Рыженко Леонид Игоревич - канд. тех. наук, доцент, директор Центра трансфера технологий Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направления научной деятельности: «ТранспТехнология», исследо-
вания в области моделирования сложных систем в экономике, строительстве и на транспорте. Общее количество опубликованных работ : 102 научные публикации
УДК 331.101.262
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
3. В. Глухова, Е. С. Куклина
Аннотация: В работе рассмотрены некоторые подходы к оценке человеческого капитала и потенциала. Проведен корреляционный анализ зависимости показателей, влияющих на уровень человеческого капитала и потенциала, в том числе в современной России.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, ценность индивидуума, эффективность образования, объем человеческого капитала, индекс развития человеческого потенциала, корреляционный анализ.
Введение
Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии «креативных» людей, систем и технологий, готовности и практической реализации в различных сферах человеческой деятельности [10].
Для построения такого типа экономики необходим капитал не только материальный, но и человеческий. Такие инновационные факторы, как уровень развития науки и инновационный уровень разработки и внедрения достижений НТП зависят, прежде всего, от интеллектуально -образовательного уровня населения,
напрямую связанного с имеющимся
человеческим потенциалом и уровнем
развития человеческого капитала в конкретной стране.
До 1950-х годов экономисты оперировали понятием « рабочая сила», считая его как данное, достатачно статичное и не поддающееся улучшению. Научный интерес к вопросу инвестирования образования, обозначенный еще в работах А. Смита, Д. Милля, А. Маршалла, М. Фридмана, С. Кузнеца, дал толчок к более пристальному анализу взаимосвязи инвестиций в человека и экономического роста. При этом сама концепция человеческого капитала в тот период «объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей как машины» [2].
Понятие человеческого капитала в научной литературе появилось сравнительно
недавно (в 50- 60-е годы XX века) и, по мнению большинства ученых, означает совокупность природных способностей и человеческой энергии, здоровья с приобретенными общеобразовательными и профессиональными знаниями, опытом, которые должны приносить доход. Высококачественный человеческий капитал является главным интенсивным фактором развития инновационной экономики, определяющим способности работников эффективно использовать существующую технологическую систему.
Основная часть
Первая попытка количественной оценки человеческого капитала была предпринята У. Петти, который считал, что «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному доходу, который они приносят» [3]. Для определения
минимального уровня будущих доходов, при котором должны окупиться «вложения» в человеческий капитал, существует формула с применением коэффициента
дисконтирования. Если 1Э - величина инвестиций, сделанных в Э-м году, ЕЭ — доход, полученный в том же году Э, то
Ъм...П Еэ+1 > Ъ 1э+1 (1 +г)п-1 ■ (1)
Где г - коэффициент дисконтирования будущих периодов;
Ъ 1Э+1 — совокупный доход, полученный за п лет от сделанных инвестиций.
Если рассматривать экономическую
сторону, то уровень дохода, рассчитанным по этой формуле, составляет нижнюю границу оправданности инвестиций. Следует
учитывать, что, с точки зрения затрат, увеличение человеческого капитала не только основывается на вложенных денежных средствах, но и предполагает трудовые усилия со стороны работника [6].
Позже Теодор Витстейн рассматривал человеческие существа как основные фонды (капитальные товары) и использовал подходы к оценке человеческого капитала, разработанные У. Фарром
(капитализированный заработок) и Э. Энгелем (цена производства). Он предположил, что величина заработка за время жизни индивидуума равна затратам на его содержание плюс затраты на образование. Этот подход порождает такие оценки человека, которые неизбежно равны нулю в момент его рождения.Т. Витстейном выведены следующие формулы:
Ln
С1 =аЯп — гп- аЯ
Ln
СП = С • RN
ш
Ln
PN-п - aRn
(2)
(3)
Где а - годовые расходы на потребление, включая образование на одного взрослого определенной профессии; г = (1+1), где Т - рыночная процентная ставка;
Цп - число людей в возрасте п в таблице жизни; Rn - величина стоимости одноталерной ренты человека в возрасте п, приобретенной им в момент своего рождения (для данного г);
X - величина будущего дохода на одного человека определенной профессии;
N - возраст, в котором человек вступает в трудовую жизнь.
Т. Витстейн предположил для простоты, что «а» и «X» являются постоянными на протяжении жизни индивидуума, что первое уравнение (которое основывается на производственных затратах) может быть использовано для оценки стоимости человека в денежных единицах, при N>4, в то время как при N<4, более просто использовать второе уравнение (основывающееся на доходах).
