барбадос) также располагает рекреационными ресурсами, привлекающими туристов со всего мира. Он богат такими рекреационными достопримечательностями, как водопады, заповедники, пещеры, вулканы, художественные музеи. Своеобразен и животный и растительный мир в Карибском бассейне. Так, к примеру, До-миникане есть соленое озеро с крокодилами.

Туристы, которых уже не удивишь пещерами и вулканами, выбирают Африку. Северная Африка располагает курортами Туниса, Марокко, Алжира, Египта, Ливии. Золотистые пляжи, пирамиды, заповедный мир, сафари, подводные заросли - все это могут увидеть туристы, желающие получить незабываемые впечатления от путешествия.

Наша страна также располагает значительным рекреационным потенциалом. Это обусловлено огромной территорией и разнообразным климатом. Каждый регион обладает

своеобразными рекреационными ресурсами -минеральными источниками, пещерами, реками, озерами, морями, горными хребтами.

Климат большей части страны достаточно суров, он влияет не только на людей, но и на возможности освоения природных ресурсов. Так, самую большую площадь занимает арктический пояс (5 млн км2). Далее идет умеренный субтропический пояс (3 млн км2), затем - умеренно-теплый и южный (2 млн км2). Крайний Север, богатый природными ископаемыми, лесными и гидроэнергетическими ресурсами, занимает 2/3 территории страны.

Сравнивая регионы РФ по наличию рекреационных ресурсов, можно выделить следующие типы:

- неблагоприятная природная среда, к которой относятся регионы Севера (Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ);

- малоблагоприятная среда (Томская область, Мурманская область, Хабаровский край, Читинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми);

- благоприятная природная среда, в которую входит большое количество областей и краев (Московская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Кемеровская область (Шерегеш), Тюменская область, Астраханская область, Приморский край, Новосибирская область, Владимирская область и др.);

- наиболее благоприятная среда (Краснодарский край, Республика Крым, Калининградская область, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Адыгея и др.) [3].

Одновременно районы России можно разделить по туристской специализации:

- Северный район - это ледяная зона, зона тундры. Здесь развивается познавательный, экологический, спортивный, религиозный туризм (Карелия);

- Северо-Западный район - это зона лесов, где можно выбрать оздоровительный, познавательный, деловой туризм (Калининградская область);

- Центральный район - зона лесов, предоставляющая познавательный, оздоровительный, деловой туризм (Московская, Владимирская область);

- Северо-Кавказский район - это зона степей и горных областей. Район предлагает оздоровительный, познавательный, спортивный, экстремальный, экологический туризм (Республика Дагестан, Республика Адыгея);

- Уральский район - это зона лесов и тайги,

где развивается спортивный, познавательный, экстремальный, экологический туризм (Свердловская область, Пермский край, Челябинская область);

- Сибирский район - зона тайги и лесов, где туристов ждет экологический, спортивный и оздоровительный туризм (Иркутская, Новосибирская и Томская области);

- Дальневосточный район - это зона тайги и лесов, предлагающая оздоровительный, познавательный, спортивный, экологический туризм (Амурская и Сахалинская области, Хабаровский край).

Благодаря своим природным ресурсам Северо-Кавказский район имеет наилучшие условия для развития рекреационного туризма. Здесь располагаются многие курорты, оздоровительные и лечебные комплексы, санатории. Этот район богат минеральными водами. Самыми популярными курортами здесь считаются Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск. Новые курортные районы создаются на Азовском и Каспийском побережьях. Спортивный туризм и альпинизм пользуется спросом на Северном Кавказе, здесь туристы участвуют в восхождениях на Эльбрус и Казбек.

Общеизвестно, что Россия богата культурно-историческими ресурсами, под которыми следует понимать все объекты и явления, связанные с деятельностью человека и являющиеся результатами материального или нематериального характера, использующиеся для удовлетворения потребностей человека при определенных возможностях инфраструктуры и технологий [5].

