Амбарцумян Анастас Алексеевич,
доцент Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, кандидат экономических наук
РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЗОВА
УДК: 332.1
АМБАРЦУМЯН А.А. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЗОВА
В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на состояние мировой экономики, необходимость своевременной разработки и реализации эффективной системы антикризисного управления. Раскрываются меры, предпринимаемые в Республике Узбекистан в данном направлении, в том числе, за счет использования бюджетного финансирования.
Ключевые слова: глобализация, вызов, пандемия, антикризисное управление, бюджет, финансирование, бюджетные расходы, социальная поддержка, стимулирование, ресурсы, льготное кредитование, таможенные пошлины, негативное воздействие, упреждающие меры
АМБАРЦУМЯН А.А. БЮДЖЕТ БОШ^АРУВИНИНГ БУГУНГИ ГЛОБАЛ УНДОВ ОЛДИДАГИ РОЛИ
Мак,олада COVID-19 коронавирус пандемия инфекциясининг глобал ик,тисодиётга таъсирининг айрим жихатлари, инкирозни бошкаришнинг самарали тизимини уз вактида ишлаб чик,иш ва жорий этиш зарурлиги мухокама килинади. Узбекистан Республикасида ушбу йуналишда амалга оширила-ётган чора-тадбирлар, шу жумладан, бюджет маблаFлари хисобидан фойдаланилиши изохланади.
Таянч иборалар: глобаллашув, тахдид, пандемия, инкирозни бошк,ариш, бюджет, молиялашти-риш, бюджет харажатлари, ижтимоий к,уллаб-к,увватлаш.
AMBARTSUMYAN А.А. THE ROLE OF BUDGETARY REGULATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN GLOBAL CHALLENGE
There is discussed in the article some aspects of the COVID-19 coronavirus pandemic infection impact on the global economy, the need for timely development and implementation of an effective crisis management system. The measures taken in the Republic of Uzbekistan in this direction are disclosed, including through the budget funding.
Key words: globalization, challenge, pandemic, crisis management, budget, financing, budget expenditures, social support, stimulation, resources, soft loans, customs duties, negative impact, proactive measures
Введение.
Глобализация как объективная данность, фактор современного экономического развития становится благоприятной средой не только для консолидации усилий всех народов в их стремлении обеспечить достойные условия своей жизни, но и средой возникновения и развития новых вызовов, представляющих угрозу не только отдельным странам, но и всему мировому сообществу.
Актуальность и необходимость темы исследования.
Каждое кризисное явление в любой сфере жизнедеятельности человеческого общества в своем появлении, проявлении и завершении имеет специфические причинно-следственные связи, что является отдельным предметом научного исследования. Сегодня становится аксиоматичным утверждение о том, что как в отдельном государстве, так и в мировом сообществе, должна быть разработана и внедрена система антикризисного управления, способная своевременно и эффективно минимизировать и устранять негативное влияние кризисного проявления.
Одной из приоритетных задач данного управления должно стать создание условий, в рамках которых будут своевременно определены, сконцентрированы и с максимальной эффективностью использованы имеющиеся в данном государстве ресурсы.
«В кризисных условиях значимость государственного управляющего воздействия существенно возрастает, особенно с точки зрения прогнозирования, программирования и стратегического антикризисного планирования, мониторингового анализа происходящего, финансирования инновационных управленческих решений»1.
Цель исследования.
Изучение ситуации в мировой экономике, складывающейся в результате влияния пандемии коронавируса, а также раскрытие мер, предпринимаемых в Республике Узбекистан по противодействию ее негативному воздействию.
Задачи исследования.
В соответствии с поставленной целью исследования определены основные задачи:
1 Охотский Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации // - М.: Вестник государственного управления, №2/1(12) 2014. - С.9.
- определение основных угроз мировой экономике, которые представляет развитие пандемии коронавируса;
- раскрытие комплексных мер государственного управления по противодействию негативному влиянию пандемии коронавируса на различные сферы жизнедеятельности в Узбекистане.
Объект исследования.
Объектом исследования является система мер в рамках антикризисного управления, осуществляемая в стране с использованием бюджетного регулирования.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются управленческие решения в организационно-административной и финансово-экономической сферах, направленные на ограничение распространения пандемии коронавируса, сокращение его негативного влияния на социально-экономическую ситуацию в стране.