Определенный вклад в оценку человеческого капитала внесли американские экономисты и социологи Луис Дублин и Альфред Лотка. Они вывели следующую формулу для определения сумм при страховании жизни человека:
СО
V = £ Vх • Рх(У„ • Ех - Сх) , (4)
Где V:! - ценность индивидуума в момент рождения;
Vх ценность в данный момент одного доллара, полученного через х лет;
1
Vх =-----'—, (5)
(1 + 1)х’ ^
Где Рх - вероятность дожития человека до возраста х;
Ух - годовой заработок человека с момента х до х+1;
Ех - доля занятых в производстве в возрасте
от х до х+1 (У. Фарр предполагал полную за-
нятость);
Сх - величина затрат на жизнь человека в возрасте от х до х+1.
Для определения денежной стоимости человека определенного возраста (например, «а»), формула может быть преобразована в следующий вид:
Р
Vх-аРх(Ух • Ех - с,). (6)
Ра |_х = а _
Такой метод капитализации заработка индивидуума, за вычетом затрат на его потребление или содержание, дает полезную для многих целей оценку.
Стоимость производства (воспитания) человека в возрасте «а» - Са, по Дублину и Лотке, равна:
са= —
а Ра
2 Vх-аРх(Сх - УхЕх)
х = 0
(7)
Эта формула может быть упрощена до вида:
С = V, --
1
• V
(8)
Р • Va и
а
Следовательно, стоимость производства человека до возраста «а» равна разнице между его ценностью в возрасте «а» и ценностью в момент рождения, умноженной на:
(1 + 1)а
Ра
[8]
(9)
Одним из наиболее простых методов оценки человеческого капитала является метод, предложенный нобелевским лауреатом Г. Беккером, связанный с использованием натуральных (временных) оценок измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. В соответствии с этим методом, чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При
этом учитывается неодинаковая
продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете). Г. Беккер учёл эффективность образования путём сопоставления выгод от получения образования и его издержек:
ЧВ =ДП - ЗП
о к ср. о (10)
Где ЧВо — чистая выгода от образования; ДПк — пожизненный доход лиц окончивших колледж;
ЗПср.о. - пожизненные заработки лиц,
получивших среднее образование.
Основной статьёй издержек образования в подходе Г. Беккера являются издержки
упущенной выгоды, то есть доход, недополученный человеком за годы учёбы [13].
Основываясь на подходе Г. Беккера предлагается изобразить вложения денежных средств в человеческий капитал и получаемый доход от использования приобретённого человеческого капитала в виде двух кривых (см. рис.1.),где кривая «В» -отображает объём вкладываемых средств, направленных на приобретение
человеческого капитала, кривая «Д» - объём получаемых средств от использования приобретённого человеческого капитала. Осями координат являются: по оси «У» -величина средств, а по оси «X» - возраст человека или группы людей.
X
Рис. 1. Вложения в человеческий капитал и доход от его использования
Таким образом, на основе вложений в человеческий капитал мы можем наблюдать, что в начале жизненного пути человеку приходится затрачивать больше средств для приобретения навыков, умений, опыта, способностей и других свойств и качеств, которые характеризуют человеческий капитал. Чем старше становится человек, тем величина вложений становится меньше, а доход, получаемый от приобретённого и используемого человеческого капитала, обратно пропорционален вложениям. То есть, человек в результате осуществленных ранее значительного накопления и использования человеческого капитала, может рассчитывать с возрастом на получение большего дохода от его использования.
Интересен подход Б. В. Корнечуйка, предлагающего методику, основанную на геометрическом представлении расчёта человеческого капитала [7]. Сущность метода
состоит в представлении объёма наличного капитала в качестве «ширины», а срока службы капитала в качестве «длины» (рис. 2.). Тогда полезный объём капитала выразится площадью прямоугольника с
соответствующими сторонами.
Т
Рис. 2. Полезный объём человеческого капитала
^чч=Рнчк * ТСл чк , (11)
Где S - полезный объём человеческого капитала;
О нчк - объём наличного человеческого
капитала;
Т сп. чк - срок службы человеческого капитала.
Б. В. Корнечуйк вводит ряд
вспомогательных индексов. Например, индекс человеческого капитала образования,
который характеризует «ширину»
человеческого капитала населения и индекс человеческого капитала здоровья, который характеризует «длину» человеческого
капитала. Тогда объём человеческого капитала - это показатель, равный произведению индекса человеческого
капитала некоторой социальной группы и её численности.
Человеческий капитал является конкретной формой проявления человеческого потенциала. Ведущие ученые при определении человеческого потенциала опираются на три его составляющих:
1) уровень образования;
2) уровень здравоохранения;
3) уровень реального дохода на душу населения.
