Научная статья на тему 'Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста'

Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3714
774
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забродоцкая О. Д.

Выражение «Вся наша жизнь игра» уже давно не является метафорой. В нём заложены глубокий смысл и формула социального закона. Игра существует десятки веков. Она поникла на все континенты, в различные сферы жизни общества и выполняет различные функции: политическую, социальную, экономическую, культурную, педагогическую и т.п. У каждого народа накоплен и передаётся из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр. Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов оценивает игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забродоцкая О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Забродоцкая О.Д.*

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

II категории № 23 «Золотой ключик», г. Сургут

Выражение «Вся наша жизнь игра» уже давно не является метафорой. В нём заложены глубокий смысл и формула социального закона.

Игра существует десятки веков. Она поникла на все континенты, в различные сферы жизни общества и выполняет различные функции: политическую, социальную, экономическую, культурную, педагогическую и т.п. У каждого народа накоплен и передаётся из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр. Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов оценивает игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность.

Умственное развитие дошкольников - важнейшая составная часть их общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и простоту усвоения новых знаний, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Важно не только какими знаниями владеет ребёнок к моменту поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов, но и их внутренние, существенные связи и отношения. Основными задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

* Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

- формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

- развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности. Познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

- формирование первых познавательных процессов и любознательности;

- приучение детей к умственному труду.

Эти задачи взаимосвязаны, а специфика их определяется возрастными возможностями дошкольника. Решение каждой задачи связано с определённым содержанием умственного воспитания.

Исследования таких педагогов как А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, Е.И. Родионова, В. А. Аванесова, наблюдения воспитателей за процессами усвоения и применения знаний детьми позволяют значительную роль в умственном воспитании и обучении отводить дидактической игре.

У каждого народа накоплен и передаётся из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрение игр определённого содержания). Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов оценивает игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность. В истории зарубежной и российской педагогической науки сложились два направления использования игры в воспитании ребёнка:

- для всестороннего гармоничного развития;

- в узкодидактических целях.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII веке у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман). Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры. С наибольшей теплотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Он придаёт игре большое воспитательное значение игре в развитии ребёнка физически, в обогащении его речь, мышления, воображения. Игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Поэтому, основой воспитания детей в детском саду Ф. Фребель считал игру. Им разработаны различные дидактические игры для детей. В американских детских садах, работающих по системе М. Мон-тессори, Ф.Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогиче-

ского процесса в детском саду и, вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Формы игры и содержания обусловлены средой, в которой живет ребёнок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребёнку ориентироваться в ней. Особая заслуга принадлежит Е.И. Ти-хеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребёнка, его восприятие, речь, внимание. Множество разработанных ею дидактических игр до сих пор используются в детских садах с опорой на сформулированные требования к системе и содержанию дидактического материала и его описание.

Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Говоря о дидактической игре и её роли в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность» [6].

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, к развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим большое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры. В последние годы вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л. А. Венгер [2, 5]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Таким образом, анализируя литературу, можно сделать вывод, что дидактическая игра, являясь формой активной, практической деятельности, позволяет ребёнку решать доступные его возрастным возможностям познавательные задачи, создаёт предпосылки для развития произвольности психических процессов, становления личности. Всё это позволяет определить различные функции дидактической игры:

- как средство воспитания (Р. Жуковская, Д.Б. Менджерицкая) [3];

- как метод, приём обучения (Ф.Н. Блехер, Р. Жуковская, А.П. Усо -ва, А.И. Сорокина)[4, 5];

- как форма организации детей (В.А. Аванесова, З.А. Беспалова) [1].

По мнению А.К. Бандаренко, сложность понимания сущности дидактической игры заключается в том, что она является одновременно: игровым методом обучения, самостоятельной игровой деятельностью, формой обучения. Дидактическая игра как игровой метод предполагает, что инициатива в её выборе и организации принадлежит взрослому. Самостоятельная игровая деятельность предполагает, что ребёнок свободен в выборе темы, дидактического материала, партнёров. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения в дошкольный период определяется рядом причин:

- игровая деятельность занимает ведущее место в дошкольный период;

- дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

- дидактическая игра способствует формированию познавательной мотивации.

Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». В программах для воспитания и развития детей в детском саду, в различных сборниках указано множество дидактических игр. Их можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил. Аванесова В.Н. предложила, например, следующую группировку:

- игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, нанизывать, вставлять). Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами;

- игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов;

- игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

- сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослого;

- игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть;

- игры в фанты или игры в запретный (штрафной) предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами - избавиться от ненужного, не сказать запретного слова [1].

