Научная статья на тему 'Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике'

Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3621
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕН- ЦИИ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викторова Е. В.

Рассмотрены свойства, способы формирования и накопления человеческого капитала. Показано его влияние на развитие инновационной экономики и роль высшего образования в формировании, развитии и накоплении человеческого капитала. Рассмотрена взаимосвязь инновационной экономики, человеческого капитала и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике»

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

Высшее образование и человеческий капитал

в инновационной экономике

Е.В. Викторова

МВА, проректор, Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

е/епа. уИ^огоуэ @ mail.ru

Рассмотрены свойства, способы формирования и накопления человеческого капитала. Показано его влияние на развитие инновационной экономики и роль высшего образования в формировании, развитии и накоплении человеческого капитала. Рассмотрена взаимосвязь инновационной экономики, человеческого капитала и образования.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационная экономика, высшее образование, инвестиции, ключевые компетенции, качество.

В современной экономической теории понятие человеческий капитал (ЧК) появилось в конце 50-х — начале 60-х годов XX века и связано с переходом человечества к инновационной экономике, основанной на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности человека, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом. Инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. От человека, его труда в наибольшей мере зависит конкурентоспособность страны. Важным условием реализации стратегических задач, стоящих перед национальной экономикой, является развитие образования. Основоположники неоклассической теории человеческого капитала — профессора Чикагского университета Теодор Шульц [1] и Гэри Беккер [2]. Шульц выдвинул идею человеческого капитала, а Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Адама Смита и Уильяма Петти, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сид-жвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого.

А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [3].

Один из основоположников кембриджской школы и неоклассического направления, А. Маршалл напрямую связал накопление богатства с развитием человека: «Производство богатства — это средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил — физических, умс-

твенных и имплицитных. Но сам человек — главное средство производства богатства, и он же служит конечной целью богатства...» [4].

В трактовке Г. Боуэна человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг». [5].

По определению Л. Туроу человеческий капитал представляет собой « производительные способности, дарования и знания» [6]. Человеческий капитал определяется как совокупность знаний, способностей, навыков и мотиваций, содействующих росту производительности труда и способствующих повышению дохода индивидов.

М. Критский отмечал, что в основе человеческого капитала лежит движение экономического субъекта как новой силы общественного прогресса и интеллектуальной деятельности [7].

С.А. Дятлов дал определение человеческого капитала как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)» [8].

Взгляды М. Критского развиты в трудах Л.Г. Сим-киной. «Человеческий капитал, — пишет Л.Г. Симки-на, — определенный нами как основанное на экономии времени обогащение жизнедеятельности является основным отношением современной инновационной экономической системы» [9].

Труды Г. Беккера, Т. Шульца и их последователей произвели переворот в экономике труда. Они позволили перейти от текущих одномоментных показателей к показателям, охватывающим весь жизненный

цикл человека. ЧК — это фактор развития экономики, общества и семьи, включающий знания, умения, навыки, инструментарий труда, среду обитания и трудовой деятельности.

ЧК формируется и накапливается за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе — в воспитание, образование, здоровье, науку, предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса, экономическую свободу, в культуру, искусство и другие составляющие. Инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т. д. Их содержание — не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время на базе теории и практики ЧК совершенствуется парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории ЧК Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти к инновационной экономике и выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Теория и практика ЧК стала ответом на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.

Всемирный банк, на примере обследования 192 стран, пришел к выводу, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом (оборудование, здания и производственная инфраструктура), 20% — природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом.

С инвестициями в ЧК связана важнейшая функция государства — макроинновационная — обеспечение системных инноваций как основы социально-экономического развития. Инвестиции в человеческий капитал и в фундаментальную науку обеспечивают базу инновационного процесса.

Инновационный сектор экономики, креативная часть общества являются источниками накопления высококачественного ЧК, который определяет направление и темпы развития страны, региона, организаций. С другой стороны, качественный ЧК лежит в основе инновационной системы и экономики. Между качеством ЧК и инновационным развитием экономики существует четкая взаимосвязь.

