Научная статья на тему 'Методика создания унифицированных справочников аналитического учета бизнес-процессов компании'

Методика создания унифицированных справочников аналитического учета бизнес-процессов компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1340
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МЕСТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА / СТАТЬИ ЗАТРАТ / ПЛАН СЧЕТОВ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА / ПЛАН СЧЕТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / СПРАВОЧНИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова Т.В., Тарновская Ю.С.

В статье рассматривается важный параметр интеграции автоматизированных систем управления предприятием, составляющий его основу разработка методики создания унифицированных справочников аналитического учета бизнес-процессов компании. Формирование системы справочников должно быть эффективным с точки зрения постановки учетного процесса и отвечать основным потребностям руководства компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания унифицированных справочников аналитического учета бизнес-процессов компании»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 338.242.2

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ СПРАВОЧНИКОВ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ

Т. В. ЗЫРЯНОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: tatyana. zyrianova@uapa. ru Ю. С. ТАРНОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: yulia. tarnovskaya@uapa. ru Уральский институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматривается важный параметр интеграции автоматизированных систем управления предприятием, составляющий его основу — разработка методики создания унифицированных справочников аналитического учета бизнес-процессов компании. Формирование системы справочников должно быть эффективным с точки зрения постановки учетного процесса и отвечать основным потребностям руководства компании.

Ключевые слова: управленческий учет, финансовый учет, интеграция, автоматизация, центры финансовой ответственности, места возникновения затрат, организационная структура, финансовая структура, статьи затрат, план счетов финансового учета, план счетов управленческого учета, справочник.

В статьях, опубликованных авторами1, была представлена модель методики разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса. В этих публикациях были раскрыты основные требования:

1 См.: Зырянова Т. В., Тарновская Ю. С. Методика разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса // Международный бухгалтерский учет. 2012. №№ 34 (232); они же. Интеграция автоматизированных систем управления бизнес-процессами компании как составляющая унифицированного стандарта управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 35 (233).

Рис. 1. Методика разработки системы справочников для интегрированной автоматизированной системы управления предприятием

к ведению управленческого учета в компании;

- к соответствию учетных политик и рабочего плана счетов финансового и управленческого учета;

- к перечню программного обеспечения, который должен составлять контур единой автоматизированной информационной системы предприятия для целей управления.

Интеграция автоматизированных систем управления предприятием — это одно из основных требований для эффективного внедрения управленческого учета и увязки всех бизнес-процессов, происходящих на предприятии с целью обеспечения руководства информацией для максимально быстрого принятия эффективных управленческих решений. Это условие может быть осуществлено через тождество автоматизированных справочников основных учетных систем:

- по финансовому и налоговому учету (АСФНУ);

- по планированию и бюджетированию (АСПБ);

по учету производства (АСУПр);

- по учету реализации (АСУР).

Поэтому в рамках данной статьи акцент будет сделан на методике унификации системы справочников аналитического учета в компании, что оказывает существенную помощь при анализе большого объема информационных потоков на предприятии (общие требования к разработке справочников обозначены в блоке № 2 стандарта ведения управленческого учета и управленческой отчетности с использованием автоматизированных систем (далее — Стандарт) 2).

При внедрении системы управленческого учета и бюджетирования (или оптимизации существующих на предприятии учетных систем) многие разработчики сталкиваются с необходимостью создания единых справочников для автоматической передачи информации из одной учетной системы в другие. Система справочников — это база для построения управленческого учета и основа для интеграции всех автоматизированных информационных систем (программных продуктов) компании. Разработанные справочники ложатся в основу методик построения всех учетных систем компании, формирования бюджетных форм и осуществления их взаимосвязи между собой, а также методик формирования всех форм отчетности.

При создании методики разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса необходимо уделить серьезное

2 См.: Зырянова Т.В., ТарновскаяЮ. С. Методика разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34 (232).

внимание разработке оптимальной системы справочников, которую не нужно будет кардинально изменять в дальнейшем.

Изучив имеющийся теоретический и практический опыт интеграции автоматизированных систем управления предприятием, предлагаем методику разработки системы справочников учетных систем (рис. 1).

