УДК 377
https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.37
Демченко Наталья Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
Жукова Наталья Николаевна
кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательской части Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
РОЛЬ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Demchenko Natalya Yuryevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
Zhukova Natalya Nikolaevna
PhD in History, Research Fellow, Research Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
THE ROLE OF DEMONSTRATION EXAM BASED ON WORLDSKILLS STANDARDS IN VOCATIONAL EDUCATION
Аннотация:
В статье раскрываются основные направления модернизации системы среднего профессионального образования в России в последние годы, касающиеся как непосредственно организации образовательного процесса, так и системы оценивания его результатов. Авторы обращают внимание на имеющуюся у работодателей неудовлетворенность уровнем навыков, которыми обладают рабочие кадры на современном рынке труда. Изученные исследования продемонстрировали, что данная проблема, стоящая перед большим количеством работодателей, с успехом решается в отдельных европейских странах. Одним из ярких примеров успешного сотрудничества образования и бизнеса в целях подготовки квалифицированных кадров с необходимыми для работодателей спектром и уровнем навыков является дуальная система обучения в Германии. Ее реализация предусматривает особую форму проведения итогового экзамена, позволяющую выпускникам продемонстрировать имеющиеся практические навыки. В работе показан первый опыт проведения в России подобной формы итоговой аттестации - демонстрационного экзамена и распространения по всей стране успешных практик его введения. Изучив отдельные проблемы, с которыми сталкиваются отдельные образовательные организации при введении демонстрационного экзамена в образовательный процесс, и выгоды, которые получает каждая сторона, авторы делают вывод о существенной роли демонстрационного экзамена в модернизации системы профессионального образования современной России.
Summary:
The study identifies the current basic scopes of the modernization of the secondary vocational education system in Russia related to the educational process and educational outcome assessment. The research focuses on the dissatisfaction of employers with the professional skills of the personnel on the modern labor market. Employers in several European countries successfully meet this challenge. The dual education system in Germany is an outstanding example of fruitful collaboration between education and business intended to train staff being able to respond effectively to the needs of employers. Its implementation implies a particular form of final exam allowing graduates to demonstrate their skills. The research deals with a pilot state final examination in a form of demo exam and dissemination of its best practices across the country. The authors analyze the specific problems faced by particular educational institutions when introducing a demonstration exam into the educational process and reveal the benefits to each party. The researchers conclude that demo exam plays a significant role in the modernization of the vocational education system in contemporary Russia.
Ключевые слова:
модернизация системы профессионального образования в России, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, дуальная система обучения, заключительный экзамен, Германия, WorldSkills Russia.
Keywords:
modernization of the vocational education system in Russia, demonstration exam, State Final Examination, dual education system, final exam, Germany, WorldSkills Russia.
Современные тенденции мировой экономики, развивающейся в рамках глобализации, диктуют свои условия тем странам, которые стремятся быть конкурентоспособными на мировом рынке. Экономика России, несмотря на санкции, активно развивается, что подтверждает очередной рейтинг, представленный агентством Bloomberg. Согласно этим данным Россия смогла под-
няться с седьмого место на второе, за полгода став одной из самых активно развивающихся экономик мира. Это должно обеспечиваться среди прочего подготовкой квалифицированных рабочих кадров по актуальным профессиям, обеспечивая тем самым нужды экономики страны. В связи с этим повышение качества профессионального образования в России на современном этапе развития становится одной из стратегических целей. Это предполагает модернизацию всей российской системы профессионального образования, и в том числе формы итогового контроля, что актуализирует данное исследование.
Некоторые аспекты введения новой формы итогового контроля - демонстрационного экзамена - в организациях профессионального образования рассматривались в исследованиях В.И. Блинова, С.В. Капина, М.В. Максимовой, А.М. Романченко, М.К. Романченко. Но данная тема остается еще недостаточно изученной, что обусловило обращение к ней.
В принятых в последние годы нормативных документах в сфере государственной социальной политики (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») и политики в области образования (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки») правительство обозначило основные направления, в русле которых требовалась трансформация профессионального образования в стране.
