(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-3-48-58 УДК 336.14(045) JEL Е62, G28, H54
Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2019-2021 годах
В статье рассмотрены особенности планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2019-2021 гг. Актуальность статьи обусловлена тем, что в указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 поставлена задача по вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечению темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Предмет исследования — бюджетные ассигнования федерального бюджета на бюджетные инвестиции. Цель работы — оценка соответствия объема, динамики, структуры, правового обеспечения бюджетных инвестиций поставленным задачам социально-экономического развития России. На основе проведенного в статье динамического структурного анализа бюджетных инвестиций федерального бюджета, сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в России и в развитых странах сделан вывод о необходимости существенного увеличения объемов инвестиций в основной капитал посредством их наращивания и увеличения частных инвестиций из средств населения и бизнеса. Сформулированы выводы не только о необходимости увеличения капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, но и о значимости корректировки структуры бюджетных инвестиций и их переориентации на реализацию основных задач социально-экономического развития. Анализ правового регулирования в сфере бюджетных инвестиций показал, что требуется доработка существующей правовой базы с целью повышения качества планирования бюджетных инвестиций. На основе рассмотрения факторов, препятствующих росту частных инвестиций, выдвинуты предложения по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Ключевые слова: бюджетные инвестиции; бюджетные ассигнования; программное финансирование; инвестиции
Для цитирования: Аландаров Р.А. Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2019-2021 годах. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(3):48-58. DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-3-48-58
The Role of the Federal Budgetary Investments in Ensuring the Socio-Economic Development of Russia in 2019-2021
The paper describes the specifics of planning federal budget allocations for budgetary investments in 2019-2021. The relevance of the paper is due to the fact that Presidential Decree No. 204 of May 07.2018 sets the goal for Russia to break into the top five world economies and ensure economic growth rates exceeding the world rates while maintaining the macroeconomic stability.
Р.А. Аландаров
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7707-8293
АННОТАЦИЯ
R.A. Alandarov
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7707-8293
ABSTRACT
The subject of the research is federal budget allocations for budgetary investments. The purpose of the research was to assess the volume, dynamics, structure and legal support of budgetary investments to ensure their compliance with the objectives of the socio-economic development of Russia. Based on a dynamic structural analysis of the federal budget investments as well as a comparative analysis of fixed investments in Russia and developed countries, it is concluded that there is a need to enhance the fixed asset investments by increasing budgetary investment amounts along with encouraging private investing by the population and businesses. Apart from increasing capital investments from the federal budget, it is also important to update the budgetary investment structure with a focus on the main socioeconomic development targets. The analysis of the legal regulation in the field of budgetary investments showed the necessity to refine the existing legal framework to improve the quality of the budgetary investment planning. Following the analysis of factors hindering the growth of private investing, proposals were made on to how to improve the investment climate in the Russian Federation.
Keywords: budgetary investments; budget allocations; program funding; investment
For citation: Alandarov R.A. The role of the federal budgetary investments in ensuring the socio-economic development of Russia in 2019-2021. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(3):48-58. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-3-48-58
бюджетные инвестиции
в системе инвестиций в основной капитал в россии
Для обеспечения форсированного экономического роста значительные объемы финансовых ресурсов должны ежегодно вкладываться в основной капитал, наращивая производственную базу и увеличивая реальный сектор экономики. Как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат)1, в 2017 г. средний уровень использования денежных доходов населения России, направляемых на сбережения, составлял 8,1% общего объема доходов. При этом основная часть доходов населения (74,9%) расходовалась на покупку товаров и оплату услуг. Учитывая, что приобретение товаров инвестиционного назначения (в том числе финансовых активов) осуществляется населением за счет сбережений, можно утверждать, что у населения не имеется достаточных денежных средств для осуществления инвестиций. Поэтому для инвестиций в основной капитал следует искать иные финансовые ресурсы [1].
Однако не всегда они привлекательны для бизнеса в силу высоких рисков на их осуществление и отдаленного экономического эффекта [2, 3]. При этом имеется еще один важный источник финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование,— средства бюджетной системы. Как показывают данные Росстата, доля бюджетов бюджетной системы в финансировании инвестиций в основной капитал в России на сегодняшний день невысока (17%, рис. 1).
