ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Х.А. Альван
Воронежский государственный университет Ул. Хользунова, 40, Воронеж, Россия, 394068
Рассматриваются и анализируются показатели состояния и развития человеческого капитала. Рассмотрена динамика норм отдачи частных инвестиций в человеческий капитал; изучено положение дел в отраслях производства человеческого капитала (образовании и здравоохранении); проанализировано качество реального уровня образования и показателей здоровья населения; обосновано, что полезный эффект человеческого капитала с позиции нового качества его содержания направлен на более полное удовлетворение основных потребностей человека, обеспечивающих всестороннее его развитие, и имеет тесную связь с «внутренней» социальной средой человека, которая создается благодаря повышению эффективности человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, эффективность человеческого капитала, индекс человеческого развития.
В современных условиях общественного воспроизводства изменилась структура социально-экономических ценностей общества, оценка общественного богатства, значение и роль человека и социальной сферы в динамике общественного развития. В этих условиях развитая человеческая личность представляет собой важнейший компонент общественного богатства, конечный результат экономического функционирования, одновременно его человеческий ресурс и капитальное средство последующего развития. Поэтому человеческий капитал проявляет себя как ценностная оценка способностей и возможностей членов общества к осуществлению трудовой деятельности.
Структура человеческого капитала может быть представлена следующим образом:
— культурный человеческий капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки человека, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью;
— биологический человеческий капитал — ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения.
Культурный человеческий капитал. Одним из главных показателей состояния и развития человеческого капитала является образование. Образование — объект исследования многих наук. И в зарубежной, и в отечественной науке исследуются институциональные основы образования.
В рамках теории человеческого капитала используется ряд классификаций образования. Согласно одной из них выделяется общий и специфический капитал (общая и специфическая подготовка). Общая подготовка обеспечивает высокую степень горизонтальной мобильности, широкие возможности работника на рынке труда в целом, но она не гарантирует продвижения по профессиональной и служебной лестнице в рамках конкретной фирмы.
Специфическая подготовка формирует у работника качества, соответствующие особенностям деятельности данной фирмы, адаптируя эти качества к ее целям, возможностям и фирменной философии.
Образование рассматривается в качестве общественного блага, так как потребление образовательных услуг сопровождается значительным положительным внешним эффектом.
Г. Беккеру принадлежит заслуга разработки считающегося сегодня классическим подхода к анализу частных инвестиций в образование. Ученый ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека. В результате специальной подготовки работники получают знания и навыки, представляющие интерес главным образом для той фирмы, где они были получены (например, структура и внутренний распорядок фирмы). Общая подготовка дает работникам такие знания и навыки, которые могут найти применение во множестве самых разных фирм (например, обучение работе на компьютере). Поэтому общая подготовка полностью или частично оплачивается работниками, которые ожидают получить впоследствии доход, а специальная подготовка оплачивается работодателями [2. P. 42]. Именно накопленный «специальный человеческий капитал» конституирует фирму, способствуя снижению текучести кадров среди сотрудников с продолжительным стажем работы и заполнению важных вакансий преимущественно за счет внутренних продвижений по службе, а не найма на внешнем рынке.
Г. Беккер измерял норму отдачи вложений в образование с помощью прямого подсчета выгод и издержек.
Несколько более сложный вариант оценки нормы отдачи вложений в образование предложен Дж. Минцером. Его классическое уравнение заработной платы имеет вид
In W = b0 + b1 • SCH + b2 • ЕХР + b3 • ЕХР2 + b4 • TEN + b5 • TEN2 + е,
где зависимая переменная ln W — логарифм заработной платы, а в число независимых переменных включены SCH — количество лет обучения работника, ЕХР — профессиональный опыт работника, TEN — опыт работы на данном предприятии.
В рамках этой модели коэффициент перед образовательной переменной эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи инвестиций в образование и показывает процент возрастания заработка работника на каждый дополнительный год обучения [4].
Модель индивидуальных инвестиций в человеческий капитал усовершенствована и формализована И. Бен-Порэтом [3. С. 352—365]. В его модели каждый человек производит добавления к собственному человеческому капиталу, комбинируя уже имеющийся к данному моменту человеческий капитал с прочими наличествующими в его распоряжении ресурсами.
Эффективность частных инвестиций в образование (в самой упрощенной форме понимаемая как разница в доходах более образованных и менее образованных работников) довольно сильно колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры и уровня технологического развития страны.
