КАЗИХАНОВ А.-М.Т.
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
(ТЕОРЕТИЧЕСК ИЕ АСПЕКТЫ)
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования качественно новой производительной силы общества — человеческие ресурсы (ЧР), которые являются важной составляющей инновационной экономики. Особое внимание уделено необходимости комплексного изучения ЧР по наиболее важным направлениям. Предложены его основные направления. Показано преимущества инвестиций в человеческий капитал, обеспечивающий более высокий прирост национального дохода и формирование экономики инновационного типа.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, человеческий капитал, инновационная экономика, эндогенный экономический рост.
KAZIKHANOV A.M.-T.
THE ROLE OF HUMAN RESOURCES IN INNOVATIVE ECONOMICS
(THEORETICAL ASPECTS)
Abstract. The article considers theoretical aspects of forming the qualitatively new productive force of the society — human resources (HR) that are an important component of innovative economics.
A special attention is given to the need of a complex study of HR on the most important focus areas. Its main focus areas are suggested. The advantages of investments in human capital that provide for a higher growth rate of the national income and forming the economy of the innovative type are shown. Keywords: human resources, human capital, innovative economics, endogenous economic growth.
Наукой и практикой доказано, что среди условий мирового лидерства особое место занимает развитие качественно новой производительной силы общества. Сегодняшняя реальность такова, что ведущие мировые державы (США, Япония и многие европейские страны) доказали значимость науки, образования, инвестиций в развитие человеческих ресурсов для обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики. Об этом свидетельствует и последние достижения таких бурно развивающихся государств, как Индия и Китай, которые пришли к пониманию необходимости развития и повышения человеческого потенциала, повышения числа высококвалифицированных человеческих ресурсов для социального развития, продвижения НТП и экономического роста. Именно такое направление развития этих государств является одним из главных принципов осуществляемых ими модернизационных программ, которые лежат в основе стратегии их конкурентного развития и в будущем. Для России, перед которой стоят задачи модернизации экономики и развития ее инновационной составляющей, вопрос о необходимости наличия современных человеческих ресурсов, способных осуществлять данные цели, является актуальным, как никакой другой.
Чем больше человеческие ресурсы, тем больше потенциальная способность национальной экономики к потенциальному развитию. Человеческие ресурсы — это совокупность способностей, возможностей территориальной общности, уровень развития и реализация которых повышает эффективность функционирования социума. ЧР обладают определенной структурой, которая зависит от качественных характеристик людей, от их менталитета и здоровья, социальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения. ЧР являются одним из основных видов экономического потенциала.
Внимание к проблеме ЧР усилилось в последние годы в связи с увеличением разрыва между происходящими изменениями в производстве (ориентация на инновационное развитие) и фактическим состоянием ЧР. При этом наиболее обсуждаемыми направлениями являются:
1. Состояние трудового потенциала в России и его регионах.
2. Специфика требований предъявляемых к ЧР.
3. Теоретические вопросы таких понятий, как «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», человеческий капитал», а также механизм их реализации.
Казиханов А.-М. Т.
_РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)_
4. ЧР в инновационной экономике.
Кроме того, одним из направлений изучения ЧР и качества жизни является рассмотрение факторов риска, создающих угрозы для сохранения, развития и реализации ЧР и повышения уровня жизни. Россия сейчас встала на путь формирования инновационной экономики, которая требует разработки новой концепции подготовки человеческих ресурсов и создания необходимой инновационной инфраструктуры. Специфика такого развития экономики определяет влияние на нее величины и качественных характеристик ЧР. Именно они становятся решающим фактором инновационного развития страны и ее регионов. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей стран мира, существует несоответствие между численностью населения и размерами территорий, нуждающихся в освоении, неразвитостью инфраструктуры регионов и демографическими процессами. В ближайшей перспективе такая ситуация будет сохраняться.
Так, по прогнозам Росстата, численность населения России будет устойчиво сокращаться. (рис.)
Прогноз численности населения до 2031 г. (млн чел.) [5]
Это приводит к большим демографическим потерям: снижению численности трудоспособного населения и продолжительности жизни. По отдельным регионам, например, Республике Дагестан, Ингушетии и Чеченской Республике, наблюдается рост численности населения трудоспособного возраста, доля которых в общей численности населения страны пока незначительная. В ближайшей перспективе, видимо, единственным источником стабилизации численности населения трудоспособного возраста может стать иммиграция, которую можно рассматривать как важный резерв инновационного развития.
Неблагополучное состояние и негативные тенденции в развитии ЧР осложняются наличием также дополнительных рисков:
1) снижением физического и психического здоровья населения;
2) 40% взрослого населения подвержены зависимости от алкоголизма и наркомании:
3) кардинальные изменения, происходящие в культурном и образовательном пространстве развития молодых поколений;
4) падение престижа работы на производстве.