Методы исследования.
В ходе исследования использовались: логико-теоретический метод, методы сбора, систематизации, обобщения информации, ее анализа.
Научная новизна.
Научная новизна исследования заключается в попытке определения роли бюджетного регулирования в условиях осуществления в стране специальных мер, направленных на минимизацию и устранение негативного влияния пандемии коронавируса на различные стороны жизнедеятельности общества.
Практические результаты исследования.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что отдельные положения и выводы статьи могут быть использованы специалистами, менеджерами, работающими в сфере обеспечения экономической и социальной стабильности в стране, а также в рамках учебного процесса.
Содержание основных положений исследования.
Следует иметь в виду, что объективно в условиях создания государственного антикризисного механизма управления, реализации специальных административно-ограничительных мер экономика в определенной мере утрачивает способность функционировать в режиме расширенного воспроизводства, возникают проблемы с обеспечением занятости и доходов населения,
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
исполнением государством своих социальных обязательств. Реальностью становятся замедление роста, экономическая стагнация, увеличение безработицы, серьезные колебания на товарно-сырьевых и фондовых биржах.
В этих условиях решение возникших проблем с помощью ранее апробированных приемов, средств и технологий практически невозможно. Резко возрастает потребность в инновационной парадигме государственного управления1.
Для грамотного управления кризисом необходимы исчерпывающая информация о положении дел в стране, сильная политическая воля, эффективная команда антикризисных менеджеров государственного масштаба, а также откровенный диалог с обществом.
Пандемия коронавирусной инфекции 2020 года крайне негативно сказывается на функционировании всех субъектов экономической деятельности, учреждений социальной сферы. Новизна и масштабность вызовов, отсутствие механизма четкого международного взаимодействия по осуществлению необходимых превентивных мер вызывают необходимость принятия мер срочного государственно-административного регулирования всех без исключения сфер жизнедеятельности общества.
Даже самые авторитетные организации, в частности, Международный валютный фонд (МВФ), недооценили разрушительное влияние пандемии на мировую экономику. Еще недавно в МВФ ожидали замедления роста мировой экономики лишь на десятые доли процента. Но теперь эксперты предупреждают, что и Европа, и США оказались на пороге экономического обвала. Объем промышленного производства в Китае по итогам января-февраля сократился самыми быстрыми за последние 30 лет темпами. «В марте экономическая активность начала восстанавливаться, но возвращение на прежнюю траекторию, скорее всего, будет долгим. Если первый удар по экономике КНР пришелся со стороны внутреннего спроса, то теперь серьезно пострадает внешний спрос из-за аналогичных проблем в Европе и, по-видимому, в США», - сообщил в своем Те1едгат-канале директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
1 Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению: Монография. - М., 2006. - С. 4.
В Еврокомиссии отмечают, что по итогам 2020 года ВВП Евросоюза может сократиться примерно на 1%, хотя ранее ожидался рост на уровне 1,4%. Аналитики Goldman Sachs предупредили, что теперь в первом квартале прогнозируется нулевой рост ВВП США, по итогам второго - спад сразу на 5%. В третьем и четвертом кварталах ожидается восстановительный рост в районе 3-4%. По итогам всего 2020 года оценка роста экономики США ухудшена до 0,4% с ранее ожидавшихся 1,2%2.
На фоне вспышки пандемии инвесторы пересмотрели свои взгляды на будущее мировой экономики. Вводимые ограничительные меры в разных странах негативно повлияли практически на все отрасли, связанные с потребительской активностью: туризм, торговля, общепит, развлечения и другие. В условиях карантина люди тратят и передвигаются меньше.
Участники торгов стали избавляться от акций авиакомпаний, нефтяников, производителей потребительской электроники и других компаний, ожидая падения выручки и доходов. Индексы ведущих мировых бирж обвалились3.
Последствия пандемии коронавируса будут «весьма серьезными», считает директор департамента стратегии, политики и анализа Международного валютного фонда Мартин Мюлейзен.