При такой условной классификации игровое начало, и игровое действие выделяются отчётливее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.

По характеру использования дидактического материала игры условно делятся на: игры с предметами, настольно-печатные, игры словесные.

Этой классификации придерживаются: Д.В. Менджерицкая, Е.И. Удальцо -ва, А.К. Бондаренко. Рассмотрим виды игр по данной классификации [3].

Игры с предметами - используются игрушки и реальные предметы. Детей знакомят со свойствами предметов, формой, величиной, цветом, качеством. В данных играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку, что очень важно для развития логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, мозаика, лабиринты. При их использовании решаются следующие развивающие задачи: объединение по признакам и смыслу; обобщение, установление связи; закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении, связная речь; логическое мышление, умение составлять целое из частей; развитие речи и воображения, творчества, способности к перевоплощению.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих. В этих играх решаются такие задачи: развитие речи, воспитание правильно зву-копроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развивается умение чётко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В настоящее время всё активнее используются такие виды дидактических игр как: компьютерные, деловые, имитационные. Независимо от вида, дидактическая игра имеет определённую структуру.

Структура-это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача - определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность;

- игровая задача - осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла;

- игровое действие - основа игры. Чем разнообразнее игровое действие, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей

надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия - это не только практические внешние действия, но и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного - умственные действия, выраженные в процессах мышления;

- правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи

- незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета;

- результат (подведение итогов) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше выполнили задание, определение команды-победительницы. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения;

- формирование психических новообразований;

- формирование собственно учебной деятельности;

- формирование навыков учебной и самостоятельной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, воспитатель должен ясно представлять себе, что в каждой из игр уже знакомо детям и что новое. Организация дидактических педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

- установления соответствия обратной игры возрастным требованиям;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала;

- подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;

- объяснение хода и правил игры: воспитатель обращает внимание детей на поведение в игре с правилами, на чёткое их выполнение;

- показ игровых действий: воспитатель учит правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игры не приведут к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, участие его в качестве играющего, болельщика, арбитра. Участвуя в игре, он направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием;

- подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве, так как по результатам можно судить о её эффективности, о дальнейшем её использовании в самостоятельной деятельности ребят. Воспитатель подчёркивает, что путь к победе - только через преодоление трудностей, что внимание и дисциплина необходимы.

В анализ дидактической игры входят:

- оценка приёмов при подготовке;

- оценка приёмов при проведении. Какие приёмы были эффективными в достижении цели. Это помогает совершенствовать подготовку, сам процесс игры и избежать ошибок.

Анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, и в дальнейшем правильно наметить индивидуальную работу.

Для умственного развития предназначено большинство дидактических игрушек. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки - головоломки).

Для детей от 2 до 4 лет рекомендуются дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений детей о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположении в пространстве - различные матрёшки, пирамидки, бирюльки.

Предлагаются игры типа лото, кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики (от 2 до 4 частей) с изображением предметов, разных по фор-

ме, цвету, величине. Очень важно, чтобы изображение, представленное на каждом кубике или разрезной картинке, являлось узнаваемой частью целого. Тематика игр должна отражать доступные дошкольникам знания об окружающем мире («Кому, что нужно для работы?», «Откуда хлеб пришёл?»).

Для детей от 4 до 6 лет игрушки усложняются по количеству элементов, разнообразию форм, цветов, величины. Так, пирамиды могут быть тематическими с большим количеством колец и других разнообразных форм. В основном, предлагающиеся готовые сборно-разборные игрушки из древесины, пластмассы гармоничных цветосочетаний.

Дидактические игры с правилами предъявляют определённые требования к уровню развития внимания, памяти, мышления, речи ребёнка и, вместе с тем, создают условия для дальнейшего совершенствования этих психических процессов. Рекомендуются игры, разнообразные по тематике, способам решения игровых задач и выполняемым действиям, с применением электронных устройств. На кубиках, разрезных и парных картинках могут быть изображены как отдельные предметы, так и самостоятельный сюжет. В этой группе используются и заготовки, полуфабрикаты, выполненные из картона, бумаги, пластмассы и других материалов.

Воспитатель должен знать основные этапы, через которые проходит ребёнок при освоении игры.