Процессы развития ЧК и инновационной экономики (ИЭ) составляют единый процесс формирования и развития инновационно-информационного общества и его экономики. ИЭ способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах. В то же время ИЭ способна

накапливать человеческий капитал, а ЧК является главным фактором ее развития. Накопленный ЧК служит основной частью экономики знаний и определяет текущий ее уровень. ИЭ — это экономика высокого качества жизни, интеллекта, образования, науки и высококачественного человеческого капитала.

ИЭ ведущих стран мира характеризуется высоким качеством ЧК и высокими инвестициями в его развитие. При низком уровне и качестве ЧК инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи.

В зависимости от степени обобщенности ЧК в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два первых рассматриваются на микроуровне как ЧК отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т. д. Общественный компонент — это ЧК на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом ЧК, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Для воспроизводства ЧК необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Инвестирование в ЧК предполагает преследование для инвестора каких-то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника — это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя — это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства — это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан. Осуществление инвестиций — очень важный процесс в воспроизводстве ЧК, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия.

Фундаментом, на котором создаются инновационные экономики и информационные общества, служат торжество закона, высокое качество человеческого капитала, образования и эффективная индустриальная экономика, которая трансформируется в постиндустриальную или инновационную экономику.

Основными источниками и катализаторами развития ЧК являются конкуренция, инвестиции, инновации. Инвестициями в ЧК являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Образование — главное направление деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

средств. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). Благодаря теории человеческого капитала образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции.

Обучение направлено на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее — на специальных курсах. Обучение может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы). Обучение составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал.

Различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость, помогают сохранить здоровье и увеличить длительность продуктивного периода жизни.

Мобильность рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы является вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда.

Обучающие процессы становятся все более важными в совокупности процессов, обеспечивающих конкурентоспособность страны. Знание превращается в фундаментальный ресурс в современной экономике, овладение им выступает в качестве важнейшего процесса. При этом в современных условиях необходимо стремительно реагировать на изменения, иметь в распоряжении нужные ресурсы в нужное время, быстро находить компетентных партнеров, осуществлять коммуникации, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Именно в этом — ключ к постоянному созданию нового знания, развитию новых навыков, необходимых для поддержания или расширения конкурентных преимуществ.

Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и ряд других исследователей произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении XX в. накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. Так, Э. Денисон, проанализировав экономический рост США за 1929-1982 гг., сделал вывод, что определяющим фактором повышения производительности труда является образование. По его расчетам, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода на 15-30% был обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы.

Опыт таких стран, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение, в создание конкурентоспособного ЧК является наиболее эффективной стратегией экономического развития государства. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев, корейцев, новых европейских развитых стран (Греция, Испания, Португалия) подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования человеческого капитала является высокая культура основной массы населения этих стран. Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы.

Постоянное увеличение доли наукоемкого продукта в общем объеме производства ведет к росту спроса на квалифицированных специалистов, обладающих навыками креативного мышления. Огромная роль в этом процессе принадлежит высшему образованию. Образованные люди используют капитал более эффективно, предрасположены к введению новшеств, к изобретению новых, более совершенных форм производства. Повышение уровня образования человека дает ему важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора, повышения престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной и перспективной работе.

Во всем мире наблюдается рост количества лиц с высшим образованием, что подтверждает осознание роли высшего образования в формировании ЧК (рисунок). Так, число поступивших в высшее учебное заведение с 1955 по 1985 гг. возросло в Испании — в 15 раз, в Швеции — в 9,7, в Австрии — в 9,4 и во Франции — в 6,7 раза, а в странах третьего мира рост был гораздо внушительней — от 33 раз в Таиланде до 112 в Нигерии. После 1995 г. в развитых странах идет взрывной рост численности студентов и лиц, имеющих высшее образование. Россия, потеряв период с 1990 до 1995 г., последовала за этим ростом. Россия следует общемировой тенденции, отставая от США по этому показателю в полтора раза, а от лидера — Канады — почти в 2 раза.

