Научная статья на тему 'К истории организации строительного дела и использования деревянных конструкций в народной архитектуре Худжанда на рубеже XIX - XX вв'

К истории организации строительного дела и использования деревянных конструкций в народной архитектуре Худжанда на рубеже XIX - XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / FOLK ARCHITECTURE / СТРОИТЕЛЬ / BUILDER / ПЛОТНИК / CARPENTER / ПОДРЯДЧИК / CONTRACTOR / ОБРАБОТКА ДЕРЕВА / WOOD CULTIVATION / ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / WOODEN PATTERNS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исомитдинов Жорабек Бобобекович

В статье раскрываются вопросы организации строительного дела в народной архитектуре таджиков на материалах города Худжанда конца XIX начала XX вв. Приводятся сведения относительно организации труда мастеров-строителей, работавших на частных и казенных работах. Приводятся сведения об оплате работы мастеров, использовании дерева в народной архитектуре. В этнографическом ракурсе вкратце излагается ход создания главных деревянных структурных частей жилых строений, а именно: каркасных стен, потолочных перекрытий, а также дверей, окон, ставен и других жизненно важных элементов дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the History of Organization of Construction Business and Utitlization of Wooden Patterns in Khujand Folk Architecture at the Junction of the XIX - the XX-th Centuries

The article dwells on the issues concerned with the organization of construction business in the folk architecture of Tajiks; the author used the material pertaining to the town of Khujand in the period of the beginning of the XIX-th the end of the XX-th cc. He adduces the data pertaining to the organization of labour of the builders who worked both in private and statal sectors. Such information is presented as wages and utilization of wood in folk architecture, The process of creation in reference to basic wooden structural parts of residential dwellings is expounded in a nutshell in ethnography aspect; the author describes such components as carcass walls, ceiling coverages, doors, windows, windowshutters and other elements which are vitally important for a dwelling-house.

Текст научной работы на тему «К истории организации строительного дела и использования деревянных конструкций в народной архитектуре Худжанда на рубеже XIX - XX вв»

Исомитдинов Жорабек Бобобекович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа ТГУПБП

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХУДЖАНДА НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ.

В условиях господства феодальных отношений строительные рабочие не относились к категории ремесленников, работавших по заказу потребителей или мелких товаропроизводителей, т.е. кустарей. Скорее всего, строители входили в число наемных рабочих, которые трудились под начальством подрядчиков.

Мастера строители - бинокор трудились на частных и казенных работах. Частное строительство производилось по соглашению - карор, а казенное совершалось по заказу - фармоиш. В обоих случаях как частный владелец так и казенный заказчик предварительно заготовляли необходимые материалы, выбирали старшего мастера - устокалон. При возведении кирпичных зданий таковым являлся каменщик - хишткор или глинобитчик - гилкор, а в случае строительства каркасных построек таковым считался плотник - надджор.

На рубеже XIX - XX вв., согласно установленному порядку, старший мастер определял приблизительную сумму предстоящих расходов, нередко составлял расчеты в письменном виде, договаривался с владельцем частного строения или с заказчиком. Старший мастер подбирал нужных ему работников из числа постоянно работавших с ним плотников, столяров, по необходимости каменщиков, подсобных рабочих. Оплата работы и закупка материалов полностью возлагались на хозяина стройки. Поэтому старший мастер нес ответственность только за организацию и качество работы. Старший мастер получал равную плату, такую же, как и другие мастера той же квалификации.

Платили поденно - рузбайъ: старший мастер получал в день по установленной расценке 10 танга - 2 рубля, менее квалифицированный - 5 танга - 1 рубль, чернорабочий (мардикор) - 2-3 танга - 40-60 коп. Кроме денежной оплаты, хозяин стройки был обязан обеспечить всех работающих питанием (1, 101-102).

