Научная статья на тему 'Специфика развития национальных инновационных систем за рубежом: опыт Финляндии'

Специфика развития национальных инновационных систем за рубежом: опыт Финляндии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SPECIFICITY / INNOVATION SYSTEMS AND COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатьянова И. Р.

Одним из условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности национальной экономики, является развитие национальной инновационной системы России. Формирование российской системы инноваций требует учета зарубежной практики становления инновационных систем. Одним из наиболее удачных примеров стремительного роста на базе высоких технологий является Финляндия. Последовательная государственная политика, выборочный подход к финансированию, поддержка взаимосвязи науки и бизнеса, развитие инфраструктуры составили основу инновационной системы Финляндии и способствовали росту эффективности финской экономики. Опыт этой страны может быть крайне полезным для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEMS ABROAD: THE FINNISH EXPERIENCE

One of the conditions for the growth of national economy competitiveness is the development of a national innovation system in Russia. Formation of the Russian innovation system requires consideration of international practices of innovative systems. One of the best examples of rapid growth based on high technology is Finland. Consistent policy, selective approach to funding, support for the relationship between science and business, and infrastructure development were the basis of the innovation system in Finland and contributed to the growth performance of the Finnish Economy. Experience in this country can be extremely useful for Russia.

Текст научной работы на тему «Специфика развития национальных инновационных систем за рубежом: опыт Финляндии»

ты и недоработки, связанные с нефункциональными характеристиками технологии, их надо устранить, модифицируя саму технологию, до попыток ее внедрения.

Трансферт инноваций является одним из рыночных регуляторов процессов модернизации. Специально созданная патентно-лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права авторов на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства. В обычное понятие трансферта инноваций вкладывается процесс передачи права владения и использования технологий от одного предприятия или владельца к другому. Но, ориентируясь на современные условия рынка и описывая трансферт инноваций применительно к девелопменту, в само понятие «трансферта инноваций» стоит закладывать значение внедрения, нежели передачи прав. Наукоемкие производства, неизученные технологии, адаптация под конкретные задачи - вот основополагаю-

щие для развития малых научных предприятий, что становится решением проблем для крупных корпораций, желающих внедрять технологии.

Стоит отметить, что сама идея трансферта инноваций - экономически сильна. Она создает рабочие места в малых предприятиях, давая им развиваться; она несет в себе модернизацию, делая более сильными стороны таких отраслей, как промышленность и строительство; она позволяет развиваться не только технологии на местах, но и поднимает уровень на более высокий не только конкретного предприятия, но и отрасли экономики.

Трансферт инноваций сегодня будет способствовать развитию собственных компетенций завтра, хотя, конечно же, надо закладывать фундамент уже сейчас: готовить инфраструктуру, кадры, отрабатывать инструменты для развития инновационного бизнеса, создания собственных ноу-хау.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЗА РУБЕЖОМ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

Фатьянова И.Р., ассистент кафедры Менеджмента инвестиции и инновации РЭУ им. Г.В. Плеханова

Одним из условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности национальной экономики, является развитие национальной инновационной системы России. Формирование российской системы инноваций требует учета зарубежной практики становления инновационных систем. Одним из наиболее удачных примеров стремительного роста на базе высоких технологий является Финляндия. Последовательная государственная политика, выборочный подход к финансированию, поддержка взаимосвязи науки и бизнеса, развитие инфраструктуры составили основу инновационной системы Финляндии и способствовали росту эффективности финской экономики. Опыт этой страны может быть крайне полезным для России.

Ключевые слова: специфика, инновационные системы, конкурентоспособность.

THE SPECIFICITY OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEMS ABROAD: THE FINNISH EXPERIENCE

Fatyanova I., Assistant Professor, Investment Management and Innovation chair, Plekhanov Russian University of Economics.