Реальная отдача от инвестиций в образование в очень высокой степени зависит от национальных условий и периода, когда образование получено.
Переход к рассмотрению общественной (социальной) нормы отдачи инвестиций в образование вызывает более существенные затруднения.
Под социальной нормой отдачи образования понимается разница между приростом заработной платы за счет образования и издержками, включающими индивидуальные расходы обучающегося и его семьи и расходы государства.
Получившие широкую известность работы Т. Шульца посвящены главным образом воздействию инвестиций в образование на экономический рост. Наиболее важными являются два положения [6; 7. С. 109—117]:
— в целом для общества эффективность инвестиций в человеческий капитал и в особенности в образование значительно выше, чем отдача от вложений в физический капитал;
— с повышением уровня образования, в которое вкладываются средства, эффективность инвестиций снижается, государству выгоднее вкладывать деньги в базовое (начальное и среднее) образование, чем в высшее.
В дальнейшем исследователи выдвинули и такие положения [6]:
— общественные нормы отдачи образования всегда ниже, чем частные;
— общественные и частные нормы отдачи вложений в начальное образование, как правило, выше, чем нормы отдачи в среднее и высшее образование;
— норма отдачи на вложения в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых;
— в развивающихся странах норма отдачи на инвестиции в образование выше, чем средняя норма отдачи на инвестиции в физический капитал;
— в развитых странах норма отдачи на инвестиции в образование непостоянна и лишь незначительно превышает норму отдачи на вложения в физический капитал.
Наиболее очевидным способом измерения эффекта инвестиций в образование для общества стало вычисление зависимости роста ВВП от увеличения уровня образования работников.
Необходимо отметить, что не все оценки влияния факторов экономического развития, основывающиеся на результатах современных исследований, подтверждают выводы классической теории человеческого капитала о том, что его накопление однозначно позитивно влияет на экономический рост [5]. Это объясняется следующими причинами:
— процесс обучения сам по себе не производит человеческий капитал;
— предельные нормы отдачи от инвестиций в образование могут стремительно падать в тех странах, где спрос на образованную рабочую силу не расширяется;
— неблагоприятное институциональное окружение создает для образованной рабочей силы стимулы к деятельности, не способствующей экономическому росту (например, уходу в криминальную сферу или эмиграции).
Однако исследование Л. Притчетта, проведенное на базе кросс-националь-ного сравнения статистических показателей 91 развивающейся страны, не позво-
лило ему однозначно подтвердить или опровергнуть ни одну из этих гипотез [5]. К нему присоединился ряд экономистов. В связи с этим возникла необходимость в более глубоких исследованиях, рассматривающих конкретные случаи сочетания инвестиций в человеческий капитал и прочих факторов, воздействующих на экономическое развитие. В результате появилась позиция, согласно которой рост образовательного уровня дает экономический эффект лишь в странах с «открытой» экономической системой, в особенности там, где импорт оборудования повышает требования к квалификации рабочей силы.
Р. Липес, В.Томас и И. Ванг пришли к выводу, что важнейшим институциональным фактором, предопределяющим экономическую эффективность повышения уровня образования, является равномерность распределения базового образования среди представителей различных социальных групп [8. С. 265—288].
Многие исследователи склонны считать, что даже достаточно высокие оценки экономического эффекта образования (социальной нормы отдачи инвестиций в эту сферу) на самом деле занижены, поскольку не учитывается косвенное воздействие мультипликационного эффекта, плохо поддающегося измерению традиционными статистическими методами [1. С. 176]. По мнению сторонников массированных инвестиций в сферы образования и науки, продуктом развития этих областей является информация, распространяющаяся в экономике быстрее и с меньшими издержками, чем традиционные продукты производства.
Таким образом, основной проблемой современной государственной политики в области образования является поиск оптимального для данной страны уровня инвестиций в образование, который мог бы одновременно обеспечить возможность доступа к образованию для широких масс населения, но не подрывал бы мотивации для частных инвестиций в образование.