Прежде чем приступить к разработке системы справочников для интегрированных автоматизированных систем управления предприятием (ИАСУП), необходимо проанализировать текущее состояние предприятия и степень внедрения управленческого учета, на которое оказывают влияние следующие факторы:

1. Организационная структура предприятия. Выявляются «узкие» места с целью оптимизации структуры управления.

2. Финансовая структура, которая разрабатывается или корректируется в соответствии с организационной структурой предприятия. Авторами предлагается понимать финансовую структуру предприятия как совокупность центров финансовой ответственности, определяющую их состав, иерархию, права и обязанности. В финансовой структуре считаем необходимо выделять центры финансовой ответственности (ЦФО) и центры финансового учета (ЦФУ), для которых предложены следующие определения:

— ЦФО — структурное подразделение (совокупность структурных подразделений) или сотрудник предприятия, осуществляющие определенный набор хозяйственных операций, способные оказывать воздействие на финансовые результаты этих операций и отвечающие за эти результаты. Каждый ЦФО выделяется в отдельный справочник «ЦФО», за которым закрепляется определенный перечень статей доходов и затрат (в зависимости от вида ЦФО) для учета и контроля за осуществляемой ими деятельностью;

— ЦФУ — структурное подразделение, осуществляющее планирование, учет и контроль по

Рис. 2. Статьи затрат ЦФУ

отдельным статьям затрат и прочим расходам в составе бюджета ЦФО. ЦФУ не имеет обособленного бюджета расходов.

3. Носители затрат, определяемые в соответствии с номенклатурой продукции, товаров и услуг. Состав справочников «Номенклатура» и «Номенклатурные группы» полностью зависит от специфики бизнеса. Перечень всех затрат, осуществляемых на предприятии, закреплен справочником «Статьи затрат», степень детализации которого для оперативного контроля и управления полностью зависит от топ-менеджмента компании.

На примере ЦФО «Управление» можно выделить ЦФУ, в рамках которых могут быть предусмотрены соответствующие статьи затрат (рис. 2).

4. Обозначение видов деятельности, необходимое для выделения такого понятия, как «место возникновения затрат» (МВЗ). Место возникновения затрат — это структурная единица или подразделение (рабочие места, бригады, производства, участки, цеха, отделы и т. п.), в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов и по которым организуются планирование, нормирование и учет расходов производства в целях контроля за ними и управления3. Название МВЗ должно отражать процесс, который в нем производится.

За возникновение и контроль затрат на местах отвечает определенный ЦФО или группа ЦФО. В табл. 1 представлена матрица взаимодействия ЦФО

3 См.: Мишин Ю. А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности. М.: Дело и сервис, 2002; Черных И.Н., Хамидуллина З. Ч. Организация учета затрат по центрам ответственности. М.: Кнорус, 2010.

С

ЦФУ «Бухгалте^ рия»

И

с \

Аудиторские услуги.

НДС по бухгалтерским

операциям

ч

Таблица 1

Матрица взаимодействия ЦФО и МВЗ

Центр финансовой ответственности Место возникновения затрат

Магазин Склад сопутствующих товаров Транспорт Производство Коммерческая служба Косвенные затраты

Сопутствующий бизнес V V V

Управление V V V V V V

Имущество V V V V V V

Безопасность V V V V

Персонал V V V V V V

Контроль качества V V V V V

Транспорт V V V V V V

Закупки топлива V

Реклама V V V V V V

Капитальное строительство V V V V

и МВЗ, предложенная, исходя из практического опыта.

Таким образом, ЦФО контролируют соответствующие МВЗ, тем самым не допуская путаницы в отнесении затрат по местам их возникновения. На основе данной матрицы разрабатывается справочник «Соответствие ЦФО и МВЗ» для формирования управленческой отчетности в разных разрезах.

5. Определение перечня учетных систем, входящих в контур 1Т-архитектуры систем планирования, учета и отчетности, необходимо

прежде всего для их интеграции, которая будет осуществляться путем унификации справочных систем всех программных продуктов данного контура (рис. 3).