One of the conditions for the growth of national economy competitiveness is the development of a national innovation system in Russia. Formation of the Russian innovation system requires consideration of international practices of innovative systems. One of the best examples of rapid growth based on high technology is Finland. Consistent policy selective approach to funding, support for the relationship between science and business, and infrastructure development were the basis of the innovation system in Finland and contributed to the growth performance of the Finnish Economy. Experience in this country can be extremely useful for Russia.

Keywords: specificity, innovation systems and competitiveness.

Озвученные Президентом задачи модернизации российской экономики и рост уровня конкурентоспособности промышленности требуют разработки механизмов для повышения инновационной активности и усиления инновационной направленности национальной экономики. Решение данных задач будет возможным в случае создания соответствующей институциональной среды и инновационной инфраструктуры, т.е. речь идет о формирования в стране полноценной национальной инновационной системы.

Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы (НИС) является одним из главных стратегических приоритетов развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года проблеме создания инновационной системы России уделяется особое внимание [1]. В данном документе выделяются ориентиры и основные направления развития российской системы инноваций. В то же время сегодня требуется выработка более детального подхода к развитию российской НИС, решение острых проблем, накопившихся в инновационной сфере страны, требуется конкретизация направлений модернизации инновационной сферы и укрепления взаимоотношений между ее основными участниками.

При разработке направлений и механизмов развития российской системы инноваций особую актуальность приобретает учет опыта зарубежных стран в области стимулирования инновационной активности и формирования эффективно функционирующих национальных инновационных систем.

Наибольший интерес с позиции изучения особенностей функционирования НИС вызывают развитые страны (США, Великобритания, Германия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Япония и др.), а также государства, интенсивно развивающие инновационные системы (Китай, Гонконг, Сингапур, страны Латинской Америки).

Данные страны характеризуются высокой динамикой развития сферы исследований и разработок (ИР), значительными расходами на поддержание и стимулирование инноваций, активной поддержкой сферы образования и научно-исследовательского комплекса, внимательным отношением правительств к вопросам развития национальных инновационных систем.

Обратимся к практике развития национальной инновационной системы Финляндии. Опыт Финляндии особенно интересен в связи с тем, что эта страна является одной из наиболее динамично развивающихся в инновационном плане стран среди государств-учас-тниц ОЭСР. В 2011 году рейтинге конкурентоспособности Всемирного банка (Global Competitiveness Index, [2]) Финляндия заняла четвертое место, потеснив США (5 место), Германию (6 место) и Японию (9 место). Успешно проведя серию глубоких преобразований в экономической, социальной и научно-исследовательской сферах после Второй мировой войны и затем в 80-х годах прошлого века, Финляндия вошла в число стран с развитой экономикой нового, инновационного типа.

Совокупная доля расходов на исследования и разработки (ИР) в стране достигает 3,7% от ВВП, что превосходит показатели для США (2,8%), Германии (2,6%), Японии (3,4%), Великобритании (1,8%) и ряда других государств [3]. В планах финского правительства значится доведение доли научных затрат до 4% ВВП. В абсолютном выражении размер научных расходов достигает 7 млрд. долл., при этом среднегодовой прирост расходов составляет 15%

[4].

Как и в большинстве развитых стран основную часть инновационных проектов в Финляндии финансирует бизнес - 68,2% [3]. Среди источников финансирования ИР в стране также заметную роль играют иностранные инвестиции. Необходимо отметить, что

поддержка кроссдисциплинарных межстрановых проектов и активное привлечение зарубежных партнеров при проведении внутренних ИР является одним из приоритетных направлений государственной политики Финляндии. В стране также динамично развивается венчурное финансирование высокорисковых проектов. По доле венчурных инвестиций в ВВП (0,24%) Финляндия лидирует среди остальных стран-членов ОЭСР, опережая США, Германию, Великобританию и другие страны [3].

