ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 330
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ВЫВОДЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ1
© Светлана Юрьевна КОСТЫЛЕВА
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, e-mail: [email protected] © Елена Владимировна ТОЛМАЧЕВА Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, e-mail: [email protected]
В современной российской действительности потенциал экономического роста за счет использующейся в последние годы экспортно-сырьевой модели практически исчерпан. Правительству России в долгосрочной перспективе для реализации инновационного сценария развития российской экономики необходимо проведение комплексных преобразований в институциональной структуре высшей школы и актуализации человеческого потенциала науки для достижения эффективности проводимых реформ. Обосновано предположение о том, что устойчивая в долгосрочном периоде политика стимулирования инновационного развития должна задействовать и раскрывать человеческий потенциал науки через эффективную институциональную систему высшей школы. Сформулирован основной принцип разработки мер государственной экономической политики, нацеленной на стимулирование инновационного развития, заключающийся в создании эффективной конфигурации образовательных внутристрановых институтов. Предложены инструменты институциональных реформ в высшей школе, направленные на активизацию недоиспользованного в экономике России человеческого потенциала науки. Обоснование предложенной гипотезы дано с привлечением известных экономической науке методологических основ и концептуальных подходов, в частности институциональной экономики, теории человеческого капитала, теоретических подходов к обоснованию экономического роста в рамках структурных реформ.
Ключевые слова: экономическая политика; инновационная экономика; эффективная система образовательных институтов; человеческий потенциал науки.
В настоящее время экономическая политика стран-лидеров мировой экономики направлена на построение и совершенство-
1 Исследование проведено в рамках темы НИР Госзадания: Проведение оценки состояния региональных систем образования и их сопоставление (на примере не менее 10 субъектов Российской Федерации)» (Часть 2 «Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований»).
Тема НИР: Влияние результатов проводимых трансформаций систем образования на социально-экономические показатели развития регионов.
вание системы институтов, которая способствовала бы развитию инноваций в экономике и обществе. В развитых странах мира позиционируются инновационные системы, обеспечивающие опережающую коммерциализацию передовых исследований и разработок благодаря эффективной институциональной интеграции высшей школы и человеческого потенциала науки.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до
2020 г. создание инновационной экономики было объявлено в качестве одного из ключевых императивов [1]. Цели и задачи инновационного развития, необходимые направления и механизмы по выстраиванию национальной инновационной системы детально разработаны в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [2]. На основании этих стратегических документов Правительством России утверждены долгосрочные программы в направлении инновационного развития и модернизации и стратегический документ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г.» [3].
В Основных направлениях деятельности Правительства РФ констатируется, что в современной действительности потенциал экономического роста за счет использующейся в последние годы экспортно-сырьевой модели практически исчерпан. В условиях сохранения текущих тенденций вполне ожидаемо снижение темпов экономического роста в 1,5-2 раза. В документе заявлены современные представления о ключевых особенностях и тенденциях экономического развития на основе инновационной модели экономического роста, которая должна актуализировать «новые факторы конкурентоспособности экономики России, ранее остававшиеся задействованными не в полном объеме (национальная система образования, научный и технологический потенциал)» [3, с. 5].
На наш взгляд, для реализации инновационного сценария развития российской экономики (или достижения «новой модели роста» по терминологии Основных направлений деятельности Правительства РФ) в долгосрочной перспективе необходимо проведение комплексных преобразований в рамках институциональной структуры высшей школы и актуализации человеческого потенциала науки в повышении эффективности реформ. Считаем актуальной постановку следующей цели в свете данных преобразований: создание эффективной конфигурации образовательных внутристрановых институтов, которая способствовала бы реализации имеющегося потенциала национального человеческого капитала.
Создание экономически целесообразной и конкурентоспособной в мировом масштабе институциональной среды высшей школы,
системы эффективных норм и правил поведения в академической среде, способствующих удержанию научных кадров и научно-технических разработок внутри страны, поощряющих научно-исследовательскую инициативу, дух новаторства, возможны через принципиальное реформирование существующих институциональных условий функционирования высшей школы.