Для корректной передачи информации из одной автоматизированной системы в другую используются общие справочники, которые в совокупности образуют укрупненную систему справочников. Модель централизованных справочников допускает наличие единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к данным со всех рабочих мест различных учетных систем. В этом случае вся вводимая информация сохраняется в интегрированной базе данных, которая доступна в любое время.

Рис. 3. Интеграция автоматизированных систем управления предприятием через систему основных справочников

Существуют два основных варианта приведения в соответствие справочников для интеграции учетных систем:

— редактирование уже используемых в работе справочников. Отрицательной стороной данного варианта является то, что это достаточно длительный и трудоемкий процесс, так как очень проблематично определить, в каких информационных системах и методологических документах эти справочники используются;

— разработка справочников с «нуля», применимая только к тем учетным системам, которые разрабатываются и внедряются на предприятии.

Таблица 2

Принципы формирования справочников учетных систем

Принцип Пояснение

1. Тождество справочников для учета и планирования Единство справочников необходимо в системах учета и планирования при проведении план-фактного анализа контролируемых показателей

2. Совместимость Справочники интегрированных автоматизированных систем должны быть совместимы и соотносимы относительно друг друга, т. е. с их помощью должна быть возможность последовательного заполнения форм в рамках одной системы, а также в разных учетных системах. Например, справочник «Объекты управления» должен быть идентичным во всех взаимосвязанных учетных системах

3. Полнота и ясность Каждая позиция справочника должна описывать объект в той степени полноты, прозрачности и конкретизации, которая требуется для анализа и контроля за всеми его параметрами

4. Четкость формулировки Каждая позиция справочника должна ясно характеризовать объект, при этом любая операция должна быть связана только с одной статьей учета

5. Привязка к ЦФО В связи с тем, что справочники характеризуют объекты управления, они должны быть взаимосвязаны с ЦФО, а к каждому ЦФО должен быть привязан определенный перечень статей классификаторов

КЛАССИФИКАЦИЯ СПРАВОЧНИКОВ

Общая справочная информация Себестоимость продукции, работ, услуг Эффективность процессов

Примеры справочников

Классификатор единиц измерения. Валюты. Банки. Банковские счета. Классификатор стран мира. Регионы. Справочники и аналитики по всем налогам и сборам. Организации. Физические лица Номенклатура. Номенклатурные группы. ЦФО. Статьи затрат. Объекты строительства. Основные средства. Нематериальные активы (НМА) и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Рабочий план счетов финансового учета. Рабочий план счетов управленческого учета. Статьи прочих доходов и расходов. Статьи движения денежных средств. Прибыли и убытки. Справочники и аналитики по всем расчетам с персоналом. Объекты управления. Доходы будущих периодов. Расходы будущих периодов. Типы цен номенклатуры

Рис. 4. Классификация справочников ИАСУП

В этом случае относительно проще предусмотреть тождество справочников в учетных системах и увязать их между собой.

Авторами сформулированы следующие определения понятий «справочник» и «система справочников». Справочник — это классификационный перечень каких-либо объектов или свойств объекта. Система справочников — это набор инструментов для систематизации объектов управления (свойств объектов управления), необходимых для осуществления управления деятельностью компании. Создание всех справочников учетных систем должно соответствовать принципам их формирования (табл. 2).

По нашему мнению, все виды справочников ИАСУП можно классифицировать следующим образом (рис. 4).

В компаниях, относящихся к холдингу, могут быть также разработаны и внедрены справочники на разных уровнях управления в зависимости от зоны ответственности лиц за их ведение и прав на изменение справочников (рис. 5).

Аналогичные уровни справочников с разграничением по зонам ответственности можно внедрить и в рамках одного конкретного предприятия. Тогда за 1-й и 2-й уровни ведения и изменения системы справочников отвечает планово-бюджетный отдел, а за 3-й уровень — ЦФО. Следует отметить, что на каждом предприятии

Рис. 5. Уровни справочников холдинга

разрабатывается своя система справочников, отвечающая потребностям конкретного бизнеса и требованиям АИСУП.