По доле высокотехнологичных производств в структуре валовой добавленной стоимости Финляндии также опережает многие западно-европейские страны. В структуре финского экспорта почти 24% продукции является высокотехнологичной (против 5% в конце 1980 г. [5]). Сегодня в Финляндии развиваются телекоммуникационная, нефтяная, химическая отрасли, производство электрооборудования и электроэнергетика, а также традиционная отрасль - деревообработка, продукция которых поставляется на экспорт. За неполные 25 лет финская экономика совершила грандиозный скачок от ресурсоориентированной к высокотехнологичной экономике.

Интенсивное развитие наукоемких отраслей началось с принятия в начале 80-х годов государством новой экономической программы. Суть данной программы заключалась в превращении Финляндии в постиндустриальное общество, основу которого составляла бы экономика, основанная на знаниях. Для ее реализации финским правительством была предложена особая модель национальной инновационной системы, которая составила основное конкурентное преимущество современной Финляндии.

Основными чертами финской модели инновационной системы являются:

1. Высокий уровень развития системы образования, внедрение новых подходов к обучению, распространение общедоступного «постоянного» обучения;

2. Преобразование университетов в центры подготовки кадров и проведения исследований;

3. Поддержка и фундаментальных, и прикладных исследований, выборочное внимание только к ИР, обеспечивающим лидерство страны в мире;

4. Высокая заинтересованность бизнеса в кооперации с вузами и исследовательскими центрами в ходе проведения ИР;

5. Преобладание бизнеса в финансировании ИР, наличие собственных лабораторий в крупных корпорациях;

6. Развитый малый инновационный бизнес, плотно сотрудничающий с крупными компаниями;

7. Высокая кластеризация экономики, сети кластеров в различных отраслях;

8. Активная позиция государства в вопросах содействия инновационной деятельности, проведение целенаправленной системной политики;

9. Жесткий отбор инновационных проектов на предмет поддержки и финансирования;

10. Высокоразвитое венчурное финансирование, сосуществование как крупных государственных венчурных фондов, так и малых венчурных фирм;

11. Многообразие институтов поддержки инновационной активности;

12. Высокая степень открытости финской НИС, систематическая работа с зарубежными специалистами.

Формирование НИС Финляндии направлено на обеспечение поддержки инновационной деятельности на всех стадиях, начиная от проведения научных исследований и разработок и заканчивая производством опытных образцов и серийным выпуском продукции. Большой упор делается на развитие образования и поддерживающей инновационной инфраструктуры.

Значительную роль в становлении финской инновационной системы сыграло государство. Именно государство выступало инициатором многих преобразований и активно участвовало в развитии инновационной сферы. Изначально присутствие государственных структур было значительным, тем не менее, частные инициативы не только не ослаблялись, но, напротив, активно поддерживались. С течением времени влияние государства уменьшилось в пользу частных компаний. Если в 1995 г. удельный вес государства в структуре финансирования ИР был свыше 35%, то в 2009 г. доля государственных источников резко сократилась почти до 24% [3, 4]. Несмотря на относительное сокращение государственных расходов на ИР, в абсолютном выражении финансирование из госбюджета и фондов ежегодно увеличивается в среднем на 5%.

В настоящее время в Финляндии функционирует ряд структур, ответственных за развитие инновационной сферы страны. За стратегическое развитие и координацию политики в сфере науки и технологий, а также за всю национальную инновационную систему в целом отвечает Совет по политике в сфере науки и технологий (The Science and Technology Policy Council, STPC), возглавляемый премьер-министром Финляндии. Остальные государственные институты находятся в подчинении либо у Министерства образования, либо Министерства торговли и промышленности. Также при парламенте страны функционирует постоянный комитет - Комитет по вопросам перспективного развития страны (Committee for the Future).

