Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в контексте модернизации российской экономики: анализируя прошлое, оценивая настоящее, планируя будущее'

Развитие человеческого капитала в контексте модернизации российской экономики: анализируя прошлое, оценивая настоящее, планируя будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / RESEARCHES (R&D) / EDUCATION / INNOVATION / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION ECONOMY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основные факторы, способствующие формированию в России инновационной экономики, основанной на знаниях. Дается предварительная оценка того, какую роль могут играть российское образование и наука в решении задач модернизации экономики с учетом исторических особенностей их развития, их текущей конкурентоспособности, новых требований к их качеству и эффективности, а также с учетом международных тенденций и стратегических приоритетов развития образования, науки и инноваций. Подчеркивается необходимость проведения объективной оценки конкурентоспособности российского образования и науки, определения возможных точек роста, сильных и слабых сторон российской инновационной системы, а также разработки необходимых мер для превращения человеческого капитала в реальный ресурс социально-экономических преобразований в России. В материале также представлены публикуемые в данном номере аналитические статьи, в которых рассматриваются различные аспекты инновационной политики, анализируется успешный зарубежный и отечественный опыт реализации некоторых важных направлений политики по развитию человеческого капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Human Capital in the Context of Modernization of Russian Economy: Analyzing the Past, Evaluating the Present and Planning the Future

The paper is focused on the main drivers of the Russia's transition to the knowledge-based innovative economy. The author evaluates the potential role of Russian education and science in the further economical modernization taking into account the history, current competitiveness and new challenges such as quality and effectiveness requirements as well as international trends and policy priorities in education, R&D and innovation areas. The author stresses the need of the complex and evidence-based evaluation of the Russian competitiveness in education and research, analysis of strengths and weaknesses of the national innovation system and policy measures to transform the human capital into an asset and resource of social and economic modernization. The paper also makes an introduction for the articles of the presented Journal's, focusing on different dimensions of innovation economy and analyzing the best national and international policy practices in the areas observed

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в контексте модернизации российской экономики: анализируя прошлое, оценивая настоящее, планируя будущее»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Развитие человеческого капитала в контексте модернизации российской экономики: анализируя прошлое, оценивая настоящее, планируя будущее

Т.А. Мешкова

Мешкова Татьяна Анатольевна - к.полит.н., директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]

Ключевые слова: образование, наука, инновации, национальная инновационная система, инновационная экономика, модернизация Key words: education, researches (R&D), innovation, national innovation system, innovation economy, modernization

В статье рассматриваются основные факторы, способствующие формированию в России инновационной экономики, основанной на знаниях. Дается предварительная оценка того, какую роль могут играть российское образование и наука в решении задач модернизации экономики с учетом исторических особенностей их развития, текущей конкурентоспособности, новых требований к качеству и эффективности, а также с учетом международных тенденций и стратегических приоритетов развития образования, науки и инноваций. Подчеркивается необходимость проведения объективной оценки конкурентоспособности российского образования и науки, определения возможных точек роста, сильных и слабых сторон российской инновационной системы, а также разработки необходимых мер для превращения человеческого капитала в реальный ресурс социально-экономических преобразований в России.

В статье также представлены публикуемые в данном номере аналитические материалы, в которых рассматриваются различные аспекты инновационной политики, анализируется успешный зарубежный и отечественный опыт реализации некоторых важных направлений политики по развитию человеческого капитала.

«Образование для инновационных обществ в XXI в.» - так назывался итоговый документ, принятый странами - членами «Группы восьми» на Санкт-Петербургском саммите 2006 г., ставший важным результатом председательства России в авторитетном международном клубе. В этой декларации страны - члены «Восьмерки» обязались «способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов "треугольника знаний" - образование, исследования и инновации (knowledge triangle: education - research - innovation), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» [1].