О.А.Сухарева на материалах города Бухары определила, что положение бухарского мастера - руководителя стройки в корне отличалось от поло-

жения капиталиста - подрядчика - пудратчи, сделавшегося уже в этот период типичной фигурой для Русского Туркестана (1, 103) (куда входили Худ-жанд и его уезд -Ж.И.). В Худжанде конца XIX - начала XX веков сформировался новый социальный тип - строительный подрядчик. Источником появления этой социальной фигуры являлись зажиточные строители, скупщики и лица, владевшие свободными денежными средствами. Строительный подрядчик представлял собой капиталиста, обладавшего собственными финансовыми ресурсами для организации работ на порученном ему объекте. В отличие от старшего мастера - устокалон, являвшегося представителем социальной группы феодального общества, подрядчик вел всю финансовую сторону дела самостоятельно: покупал материалы, нанимал мастеров и работников, расплачивался с ними. Заказчику оставалось определиться относительно суммы расходов, необходимых для строительства, и договориться с подрядчиком. В такой ситуации подрядчик по своему усмотрению расходовал договоренную сумму. Он приобретал полную возможность оставить себе большую часть полученных денег в качестве процента за вложенный им капитал, увеличивая его за счет эксплуатации строителей и мардикоров (1, 103).

В Худжанде конца XIX - начала XX веков происходило интенсивное строительство величественных жилых, гражданских, капитальных строений: городских усадеб-хавли, мечетей, медресе, караван-сараев, базаров, торговых рядов, бань, минаретов-башен. Главными заказчиками этих сооружений являлись представители компрадорской буржуазии: купцы, скупщики, владельцы мануфактурных заведений по производству текстильных и кожаных изделий, обуви, одежды, крупные государственные чиновники, хозяева хлопковых плантаций. Наиболее известными лицами из названной прослойки являлись Назарбой Бакиев, Азаматхаджа, Мириноятбой, Ходжа Амин, Ходжи Юсуф Мирфаязов, Мирзо Мухитдин, Марахимбой, Бобо Рахим-оксакол, Ходжи Шамси Мухаммад Шокиров, Мирашурбой, Комилджонбой, кози Саид Ахмадхон, Мухаммад Аминхон, Махмуд ходжи. По историко-этногра-фическим сведениям, житель квартала Пуларкиш купец Эргашбойбача Бакиев (1870-1943) строительство своего дома - усадьбы поручил некоему Юсуф-баю пудратчи. Последний организовал работу мастеров надджора: усто Якубджана, усто Хайдара Ниязова, мастера по кладке кирпичей усто Малла-бека, отделочника-наккоша усто Мирхакима, гачкора усто Шамсиддина с подобранным ими десятком работников. Подрядным способом был построен

*

дом - усадьба Ходжи Шамси Мухаммада Шокирова.

В доме-усадьбе Эргашбойбача по улице Содирхона Хафиза под руководством Н.О.Турсунова после ремонта и реставрации (1992-1994 гг) создан музей этнографии (открыт 21 марта 1994 года), в доме-усадьбе Ходжи Шамси Мухаммада Шокирова размещается контора МБТИ по улице Максуджона Танбури, 31

