Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИАЛОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ'

РОЛЬ ДИАЛОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1142
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / РОМАН / ПОЛИЛОГ / МОНОЛОГ / РАССКАЗ / ФАБУЛА / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусоева Шахноза Юнусовна

В статье автор рассматривает проблему диалога в художественном тексте. Проблемы диалога находятся в центре внимания литературоведов, лингвистов, философов, психологов, социологов и культурологов, что свидетельствует о становлении нового междисциплинарного направления - диалоговедения, которая изучает науку о диалоге со стилистической, риторической, функциональной и многих других сторон. Важно подчеркнуть, что основная сфера использования диалога, кроме повседневного общения - художественная литература (диалоги персонажей), публицистика (интервью, дискуссия) и т.д. В художественном тексте характерной особенностью диалога, реально каждый диалога является то, что он имеет начало и конец, целостность и завершенность. Автор статьи исследует диалог героев романа «Фирдоуси» С. Улугзода: они повторяют в диалогах то, что читатель уже знает из предыдущего текста, они построены соразмерно, литературно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIALOGUE IN LITERARY TEXT

In the article, the author examines the problem of dialogue in a literary text. The problems of dialogue are in the center of attention of literary scholars, linguists, philosophers, psychologists, sociologists and cultural scientists, which indicates the formation of a new interdisciplinary direction - dialogue studies, which studies the science of dialogue from stylistic, rhetorical, functional and many other sides. Is important to emphasize that the main sphere of using dialogue, in addition to everyday communication, is fiction (dialogues of characters), journalism (interviews, discussion), etc. In a literary text, a characteristic feature of the dialogue, in reality, each dialogue is that it has a beginning and an end, integrity and completeness. Author of the article examines the dialogue of the heroes of the novel «Ferdowsi» S. Ulugzoda: they repeat in the dialogues what the reader already knows from the previous text, they are constructed in proportion, literary.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИАЛОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»

Nadjotov Jamshed - doctoral student (PhD) of the department of theory and history of literature of the Tajik State Reaching University named after Sadriddin Aini Tel: (+992) 918684774

РОЛЬ ДИАЛОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Мусоева Ш.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В современном литературоведении проблемы диалога находятся в центре внимания литературоведов, лингвистов, философов, психологов, социологов и культурологов, что свидетельствует о становлении нового междисциплинарного направления — диалоговедения, которая изучает науку о диалоге со стилистической, риторической, функциональной и многих других сторон. Изучение диалогичности имеет социальную важность, о которой в своей работе отмечал М.М. Бахтин: «Вся жизнь языка в любой области его употребления пронизана диалогическими отношениями» [1, с.205]. Однако диалогичность: «наиболее явно эксплицируется в собственном диалоге как форме речи, но пронизывает и другую ее форму — монолог. Следовательно, диалогичность свойственна не только внешне диалогическим текстам (фиксированный знаками разговор двоих), но и монологическим».

Одним из тех мыслителей ХХ века, кто обратил свой взор на диалог, проблематизировал этот феномен и произвел его аналитическую реконструкцию - М.М. Бахтин, считающий, что «высказывание протекает не внутри коммуникативных сетей, культуры и общества, а существует на границе между «Я» и «Другим», включая в себя и интенции «Я», и интенции «Другого», в которых (для «Я») и представлено «общество». Каждый раз в процессе диалогического общения мы имеем дело с человеком, но воспринимается он нами как представитель некой структуры, как социальный агент» [2, с.77-78].