По нашему мнению, важнейшим коррелирующим механизмом, который обеспечит форсированные институциональные преобразования, может стать организация и осуществление различных видов регулирующих воздействий, аккумулирующих и реализующих как общественный запрос на изменения, т. е. «снизу вверх», так и государственные интересы в достижении эффективно функционирующей институциональной системы («сверху вниз»). Это возможно на основе подключения к институциональному строительству в сфере высшего образования и науки широких групп потребителей как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавательского корпуса и научного сообщества; переноса генерирующей функции принятия решений в гражданское общество, усиления обратной связи и продуктивности между академическим сообществом и государством, поощрения самоорганизации ученых в самых разных формах, обеспечения формализации процедур представления и последующего обязательного учета академических инициатив в сфере институциональной трансформации высшей школы.
Данный сценарий модернизации позволяет прийти к оптимистическому взгляду о перспективности и возможности переключения экономики в режим инновационного развития с учетом высокого уровня качества человеческого капитала и человеческого потенциала науки, которым обладает Россия, и который в настоящее время ограниченно задействован в процессе разработки, принятия и мониторинга реализации решений относительно хода институциональных реформ в высшей школе [4].
В данном контексте ключевой канал модернизации должен быть направлен не на селективную поддержку отдельных вузов или создания «оазисов» национальной инновационной активности (т. н. проектный подход к модернизации образовательных и на-
учных организаций, характерный для последних лет), а целенаправленный процесс создания устойчивой системы стимулов для образовательно-научно-производственной деятельности и инвестиций в человеческий капитал для всех экономических агентов, политику поощрения накопления и воспроизводства человеческого потенциала науки.
В решении актуальных проблем системы высшего образования, обеспечении ее готовности к выстраиванию инновационной системы ключевую роль играют ресурсы. Одной из причин блокировки экономически эффективной реформы образования считается недофинансирование, поскольку российская система образования недополучает финансирования, по сравнению со многими странами, ориентированными на инновационный рост. В то же время в системе российской высшей школы есть особенности, которые можно рассматривать как потенциальные ресурсы и катализаторы ее развития, которые можно использовать в качестве основных каналов и источников модернизации, направленной на повышение экономической эффективности системы и экономики в целом. В этой связи стратегия развития должна быть ориентирована не только на традиционные ресурсы - общественные финансы, -но и на новые виды ресурсов, а именно, устойчивая политика стимулирования инновационного развития в долгосрочной перспективе должна задействовать и раскрывать человеческий потенциал науки через эффективную институциональную систему высшей школы.
В современных условиях для обеспечения развития нового инновационного качества российской экономики необходима магистральная стратегия инновационного роста, которая должна обеспечить достойное место страны в глобализирующемся мире; главным фактором экономического роста должны стать инновации, опирающиеся на науку и образование. В этой связи необходимы такие институты, которые будут не только согласовывать интересы науки, образования и высокотехнологичного производства, но и аккумулировать факторы экономического роста в экономике знаний.
Основа инновационной системы и ее сущность заключается в совокупности институционализированных мотивов, правил и
стратегий деятельности людей, а организации выступают лишь инструментом, с помощью которого реализуются эти объединенные мотивы, правила и стратегии индивидуумов.
Научно-исследовательская и образовательная система в России должна исходить из стратегии формирования человеческого потенциала нового качества, создания условий для раскрытия сущностных сил человека, побуждающих его к социально-преобразовательной, творческой активности на основе реализации потребностей высшего порядка.
При этом само по себе увеличение расходов на образование является не гарантией, а лишь косвенным механизмом прироста человеческого капитала, т. к. между этими факторами существует достаточно слабая причинно-следственная связь. Увеличение инвестиций в систему образования можно рассматривать лишь в качестве возможных выгод в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», т. е. совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. Следовательно, в сфере науки более применим термин «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал» [5].
В качестве вывода предыдущих рассуждений необходимо подчеркнуть следующий тезис: сегодня основой динамичного экономического роста и обновления общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны является модернизация институциональной системы высшей школы в интересах последующей отдачи от человеческого потенциала науки.