Культурно-исторические ресурсы можно разделить на материальные и нематериальные. Материальные ресурсы включают в себя средства производства, материальные ценности каждого исторического этапа страны или региона. Нематериальные ресурсы содержат успехи общества в образовании, науке, искусстве, литературе и т.д. Но чтобы тот или иной объект был причислен к культурно-историческим ресурсам, его необходимо обследовать и оценить как объект, который имеет большое значение и может быть использован при имеющихся материально-технических возможностях для удовлетворения потребностей туристов.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, места, предметы, которые связаны не только с важными историческими событиями в жизни страны и народа, но и с наукой и техникой, культурой и бытом народа, жизнью выдающихся людей.

К памятникам археологии можно отнести курганы, остатки древних поселений, произ-

водств, дорог, каналов, старые места, захоронения, изображения на скалах.

Памятники градостроительства и архитектуры включают в себя архитектурные комплексы, важные исторические центры, площади, населенные пункты военной архитектуры, произведения изобразительного, декоративно-прикладного, монументального искусства.

К памятникам искусства относятся изобразительные, декоративно-прикладные, монументальные объекты.

Документальные памятники - это акты органов государственной власти, письменные, графические документы, звукозаписи, древние рукописи и архивы.

Сельское хозяйство, транспорт, театры, научные учреждения, ботанические сады, зоопарки, народные обычаи, оригинальные предприятия также можно причислить к культурно-историческим условиям туристских регионов.

Объекты, использующиеся в культурно-познавательном туризме, можно разделить на движимые и недвижимые. Движимые объекты - это памятники искусства, ботанические, минералогические объекты, объекты зоологии, документальные предметы. К недвижимым относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии.

Культурно-исторические ресурсы есть практически во всех регионах страны, но основные достопримечательности сосредоточены в центральной России и на северо-западе. Главными экскурсионными центрами являются Москва, Санкт-Петербург, а также города Золотого кольца (Ярославль, Кострома, Углич, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Переславль Залес-ский и др.).

Москва богата своими театрами, галереями, храмами, соборами. На весь мир известны Московский Кремль, Храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея. В Московской области находится примерно 2,2 тыс. культурно-исторических объектов.

Посетив города Золотого кольца, можно окунуться в быт и архитектуру Древнерусского государства. Примечательно, что такие памятники, как ансамбль Троице-Сергиевой лавры, белокаменные памятники Суздаля и Владимира, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург богат своими старинными улочками, красивыми набережными, Государственным академическим Мариинским театром оперы и балета, Эрмитажем, Казанским собором, Дворцовой площадью, Зимним Дворцом Петра I и т.д.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Астрахань являются известными туристскими центрами, где можно увидеть Нижегородскую ярмарку, хохломскую и городецкую роспись и резьбу. Казань богата мусульманскими памятниками, национальными традициями двух народов - татарского и русского. Холодная Сибирь уникальна музеями с коллекциями сибирских древностей, памятниками архитектуры и искусства, а также особенностью быта. На территории Республики Тыва сохранились каменные языческие идолы, национальная культура, шаманизм.

На данный момент одной из важных задач, которую следует решить, является разработка и реализация стратегии по развитию рекреационного туризма в России. Рекреационные ресурсы России обширны благодаря своему географическому положению. Страна располагает разнообразием животного и растительного мира, яркими ландшафтами, важными бальнеологическими ресурсами и разным климатом. Следовательно, развитие рекреационного туризма является одним из главных направлений развития экономики государства.

Анализ отечественного туристско-рекреа-ционного комплекса позволил выделить следующие особенности, характеризующие его современное состояние и развитие:

- увеличение объемов продаж внутренних турпродуктов;

- цифровизация отрасли (бронирование через онлайн-каналы, развитие интернет-порталов);

- увеличение требований туристов к качеству оказываемого туристского сервиса;

- развитие детского и молодежного туризма;

- взаимопроникновение различных видов отдыха и туризма [7].