По мнению ученых, диалог необходимо понимать, как; 1) универсальную категорию культуры, так как: «Вся жизнь языка в любой области его употребления... пронизана диалогическими отношениями» [1, с.245]; и как форму речи, «заключающейся в обмене взаимообусловленными репликами, монологу как высказыванию одного лица» [10, с.44-45]. Поэтому исследователями предлагается изучать диалог в сопоставлении с монологом [6, с.138-142]; об этом в статье «О диалогичности речи» отмечает еще в 1923 году Л.П. Якубинский, который указал на характерные черты диалога, как быстрый обмен краткими высказываниями-репликами, и монолога, как «длительного высказывания одного лица, обладающее завершенностью и композиционной строгостью» [12, с.17-58.]. Диалог и монолог, и их различие рассматривалось также в работе Л.В. Щербы, который утверждал, что: «Диалог - это, в сущности, цепь реплик. Монолог - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющаяся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих» [11, с.115]. Также на эти особенности указывал и академик В.В. Виноградов, отмечающий, что «диалог выступает как естественная данность языка, тогда как монолог есть всегда искусственное произведение речи, продукт индивидуального построения» [3, с.181].

Основная сфера использования диалога, кроме повседневного общения - художественная литература (диалоги персонажей), публицистика (интервью, дискуссия) и т.д. В художественном тексте характерной особенностью диалога, реально каждый диалога является то, что он имеет начало и конец, целостность и завершенность. Сущность диалога Д.И. Изаренковым рассматривается, как: «акт непосредственного общения двух людей, протекающего в форме перемежающихся ситуативно обусловленных речевых действий (поступков), возникающий по инициативе одного из них (говорящего) в процессе его деятельности в тот момент, когда обстоятельства этой деятельности создают перед ним проблему, которую он может (или считает целесообразным) решить путем вовлечения в эту деятельность другого компетентного, с его точки зрения, лица (собеседника), в силу чего их общение развивается в направлении разрешения данной проблемы и угасает либо с ее разрешением, либо тогда, когда говорящий убеждается в неспособности (или нежелании) собеседника к ее разрешению» [4, с.15]. С.А. Ремизова рассматривает диалог, как: «тип дискурса, результатом которого является текст, создаваемый в определенной коммуникативной ситуации совместными усилиями двух коммуникантов с большей или меньшей общностью «картины мира», каждый из которых руководствуется своими целями, но при этом имеет более или менее четкое представление о целях собеседника» [9, с.36].

Итак, диалоги являются одним из главных способов характеристики индивидуума, выразителем его мыслей, отношения к окружающей среде, посредством, которого можно открыть его сущность. Говоря конкретно, диалог - это результат речевого взаимодействия двух и более участников на определенную тему, обладающий образностью, теоретико-познавательным и философским характером.

Однако при анализе художественного текста, необходимо рассматривать различные диалоги -внутренний диалог, внутренний монолог. Каждая из этих форм диалога, в отдельности, по-своему раскрывает характер героя произведения, имеет особенную семантическую структуру и выполняет конкретные функции в жизнедеятельности персонажей произведения. При этом важно учесть, что художественный текст - это эстетически организованная система, которая изображая вымышленные события и вымышленные миры по сходству с реальными устанавливают аналогии с известной нам действительностью. При этом, описываемая действительность в художественном тексте имеет способность влиять на читателя так, что он начинает, достраивает эти отношения в своем сознании, исходя из собственного видения и опыта жизни. По этой причине эпизоды, детали и даже герои в художественном тексте могут иметь символичный, иеалогический и психологический характер или значение.

Диалог в художественном тексте имеет двойственный характер, с одной стороны, представляет собой обработанность ее автором, а с другой стороны, является отражение межличностных отношений. Это стилистический приём, способный разнообразить речь, сменяя авторский монолог, воспроизвести живую речь, которая характеризует персонажей, выражать главную мысль, которая в изложении от автора может показаться излишне нравоучительной.

Диалог носит в себе информативный характер и может быть диалогом - беседой, повествующим, диалогом обменом мнениями, диалогом - спором, диалогом - выпытыванием, диалогом -признанием, диалогом - исповедью, диалогом - объяснением, диалогом - убеждением, диалогом эмоционального воздействия, эмоциональным диалогом, артистическим диалогом, интеллектуальным диалогом и т.д.

В художественном произведении важную роль играет внутренний монолог - это одностороннее речевое взаимодействие героя с самим собой, благодаря которому он «фиксирует конечные результаты собственного мыслительного процесса, поэтому для них характерны определенная содержательная цельность и непрерывность, которые обеспечиваются, в частности, единством темы» [5, с.45].

