ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ
УДК 332.1
Катаева Л.В.1
Хайбулаев Х.У.2
инвестиции в человеческий капитал: проблемы теории и практики
Аннотация. Инвестиции в человеческий капитал способны обеспечить как развитие человека, так и социально-экономическое развитие государства и отдельных ее территорий. Сторонники и оппоненты теории человеческого капитала признают необходимость таких расходов, которые приводят к повышению качества жизни людей. Государственная политика может оптимизировать формирование, территориальное распределение и отдачу человеческого капитала.
Ключевые слова: капитал, человеческий капитал, инвестиции, человеческое развитие, пространственное развитие.
Kitaeva L.
Khaybulaev Kh.
INVESTMENTS IN HUMAN CAPITAL: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE
Abstract. Investments in human capital can provide both human development and the social and economic development of the state and its individual territories. Supporters and opponents of the theory of human capital recognize the need for such costs, which lead to an improvement in the quality of people's lives. State policy can optimize the formation, territorial distribution and return of human capital.
Keywords: capital, human capital, investment, human development, spatial development.
Теория человеческого капитала возникла сравнительно недавно (60-е годы ХХ ст.), но развивается очень быстро и конструктивно. Это объясняется изменениями, происходящими в экономической практике, которые в производственном процессе на первый план выводят качество человеческого ресурса, усиливая связь результативности с последним.
Являясь ведущим фактором производства, в настоящее время человеческий капитал в
структуре национального богатства развитых стран занимает около 80% (Таблица 1) [1, с. 69].
Данные Всемирного банка оценивают стоимость совокупного мирового человеческого капитала 550 трлн. долларов (на начало XXI века). Это превышает мировой ВВП в восемь с лишним раз. Стоимость человеческого капитала России - 30 трлн. долларов, в 20 раз больше, чем ВВП. Таким образом,
1 Китаева Людмила Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г.Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected], тел. раб. 88632036358 Lyudmila Kitaeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian institute of management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected], t. 88632036358
2 Хайбулаев Хайбула Убайдулаевич, магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected], тел. раб. 88632036358
Khaibula Khaybulaev, Graduate Student, South Russian Institute ofManagement - branch ofthe Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected], t. 88632036358
доля России в объеме мирового человеческого капитала 11%, в то время как в объеме мирового ВВП 1,2% (в 2000 году) [1, с. 71]. Указанная диспропорция свидетельствует о
Заметим, что за весь представленный в таблице период времени ни природные ресурсы, ни физический капитал не имели такого удельного веса.
Авторы категории «человеческий капитал» Т. Шульц и Г. Беккер определяли человеческий капитал как совокупность инвестиций в образование и профессиональные навыки человека, повышающая его способность к труду.
Современные трактовки расширяют и углубляют определение. М. Блауг таким образом конструирует актуальные теоретические тезисы: «Концепция человеческого капитала, или «твёрдое ядро» исследовательской программы человеческого капитала, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом - не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив развития» [2, с. 318].
В контексте исследования мы используем такое определение: человеческий капитал -накопленный запас различных способностей, знаний и навыков, целенаправленно используемый человеком, способствующий росту производительности труда и производства.
наличии недоиспользованного человеческого потенциала, который можно и необходимо задействовать для увеличения реального ВВП.
Заметим, что в современной теории не все признают возможность такую категорию, как «человеческий капитал». Рассмотрение человека в качестве капитала, который может быть дополнен инвестициями, идет вразрез с глубоко укоренившимися ценностями. Моральные и нравственные убеждения некоторых исследователей препятствуют им смотреть на человека как на средство производства.
Александр Щипков, доктор философских наук, профессор МГУ, анализируя современную модель реформы российского образования, считает одним из вредоносных для образования тезис о «человеческом капитале». Его отношение к этой теории компактно представлено в следующей цитате: «Сама эта фраза («человеческий капитал» - замечание автора статьи), если вдуматься, бесчеловечна. Ведь люди не деньги, которые можно инвестировать. Сам подход к человеку как «капиталу», который должен приносить прибыль, глубоко аморален и уходит корнями в идеи Мальтуса, Ницше, Гамсуна» [3].