При этом он отметил, что мировая экономика готова к потрясениям и способна справиться с кризисом. По словам специалиста, продолжительное расширение экономики и высокий уровень занятости создали буфер против ослабления экономической активности из-за пандемии. «Суть борьбы с кризисом должна заключаться в том, чтобы ограничить распространение вируса»4.
Борьба с коронавирусом становится реальным отражением готовности не только систем здравоохранения отдельных стран, но и их экономического потенциала, всей системы управления государством и обществом. Данное обстоя-
Башкатова А. Крупнейшие экономики мира оказались в шаге от рецессии. Версия для печати // Независимая газета, 16.03.2020 г. http://www.ng.ru/economics /2020-03-16/1 _7818_ recession.html
3 Коронавирус и фондовый рынок: как пандемия повлияла на работу бирж // https://place.moex.com/ useful/koronavirus-i-fondovij-rynok
4 В МВФ оценили влияние пандемии коронавируса на мировую экономику // Москва, 21 марта — РИА Новости.
тельство определяет не только актуальность, но и научно-практическую значимость указанной темы исследования.
Современный вызов мировому сообществу предопределяет необходимость внесения изменений в финансовые расходы государства, в том числе, бюджетных средств, направляемых на социальную поддержку определенных категорий населения.
Распространение инфекции вынуждает все страны принимать соответствующие меры. На основе анализа имеющейся в мировых СМИ информации можно сделать вывод о том, что Китай, первый ощутивший на себе эту угрозу, эффективно использовал свои научно-технологические, финансово-экономические, административные, национально-
психологические и другие ресурсы в ограничении, локализации и ликвидации этой угрозы.
18 марта с.г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратился к народу в связи с ситуацией вокруг коронавируса, в котором наряду с реализацией соответствующих организационно-административных, лечебно-профилактических мер, было отмечено, что в нашей стране имеются достаточные резервы, нет никаких оснований для беспокойства или паники1.
При этом отмечено, что вследствие резкого падения за последние две недели мировых цен на нефть (с 60 долларов до почти 30 долларов за баррель) могут сократиться поступления от экспорта нашего газа.
Девальвация национальных валют наших основных зарубежных торговых партнеров уменьшит валютные поступления в республику.
Возможно также сокращение числа иностранных туристов и снижение поступлений от их обслуживания. Все это, конечно же, не может не повлиять на валовой внутренний продукт и объем экспорта.
Перед созданной Специальной рабочей группой была поставлена задача по предоставлению налоговых каникул в таких сферах как туризм, транспорт, фармацевтика и легкая промышленность, продлению сроков возврата кредитов, внедрению порядка неприменения штрафов за просроченную внешнюю задолженность.
1 Президент обратился к народу в связи с ситуацией вокруг коронавируса. 18 марта 2020 года // https://uza. uz/ru/politics/prezident-obratilsya-k-narodu-v-svyazi-s-situatsiey-vokrug-k-18-03-2020
Правительству поручена разработка и реализация отдельной программы мероприятий по поддержке сфер и отраслей, крупных предприятий, которые могут оказаться в затруднительной ситуации. При этом следует, прежде всего, предупредить возникновение нестабильности на финансовом и сырьевом рынках.
Второе, как подчеркнул Президент страны, необходимо сохранить финансовую стабильность и предотвратить рост цен на рынках.
Третье. Следует обеспечить бесперебойную работу базовых и стратегически важных отраслей нашей экономики.
Для этого необходимо будет принять адресные и конкретные меры в разрезе каждой отрасли, региона и предприятия.
Четвертый пункт непосредственно касается местных бюджетов. Руководителем государства одной из главных задач в центре определена поддержка местных бюджетов и населения.
Особое внимание обращено на состояние специальных медицинских учреждений. Отмечено, что материально-техническая база большинства учреждений санитарно-эпидемиологического надзора, особенно их лаборатории и медицинская аппаратура, из-за отсутствия должного внимания за последние 25 лет находятся в плачевном состоянии. В этой связи необходимо разработать и обеспечить исполнение программ по устранению указанных проблем и формированию резервов до конца года, используя внутренние финансовые возможности.
Во исполнение указанных приоритетных задач был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года №УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений»2.