Внутренний монолог имеет особый смысл в раскрытии внутреннего мира героя произведения, он может вестись, как от 1-го лица, так и 3-го. В первом случае, это прямой внутренний монолог, а второй - косвенный. К косвенному внутреннему монологу автор прибегает обычно в тех случаях, когда хочет выразить свою точку зрения, как например, в рассказе «Утро нашей жизни» Сотима Улугзода от имени поэта ведет свои размышления о своем детстве, о несправедливости жизни. Автор рассказа осмысливает собственное отношение с другим человеком, его словам, действиям, где по-особенному остро раскрывается линия автора, его точка зрения, т.е. авторская речь, пропускается через призму сознания персонажа.

Во внутреннем монологе от 1 -го лица раскрывается душевное состояние героя, его разочарование и, что немаловажно, данный монолог свидетельствует об одном из фактов его биографии. Особое место в изучении характера героя, замысла автора и идеи произведения играет внутренняя речь персонажа, героя. Внутренний диалог представляет собой внутреннее осознание, размышления, попытку разрешить какой-либо вопрос и т.д. И в отличие от монолога эта форма диалога отличается своей экстравертностью,

Опираясь на исследование Дж. Дж. Мурувватиён о том, что «Роман «Фирдоуси» Сотима Улугзода - единственное произведение в таджикской литературе ХХ века, где основным мотивом служит творческий процесс». В данном произведении писатель ведет свои размышления о творчестве, как о выражении свободы человека, обеспечивающее целостное развитие личности. Мотив творчества раскрывает природу самого художественного текста, стиля писателя.

Диалоги в рассказе «Утро нашей жизни» служат средством характеристики персонажей, и выражения главной мысли автора произведения. Сотим Улугзода в диалоге использует немало авторских ремарок, комментариев, направляющих читательское восприятие, раскрывающих характеры.

Проблемы диалога боле глубоко и скрупулезно были разработаны Дж. Дж. Мурувватиён в разделе «Поэтика литературных диалогов в романе С. Улугзода «Фирдоуси» книги «Становление филологического романа в таджикской литературе ХХ века (на примере романа «Фирдоуси» Сотима Улугзода)». Мы в своей работе опираемся на данный анализ, так как: «Диалоги С. Улугзода раскрывают богатый и разнообразный внутренний мир героев, способствуют усвоению читателем идейно-содержательной канвы, раскрытию характеристики героев, их эмоционального состояния, предмет разговора. Литературные диалоги в романе «Фирдоуси» ценны тем, что отражают достаточно полную информацию не только о личности художественного персонажа, несут в себе информативную, экспрессивную нагрузку о мире художника, описывают развитие событий, связанных с судьбами героев, их характерами, но и раскрывают их нравственно-этический мир, человеческие качества, чувства и эмоции, мировосприятие. Герои романа изображены в разных

жизненных ситуациях, диалоги также составляются так, чтобы соответствовали изображаемым объектам. В построении диалогов чувствуется бережное отношение писателя к колоритной и живой выразительности образов» [7, с.118-119].

Диалоги в рассказе «Утро нашей жизни» обладают высокой степенью информативности, в которых писатель преимущественно выражает себя. В рассказе все диалоги используются целесообразно, т.е. герои передают друг другу не просто информацию, но и выражают в ней то, что должно быть свойственно им по внутренней сути.

Диалог в романе выдаёт намерения героев, объясняет их жесты, мимику, раскрывает нравы, всё поведение в целом, внутренний мир героев, их нравственные приоритеты.

В организации диалога выражена позиция самого автора романа. Информация о личности героя может содержаться в его собственной речи или речи собеседника, или же в речи других персонажей о нем, Все виды диалога (полилог, монолог) в романе преследуют определенную цель, подчиненную идее самого автора, раскрывают характер главного героя, и выражать различные его эмоции.

Диалоги в романе о художнике раскрывают основную тему - процесс творчества и миро созидания. В основном все диалоги в романе посвящены литературной теме.