Крупнейший исследователь истории народной архитектуры Средней Азии позднефеодального периода А.К.Писарчик писала, что мастера конца XVIII -первой половины XIX века важнейшие деревянные части построек изготовляли из естественно растущего леса, главным образом арчи и ели. Эти породы деревьев высоко ценились за их устойчивость к гниению. Использование арчи в строительстве считалось тогда не только желательным, но и обязательным, предписываемым административными распоряжениями (2, 245). Арча шла на верхние и нижние обвязки, надстойки, балки и другие конструкции строений. Распоряжением генерал-губернатора Туркестанского края от 1879 года вырубка лесов арчи и продажа на рынках были запрещены. В конце XIX -начале XX веков преобладающим лесоматериалом в строительстве стал тополь - «сафедор». Он использовался для изготовления балок - «саррав», потолка - «сакф», дверей - «дар», ставен - «равок», нижних и верхних обвязок, подкосов каркаса - «синч». В качестве строительного материала на промежуточные стойки каркаса, подкосы, бруски - «васса», капители употребляли также черную иву - «сиёхбед». Древесина ее считалась ровной, мягкой, хорошо поддающейся обработке и весьма прочной. Карагач шел на колонны, нижние обвязки - «тахкурси» и стойки - «сутун» каркаса. Дорогие породы деревьев: чинара и орех - использовались для создания резных ворот, дверей, ставен. Твердое, стойкое к сырости тутовое дерево шло на изготовление толстых деревянных подушек, подкладываемых под колонны, и выделку короба - «болопуши обмури» над арыком, проходящим под домом. Твердым и прочным материалом являлось урюковое дерево - «чуби зардолу», хотя оно высыхало и трескалось. В начале XX века применялся привозной сосновый лесоматериал. В Худжанде и его пригородах в рассматриваемый период при возведении различных построек с деревянным остовом - каркасными стенами и потолочным перекрытием - главным строителем выступал опытный мастер -плотник, называвшийся «дуредгар». При этом все необходимые деревянные конструкции жилого дома, производственного помещения и общественных построек изготовлялись на строительной площадке, где возводилось здание.

Мы вкратце изложим ход создания главных деревянных структурных частей жилых строений, а именно: каркасных стен, потолочных перекрытий, а также дверей, окон, ставен и других жизненно важных элементов дома.

Среди основных видов стен, возводившихся при жилищном строительстве в Худжанде и его пригородах в конце XIX - начале XX вв., каковыми считались глинобитные, из сырцовых кирпичей, без стоек, приоритетными считались каркасные - «девори синчдор».

Конструкция каркаса в Худжанде была аналогичной устройству деревянных остовов построек других городов Средней Азии. Она образовывалась из нижних и верхних обвязок, стоек и подкосов. Нижняя обвязка называлась

«таксиндж», внутренняя нижняя рама - «таксинджи дарун», наружная -«таксинджи берун», верхняя обвязка - «порчахари» (в Уструшане и Худжанде), «забаррав» (в Самарканде), угловые стыки - «сутунгуша», подкосы -«ховон» (от «хобон» - наклонный), поперечные распорки между подкосом и соседней стойкой - «пуштак», палочки, упиравшиеся сверху и снизу в эти распорки и державшие их - «бачки». Промежуточные стойки назывались «калама», стойки внутреннего ряда стены из двойного каркаса - «пешкала-ма». Поперечную балочку, укрепляемую между двумя стойками дверного проёма и являвшуюся верхней частью дверной коробки, называли «сардари», коробку для надоконного и наддверного проёма, куда вставляли деревянные решетки, - «тобадон».

В Худжанде в конце XIX - начале XX вв., согласно соблюдаемым традициям сейсмостойкого строительства, в жилых строениях применяли комбинацию стен из двойного и одинарного деревянного каркаса, называвшуюся «кушсинч» (или «чуфтсинч») и «яккасинч»; каркас образуется из нижней обвязки - «чорчуб», верхней обвязки «порчахари», стоек, подкосов, ригелей -«нимпорчахари», раскосов- «болор». Обычно задняя стена жилой комнаты, в обязательном порядке имевшая ниши - «ток» и «токча», возводилась из двойного каркаса, а передняя стена состояла из одинарного каркаса. По сведениям А.К.Писарчик, в Самарканде, в отличие от Худжанда, Коканда, Мар-гелана и Ташкента, «как правило, глубокие, большие ниши, разделенные гладкими ганчевыми досками на 4 части, или более мелкие, но глубокие ниши делались в передней стене, которая всегда бывала из двойного каркаса, задняя же - большей частью из одинарного» (3, 72).

Распространенным видом перекрытия - «пушиш» в худжандских жилых строениях, а также в квартальных мечетях считалось деревянное балочное перекрытие с земляным настилом - «хокпуш» - («покрытое землей») сверху.