На активизацию туризма в стране, прежде всего, влияет состояние туристской инфраструктуры. Данные Федеральной службы государственной статистики за 2021 г. говорят о том, что число коллективных средств размещения в 2019 г. составило 28302, а в 2020 г. -27328. Численность размещенных лиц значительно сократилась: в 2019 г. - 76041 чел., а в 2020 г. - 47382. Такой резкий упадок связывают с пандемией коронавируса.

Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод, что абсолютно все показатели экономики туризма сократились в связи с пандемией. Так, объем услуг, предоставляемый туристическими агентствами, в 2019 г. составил 179,8 %, а в 2020 г. - 91,9 %. Объем услуг санаторно-курортных организаций в 2019 г. вырос по сравнению с 2018 г., но в

Вклад туризма в экономику России (2018-2020 гг.)

Годы

2018 2019 2020

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в % 3,9 3,9

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. 172,1 179,8 91,9

в % от общего объема платных услуг 1,8 1,8 1,0

Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб. 124,8 127,2 85,5

в % от общего объема платных услуг 1,3 1,2 0,9

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб. 255,7 247,3 181,6

в % от общего объема платных услуг 2,6 2,4 2,0

Экспорт услуг по статье «Поездки», млрд долл. США 11,5 11,0 2,9

в % от общего объема экспорта услуг 17,8 17,7 6,1

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 348,9 359,5 343,4

в % от общего объема инвестиций по всем видам деятельности 2,6 2,4 2,2

Средняя численность работников, чел. 1 166 350 1 179 697 1 146 426

в % от средней численности работников по всем видам деятельности 3,5 3,6 3,4

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 51 580,0 54 185,4 52 984,9

в % к среднемесячной начисленной заработной плате работников по всем видам деятельности 103,4 100,5 91,4

2020 г. также сократился. Рассматривая рекреационную деятельность, следует отметить что в 2017 г. она принесла 3,2 трлн руб., что составляет около 3,8 % ВВП России, а в 2019 г. - 353,6 млрд руб. Доля валовой добавленной стоимости туристской деятельности в ВВП составила 4 %.

Туризм оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической системы регионов, создавая новые рабочие места, повышая уровень жизни населения и способствуя активизации предпринимательства.

Главные стимулы для развития не только рекреационного туризма, но и туризма в целом -формирование интереса у россиян к культуре своей страны, ее истории, развитие внутреннего туризма. Все это можно осуществить на основе планирования и внедрения стратегических и оперативных планов развития туризма, который в дальнейшем станет одним из ключевых драйверов социально-экономического развития регионов России. Для совершенствования туристско-рекреационной сферы важно поддерживать региональную инфраструктуру, формировать выгодные условия для привлечения инвесторов, а также создать систему подготовки высококвалифицированных кадров.

Несмотря на сложное для отрасли время, вызовы и ограничения внешней среды, связанные с пандемией COVID-19, рекреационный

комплекс России претерпевает положительные сдвиги. Продолжается разработка региональных программных документов по развитию туризма, обсуждаются и реализуются различные отраслевые проекты.

Список литературы

1. Об особо охраняемых территориях: федер. закон от 14.03.1993 № ЗЗ-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_6072 (дата обращения: 10.10.2021).

2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон от 25.06.2002 № 73-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37318 (дата обращения: 18.10.2021).

3. Мекуш Г.Е., Кайзер Ф.Ю. Туристский образ Горно-Шорского туристско-рекреационного района Кемеровской области (по результатам SWOT-анализа) // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: сб. науч. трудов. Симферополь: Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского, 2020. С. 99-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нюренбергер Л.Б. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России // Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. (национальной) конф. (23 сентября 2020 г.). Новосибирск: Новосибирский шлс. ун-т экономики и управления «НИНХ», 2021. С. 87-92.