Биологический человеческий капитал. Теперь перейдем к рассмотрению биологического человеческого капитала, который также является одним из главнейших показателей состояния и развития человеческого капитала. Реально накопленный биологический человеческий капитал — это задействованные в общественном воспроизводстве физические способности к выполнению трудовых операций в их количественной, качественной и стоимостной определенности с целью получения дохода или выгоды. Носителем реально накопленного биологического человеческого капитала является единый субъект труда — совокупность людей общественной системы, использующих свой человеческий капитал с целью получения дохода, т.е. общая совокупность людей, работающая и получающая соответствующую заработную плату, часть из которой и представляет собой доход от использования потенциального человеческого капитала индивида.
Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. В течение всей жизни индивида происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение — увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.
Государство стимулирует формирование биологического человеческого капитала через вложения в семейный бюджет, систему здравоохранения и физической культуры.
Вложения в семейный бюджет создают финансовые, социальные, моральные, культурные условия расширенного духовного и физического потребления для ее членов, а также условия рождения детей и их воспитания как будущих носителей человеческого капитала.
Вложения в систему здравоохранения направлены прежде всего на увеличение времени трудовой жизнедеятельности человека, что призвано увеличить общий объем временных затрат на труд, ускорить временной оборот совокупного человеческого капитала. Система здравоохранения контролирует состояние здоровья, разрабатывает мероприятия по сохранению и улучшению здоровья, чем и способствует восстановлению и укреплению биологического человеческого капитала.
Вложения в систему физической культуры и спорта должны создать условия физического развития носителей человеческого капитала.
Все способы формирования биологического человеческого капитала призваны не только свести к минимуму потери трудоспособности, предотвратить путем осуществления профилактических мер легкие заболевания, но и создать условия для улучшения физического и психологического самочувствия работника и его семьи, создать совокупно благоприятные условия для рождения и воспитания детей.
В этой связи показатель уровня здоровья является важнейшим в системе биологического человеческого капитала, а сохранение и улучшение здоровья представляет собой стержневую основу формирования биологического человеческого капитала.
В литературе имеется большое количество исследований, определяющих место здоровья человека в системе социально-экономических отношений.
Существует множество вариантов оценки уровня здоровья. Его основные показатели: отсутствие заболевания; хорошее состояние здоровья — человек не болеет, не испытывает ни боли, ни недомогания; оптимальная приспособленность к окружающей среде; целостность (отсутствие повреждений); физическое, психологическое, социальное благополучие; ненарушенный ритм; уровень общего состояния.
Обычно в научной литературе здоровье анализируется с точки зрения отсутствия или наличия болезней и болей, но его можно рассматривать также как оптимальное приспособление организма к деятельной среде. При этом имеется в виду приспособление не только к физическим, но и к психологическим и социальным факторам общественной жизнедеятельности. Поэтому при определении показателей здоровья необходимо отказаться от подхода к этой проблеме как простой дихотомии: болезнь — отсутствие болезни. Следует рассматривать здоровье как многоуровневый комплекс, который не есть что-то догматически неизменное, оно находится в состоянии постоянных изменений.
В процессе практического исследования формирования защитных функций организма по сохранению здоровья уместно применять данные обследования врачей разных специальностей с использованием инструментальных лабораторных
данных. При этом формирование защитных функций по сохранению здоровья определяется динамикой количественных изменений, составляющих ту или иную группу здоровья носителей человеческого капитала. Каждая группа представляет собой показатель уровня здоровья биологического человеческого капитала. По мере перехода индивида из одной группы в другую показатель здоровья как капитального общественного ресурса, которым он владеет, уменьшается.
Первая группа — практически здоровые люди — обладатели максимального уровня здоровья, характеризующегося показателем «оптимизм здоровья» (отсутствие хронических заболеваний, нормальное физическое и психическое развитие, редкие острые заболевания).
Вторая группа — здоровые (при незначительных отклонениях) люди — обладатели хорошего уровня здоровья, характеризующегося показателем «условное здоровье» (незначительные отклонения от психосоматических функциональных норм, периодически болеющие острыми заболеваниями).
Третья группа — больные хроническими болезнями в стадии компенсации или имеющие некоторые функциональные отклонения люди — обладатели удовлетворительного (ниже хорошего) уровня здоровья, характеризующегося показателем «недомогание» (наличие определенных отклонений от психосоматических функциональных норм, длительные хронические заболевания).
Четвертая группа — больные хроническими болезнями в запущенной тяжелой форме или имеющие существенные функциональные отклонения люди — обладатели неудовлетворительного уровня здоровья, характеризующегося показателем «болезнь» (существенные постоянные отклонения от психосоматических функциональных норм, длительные или постоянные хронические заболевания, ослабленная иммунная система).
