Научная статья на тему 'Роль человеческого капитала в технологическом развитии предприятий'

Роль человеческого капитала в технологическом развитии предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / индекс человеческого развития / методы оценки человеческого капитала / инвестиции в человеческий капитал / конкурентоспособность работника / устойчивое экономическое развитие / human capital / human development index / methods for assessing human capital / investment in human capital / employee competitiveness / sustainable economic development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого капитала в технологическом развитии предприятий»

Иванова Т.Л.,

Фучеджи А.И.1

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: человеческий капитал, индекс человеческого развития, методы оценки человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал, конкурентоспособность работника, устойчивое экономическое развитие.

Keywords: human capital, human development index, methods for assessing human capital, investment in human capital, employee competitiveness, sustainable economic development.

В экономической теории категория «капитал» трактуется прежде всего как запас богатства, необходимый для создания товаров и услуг, и под ним понимают инвестиционные продукты - станки, механизмы, здания, сооружения, помещения и т.п., которые при использовании в производстве способны приносить доход.

В XIX-XX веках в эпоху индустриализма человек рассматривался как один из факторов производства, ресурс, участвующий в выпуске готовой продукции наряду с оборудованием, сырьем и материалами. Инвестиции в здоровье, образование и развитие считались непроизводительными общественными затратами. Уже к концу XX в. при переходе к постиндустриализму, а затем при вхождении человечества в эпоху информационного общества произошел пересмотр взглядов на роль индивида, личности и социума в устойчивом развитии экономики. Возникло новое, сложное, не до конца познанное понятие - «человеческий капитал», который в настоящее время рассматривается как главная ценность и основа прогресса национальных экономик. В течение последних двух столетий соотношение между человеческим и физическим капиталом с позиций его места в социально-экономическом развитии постепенно меняется в сторону увеличения роли и значения человеческого капитала, который выдвигается в центр внимания ученых и специалистов от практики.

В XVII в. У. Петти, один из основателей классической политической экономии, выдвинул идею о первостепенной ценности трудовых навыков и вклада населения в национальное богатство страны. Впоследствии А. Смит поддержал и развил эту идею, но при этом включил знания и квалификацию в капитал вместе с оборудованием и землей2. Формированию концепции человеческого капитала способствовали прогрессивные процессы в научно-технической и экономической сферах развитых стран. В начале XX в. были опубликованы классические работы Г. Беккера и Т. Шульца, в которых расходы индивида, с одной стороны, интерпретировались как упущенные заработки, обусловленные затратами времени на обучение, а с другой - приобретение знаний и навыков рассматривалось как инвестиции, прибыль от которых реализуется на протяжении трудовой жизни в рамках повышения доходов индивида.

Г. Беккер исследовал человеческий капитал уже на уровне предприятия, определив его как совокупность навыков, знаний и умений персонала, а в качестве инвестиций в работников учел затраты на образование и обучение. Бек-кер оценил экономическую эффективность образования прежде всего для самого работника. Интересен подход, согласно которому дополнительный доход от высшего образования он определил как разницу между доходами тех, кто окончил колледж, и работников со средним общим образованием3.

Т. Щульц внес вклад в ряд определений теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, а также в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он подчеркнул роль человеческого капитала как основного производительного фактора индустриальной и постиндустриальной экономик.

В 80-х гг. ХХ в. идеи о том, что люди, в контексте вклада в их развитие, являются важной целью общественного прогресса получили значительную поддержку не только в экономических исследованиях, но и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества в этой области.

Цель работы - исследовать сущность человеческого капитала, его основных характеристик, провести критический анализ подходов к определению понятия «человеческий капитал» с позиций новых теорий экономического роста, совокупности современных моделей оценки человеческого капитала как ценности, существенно влияющей на прогресс общества как в отдельных странах, так и в общепланетарном масштабе.