1 Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 11.10.2018).
Отметим, что осуществление бюджетных инвестиций имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести простоту и быстроту использования в период острой нехватки частных инвестиций, низкие административные издержки доведения средств. В числе основных недостатков — наличие бюджетных ограничений и риск нецелевого использования средств получателями инвестиций [4, 5].
целевые индикаторы бюджетных инвестиций
На основании Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Закон № 459-ФЗ) оценка соответствия бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций основным требованиям стратегических документов России в области инвестиций предполагает расчет ряда целевых индикаторов, к которым относятся:
1) объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении);
2) доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП;
3) доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций [6];
4) структура программного финансирования бюджетных инвестиций.
Рассмотрим подробнее, насколько способствуют достижению этих индикаторов объемы финансового обеспечения бюджетных инвестиций согласно Закону № 459-ФЗ.
средства организаций и
населения на долевое прочие / others
строительство / means of 12%
the organizations and the -i
population on shared-equity
construction Ут
бюджетные средства / 3% Ж//УК
budget funds--—_ /ЩЖ собственные средства /
17% iPUl own funds
52%
заемные средства других ^йЩ
организаций / borrowed /
funds of other organizations /
5% /
кредиты банков / credits of
banks
11%
Рис. 1 / Fig. 1. Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования, 2017 г. / Structure of investments into fixed capital in the Russian Federation on financing sources, 2017
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата / Compiled by the author according to Rosstat.
25,0
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
19,3
12,3
4,5
3,6
2,9 2,5 2,5
1,9 1,6 1,5
1,4 1,3 1,3 1,3 1,2
П , П , n , n , n , n
у
У У У У у У УУ У У
<$ чО°
У
/ У У* У* ^ ^
^ У" у* ¿> У' .У
^ у
У У
f s ? f / У >
У У У
У ^ У у У ,/ #
/
У
Рис. 2 / Fig. 2. Объем валового внутреннего продукта 15 ведущих стран мира, 2017 г., трлн долл. / Volume of gross domestic product of 15 leading countries of the world, 2017, trillions of dollars
Источник/Source: составлено автором по данным URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017 / compiled by the author according to URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017.
Рис. 3 / Fig. 3. Динамика объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2012-2021 гг., млрд руб. / Dynamics of volume of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments in 2012-2021 (billions of rubles)
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
1. Объем ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении).
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) поставлена задача вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Основным макроэкономическим показателем, характеризующим экономическую мощь государства, служит ВВП, по объемам которого по итогам 2017 г. Россия занимала 13-е место среди стран мира (рис. 2), отставая от первых пяти крупнейших стран, в частности от США — в 15,2 раза; Китая — в 9,7 раза; Японии — в 3,5 раза; Германии — в 2,8 раза; Великобритании — в 2,3 раза.
Для обеспечения роста ВВП необходим рост инвестиций в основной капитал из различных источников, в том числе из бюджетов. Исследования зарубежных авторов показали, что не только частное, но и государственное инвестирование оказывает положительное воздействие на уровень ВВП. Так, в США мультипликативный эффект от
бюджетных инвестиций составил в краткосрочном периоде 1,92, а в долгосрочном — 3,21 [7]. Следовательно, увеличение объема не только частных, но и бюджетных инвестиций расширяет потенциал для экономического роста [8]. Однако динамика объемов бюджетных инвестиций в 2019-2021 гг. не показывает тенденцию к росту (рис. 3). Соответственно не обеспечивается необходимый объем инвестиций и для увеличения ВВП.
2. Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП.
Целевой индикатор доли инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП обозначен в ряде стратегических документов России, в том числе в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018: увеличение инвестиций до 25% от ВВП, а затем и до 27%. В послании отмечается, что данная задача пока не решена. Более того, уровень инвестиций в основной капитал (в процентах к ВВП) продолжает оставаться крайне низким (рис. 4).