Способы и методы использования человеческих ресурсов общества влияют на возможности инновационного развития экономики. Сегодня одним из ключевых аспектов модернизации экономики является качественный перелом в использовании человеческих ресурсов, кото-
рый характеризуется тем, что труд из недефицитного и недорогого ресурса превращается в труд квалифицированный, дорогой и дефицитный. Вместе с тем проблему развития человеческих ресурсов в России нельзя сводить только к проблеме трудовых ресурсов. Сегодня существует огромный разрыв между формально высоким уровнем образования и низкой производительностью труда, а также низким уровнем развития различных форм кооперации. Стал очевидным растущий дефицит таких человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие конкретных целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными к удержанию высокой «планки» и высоких стандартов деятельности. В силу этого ключевыми аспектами развития ЧР сегодня являются:
1. Развитие современных квалификаций в образовательных системах.
2. Создание тренинговых «площадок» по формированию кадров высокой квалификации.
3. Формирование инфраструктур капитализации ЧР не только в частном, но и в государственном и общественном секторах.
Одним из условий качественно новой производительной силы, необходимой для инновационной экономики, является формирование человеческих ресурсов, способных обеспечить продвижение инноваций, что требует значительных инвестиций в человеческий фактор. Именно инвестиции в человеческий капитал способны сегодня решать задачи, связанные с развитием современного НТП, социального развития и национальной безопасности.
Концепция человеческого капитала получила развитие в работах Нобелевских лауреатов Т. Шульца и Г. Беккера. Они показали, что отдача от ЧК в экономике больше, чем от физического капитала (2; 27).
Основополагающий труд Беккера «Человеческий капитал» заложил основу развития этой сферы знания, причем значение ее становится все более важным с течением времени. По мнению Беккера, «затраты на образование, тренинги, медицинское обслуживание и т. д. могут рассматриваться как вложения в человеческий капитал», что, хоть и незримо, может быть в дальнейшем использовано для значительного усиления экономического развития нации и благосостояния индивидуумов [2; 18]. В его теории затраты на человеческий капитал — это своего рода капитальные вложения, позволяющие индивиду, фирме, обществу достигать определенных экономических результатов, производить товары и услуги в больших количествах и лучшего качества, получать в результате более высокие прибыли и т. п. Эти затраты носят название «инвестиции в человеческий капитал». Таким образом, в самом общем виде теорию человеческого капитала можно определить следующим образом; она занимается исследованием взаимосвязи между инвестициями в человеческий фактор и доходами, которые получают в результате этих инвестиций.
Беккер определяет человеческий капитал как «комплекс приобретенных и унаследованных качеств, как образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг» [2; 42]. Для Беккера характерен расширительный подход к формированию человеческого капитала, который предполагает, помимо расходов на образование подготовку и переподготовку кадров, включать все затраты на воспроизводство рабочей силы и накопление и передачу знаний. Именно поэтому он включал в инвестиции в человеческий капитал финансирование здравоохранения, миграции и поиска информации.
В условиях развития инновационной экономики существенно возрастает значение творческой личности и высококвалифицированного труда. При этом меняются и усложняются связи между подготовкой кадров и производством в широком смысле. Именно выявление механизмов этих связей и оценка растущей роли человеческого капитала в условиях инновационного развития привели к созданию новых моделей экономического роста,
Технологии, знания и человеческий капитал — все это просто разные термины для обозначения одного и того же, того, что является фактором эндогенного экономического роста. В основе лежит воспроизводство человеческого капитала и его последующего воздействия на производство конечной продукции.
Рост человеческого капитала ведет к росту национального дохода, при этом уровень этого дохода в значительной степени коррелируется с уровнем человеческого капитала.
Казиханов А.-М. Т.
_РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)_
Действительно важным для экономического роста является не создание экономики с большим количеством людей, а экономики с большим количеством человеческого капитала.
Развитие новых знаний связано также со снижением результативности производства. То есть когда вложения в основной капитал сочетаются в производстве с вложениями в переменный — капитал и труд, использующий известные технологии, каждая дополнительная единица этих вложений дает все меньше и меньше дополнительной отдачи, однако инвестиции в знания ведут к увеличению прибыли в результате производства новых продуктов.
Резкое накопление человеческого капитала явилось основным двигателем существенного ускорения темпов экономического роста, и эта связь в полной мере подтверждается эмпирическими данными. Почти 1/5 прироста ВВП США в период между 1948 и 1973 гг. связана с расширением и усилением американской системы образования. Более того, вклад образования в производительность вырос с 25% до более чем 30% в период между 1973 и 1981 гг. даже несмотря на то что экономический рост в тот период в целом затормозился [6; 32].