В диалогах, полилогах раскрывается история написания «Шахнаме», отношение к ней окружения, власти, простого народа и т.д. Это средство даёт возможность автору романа создавать образы и узнавать о них от самих персонажей и героев.

В романе диалог выполняет несколько видов функции - это: информационная, для развития интриги, фабулы и сюжета, психологическая, оценочная.

Однако самое наибольшее место в романе занимают диалоги-споры, и именно такие дискуссии реализуют очень важные авторские идеи. Диалоги - споры - это спор равных противников, имеющих собственную позицию.

Для того, чтобы «оживить» диалог, и он смог раскрыть образ героя Сотим Улугзода придерживается следующих правил структуры диалога: строго соблюдены правила пунктуации (диалоги начинаются с новой красной строки и со знака «тире»), они емкие, сообщают определенные сведения о персонаже, дают ему характеристику, перемежаются действием, в меру использованы фразы типа «сказал», «ответил».

Герои романа «Фирдоуси» не повторяют в диалогах то, что читатель уже знает из предыдущего текста, они построены соразмерно, литературно, речь героев не содержит междометий, пауз, внезапной смены тем, недоговоренностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 1986. — 445 с.

2. Величковский Б.М., Когнитивная наука: основы психологии познания: / Б.М. Величковский в 2-х тт. М., 2006. Т.1.-С.77-78

3. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: / В.В. Виноградов Избранные труды. - М.: Наука, 1980. — 360 с.

4. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи — 2-е изд., испр. / Д.И. Изаренков - М.: Русский язык, 1986. - 150 с.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность // - М.: Наука, - 1987. - 145с.

6. Красильникова, Е.В. О соотношении монолога и диалога // Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур: Сб. ст. Е.В. Красильникова / - М.: Наука, 1996. - С. 138-142.

7. Мурувватиён Дж Дж Становление филологического романа в таджикской литературе ХХ века (на примере романа «Фирдоуси» Сотима Улугзода). / ДжДж Мурувватиён - Душанбе: ЭР-граф, 2018. - С. 118-119.

8. Орлова М.Н. Структура диалога в современном русском языке. Автореф. дисс. ... канд. филол наук: 10.02.01 [Текст] / М.Н. Орлова. Саратов, 1968. - 17 с.

9. Ремизова, С.А Вопросительность в диалоге: специфика речевых реализаций (на материале английского, немецкого и русского языков): Дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 [Текст] / С.А. Ремизова; КГУ. - Краснодар, 2001. — 239 с.

10. Трошева, Т.А. Диалог // Стилистический энциклопедический словарь русского языка - М.: Наука: Флинта, 2003. - С. 44-45.

11. Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. - Т. 1.—Петроград: тип. А.Э. Коллинс, 1915. - 276 с.

12. Якубинский, Л.П. О диалогической речи. Избранные работы. Язык и его функционирование / под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Наука, 1986. - С. 17-58.

РОЛЬ ДИАЛОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

В статье автор рассматривает проблему диалога в художественном тексте. Проблемы диалога находятся в центре внимания литературоведов, лингвистов, философов, психологов, социологов и культурологов, что свидетельствует о становлении нового междисциплинарного направления — диалоговедения, которая изучает науку о диалоге со стилистической, риторической, функциональной и многих других сторон.

Важно подчеркнуть, что основная сфера использования диалога, кроме повседневного общения -художественная литература (диалоги персонажей), публицистика (интервью, дискуссия) и т.д. В художественном тексте характерной особенностью диалога, реально каждый диалога является то, что он имеет начало и конец, целостность и завершенность.

Автор статьи исследует диалог героев романа «Фирдоуси» С. Улугзода: они повторяют в диалогах то, что читатель уже знает из предыдущего текста, они построены соразмерно, литературно.

Ключевые слова. Диалог, роман, полилог, монолог, рассказ, фабула, характер.

THE ROLE OF DIALOGUE IN LITERARY TEXT

In the article, the author examines the problem of dialogue in a literary text. The problems of dialogue are in the center of attention of literary scholars, linguists, philosophers, psychologists, sociologists and cultural scientists, which indicates the formation of a new interdisciplinary direction - dialogue studies, which studies the science of dialogue from stylistic, rhetorical, functional and many other sides.