Образование, наука и инновации сегодня в большинстве экономически развитых стран,

в том числе в странах ЕС [2], рассматриваются как взаимосвязанные компоненты экономики знаний, комплексное и последовательное развитие которых способно обеспечить динамичный и устойчивый экономический рост и занятость населения. Курс на сближение и синергию Европейского пространства высшего образования (EHEA) и Европейского научного пространства (ERA) задает одно из важнейших направлений дальнейшего развития Болонско-го процесса на следующее десятилетие, призванное укрепить одну из отличительных черт европейского высшего образования - «уникальную роль университетов в обеспечении тесного взаимодействия между образованием, наукой и инновациями». Формирование инновационной экономики, важным компонентом которой является развитие человеческого, интеллектуального капитала, провозглашено также в качестве национального приоритета развития России1.

1 По материалам Министерской встречи стран - участниц Болонского процесса, Будапешт - Вена, 11-12 марта 2010 г. (http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/2010_conference/), в том числе Будапештско-Венской Декларации о Европейском пространстве высшего образования, 12 марта 2010 г. (http://www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/bologna/2010_conference/documents/Budapest-Vienna_Declaration.pdf).

Необходимость повышения интеллектуального капитала нации и превращения образования в движущую силу экономического роста осознается в нашей стране уже давно. «Еще не было учителей, не было школ и средств, а уже были мечты об осуществлении всеобщего образования. Их создавали примеры Западной Европы и острая боль стыда за "темную Россию"», - писал историк Б. Веселовский [3] во второй половине XIX в., в конце которого общий уровень грамотности в России составлял около 20%. «Образование даст победу России. В конечном итоге принесет победу конкуренция ума, а не каменного угля: его можно всегда привезти <...> Все есть у нас, но мало ума. <...> Каменный угль и руду легко привезти, но ум труднее всего ... <...>», - эти слова, очень напоминающие риторику сегодняшних дней, принадлежат профессору Московского университета Ивану Озерову и сказаны в начале прошлого века [4]. В тронной речи по случаю открытия I Государственной Думы 26 апреля 1906 г. Николай II включил народное просвещение в число основных государственных приоритетов. В 1911 г. III Государственная Дума приняла финансовый план всеобщего обучения, согласно которому создание материальной базы для достижения всеобщей грамотности планировалось к концу 1920-х гг.

Чуть позднее, в 20-40-х гг. прошлого века, в Советской России была предпринята попытка использовать систему образования в качестве одной из важнейших движущих сил экономической модернизации, когда для решения грандиозных по масштабу задач индустриализации и стар и млад сели за парты. При этом образованию отводилась не только важная экономическая роль, перед ним ставились важные социальные задачи - формирование нового человека для нового общества. Массовая ликвидация безграмотности в начале XX в. была своего рода Приоритетным национальным проектом «Образование» того времени (со своими целевыми показателями: каждый грамотный должен был обучить 40 безграмотных!), направленным и на решение новых экономических, социальных и политических целей. К 1940 г. писать и читать научились почти 60 млн человек. Этот грандиозный национальной проект по ликвидации безграмотности не

имел аналогов в мировой практике. Секрет его успеха объясняется не только использованием мощного «административного ресурса», но и наличием широкой общественной поддержки, соответствием проводимой политики народному стремлению к знаниям.

Конечно, грамотность и образование - не одно и то же. Долгое время образование (грамотность) внедрялось в массы методами принуждения. Поэтому массовое образование в России надолго впитало в себя дух несвободы, несовместимый с идеями инновационности, академических свобод, предпринимательства, без чего современный университет не может обойтись.

Курс на массовость надолго взял верх над курсом на качество образования и на интеграцию образования и науки. Хотя вузовская наука в СССР была признана на законодательном уровне уже в 30-е гг. прошлого века, исследования, проводимые вузами, не были включены в систему централизованного планирования и финансирования, и фактически образование в СССР за исключением небольшого числа ведущих вузов было отделено от науки.

Позднее на историю советского периода развития системы образования наложились последствия кардинальных социальных, политических, культурных, идеологических и экономических изменений, произошедших в России в 90-е гг. прошлого века. Несмотря на то что в условиях современной глобализации на политику развития человеческого капитала в России все больше влияют универсальные факторы, до конца преодолеть историческую память и специфику развития образования и науки в советский и переходный периоды мы не можем до сих пор.