Возобновление острого интереса к концепции человеческого капитала в эпоху экономики знаний закрепило весомую роль личности не только в микро-, но и в макроэкономической динамике, увеличении продуктивности капитала в его обновленном значении и производительности труда. Данная концепция рассматривает влияние человеческого

1 Иванова Татьяна Леонидовна - д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики предприятия ДонАУиГС. E-mail: 3264223

@gmail.com Фучеджи Анна Ивановна - преподаватель кафедры экономики предприятия ДонАУиГС. E-mail: anna_fuchedgi@mail.ru

2

Петти У. Экономические и статистические работы. - М., 1940.

3 Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. - Т. 1.

капитала прежде всего в контексте повышения уровня образования индивида и образованности общества как кумулятивной величины, влияющей на экономический рост напрямую и через увеличение результативности и эффективности научно-исследовательских работ.

Понятие «человеческий капитал» до сих пор остается достаточно спорным в науке. Под человеческим капиталом понимают капитал в виде умственных способностей, который получен благодаря образованию либо через практический опыт, также человеческий капитал рассматривается как одна из форм капитала, определяемая в качестве производственных возможностей, воплощенных в человеческом потенциале. Указанные характеристики отражают «человеческий капитал» с нескольких сторон, идентифицируют его формы и уровни развития. Классическая экономическая школа называет капиталом именно человеческие способности, которые представляют собой неотъемлемое, личное достояние человека. Для развития человека необходимо большое количество ресурсов, но затраты на эти ресурсы в будущем предопределяют получение определенного дохода, который имеет свойство расти и накапливаться.

В теориях экономического роста понятие «человеческий капитал» не охватывает многих вопросов, которые лежат в сфере экономики в целом, а не только производства. Кроме того, «человеческий капитал» зачастую определяется лишь как средство производства, а не как цель, которая важна сама по себе. Вместе с тем на любом этапе развития перед человечеством возникают три задачи: как прожить здоровую и долгую жизнь? как приобрести полезные знания? как получить доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни? Образ жизни определяется выбранным решением поставленных задач, отсюда вытекает и возможность решения других жизненных вопросов.

Для количественной оценки использования концепции человеческого капитала, а именно, его уровня и динамики, необходима разработка интегрального социально-экономического показателя - индекса человеческого развития, который основан на обобщенных данных о человеческом существовании как в рамках государства, так и на международном уровне. Но стоит отметить, что расчет индекса человеческого развития, с точки зрения разработки управленческих решений, является трудно интерпретируемым.

Индекс человеческого развития, как известно, - это средняя арифметическая трех основных показателей - индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса уровня образования, индекса реального ВВП на душу населения, которые совместно достаточно полно отражают состояние потенциала человеческого капитала. Согласно нормативу, чем ближе значение индекса человеческого развития к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране1.

Рассмотрим подробнее процесс расчета индекса человеческого развития, который представлен в формуле 1:

ИЧР = (Ипж*ИО* ИВ)1/3 (1),

где ИЧР - индекса человеческого развития;

ИПЖ - индекс ожидаемой продолжительности жизни;

ИО - индекс уровня образования;

ИВ - индекс реального ВВП на душу населения.

Промежуточные индексы ИЧР рассчитываются с учетом их максимальных и минимальных значений показателей.

Так, индекс ожидаемой продолжительности жизни (уровень долголетия) определяется исходя из ожидаемой продолжительности жизни при рождении - количества лет, которое может прожить новорожденный, если отмеченные на момент его рождения тенденции в области тренда смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении всей его жизни. Он представляет собой соотношения разницы между ожидаемой продолжительностью жизни и минимальным значением ожидаемой продолжительности жизни, а также разницы между максимальным значением ожидаемой продолжительности жизни и минимальным значением ожидаемой продолжительности жизни.

