Научная статья на тему 'РОЛЬ CВЯТЫХ МЕСТ В ИЗУЧЕНИИ ТОПОГРАФИИ БУХАРЫ'

РОЛЬ CВЯТЫХ МЕСТ В ИЗУЧЕНИИ ТОПОГРАФИИ БУХАРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЫХ МЕСТ / МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ / КЛАДБИЩЕ / ГИССАР / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК / РАБОТ / ТОПОГРАФИЯ / HOLY PLACES / PILGRIMAGE / CEMETERY / RESIDENCE / RABOT / FORTRESS / HISTORIC SHAPE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жураева Н.О.

В статье обосновано место захоронений в формировании города Бухары. Освещена история ранних захоронений, топография, а также их роль в формировании города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SACRED PLACES IN THE STUDY OF THE TOPOGRAPHY OF BUKHARA

The article explains the place of burial places in formation of Buxara town. In this article spotlighted the history of early burial places, the topography and their role in shaping of the town.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ CВЯТЫХ МЕСТ В ИЗУЧЕНИИ ТОПОГРАФИИ БУХАРЫ»

UDK 904

Жураева Н. О.

Бухарский Государственный Университет РОЛЬ CВЯТЫХ МЕСТ В ИЗУЧЕНИИ ТОПОГРАФИИ БУХАРЫ

В статье обосновано место захоронений в формировании города Бухары. Освещена история ранних захоронений, топография, а также их роль в формировании города.

Ключевые слова: Святых мест, место поклонения, кладбище, гиссар, исторический облик, работ, топография

Jurayeva N.O. Bukhara State University Uzbekistan, Bukhara city THE ROLE OF SACRED PLACES IN THE STUDY OF THE TOPOGRAPHY OF BUKHARA

The article explains the place of burial places in formation ofBuxara town. In this article spotlighted the history of early burial places, the topography and their role in shaping of the town.

Key words: holy places, pilgrimage, cemetery, residence, rabot, fortress, historic shape.

Вопрос о топографии города Бухары является актуальным значением темы. Особенно при определении топографии города, возраста города, процесса формирования города, появлении гузаров вопрос роли кладбищ является неизученным объектом исследования. Хотя по этой данной проблеме со стороны крупных учёных О.А.Сухаревой, В.В.Бартольд, И.И.Умнякова, Е.Некрасовой, Г.А.Пугаченковой, Л.И.Ремпля велись фундаментальные исследования, можно отметить, что некоторые вопросы о кладбищах остаются открытыми. Например, в каком веке началась эпоха формирования кладбищ Бухары? Или при формировании города какую задачу выполняли кладбища? Ещё в одном вопросе можно сказать, что в топографии города Бухары вопрос участия кладбищ тоже является не освещённым вопросом.

Для претворения в жизнь данное исследование нужно внимательно изучить сначала границы города, части города (арк, шахристан, рабод) , ворота, исследования об их истории. При изучении вопроса о границах города довольно передовой шаг вперёд сделал В.А.Шишкин, он опираясь на сведениях по археологии и топографии, по новому решил вопрос о границах рабади Бухары Х века.

По его предположению IX-Х века в качестве границ города отметил кладбища (Чашма-Аюб , Ходжа Чоршанба, Турки Жанди, Ходжа Булгор, Ходжа Нуробод и Ходжа Сесарон) имея ввиду,что каждый из кладбищ Чашма-Аюб , Ходжа Чоршанба, Турки Жанди, Ходжа Булгор, Ходжа Нуробод и Ходжа Сесарон расположены сзади одного из ворот города, В.А.Шишкин

показал эти кладбища в качестве границы города.Итак, границы города начиная с восточного угла кладбищ Ходжа Гунджар и Ходжа Чоршанба, грубо определяется проведение ломаной линии.Южная граница с северно-восточного угла кладбища Ходжа Чоршанба проходит до северного конца кладбища Турки Жанди , отсюда до кладбища Ходжа Булгор и до места Калобод, а это говорит о южной и восточной границе. Потом из Каллобода около кладбища Ходжа Нуробод, пройдя болотистую низменность, идя на север до кладбища Авлиёйи Кабир (место древнего минарета Айёр), отсюда до южного конца кладбища Чашма-Аюб. Это действительно сообразительное предположение, которое основывается на изучении топографии города, несомненно в основном правильно.