Формы потолка - «шифт» в прошлом имели простой и сложный виды. Простой вариант представлял собой конструкцию, состоящую из балок -кругляков и брусочков, называвшуюся «вассабурё». Этот старинный способ перекрытия потолка применялся в жилых комнатах, а также в помещениях, имевших хозяйственное назначение. При этом балки - кругляк и васса - жердочки укладывались в разрядку, через которую была видна плетенка (берда-на). Другая разновидность этого варианта потолка, состоящая сплошь уло-

* Воронина В.Л. Термин «тагсинч» определила как «продольные брусья», таксари -«поперечные брусья», обвязку, укладывавшую на цоколь, которая служила основанием кладки стен - «чорчуб». См.: Народная архитектура Северного Таджикистана. - Сталинабад, 1959. -с.38.

женных жердочек, называлась «вассачуфт». По В.Л.Ворониной, в Худжанде, Канибадаме, Уратюбе в комнате нормального размера (около 3,50х5,50 м) было принято укладывать семь балок, не считая крайних пристенных. Вдоль стен балки соединялись обвязкой «токпуш», две стороны которых составляли пристенные балки, а две другие были имитированы дошатыми вставками между концами потолочных балок (4). В простом виде потолочного перекрытия - «вассабурё» и «вассачуфт» его основание образовывало деревянный фриз -«арак» и обогащавший потолок деревянный карниз, элементами которого являлись идущие над фризом наклонная полоса - «нимхошия» или вогнутый профиль - «нова» и предшествующая обвязка, слегка покатая «хошия» (букв. «кайма» - Ж.И.).

Усложненный вариант потолка представлен в работах А.К.Писарчик, Х.А.Юлдашева, В.Л.Ворониной, И.И.Зучин. Н.О.Турсунов изучил этот вариант на примере жилых комнат в домах кози (судьи) Махмудхана в квартале Гузари Охун и кози Мухаммада Амина в квартале Оглукони Поён в городе Худжанде. Варианты усложненных форм потолков были следующие: а) чистый балочный потолок, в котором пролеты - «табила» - перекрыты вассой; б) балочный вариант с введением угловых квадратов, украшенных сталактитовыми куполками - «хавзак»; в) усложнение балочного потолка с введением плоских кассетов в центре и в середине и с сохранением куполков - «хавза-ков» в четырех углах; г) смешанный потолок, в котором открытые пролеты балок с вассой перемежались с плоскими кассетами; д) фигурный дошатый плафон с полной маскировкой потолочных балок, в центре которого находился «хавзак». Исследователи оценивали вариант «д» как высшую ступень декоративности в художественной отделке потолочного перекрытия в жилых и общественных зданиях.

По исследованию, произведенному А.К.Писарчик в Самарканде, Ташкенте, городах Ферганы, в том числе в Худжанде, с конца 90-х годов XIX века вошел в моду стиль декоративной отделки, пришедший из Бухары - оформление деревянных панелей только в торцовой стене - «девори пешгах» (чаще всего в мехмонхоне). Деревянные панели состояли из ряда вертикально вытянутых прямоугольных филенок. Они назывались «сандука». Столяры Худ-жанда выделывали одностворчатые и двустворчатые двери - «дари яктаво-ка», «дари дутавока». Двери, собранные из гладких толстых досок, установленные в самых бедных домах в жилых помещениях, назывались «увайди». В жилых помещениях состоятельных людей делали филенчатые двустворчатые двери, широко распространенные в городах Средней Азии, носящие название «багдоди» - багдадские. Такая дверь состояла из створок, сделанных из двух длинных досок - «бозу», выступов, штырей - «турм», выделанных на концах

бозу, которые входили в соответствующие гнезда дверных коробок - «кеса-кии дар».

В жилищах населения Худжанда конца XIX - начала XX вв. роль окон выполняла деревянная ставня - «дар», которая делалась такой же величины и формы, как обычные входные двери. Мастера также выделывали деревянные переплеты в форме крупной решетки из пересекающихся вертикальных и горизонтальных брусков, называвшихся «дарпарда» (букв.: «дверь-занавесь»). Над дверьми и переплетами делались «тобадон». Проёмы в жаркие и холодные сезоны года имели разное назначение. Летом они служили для вентиляции, зимой способствовали проникновению света в помещение. Проёмы заграждались деревянными решетками - «панчара».