Индекс уровня образования (показатель образованности) включает в себя ожидаемую продолжительность обучения - прогнозируемое количество лет обучения, исходя из того, что в течение жизни сохранится тенденция в области возрастных показателей охвата населения образованием. Средняя продолжительность обучения - это среднее количество лет образования, которое получат лица в возрасте от 25 лет, пересчитанное на основании показателя образовательного уровня населения с учетом официальной продолжительности образования. Индекс средней продолжительности обучения представляет собой соотношения разницы между средней продолжительностью обучения и минимальной средней продолжительностью обучения; максимальной средней продолжительностью обучения и минимальной ожидаемой продолжительностью обучения. Индекс ожидаемой продолжительности обучения представляет собой соотношения разницы между ожидаемой продолжительностью обучения и минимальной ожидаемой продолжительностью обучения; максимальной ожидаемой продолжительностью обучения и минимальной ожидаемой продолжительностью обучения. Данные индексы являются основой для формирования индекса образования.

Индекс реального ВВП на душу населения, по сути, один из важнейших показателей уровня жизни - это совокупный доход экономики, полученный в процессе производства и использования факторов производства, за вычетом оплаты за пользование факторами производства, принадлежащими другой стране, конвертированный в международные денежные единицы с использованием коэффициентов паритета покупательной способности и разделенный на численность населения.

1 Карый А.В., Афиногенова И.Н. Индекс человеческого развития в системе показателей развития страны // Территория науки. 2015. - № 4. - С. 76-79.

Приведение всех названных показателей к суммарному значению является базой для построения индекса человеческого развития, необходимого для оценки прогресса в человеческом развитии, который был достигнут в определенном интервале времени.

Измерение приведенного агрегированного индекса человеческого развития основывается на минимальном наборе показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений качественного роста человеческого капитала, а также аспектов расширения человеческого выбора. Сравнение индексов ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и индекса реального ВВП на душу населения дает возможность, при прочих равных условиях, выявить приоритетность соответствующих долгосрочных программ человеческого развития.

Но стоит отметить, что с позиций науки и практики сегодняшнего дня оценок индексов трех показателей становится недостаточно для полноты определения уровня использования человеческого капитала, в связи с чем учитывают и другие международные индикаторы, в частности, такие, как индекс тендерного неравенства, индекс счастья/несчастья, дифференцированный по странам, и индекс неравномерности распределения доходов.

Таким образом, разработка индекса человеческого развития позволила сформулировать качественно новый, перспективный подход к определению общественного прогресса и предложила более емкий оценочный показатель по сравнению с чисто экономическим и односторонним показателем ВВП на душу населения, что позволяет рассмотреть достижения в различных измерениях человеческого развития. Расчет величины затрат, необходимых для изменения показателей долголетия, образованности, уровня жизни может быть использован для определения приблизительных масштабов финансирования программ человеческого развития как на национальном, так и на региональном уровнях.

Следует отметить также такой признак индекса человеческого развития, как способность отражать качество экономического роста, который является важным показателем динамики трансформации экономического развития страны.

Рейтинг стран по индексу человеческого развития, рассчитанный на основании статистических данных за 2017 г., включает 189 государств, 59 из которых относятся к группе стран с очень высоким уровнем индекса человеческого развития с показателями 0,953-0,800, 52 - к группе стран с высоким уровнем (0,798-0,700), 38 - к группе стран со средним уровнем (0,699-0,556) и 37 - к группе стран с низким уровнем индекса человеческого развития (ниже 0,546). Наиболее высокие показатели имеют Норвегия (0,953), Швейцария (0,944), Австралия (0,939)1.

Российская Федерация находится в списке групп стран с очень высоким уровнем индекса человеческого развития, занимая 49 место с показателем 0,816. К сожалению, за последние три года страна опустилась на одну ступень, что еще раз приводит к мысли, что проблема развития человеческого капитала - одна из важных проблем экономики страны.

