УДК 624.19.05
Экономические науки
Артамонов Никита Алексеевич, студент бакалавриата Казанский Федеральный Университет, Россия
РОЛЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
УЧЕТА
Аннотация: Автором показано что бюджетирование, является технологией полного контура управления компанией, включает все функции управления: планирование, учет, анализ, контроль, мотивация, регулирование. В качестве основных элементов системы бюджетирования следует назвать учетную модель, бюджетную модель, финансовую структуру и планфактный анализ отклонений
Ключевые слова: экономика, управление, финансы, планирование, моделирование.
Annotation: The author shows that budgeting is a technology of the complete control loop of the company, includes all management functions: planning, accounting, analysis, control, motivation, regulation. The main elements of the budgeting system should be called the accounting model, budget model, financial structure and plan-fact analysis of deviations.
Keywords: economy, management, finance, planning, modeling.
Бюджетирование, является технологией полного контура управления компанией, включает все функции управления: планирование, учет, анализ, контроль, мотивация, регулирование. В качестве основных элементов системы бюджетирования следует назвать учетную модель, бюджетную модель, финансовую структуру и план-фактный анализ отклонений.
Учетная модель - это методика формирования и техника получения фактических данных для анализа и контроля исполнения бюджетов. Учетная модель может строиться как по принципу «двойной записи», так и без ее использования.
В первом случае учетная модель по структуре представляет собой план счетов, содержащий счета и их аналитику. При этом построение учетной модели может опираться как на национальные стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), так и на международные (МСФО и ГААП).
Во втором случае учетная модель имеет табличный вид, где отражаются статьи бюджетов.
Бюджетная модель - это аналитическая модель основного бюджета:
- перечень бюджетов и их статей
- взаимосвязь бюджетов и их статей
- методики расчета бюджетных показателей.
Финансовая структура - это организационная модель бюджетирования:
- выделение центров финансовой ответственности (ЦФО)
- делегирование ответственности в ЦФО за формирование и исполнение бюджетов.
Поэтому принципиальными вопросами в системе бюджетирования компании является стыковка учетной и бюджетной модели, а также делегирование ответственности за формирование и исполнение бюджетных показателей в подразделения компании.
В современных условиях перечисленные принципиальные вопросы ведения управленческого учета в системе бюджетирования, его функционирования и развития решаются с помощью прикладных экономических программ бухгалтерского учета, управленческого учета и бюджетирования [1; 2].
Методология этих программ опирается на два основных механизма учета - план счетов и регистры управленческого учета. Оба механизма могут
использоваться, как в учетной модели для фиксации фактических данных, так и в бюджетной модели для формирования плановых данных.
В учетной модели используется бухгалтерский план счетов и служит для отражения финансово-хозяйственных операций по принципу «двойной записи» с временной определенностью. Счета как способы группировки финансово-хозяйственных операций (по РСБУ) можно подразделить на следующие группы:
- Счета 1 - 9 - учет основных средств и капитальных вложений
- Счета 10 - 49 - учет ТМЦ (товарно-материальных ценностей)
- Счета 50 - 59 - учет денежных средств и финансовых вложений
- Счета 60 - 79 - учет расчетов с контрагентами
- Счета 80 - 89 - учет капитала
- Счета 90 - 99 - учет финансового результата.
Для ведения управленческого учета в системе бюджетирования счета учета ТМЦ, денежных средств и финансовых вложений, расчетов с контрагентами должны иметь субсчета и субконто. Например, счет 10, субсчет 10.1, субконто 1 материалы, субконто 2 места хранения, субконто 3.
Следовательно, такая структура плана счетов позволяет вести управленческий учет в разрезе статей бюджета и ЦФО.
Управленческий план счетов обеспечивает сбор и накопление плановых и фактических данных в разрезе статей бюджетов и ЦФО. Данный механизм входит в состав специализированных программ бюджетирования, а систем автоматизированного управления компанией.