На основании рис. 5 авторами предлагается примерный перечень справочников и аналитик учета реализации, финансового и управленческого учета с отнесением справочников и (или) их частей к уровням корпоративного центра (КЦ), регионального центра (РЦ) или предприятия, входящего в состав холдинга (табл. 3).

Следует обратить внимание, что имеются справочники, относящиеся только к одному уровню управления, а также справочники, которые одновременно могут относиться как к двум, так и к трем уровням в зависимости от зоны ответственности за определенный участок справочника (например, справочник «Номенклатура»).

В автоматизированных информационных системах элементы справочников должны быть

Таблица 3

Иерархия системы справочников холдинговой структуры

Уровень Справочник, аналитика Часть справочника, относящаяся к данному уровню

КЦ КЦ-1 «Номенклатура» В части каталога по основной продукции, производимой холдингом

КЦ-2 «Классификатор единиц измерения» Полностью

КЦ-3 «Валюты» Полностью

КЦ-4 «Банки» Полностью

КЦ-5 «Классификатор стран мира» Полностью

КЦ-6 «Регионы» Полностью

КЦ-7 «Справочники и аналитики по всем налогам и сборам» Полностью

Окончание таблицы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Справочник, аналитика Часть справочника, относящаяся к данному уровню

РЦ РЦ-1 «Рабочий план счетов финансового учета» Полностью

РЦ-2 «Рабочий план счетов управленческого учета» Полностью

РЦ-3 «Номенклатура» В части каталогов «Товары», «Услуги»

РЦ-4 «Номенклатурные группы» Полностью

РЦ-5 «ЦФО» Полностью

РЦ-6 «Статьи затрат» Полностью

РЦ-7 «Статьи прочих доходов и расходов» Полностью

РЦ-8 «Статьи движения денежных средств» Полностью

РЦ-9 «Прибыли и убытки» Полностью

РЦ-10 «Справочники и аналитики по всем расчетам с персоналом» Полностью

Предприятия П-1 «Объекты управления» Полностью

П-2 «Номенклатура» Каталоги «Материалы», Оборудование», «ТМЦ в эксплуатации»

П-3 «Организации» Полностью

П-4 «Банковские счета» Полностью

П-5 «Доходы будущих периодов» Полностью

П-6 «Расходы будущих периодов» Полностью

П-7 «Объекты строительства» Полностью

П-8 «Основные средства» Полностью

П-8 «НМА и расходы на НИОКР и др.» Полностью

П-10 «Физические лица» Полностью

П-11 «Типы цен номенклатуры» Полностью

структурированы, т. е. располагаться только в папках, каталогах и подкаталогах справочника. Это требование обусловлено необходимостью аналитики по отдельным, выделенным папкам справочников. Справочник может в части определенных каталогов иметь отношение к более высокому уровню справочников, а в части выделенных каталогов — к более низкому. Элементы в справочниках должны располагаться только в предусмотренных папках и каталогах. Отдельных элементов в корневом каталоге справочника вне папок и каталогов быть не должно.

В учетных системах компании (программных продуктах) может быть множество справочников в зависимости от требований и сложности бизнеса (например, «Рабочий план счетов бухгалтерского финансового учета», «Рабочий план счетов управленческого учета», «Статьи бюджета», «Статьи затрат», «Номенклатура», «Номенклатурная группа», «Объекты управления», «Договоры контрагентов» и т. д.).

Для взаимосвязи двух глобальных автоматизированных систем — АСФНУ и АСПБ — необходимо обеспечить тождество их общих спра-

вочников для безошибочной передачи данных из одной системы в другую (рис. 6).

С учетом вышеизложенного авторами разработана методика приведения в соответствие основных справочников АСФНУ для интеграции с системой АСПБ:

1. Справочник «Номенклатура». Обязательным для заполнения реквизитом номенклатуры является «Номенклатурная группа». Значение номенклатурных групп выбирается из унифицированного справочника «Номенклатурные группы», каждый элемент которого относится к одному из видов номенклатуры:

1) товары и готовая продукция, относящаяся к основному бизнесу;

2) сопутствующие товары;

3) услуги;

4) прочее.

В табл. 4 приведен пример организации справочника «Номенклатурные группы» в АСФНУ.