Как говорится, одна из точек северных границ города, которые определены со стороны В.А.Шишкина, доходит до места, где расположены ворота Маъбид (Нур)[1].

Известно, что города в средние века (как арк, шахристон и окрестность города) состоят из трёх частей. Как пишет Женкинсон, город Бухара разделён на основные три части. Из них две относятся к ремесленникам, третья часть -купцам и базарам.

Бухара - создана на основании строительных традиций среднего века, состоит из 3 частей- арка, шахристона и из рабода. В арке Бухары были 2 ворота. Западные ворота - Регистон, Алаффурушон или Сомонфурушон; восточные ворота называются Гуриён. В шахристане есть 7 ворот, они расположены в 4 (четырёх) сторанах города. На севере Шахристана расположены ворота ХакРох (Хуфра) , на юге - Атторон (Боб ул Мадина) и Оханиён ( Кузнецы), на востока Нав (Нур) , а на западе Кухандиз, Мухра ( Бани Асад) и ворота Бани Саьд. Идут дороги из Атторона к Хуросону, из ХакРоха к Самарканду, через Нур (Нав) в сторону Насаф (Карши). Через оставшиеся 4 ворота в резиденцию падишаха - к арку идут. Идя к каждым воротам за стенами ворот находятся кладбища[2]. Начиная с древних эпох формирование кладбищ города и в средние века этот процесс продолжался. На основании строительной традиции среднего века города Бухары, основываясь на строительства, можно сказать, что мировоззрение В.А.Шишкина о роли кладбищ в появлении городаоправдалось. Однако, только кладбища , которые находятся за воротами города , не участвовали в формировании исторического облика города. Может быть и кладбища, которые находятся внутри города, в виде воплощения в себе строительных традиций города Бухары, преврашаются в структуру топографии города Бухары. Те кладбища, которые находятся за городом, остались внутри города ввиду увеличения населения города. В результате увеличения населения возникают новые гузары, в последствии стороны были закрыты стеной, стены были укреплены воротами. С точки зрения санитарии - гигиены и ввиду малого места в города за новыми построенными воротами появились кладбища.

И все кладбища, которые появились в Х веке , не расположены за городом или по пути к воротам. Кроме этого и внутри города есть кладбища . Причина в том, что,как утверждают источники, внутри города Бухары даже по завещанию похоронить внутри своего собственного дома были образованы маленькие семейные кладбища.

Как рассказывают старые люди, что бывали такие положения, как человек завещал сам себя похоронить у себя дома, говоря "Я отсюда не выйду" ( ман аз инжанамебром)[3]. В этот положении в далёкой части дома для мертвеца выделяют место для захоронения.

Внутри комплекса для жилья в Бухаре имеется традиция захоронения имеет древние корни. Известно, что в 1102 годах карахони падишах Тугрулбек ,который был властелином в Бухаре, привёз из мечети кишлака Шарг брёвна и вблизи "Жубайи бакколон" (Базар бокколлик) воздвиг медресе, он потратил эти брёвна на эту медресе и потратил несчитанные деньги. Он назвал это медресе Кулортегином. Этот эмир был похоронен в этом медресе[4]. Если заглянуть в прошлое ,то мы увидим, как вокруг гробниц и кладбищ известных людей всегда заполнены новыми кладбищами и в результате наблюдаем появление огромных могил.Сущность появления этого процесса в том, что люди, которые являются известными в обществе: наставники суфизма, шейхи, справедливые правители, люди, которые явились руководителями в развитии веры ислама и в их достойной деятельности быть образцом перед мусульманами на божьем пути считается самым желанным и после их смерти эти места поднимаются до священной степени. Каждый набожный перед покиданием этого смертного мира завещает похоронить его около могил священного человека, которые наполнены божественными лучами и этим их основная цель была - достичь облегчения попадания в рай[5].