Традиционно среди противников теории «человеческого капитала» - сторонники марксистской политэкономии. Они рассматривают капитал как производственное отношение, по сути позволяющее эксплуатировать работника, присваивая неоплаченную часть прибавочного продукта. Постоянный капитал (под ним понимаются затраты на средства производства) потому и «постоянный», что не может «создавать» новую стоимость. Переменный капитал - затраты на рабочую силу. Использование рабочей силы в процессе производства позволяет не только воспроизвести ее стоимость, но и создать дополнительную - прибавочную. Инвестиции в переменный капитал
Таблица 1 - Динамика структуры национального богатства в развитых странах,
% к итогу
Показатель 1860 г. 1913 г. 1950 г 2000 г. 2015 г.
Природные ресурсы 45 35 20 16 10
Физический (основной капитал) 33 33 32 19 10
Человеческий капитал 22 32 48 65 80
означают затраты на воспроизводство рабочей силы и не более того.
Однако, на наш взгляд, даже в этих теоретических выкладках есть идея, которая может быть использована при обосновании теории «человеческого капитала». Если отвлечься от положения об эксплуатации, то очевидна мысль о том, что только человек может увеличить первоначально вложенные средства.
Важным в марксистской теории капитала является и то, что капитал - это производственное отношение в рамках определенной общественно-экономической формации. Воплощение капитала в некоторой вещественной форме (например, в производственном оборудовании) не означает, что станки априори являются капиталом. Капиталом они становятся тогда, когда соединяются с рабочей силой, включаются в процесс производства и в силу сложившихся в капиталистическом обществе отношений собственности приносят доход. В обществе, который К. Маркс назвал капиталистическим, доход от использования капитала присваивает собственник средств производства (физического капитала) - капиталист.
Нам представляются методологически принципиальными следующие выводы из вышесказанного:
1. Только человек может обеспечить прирост первоначально вложенных средств.
2. Осуществление инвестиций в некоторый объект совсем не означает, что этот объект можно идентифицировать как «капитал». Наличие «прироста» - обязательное условие функциональной определенности капитала.
3. Специфика экономической среды определяет возможность реализации капитала как общественного отношения и обязательно должна учитываться при решении вопроса об инвестициях.
Логическим продолжением этих выводов является очень простая мысль о том, что инвестор должен получить доход как вознаграждение за свои действия.
Применительно к человеческому капиталу сказанное означает, что все теоретически обоснованные затраты только формируют некоторый потенциал субъекта, который может быть реализован как капитал, т.е. принести
доход инвестору, либо так и остаться невостребованным, некапитализированным.
Представленные выводы, на наш взгляд, не противоречат современному определению сущности категории «человеческий капитал».
Человеческий капитал в экономическом смысле следует рассматривать как потенциальные способности, которые на протяжении определенного периода времени создают продукты и доходы; инвестиции, соответственно, понимаются как расходы, направленные на поддержание или увеличение этой способности.
Затраты на человеческий капитал могут нести различные инвесторы: семья, индивид, хозяйствующие субъекты, государство.
Исходной точкой инвестиций является семья, которая вкладывает в ребенка с того момента, когда принимается решение о рождении ребенка. Для родителей воспитание ребенка связано с определенными затратами, как моральными, интеллектуальными, так и материальными. Формирование личности, накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека становятся той базой, которая позволяет реализовать и совершенствовать свой потенциал.
Сам индивид вкладывает средства, направляя их на собственное образование, развитие физических способностей (тем самым укрепляя здоровье).
Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
Степень реализации человеческого капитала в процессе экономической деятельности и соответственно уровень отдачи определяются самостоятельным решением человека, его специфическими предпочтениями. Огромное значение имеют такие характеристики личности, как общий уровень культуры и ответственность. Особую роль в контексте сказанного играет мировоззрение. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяют поведение человека, его отношение к окружающей среде, направление использования своего потенциала.
Именно человек, его мировоззрение и ми-
роотношение, способности, творческие качества и самоорганизующая мотивация определяют направления, темпы и результаты всех социальных преобразований.
Чтобы ответить на вопрос, кто же должен осуществлять инвестиции в человеческий капитал, необходимо выявить, кто заинтересован в капитализации определенных составляющих человеческого капитала и какую конкретно выгоду он ожидает и может от этого получить. В связи с этим выделяют социальные и частные нормы отдачи. Соответственно социальную отдачу следует оценивать при осуществлении государственных инвестиций, частную - при оценке частных инвестиций.