Таким образом, каждый элемент справочника «Номенклатурные группы» относится к определенному виду номенклатуры.

АСПБ

Справочник «Номенклатура»

Справочник «Объекты управления»

Справочник «Договоры контрагентов»

Требования к отражению выручки по направлениям

доходов на аналитических счетах к счету 90 «Продажи»

Требования к отражению прочих доходов и расходов на аналитических счетах к счету 91 «Прочие доходы и расходы»

АСФНУ

Рис. 6. Справочники автоматизированных систем АСФНУ и АСПБ

Таблица 4

Справочник «Номенклатурные группы» АСФНУ

Код Наименование Вид номенклатуры

02040000 Автопринадлежности и автоаксессуары Сопутствующие товары

02100000 Безалкогольные напитки Сопутствующие товары

02130000 Услуги общественного питания Услуги

02140000 Услуги автомойки Услуги

Значения номенклатурных групп в карточках номенклатуры должны быть заполнены таким образом, чтобы запасы и движение товаров по субсчетам и аналитическим счетам счета 41 «Товары» и счета 45 «Товары отгруженные» распределились в соответствии с табл. 5.

Для того чтобы проверить в АСФНУ корректность отражения товарных запасов, необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость (финансового или управленческого учета) по счету 41 с детализацией по субсчетам и аналити-

ческому счету «Номенклатура. Номенклатурная группа. Вид номенклатуры» (табл. 6) и проверить каждый субсчет на соответствие в табл. 5.

Следовательно, если будут выявлены несоответствующие табл. 5 итоги, остатки и обороты, то они должны быть перенесены на другие синтетические или аналитические счета (регистры).

2. Справочник «Объекты управления». При заполнении данного справочника необходимо корректно указать значения реквизитов элементов, которые влияют на загрузку данных в АСПБ.

Таблица 5

Соответствие номенклатурных групп и счетов учета товаров в АСФНУ

Счет учета товарных запасов Субсчет Вид номенклатурной группы (аналитические счета)

41-1-01 Товары на складе Товары, относящиеся к основному бизнесу

41-1-02 Товары, перемещаемые в подразделениях и на участках Товары, относящиеся к основному бизнесу

41-2-01 Товары в магазине Товары, относящиеся к основному бизнесу

41-2-02 Сопутствующие товары в магазине Сопутствующие товары. Прочие товары и ТМЦ (товарно-материальные ценности)

41-3 Товары на складе сопутствующих товаров Сопутствующие товары. Прочие товары и ТМЦ

45 Товары отгруженные Товары, относящиеся к основному бизнесу

Таблица 6

Форма проверочного отчета для таблицы «Соответствие номенклатурных групп и счетов учета товаров» —

оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 (период: 2011 г.). Детализация по субсчетам, субконто: Номенклатура. Номенклатурная группа. Вид номенклатуры. Выводимые данные: сумма, количество.

Субконто Сальдо на начало периода Оборот за период Сальдо на конец периода

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

41-1

41-1-01

Товары, относящиеся к основному бизнесу

41-2

41-2-01

Товары, относящиеся к основному бизнесу

41-2-02

Сопутствующие товары

Ключевым и обязательным реквизитом справочника «Объекты управления» является «Тип объекта управления». Перечень типов объектов управления должен быть унифицированным и закрытым списком во избежание внесения в него несогласованных изменений.

Для исключения некорректности присвоения исполнителями объекту управления соответствующего типа объекта управления предлагается заранее методически описать данные соответствия (табл. 7).

Вторым важнейшим реквизитом справочника «Объекты управления» является реквизит «Объект управления управленческого учета», значения которого выбираются из справочника «Объекты управления управленческого учета». Справочник «Объекты управления управленческого учета»

загружается из АСПБ и содержит укрупненный перечень объектов управления, используемых в бюджетах. Привязка объектов управления АСФ-НУ и объектов управления АСПБ производится сотрудниками планово-бюджетных отделов.