При этом инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем. Именно к сфере возможного и относится понятие «потенциал». В отличие от человеческого капитала понятие человеческого потенциала означает совокупность природных и приобретенных человеческих способностей, накопленных конкретной страной информации, навыков, опыта [11]. В процессе научного поиска становится ясным, что для понимания феномена человеческого потенциала важно не только количественно рассчитанная величина, но и обязательная оценка качества жизни, условий для реализации потенциала человека. Лишь при наличии таких условий че-
ловеческий потенциал реализуется в форме человеческого капитала соответственного качества, принося конкретному человеку доход, а обществу прогресс.
В литературе существует несколько методик расчета человеческого потенциала. Причем не каждая методика применима к той или иной стране. Это зависит от того насколько развита система сбора, обработки и оценки статистической информации [9].
Одна из методик была предложена американским экономистом лауреатом нобелевской премии Г.Беккером:
ЧП=Пж+Кво+ВНД,
где ЧП - человеческий потенциал;
Пж - ожидаемая продолжительность жизни на душу населения;
Кво - количество выпускников ВУЗов на душу населения;
ВНД - валовой национальный доход на душу населения.
Применим также корреляционный анализ зависимости количества поданных патентных заявок от показателей ВНД, ожидаемой продолжительности жизни, количества выпускников ВУЗов на душу населения (таблица 1)[12].
Инновационное развитие общества не может проходить вне системы образования, прежде всего высшего образования. Именно в ВУЗах должна формироваться инновационная личность. По прогнозам ученых в обществе инноваций потребность в высококвалифицированных кадрах достигнет 60 % от общего числа населения, а в последующем 100 %. Эти показатели условны, так как зависят от состояния развития общества отдельной страны.
Таблица 1 - Исходные данные для корреляционного анализа
Показатели 1995 2000 2011 Среднее значение
Количество поданных патентных заявок на душу населения 0,247 0,262 0,225 0,244
Продолжительность жизни на душу населения 64,52 65,34 68,94 66,26
Количество выпускников ВУЗов на душу населения 0,0061 0,0099 0,0217 0,0123
ВНД на душу населения, млн. руб. 9652 10595 17035 12427,7
Коэффициент корреляции «г» находим по формуле:
г X (х. - *)*(Уі - У) ,
•7Е (х. -х)2 * Е (Ут - у)2
Где хТ - количество поданных патентных заявок на душу населения;
х - среднее значение поданных патентных заявок на душу населения;
у. - продолжительность жизни на душу населения, количество выпускников ВУЗов на
душу населения, ВНД на душу населения, млн. руб.;
у - среднее значение.
Тогда:
0.073
r =
л/00085
0.00024
л/0.0000001
128.85
= 0.78.
= 0.75.
^= 0.81.
EI = -
0.951
MYSI - индекс средней продолжительности обучения
MYS
MYSI =
13.2
II =
InGNI - In163
In108211 - In163 GNI - ВНД на душу населения, руб.
На основе рассмотренных статистических данных рассчитаем индекс развития человеческого потенциала в России.
Индекс ожидаемой продолжительности жизни:
68.94 - 20 LEI =-----------= 0.73 .
83.2 - 20
Индекс средней продолжительности обучения:
11.5
MYSI = ■
3 -х/25025
В результате, можно сказать, что связь между рассматриваемыми коэффициентами сильная, так как, чем выше продолжительность жизни, больше количество выпускников ВУЗов и ВНД на душу населения, тем больше количество поданных патентных заявок, которая в свою очередь характеризует интеллектуальную активность населения.
В методике, разработанной Амартии Сена, при расчете индекса развития человеческого потенциала также используются три названных фактора. Согласно данной методике индекс развития человеческого потенциала HDI равен:
HDI=^LEI * EI * II,
Где LEI - индекс ожидаемой продолжительности жизни
EI - индекс образования II - индекс дохода
LE - 20 LEI =---------.
83.2 - 20
LE - Ожидаемая продолжительность жизни
VmyST*EYSI
EIS = ■
13.2
8.9
= 0.87.
= 0.43.
EI =
20.6 л/0.87 * 0.43 0.951
= 0.7 .
Индекс дохода:
MУS - средняя продолжительность обучения населения в годах
EУSI - индекс ожидаемой продолжительности обучения
ЕУ8
ЕУ81 =-----.
20.6
EУS - ожидаемая продолжительность обучения населения, еще получающих образование, в годах
1п17035 - 1п163 II =--------------= 0.71.
1п108211 - 1п163
Тогда индекс развития человеческого потенциала в России равен:
ГО1 = 3/0.77 * 0.7 * 0.71 = 0.713 .