Регистры управленческого учета это, по сути, многомерные таблицы, которые могут использоваться в учетной и бюджетной модели системы бюджетирования. Они имеют следующую структуру:
1) измерения (направление и уровень детализации показателя)
2) ресурсы (значение показателя).
Например, структура регистра «Производственные затраты», являющегося аналогом счета 20, имеет следующий вид:
1) измерения - Продукция, Подразделение, Заказ, Вид затрат, Затрата, Владелец, Статус затрат
2) ресурсы - количество, сумма.
Регистры управленческого учета могут быть оборотными и остаточными. На оборотных регистрах финансово-хозяйственные операции накапливаются (например, «Выпуск продукции»). На остаточных регистрах фиксируется их движение (приход и расход). Например, «Производственные затраты», «Места хранения» и т.д.
Поэтому ведение управленческого учета с помощью регистров также позволяет получать фактические данные в разрезе статей бюджетов и ЦФО компании. Более того, данный механизм позволяет формировать плановые данные, т.е. разрабатывать основной бюджет компании.
Ведение управленческого учета в системе бюджетирования должно быть подкреплено организационной составляющей в виде делегирования полномочий ЦФО за формирование бюджетов и их выполнение. Принято выделять четыре типа ЦФО - доходов, затрат, прибыли и инвестиций [3; 4].
Наиболее сложный и тонкий вопрос в делегировании полномочий ЦФО в системе бюджетирования это определение контролируемых и неконтролируемых статей бюджетов данным ЦФО.
Квинтэссенция бюджетного управления это сопоставление плановых и фактических данных для выявления отклонений. План-фактный анализ может осуществляться как на этапе формирования бюджета, так и в процессе его выполнения.
Выявленные отклонения позволяет принимать решения по корректировке выполнения финансово-хозяйственных операций, либо по корректировке бюджетов. Поэтому план-фактный анализ должен проводиться корректно и оперативно.
Корректность и оперативность план-фактного анализа в системе бюджетирования значительной степени зависит от ведения управленческого учета в компании. В случае правильной стыковки учетной и бюджетной
модели, а также адекватного распределения полномочий по ЦФО план-фактный анализ проводится качественно и своевременно. В противном случае, система бюджетирования работает вхолостую, не принося экономического и управленческого эффекта компании.
Таким образом, управленческий учет в системе бюджетирования имеет огромное, первостепенное значение. Правильная постановка и организация управленческого учета определяет действенность системы бюджетного управления компанией.
Управленческий учет является одним из видов учета и специализируется на подготовке информации для внутренних пользователей компании, менеджеров. Менеджмент компании может использовать разнообразный арсенал методов и систем управления.
Одной из таких систем является бюджетирование, которое хорошо проработано теоретически и имеет богатую практику в отечественных и зарубежных компаниях [5].
Управленческий учет в системе бюджетирования занимает центральное место, поскольку обеспечивает формирование и контроль исполнения бюджетов, а также планфакторный анализ отклонений. Основными механизмами ведения управленческого учета в системе бюджетирования являются план счетов и регистры управленческого учета.
Библиографический список:
1. Гатиятулин Ш. Н. Организация управленческого анализа хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2014. № 2 (3). С. 122-126.
2. Гатиятулин Ш. Н. Консолидированный управленческий учет видов деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2014. № 1 (2). С. 152-158.
3. Гатиятулин Ш. Н. Необходимость интеграции ЛПХ в сельскохозяйственный потребительский кооператив // Аграрная наука. 2017. № 3. С. 2-4.
4. Гатиятулин Ш. Н. Процессинговые коммуникации в агарном секторе экономики // Форум. Серия: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. 2016. № 1 (1). С. 105-108.
5. Гатиятулин Ш. Н. Управленческий учет процессинговых операций сельскохозяйственного кооператива // Форум Серия: Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. 2018. № 1. С. 235241.