Одна из главных особенностей финской инновационной системы состоит в проведении системной государственной политики, направленной на активизацию деятельности частных компаний, улучшения условий для их функционирования, особенно в сфере развития и распространения знаний и инноваций. Данный подход реализуется через систему частно-государственного партнерства. Необходимо отметить, что вопросам расширения и поддержки сотрудничества и взаимодействия между университетами, бизнесом и государством в Финляндии уделяется особое внимание. В настоящее время по степени взаимодействия между университетами, исследовательскими центрами и компаниями различных форм собственности Финляндия является самой развитой в ЕС.

Правительство Финляндии также всемерно поддерживает частнопредпринимательские инициативы. По мере достижения зрелости финскими компаниями, их участие в финансировании ИР заметно увеличивалось. Сегодня вклад частных компаний в финансирование исследований составляет 68,2% [3]. При этом в исследовательских проектах принимают участие как крупные корпорации, обладающие возможностями содержать собственные научные лаборатории, так и малые инновационные фирмы. Финские компании активно привлекают исследователей в собственные лаборатории - до 60% всех исследователей страны работают в лабораториях частных компаний [6]. Частные инвестиции в ИР наиболее ярко проявили себя на примере Nokia, которая стала настоящим локомотивом ICT-индустрии Финляндии.

Благоприятствуя бизнесу, правительство также заботится о главном компоненте финской НИС - системе образования. Именно современная система образования является главным конкурентным преимуществом этой страны. Образование в Финляндии является общедоступным. Обеспечение условий, при которых все молодые финны могли бы получить достойное образование, относится в категории приоритетных задач государства. Помимо доступности, финская система образования отличается высоким качеством подготовки специалистов. Если 60 лет назад по уровню подготовки выпускники финских вузов считались наименее образованными в Европе, то сейчас они в числе лучших.

Образовательная система тесно взаимосвязана с исследовательской сферой - в университетах проводится основная часть фундаментальных исследований и реализуются многие прикладные разработки. Лаборатории вузов для этого обеспечены высококлассным современным оборудованием, а к исследованиям активно привлекаются студенты и аспиранты. Все ИР в Финляндии финансируются на конкурсной основе. Главные критерии отбора при этом - их высокое качество и перспективность (на уровне мировых разработок). Средства, выделяемые на фундаментальные исследования (15,5% всех государственных отчислений на ИР в 2009 г.), в Финляндии распределяет Академия.

Академия Финляндии выступает главным центром экспертизы научных проектов на предмет их финансирования. Проекты принимаются к реализации только после рассмотрения в советах Академии (в состав которых входят представители науки и бизнеса). Примечательно, что для экспертизы заявок Академия привлекает зарубежных специалистов. Таким образом делается попытка провести наиболее объективное сравнение уровня национальных разработок с зарубежными, а также обменяться опытом.

Особое внимание в Финляндии уделяется вопросам интеграции науки, образования и производительного сектора экономики. Сегодня в финской инновационной системе функционирует ряд посреднических организаций, в задачи которых входит расширение сотрудничества различных субъектов НИС. Особое место среди них занимает Национальное агентство технологий (The National Technology Agency, TEKES), являющееся ключевым звеном поддерживающей инновационной инфраструктуры.

Созданное при Министерстве промышленности и торговли, TEKES является главным органом по реализации государственной технологической политики. TEKES выполняет функции перераспределения государственных средств между компаниями, исследовательскими организациями и университетами. Как правило финансирование получают прикладные исследования, средства поступают в форме грантов и льготных займов. Вклад TEKES составляет как правило 40% от суммы инновационного проекта. Задача TEKES заключается в том, чтобы не только оказать поддержку наиболее перспективным идеям, но и, что принципиально важно, стимулировать кооперацию представителей науки и бизнеса. Наибольший шанс на положительное решение при рассмотрении заявки имеют проекты, в которых принимает участие одновременно несколько университетов, исследовательских центров и компаний. Для оценки результативности проектов приглашаются зарубежные специалисты. В 2009 г. Агентство профинансировало более 2000 проектов [7].