5. Нюренбергер Л.Б., Лучина Н.А., Якшигу-лов Р.А. Теоретические аспекты функционирования современной туристской индустрии // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сб. науч. трудов (2 апреля 2021 г.). Симферополь: ООО «Изд-во Типография «Ари-ал», 2021. С. 529-532.

6. Попова О.Б., Короткое В.Ф. Рекреационные ресурсы: подходы к определению понятия и методы оценки // Региональные проблемы геологии, географии, техносферной и экологической безопасности: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (18-20 ноября 2019 г.). Оренбург: ИП Востри-ков К «Полиарт», 2019. С. 131-134.

7. Шнорр Ж.П. О роли цифровых технологий в формировании туристской городской среды // Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной городской среды: труды III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (21-22 мая 2020 г.). Брянск: Брянский гос. инженерно-технол. ин-т, 2020. С. 876-880.

References

1. Ob osobo okhranyaemykh territoriyakh [On specially protected territories]: feder. zakon ot 14.03.1993 № 33-FZ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072 (Accessed 10.10.2021).

2. Ob ob"ektakh kulturnogo naslediya (pamyat-nikakh istorii i kultury) narodov Rossijskoj Federatsii [On objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation]: feder. zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37318 (Accessed 18.10.2021).

3. Mekush G.E., Kajzer F.Yu. Turistskij obraz Gorno-Shorskogo turistsko-rekreatsionnogo rajona Kemerovskoj oblasti (po rezultatam SWOT-analiza)

[Tourist image of the Gorno-Shorsky tourist and recreational district of the Kemerovo region (based on the results of SWOT analysis)] // Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Rossijskoj Federatsii: sb. nauch. trudov. Simferopol: Krymskij federaFnyj un-t im. V.I. Vernadskogo, 2020. S. 99-104.

4. Nyurenberger L.B. Problemy i perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v Rossii [Problems and prospects of development of domestic tourism in Russia] // AktuaFnye napravleniya nauchnoj mysli: problemy i perspektivy: sb. materialov VII Vseros. nauch.-prakt. (nacionalnoj) konf. (23 sentyabrya 2020 g.). Novosibirsk: Novosibirskij shls. un-t ekonomiki i upravleniya «NINKh», 2021. S. 87-92.

5. Nyurenberger L.B., Luchina N.A., Yakshigu-lov R.A. Teoreticheskie aspekty funktsionirovaniya sovremennoj turistskoj industrii [Theoretical aspects of the functioning of the modern tourism industry] // NatsionaFnye ekonomicheskie sistemy v kontekste formirovaniya globaFnogo ekonomicheskogo prostranstva: sb. nauch. trudov (2 aprelya 2021 g.). Simferopol: OOO «Izd-vo Tipografiya «Arial», 2021. S.529-532.

6. Popova O.B., Korotkov V.F. Rekreatsionnye resursy: podkhody k opredeleniyu ponyatiya i meto-dy otsenki [Recreational resources: approaches to the definition of the concept and methods of assessment] // RegionaFnye problemy geologii, geografii, tekhno-sfernoj i ekologicheskoj bezopasnosti: sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. (18-20 noyabrya 2019 g.). Orenburg: IP Vostrikov K «Poliart», 2019. S. 131-134.

7. Shnorr Zh.P. O roli tsifrovykh tekhnologij v formirovanii turistskoj gorodskoj sredy [On the role of digital technologies in the formation of the tourist urban environment] // Vyzovy tsifrovoj ekonomiki: razvitie komfortnoj gorodskoj sredy: trudy III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (21-22 maya 2020 g.). Bryansk: Bryanskij gos. inzhenerno-tekhnol. in-t, 2020. S. 876-880.

ПЕТРЕНКО Никита Евгеньевич - аспирант. Новосибирский государственный университет экономики и управления. Россия. Новосибирск. E-mail: nepetrenko@ro.ru.

PETRENKO, Nikita Evgenyevich - Postgraduate Student. Novosibirsk State University of Economics and Management. Russia. Novosibirsk. E-mail: nepetrenko@ro.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.