Социальная отдача предполагает оценку всех «внешних эффектов», которые являются следствием государственных инвестиций в человеческий капитал и затрагивают всех членов общества. Это могут быть такие эффекты, как: повышение качества жизни, рост самосознания, рост благотворительности. Кроме того, указанные инвестиции приводят к повышению производительности работников, развивают его предпринимательские навыки, что позволяет сокращать временной лаг между научными открытиями и их внедрением в практику. Оценить все эффекты довольно сложно, поэтому формально обычно учитывается прирост налоговых поступлений за счет повышения образовательного уровня населения.
Частные нормы отдачи предполагают связь между затратами на образование и уровнем дохода индивида. Однако в современной российской практике не всегда такая связь существует и может оправдывать расходы на образование.
Частная норма отдачи может быть рассмотрена и с точки зрения фирмы, ее вложений в человеческий капитал. В теории человеческого капитала эта проблема рассматривается в контексте производственного опыта, специальной и общей подготовки на производстве. Расходы на общую подготовку обеспечивают работники, они же и получают отдачу от этих расходов в форме роста заработной платы. В специальную подготовку инвестируют фирмы, получая отдачу в росте прибыли.
Инвестиции в человеческий капитал долж-
ны быть сопряжены с инвестициями в физический капитал. Есть известное высказывание: «Техника в руках дикаря - это груда металла». В рамках исследуемой темы это означает, что уровень человеческого капитала должен соответствовать уровню физического капитала. Но в равной степени это означает и то, что физический капитал должен соответствовать уровню человеческого капитала. Иначе может произойти отток человеческого капитала в направлении соответствующего ему качества физического капитала.
Теория человеческого капитала напрямую связана с концепцией человеческого развития. Человеческое развитие - это процесс расширения возможностей человеческого выбора. Но человеческое развитие - это также и цель, то есть оно является одновременно и процессом, и результатом. Человеческое развитие подразумевает, что люди обязаны влиять на процессы, формирующие их жизнь. Во всем этом экономический рост является важным средством человеческого развития, но не конечной целью. Человеческое развитие - это развитие людей посредством формирования человеческого потенциала, осуществляемое людьми (путем активного участия в процессах, формирующих их жизнь) и для людей (путем улучшения их жизни).
Значительное влияние человеческого капитала в перспективном развитии экономики России и ее отдельных регионов отмечено в программных документах Российской Федерации: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Разработан также проект доктрины человеческого капитала Российской Федерации [4]. В доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в сфере человеческого потенциала и капитала: политическая, экономическая, информационная и мировоззренческая. Таким образом, подчеркивается роль человеческого капитала и определяется диапазон государственной политики в этой области.
Конкретизируя сферу экономической безопасности, стратегия государства определяет основные задачи по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала [5]:
1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
4) профессиональная ориентация граждан;
5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.
Пространственное развитие предполагает наличие необходимого уровня человеческого капитала. Влияние человеческого капитала на развитие региона можно представить следующим образом.
Формирование человеческого капитала происходит на определенной территории.
Анализ показывает, что ИЧР рос, но при этом ухудшалось положение республики в сравнении с другими регионами России: 38 место в 2001 году, 43 - в 2008 году, 62 - в 2014, 68-69 - в 2005 г. Это свидетельствует о том, что другие регионы
Пространственная среда оказывает влияние на те знания, умения, культурные и социальные нормы, гражданские ценности, которые трансформируются в индивидуальных компетенциях населения. Таким образом, создается тот человеческий потенциал, который будучи востребованным в производственном процессе становится человеческим капиталом и способствует развитию территории. Развитие территории усиливает ее инвестиционную привлекательность и стимулирует рост человеческого капитала. Следовательно, стратегия пространственного развития с точки зрения человеческого капитала предполагает, с одной стороны, человеческий капитал как основной фактор развития; с другой стороны, человеческий капитал как целевой результат социально-экономического развития.