В нем отмечено, что принимаемые беспрецедентные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции вызвали резкое сокращение объемов производства и потребления в крупнейших экономиках, нарушение глобальных производственных цепочек и торговых связей, снижение цен на сырьевые товары
2 Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г., №УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» // Национальная база данных законодательства, 20.03.2020 г., № 06/20/5969/0341
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
и ухудшение конъюнктуры на мировых финансовых рынках.
В документе обращено внимание на то, что экономика Узбекистана, являясь частью глобальной экономической системы, также подвергается влиянию указанных факторов, что требует принятия действенных упреждающих мер по смягчению их негативного воздействия. Особое внимание обращено на необходимость поддержки и обеспечения устойчивости таких быстрораз-вивающихся отраслей экономики республики, как туризм, транспорт, фармацевтическая и текстильная промышленность.
Указом Президента страны создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в объеме 10 триллионов сумов.
Среди основных направлений использования его средств выделены следующие:
а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;
б) поддержка предпринимательства и занятости населения;
в) расширение социальной поддержки населения;
г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.
Следует обратить внимание, что источниками Антикризисного фонда определены средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе, за счет оптимизации расходов, льготные кредиты международных финансовых институтов и другие источники, не запрещенные законодательством.
В Указе Президента Республики Узбекистан поручено принять меры по привлечению в 2020 году для поддержки бюджета внешних заимствований в объеме до 1 миллиардов долларов США за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и иных источников с целью обеспечения финансирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и Антикризисного фонда, а также дополнительных средств для финансирования мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, экспортеров и коммерческих банков.
Согласно документу, Министерство финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года должно внести в Кабинет Министров предложения по уточнению параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год с учетом складывающейся макроэкономической ситуации, а также:
- создания Антикризисного фонда и увеличения расходов на поддержку предпринимательства и социально уязвимых слоев населения;
- пересмотра совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли предельного размера внешних государственных заимствований, привлекаемых в 2020 году;
- пересмотра совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли Инвестиционной программы с перенаправлением средств на реализацию наиболее приоритетных инфраструктурных проектов, предоставляющих возможности для развития предпринимательства и обеспечения занятости населения, включая проведение инженерных коммуникаций в малых промышленных зонах;
- жесткой бюджетной дисциплины с внесением конкретных предложений по оптимизации и прекращению дополнительных расходов.
Установлено, что в Узбекистане:
а) в период с 1 апреля до 1 октября 2020 года:
- для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога снижается до 50 процентов базовой расчетной величины в месяц;
- размер отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией снижается с 5 до 3 процентов;
- размеры сборов за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией для предприятий общественного питания снижаются на 25 процентов от установленных размеров;
б) в период с 1 апреля до 1 июля 2020 года приостанавливается начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора;
в) ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, снижаются в 2020 году на 50 процентов от установленных ставок;
г) предоставление декларации о совокупном годовом доходе физических лиц за 2019 год продлевается до 1 августа 2020 года;
д) срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц продлевается до 15 октября 2020 года.1
1Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г., №УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» // Национальная база данных законодательства, 20.03.2020 г., № 06/20/5969/0341
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
С 1 апреля 2020 года будут освобождены от налогообложения доходы физических лиц, получаемые в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.
С точки зрения темы настоящего исследования важной представляется информация о том, что в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан органам государственной власти на местах предоставлены полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты соответствующих налогов, а также снижению их ставок.
Кенгашам народных депутатов районов и городов рекомендовано снижать на 30 процентов фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, деятельность которых напрямую или косвенно зависит от сферы туризма.
Указом Президента страны органам государственной власти на местах предложено предоставлять хозяйствующим субъектам на 6 месяцев отсрочку (рассрочку) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами без взимания процентов.
Кроме того, предусмотрен ряд конкретных мер, направленных на поддержку деятельности хозяйствующих субъектов в условиях сложившейся ситуации. В частности, определено, что на срок до 1 октября 2020 года:
V приостанавливается применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям;
V налоговые органы приостанавливают начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимают меры принудительного взыскания налоговой задолженности.
Сроком до 1 января 2021 года в республике приостановлено проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства, за исключением налогового аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.