Сегодня в качестве основы формирования «экономики благосостояния» в России руководством страны провозглашена концепция «5-ти»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, интеллект2. Приоритетным направлением развития страны признано «производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, а значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве» [5]. Такой подход закреплен и в подготовленной правительством Концепции долгосрочного социально-экономического развития

2 Впервые эта концепция в формате четырех «и» была озвучена Д.А. Медведевым еще в ходе его избирательной кампании на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 г. (http://www.regnum.ru/news/957732.html). В Послании Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации добавил к этому «квартету» пятую составляющую - интеллект (http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749. shtml).

Российской Федерации на период до 2020 г. [6], в которой в качестве первостепенной ставится задача перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономики и превращение экономики знаний и высоких технологий в один из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимых к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Один из целевых ориентиров связан с тем, что российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Ожидается, что к 2020 г. Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах, будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Вместе с тем все более распространенными становятся опасения по поводу падения уровня качества российского образования, потери Россией передовых позиций в мире, что является «самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности» [7]. В открытом письме российских ученых, работающих за рубежом, адресованном в октябре 2009 г. Президенту Российской Федерации, состояние фундаментальной науки в России оценивается как катастрофическое [5], а разрушение созданной в советский период научной «ткани» общества (мощной научно-технической и кадровой базы и устойчивых механизмов их воспроизводства) - как фактор исчезновения уже в ближайшее время науки мирового уровня в России и утраты знаний в катастрофических масштабах.

Таким образом, перед российским образованием и наукой сегодня стоят гораздо более сложные задачи, чем перед большинством европейских стран: необходимо преодолевать прошлое, формировать настоящее с учетом общемировых тенденций и постоянно меняющихся требований к образованию, заниматься планированием на будущее с учетом долгосрочных и достаточно амбициозных целей социально-экономического развития.

Каждая из этих задач нетривиальна. Преодолевать прошлое надо не механически и огульно, а критически и внимательно, отдавая себе отчет в том, что советская система воспроизводства и развития человеческого капитала, несмотря на все ограничения и недостатки, имела

и свои плюсы, и свои достижения. Кроме того, необходимо понимать, что система образования и науки - это, прежде всего, сложная социальная ткань, система социальных отношений, конкретные люди, которые на протяжении жизни являются в разных качествах участниками процесса производства, потребления и передачи знаний. И любые радикальные преобразования, как и их полное отсутствие, неизбежно приводят к разрушению этой ткани.

Процесс текущих реформ является не менее сложной задачей, поскольку требует постоянного пересмотра, изменений, корректировки с учетом ускоряющихся темпов жизни, технологических изменений, роста конкуренции и мобильности, расширения возможностей для обмена успешным опытом образовательной и научно-технической политики.

Например, при планировании политики в системе высшего образования как на национальном, так и на институциональном уровне сегодня необходимо учитывать постоянно растущие требования к современным системам образования, появление наряду с традиционными функциями высшего образования (производство и передача знаний, воспитание и всестороннее развитие личности, подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда) новых задач - социально-политической (преодоление социального неравенства, повышение социальной сплоченности в обществе) и инновационной (превращение вузов в исследовательские центры и очаги распространения инноваций, повышение роли вузов в развитии регионов).

Необходимость постоянного развития и совершенствования образовательных систем диктуется самой жизнью, стремительно меняющейся под воздействием технологического прогресса и процесса глобализации. Система образования должна быть гибкой, динамичной и отзывчивой к меняющимся требованиям рынка труда, экономики, общества. Российское образование всегда славилось своей фундаментальностью. Эта особенность, безусловно, была и остается его сильной стороной. Но для ориентации и полноценной жизни в постоянно усложняющемся мире только теоретических знаний недостаточно, от людей требуется умение учиться, стремление к непрерывному совершенствованию профессиональных, научных и технических навыков, готовность к смене профессий и сфер деятельности. Глобальным рынком труда, на котором функционируют многочисленные транснациональные корпорации,

в настоящее время востребованы работники, обладающие навыками и компетенциями, соответствующими международным стандартам, владеющие иностранными языками, умеющие легко адаптироваться к новой мультикультур-ной и мультилингвистической среде, способные к постоянному повышению квалификации, обладающие навыками инновационной деятельности в постоянно меняющемся и усложняющемся социально-экономическом, культурном и политическом контексте.