В процессе работы авторами установлена связь типов объектов управления и аналитических счетов учета запасов. Для объектов учета ТМЦ тип объекта определяет допустимые номенклатурные позиции, которые могут отражаться в учете по этому объекту, счет учета товарных запасов объекта, направления доходов, по которым может осуществляться выручка. В табл. 8 рассмотрим допустимые счета финансового учета и номенклатурные группы для каждого типа объекта управления.

Из табл. 8 видно, что отражение операций движения товарных запасов по объектам типов

Таблица 7

Типы объектов управления

Тип объекта управления Вид объекта управления

Объект основного бизнеса Объекты учета доходов и расходов (по видам), относящихся к основному бизнесу компании (например, автозаправочная станция № 1, 2 и т. д.)

Магазин Объекты основного и сопутствующего бизнеса (по видам) (например, магазин № 1, 2 и т. д.)

Станция технического обслуживания, автомойка Объекты сопутствующего бизнеса в составе комплекса автозаправочной станции. Выделяются в обязательном порядке, если на автозаправочной станции есть услуги станции технического обслуживания и (или) мойки (например, автомойка № 1, автомойка № 2, станция технического обслуживания № 1 и т. д.)

Склад товарно-материальных ценностей Материальные склады компании (например, склад № 1, 2 и т. д.)

Таблица 8

Соответствие аналитических счетов в разрезе типов объектов управления

Счет Вид Тип объекта управления

Объект основного бизнеса Магазин Станция технического обслуживания, автомойка Прочий склад ТМЦ

41-01-1 Товары, относящиеся к основному бизнесу V

41-01-2 Товары, относящиеся к основному бизнесу V

41-02-1 Товары, относящиеся к основному бизнесу V V

41-02-2 Сопутствующие товары. Прочие товары и ТМЦ V V V

41-03 Сопутствующие товары. Прочие товары и ТМЦ V V

«Спецтехника», «Легковой автотранспорт», «Прочий производственный транспорт» является недопустимым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы проверить в АСФНУ корректность отражения движения товаров по объектам управления, необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость (финансового или управленческого учета) по счету 41 с детализацией по субсчетам и аналитическому счету «Объекты управления. Тип объекта управления» (формат обо-ротно-сальдовой ведомости аналогичен табл. 6) и проверить каждый субсчет на соответствие табл. 8. Если будут выявлены расхождения в итогах, остатках и оборотах, то они должны быть перенесены в другие синтетические или аналитические счета.

В рамках данного справочника выявлена связь типов объектов управления и аналитических счетов учета затрат.

В целом для статей затрат отражение начислений по объектам нуждается в дополнительной регламентации, так как АСФНУ предоставляет фактические данные для АСПБ. Планирование в АСПБ производится по статьям затрат, причем для каждой статьи затрат применяется глубина планирования по одному из трех вариантов:

- по объектам (например, магазин N° 1, 2 и т. д.);

- по категориям объектов (например, по магазинам в целом, по объектам основного бизнеса в целом и т. д.);

- по компании в целом.

Для большинства статей планирование производится по объектам управления. Для сопоставимости плана и факта начисления затрат в АСФНУ суммы по статьям затрат должны быть разнесены по тем же объектам управления, по которым они

запланированы. Решение вопроса разнесения затрат по объектам планирования должно производиться в рамках внедрения системы работы с заявками на расходование средств.

3. Справочник «Договоры контрагентов». У элементов данного справочника существуют следующие реквизиты, используемые АСПБ:

1) обязательный для заполнения реквизит «Тип договора». Значения этого реквизита выбираются из справочника «Типы договоров контрагента», каждый элемент которого привязан к ЦФО. Принцип заполнения типов договоров предполагает, что все операции по каждому договору проводятся в рамках ответственности одного ЦФО — центра доходов или центра затрат. Таким образом, один договор не может быть одновременно доходным или расходным, более того, по каждому доходному договору основного бизнеса предполагается реализация в рамках одного канала продаж.

Система АСПБ использует не связь договора контрагента с типом договора, а связь договора и ЦФО при формировании бюджета дебиторской и кредиторской задолженности (БДКЗ) по ЦФО, при расчете коэффициентов инкассации по ЦФО, а также для формирования фактических данных управленческого учета по движению денежных средств в разрезе ЦФО, т. е. существенным для управленческого учета при указании типа договора является связь договора с ЦФО.