Стоимость затрат государства и семьи на подготовку ученого к работоспособному возрасту в год — 80 тысяч рублей, а специалиста с высшим образованием — 60 тысяч рублей [1]. Тогда общие затраты составляют:
60000*7000000+800000*2000000= 420000000000=420 млрд. руб.
Заключение
В 2011 году Россия заняла 66 место в мире по индексу развития человеческого потенциала. В первую пятерку входит Норвегия с показателем - 0,971; Австралия - 0,970, Исландия - 0,968, Канада - 0,966; Ирландия -0,965. США занимает 13 место в мире, Япония - 10. На наш взгляд, относительно невысокий результат индекса связан, прежде всего, с потерями, которые произошли в результате «утечки» умов за рубеж. В этот период страну покинуло 200 тыс. ученых и 7 млн. специалистов разных областей.
Вместо ученых и квалифицированных специалистов Россия ежегодно пополняется 1-2 миллионами низко квалифицированной рабочей силой из мигрантов СНГ, ЮгоВосточной Азии.
Таким образом, можно сказать, что уже сейчас наибольшую ценность для развития общества имеют не столько материальные, а интеллектуальные активы, в том числе человеческий капитал.
2 =
На сегодняшний день задачей современного государства является необходимость создания условий для развития человеческого потенциала, его поддержки и сохранения с целью построения нового типа экономики - экономики знаний.
Библиографический список
1. Акулин Ф. В., Пономарева М. А. Высшее образование как инструмент инновационного развития экономики России // Экономика образования. 2010.№ 6. - С. 5-22
2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост. науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшников, предисл. М. И. Левин. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. -672с.
3. Веренкин А. О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада: экономика, политика, культура. 2005.№3. - С. 85-101.
4. Глухова 3. В., Алексеев Н. Е. Современные тенденции на рынке труда Сибири и Омской области //Вестник СибАДИ. - 2012.- № 3 (25). - С. 105-111.
5. Глухова 3. В., Фомина А. И. Реальность и перспективы инновационного развития Омской области // Вестник СибАДИ - 2012. - № 4 (26).- С. 124-128.
6. Згонник Л. В. Оценка человеческого капитала // Менеджмент в России и за рубежом.- 2008 г.-№1.-С. 100-103.
7. Корнечуйк Б. В. Человеческий капитал во временном измерении. Спб.: СпбГПУ, 2003. - 92с.
8. Короцкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. -
Новосибирск: СибУПК,, 2000. -112 с.
9. Лисин Б. К. Инновационная культура.// Инновации. - 2008 - №10- С. 49-53.
10. Ложко В. В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России. // Инновации. - 2007. - №1.- С. 33-44.
11. Семеко Г. В. Профессиональное образование и рынок труда в России. Проблемы взаимодей-
ствия// Экономические и социальные проблемы России. - 2011. - №2.- С. 133-154.
12. Официальная статистическая информация о населении в РФ. Росстат. 2012 (Электронный ресурс):
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/
main/
13. Юрьев А. И., Коновалова М. А., Бурикова И. С., Пушкина М. А., Мишучкова И. Н. Теория психологического измерения человеческого капитала России // сайт профессора Юрьева: http://www.yuriev.spb/ru/polit-chelovek/human-capital.ru
HUMAN CAPITAL AND HUMAN POTENTIAL: APPROACHES TO ASSESSMENT
Z. V. Glukhova, E. S. Kuklina
The article some approaches to the assessment of the human capital and human potential. Correlation analysis of the dependence of the number of submitted patent applications from the indicators GNI, life expectancy, the number of University graduates per capita in modern Russia.
Гпухова Зоя Владимировна - канд. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая
экономика и право» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований -инновационные аспекты современной экономики. Общее количество опубликованных работ.109. Email: [email protected]
Куклина Елизавета Сергеевна - студентка 4 курса факультета « Экономика и управление», гр. ЭУТ-09Э2, ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - современные аспекты инновационных процессов в России. Общее количество опубликованных работ:5. E-mail:Liza89620346249 @yandex.ru
УДК 338.45
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ю. В. Калашникова
Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «кадровый кризис». Оно используется для обозначения ситуации нехватки работников тех или иных профессий и должностей, без которых предприятия не могут производить продукцию. Основное внимание автор уделяет анализу тяжёлой кадровой ситуации сложившейся в российской промышленности в настоящее время. В заключение делается вывод о том, что необходимо разработать грамотную кадровую политику в сфере промышленности, которая бы включала систему мер не только по подготовке кадров, но также и их закреплению на промышленных предприятиях. Т.к. без решения данной проблемы невозможен переход отечественной индустрии на инновационный путь развития.