Научная статья на тему 'Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона'

Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / РЕГИОН / REGION / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грабар А.А.

На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры. Это связано с новыми возможностями, которые появляются при слиянии ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Public and Private Partnership in the Development of Social Infrastructure in the Region

At the regional level public and private partnership is an effective tool for the development of social infrastructure. This is a merger of business resources in the form of finance, management, entrepreneurial experience and innovations and state resources in the form of fixed assets (property), legislative and informational support.

Текст научной работы на тему «Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона»

частно-государственное партнерство и социальная

инфраструктура

роль частно-государственного

партнерства в развитии социальной

инфраструктуры региона

Грабар АА.

аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета, г. Киров mim@mcnip.ru

_Аннотация

На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры. Это связано с новыми возможностями, которые появляются при слиянии ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.

Частно-государственное партнерство представляет собой развитие механизмов взаимодействия между государством и частным бизнесом в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации в различных сферах хозяйствования в виде долгосрочного партнерства.

Хозяйственное партнерство государства и бизнеса, на уровне региона, позволяет привлечь дополнительные ресурсы для решения бюджетных проблем. В первую очередь, это относится к таким объектам социальной

российское предпринимательство, 2009, № 12 (2)

инфраструктуры как, учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.п.

Управление такими объектами и их финансирование при использовании частно-государственного партнерства позволит привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, переложить на предпринимательский сектор часть рисков и в то же время сохранить объекты в государственной собственности [2]. На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры, так как происходит слияние ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.

Преимущества

частно-государственного

партнерства

Наиболее успешно реализация механизма частно-государственного партнерства в регионе происходит по следующей следующей схеме.

Одна или несколько частных организаций строят объект социальной инфраструктуры либо осуществляют капитальный ремонт или иным образом обновляют основные фонды объекта, осуществляют прочие финансовые вложения (коммерческие затраты) и осуществляют его последующую эксплуатацию. На данном этапе представители бизнеса получают от региональной власти поддержку в виде ускорения принятия решений на уровне регионального управления (выделение земельных участков, разрешение на строительство, выдача соответствующих лицензий и т.п.); организационную поддержку в виде помощи при проведении закупок, при подборе персонала и т.п.; информационную поддержку в виде освещения социально значимой деятельности органи-

на уровне

региона частно-

государственное

партнерство

является

эффективным

инструментом

для развития

социальной

инфраструктуры,

так как

происходит

слияние ресурсов

бизнеса

и государства

государство ибизнес

_необходимость заций в региональных средствах массовой

_в частно- информации на льготных условиях; финан-

_государственном совую поддержку в виде выделения средств

партнерстве выше в рамках национальных или региональных

_в экономически проектов, грантов, субсидий.

_слабых регионах На этапе строительства и ввода в эксплуа-

_ тацию объекта регион получает дополни_ тельные рабочие места, доходы от уплаты

_ налогов.

_ С момента старта реализации услуг объек-

_ том социальной инфраструктуры партнеры

_ со стороны бизнеса получают: предусмот-

_ ренную договором часть чистой прибыли

_ от реализации услуг, возможность предо_ ставления услуг объекта социальной инфра-

_ структуры своим работникам на льготных

_ условиях.

Среди косвенных финансовых выгод бизнеса: рост воспроизводственного потенциала человеческого капитала организации (особенно в случае строительства рекреационного либо образовательного учреждения), закрепление кадров на предприятии, рост корпоративной сознательности персонала (в связи с заботой работодателя о сотрудниках), увеличение ценности бренда работодателя. Регион, в свою очередь, получает предусмотренную договором часть чистой прибыли, налоговые поступления. Непрямые финансовые выгоды региона заключаются в удовлетворении потребностей населения в услугах, в снятии напряженности на рынке труда, росте воспроизводственного потенциала. К тому же, растет инвестиционная привлекательность региона: наличие развитой социальной инфраструктуры снижает риски инвесторов в области наличия квалифицированных кадров, обеспеченности жильем, бытовыми услугами, сетью общественного питания.

Важно отметить, что в случае частно-государственного партнерства объект социальной инфраструктуры либо полностью, либо частично остается в собственности государства, что немаловажно для осуществления контроля.

^россиш

ссийское предпринимательство, 2009, № 12 (2)

Полуприватизация

Социальная инфраструктура традиционно относится к сфере государственной ответственности. С чисто рыночной позиции некоторые объекты социальной инфраструктуры непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность, так как существуют социально-незащищенные слои населения, которые не смогут оплачивать услуги по коммерческой стоимости. Поэтому на практике совершенно логично возникает так называемая полуприватизация, с которой часто отождествляют государственно-частное партнерство. Это дает основание рассматривать частно-государственное партнерство в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации. [1] Необходимость в частно-государственном партнерстве выше в экономически слабых (так называемых депрессивных регионах, по типологии Минрегиона России) регионах. Экономически развитые регионы обладают большими бюджетными ресурсами для вложения в развитие социальной инфраструктуры. Однако потребность в инвестициях в социальную инфраструктуру превышает бюджетные возможности. Во многих регионах России потребность в услугах социальной инфраструктуры выше, чем возможности ее покрытия. Особенно ощущается недостаток в образовательных, спортивных учреждениях, в качественном медицинском обслуживании, организации досуга. [3] В сложившейся ситуации необходимости крупных инвестиционных вливаний в социальную инфраструктуру, частно-государственное партнерство является наиболее действенным механизмом по реализации развития данного сектора за счет привлечения капитала и управленческого ресурса бизнеса. Также частно-государственное партнерство открывает новые возможности

Ключевые слова:

социальная инфраструктура, регион, частно-

государственное

партнерство,

бизнес

Keywords:

social infrastructure, region,

public and private

partnership,

business

государство иби

.частно-

_государственное

_партнерство

_открывает новые

_возможности

_для частного

бизнеса в экономике _и социальной сфере

для частного бизнеса в экономике и социальной сфере, ранее не доступные организациям.

Литература

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и международных отношений. - М.: Наука, 2005. - 315 с.

2. Понизов П. Количественная оценка эффективности проектов частно-государственного партнерства // Социальная политика и социальное партнерство. - 2009. - № 4. - С. 34-39.

3. Нелюбова Н.Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика. - 2007. -№ 11. - С. 47-56.

Grabar A.A.

Post-graduate student, Chair of Management and Marketing, Vyatka State University, Kirov

Role of Public and Private Partnership in the Development of Social Infrastructure in the Region

Abstract

At the regional level public and private partnership is an effective tool for the development of social infrastructure. This is a merger of business resources in the form of finance, management, entrepreneurial experience and innovations and state resources in the form of fixed assets (property), legislative and informational support.

рос рос

оссийское предпринимательство, 2009, № 12 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.