Сами значения типов в карточках договоров могут быть использованы в АСФНУ как дополнительные аналитические счета («Договоры. Тип договора») по счетам расчетов с контрагентами. Благодаря связи договоров контрагентов с ЦФО типовые отчеты АСФНУ по счетам расчетов с кон-

трагентами могут быть развернуты по аналитике «Договоры. Тип договора. ЦФО» для получения итогов расчетов по ЦФО.

В подсистеме управленческого учета можно предусмотреть создание отчетов по счетам доходов и затрат, позволяющих провести анализ корректности заполнения типов договоров. Для расходных договоров анализируется совпадение ЦФО и типа договора и ЦФО и направления доходов по начислению выручки в рамках договора. Кроме того, существует возможность автоматического заполнения типов доходных договоров, если в рамках договора за выбранный период выручка отражена по единственному направлению доходов;

2) обязательный для заполнения реквизит «Контрагент управленческого учета». Его значения выбираются из унифицированного справочника «Контрагенты управленческого учета», содержащего перечень организаций. Заполнение этого реквизита производится автоматически при записи договора по условию вхождения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) контрагента-владельца и указанного типа договора в состав служебного регистра сведений «Соответствие ИНН Контрагентам УУ»;

3) необязательный для заполнения реквизит «Заем» (из справочника «Кредиты и займы»). Значение этого реквизита необходимо заполнить для всех договоров контрагентов, участвующих в формировании оборотов по аналитическим счетам управленческого учета к синтетическим счетам финансового учета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». У элементов справочника «Кредиты и займы», используемых для заполнения реквизита «Заем», должны быть заполнены реквизиты «Дата выдачи займа», «Срок займа», «Процентная ставка».

4. Требования к отражению выручки по направлениям доходов (счет 90 «Продажи»). В соответствии с моделью Стандарта учет выручки отражается в управленческой отчетности в разрезах:

а) видов бизнеса:

- основного — реализация товаров и готовой продукции;

- сопутствующего — реализация сопутствующих товаров и готовой продукции;

- дополнительного — оказание услуг, связанных с основной деятельностью;

б) центров доходов как вида ЦФО. Основной и сопутствующий бизнес детализируется по каналам продаж (например, транзит, мелкооптовая торговля, розничная торговля, сопутствующий бизнес), дополнительный бизнес — по видам дополнительного бизнеса. Каждому каналу продаж соответствует единственный ЦФО — центр доходов.

В АСФНУ на субсчете 1 «Выручка» счета 90 ведется учет по аналитическому счету «Направление доходов», значения которого выбираются из унифицированного справочника «Типы договоров контрагентов». Элементы этого справочника используются также для классификации всех заключаемых компанией с контрагентами договоров и поэтому могут относиться как к доходам, так и к расходам. Каждый элемент данного справочника однозначно связан с ЦФО — центром доходов или центром затрат. Типы договоров, относящиеся к направлению доходов, помещены в каталог «Направление доходов» (табл. 9).

Для предоставления данных по выручке компании в разрезе видов бизнеса и центров доходов среди типов доходных договоров выделены типы (путем присвоения соответствующего реквизита «Является направлением выручки»), относящиеся к основному, дополнительному и сопутствующему бизнесу компании. Все остальные типы доходных договоров, т. е. те элементы каталога «Направление дохода», для которых реквизит «Является направлением выручки» не заполнен, относятся к прочим доходам.

В финансовом учете доход по типам договоров, относящимся к основному, дополнительному и сопутствующему бизнесу компании, отражается на субсчетах счета 90, по прочим типам доходных

Таблица 9

Справочник «Типы договоров контрагентов»

Код Наименование

01 Направление доходов

01.01 Расчеты за товары

01.02 Расчеты за услуги

01.03 Расчеты за аренду

01.04 Расчеты за имущество

Таблица 10

Направления учета выручки компании

Вид бизнеса компании / канал продаж Код типа договора Тип договора

Основной бизнес: транзит мелкооптовая торговля розничная торговля 01.01.04 01.01.02 01.01.05 Реализация товара и готовой продукции транзитом Оптовая реализация товаров и готовой продукции Реализация товаров и готовой продукции физическим лицам

