Научная статья на тему 'Роль человека в языке и культуре'

Роль человека в языке и культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6973
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / A PERSON / LANGUAGE AND CULTURE / NATIONAL CULTURE / A SYSTEM OF VALUES / ANTHROPOCENTRIC PARADIGM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катермина В. В.

Статья посвящена рассмотрению роли человека в языке и культуре. В тексте рассматриваются понятия «язык и культура», «антропоцентрический подход», «человек в языке и культуре». В статье подчеркивается, что образ человека является ключом для понимания национальной культуры, системы ее ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A PERSON IN LANGUAGE AND CULTURE

The article is devoted to the role of a person in language and culture. The notions “language and culture”, “anthropocentric approach”, “a person in language and culture” are defined. The suggestion of an image of a person being the key to understand a national culture, the system of its values is considered to be the basic idea.

Текст научной работы на тему «Роль человека в языке и культуре»

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ

В.В. Катермина

(г. Краснодар, Россия)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли человека в языке и культуре. В тексте рассматриваются понятия «язык и культура», «антропоцентрический подход», «человек в языке и культуре». В статье подчеркивается, что образ человека является ключом для понимания национальной культуры, системы ее ценностей.

Ключевые слова: человек; язык и культура; национальная культура; система ценностей; антропологическая парадигма.

THE ROLE OF A PERSON IN LANGUAGE AND CULTURE

V. Katermina

(Krasnodar, Russia)

Abstract. The article is devoted to the role of a person in language and culture. The notions “language and culture ”, “anthropocentric approach ”, “a person in language and culture” are defined. The suggestion of an image of a person being the key to understand a national culture, the system of its values is considered to be the basic idea.

Key words: a person; language and culture; national culture; a system of values; anthropocentric paradigm.

Язык представляет собой парадоксальное сочетание простоты и сложности, ясности и таинственности. Это явление, хранящее множество тайн, до сих пор не разгаданных до конца. Философское понимание языка подчеркивает его первосущность, «ибо язык не только отражает, но и создает ту реальность, в которой живет человек» [7, с. 26]. Действительность актуализируется и закрепляется в языке. Будучи

вербально зафиксированным, факт исторического и интеллектуального развития человечества получает материальное воплощение и может быть передан следующим поколениям. Поэтому язык помогает человечеству двигаться вперед, и «без слова человек остался бы дикарем среди изящнейших произведений искусства» [8, с. 64].

С точки зрения лингвистики язык - это среда существования человека, с которой происходит его постоянное взаимодействие, это «бесконечный и нерасчлененный поток языковых действий и связанных с ними мыслительных усилий, представлений, воспоминаний, переживаний, сопровождающих нас повсюду в качестве неотъемлемого аспекта нашего повседневного существования» [3, с. 3].

Лингвокультурологические, этнолингвистические и

этнопсихолингвистические исследования базируются на том основании, что бытие человечества определяется сформированной системой культурных и социальных ценностей. Индивид не может существовать абстрагировано от общества, отдельного социума и целой нации, он подвергается их влиянию, непосредственно вступая с ними в контакт. Мышление индивида и, соответственно, его действия социально обусловлены. Помимо общества и культуры фактором, обуславливающим его поведение, является язык. Язык социален: детерминируя отношения между индивидом и миром вещей, он выступает в качестве фундаментальной основы общения и выражения специфического «языкового мировидения». Известно, что, проявляя себя определенным образом, реализуя обусловленную обществом модель поведения, человек автоматически причисляется к определённой национальной культуре -«язык навязывает человеку определенное видение мира» [9, с. 48], включающей национальные традиции, язык, историю, литературу, сформированную и отшлифованную столетиями модель политического общения: взаимодействия с другими национальными культурами и традициями. Посредством языка человек выражает свое отношение к миру,

внутреннее намерение и готовность к деятельности, реализует свои мыслительные процессы и имеет возможность предупредить окружающих о принятии решения [5, с. 391].

Ключевой идеей в современной лингвистике является идея антропоцентричности языка. В центре всего изображаемого словом стоит человек - он сам и все то, что воспринимается им как его окружение, сфера его бытия. С позиции антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем, в основе данной парадигмы лежит переключение интересов исследователя с объектов познания на субъект, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке.

Современные тенденции филологии выдвинули проблему «языковой личности», речевой реализации личности, будь то автор или персонаж. Так называемый «человеческий фактор» вовлечён в лингвистические исследования с целью изучения того, как человек - представитель определённой культуры - использует язык в качестве средства коммуникации. Слово - важнейший источник знаний человека о человеке. Это естественно, поскольку человек образует одну из центральных систем объективной действительности и языковой картины мира. Передавая знание, слово формирует сознание. Центром языкового сознания человека является понятие человек.