Концепция человеческого потенциала в научном осмыслении все еще недостаточно исследована. Вопросы совершенствования институциональной системы высшего образования в контексте задач его модернизации, сохранения и развития человеческого потенциала науки в свете перечисленных государственных приоритетов приобретают особую значимость. Важнейшие задачи, стоящие перед экономической политикой и учеными, сосредоточены на организации исследований и подготовке на их основе предложений, обеспечивающих повышение обоснованности решений относительно трансформации высшей школы и поддержания мер, направленных на повышение человеческого потен-
циала отечественной научной сферы, объединения интересов науки и образования.
В этой связи вопросы формирования развитой сети вузов, способствующей сохранению и развитию человеческого потенциала в научной сфере, адекватной организации производительных сил и расселению, - одно из актуальных направлений экономической политики [6].
Современные экономические исследования фиксируют многие проблемы, свойственные обществу с низкими возможностями реализации человеческого потенциала науки: негативные процессы в отечественной высшей школе, неэффективность социально-экономических преобразований, необходимость разработки новых подходов к формированию высокоэффективного и конкурентоспособного рынка образовательных услуг, сохранения и развития человеческого потенциала науки [7; 8].
Изменение концептуальных подходов к высшей школе как основного института сохранения и развития человеческого потенциала науки в последнее время находит отражение в стратегических и программных документах и концепциях, разрабатываемых на государственном уровне, а также в трудах исследователей, занимающихся проблемами высшего профессионального образования и человеческого потенциала науки: Э.Б. Аткин-сона, В.И. Видяпина, С.Г. Ковалева, М.И. Скар-жинского, В.В. Чекмарева и ряда др.
Фундаментальная теория, в основе которой развиваются современные экономические идеи и положения, теория человеческого капитала разработана в трудах экономистов-аналитиков, исследовавших воздействие человека на экономику. Эта теория нашла своих сторонников как за рубежом (Г. Бек-кер, М. Блауг), так и в России в советский период (Р.И. Капелюшников, В.И. Марцин-кевич), и в постсоветское время (А.В. Вифлеемский, А.А. Воронин, С.А. Ленская).
Потеря отечественной высшей школой своего престижа, обусловленная социально-экономическими преобразованиями в обществе, актуализировала необходимость разработки новых подходов к формированию высокоэффективного и конкурентоспособного рынка образовательных услуг, сохранения и развития человеческого потенциала науки. Наряду с зарубежными исследователями
(Ф. Котлер, Дж. Стиглиц) методологические основы исследования этого рынка и прикладные вопросы его функционирования стали исследовать отечественные специалисты (С.А. Беляков, А.П. Егоршин, О.И. Смолин, А.И. Субетто).
Значимое влияние на развитие образовательных реформ в России, определившее возможность разработки и внедрения новых подходов к реформированию системы образования и развития человеческого потенциала науки, оказали: И.Д. Афанасенко, В.И. Бай-денко, С.В. Слинкин.
В ходе обоснования гипотез, связанных с деятельностью инновационных интегрированных научно-образовательно-производственных систем, важную роль сыграли труды современных отечественных исследователей: М.В. Булановой-Топорковой, В.Л. Глазычева, А.А. Овсянникова, Г.В. Сучкова, В.Е. Шук-шунова.
Российской системе высшей школы была свойственна цикличность в принципах и тенденциях развития и освоения научного и общественного опыта.
В рамках теории человеческого капитала образование рассматривается как капитал и важнейшая предпосылка социально-экономического развития. Высшая школа - важнейший инструмент интеллектуального освоения и научно-инновационного развития региона. Развитие высшей школы и человеческого потенциала науки выступает детер-минантой приобщения депрессивных или дотационных регионов к новым технологиям, интенсивного освоения территорий, перспективой увеличения результативности научно-производственного комплекса, достижения устойчивого поступательного развития. Однако в процессе развития высшей школы можно наблюдать результаты ее воздействия и на другие аспекты освоения: средством социального освоения, как правило, выступают классические университеты.