Индекс человеческого развития (HID). В настоящее время такие международные организации, как ООН и Мировой банк (ММБР) для сопоставлений уровня развития отдельных стран используют синтетический показатель, названный индексом человеческого развития (HID — Human Development Index), на основании которого можно получить представление о состоянии человеческого капитала по странам мира.
Данный индекс отражает величину благосостояния и качества жизни населения той или иной страны и представляет собой среднюю арифметическую величину, выводимую из трех наглядных индикаторов качества человеческого капитала: индекса ожидаемой средней продолжительности жизни населения при рождении; индекса уровня образования населения; индекса реального ВВП на душу населения.
Индекс человеческого развития ООН (HDI) отражает средние достижения страны по трем основным показателям человеческого развития:
— долгая и здоровая жизнь определяется показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
— уровень знаний определяется показателем доли грамотных взрослых (LR) (с весовым коэффициентом 2/3) и совокупной долей учащихся начальной, средней и высшей ступеней образования в конкретных возрастных группах (CGER) (с весовым коэффициентом 1/3);
— уровень жизни оценивается как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (PPP) в долл. США.
Эти показатели наиболее полно характеризуют общественный прогресс и направлены на реализацию трех ключевых целей человека, обеспечивающих рост качества его капитала:
1) прожить долгую и здоровую жизнь. Главной составляющей этой цели является здоровье человека. Оно выступает важным фактором роста качества человеческого капитала. Хорошее здоровье способствует развитию и накоплению всех сил человека, полной их реализации в труде, следовательно, повышению работоспособности людей;
2) приобрести, накопить и обновить знания, которые непосредственно влияют на качество человеческого капитала. Выявлено, что увеличение общественных и личных затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Однако важнее другое. Рассматривая образование с позиции нового качества человеческого капитала, следует подчеркнуть, что оно призвано содействовать не только росту производительной силы труда, но и всестороннему духовному развитию человека как личности;
3) получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни. С ростом подушевого дохода в краткосрочном периоде его доля, идущая на питание, опережает в росте долю, идущую на приобретение непродовольственных товаров. В долгосрочном периоде с ростом дохода его доля, идущая на приобретение товаров длительного пользования, услуг, обеспечивающих духовное развитие человека, опережает в росте долю, идущую на питание.
Считаем, что полезный эффект человеческого капитала с позиции нового качества его содержания направлен на более полное удовлетворение основных потребностей человека, обеспечивающих всестороннее его развитие. Все это имеет тесную связь с внутренней социальной средой человека, которая создается благодаря повышению эффективности человеческого капитала и труда.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект Пресс, 1995.
[2] Becker G. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. — December 1962.
[3] Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Life Cycle of Earnings // Journal of Political Economy. —1967. — Vol. 75. — P. 352—365.
[4] Mincer J. Schooling, Experince, and Earning. — New York // Nat. Bur. Econ. Res. — 1974.
[5] Pritchett L. Where has all the Education Gone? // Policy Research Working Paper. — № 1581. —World Bank, Washington, D.C., 1996.
[6] Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education // Policy Research Working Paper. — № 1067. — January 1993.
[7] Schultz T. Investment in man: An economist's view // Social Service Review. — 1959. — Vol. 33. — P. 109—117; Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education // Policy Research Working Paper. — № 1067. — January 1993.
[8] Thomas V., Wang Y. Distortions, Interventions and Productivity Growth: Is East Asia Different? // Economic Development and Cultural Change. — 1996. — Vol. 44(2). — P. 265—288.
PARAMETERS OF A CONDITION AND DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL
H.A. Alwan
Voronezh State University Holzunova str., 40, Voronezh, Russia, 394068
In clause parameters of a status and development of the human capital are considered and analyzed. Dynamics of norms of feedback of private investments into the human capital is considered; the state of affairs in branches of manufacture of the human capital (education and public health services) is studied; analyzed the quality of the real level of education and health indicators. it is proved, that useful effect of the human capital, from a position of new quality of its maintenance, it is directed on fuller satisfaction of basic needs of the person providing its all-round development, and has close communication with the «internal» social environment of the person which is created owing to increase of efficiency of the human capital.
Key words: the Human capital, investments into the human capital, efficiency of the human capital, an index of human development.