Развитие человеческого капитала в США, Японии в новых индустриальных странах наглядно показывает его роль в успешном экономическом развитии этих экономик. Экономическое чудо ряда восточно-азиатских стран в значительной степени связано с поддерживаемыми на протяжении длительного времени существенными инвестициями в человеческий капитал. Как пишет Берман, мы можем видеть, что «образовательное чудо» стоит за «чудом экономическим», или описать экономическое развитие Восточной Азии как развитие человеческих ресурсов. Например, Япония, значительно позже вошедшая в разряд индустриально развитых стран, для того чтобы «догнать» страны Запада, вкладывала огромные деньги в образование, в особенности на ранней стадии преобразований. В течение 100 лет, между 1890 и 1990 гг., средний срок обучения ее граждан поднялся с 1,3 до 11,5 лет с ежегодным приростом в 2,2% [7; 3]
Массовое развитие человеческого капитала через инвестиции в сферу образования внесло колоссальный вклад также в экономическое чудо, которое продемонстрировала Южная Корея. В результате акцентирования внимания правительства на сфере образования в течение ряда десятилетий корейцы подняли средние сроки обучения с 7 лет в начале1970-х до 13 лет в 2003 г. Причем эти темпы опережали темпы экономического роста [6; 8]. В Сингапуре же система производственного обучения, работающая под контролем правительства, в начале нашего века считалась одной из лучших в мире в сфере производства высокотехнологичной продукции [8].
Развитие и потребности инновационной экономики обусловили особенности формирования человеческого капитала в настоящее время. В широком спектре того, что вкладывается в это понятие, наиболее критическое значение приобрела роль научного и технического персонала. То есть именно той части человеческого капитала, которая непосредственно связана с инновационной деятельностью — проведением НИОКР, технологическими инновациями, созданием интеллектуальной собственности. Именно термин «человеческие ресурсы в науке и технологиях» (ЧРНТ) был признан в мире как основной показатель при оценке настоящего и будущего технологического потенциала конкретной страны.
Человеческий капитал представляет собой долговременный экономический ресурс, воспроизводственный оборот которого в 5-6 раз выше продолжительности средних сроков оборота основного капитала; его экономический «износ» имеет как бы обратный знак: производственная ценность работника с течением времени возрастает. Вклад человеческого капитала в формирование национального богатства растет все более ускоряющимися темпами. Считается, что вложения в человеческий капитал обеспечивают от 30% и более прироста национального дохода [4, 42].
Как мы уже сказали, в инновационной экономике меняется отношение к человеческому капиталу. Создаваемый, прежде всего, системой образования и наукой, он признается неотъемлемым фактором экономического роста. Это не только производитель товаров и услуг, это генератор идей и нововведений, т. е. того, что является ядром экономики инновационного типа. А без создания и развития такой экономики ни одна страна не может оставаться конкурентоспособной в современном мире.
Литература
1. Ашмарин, И. И. Человеческий потенциал России. — М., 2000. С. 1250127.
2. Becker, G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis With Special Reference to Education. — Chicago : Harvard, 1993.
3. Иванов, Н. П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. С. 45.
4. Казиханов, А. М. Инновационные системы в предпринимательских структурах [Электронный доступ] // Управление экономическими системами (Пятигорск). 2012 г. № 11.
5. Материалы научного семинара Е. Ясина, 09.11.2011 г. Сценарии модернизации. — URL : http// www.Liberal.ru/articles/5475. С. 18.
6. Humah Resources : Technological Innovation, and Economic Growth. — Cambridge University Press. 2008. С. 54.
7. Human Resources = Human Capital : Policy Issues and Research Opportunities. — New York : National Bureau of Economic Research, 1972. P. 30.
8. UNDP Human Development Report. 2006. P. 20.
References
1. Ashmarin 1.1. Russian Human Potential. M., 2000p. 125-127
2. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis With Special Reference to Education. Chicago: Harvard, 1993.
3. Ivanov N.P. Human Capital and Globalization // World Economics and International Relations. 2004. No. 9. P. 45.
4. Kazikhanov A.M. Innovative Systems in Entrepreneural Structures. J. «Management of Economic Systems» Pyatigorsk 2012 No. 11 (electronic journal)
5. Materials of a scientific seminar of E. Yasin, 09.11.2011. Modernization Scenarios. (http//www.Liberal.ru/ articles/5475) p. 18
6. Human Resources, Technological Innovation, and Economic Growth. Cambridge University Press, 2008. p. 54
7. Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities). New York: National Bureau of Economic Research, 1972. p. 30
8. UNDP Human Development Report. 2006. p. 20.