Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников'

Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1592
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаган С. Г., Куликова Г. В.

Публикация раскрывает содержание дидактических игр по развитию и коррекции памяти у умственно отсталых детей. Данные игры могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, учителями-дефектологами в работе с этой категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников»

Список литературы:

1. Lazarus R.S., Kanner A.D., Folkman S. Emotions a cognitive phenomeno-logical analysis // Emotion. Theory, Research and Experience. V 1. - N.Y., 1980. -Р. 185-217.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-18.

3. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Гаган С.Г.*, Куликова Г.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Публикация раскрывает содержание дидактических игр по развитию и коррекции памяти у умственно отсталых детей. Данные игры могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, учителями- дефектологами в работе с этой категорией детей.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра помогает сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр необходимо, прежде всего, преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Предлагаемые игры необходимо расположить в порядке постепенного усложнения.

* Учитель-дефектолог.

* Воспитатель первой категории.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. В игре умственно отсталого ребенка часто увлекает не результат игры, а сам процесс. Если нормально развивающийся ребенок включается в игру с первого объяснения, то -отсталому, надо участвовать в игре неоднократно. Недостатки умственно отсталого ребенка преодолеваются быстрее и легче, если игра будет правильно выбрана и организована. Правильно организованная игра вызывает интерес, нужные переживания, поднимает активность, жизнерадостность, воспитывает активность и сдержанность, сообразительность.

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал - яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго. Опыты показали, что запоминание облегчается в тех случаях, когда детей побуждают назвать воспринимаемый объект. Большие трудности вызывает у дошкольников необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т.п. Обучение умственно отсталых детей в большой мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохая переработка воспринимаемого материала.

Таким образом, при развитии памяти у умственно отсталых детей, целесообразно использовать следующие дидактические игры.

«Игра в слова»

Задание 1 - Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори!

Задание 2 - Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? Подведите ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...».

Задание 3 - Перечисли, пожалуйста, все слова ещё раз.

«Заблудившиеся грибы»

Задание 1 - Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа - приблизительно 1 минута).

Задание 2 - Расскажи, что было нарисовано на картинке.

Задание 3 - Вспомни, какие деревья нарисованы на картинке? Какие цветы? Какие грибы нарисованы? Как ты думаешь, то, что нарисовано на картинке, это правда или выдумка?

«Осенние листья»

Задание - «Посмотри на этот лист дерева. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных десяти. (Как правило, эту задачу никому не удаётся решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз.) Необходимо детально проанализировать особенности цвета, контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

«На развитие осязательной памяти»

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник) необходимо вырезать из твёрдой бумаги или картона.

Задание 1 - Сначала необходимо обсудить с ребёнком то, как называются эти фигуры. В тех случаях, когда ребёнок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы совместными усилиями придумаете подходящие для этих фигур названия (солнышко, крыша, окно, кирпичик, пряник).

Задание 2 - Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры по очереди.

Задание 3 - Назови фигуру, которая сейчас у тебя в руках. Постепенно, можно перейти к изучению правильных названий фигур.

«Где звонят?»

Вам понадобится звоночек или бубен. Ребёнок закрывает глаза, а вы тихонько отходите от малыша и звоните, но не очень громко. Попросите ребёнка угадать, где звонили. Малыш должен повернуться лицом к тому месту, откуда был слышен звук, и рукой указать направление. Только после этого разрешается открыть глаза. Если его ответ был неверен, игру повторяют, но не более 4-5 раз.

«Прищепки»

Многие дети обожают прищепки. Вместе с ребёнком прикрепите на его одежду несколько прищепок. Например, на карман, на нижний край брюк и на рукав. Затем попросите ребёнка закрыть глаза и вспомнить, где на его одежде находятся прищепки. Не открывая глаз, он должен показать их рукой.

«Найди то, о чём я говорю»

Положите перед ребёнком несколько предметов, это могут быть игрушки. Затем вы описываете любой предмет, а ребёнок ищет, что подходит под

это описание, и даёт этот предмет вам. Например: «Дай мне предмет, который состоит из нескольких колечек, надетых на палочку. Эти колечки разного цвета. На них надета верхушка. Что это? Правильно, пирамидка». Затем вы можете поменяться с ним ролями, и уже вы будете искать то, что описывает ваш малыш. Позже можно перейти к описанию несложных предметных картинок.

Список литературы:

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.

2. Шквыря Ж. Развиваем память. - М.: «Мой мир», 2007.

3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.

5. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Закирова О.И.*

Дом детского творчества «Исток», г. Москва

Статья посвящена проблемам изучения особенностей развития эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте.

Эмоциональная жизнь человека, его чувства представляют собой своеобразное отражение в сознании человека окружающей действительности.

Эмоции выполняют переключающую, компенсаторную, регулятивную, оценочную, побудительную, эвристическую функции, играя первостепенную роль в дошкольном возрасте. Леонтьев А.Н. отмечал, что поведение ребенка больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями, и что, как правило, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действиям [9].

Учение об эмоциях или чувствах представляет собой самую неразработанную область в психологической науке. Эта сторона поведения личности труднее поддается описанию, классификации, идентификации. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки индивидуума

* Педагог дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.