Заслуживают внимания также следующие инициативы в решении данной проблемы в Российской Федерации. В частности, в известном указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года Президент России В.В. Путин обозначил как важнейшее направление осуществление прорыва в области увеличения продолжительности жизни населения, поставив задачу российской медицине создать условия в ближайшие годы для ее увеличения до 78 лет2. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд, и при этом причина лежит на поверхности: «отсталые» технологии, недостаточно высокая квалификация медицинских работников, отсутствие первичной медико-санитарной помощи, дефицит ресурсов. Государственные и частные инвестиции на медицину в последние годы составили 5-6% ВВП страны, при этом уровень в развивающихся странах следующий: Бразилия - 8-9%, Китай - 5%, Индия - 4 процента. Стоит отметить, что государственные расходы на здравоохранение в России в последние годы были заметно ниже расходов стран ЕС и ОЭСР (3,2-3,4% ВВП против 7,2 и 6,5% соответственно). Требования к качеству медицинской помощи у населения растут, технологии дорожают, следовательно, государство должно увеличить финансирование здравоохранения вдвое к 2024 г. и втрое к 2035 году. Каким путем? Вопрос остается открытым: либо государство полностью возьмет расходы на себя, либо разделит эти траты с бизнесом и населением. Экономика России, чтобы стать одной из пяти крупнейших в мире, должна расти темпами выше мировых. Экономика стран мира, согласно прогнозу Всемирного банка, в 2018-2020 гг. будет расти в пределах 3,1%, российская - 1,8 процента.

Без увеличения инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру добиться роста более 2% в год вероятнее всего не удастся. Как показывает мировая практика, ключом ко всем экономическим успехам является образование, наука и основанные на них инновационные технологии, так как именно они приводят к росту конкурентоспособности предприятий и увеличению эффективности их использования, созданию необходимых условий для дальнейшего развития человека. В связи с этим изучение тенденций развития человеческого капитала в современной экономике для определения наиболее эффективных путей повышения его качества и рационального использования весьма актуально на сегодняшний день.

В современных теориях управления с позиций гуманистического подхода и концепций человекоцентризма категория «человеческий капитал» органично дополняется исследованиями конкурентоспособности индивида или группы людей, которая также заслуживает изучения, обоснования и оценки с целью более глубокого понимания возможности эффективного использования человеческого капитала в практике национальной экономики на всех уровнях ее функционирования. Конкурентоспособность - это способность человека или группы людей побеждать в соперниче-

1 Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарная энциклопедия: Исследования / Центр гуманитарных технологий, 2006-2019. - https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info, 23.04.2019.

2

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указом Президента России № 204 от 07 мая 2018 г. - http://kremlin.ru/events/president/news/57425

стве за экономические блага. Человеческий капитал - способность человека приносить доход. Необходимо различать конкурентоспособность человеческого капитала работника и конкурентоспособность самого работника на рынке труда. Первая связана с его потенциальными возможностями добиваться успеха при трудоустройстве, вторая - с реализацией этого потенциала, и может зависеть от объективных и субъективных факторов (производительности труда, отношения руководства, дискриминации, личного поведения). Конкурентоспособный человеческий капитал работника является достижением не только работника, но и предприятия, которое заинтересовано в увеличении и реализации навыков и компетенций работника. В таком симбиозе заложен синергетический эффект, который можно получить, создавая новую экономическую сущность, - конкурентоспособный человеческий капитал, достойный исследований во множестве своих воплощений.

Для того чтобы человеческий капитал оказал существенное влияние на экономику страны в целом, необходимо создать благоприятные предпосылки для его использования на уровне отдельных предприятий, а значит, создать эффективные модели оценки воздействия человеческого капитала на развитие экономики предприятия.1 Они заслуживают обобщения в контексте определения основных индикаторов качественного роста человеческого потенциала как источника высокоэффективного развития экономики (формула 2).

X ((Ь (А, Б, Р) + Т) х 1п + М) = ШР (2),

где Ь - трудовой ресурс конкретного человека;

А - возраст человека;

Б - уровень образования человека;

Р - профессия человека;

Т - используемая техника и технологии;

1п - инновационная составляющая в Ь и Т, отражающая актуальность знаний, опыта человека, а также современность оборудования;

М - денежные средства, вкладываемые в производственную и экономическую деятельности;

УРР - валовый региональный продукт.