При этом сколь бы ни были универсальными требования к современным системам образования (прежде всего доступность, качество, инновационность, интернационализация), в случае каждой конкретной страны реализация указанных принципов имеет свою национальную специфику, обусловленную особенностями социально-экономического контекста и традициями развития образования. Для каждой страны важно найти свой уникальный оптимальный баланс между этими ключевыми характеристиками, которые именно в своем динамическом равновесии способны обеспечить как максимально эффективное развитие человеческого капитала, так и внести наибольший вклад в социально-экономическое развитие страны.

В свою очередь процесс долгосрочного прогнозирования и планирования требует от тех, кто разрабатывает и реализует образовательную и научно-техническую политику, глубоких экономических знаний, особых - менеджерских -навыков, позволяющих проводить серьезную оценку реально имеющихся ресурсов и возможностей, предельно допустимых нагрузок.

Если указанные выше опасения по поводу утраты Россией конкурентных преимуществ в интеллектуальной сфере обоснованы, то для достижения амбициозных стратегических целей нашей стране в ближайшие десять лет необходимо будет предпринять масштабные и радикальные меры по модернизации отечественной образовательной, научно-технологической и инновационной систем. Не приведет ли это к модернизационному перенапряжению и перегреву российской экономической системы? Найдутся ли необходимые ресурсы, воля и энтузиазм, необходимая общественная поддержка таких преобразований?

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить уже сегодня, планируя свое будущее, можно сформулировать следующим образом.

Насколько состояние образовательной, научно-технической и инновационной систем

и тенденции их реформирования соответствуют новому складывающемуся имиджу России как модернизирующейся и динамично развивающейся в экономическом плане, последовательно придерживающейся демократических принципов страны, с полным основанием претендующей в ближайшее время на присоединение к числу экономически развитых стран, стремящейся «избавиться от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости», «обрести в ближайшее время статус мировой державы на принципиально новой основе», «подняться на новую более высокую ступень развития цивилизации», «создать общество умных, свободных и ответственных людей», «создать современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда» [8]?

Насколько российская сфера «интеллектуального производства» является на сегодняшний момент долгосрочной опорой амбициозных планов по модернизации российской экономики и ее переводу на инновационные рельсы, по интеграции в глобальную экономику в качестве одного их ведущих лидеров и распространению своего авторитета в мире благодаря использованию инструментов так называемого мягкого влияния, к которым в первую очередь относятся образование и наука?

Для того чтобы попытаться ответить на поставленные выше вопросы, сегодня как никогда важно провести объективную оценку конкурентоспособности российского образования и науки, определить возможные точки роста, сильные и слабые стороны российской инновационной системы, и оценить необходимые ресурсы, которые потребуются для проведения серьезных преобразований.

При этом такую оценку важно проводить не только исходя привычно из масштабов системы, но также учитывая новые требования к качеству и эффективности образования и науки, анализируя международные тенденции и стратегические приоритеты развития образования, науки и инноваций. В идеале такая оценка должна стать неотъемлемой частью мониторинга, сопровождающего процесс реформирования.

В начале статьи неслучайно было сказано о «треугольнике знаний» как концептуальной основе построения «новой» экономики - экономики знаний во многих странах мира. Несмотря на то что российские вузы сегодня рассматриваются как лидеры инновационного процесса, представляется, что инновационный и модер-

низационный прорыв в России может быть достигнут только за счет тесной интеграции науки и образования, за счет последовательных и взаимодополняющих глубоких преобразований как образовательной, так и научно-технической системы.

Интеллектуальный капитал нации, масштаб системы образования, уровень образованности населения пока еще остаются важными конкурентными преимуществами. Поиск своего уникального пути и достойного места в современном мире на основе использования и постоянного развития своих конкурентных преимуществ - это и есть реальное воплощение инновационного развития, ибо инновации означают, прежде всего, деятельность. Как сказал наш современник, артист, дизайнер и художник Патрисио Монтесинос, слова которого послужили одним из эпиграфов к материалу Дж. Салми, публикуемому в данном номере: «Инновация - это значит видеть то, что видно всем, думать о том, о чем думают все, и делать

то, что не делает никто».