В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.

Вклад высшего образования в индивидуальный экономический рост связан с улучшением качества труда работников с высоким квалификационным уровнем. Высшее образование способствует активизации личности, ее предприимчивости. Выпускники

35

30

25

20

15

10

5

0

вузов как высокообразованная рабочая сила лучше своих сверстников ориентируются на рынке труда, выбирают оптимальный уровень занятости.

Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и изменяет качество и уровень жизни человека. Высшее образование оказывает непосредственное влияние на повышение экономической и общественной эффективности индивидуума. Это инвестиционная отрасль, источник роста человеческого капитала, который невозможно приобрести в других сферах деятельности. Современная система образования ориентируется на развитие общекультурного уровня, фундаментальные знания, умение учиться и личностные компетенции, на основе которых формируются практические навыки. На сегодняшний день рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки специалистов, обладающих широким спектром как профессиональных, так и личностных компетенций.

Культурный уровень людей с высшим образованием, как правило, выше, что влияет на процесс формирования ЧК. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.

Современные подходы к высшему образованию базируются на ключевых компетенциях как основе формирования специалиста. Эти компетенции следующие:

• социальные — способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты;

• межкультурные — уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

• коммуникативные — владение речью и более, чем одним языком;

• информационные — владение информационнокоммуникационными технологиями;

• способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Ключевые компетенции являются инструментами накопления и развития ЧК. Компетентностный подход призван повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В нем упор сделан не столько

Динамика роста количества лиц с высшим образованием

■ в мире

15 ведущих стран мира Россия

Ведущие страны мира по доле населения с высшим образованием,

в процентах:

Канада 47,0

Япония 40,5

США 39,5

Новая Зеландия 38,3

Финляндия 35,1

Дан ия 34,7

Австралия 33,0

Корея 32,9

Норвегия 32,9

Бельгия 31,8

Ирландия 30,8

Швеция 30,5

Великобритания 30,5

Нидерланды 30,2

Швейцария 29,9

Россия 27,8

год

Ю ОО 00 00 ^ см

Рис. Динамика роста количества лиц с высшим образованием

параметры, задаваемые «на входе» (содержание, объем часов, процесс преподавания), сколько ожидаемые результаты, которые необходимо получить на «выходе» (знания и умения студентов). Образование «от результата» — основная стратегия модернизации высшей школы. Ключевые компетенции определяют успешную адаптацию выпускника в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

Модернизация высшего образования и движение от понятия квалификация к понятию компетенция носит парадигмальный характер, поскольку речь идет об изменении всех трех компонентов образования:

• структуры и содержания знания;

• роли преподавателя, который становится не столько носителем знания, сколько организатором поисковой работы студента, его консультантом в процедурах выбора, обработки и интерпретации информации, необходимой для практического действия;

• позиции студента, активно реализующего свои жизненные потребности, интересы и цели. Интеграция российских вузов в единое европейское образовательное пространство требует разработки и внедрения инновационных технологий в высшее образование. Отличие инновационного образовательного процесса от традиционного состоит в том, что в нем ставятся иные цели образования. Ими становятся не только знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенных функций профессиональной деятельности, и решения профессиональных задач. Знания, умения и навыки важны не сами по себе, а лишь как средство достижения бо-

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

лее значимой цели — формирования активной, творческой, созидательной личности, умеющей применять эти знания на практике, то есть ЧК. ЧК определяется уровнем способностей, знаний, умений и навыков выпускников вузов, а также степенью их применимости в последующей профессиональной деятельности.

Определение ЧК, как совокупности воплощенных в человеке способностей, знаний, умений, квалификаций, мотивов, действий, позволяет вычленить основные критерии анализа вклада высшего образования в развитие человеческого капитала. Такими показателями могут быть уровень знаний, умений и навыков, полученных специалистами в процессе обучения, личностная направленность, потребность в самоактуализации, мобильность специалистов, уровень дохода и качество жизни.