К факторам, тормозящим рост инвестиций из внебюджетных источников финансирования, относятся:
Рис. 4 / Fig. 4. Динамика доли инвестиций в основной капитал в России в процентах к ВВП / Dynamics of a share of investments into fixed capital in Russia as a percentage to GDP
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
1) нестабильное экономическое развитие;
2) низкая производительность труда, проблемы с кадровым обеспечением новых производственных процессов [9];
3) высокий уровень инфляции [10];
4) низкая склонность к сбережениям у населения;
5) высокие ставки по кредитам, трудности, возникающие у бизнеса с получением кредита [10];
6) нестабильный курс рубля, его девальвация по отношению к мировым валютам.
3. Доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций.
В Российской Федерации составление федерального бюджета должно отвечать программному подходу, в том числе в сфере бюджетных инвестиций [11, 12]. Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов федерального бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ.
Как следует из рис. 5, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в 2019-2021 гг. практически полностью запланирован в рамках государственных
программ, что отвечает требованиям распоряжения Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р о том, что программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов федерального бюджета.
Следует, однако, заметить, что далеко не все программные инвестиции запланированы в 20192021 гг. в рамках принятых государственных программ. Следовательно, не представляется возможным установить соответствие программных объемов бюджетных инвестиций объемам расходов федерального бюджета, оценить результативность и эффективность расходов на предоставление бюджетных инвестиций.
4. Структура программного финансирования бюджетных инвестиций.
Структура распределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе государственных программ должна соответствовать приоритетным целям и задачам социально-экономического развития России, установленным Указом № 204.
Структура распределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе государственных программ в 2018 и 2019 гг. демонстрирует, что планируется реализация явно недостаточного объема капитальных вложений. Основными направлениями осуществления бюд-
Рис. 5/ Fig. 5. Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций, в том числе в рамках государственных программ, в 20192021 гг. / Volumes of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments, including within state programs, in 2019-2021
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
жетных инвестиций в 2019 г. в разрезе государственных программ являются (в % от общего объема бюджетных инвестиций):
• развитие транспортной системы — 34%;
• обеспечение обороноспособности страны — 13%;
• социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя — 8%;
• научно-технологическое развитие России — 8%;
• развитие атомного энергопромышленного комплекса — 7%.
При этом в сферу здравоохранения планируется направить всего 6% общего объема бюджетных инвестиций, в образование — 7%, в строительство жилья — 4%. Таким образом, структура бюджетных инвестиций далеко не в полной мере отвечает национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации.
проблемы осуществления
бюджетных инвестиций
Бюджетные параметры ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, заложенные в Законе № 459-ФЗ, не в полной мере соответствуют целям и задачам социально-экономического раз-
вития России, обозначенным в Указе № 204. Итоговый анализ соответствия приведен в табл. 1.
предложения
по осуществлению бюджетных инвестиций
В целях устранения имеющихся несоответствий параметров бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций стратегическим задачам социально-экономического развития России целесообразно проведение нижеприведенных корректировок.
1. Увеличение объемов бюджетных и негосударственных инвестиций федерального бюджета в целях вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности (согласно Указу № 204) и достижения совокупного объема инвестиций на уровне, рекомендованном Президентом РФ в указе от 07.05.2012 № 596 и послании Федеральному Собранию,— 27% ВВП.