***

В публикуемых в данном номере журнала материалах представлены различные аспекты, связанные с решением задач модернизации российского образования, науки и экономики в целом и создания национальной инновационной системы. Публикуемые экспертные оценки, стратегические программные документы, результаты международных аналитических проектов представляют успешный зарубежный и отечественный опыт реализации некоторых важных направлений политики, ориентированной на развитие человеческого капитала.

Оценивая реальные основы для перехода российской экономики к инновационной модели развития, важно понять, в какой мере можно говорить о наличии (или хотя бы о предпосылках построения) в России национальной инновационной системы (НИС), которая бы обеспечивала серьезную экономическую отдачу от инвестиций в развитие человеческого капитала и в научно-технический потенциал страны. То есть важно не только ответить на вопрос, существуют ли в России важнейшие компоненты экономики знаний (такие как учреждения образования и профессиональной подготовки, соответствующая макроэкономическая и нормативная база, сети инновационных предприятий, адекватная

информационно-коммуникационная структура, меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий и меры, обеспечивающие доступ к глобальным источникам знаний и участие в глобальном рынке образовательных услуг и научно-технических разработок и т.д.) и насколько они соответствуют современным требованиям к качеству и эффективности, но и оценить, в какой мере эти различные элементы объединены в единую инновационную систему, способную обеспечить кумулятивный и синер-гетический эффект.

Такая оценка была проведена совместными усилиями экспертов российских институтов и ОЭСР в рамках проекта, реализованного в 2008-2009 гг. и связанного с подготовкой базового доклада «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» к Обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации3.

В связи с необходимостью дальнейшего реформирования национальной инновационной системы в условиях реализации посткризисной политики и поиска основ для дальнейшего устойчивого экономического роста особый интерес для нашей страны представляют политические рекомендации, разрабатываемые в рамках Инновационной стратегии ОЭСР. Решение о начале этого проекта ОЭСР, который на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных и масштабных, было принято на заседании Совета министров ОЭСР в 2007 г., т.е. еще до того, как стали проявляться очевидные признаки мирового экономического и финансового кризиса. Разразившийся в 2008 г. кризис еще больше актуализировал разработку такой стратегии и повысил внимание стран к его результатам. Концептуальные основы Инновационной стратегии ОЭСР представлены в статье В.Н. Киселева и др. Социальные аспекты инновационной деятельности ОЭСР и проблемы их измерения представлены в материале Л.Н. Проскуряковой. Вопросы международного измерения такого важного компонента НИС, как инфокоммуникационная структура через призму индексов развития информационного общества и экономики знаний, рассматриваются в статье Е.В. Лобзы и др.

При оценке потенциала и возможностей российского образования и науки необходимо учитывать новые требования, предъявляемые

3 Базовый доклад к обзору ОЭСР «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации». URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf (дата обращения: 20.02.2010).

сегодня к сфере производства знаний обществом, экономикой, рынком труда. Характер международных дискуссий, принимаемых международных документов (в том числе упомянутой выше декларации «Группы восьми», принятой в 2006 г.) свидетельствует, что образованию отводится особая роль в построении инновационной экономики, и эта роль должна только укрепиться в контексте решаемых сегодня задач по поиску и созданию новых основ для долгосрочного, устойчивого, эколого-ориентированного («зеленого») роста.

В условиях кризиса и последовавшего за ним роста безработицы в большинстве стран ОЭСР наблюдается повышение спроса на образование4. В то же время кризис с очевидностью выявил необходимость разработки эффективных моделей устойчивого финансирования образования. В связи с этим особый интерес представляет публикуемый в данном номере журнала перевод статьи Дж. Салми «Сценарии устойчивого финансирования высшего образования».