С инвестициями в человеческий капитал тесно связаны проблемы функционирования рынка образовательных услуг, которые играют основную роль в формировании квалифицированной рабочей силы и отражают инвестиционный характер затрат на образование со стороны обучающихся. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего ЧК, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

До 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования. Инвестиции в образование выгодны как для самого человека, так и общества в целом. С экономической точки зрения, инвестиции в развитие образования окупаются наиболее быстро. По оценке американских экспертов, 1 доллар затрат в системе образования дает 3-6 долларов прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность студентов, обучающихся с полной учебной нагрузкой в учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 населения России, представлена в табл. 1 [11].

Таблица 1

В табл. 2 представлены эти же данные за 2006 год для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Таблица 2

Как видно из приведенных данных численность студентов, обучающихся в университетах, институтах, академиях России, неуклонно растет и превыша-

ет средние показатели в странах ОЭСР. Это говорит о том, что престиж высшего образования в России высок.

Обеспечивая наращивание ЧК, развитый рынок образовательных услуг заметно влияет на рынок труда. Взаимосвязь двух рынков усиливается тем, что для работодателя диплом о высшем образовании служит показателем не только квалификации претендента на рабочее место, но и его способностей, а также других желательных личностных качеств. Качество образования должно быть на достаточно высоком уровне, так как велика роль деловой репутации образовательного учреждения в условиях острой конкуренции. Снижение качества обучения приведет к потере интереса со стороны потребителей образовательных услуг вуза — работодателей и студентов.

Проблемой высшего образования является несоответствие программ обучения потребностям бизнеса. Предприятия вынуждены проводить «дообучение» работников не только по узкопрофессиональным вопросам и навыкам, но даже в базовом образовании, заниматься формированием необходимых квалификаций человеческого капитала. При этом в бизнесе достаточно широко распространена практика обучения сотрудников, особенно по отношению к инженерно-техническому персоналу и квалифицированным рабочим. Некоторые исследователи говорят о том, что перед образовательными учреждениями встает задача прогнозирования тенденций развития рынка труда и адаптация образовательных программ в соответствии с ожидаемыми изменениями [10].

Конкурентный характер образовательного рынка предопределяет возможность его эффективного функционирования, позволяющего решать задачи не только увеличения объемов предлагаемых образовательных услуг, но и поддержания их должного качества. В современных экономических условиях растет осознание и того факта, что рынок образовательных услуг, который становится поистине международным и характеризуется все возрастающей конкуренцией, может обеспечить стране, преуспевшей в предоставлении качественных образовательных услуг, существенные доходы от их экспорта. Осознание этой тенденции нашло свое отражение в государственной политике ряда развитых стран, в частности США, ЕС и Австралии, которые активно разрабатывают и реализуют программы привлечения иностранных студентов.

Доля иностранных студентов может служить косвенным индикатором качества образования. Конечно, этот показатель зависит целого ряда других факторов — географических, языковых и т. д. В табл. 3 представлены данные [11], из которых видно, что тенденция положительная, но по этому показателю Россия уступает большинству стран ОЭСР (табл. 4).

К инвестициям в ЧК относятся и расходы на фундаментальные научные разработки. Невозможно представить высокое качество образования без участия студентов и преподавателей в научном процессе.

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность 311 337 359 369 382 388

Россия, ОЭСР Россия Среднее для ОЭСР Максимум для ОЭСР (Исландия)

Численность 382 306 450

В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии обучения, производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

Таблица 3

Таблица 4

Серьезным стимулом развития инновационной деятельности в системе высшего образования стала реализация инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Несмотря на то, что основной акцент был сделан именно на образовательный компонент, большинство вузов-победителей благодаря значительным бюджетным средствам смогло существенно усилить инновационный компонент, связанный с разработкой и коммерциализацией научно-технологических новшеств.

Вузы-победители использовали дополнительное финансирование и привлеченные средства в зависимости от уже имеющегося потенциала, а также профиля деятельности. Технические и классические университеты вложили существенные средства в обновление приборной базы науки и образования, вузы гуманитарно-социального профиля — в разработку новых методик обучения и подготовку кадров, в том числе для инновационного предпринимательства.