Основываясь на прогнозном значении ВВП России в 2021 г. (приведенном в Законе № 459-ФЗ), которое составляет 118,4 трлн руб., можно сделать вывод, что к 2021 г. инвестиции в экономику Рос-
Таблица 1 / Table 1
Оценка соответствия бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в Законе № 459-ФЗ стратегическим документам Российской Федерации в области инвестиций / Assessment of compliance of budgetary appropriations on implementation of the budgetary investments in the Law No. 459-FZ to strategic documents of the Russian Federation in the field of investments
Наименование стратегического документа Российской Федерации в области инвестиций / The name of the strategic document of the Russian Federation in the field of investments Нормативное значение целевого индикатора в области инвестиций / Standard value of the target indicator in the field of investments Прогнозное значение целевого индикатора в области инвестиций, по данным Закона № 459-ФЗ / Expected value of the target indicator in the field of investments, according to the Law No. 459-FZ Заключение о соответствии Закона № 459-ФЗ стратегическому документу / Conclusion about compliance of the Law No. 459-FZ to the strategic document
2019 2020 2021
1. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций (в абсолютном выражении) / The volume of budgetary appropriations of the federal budget on implementation of the budgetary investments (in absolute figures)
Указ № 204 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 1-5-е место в числе ведущих экономик стран мира 10-13-е место 10-13-е место 10-13-е место Не соответствует
2. Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП / Share of investments in fixed capital as a percentage to GDP
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 No. 596 Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП - 27% 10,3/ 9,9/70 9,2/ Не соответствует
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 / Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly of the Russian Federation of 01.03.2018 Доля инвестиций в основной капитал в процентах к ВВП - 27% 10,3/ 9,9/70 9,2/ Не соответствует
3. Доля программного финансирования бюджетных инвестиций в общем объеме бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций / Share of program financing of the budgetary investments in the total amount of budgetary appropriations on implementation of investments
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 179) / Budgetary code of the Russian Federation (Art. 179) Соответствие объемов бюджетных ассигнований на осуществление инвестиций государственным программам Не утверждена государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Соответствует частично
Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р / Order of the Government of the Russian Federation of 30.06.2010 No 1101-r Доля программного финансирования бюджетных инвестиций: 90-100°% 94,0/ 92,5/ 92,7/ Соответствует
4. Структура программного финансирования бюджетных инвестиций / Structure of program financing of the budgetary investments
Указ № 204 / Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 Приоритетные задачи: демография; здравоохранение; образование; жилье; экология; наука и др. Приоритетные задачи: транспорт; обороноспособность; наука и технологии; Республика Крым и г. Севастополь; атомный комплекс Соответствует частично
Источник/ Source: составлено автором по данным URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017, Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-2017, to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
Таблица 2 / Table 2
Необходимый рост бюджетных и негосударственных инвестиций в экономику России в 2019-2021 гг. / Necessary growth of the budgetary and non-state investments into economy of Russia in 2019-2021
Наименование показателя, трлн руб. / Name of indicator (in trillion rubles) Год / Year
2017 2018 2019 2020 2021
Валовой внутренний продукт / Gross domestic product 92,0 98,2 105,8 110,7 118,4
Необходимый объем инвестиций (в соответствии с задачами Президента РФ - 27% ВВП) / The necessary volume of investment (according to tasks of the President of the Russian Federation - 27% of GDP) 24,9 26,5 28,6 29,9 32,0
Необходимый объем негосударственных инвестиций / Necessary volume of non-state investments 20,5 21,9 23,6 24,7 26,4
Необходимый объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета / Necessary volume of the budgetary investments from the federal budget 2,5 2,7 2,9 3,0 3,2
Фактический объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета в 2017 г., плановый объем в 2018-2021 гг. / The actual volume of the budgetary investments from the federal budget in 2017, planned volume in 2018-2021 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5
Необходимый рост бюджетных инвестиций из федерального бюджета / Necessary growth of the budgetary investments from the federal budget - - 2,4 2,5 2,7
Фактический объем негосударственных инвестиций в 2017 г. / The actual volume of non-state investments in 2017 10,3 - - - -
Необходимый рост негосударственных инвестиций (на основе данных 2017 г.) / Necessary growth of nonstate investments (on the basis of data of 2017) - - 13,3 14,4 16,1
Источник/Source: составлено автором по данным Росстата, данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to Rosstat, to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
сии из всех источников финансирования должны будут составить приблизительно 32 трлн руб. против 12-13 трлн руб. на сегодняшний момент. Следовательно, необходим значительный приток инвестиций как из бюджетов бюджетной системы, так и из негосударственного сектора.
Согласно данным Росстата, в 2012-2017 гг. доля государственного сектора в финансировании инвестиций составляла в среднем 17% (в том числе из средств федерального бюджета — 10%)2. Финансирование инвестиций из негосударственных
2 Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/ nonfinancial/ (дата обращения: 11.10.2018).
источников в среднем равняется 82,5%. На основании этих данных и исходя из задач, поставленных Президентом РФ, можно сделать вывод о том, что объемы инвестиций в 2019-2021 гг. из различных источников должны резко возрасти по сравнению с фактическими данными 2017-2018 гг. и плановыми бюджетными параметрами 2019-21 гг. (табл. 2).