В сфере модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.» основной акцент ставился на обеспечении соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики. Реализуемый в этом направлении с 2015 г. комплекс мер включал:
- выделение в списке профессий и специальностей 50 наиболее перспективных и востребованных (топ-50);
- разработку и актуализацию профессиональных стандартов по топ-50;
- актуализацию и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов СПО по специальностям топ-50, разработку к ним примерных основных образовательных программ СПО;
- формулирование финансово-экономических и кадровых условий обеспечения реализации образовательных программ СПО по топ-50 и начало внедрения в системе СПО практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р, планомерная реализация всех программ комплекса должна позволить к 2020 г. большинству руководителей и педагогических работников СПО пройти обучение по дополнительным профессиональным программам подготовки кадров по топ-50 и половине образовательных организаций СПО осуществлять обучение по топ-50. Основными показателями эффективности этого обучения становятся результаты участия обучающихся СПО по топ-50 в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах. В свою очередь, их победители уже представляют свои субъекты на национальных чемпионатах профессионального мастерства, а также получают преимущество при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО.
Таким образом, одновременно необходимо было решить ряд вопросов, касающихся различных составляющих образовательного процесса в СПО. В том числе изменения должны были касаться формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО, которая позволила бы независимым экспертам оценить практический уровень полученной обучающимися квалификации. Это объясняется тем, что в современном мире актуальной является подготовка квалифицированных рабочих, обладающих необходимыми работодателям навыками. И это остается проблемным вопросом не только для России.
Так, например, в Европе, согласно проведенным исследованиям, многие работодатели не удовлетворены уровнем квалификации рабочей силы, имеющейся на рынке труда, остро стоит вопрос взаимодействия работодателей с образовательными организациями. В то время как большая часть работодателей (крупный и средний бизнес) решает эту проблему самостоятельно, вкладывая дополнительные средства в повышение квалификации своего персонала, представители малого бизнеса оказались наименее удовлетворенными и при этом не могут инвестировать в обучение своих сотрудников. Согласно проведенным исследованиям, из всех европейских стран только в Германии и Великобритании большинство работодателей активно сотрудничают с образовательными организациями. Они признают, что их сотрудничество носит систематический, результативный характер. Об эффективности своего взаимодействия с образовательными учреждениями говорят также большинство работодателей Испании. В остальных европейских странах не налажено столь действенного взаимодействия между предприятиями и образовательными организациями [1].
В связи с этим представляется интересным опыт Германии, реализующей по всей стране один из своих наиболее успешных вариантов профессионального образования и обучения - дуальную систему, способную обновляться под влиянием требований времени. Реализация дуальной системы профессионального образования и обучения в Германии предполагает непосредственное участие предприятий в процессе обучения - от корректировки учебных программ до включенности в процесс обучения, когда более половины учебного времени обучающийся проводит на предприятии, отрабатывая необходимые навыки [2]. На государственном уровне Законом о профессиональном обучении устанавливается ответственность компетентных органов, таких как ремесленная палата, торгово-промышленная палата, сельскохозяйственная палата, юристы, патентные поверенные и нотариальные палаты, аудиторские палаты и налоговые консультативные советы и др., по контролю в своей сфере всего процесса реализации профессионального обучения. Государством также устанавливаются основные требования к обучению по дуальной системе и проведению заключительного экзамена. Определяется, что профессиональная подготовка должна обеспечивать приобретение обучающимися не только профессиональных знаний, но и необходимого профессионального опыта. Это касается как уровня подготовки к профессиональному обучению, так и получения основного профессионального образования, а также повышения квалификации и переквалификации по профессиям из числа признанных государством.
По завершении периода обучения студенты допускаются к заключительному экзамену, обязательно состоящему из двух частей - теоретической и практической, которые сдаются последовательно (лишь в исключительных случаях законом разрешается сдавать обе части одновременно). Здесь обучающийся должен в полной мере продемонстрировать наличие необходимых в последующей трудовой деятельности по выбранной специальности профессиональных знаний и навыков. Оценку знаний и умений обучающихся проводит независимая экзаменационная комиссия, включающая не менее трех человек (представители работодателей и работников, а также обязательно преподаватель профессионального обучения), деятельность которых контролируется и оплачивается компетентными органами (ремесленная, торгово-промышленная палата и др.).
Таким образом, в рамках профессионального обучения делается существенный акцент на развитии навыков (профессиональных действий) обучающихся, необходимых для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности в меняющемся мире. Практическая часть заключительного экзамена позволяет независимой комиссии, в состав которой входят представители компаний, выявить уровень имеющихся у выпускников навыков.
Подготовка конкурентоспособных квалифицированных рабочих кадров в России на современном этапе, как подчеркивается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, требует ориентации российской системы среднего профессионального образования на лучшие мировые стандарты и передовые технологии. С целью внедрения в систему российских СПО лучших мировых практик Россия присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills International (WSI). Участие в нем стимулирует рост популярности рабочих профессий в государстве, количества абитуриентов в организациях СПО и профессионализма отечественных рабочих кадров. Вскоре было принято решение о том, что оценка уровня подготовки рабочих в системе профессионального образования должна базироваться на стандартах WorldSkills.