В Концепции долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 г. образованию отведена особая роль двигателя системных изменений в экономике и обществе. При этом в качестве базовой цели государственной образовательной политики здесь зафиксировано повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].
Продуманная политика в сфере образования, опирающаяся на концептуальные подходы к анализу вуза как экономического института, есть основа выхода российского высшего образования из проблемных зон.
При этом современная политика в сфере образования и науки будет способствовать росту благосостояния и конкурентоспособности регионов в том случае, если она разрабатывается и проводится в единстве с активной инновационной политикой, с развитием научно-образовательного предпринимательства. Региональные классические и инновационные университеты приобретают функции и задачи регионообразующих предприятий, и должны принимать активное участие в создании конкурентоспособной инновационной инфраструктуры - технопарков, университетских комплексов, инновационных центров, т. е. в создании национальной инновационной инфраструктуры.
В качестве механизмов реализации «новой модели роста», активизирующих недоиспользованный в экономике человеческий потенциал науки, обладающий существенной экономической значимостью, можно предложить следующие инструменты институциональных реформ в высшей школе.
Во-первых, оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования в направлении обеспечения их международной конкурентоспособности. Пути оптимизации авторы видят в реорганизации слабых вузов, потерявших связь с рынками труда и с низкими показателями исследовательской активности, и присоединении их к исследовательским университетам и университетским комплексам.
Во-вторых, повышение эффективности профессионального образования и экономической отдачи от научных исследований и разработок [9, 10], как следствие - повышение инновационного и научно-технического потенциала экономики России. Эффект предположительно может быть оценен в 1-1,1 % годового роста ВВП к 2020 г. В долгосрочной перспективе (к 2025 г.) соответствующие негативные тенденции могут привести, при прочих равных условиях, к сокращению российского ВВП в реальном выражении на 7-10 %. Система профессио-
нального образования может способствовать преодолению соответствующих негативных тенденций, нацеливаясь на повышение качества и результативности подготовки специалистов высокой квалификации. Таким образом, высвобождающиеся ресурсы профессионального образования следует направлять на развитие образовательной системы инновационного типа, повышение качества и эффективности подготовки специалистов.
В-третьих, создание условий для возврата российской научной элиты, уехавшей за рубеж и привлечение иностранной высокоинтеллектуальной рабочей силы.
В-четвертых, развитие сети крупных исследовательских университетов с целью обеспечения их международной конкурентоспособности. Необходимо увеличение норматива финансирования исследовательских университетов в расчете на студента. Эта мера позволит обеспечить привлечение и закрепление преподавательских кадров международного уровня, развитию международных научных связей, что призвано стать важным источником инновационного роста.
В-пятых, реконструкция кампусов ведущих университетов для обеспечения их международной конкурентоспособности.
В-шестых, обеспечение исследовательским университетам пролонгированного финансирования программ фундаментальных и поисковых исследований.
В-седьмых, повышение степени патентной защиты в экономике. Эта мера станет благоприятным условием реализации результатов научной деятельности внутри страны и привлечения инвестиций в наукоемкое производство.
Проведенная работа позволяет сформулировать основной принцип разработки мер государственной экономической политики, нацеленной на стимулирование инновационного развития, который заключается в следующем: устойчивая в долгосрочном периоде экономическая политика стимулирования инновационного развития должна задействовать и раскрывать человеческий потенциал науки через формирование высокоэффективной институциональной структуры высшей школы, интегрирующей и согласующей интересы образования, науки и наукоемкого производства.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р) URL: http://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 20.02.2015).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р). URL: http://innovation.gov.ru/taxo-nomy/term/586 (дата обращения: 22.02.2015).
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (утверждено Председателем Правительства РФ 31.01.2013 г.). URL: http://atr-rb. bashkortostan.ru/activity/program-targeted-plan ning/npa/476/ (дата обращения: 22.02.2015).
4. Костылева С.Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 1 (45). С. 148-154.