Субъектам предпринимательства разрешено осуществлять:
- экспорт товаров без обеспечения гарантийного платежа при имеющейся просроченной дебиторской задолженности, не превыша-
ющей 10 процентов от общего экспорта товаров за отчетный год;
- в течение 2020 года разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям.
На 2020 год Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с органами государственной власти на местах за счет средств Антикризисного фонда будут реализованы дополнительные инфраструктурные проекты в регионах республики. Они включают в себя строительство, реконструкцию и ремонт:
• объектов инфраструктуры малых промышленных зон - на сумму 400 миллиардов сумов;
• улиц городов и иных населенных пунктов, текущий ремонт дорог общего пользования - 1 триллионов сумов;
• объектов водоснабжения и канализации - 500 миллиардов сумов;
• объектов ирригации и мелиорации - 400 миллиардов сумов;
• объектов здравоохранения - 500 миллиардов сумов;
• общеобразовательных школ и других объектов социальной сферы - 800 миллиардов сумов;
• других объектов, обеспечивающих повышение экономической активности и расширение занятости, в том числе расширение объемов ипотечного кредитования.
Значительные меры направлены на социальную поддержку отдельных категорий населения. В частности установлено, что:
- родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы;
- запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещен-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
ного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста.
Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан поручено:
• принять меры по увеличению с 1 апреля 2020 года на 10 процентов количества получателей пособий - семей с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи;
• совместно с Министерством здравоохранения ввести ежедневную доплату в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции;
• обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность.
Центральным банком страны предпринимаются меры по:
- обеспечению непрерывного и стабильного функционирования банковской и платежной системы, в том числе путем:
- предоставления на денежном рынке ликвидности на общую сумму до 1 триллионов сумов в месяц за счет активного использования инструментов кредитно-денежной политики;
- бесперебойного снабжения банкоматов достаточным объемом наличных денежных средств, а также стимулирования развития дистанционных банковских услуг.
Коммерческими банками страны будут реа-лизовываться конкретные меры по предоставлению:
• на срок до 1 октября 2020 года на общую сумму 5 триллионов сумов отсрочек по выплате задолженности по кредитам (без начисления штрафных санкций), выданным туристическим операторам, субъектам гостиничного бизнеса, транспортно-логистическим компаниям и другим предприятиям туристической отрасли, а также хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за введения ограничений по внешнеторговым операциям;
• возобновляемых револьверных кредитов для пополнения оборотных средств, предоставляемых субъектам частного предпринимательства, в том числе для насыщения потребительского рынка товарами первой необходимости;
• в срок до 1 июня 2020 года результатов стресс-тестирования кредитного портфеля, а также оценки качества активов банков, в которых имеется риск увеличения проблемных кредитов.
Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан:
- осуществляется мониторинг за объемами производства сырьевых ресурсов для производства потребительских товаров с принятием мер по увеличению объемов выставления их на биржу для загрузки производственных мощностей;
- определен перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупа по импорту и осуществления интервенции Комитетом по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
- обеспечивается ежедневный мониторинг цен на рынках, а также контроль за недопущением искусственного завышения цен на социально значимые продовольственные товары, создания дефицита и ажиотажного спроса на них.
В целях предупреждения широкого распространения коронавирусной инфекции, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и использования возможностей негосударственных медицинских организаций в восстановлении здоровья больных, негосударственным медицинским организациям, на основе договоров, заключенных между Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и негосударственными медицинскими организациями до 1 сентября 2020 года разрешено оказывать медицинские услуги больным, зараженным коронавирусной инфекцией, отнесенной к числу инфекционных заболеваний, требующих принятия экстренных профилактических и противоэпидемиологических мер.
Установлено, что расходы негосударственных медицинских организаций, связанные с оказанием медицинских услуг больным, зараженным
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
коронавирусной инфекцией, покрываются за счет средств Антикризисного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан1.
В рамках антикризисных мер приняты постановления Президента Республики Узбекистан, направленные на обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами, поддержку медицинских работников.
В частности в период действия усиленного порядка противодействия распространению коронавирусной инфекции не взимаются таможенные пошлины в отношении необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также сырья, материалов и субстанций, используемых в их производстве, перемещаемых через таможенную границу по перечню, предоставленному Министерством здравоохранения и Агентством по развитию фармацевтической отрасли.