Еще одним элементом финской НИС, обеспечивающим связь науки и бизнеса, является Центр технических исследований Финляндии (Technical research centre of Finland, VTT). VTT поощряет кооперацию исследовательских лабораторий и компаний, участвует в разработке новых технологий, их развития до того уровня, когда они могут быть использованы в промышленных масштабах. Профиль Центра - прикладные исследования в различных направлениях. Структуру VTT составляют более 30 крупных исследовательских кампуса, расположенных по всей стране и около 3000 сотрудников [8].

TEKES и VTT являются основными элементами инновационной инфраструктуры Финляндии в сфере поддержки прежде всего прикладных исследований. По завершении исследований компании приступают к реализации проектов и помощь молодому бизнесу оказывает уже другая организация - SITRA. SITRA - это Финский национальный фонд (Finnish National fund for R&D, SITRA), являющийся крупнейшим государственным источником венчурного капитала. Фонда функционирует под эгидой Парламента и его финансирование проходит через государственный бюджет, однако это коммерческая организация, целью деятельности которой является получение прибыли. Посредством SITRA формируется стартовый капитал для новых компаний, а также проводится анализ рыночного потенциала нового продукта, обучение кадров и т.д. [9] Усилиями данного Фонда успешно решается задача развития в стране венчурного финансирования. Благодаря его деятельности сегодня в Финляндии существует более 250 венчурных компаний, ежегодно инвестирующих в экономику порядка 400 млн. долл.

Таким образом в стране была создана эффективная система поддержки исследовательской активности на всех этапах инновационной цикла: на этапе фундаментальных исследований - через Академию Финляндии, на этапе прикладных исследований и разработок - посредством организаций TEKES и VTT и на этапе стартапов - при помощи SITRA. TEKES, VTT и SITRA имеют широкую сеть представительств по всей стране. Высокоорганизованная работа данных институтов стала сильным преимуществом инновационной системы Финляндии.

Несмотря на относительно небольшой промежуток времени, можно говорить об очевидных успехах Финляндии по развитию инновационной экономики. Развитая поддерживающая инфраструктура, сильная система образования, ориентированная на нужды компаний, свободный доступ к капиталу, системная государственная инновационная политика и забота правительства о будущем страны обеспечивают генерирование и оперативное внедрение новшеств в финскую экономику. Безусловно, в стране существует еще множество нерешенных вопросов, однако, анализ становления финской НИС показывает, что трудности не пугают финских политиков и ученых. Финляндия планомерно стремится к созданию высокоэффективной инновационной экономики, базис которой составляют знания и технический прогресс.

Практика становления финской инновационной системы представляет для России большой интерес в первую очередь в части:

• реализации системной политики государства в инновационной сфере;

• разработки подходов целевого финансирования исследовательских инициатив;

• обеспечения свободного доступа к финансовым ресурсам и распространения высокорискового финансирования;

• разработки механизмов поддержки проектов, стимулиру-

ющих взаимосвязь основных участников НИС (научно-исследовательских центров, университетов, компаний и институтов государственной власти);

• формирования сети институтов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инноваций.

Реализация лучших примеров из опыта Финляндии придаст импульс развитию российской инновационной системы и положительно скажется на динамике инновационного развития страны.

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

2. The global competitiveness report 2010-2011

3. OECD science, technology and industry outlook 2010, OECD, Paris, May 2010

4. OECD. Country statistical profile: Finland 2010

5. Закомурная Е. Как «горячие» финские парни построили экономику знаний. //http://www.e-xecutive.ru

6. Evaluation of the Finnish National Innovation System. Policy Report. Ministry of Employment and Economy. 2009

7. Интернет ресурс The National Technology Agency www.tekes.fi

8. Интернет ресурс Technical research centre of Finland http:// vtt.fi/vtt/index.jsp

9. Интернет ресурс Finnish National fund for R&D http:// www.sitra.fi/en/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.