Благодаря реализации инновационных образовательных программ были усилены такие элементы инновационной инфраструктуры вузов, как студенческие бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий, УНИК (учебно-научно-инновационные комплексы). Специфика УНИК состоит в том, что благодаря кооперации научных, учебных и производственных мощностей обеспечиваются новое качество образования, развитие научных исследований и коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор ЧК. Развитие научно-технической составляющей ЧК является жизненно важным национальным приоритетом. Именно развитие ЧК, технологическая модернизация производства, переход на инновационный тип развития экономики являются основой будущего экономического роста и реальной альтернативой сырьевой специализации страны.

Модернизационный потенциал страны связан с последовательно проводимым инновационным подходом к экономическому развитию. Важным аспектом этого развития является формирование, развитие и накопление ЧК, в процессе которого человек должен стать его фактором, непосредственным участником и главным потребителем результатов развития. В накоплении ЧК одну из определяющих ролей играет высшее образование. Спираль (образование — человеческий капитал — инновационная экономика — образование — ....) иллюстрирует взаимодействие процессов — образование способствует накоплению ЧК, высокий уровень ЧК порождает инновационные процессы в экономике, в результате которых в образование внедряются новые технологии, что способствует развитию ЧК и т. д. Эта спираль отражает поступательное движение инновационной экономики, основанной на знаниях.

Интеграционные процессы, происходящие в последнее время в Европе, предъявляют повышенные требования для государств, вступающих в Европейское экономическое сообщество. Накопленный ЧК государства является одним из факторов, определяющих уровень развития страны в процессе международной интеграции.

Проведение государством эффективной политики, направленной на улучшение ЧК, предполагает выполнение следующих программ: стимулирования экономического роста; целесообразного распределения благ; обеспечения гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода.

Поддержка и развитие системы образования — одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования; в некоторых странах (Великобритании, Франции, Германии, Швеции и др.) у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (государственных). Во многих странах студенты пользуются долгосрочными льготными кредитами на обучение. Например, в США, где высшее образование платное, большинство студентов государственных университетов получают ту или иную помощь (например, кредиты и гранты), а сами университеты — субсидии из федерального и местных бюджетов.

Ослабление государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого стоить в будущем. Недостаточное инвестирование в ЧК ведет к стагнации экономики и социальной нестабильности общества. Адаптационные возможности системы образования в настоящее время не соответствуют темпу преобразований в экономике, прежде всего динамике конъюнктуры спроса на тех или иных специалистов. Возникает несоответствие теоретических знаний, приобретаемых в образовательных учреждениях, тому, что требуется от специалистов. Способы преодоления этого разрыва могут

Годы 2002 2003 2004 2005 2006

Доля иностранных студентов, % 1.2 1.2 1.3 1.3 1.4

Россия, ОЭСР Россия Среднее для ОЭСР Максимум для ОЭСР (Новая Зеландия)

Доля иностранных студентов, % 1,4 6,2 28,3

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

быть различными — стажировки, повышение квалификации, дополнительное образование, переподготовка, самообразование. Они требуют затрат, в том числе финансовых, и в нынешних условиях должны осуществляться постоянно, то есть в режиме непрерывного образования.

В России нарушено нормальное воспроизводство человеческого потенциала научно-технической и образовательной сферы. В современную российскую науку и образование талантливая молодежь не идет. Это связано с материальными причинами — низкий уровень зарплаты, невозможность решения жилищной проблемы, архаичные рабочие места с оборудованием, которое не позволяет работать на современном уровне и получать значимые результаты. Кроме того, изменяется культурный статус науки в России — наука перестает быть высшей ценностью и становится весьма заурядным в ценностном отношении социальным и культурным явлением. Современные наука и высшее образование должны соответствовать потребностям современного общества и перспективным тенденциям его развития.