Основываясь на сведения автора труда «Тарихи Муллозода» (История Муллозоды) Ахмада ибн Махмуда Бухорий можно сказать, что многие кладбища города относятся к Х веку, эпоха последнего кладбища попадает в середину XIX века.К кладбищам, которые появились середине средних веков, входят кладбища суфи Ишонов Олим Ходжа и Хальфа Хусаина. В отношении самым последним кладбищем считается могила Ишани Чумоки. Кладбища города Бухары можно группировать в нижеследующем виде:

1) В городе встречаются кладбища, которые связаны с известным святым местом или с именами шейхов. Они среди народа считаются святым и бережно сохраняются.К ним относятся такие кладбища как Оли Бурхон, Нуриддин Хилват, Нурмухаммад, Ходжа Нуробод Охунд Хованд, Садри Бадри Майдони, Сайид Бандкушо ,СайидТожиддин, пруд Микдома, Сабзамуна, Мавзолей Ходжа Порадуз, Фатхобод, Тали Судур.

2)Некоторые кладбища считаются святыми местами поклонения духовных наставников святого места и суфизма, которые поднялись до степени наставников кустарых ремесел.Такие кладбища как Ходжа Сабатбоф,

Ходжа Косагар, Шер Мухаммад жувозкаш, (маслобойщик) Шейх Рангрез ,Гулрез Шакшаки Балхи, Ишан Имло, Мирзо Кассоб (мясник), Ходжа Аспгардон, Ходжа Лофбоз (выдумщик), Ахли Наматпуш (войлочник) считаются что входят в эту группу.

3.Кромо этого, в городе Бухаре были кладбища, имеющие особенности лечения со стороны населения.К ним можно отнести кладбища Хаузи Лесак, Ходжа Тоббанд, Чашмаи Айюб алайхи-салом, Имам Мухаммад Газоли, Эти кладбища, которые были известны как исцеляющие особенности, можно сказать, являются архаическими кладбищами. В квартале "Хаузи Лесак" использовали камень "санги лесак", который лечит заикающих.Лечащими кладбищами считались: в квартале Нурободот каклюша, в квартале Ходжа Таббанд-от малярии, на кладбище Имом Мухаммад Газоли- от головной боли[6].

4. Как пишет И.Т.Пославский, в домах находились мавзолеи, которые состояли из могил

5. Имеются кладбища,которые имеют символические могилы: Имом Мухаммад Газоли, Чашмаи Айюб алайхи-салом, Махдуми Аъзам, Ходжа Булгор.Делая выводы можно сказать, что проводя исследование кладбищ при исследовании топографии города Бухары, проходит задачу ориентации.Причиной этого являются то, что в процессе формирования города Бухары ,при увеличении населения города раширения города кладбища прошли кольцевую задачу.Сначала, кладбища, расположенные на пути гордских ворот со строительством арка, шахристана и рабада города проходили задачу прочного кольца городов. Исследование кладбищ при исследовании топографии города и исторического облика считается важным источником.

Использованные источники:

1. О.А.Сухарева Кистории городов Бухарского ханства.-Т.:Узбекистон ССР Фанлар Академияси нашриёти.1958.- 41б

2. Л.И.Ремпел Далёкое и близкое.Т.:Гафур Гулям.1982.стр.106-107.

3. О.А.Сухарева К истории городов Бухарского ханства.«Узбекистон ССР Фанлар Академияси Нашриёти».Тошкент.1958.-43

4. Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар Наршахий Бухоро тарихи.Т.1993.стр.22..

5. Ах,мад ибн Мах,муд Бухорий Тарихи Муллозода.-Т.:Янги аср авлоди. 2009.стр.5.

6. О.А.Сухарева Бухара Х1Х-начало XX в. (Позднефеодальный город и его население). «Наука».Москва. 1966.-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.