Для социально-экономического положения Республики Дагестан характерны: высокий уровень безработицы, недостаточное развитие промышленности и сельского хозяйства, недостаточное обеспечение объектами социальной сферы, незначительные объемы инвестиций, сложная общественно-политическая и криминогенная ситуация. По показателям уровня и качества жизни Республика отстает от среднероссийских.
В Таблице 2 представлены данные о динамике Индекса человеческого развития Дагестана за 14 лет [6, 7, 8].
наращивали этот показатель более интенсивно. Более детальный анализ позволяет оценить связь между важнейшей характеристикой человеческого капитала - уровнем образования и ВВП на душу населения (Таблица 3) [8].
Таблица 3 - Основные показатели индекса человеческого развития Республики Дагестан, 2014-2015 гг.
Год Душевой ВВП, долл. ППС Индекс дохода Ожидаемая продолжительность жизни, лет Индекс долголетия Грамотность, % Доля учащихся в возрасте 7-24 лет Индекс образования ИЧР Место в РФ
2014 12988 0,812 75,8 0,847 99,2 0,545 0,843 0,834 62
2015 11242 0,788 76,4 0,857 99,2 0,562 0,849 0,836 68-69
Таблица 2 - Индекс человеческого развития Республики Дагестан, 2001-2015 гг.
Год 2001 2008 2014 2015
ИЧР 0,736 0,788 0,834 0,836
Место в России 38 43 62 68-69
Заметим, что такие показатели уровня человеческого капитала, как индекс образования в 2015 году увеличился по сравнению с 2014 (0,843 и 0, 849 - соответственно), грамотность не изменилась, но имеет довольно высокое значение (99,2%). В то же время, душевой ВВП за этот период сократился с 12 988 долл. до 11 242 долл. Таким образом можно констатировать отрицательную связь между уровнем полученного образования и созданным ВВП, т.е. отдачей. Очевидно, что сокращение душевого ВВП - результат недоиспользования накопленного человеческого капитала.
Причины того, что отдача от человеческого капитала на территории Дагестана снижается - ранее перечисленные характеристики
Авторская классификация реализуемых проектов демонстрирует приоритеты региональной политики в сфере человеческого капитала в Дагестане: формирование адекватной социальной среды, укрепление здоровья
социально-экономического положения республики. Следствие - отток населения. В ближайшей перспективе ситуация не изменится. Росстат опубликовал прогноз внутрироссийс-кой миграции в 2018 г. По данным статистиков, наибольший прирост населения ожидается в Московской области, а наибольший отток - в Дагестане [9].
Для преодоления существующих негативных тенденций Правительством Республики Дагестан реализуется приоритетный проект «Человеческий капитал». Он состоит и набора более конкретных проектов, затрагивающих различные социальные сферы, направленных на повышение качества жизни. Они могут способствовать росту отдачи в экономической деятельности.
людей (через систему здравоохранения, физкультуру и спорт), оптимизация занятости.
Отдельно необходимо отметить проект «Молодежь как стратегический ресурс развития региона». Он связан с другими проектами
Таблица 4 - Приоритетный проект Республики Дагестан «Человеческий капитал» [10]
Направление развития Название проекта
Социальная среда «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги» «Умная социальная политика» «Организация и проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, охраны здоровья, культуры и образования» «Культура малой Родины» «Молодежь как стратегический ресурс развития региона»
Здравоохранение «Совершенствование организации лечебного питания в ЛПУ Республики Дагестан по технологии «Таблет-питание» на примере ГБУ РД «Республиканская клиническая больница» «Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее, в том числе развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации» «Совершенствование организации лечебно-диагностической помощи на примере прием-но-диагностического отделения Республиканской клинической больницы» «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Республики Дагестан» «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» «Организация централизованной лабораторной службы на территории Республики Дагестан»
Физическая культура и спорт «Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» «Укрепление материально - технической базы спорта» «Развитие спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва»
Занятость населения «Развитие движения WorldSkillsRussia в Республике Дагестан» «Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан» «Реализация мероприятий по содействию занятости инвалидов»
и программами: Государственная программа Республики Дагестан «Реализация молодежной политики Республики Дагестан на 20152017 годы»; подпрограмма «Поддержка молодежных инициатив в Республике Дагестан на 2015-2017 годы»; Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2017 год»; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы.
Реализация проекта направлена на достижение следующих результатов.