Is important to emphasize that the main sphere of using dialogue, in addition to everyday communication, is fiction (dialogues of characters), journalism (interviews, discussion), etc. In a literary text, a characteristic feature of the dialogue, in reality, each dialogue is that it has a beginning and an end, integrity and completeness.

Author of the article examines the dialogue of the heroes of the novel «Ferdowsi» S. Ulugzoda: they repeat in the dialogues what the reader already knows from the previous text, they are constructed in proportion, literary.

Keywords. Dialogue, novel, polylogue, monologue, story, plot, character.

Сведения об авторе:

Мусоева Шахноза Юнусовна - соискатель кафедры русской и мировой литературы Таджикского государственного университета имени Садриддина Айни Адрес: Республики Таджикистан, Рудаки 121, Е- mail: s.musoeva74@mail.ru Тел: (+992) 918929155

About the author:

Musoeva Shakhnoza Yunusovna- applicant for the department Russian and world literature Tajik Address: Republic of Tajikistan, Rudaki 121, E-mail. s.musoeva74@mail.ru Тел: (+992) 918929155

ХУДШИНОСЙ ВА ^УВВИЯТИ МИЛЛЙ ДАР ОСОРИ МУ^АММАД ГОИБ

Цалилов Г.Д.

Донишгощ давлатии Кулоб ба номи А. Рудаки

Талоши хар як инсони окил дар давоми умраш химоят аз арзишхои миллй: фарханг, дин, оин, забон, таърих мебошад, ки дар замони чахонишавй пурчилло ва равшантар ба назар мерасад. Хар миллате ва хар нажоде, хох дорои тамаддун бошад, хох не - даъвои миллатсолорй дорад ва кушиш ба харч медихад, ки кучактарин дастовардашро бузург нишон дода мавкеи кишвару миллаташро дар назари чомеаи чахонй устувор нигах дорад.

Гузашта аз ин, худшиносй ва хуввияти миллиро шахсони арзишмандии ё он кишвар бо дастовардхои бузурги хеш таъйид мекунанд, ки сарфи назар кардани ин адами мафхумхои дар боло зикршуда мебошанд.

Боиси хушнудист, ки бедорй ва худшиносии мардуми точик дар мархилаи навини ватандории точикон бараъло ба мушохида мерасад. Сиёсати дуруст ва хайрхохонаи Асосгузори сулху вахдати миллй, Пешвои миллат, Президента Чумхурии Точикистон Эмомалй Рахмон замина бар ин хуввияту бедорй гузошт, ки мо имруз шахди онро мечашем.

Мафхумхои худшиносиву худогохй, хуввияти миллй, хештаншиносй, бедорй, ватандустй, идеяи миллй, аслан, зиракии сиёсй бо хам тавъаманд ва дар аксар маврид бо хам муродифанд. Аз ин лихоз хар як фарди чомеаи мо имруз вазифадор аст, ки ба маънои ин мафхумхо сарфахм раванд ва дар ин чода кадамхои устувор бимонанд, зеро ки дар ин рох басо захматхои зиёде кашида шудаанд. Чопи асархои бузургхачми сиёсиву бадей, илмиву публитсистй, достонхову рубой, шеъру газалхои ноб ва f. далели гуфтахои болоянд.

Шоири номдори адабиёти навини точик Мухаммад Гоиб яке аз он каламбадастони даврони мост, ки тавонистааст пахлухои гуногуни ин худшиносиву хуввияти миллиро дар осори гаронбахои хеш ифода намояд.

Дар ин маврид, пеш аз хама, ба саволи «истилохоти худшиносй ва хувияти миллй чист?» бояд посух дод. Вожаи хувият муштакоти бедорй ва ё огохии комилдари фардияти инсон аст. Хувият ва худшиносй пахлухои гуногуни як истилох мебошанд, ки бахри ифшои як хадафи умдаи бакои миллат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.