2. Направление дополнительного объема бюджетных инвестиций в проекты, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития России, обозначенные в Указе № 204, в первую очередь на образование, здравоохранение, доступное жилье [13, 14]. Бюджетные инвестиции в эти сферы целесообразно довести до 10% общего объема бюджетных инвестиций
Таблица 3 / Table 3
Необходимый рост бюджетных инвестиций федерального бюджета в образование, здравоохранение, доступное жилье в 2019-2021 гг. / Necessary growth of the budgetary investments of the federal budget into education, health care, affordable housing in 2019-2021
Наименование показателя, млрд руб. / Name of indicator (in billion rubles) Год / Year
2019 2020 2021
Необходимый объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета, в том числе: / Necessary volume of the budgetary investments from the federal budget, including 2900 3000 3200
- в образование / into education 290 300 320
- в здравоохранение / into health care 290 300 320
- в доступное жилье / into affordable housing 290 300 320
Фактический объем бюджетных инвестиций из федерального бюджета в 2017 г., плановый объем в 2018-2021 гг., в том числе: / The actual volume of the budgetary investments from the federal budget in 2017, planned volume in 2018-2021, including 544,0 549,7 545,1
- в образование / into education 37,6 37,7 31,3
- в здравоохранение / into health care 35,8 44,5 33,6
- в доступное жилье / into affordable housing 20,7 21,1 27,0
Необходимый рост бюджетных инвестиций из федерального бюджета, 20192021 гг., в том числе: / Necessary growth of the budgetary investments from the federal budget, 2019-2021, including 2356,0 2450,3 2654,9
- в образование / into education 252,4 262,3 288,7
- в здравоохранение / into health care 254,2 255,5 286,4
- в доступное жилье / into affordable housing 269,3 278,9 293,0
Источник/Source: составлено автором по данным Федеральных законов от 05.12.2017 № 362-ФЗ, 29.11.2018 № 459-ФЗ / compiled by the author according to data of the Federal law of 05.12.2017 No. 362-FZ, 29.11.2018 No. 459-FZ.
федерального бюджета (в каждую сферу). Расчет предлагаемых объемов бюджетных инвестиций приведен в табл. 3.
3. Создание условий для роста негосударственных инвестиций, в том числе:
• обеспечение стабильно низкой инфляции и общей устойчивости экономики [15];
• снижение кредитных ставок и повышение доступного кредита для бизнеса;
• рост реальных доходов населения, повышение склонности населения к сбережению;
• увеличение производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе.
список источников
1. Моттаева А. Б. Инвестиции в инфраструктуру: бюджетное финансирование или ГЧП. Экономика и предпринимательство. 2018;5(94):1214-1218.
2. Фирсова Е. А. Пути повышения эффективности бюджетных инвестиций. В сборнике: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. XXXVIII научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности университета за 2015 год. 2017:167-170.
3. Сидорова Е. Н. Оценка социально-экономической эффективности бюджетных инвестиций: методология, нормативно-правовой аспект. В книге: Труды VII всероссийского симпозиума по экономической теории. 2016:161-162.
4. Худько Е. В., Могучев Н. С. Сравнительный анализ использования бюджетных инструментов государственной инвестиционной политики в мире. Российское предпринимательство. 2016;17(9):1145-1158. DOI: 10.18334/rp.17.9.35172
5. Belov A. V. Tax revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2018;4(1):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.044
6. Раков И. Д., Урумов Т. Р. Особенности распределения бюджетных инвестиций в инфраструктуру в России. Экономические исследования. 2017;4:2-5.
7. Мастеров А. И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент инвестиционного стимулирования деловой активности. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(3):77-82. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-77-82
8. Сангинова Л. Д., Арбузова А. И. Государственный инвестиционный менеджмент как система повышения эффективности бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты. Экономика и предпринимательство. 2016;11-1(76):811-816.
9. Семенова Н. Н., Сундикова И. В. Бюджет как инструмент стимулирования инвестиционной активности. Приоритетные направления развития науки и образования. 2016;1(8):388-393.
10. Арбузова А. И. Бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты как инструмент экономического развития. Научные записки молодых исследователей. 2016;3:40-44.