Экономический и финансовый кризис выявил и другие важные требования, предъявляемые к современным системам образования и связанные с необходимостью улучшения качества профессионального образования и подготовки, создания условий для совершенствования профессиональных навыков и адаптируемости рабочей силы к меняющимся требованиям рынка труда, возможностей реализации на практике концепции обучения в течение всей жизни. В этом контексте интересен анализ наиболее успешных практик образовательной политики, международных тенденций в области профессионального образования и подготовки, признания результатов неформального и информального обучения в странах ОЭСР. В статьях Б.В. Железова «Анализ политики стран - членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования» и А.Я. Яковлевой «Анализ политики стран - членов ОЭСР в области профессионального образования и подготовки» анализируются результаты двух завершившихся проектов ОЭСР в сфере образования. В данных статьях не только рассматривается успешный опыт стран - участниц проектов и политических рекомендаций ОЭСР, но также оцениваются возможности их использования в России с учетом российской специфики разви-

тия образования и текущих задач по модернизации образования и экономики в целом.

Оценивая сегодняшнее состояние и перспективы развития российского образования и науки, их инновационный потенциал, важно понимать, что растущая нагрузка на образовательную и научно-техническую систему в России связана как с внутреннем курсом на модернизацию и на построение инновационной экономики, так и с внешним контекстом, для которого характерны усиливающаяся глобализация и взаимозависимость экономик, а также растущая конкуренция на глобальном рынке знаний, разработок и технологий, трудовых ресурсов.

Проводимые сегодня во многих странах глубокие реформы образовательных и научно-технических систем являются своего рода ответом на вызовы глобализации и можно с уверенностью прогнозировать, что многие динамично развивающиеся экономики, уже сегодня демонстрирующие впечатляющие достижения в экономике знаний, в ближайшее время не будут стоять на месте, и конкуренция в борьбе за человеческий капитал в ближайшее время будет только возрастать. В этих условиях национальные конкурентные преимущества в области развития человеческого капитала не могут быть раз и навсегда данными и требуют постоянного поддержания и преумножения.

В контексте глобализации важным фактором конкурентоспособности отечественного образования и науки становятся разработка и реализация комплексной и последовательной политики интернационализации, направленной на минимизацию возможных негативных последствий глобализации (таких, например, как утечка мозгов, утрата идентичности и самобытности отечественного образования и науки, снижение возможностей управления и контроля качества трансграничных форм организации образовательной и научной деятельности и т.д.) и максимизацию ее преимуществ с точки зрения развития человеческого капитала и повышения его вклада в инновационную экономику. Представленная среди материалов данного номера Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. является важным практическим шагом и программным документом для дальнейшей последовательной реализации стратегии интернационализации россий-

4 Summary of the Initial EDUCATIONTODAY Crisis Survey, June 2009 - Impact of the Economic Crisis on Education. EDU/RD(2009)1. 5 November 2009.

ского образования, создания системы мер, направленных на повышение конкурентоспособности и привлекательности российского образования.

Безусловно, поставленные выше вопросы достаточно сложны и глобальны. Мы надеемся, что публикуемые в данном номере журнала материалы смогут внести свой вклад в экспертную и широкую общественную дискуссию по столь актуальной и сложной теме, как совершенствование политики развития человеческого капитала в России в целях перехода к инновационной модели экономики, а также послужат основой для принятия политических решений, направленных на создание реальных основ для долгосрочного устойчивого социально-экономического роста в нашей стране.

Литература

1. Образование для инновационных обществ в XXI в. Саммит «Группы восьми», Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. URL: http://www.edu.ru/mon-site/ press/news/2753/ (дата обращения: 01.03.2010).

2. Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council on Developing the Role of Education in a Fully-functioning Knowledge Triangle /

European Commission. 14344/09 EDUC 152 SOC 589 RECH 320 COMPET 415. Brussels, 20 October 2009.

3. Поход за культурой. К 90-летию принятия декрета СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (буклет выставки 22 октября 2009 г. - 7 февраля 2010 г.). Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный исторический музей», 2009

4. Озеров И. На борьбу с народной тьмой. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1907. Цит. по: Независимая газета, 13 января 2010 г.

5. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www. kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml (дата обращения: 01.03.2010).

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

7. Открытое письмо ученых Президенту Российской Федерации, 2 октября 2009 г. / Информационный портал «Наука 21 век». URL: http://nauka21vek. ru/archives/4808 (дата обращения: 01.03.2010).

8. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 г. URL: http://www.kremlin. ru/transcripts/5979 (дата обращения: 01.03.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.