В связи с этим следует отметить важность разработанного приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» госпрограммы «Развитие образования», по которой предусматривалось введение в образовательных организациях страны новой формы государственной итоговой аттестации - демонстрационного экзамена, проводимого по стандартам WorldSkills Russia. Документы союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», регламентирующие процедуру его проведения, гарантируют выпускникам при проведении итогового экзамена производственные условия, приближенные к реальным, для демонстрации уровня приобретенных профессиональных навыков.
Первый опыт проведения демонстрационного экзамена в качестве формы государственной итоговой аттестации, состоявшийся в 2017 г. в 26 регионах РФ по 73 компетенциям, показал, что большинство участников продемонстрировало соответствие полученных навыков стандартам WorldSkills Russia. Среди общего количества принявших участие в демонстрационном экзамене от 40 до 60 % получили выше среднего балла по компетенциям по стране, а 17,06 % сдали выше медальона - среднего балла участников финала Национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенциям. Причем, несмотря на то что по общему числу участников лидировали Москва и Московская область, наибольший процент участников, соответствующих стандартам WorldSkills Russia, показали Самарская, Тюменская и Челябинская области, что является показателем результативности налаженного в их образовательных организациях процесса обучения и приобретения необходимых для выпускников навыков. Также в апробации демонстрационного
экзамена как формы государственной итоговой аттестации приняла участие организация высшего образования - Дальневосточный федеральный университет, выбравший для оценивания у бакалавров компетенцию «Инженерный дизайн CAD (САПР)» [3].
Результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia позволяют выстроить рейтинг как образовательных организаций, выявляя наиболее привлекательные для абитуриентов, так и студентов, высокий уровень продемонстрированных навыков которых позволит им быстрее найти работу по специальности. С этой целью результаты демонстрационного экзамена вносятся в специальный документ - паспорт компетенций (Skills Passport). Таким образом, работодатели при приеме на работу могут не только учитывать диплом, отражающий фактически лишь уровень знаний его обладателя, но также видеть оценку независимыми экспертами (возможно, от своего предприятия) уровня приобретенных навыков, продемонстрированных претендентом в условиях, максимально приближенных к производственным. Они также могут сами предлагать вакантное место выпускникам, имеющим наиболее высокий балл, так как работодатели имеют доступ к специальной системе - базе профессионалов, где отражаются результаты демонстрационного экзамена, позволяющей осуществлять поиск необходимых специалистов.
После успешного опыта проведения первого демонстрационного экзамена было принято решение интенсифицировать работу в данном направлении. Согласно Перечню поручений по итогам рабочей поездки Президента РФ в Свердловскую область (Пр-580 от 6 апреля 2018 г.), к началу 2019 г. использовать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как одну из форм государственной итоговой аттестации должны уже около половины СПО. По всей стране началось широкое распространение практик внедрения демонстрационного экзамена с учетом стандартов WorldSkills Russia в составе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования. В результате в следующем, 2018 г. в демонстрационном экзамене приняли участие уже 58 регионов, из них 13 обеспечили участие более половины своих организаций СПО. Активнее внедрять практику проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации стали также высшие учебные заведения - среди общего числа участников уже 36 вузов. Кроме роста количества участников выросли и результаты - в частности, процент сдавших на медальон. Причем наличие Центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ), специализированного центра компетенций (СЦК), подготовленных мастеров положительно сказалось на результатах регионов [4]. Отдельные СПО пошли дальше в распространении практики проведения демонстрационного экзамена, избрав его в качестве одной из форм промежуточной аттестации по профессиональному модулю. Для этого используются задания и критерии оценки финала Национального чемпионата WorldSkills за предыдущий год [5].