I этап - подготовительный. Мотивируется желание ребёнка играть, активно действовать в игре, желание играть со сверстниками. При этом формируется общение, строятся взаимоотношения: товарищество, взаимопомощь, дружелюбие. Для этого воспитатель использует различные приёмы с целью вызвать интерес к игре, желание играть: загадки, считалки, интригующий вопрос, сговор на игру.

II этап - функциональный. На этом этапе ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. Перед детьми выдвигается требование: надо играть так, а не иначе. Этот этап воспитывает у детей честность, целеустремлённость, настойчивость, способность преодолеть неудачи, радоваться своему успеху и успеху товарищей, партнёров по игре.

III этап - поиск самостоятельных действий. На основе усвоенных правил ребёнок проявляет творчество: включившись в игру, ребёнок должен выполнить содержащееся в игре задание «угадай», «найди». Чтобы успешно справиться с ним, он должен проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке, то есть подходить творчески.

После того, как ребёнок прошёл эти этапы, он может быть и организатором, и участником, с которым интересно играть. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше.

В каждой возрастной группе детского сада должны планироваться различные виды дидактических игр (с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные). Проводятся эти игры, как на занятиях, так и вне

их (утром да завтрака, на прогулке, во вторую половину дня в группе или на участке). Как правило, вне занятий дидактические игры должны быть связаны по содержанию с предшествующим занятием. Поскольку одна и та же игра может планироваться повторно через определённый промежуток времени, в плане отмечается, что она проводится повторно, и указываются усложнения, вносимые в игру. Обязательно планируется решение задач воспитательного характера, индивидуальная работа с детьми. Некоторых детей неудача в игре огорчает настолько, что они отказываются принимать в ней дальнейшее участие. При планировании работы с такими детьми воспитателю надо обязательно придерживаться принципа постепенности, давая им на первых порах лёгкие задания. Учёт возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сен-сомоторных и умственных способностей, в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Намечая проведение игр, воспитателю надо продумать коллектив играющих. То, что трудно для одного ребёнка, может оказаться слишком лёгким для другого, поэтому лучше, когда играющие дети равны по своим возможностям.

Игры с дидактическими игрушками в младших группах чаще всего бывают индивидуальными или объединяют 2-4 детей. В плане, в таком случае, указывается, каких детей и какими игрушками воспитатель хочет заинтересовать. Настольно - печатные и словесные игры требуют участия нескольких человек. В любом случае, проведение дидактических игр планируется для желающих.

Если новые дидактические игры требуют участия в них воспитателя, то в хорошо знакомые дети могут играть самостоятельно. В таких случаях воспитатель записывает в план названия нескольких игр и оказание помощи детям в подборе материала.

Своеобразие дидактических игр обуславливает специфику их отражения в плане воспитателей. В нём должна быть предусмотрена роль воспитателя, степень его участия в игре, которая изменяется от группы к группе (организатор - участник - советчик). Практика показывает, что во всех возрастных группах можно запланировать и провести на занятиях и вне их от 16 до 20 как хорошо знакомых, так и новых дидактических игр в месяц.

Руководство педагога дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованиями программы, по которой работает детский сад и включает:

- отбор и продумывание воспитателем программного содержания, чёткое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

- создание (проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, правил, результата игры;

- руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной

выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении игры воспитатель основывается на общих дидактических принципах:

- принцип системности - предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;

- принцип повторности - определяется тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игрового действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактической игры, они переходят в фонд самостоятельных игр;

- наглядность - прежде всего, представлена в предметах, картинках. Игрушки воспитатель демонстрирует в наглядном действии, движении. При объяснении воспитатель наглядно, на примере показывает детям, как надо выполнять то, или иное действие.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. При помощи словесных указаний воспитатель направляет внимание детей, расширяет их опыт, способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению формами речи.

Дидактические игры характеризуются и разнообразными формами деятельности детей: двигательная активность сочетается с речью, так как воспитатель обозначает словом качества предметов и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребёнка. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализ игры.

Важное значение в руководстве игрой и её развитии имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, активностью игрового действия, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен эмоциональными переживаниями. Замедленный темп утомляет детей. Ускоренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность. Воспитатель, знающий особенности игры, её развития, особенности умственной деятельности, находит нужный темп, не допуская изменений медлительности и ненужного убыстрения.

Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и, тем самым, усиливать моторно-двигательную активность. Дети могут располагаться кругом, полукругом, выходить за пределы комнаты, делиться на группы, играть за столом.