5. Толмачева Е.В. Проблемы формирования человеческого потенциала науки в условиях инновационно-ориентированной российской экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 5 (133). С. 60-66.
6. Балацкий Е., Сергеева В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 133-148.
7. Полтерович В.М., Попов В.В. Демократизация и экономический рост // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 13-27.
8. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий: пер. с англ. М., 2007.
9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: htpp ://www. consultant.ru/docuvent/cons_ doc_LAW_158523/ (дата обращения: 18.02.2015).
10. Развитие образования: государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 гг. URL: http ://events.informika. ru/phpp/files/news/ news/d6/59/66/gosprogramma_razvitie_obrazov aniya_proekt.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiya Rossii do 2020 g. (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. №1662-r). URL: http://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2015).
2. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2020 g. (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 8.12.2011 g. № 2227-r). URL: http://innovation.gov.ru/taxo-nomy/term/586 (data obrashcheniya: 22.02.2015).
3. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 g. (utverzhdeno Predsedatelem Pravitel'stva RF 31.01.2013 g.). URL: http://atr-rb. bashkortostan.ru/activity/program-targeted-plan ning/npa/476/ (data obrashcheniya: 22.02.2015).
4. Kostyleva S. Yu. Institut vysshego obrazo-vaniya v kontekste ekonomicheskogo razvitiya // Vo-prosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2013. № 1 (45). S. 148-154.
5. Tolmacheva E.V. Problemy formirovaniya che-lovecheskogo potentsiala nauki v usloviyakh in-novatsionno-orientirovannoy rossiyskoy ekono-miki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2014. Vyp. 5 (133). S. 60-66.
6. Balatskiy E., Sergeeva V. Nauchno-prakti-cheskaya rezul'tativnost' rossiyskikh universitetov // Voprosy ekonomiki. 2014. № 2. S. 133-148.
7. Polterovich V.M., Popov V.V. Demokratiza-tsiya i ekonomicheskiy rost // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. № 2. S. 13-27.
8. Chesbro G. Otkrytye innovatsii. Sozdanie pribyl'nykh tekhnologiy: per. s angl. M., 2007.
9. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder-al'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ. URL: htpp ://www. consultant.ru/docuvent/cons_doc_ LAW_158523/ (data obrashcheniya: 18.02.2015).
10. Razvitie obrazovaniya: gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii na 2013-2020 gg. URL : http ://events.informika. ru/phpp/files/news/ news/d6/59/66/gosprogramma_razvitie_obrazov aniya_proekt.pdf (data obrashcheniya: 18.02.2015).
Поступила в редакцию 18.03.2015 г.
UDC 330
THE ROLE OF HUMAN POTENTIAL OF SCIENCE TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF INSTITUTIONAL REFORMS OF HIGHER SCHOOL: CONCLUSIONS ON ECONOMIC POLICY
Svetlana Yurevna KOSTYLEVA, Tambov branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Management Department, e-mail: [email protected]
Elena Vladimirovna TOLMACHEVA, Tambov branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and accounting, e-mail: [email protected]
In the modern Russian reality, the potential for economic growth at the expense of use in recent years, the raw materials export model is almost exhausted. The government of Russia in the long term for the implementation of the innovation scenario of development of the Russian economy it is necessary to conduct a comprehensive transformation in the institutional structure of higher education and the actualization of human potential of science to achieve the effectiveness of the reforms. The assumption that stable long-term policies to encourage innovative development must engage and unleash the human potential of science through effective institutional system of higher education is substantiated. The basic principle of the development of measures of state economic policy aimed at stimulating innovative development, creating effective configuration of the in-country educational institutions was formulated. The means proposed for institutional reforms in higher education aimed at revitalizing underutilized in the economy of Russia human potential of science. Justification of the proposed hypotheses is given with the involvement of known economic science and methodological foundations of the concept mathematical approaches, such as institutional Economics, human capital theory, theoretical approaches to the justification of economic growth in the framework of structural reforms.
Key words: economic policy; innovative economics; an effective system of educational institutions; human potential science.