Темпы развития инновационной деятельности в системе высшего образования сдерживаются рядом внутренних и внешних факторов [11].

К внутренним факторам, препятствующим инновационной деятельности, в первую очередь относятся:

• низкая инновационная активность преподавателей и научных работников, а также нехватка специалистов в области инновационного менеджмента;

• отсутствие полного цикла создания инновационной продукции из-за устаревшей в целом материально-технической базы вузов, разрушения опытных и экспериментальных производств;

• задержка темпов развития инновационной инфраструктуры вузов из-за недостатка площадей (с этой проблемой нередко сталкиваются инкубаторы при вузах и технопарки);

• слабость связей университетов с промышленностью, экономикой и социальной сферой регионов и как следствие — недостаток информации о потребностях рынка.

К внешним факторам, препятствующим инновационной деятельности, можно отнести:

• недостаточное развитие механизмов государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах;

• отсутствие системной и долгосрочной государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры.

С 2009 года в России реализуется федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Цель данной ФЦП — создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Задачи, решаемые ФЦП:

• создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

• создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

• создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.) определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

В Концепции 2020 заявлено, что переход экономики России на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную интеграцию высшего образования и науки.

Высшее образование — это не только подготовка квалифицированных специалистов для народного хозяйства, которые могут работать в мире технологических изменений и сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений. Это — подготовка таких людей, которые способны ориентироваться в мире новых социальных технологий, затрагивающих жизненные интересы их самих, и многих других.

Человек, получающий высшее образование, не только становится специалистом, он наращивает свой собственный ЧК. Этот капитал, будучи достоянием отдельного индивида, в то же время является и общественным достоянием.

Заключение

Человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства страны. Ядром ЧК является образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма человек. Система высшего образования дает человеку необходимый для жизни в современном обществе ресурс. Высшее образование становится все более востребованным

самими людьми, которые считают расходы на образование эффективным вложением в будущее свое и своих детей. Запрос на высшее образование и инициатива в его получении исходит от самих граждан. На уровне повседневной жизни люди отлично понимают ценность и значимость образования.

Высшее образование — выступает в качестве особой сферы взаимодействия интересов индивида и интересов общества. В постиндустриальном обществе многим его членам придется вырабатывать новые знания, а еще большему числу людей эти знания использовать. Фактически знания становятся средой, в которой живет и развивается общество.

Развитие ЧК, технологическая модернизация производства, переход на инновационный тип развития экономики являются основой будущего экономического роста и реальной альтернативой сырьевой специализации страны, что предполагает решение проблем здоровья, демографии, науки, образования, инновационной сферы деятельности. Необходимым условием развития и накопления ЧК страны является высокое качество жизни.

Огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным ЧК. То есть страны с обра-

зованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Список литературы

1. Schultz T.W. The Economic Value of Education. New York: Colam-bia University Press. 1963 г.

2. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению// США: экономика, политика, идеология. №11, 1993. С. 17.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956. С. 490.

4. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс, 1983. 72. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2. М.: Прогресс, 1993. 310.

5. Bowen H.R. Investment in Human Capital and Economic Growth // Perspectives on Economic Growth. N.Y., 1968.

6. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.

7. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1991.

8. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.

9. Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГНЭА, 2000. С. 48.

10. Trends Shaping Education. OECD, 2008. URL: http://www.oecd. org

11. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации, доклад ОЭСР, Москва, 2009. URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf

Higher Education and Human Capital in Innovation Economics

E.V. Viktorova, МВА, vice-rector for international cooperation,St. Petersburg State University of Services and Economics The features, means for formation and accumulation of human capital are considered. Its impact and effect on the innovation economics as well as the role of higher education in formation, development and accumulation of human capital are shown. The mutual dependence of innovation economics, human capital and education is studied.

Keywords: human capital, innovation economics, higher education, investments, key competences, quality

ЖУРНАЛ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИННОВАЦИИ

в Интернете

Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети Internet по адресам:

http://innov.eltech.ru

http://www.mag.innov.ru

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.