Большое искусство - держать игру в пределах предлагаемого времени. Прежде всего, педагог уплотняет время за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описания рассказов, реплик детей тоже являются условием решения игровых задач.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровыми действиями и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Таким образом, можно сделать вывод:

- руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач;

- в продумывании интересных для детей игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры, побуждают их к игре;

- в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.

Особую заботу воспитателя составляет создание « материального

центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

Остановимся на особенностях руководства играми в разных возрастных группах.

При руководстве играми детей 3-4 лет воспитатель должен хорошо знать возрастные особенности: ребёнок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердить своё «я сам». Но внимание ребёнка пока неустойчиво, быстро отвлекается, а решение задач в дидактической игре требует устойчивого внимания, усиленной мыслительной деятельности. Для ребёнка возникают трудности, и преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. используя дидактические игры, повышающие интерес малыша к игре. Для детей 3-4 лет жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает для каждого играющего игрушки для их обследования и активного действия (например «Чудесный мешочек»). В играх дети узнают друг друга по голосу, одежде («Угадай, кто позвал»).

При проведении игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила игры по её ходу («Собери правильно пирамидку»). Усвоив правило, дети охотно играют с предметом. Затем вводится элемент соревнования: кто быстрее соберёт пирамидку. Речь воспитателя должна быть чёткой, спокойной, иметь эмоциональную окраску. Большая требовательность к жестам, мимике. Педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо и у детей мгновенно на лице грусть. При объяснении правил воспитатель должен переносить свой взгляд с одного ребёнка на другого, чтобы каждому казалось, что об игре рассказывают ему.

Если в игре используются загадки, потешки, стихи, то воспитатель должен их знать наизусть, читать выразительно.

Подводя итог игры с детьми младшего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, многому научились, убрали игрушки на место.

Для детей 4-5 лет характерны: устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов запоминания и напоминания, более совершенное зри-

тельное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов и звукосочетаний. У них увеличивается запас слов, развитие мышления: наряду с обобщением по внешнему признаку, дети начинают группировать по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях. В этой группе широко используются игры, в процессе которых закрепляются. Уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении. Используются матрёшки, лото, мозаика, парные и разрезные картинки, и другое.

Роль воспитателя в руководстве меняется. Роль ведущего чаще поручают детям. Правила игры объясняются до её начала. Воспитатель внимательно следит за ходом игры, поведением детей, выявляет индивидуальные способности ребят, что позволяет планировать индивидуальную работу и в игре, и в других видах деятельности.

При подведении итога игры воспитатель также акцентирует внимание детей на их успехи, даже если они были у кого-то незначительны.

В средне группе вводятся игры со словом, не только для развития речи, но и решения умственных задач на основе представлений («Бывает -не бывает», «Что бывает широкое»).

В старшей группе педагог также учитывает возрастные особенности детей. В этом возрасте детям свойственны наблюдательность, любознательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение. Найти правильное решение. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения умственной работы - понимание процесса, которое строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится детальным, а синтез обобщенным.

При подборе игр внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилие ума, воли.

Роль воспитателя в игре меняется, он может только объяснить правила игры до её начала. Дети могут играть самостоятельно. Это относится ко многим настольно - печатным играм.

Прежде, чем предложить игру, воспитатель хорошо усваивает правила игры, последовательность действий, продумывает конец игры: разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте игры, который будет включён следующий раз.

В оценке игры воспитатель отмечает правильное решение игровых задач, нравственные поступки, поведение, успех, вселяет уверенность в свои силы тем, у кого что-то не получилось.

У детей подготовительной к школе группы продолжают развивать способности к анализу и синтезу, умение выделять общие и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения. Дети проявляют интерес к учению в школе, желание учится. В руководстве играми детей 6-7 лет воспитатель опирается на

возрастные особенности. Чаще подбираются такие игры, где дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

Роль ведущего выполняют дети. Ребята самостоятельны в выборе дидактических игр, в организации обстановки, подборе партнёров. Воспитатель следит за игрой, в случае надобности выступает в качестве советчика, арбитра, может принимать участие в игре с детьми. Многие игры изготавливает сам с детьми. Оценку дидактической игре педагог даёт объективную, каждому отдельно и в общем. Дети и сами способны к контролю, оценке, самооценке, самоконтролю. Секрет успешного руководства игрой в том, что воспитатель сохраняет игру как деятельность, которая сближает, укрепляет дружбу детей.

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Воспитатель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).

Список литературы:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1972. - 192 с.

2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджериц-кая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 347 с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

6. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1981. - 170 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.