казихлнов а.м.
РОЛЬ ИНВЕСТИЩЮНПЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
КАЗИХАНОВ A.M.
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. В статье описывается система формирования и реализации региональной инвестиционной политики, анализируется общая характеристика инвестиционного потенциала региона, на основе чего предлагается совокупность наиболее перспективных направлений развития экономики региона на примере АПК Республики Дагестан.
Ключевые слова: стратегия развития, инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика.
KAZIKHANOV A.M.
ROLE OF INVESTMENT PRIORITIES IN STRATEGIC FOCUS AREAS OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION
Abstract. The article describes a system of formation and implementation of the regional investment policy; the general characteristic of the investment capital of the region is analyzed, and based on that the total of the most promising focus areas of the development of the economy of the region is suggested based on an example of AIC of the Republic of Dagestan.
Keywords: strategy of development, investment attractiveness, investment policy.
Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационных технологиях. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования.
Система формирования и реализация региональной инвестиционной политики, по нашему мнению, должна представлять конструкцию из трех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.
Первый блок — это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Они главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые, в свою очередь, определяются комплексом природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, устанавливаемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими средствами этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).
Следовательно, целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в субъектах СКФО составляет системный подход к решению данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.
Проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей Республики Дагестан, мы пришли к выводу, что регион обладает большим инвестиционным потенциалом, который необходимо развивать. В современных условиях все большую актуальность приобретает выбор направлений эффективного вложения средств. Важность выявления региональных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском рынке. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.
В этой связи в целях совершенствования регионального управления инвестиционной деятельности необходимо выделить инвестиционные приоритеты, т. е. совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляющих вложения в определенные объекты и проекты, цель которых — обеспечить достижение стратегических целей и эффективно повысить конкурентные преимущества региона (рис. 1).
Цель: преодоление депрессивного состояния экономики 1-й уровень
Стабилизация основных форм хозяйствования Наращивание инвестиционного потенциала Снятие социальной напряженности
Цель: обеспечение устойчивой динамики социально-экономического развития 2-й уровень
Восстановление и обновление основного капитала Улучшение общих показателей производственно-хозяйственной деятельности региональной экономики Обеспечение свободного перелива инвестиций между отраслями экономики
г
Цель: повышение конкурентоспособности регионального производственного комплекса
3-й уровень
—-у-
Развитие человеческого капитала
Развитие производства
инноваций и высоких технологий
Развитие экспортоориентированных производств
Рис. 1. Трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования
При определении инвестиционных приоритетов региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях депрессивного состояния экономики, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона не представляется возможным. В этих услови-
Казихлнов А.М.
_РОЛЬ ИНВЕСТИЩЮНПЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА_
ях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которой должны стать сокращение их общего количества и ориентация на формирование новой структуры экономики.
В этой связи, по нашему мнению, можно выделить три основных направления формирования новой структуры экономики:
- переход к формированию экономически обоснованных опорных точек («локомотивы роста»). Это место в Дагестане может занять АПК, который приведет к формированию новой экономики в рамках республики.
- оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах населения и формирование системы государственных закупок;
- реализация системы плановых проектов и программ (научных, инновационных, производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.
Отмеченные направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы к условиям республики с учетом сложившихся социально-экономических особенностей их развития. Вместе с тем это требует значительного внимания и конкретных действий, направленных на обеспечение расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств и предметов труда путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла.
Следовательно, для обеспечения расширенного воспроизводства и устойчивого экономического роста в экономике региона необходимы согласованность и последовательность действий структур, обеспечивающих формирование новой экономики. На такой основе может быть обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства с помощью дополнения коротких воспроизводственных циклов более крупными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в региональной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие благодаря приоритетному развитию наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.
По нашему мнению, для определения приоритетных направлений инвестирования необходима разработка методологических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.
Результатом этого должно стать формирование региональной стратегии развития приоритетных отраслей экономики Республики Дагестан.
При этом следует определить то, что мы понимаем под стратегией. Это, прежде всего, органическое единство целей и средств их реализации, которое может быть представлено тремя подходами, призванными обеспечить высокую конкурентоспособность (5, с. 122).
В настоящее время в республике наряду с региональными целевыми программами реализуются десять приоритетных национальных проектов. Динамика развития целевых программ характеризуется устойчивой тенденцией к росту. В 2012 г. доля затрат на реализацию целевых программ в расходной части бюджета составила 19 % и выросла в 2,1 раза по сравнению с 2006 г. Что касается реализации национальных проектов в регионе, следует отметить, что здесь наблюдается своя специфика реализации, характеризующая особенности протекания социально-экономических процессов в республике. С данной точки зрения значительный интерес для практики представляет исследование теоретических и практических аспектов формирования стратегии развития АПК как одного из ведущих национальных проектов республики.