Человек был и есть в лингвистических исследованиях. Однако лишь в 1920-х гг. крен в сторону индивидуального бытия человека, в противовес его социальному бытию, становится все более явным. Человек стал главной фигурой в разных сферах социального пространства и исследовательского интереса, в том числе в образовании, лингвистике, науках о коммуникации и т.д. Этот феномен дает о себе знать и в терминологии вокруг концепта «человек»: личность, формирование личности, языковая личность, вторичная языковая личность, персона,

субъект речи, субъект жизни, речевой субъект, индивид, индивидуум и т.д. [2, с. 26].

Образ человека - ядро каждой национальной культуры, системы ее ценностей. Эти эстетические ценностные представления - результат накопления всех человеческих знаний и опыта за весь период развития данной культуры. Вот почему антропоцентристский подход стал в настоящее время основным во всех дисциплинах гуманитарного профиля, в том числе и языкознания.

Человек - точка отсчета в анализе явлений, он вовлечен в этот анализ и конечные цели. Исследование человеческого фактора в языке, как утверждают лингвисты, тесно связано с изучением картины мира.

Человек стоит в центре языковой картины мира как начало отсчета всех категориальных координат языка и как мера языковой картины мира.

История исследования роли человека в языке и культуре находит свое отражение в отказе от узкоимманентного рассмотрения языка как некой самодостаточной сущности, системы различительных единиц и в выдвижении антропологической программы изучения языка, ставящей своей задачей постижение языка в неразрывной связи с бытием человека -человеческим сознанием, мышлением, культурой, предметнопрактической и духовной деятельностью.

Антропологический подход ставит своей целью рассмотрение следующих проблем: взаимосвязь человека и его языковой активности; соотношение языка и духовной деятельности человека, языка и мышления (сознания), языка и ценностей человека, языка и культуры, языка и познания, языка и общества и т.д.

Наличие у человека особых символических структур позволяет ему формировать образ (картину, модель) мира как основу своей жизнедеятельности. Картина мира многолика и многомерна, она объединяет представления человека о различных сторонах окружающей его действительности и поэтому подразделяется на религиозно-

мифологическую научную художественную и другие картины мира. Языковая картина мира как бы преломляет в себе все символические структуры. Она не копирует действительность, а создает ее знаковый образ, интерпретирует ее. Базисом для раскрытия языковой картины мира служит изучение концептов, стереотипов языкового и более широкого культурного сознания, позволяющих построить поля с культурно значимыми доминантами поведения, определить типы того или иного этнокультурного сообщества [6].

Следует обратить внимание на то, что при антропологическом подходе к изучению языка эксплицитно провозглашается принцип постижения языка в тесной связи с бытием человека. Существует несколько решений вопроса об учете антропологической природы языка и способах развертывать науку о языке на антропологических основаниях. При первом решении, которое можно рассматривать лишь как подступ к антропологической парадигме, человек в теорию не вводится, но сам язык при этом гипостазируется, одушевляется, мифологизируется, наделяется чертами человека.

При втором решении предлагается рассматривать язык уже не «в самом себе», а как «часть человека» [1, с. 80-81].

При третьем решении предметом изучения в науке о языке («гуманистической лингвистике») предлагается считать человека, изучаемого в аспекте владения языком.

При четвертом решении язык интерпретируется как конструктивное свойство человека, а человек определяется как человек именно посредством языка. Такое решение было дано В. фон Гумбольдтом, который разрабатываемую им лингвофилософскую концепцию языка считал ядром формирования теории человека в рамках философско-практического человековедения. Изучение языка, по В. фон Гумбольдту, «не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого

духа, цели познания человечеством самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [4, с. 383].

Последовательное проведение гумбольдтовского антропологического подхода к языку закономерно выдвигает на первый план разработку таких тесно связанных друг с другом направлений и комплексов в рамках лингвистики антропологической ориентации, как лингвогносеология (когнитология), лингвосоциология, лингвопсихология, лингвоэтнология, лингвопалеонтология и, наконец, лингвокультурология, направленная на изучение взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета.

Список литературы

1. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии. - М.: Прогресс, 1967. - 697 с.

2. Ворожцова И. Б. Культура общения в речевом взаимодействии: Речевой

субъект на перекрестке культур: Учебное пособие. - Ижевск: Удмуртский

государственный университет, 2007. - 171с.

3. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352с.

4. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -

448 с.

5. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие / Чеслав Далецкий. - М.: Омега-Л, Высшая школа, 2003. - 488 с.

6. Катермина В. В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков): монография. - Краснодар: КубГУ, 2004. - 250 с.

7. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

8. Потебня А. А. Мысль и язык. Поэзия. Проза. Сгущение мысли // Русская словесность: Антология / Под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 51-66.

9. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.