На государственном уровне продолжается планомерная работа в этом направлении, так как многие учебные заведения сталкиваются с определенными сложностями при проведении демонстрационного экзамена. Но все проблемы можно успешно разрешить. На практике для отработки навыков по определенной компетенции обучающиеся могут использовать задания с проводившихся ранее региональных, отборочных и национальных чемпионатов WorldSkills Russia. Ресурсные ограничения регионов могут быть компенсированы за счет определенных организационных решений. Так, проблему обеспечения необходимым современным оборудованием для обустройства площадки по проведению демонстрационного экзамена призваны решить создаваемые по стране на базе образовательных организаций специализированные центры компетенций (СЦК) и межрегиональные центры компетенций (МЦК). Их деятельность должна быть направлена как на подготовку кандидатов в национальную сборную WorldSkills, подготовку экспертов, так и на ведение образовательной деятельности и проведение государственной итоговой аттестации с использованием нового инструмента - демонстрационного экзамена. Существенная роль в решении данного вопроса отводится создаваемым в регионах центрам опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) [6], оснащенным современным оборудованием как для реализации программ подготовки и проведения демонстрационного экзамена, так и для повышения квалификации и осуществления переподготовки по топ-50 в соответствии со стандартами WorldSkills.
Роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования велика. Его введение позитивно как для самих обучающихся, образовательных организаций, так и для работодателей. Использование данной формы аттестации позволяет обучающимся в условиях, близких к рабочим, получить оценку независимыми экспертами уровня продемонстрированных навыков, а образовательным организациям - оценить эффективность подготовки в своих стенах квалифицированных специалистов по актуальным специальностям, необходимым для успешного развития российской экономики. Работодатели, включенные в процесс как обучения, так и проведения государственной итоговой аттестации выпускников, получают квалифицированную рабочую силу, владеющую навыками, требуемыми для работы на современном оборудовании [7]. Вместе с тем, несмотря на наличие уже принятой широкой нормативной базы по вопросам проведения демонстрационного экзамена, многие аспекты рассматриваемой проблемы требуют дальнейшего разностороннего обсуждения.
Ссылки:
1. Mourshed M., Patel J., Suder K. Education to Employment: Getting Europe's Youth into Work [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/social-sector/our-insights/converting-education-to-em-ployment-in-europe (дата обращения: 22.11.2018).
2. Булах К.В., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского союза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. «Педагогика и психология». 2017. Вып. 4 (208). С. 57-64.
3. Итоги пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. [Электронный ресурс] // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». URL: https://worldskills.ru/as-sets/docs//Итоги%20пилотной%20апробации%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20станда ртам%20Ворлдскиллс%20Россия%20в%202017%20году. pdf (дата обращения: 29.10.2018).
4. Демонстрационный экзамен. Итоги 2018 г. [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://worldskills.ru/nashi-proek-tyi/demonstraczionnyij-ekzamen/arxiv/demonstraczionnyij-ekzamen-2018/itogi-2018.html (дата обращения: 29.10.2018).
5. Майкова П.Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках промежуточной аттестации // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 33-44.
6. Центры опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/czentr-operezhayushhej-professionalnoj-podgotovki.html (дата обращения: 29.10.2018).
7. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнерства техникума и работодателя // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 265-267.
References:
'Advanced Vocational Training Centers' 2018, Official website of WorldSkills Russia, viewed 29 October 2018, <https://worldskills.ru/nashi-proektyi/czentr-operezhayushhej-professionalnoj-podgotovki.html>, (in Russian).
Bulakh, KV & Zhukova, NN 2017, 'The Historical Background to the Dual Vocational Education System in the European Union Countries', VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. "Pedagogika ipsikhologiya", vol. 4 (208), pp. 5764, (in Russian).
'Demonstration Exam. Results of 2018' 2018, Official website of WorldSkills Russia, viewed 29 October 2018, <https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/arxiv/demonstraczionnyij-ekzamen-2018/itogi-2018.html>, (in Russian).
Maykova, PE 2017, 'Demonstration Exam Based on WorldSkills Standards as a Part of Interim Assessment', Profession-al'noye obrazovaniye i rynok truda, no. 4, pp. 33-44, (in Russian).
Mourshed, M, Patel, J & Suder, K 2018, 'Education to Employment: Getting Europe's Youth into Work', McKinsey & Company, viewed 22 November 2018, <https://www.mckinsey.com/industries/social-sector/our-insights/converting-education-to-employ-ment-in-europe>.
Petkov, VA 2015, 'The Education and Production Cluster as a Form of Public-Private Partnership of Colleges and Employers', Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, no. 21, pp. 265-267, (in Russian).
'Results of the Pilot Demonstration Exam Based on WorldSkills Russia Standards in 2017' 2017, Official website of WorldSkills Russia, viewed 29 October 2018, <https://worldskills.ru/as-
sets/docs//Итоги%20пилотной%20апробации%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20стандартам %20Ворлдскиллс%20Россия%20в%202017%20году.pdf>, (in Russian).