Были распространены жилые комнаты весенне-осеннего периода с тонкими деревянными стенками, состоящими из скользящих подъемных ставней -«равон». Такие передвижные ставни по необходимости могли превратить помещение в «айван» - террасу, открытую беседку - «шипанг» и жилую комнату - «хонаи нишасту хез». Такую разновидность жилья называли также «кашкарча» - по-кашгарски, что свидетельствует о ее восточно-туркестанском происхождении (3,83).

Колонны в Худжанде назывались «сутун» и делались гранеными. По числу граней были известны колонны с восемью - «хаштраха» и шестнадцатью - «шонздахраха» гранями. Тело колонны - «тани сутун»- в нижней части, устанавливаемой на каменную базу, имело округлость, напоминавшую выступ кувшина и называвшуюся «кузаги». Эти круглые яблокообразные части также назывались «деги» - котлоподобные или «тарбузи» - арбузовидные.

В целом материалы исследования истории техники обработки дерева и процессов изготовления деревянных предметов в народной архитектуре позволяют рассматривать вопросы истории техники и естествознания, определить ступени и стадии технико-экономического развития позднефеодального общества Центральной Азии, традиционного быта и культуры таджиков на примере одного из крупнейших городских центров Средней Азии, каким является город Худжанд.

Список литературы:

¡.Сухарева О.А. Позднефеодальный город Бухара конца XIX- началаXXвека. Ремесленная промышленность. -Ташкент: Изд. АН Уз.ССР, ¡962.

2.Писарчик А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX - нач. ХХ вв. /Среднеазиатский этнографический сборник.-Вып.1. Труды института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, -М.: Изд. АН СССР, ¡961, T.XXI.

3. Писарчик А.К. Народная архитектура Самарканда. -Душанбе: Дониш, ¡975.

4.Писарчик А.К. Указ. соч., с.77-82; Варонина В.Л. Указ. соч., с.49-50; Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Полихромный живописный орнамент. -М., 1957, с.7,10,11.

Ж.Б. Исомитдинов

К истории организации строительного дела и использования деревянных конструкций в народной архитектуре Худжанда на рубеже XIX - XX вв.

Ключевые слова: Народная архитектура, строитель, плотник, подрядчик, обработка дерева, деревянные конструкции.

В статье раскрываются вопросы организации строительного дела в народной архитектуре таджиков на материалах города Худжанда конца XIX - начала XX вв. Приводятся сведения относительно организации труда мастеров-строителей, работавших на частных и казенных работах. Приводятся сведения об оплате работы мастеров, использовании дерева в народной архитектуре. В этнографическом ракурсе вкратце излагается ход создания главных деревянных структурных частей жилых строений, а именно: каркасных стен, потолочных перекрытий, а также дверей, окон, ставен и других жизненно важных элементов дома.

J. B. Isomitdinov

On the History of Organization of Construction Business and Utitlization of Wooden Patterns in Khujand Folk Architecture at the Junction of the XIX - the XX-th

Centuries

Key words: folk architecture, builder, carpenter, contractor, wood cultivation, wooden patterns

The article dwells on the issues concerned with the organization of construction business in the folk architecture of Tajiks; the author used the material pertaining to the town of Khujand in the period of the beginning of the XIX-th - the end of the XX-th cc. He adduces the data pertaining to the organization of labour of the builders who worked both in private and statal sectors. Such information is presented as wages and utilization of wood in folk architecture, The process of creation in reference to basic wooden structural parts of residential dwellings is expounded in a nutshell in ethnography aspect; the author describes such components as carcass walls, ceiling coverages, doors, windows, window-shutters and other elements which are vitally important for a dwelling-house.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.