Ценность работника с учетом того, что он останется работать на предприятии в течение некоторого периода времени, определяет ожидаемую реализуемую стоимость человеческого капитала (ДБ). Ожидаемая реализуемая стоимость основывается на двух показателях: его ожидаемой условной стоимости и вероятности продолжения работы на предприятии, которая выражает ожидания руководства и понимание того, какая часть доходов будет реализована на предприятии до предполагаемого времени увольнения работника.

Концепция данной методики выражается следующим уравнением, представленным комплексом условий в формуле 3:

ЯБ = ОБ х У(О), Р(Т) = 1 - У(О) (3) , А1Т = ОБ - С = х У(Т),

где ОБ и ЯБ - ожидаемые условная и реализуемая стоимость;

V (О) - вероятность того, что работник останется работать на предприятии в течение определенного временного интервала;

V (Т) - вероятность увольнения работника или показатель «текучести» кадров на предприятии;

А1Т - альтернативные издержки «текучести».

Оценка, как следует из данной модели, имеет вероятностную величину. Более интересен для предприятия работник, имеющий наибольшую реализуемую стоимость по сравнению с работником с наибольшим потенциалом, потому что первый работник будет для предприятия более надежным и стабильным, несмотря на сниженный по сравнению со вторым работником потенциал2.

Согласно известной модели И. Фишера, использование капитала означает получение процента как универсальной формы дохода, а дисконтируемая сумма будущих доходов составляет величину применяемого капитала. Однако данный метод абсолютно не включает инвестиции в человеческий капитал, оценку уровня образования, профессионального развития, затраты на научные исследования и прочие затраты, вследствие чего модель является ограниченной. Тем не менее, она предполагает дальнейшее совершенствование и возможность модификации в аспекте применения к человеческому капиталу. При этом, безусловно, возникает сложность достоверного расчета результативности использования человеческого капитала, которая требует специфического подхода и измерения.

Следует отметить, что интерес к проблеме ускорения экономического роста посредством вложения инвестиций в знания и умения людей не уникален. Темпы мирового экономического роста в настоящее время замедляются, производительность труда начинает расти медленнее, при этом население стареет. Если расширить рамки данной проблемы, то следует констатировать, что мировая экономика в ближайшие 10 лет замедлится на 0,2 процентного пункта. В связи с этим обостряется необходимость увеличивать долю человеческого капитала в росте экономики. Если страны с развитой экономикой путем реформ смогут в 2019-2024 гг. увеличить число выпускников школ на 5%, охват насе-

1 Кирьянов Д.А., Сухарева Т.Н. Методы оценки человеческого капитала: анализ объективности и достаточности исходных данных // Теория и практика общественного развития. 2011. - № 3. - С. 337-340.

2 Меньшикова М.А., Коптева К.В. Теоретико-методологические подходы к оценке человеческого капитала // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. - № 4. - С. 12-14.

ления средним и высшим образованием - на 7%, а предполагаемую продолжительность жизни - на 2,5 года, то потенциальный рост ВВП в них увеличится на 0,2 процентных пункта, а неравенство населения по уровню доходов снизится.

Как вытекает из научных исследований, инвестиции в человеческий капитал потенциально способны ускорить экономику, но, к сожалению, этот процесс носит длительный характер. Так, рост расходов государства на школы превышает по результативности рост, например, вложений в строительство дорог. Но, как известно, вложения в непроизводственную сферу не дают быструю отдачу, из чего следует, что первые 10 лет траты на школы могут, напротив, замедлять рост ВВП, поэтому государство не стремится инвестировать в образование и здравоохранение.

Несколько обобщая, объединим подходы зарубежных и отечественных ученых к оценке человеческого капитала в табл. 1.