На срок до трех месяцев предоставлены льготы по налогу на добавленную стоимость на отдельные готовые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, до ноля процентов уменьшены ставки таможенных пошлин и акцизного налога на срок до трех месяцев при импорте отдельных видов товаров первой необ-ходимости2.
В целях дополнительной социальной и материальной поддержки медицинских работников, работников санитарно-эпидемиологической службы и других работников, привлеченных к работам по противодействию распространению коронавирусной инфекции, признавая их весомый вклад и самоотверженный труд в дело охраны жизни и здоровья граждан:
установлена специальная дополнительная стимулирующая выплата медицинским работникам, работникам санитарно-эпидемиологической службы и другим работникам, контактирующим
1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №ПП-4649 «О дополнительных мерах по предупреждению широкого распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 26.03.2020 г., № 07/20/4649/0363
2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2020 года №ПП-4662 «О дополнитель-
ных мерах по обеспечению потребности населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и товарах первой необходимости» // Национальная база данных законодательства, 28.03.2020 г., № 07/20/4662/0365
с больными, зараженными коронавирусной инфекцией, ведущим деятельность на объектах размещения зараженных больных и в лабораториях по выявлению коронавирусной инфекции, за каждый четырнадцатидневный период их деятельности (за вычетом налогов) в следующих размерах:
• врачебному персоналу, врачам-лаборантам - 25 миллионов сумов;
• среднему медицинскому персоналу, медицинским сестрам - лаборантам - 15 миллионов сумов;
• младшему медицинскому персоналу - 10 миллионов сумов;
• другим работникам - 5 миллионов сумов.
Утверждены размеры единовременных
дополнительных выплат в связи с причинением ущерба здоровью или ухудшением состояния здоровья с непоправимыми последствиями медицинских работников, работников санитарно-эпидемиологической службы и других работников, заразившихся коронавирусной инфекцией 3 .
По результатам вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Процесс глобализации может не только обеспечивать развитие интеграционных, поступательных процессов, но и способствовать появлению новых вызовов всему мировому сообществу.
2. В сложившейся в настоящее время ситуации успешность предпринимаемых антиинфекционных мер, непосредственно зависит от финансово-экономического потенциала государства, эффективности его бюджетной системы.
3. Исходя из характера, времени и объемов решаемых задач целесообразным представляется сочетание различных источников финансирования антикризисных мер, в том числе, как внутренних, так и внешних.
3 Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №ПП-4652 «О дополнительных мерах по поддержке медицинских работников и работников санитарно-эпидемиологической службы, привлеченных к противодействию распространению коронавирусной инфекции» // Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 07/20/4652/0364
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г., №УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» // Национальная база данных законодательства, 20.03.2020 г., № 06/20/5969/0341
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 г., №ПП-4649 «О дополнительных мерах по предупреждению широкого распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 26.03.2020 г., № 07/20/4649/0363
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.03.2020 г., №ПП-4652 «О дополнительных мерах по поддержке медицинских работников и работников санитарно-эпидемиологической службы, привлеченных к противодействию распространению коронавирусной инфекции» // Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 07/20/4652/0364
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.03.2020 г., №ПП-4662 «О дополнительных мерах по обеспечению потребности населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и товарах первой необходимости» // Национальная база данных законодательства, 28.03.2020 г., № 07/20/4662/0365
5. Президент обратился к народу в связи с ситуацией вокруг коронавируса. 18 марта 2020 года // https://uza.uz/ru/politics/prezident-obratilsya-k-narodu-v-svyazi-s-situatsiey-vokrug-k-18-03-2020
6. Башкатова А. Крупнейшие экономики мира оказались в шаге от рецессии. Версия для печати // Независимая газета, 16.03.2020 г. http://www.ng.ru/economics /2020-03-16/1_7818_ recession.html
7. В МВФ оценили влияние пандемии коронавируса на мировую экономику // Москва, 21 марта — РИА Новости.
8. Коронавирус и фондовый рынок: как пандемия повлияла на работу бирж // https:// place.moex.com/useful/koronavirus-i-fondovij-rynok
9. Охотский Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации // М.: Вестник государственного управления, №2/1(12) 20- С.9.
10. Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению: Монография. - М., 20- С. 4.