При этом наше понимание стратегии в АПК базируется на таком его понимании, когда обеспечивается превосходство перед конкурентами в сферах производства и реализации. Немаловажны для практики и способы классификации стратегий. Предлагаются два способа. Первый выделяет товарно-рыночную, ресурсно-рыночную и технологическую, а второй отражает маркетинговую, финансовую, кадровую и производственную виды деятельности. Такой
механизм в сочетании с использованием достижений в области стратегического управления способствует разработке технологии формирования стратегии в АПК региона с учетом его особенностей. Она может включать следующие этапы: стратегический анализ, определение стратегических альтернатив, разработка стратегии, реализация стратегии.
Таким образом, разработка стратегии становится важнейшей составляющей жизни современного предприятия. В настоящее время ее основная цель заключается в достижении долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат выживание и устойчивое его функционирование в будущем.
Необходимость и актуальность разработки региональной стратегии развития АПК республики с учетом его особенностей определяется местом отрасли в экономике республики, которая обеспечивает 16 % выпуска продукции, 15 % добавленной стоимости и 29 % численности занятых. АПК республики осуществляет 17 % налоговых выплат и 8 % инвестиционных вложений.
Вместе с тем возможности АПК республики реализуются далеко не полно, что обуславливается рядом проблем: низкий уровень технического оснащения, отсутствием рынка механизированных услуг, неразвитость инфраструктуры, низкая производительность труда и экономическая мотивация сельхозтоваропроизводителей.
Тем самым необходимо кардинальное изменение всех сторон экономической и хозяйственной деятельности АПК региона и его первичных звеньев для успешного движения по пути прогресса и вхождения в мировую экономику. Они прямо связаны с формированием стратегий развития предприятий АПК, отвечающий современным требованиям.
Важную роль в формировании эффективной стратегии развития АПК играет инвестиционная привлекательность региона.
В условиях модернизации и поворота к становлению инновационной экономики основой выполнения данного требования выступает проведение кардинальных инновационных преобразований на предприятиях АПК, то есть возникает необходимость решения задачи повышения инновационной активности в АПК. Инновационная деятельность представляет деятельность направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок в новый продукт или усовершенствованный технологический процесс, используемый на практике. Важную роль в повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, под которой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики. Влияние инвестиций на экономическое развитие АПК проявляется неоднозначно. В современных условиях инвестирование, как элемент региональной экономической политики, должно направляться на возрождение АПК. Этому отвечает создание благоприятного инвестиционного климата, имеющего большое значение для инвесторов. При этом при проведении государственной инновационной политики необходимо учитывать сложившееся положение в российской экономике. Она характеризуется, в частности, негативной динамикой инвестиционной и инновационной активности в реальном секторе (до 70 % основных фондов требуют замены, а срок службы оборудования в АПК превысил 15 лет). Такое положение в полной мере относится и к Республике Дагестан. В этих условиях на первое место среди факторов развития АПК выдвигаются факторы инвестиционной привлекательности и приоритетов развития в отраслях АПК, к которым относятся:
1) благоприятные природные условия;
2) выгодное географическое положение республики.
Для повышения инвестиционной привлекательности АПК республики необходимо:
1) содействие формированию конкурентоспособных предприятий путем концентрации необходимых средств у наиболее эффективных предприятий;
2) содействие развитию горизонтальной и вертикальной интеграции в АПК при жестком соблюдении антимонопольного законодательства;
3) создание для всех предприятий АПК равных условий хозяйствования и конкуренции;
4) содействие организации машинно-технологических станций;
5) модернизация предприятий перерабатывающей промышленности;
6) содействие переходу АПК республики от экспортно-сырьевой модели на инновационный путь развития, предполагающий производств готовой продукции.
Казихлнов А.М.
_РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РГГИОПА_
Логическим продолжением теоретических разработок в АПК выступает изучение инновационной политики в отрасль благодаря увеличению вложений в НИОКР. Вся сумма вложений в НИОКР России находится в пределах не более 1 % ВВП, тогда как в США она составляет более 2,5 %, в Японии — 3,3 %, в Израиле — 4,5 %. Это свидетельство необходимости проведения более активной инновационной политики как в России в целом, так и в регионах в частности.
Что касается развития других отраслей экономики региона, то проведенный анализ позволил выделить отрасли, имеющие также важное значение для инвестиционных вложений в процессе достижения устойчивого роста и экономического процветания региона.
Среди них наиболее важными направлениями являются:
1) Интенсивное развитие промышленного строительства и производства стройматериалов. Определяющим фактором развития производства стройматериалов на юге в последние годы стал бум строительства, порожденный общим подъемом экономики. Общие тенденции, несмотря на замедление темпов строительства в текущем году в целом по стране, сделали строительную индустрию Южного региона, а вместе с ней и производство строительных материалов особо привлекательными для инвесторов. Реализация крупнейших проектов позволит помимо создания новых рабочих мест, укрепить позиции этой отрасли промышленности, способной обслуживать потребности ближайших регионов и использовать ресурсы имеющейся базы полезных ископаемых республики.
2) Развитие туризма — это вторая приоритетная сфера инвестирования. Необходимо отметить, что регион обладает высоким потенциалом для развития большинства видов туризма: пляжного, горного, оздоровительного, экологического и этнического. Пока развитие туризма сдерживают дефицит качественных мест размещения, кадров, состояние дорожной и коммунальной инфраструктур, неразвитость сектора развлечений, недостаточное развитие собственно туристической инфраструктуры. Сегодня в туристической отрасли работает большое количество персонала, не имеющего специализированного образования, в результате чего уровень обслуживания туристов весьма далек от международных стандартов. В то же время одно рабочее место, появившееся в туристическом секторе, по различным оценкам, ведет к появлению от 4 до 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. При этом туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.
3) Стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Потенциальная эффективность малого бизнеса в решении социальных проблем обусловлена его способностью в короткие сроки создавать рабочие места для работников различной квалификации. Малые предприятия играют важную роль в инновационной сфере, быстро адаптируясь к производству новых продуктов и новых технологий. Их создание не требует крупных инвестиционных вложений. С учетом активного миграционного оттока трудоспособного населения, прежде всего высокообразованной молодежи, в субъектах СКФО стратегически значимо наращивание хорошо оплачиваемых, требующих высокой квалификации мест приложения труда, создание условий для реализации частной инициативы и предпринимательской активности, повышения самозанятости населения.
4) Развитие местной перерабатывающей промышленности. На фоне роста сельскохозяйственного производства объемы первичной и глубокой переработки сырья в республике снижаются, значительные объемы сырья в живом весе вывозятся за пределы республики, что отрицательно сказывается на формировании доходной части бюджета. Потенциалом для развития перерабатывающей промышленности является также малый бизнес. Рост доходов населения должен быть эффективно использован и направлен на развитие собственного производства и сферы услуг — только в этом случае будет иметь место мультипликативный эффект в виде роста налоговых поступлений, повышения занятости и улучшения качества жизни населения.
5) Наращивание объемов жилищного строительства может стать действенным и социально значимым средством запуска инвестиционного механизма, основанного на использовании сбережений населения. В условиях острой нехватки жилья при наличии сырьевых и трудовых ресурсов инвестирование в жилищное строительство выступает в качестве генератора социально-экономического оживления, стимулируя развитие производства строительных материа-
лов, товаров широкого потребления длительного пользования. Кроме этого, интенсивное жилищное строительство и повышение качества жилья во многом способствуют увеличению рождаемости, улучшению демографической ситуации, повышению семейного благополучия людей.
6) Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ярко выраженные диспропорции в уровне развития между столицей и периферийными территориями, дезинте-грированность отдельных районов, недостаточно эффективное использование локальных конкурентных преимуществ и факторов хозяйственного развития предопределяют приоритетность оптимизации территориальной организации инвестиционной среды, в том числе реструктуризацию действующих и создание новых производств в республике, реконструкцию транзитных магистралей; господдержку отраслей и сфер субрегиональной специализации, обеспечение экономической и транспортно-коммуникационной целостности территорий.
7) Опережающее развитие потенциала сервисного (потребительского) сектора, услуги которого немобильны и ориентированы на местный рынок, может послужить важным фактором формирования регионального спроса, а также условием обеспечения занятости населения. Сервисный сектор имеет низкую капиталоемкость, небольшие сроки окупаемости инвестиций и может дать быстрые результаты в обеспечении роста доходов населения республики.
Таким образом, под выбором приоритетных направлений инвестирования на уровне региона следует понимать определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач региона и утверждение курса действия и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей. С учетом этого экономическая постановка задачи по разработке инвестиционной стратегии региона понимается как выбор наиболее эффективного распределения стратегических ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей субъекта. Применительно к такой постановке задачи должны рассматриваться основные особенности инвестиционной стратегии: учет основных параметров внешней среды и потенциальных внутренних сильных и слабых сторон рассматриваемого региона.
Литература
1. Гашимов А. С. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном и региональном уровнях и в рамках двусторонних договоров. — М.: Анкил, 2001. — С. 27.
2. Глазырина И. П. Исследование качества роста региональной экономики в контексте концепции устойчивого развития // Экономика природопользования. — ВИНИТИ РАН. — 2006. № 4 — С. 35.
3. Давыдова Л. В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на основе оценки инвестиционных процессов // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 1. — С. 73.
4. Шаров А. В. Перспективы развития инвестиционного климата в России // Региональная экономика. — 2006. — № 1. — С. 120.
5. Казиханов А. М. Формирование современной стратегии АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. — ДНЦ РАН ИСЭИ. — № 2. — 2011. — С. 117-125.
References
1. Gashimov A.S. Regulation of Investment Activity on the National and Regional Level and Within Bilateral Contracts. M.: Ankil, 2001. p. 27.
2. Glazyrina I.P. A Study of the Quality of Growth of Regional Economy in the Context of the Concept of Stable Development // Economy of Nature Use. AISTI of RAS. 2006. No. 4. p. 35.
3. Davydova L.V. Forming a Strategy of Development ofInvestment Potential of the Region Based on the Evaluation of Investment Processes //Regional Economy: Theory and Practice. 2007. No.1. p. 73.
4. Sharov A. V. Prospects of Development of Investment Climate in Russia // Regional Economy. 2006. No. 1. p. 120.
5. Kazikhanov A. M. Forming a Modern Strategy of AIC/ Regional Problems of Economic Transformation. DSC of RAS ISER No. 2 2011. p. 117-125