Устойчивое развитие добровольческого (волонтерского) движения обеспечит создание необходимых условий для работы активной молодежи из числа студентов вузов и ссузов Республики Дагестан, поддержит молодежные инициативы, а также своевременное выполнение ключевых пунктов приоритетного проекта.
Разработанные методические рекомендации по пропаганде гражданско-патриотичес-кого воспитания, позволят увеличить количество подготовленных специалистов в сфере патриотического воспитания.
Создание новых бизнесов среди молодых людей позволит повысить собираемость налогов в бюджет Республики, снизить уровень безработицы среди молодежи, популяризировать среди молодых людей навыки предпринимательской деятельности и саморазвития. Обучение молодежи написанию бизнес-планов и иных видов консультационной поддержки позволит выявить потенциально-заинтересованных в создании нового бизнеса молодых людей и вывести из теневого рынка уже действующих предпринимателей.
Проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений среди молодежи позволит уменьшить число молодых людей, потребляющих наркотические и дурманящие средства, предостеречь молодежь от вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, а также - от асоциальных проявлений, получающих развитие в сети Интернет.
Участие во всероссийских и международных образовательных программах даст возможность реализации социально-экономических инициатив молодежи, повысить уровень неформального образования и развить профессиональные компетенции молодых людей. Данные программы позволят интегрировать молодежь в международные и межрегиональные общественно-политические процессы. Площадки образовательных программ позволят сохранить и преумножить межнациональные и международные отношения среди молодежи.
Рост и повышение качества человеческого капитала, его оптимальное территориальное распределение и эффективное функционирование являются доминантой как в целом государственного, так регионального развития России в длительной перспективе.
Для форсированного развития необходимы значительные объемы инвестиций. А.Г. Аган-бегян оценивает их в 2-2,5 трлн. руб. ежегодного прироста вложений в основные средства и 1-1,5 трлн. руб. ежегодно в человеческий капитал. Тогда удастся повысить норму накопления с 21% до 25% к 2020 году и 30% к 2025 году [11, с. 13].
Среди актуальных проблем на первый план выходят пространственная и квалификационная мобильность населения, что требует баланса демографического, трудового и миграционного потенциала.
По нашему мнению, пространственное развитие требует незамедлительного решения следующих проблем:
- выявление и использование внутренних незадействованных источников развития;
- оптимизация экономической структуры территории для обеспечения адекватного сочетания качества жизни населения и развития производства;
- формирование рациональных схем расселения населения, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории и соответственно рост благосостояния.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний», как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. № 3. С. 66-79.
2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ. /
науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. М.: НП «Журнал вопросы экономики», 2004. 416 с.
3. Щипков А. Либеральный удар по российскому образованию: Как лоббисты пытаются управ-
лять будущим страны [Электронный ресурс]. URL: http://electek.ru/articles/31059-liberalnyy-udar-po-rossiyskomu-obrazovaniyu-kak-lobbisty-pytayutsya-upravlyat-buduschim-strany.html (дата обращения: 23.04.2018)
4. Доктрина человеческого капитала российской федерации (Проект) [Электронный ресурс]
/ Алексеев Ю.В., Белокур В.М., Белокур Д.В., Плаксин В.А., Семенец Н.В. URL: https:// iga.ru/sites/default/files/downloads/859/humancaps-9-2016-doctrine-1.pdf (дата обращения: 24.04.2018)
5. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
[Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 24.04.2018)
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под
общей ред. проф. С.Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2004. 160 с.
7. Программа развития ООН: Развитие человеческого потенциала в регионах России в 2010
году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ news/state/2010/10/29/2715 (дата обращения: 24.04.2018)
8. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / под ред. С.Н. Бобы-
лева и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. 292 с.
9. Федеральная экспертная сеть Клуб регионов [Электронный ресурс]. URL: http://club-rf.ru/
news/49292 (дата обращения: 20.04.2018).
10. Приоритетные проекты развития РД. Человеческий капитал [Электронный ресурс] // Правительство Республики Дагестан. Проектный офис. URL: http://www.e-dag.ru/2017-01-17-10-21-20/prioritetnye-proekty-razvitiya-rd/chelovecheskij-kapital.html (дата обращения: 20.04.2018)
11. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний», как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 6-21.