11. Шляхтин А. Е., Абзалов К. В., Вотинова Е. И. Бюджетные инвестиции как инструмент государственной инвестиционной политики. В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам Сборник научных статей. 2017:559-561.
12. Шахбазян Д. А. Повышение эффективности федеральных бюджетных инвестиций. Экономика и бизнес: теория и практика. 2016;7:83-86.
13. Блажнюк В. А. Направления повышения эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации. Вестник современных исследований. 2018;6.2(21):48-50.
14. Мастеров А. И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России. Финансы и кредит. 2018;24(5-773):1211-1228. DOI: 10.24891/fc.24.5.1211
15. Voronzhak P., Karpenko L., Suprunenko A. The policy of investment controlling in the system of financial and economic security. В сборнике: Science and education: trends and prospects Collection of scientific articles. 2018:202-205.
references
1. Mottayeva A. B. Investments into infrastructure: budgetary financing or PPP. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and business. 2018;5(94):1214-1218. (In Russ.).
2. Firsova E. A. Ways of increase in the budgetary investments efficiency. In the collection: Russia and St. Petersburg: economy and education in the 21st century the XXXVIII scientific conference of the faculty, research associates and graduate students following the results of research activity of the university for 2015. 2017:167-170. (In Russ.).
3. Sidorova E. N. Assessment of social and economic efficiency of the budgetary investments: methodology, standard and legal aspect. In the book: Works VII of the All-Russian symposium on the economic theory. 2016:161-162. (In Russ.).
4. Hudko E. V., Moguchev N. S. The comparative analysis of use of the budgetary instruments of the state investment policy in the world. Rossijskoe predprinimatel'stvo = Russian business. 2016;17(9):1145-1158. (In Russ.). DOI: 10.18334/rp.17.9.35172
5. Belov A. V. Tax revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2018;4(1):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.044
6. Rakov I. D., Urumov T. R. Features of distribution of the budgetary investments into infrastructure in Russia. Ekonomicheskie issledovaniya = Economic researches. 2017;(4):2-5. (In Russ.).
58
Р. А. Аландаров
7. Masterov A. I. Program and target budgeting as instrument of investment stimulation of business activity. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2018;11(3):77-82. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-77-82
8. Sanginova L. D., Arbuzova A. I. State investment management as system of increase in efficiency of the budgetary investments into infrastructure projects. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and business. 2016;11-1(76):811-816. (In Russ.).
9. Semyonova N. N., Sundikova I. V. Budget as instrument of stimulation of investment activity. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya = Priority directions of development of science and education. 2016;1(8):388-393. (In Russ.).
10. Arbuzova A. I. Budgetary investments into infrastructure projects as instrument of economic development. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej = Scientific notes of young researchers. 2016;3:40-44. (In Russ.).
11. Shlyakhtin A. E., Abzalov K. V., Votinova E. I. The budgetary investments as the instrument of the state investment policy. In the collection: International youth symposium on management, economy and finance. Collection of scientific articles. 2017:559-561. (In Russ.).
12. Shakhbazyan D. A. Increase in efficiency of federal budgetary investments. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and business: theory and practice. 2016;7:83-86. (In Russ.).
13. Blazhnyuk V. A. The directions of increase in efficiency of the budgetary investments in the Russian Federation. Vestnik sovremennyh issledovanij = The Bulletin of modern researches. 2018;6.2(21):48-50. (In Russ.).
14. Masterov A. I. Program and target budgeting as the instrument of stimulation of economic growth in Russia. Finansy i kredit = Finance and credit. 2018;24(5-773):1211-1228. (In Russ.). DOI: 10.24891/fc.24.5.1211
15. Voronzhak P., Karpenko L., Suprunenko A. The policy of investment controlling in the system of financial and economic security. In the collection: Science and education: trends and prospects Collection of scientific articles. 2018:202-205.
информация об авторе
Аландаров Роман Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных
финансов, Финансовый университет, Москва, Россия
about the author
Alandarov Roman A. — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., the Public Finance Department, Financial University,
Moscow, Russia
Статья поступила:11.10.2018; принята к публикации 20.03.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 11.10.2018; accepted for publication 20.03.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.