Рассмотрим подход к оценке человеческого капитала, который был разработан Г. Беккером, а спустя время совместно с Б. Чисуиком он вывел формулу для расчета доходов владельцев человеческого и физического капитала, согласно которой «общий заработок любого лица, после того как он закончил инвестирование в человеческий капитал, равен сумме доходов на эти инвестиции и заработков от его первоначального человеческого капитала»1.

Таблица 1

Методы оценки человеческого капитала

Автор метода Формула оценки человеческого капитала

Метод Г. Беккера ^=>^4;.;:;. (4) где - оценка человеческого капитала работника в возрасте а; В - общая заработная плата; С - часть заработной платы, приходящаяся на труд; п - возраст, в котором заканчивается активная трудовая деятельность человека; i - процентная ставка.

Метод Г. Беккера, Б. Чисуика " ' , (5) где И - доход (заработок) работника; . - эффект от первоначального капитала работника; ) - инвестиции; i - процентная ставка; . - норма дохода работника на его инвестиции; - стоимость инвестиций.

Метод В. В.Алавердяна п, (6) где С - оценочная стоимость работника; ЗП - предполагаемая или выплачиваемая заработная плата работника; ГЧК - гудвилл человеческого капитала работника; И - инвестиции; т - период.

Гудвилл человеческого капитала ГЧК=ИПЧК+ИСЧК+КПП, (7) где ИПЧК - индекс прибыли человеческого капитала; ИСЧК - индекс стоимости человеческого капитала; КПП - коэффициент профессиональной перспективности.

В отечественной практике применение получил подход, в основу которого положена методика расчета стоимости человеческого капитала предприятия В. В. Алавердяна, который определил понятие гудвилл человеческого капитала как коэффициента, который отображает реальную рыночную стоимость работника, обладающего определенными знаниями, которые представляют немалый интерес для потенциального работодателя2.

Перечисленные методы оценки человеческого капитала далеко не единственные в мировой практике, но не все они находят применение, особенно в отечественной практике. Такая ситуация связана, вероятнее всего, с отсутствием опыта оценки человеческого капитала отечественных предприятий, сложностью расчетов, несовершенством имеющихся методик, отсутствием необходимых статистических данных и другими обстоятельствами, которые требует дополнительного анализа и дальнейших научных разработок.

Как уже отмечалось ранее, человеческий капитал на сегодняшний день, является важнейшим компонентом, влияющим на рыночную стоимость современного предприятия. Очевидно, что именно человеческий капитал выступает в качестве фундамента такой современной категории, как капитал знаний предприятий. В условиях обострения конкурентной борьбы российских и зарубежных предприятий важно уметь правильно оценивать, развивать и эффективно использовать человеческий капитал для поддержания и усиления конкурентных позиций на рынке.

В настоящее время количество подходов и методов оценки человеческого капитала довольно широкое. Но практика показывает, что единой методики, которая позволила бы качественно оценить стоимость человеческого ка-

1 Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т. 2. - М.: Республика, 1992. - С. 97.

2 Аллавердян В. Оценка стоимости кадрового потенциала предприятия. - http://www.cfm.ru/management/people/value_people.

shtml

питала предприятия, до сих пор нет. Довольно часто существующие подходы не помогают получить справедливую стоимостную величину данных активов, а лишь достаточно приближённо выражают стоимость оцениваемых компонентов.

Таким образом, исследование процесса формирования, оценки и эффективного использования человеческого капитала приобретает все большую актуальность в контексте проблем экономического роста, реформирования национальных экономик и их структурных единиц. Разработка и реализация системной государственной политики в сфере регулирования развития человеческого капитала даст возможность отдельной стране, ее регионам и предприятиям выйти на качественно новый уровень устойчивого экономического развития. Эти процессы сопряжены с решением вопросов повышения квалификационного уровня персонала, накопления человеческого капитала, увеличения в структуре трудовых ресурсов, занятых в наиболее прогрессивных и динамично развивающихся сферах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.