Сопутствующий бизнес 01.01.03 Реализация сопутствующих товаров и услуг

Дополнительный бизнес 01.02.01 01.02.02 01.02.08 01.02.11 Услуги по хранению товаров и готовой продукции Услуги по транспортировке товаров и готовой продукции Управление имуществом Предоставление услуг телефонной связи

договоров — на субсчетах счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На примере табл. 10 рассмотрен перечень допустимых на счете 90 направлений доходов с привязкой к видам бизнеса компании.

Для того чтобы проверить в АСФНУ корректность отражения выручки по направлениям доходов, необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость (финансового или управленческого учета) по счету 90 с детализацией по субсчетам и аналитическому счету «Направление доходов» и проверить, что в оборотах за период участвуют только значения аналитических счетов из табл. 10. Следовательно, если будут выявлены несоответствующие направления доходов, то они должны быть перенесены на направления доходов этой таблицы.

Выручка компании, не относящаяся к основному и сопутствующему бизнесу, относится к дополнительному бизнесу. С точки зрения учета выручки каждую реализуемую услугу можно привязать к одному из направлений доходов — элементов справочника «Типы договоров контрагентов». Прочие доходы (счет 91) не связаны с направлениями доходов, а лишь со статьями прочих доходов.

Рассмотрим содержание наиболее типичных примеров связей услуг компании и направлений доходов (табл. 11).

В АСПБ на основании статистических данных необходимо выделить значимые для выручки статьи доходов дополнительного бизнеса (например, доля в выручке дополнительного бизнеса более 5 %), называемые «Виды дополнительного бизне-

Таблица 11

Примеры соответствия услуг направлениям доходов компании

Услуга Направление доходов Код

Услуги, оказываемые на автомойке, станции технического обслуживания Реализация сопутствующих товаров и услуг 01.01.03

Сдача в аренду площадей магазина, автомойки, площади под рекламу или банкоматы Реализация сопутствующих товаров и услуг 01.01.03

Сдача имущества в аренду (если это не имущество основного бизнеса) Аренда прочего имущества 01.03.05

Код Направление доходов Вид дополнительного бизнеса

01.02.01 Услуги по хранению товаров и готовой продукции Хранение товаров и готовой продукции сторонних организаций

01.02.02 Услуги по транспортировке товаров и готовой продукции Транспортные услуги

01.02.08 Управление имуществом Управление имуществом

01.02.11 Предоставление услуг телефонной связи Предоставление услуг телефонной связи

Таблица 12

Связь направлений доходов и видов дополнительного бизнеса

Таблица 13

Регистр «Соответствие услуг направлениям доходов»

Номенклатура Направление доходов

Экспресс-замена масла Реализация сопутствующих товаров и услуг

Автомойка Реализация сопутствующих товаров и услуг

Хранение товаров и готовой продукции Услуги по хранению товаров и готовой продукции

Сдача в аренду офисов, площадей, прочих объектов (не относящихся к основному бизнесу) Сдача в аренду объектов недвижимости

са». Перечень видов дополнительного бизнеса и их связь с направлениями доходов представлены в табл. 12.

Для автоматического заполнения в корреспонденции счетов по счету 90 аналитики «Направления доходов» по реализованным услугам в АСФНУ существует специализированный объект — регистр сведений «Соответствие услуг направлениям доходов». В этом регистре сведений для каждой номенклатурной позиции вида «Услуги» можно задать соответствующее направление дохода, после чего при проведении документов реализации указанное направление доходов будет автоматически подставляться в проводки по субсчетам счета 90. Рассмотрим пример заполнения регистра в табл. 13.

Заполнение данного регистра производится компанией самостоятельно, так как справочник номенклатуры (в том числе услуг) не является унифицированным и носит рекомендательный характер.

5. Требования к отражению прочих доходов и расходов (счет 91). Статьи прочих доходов и расходов хранятся в справочнике «Прочие доходы и расходы». Состав каталогов справочника должен быть регламентирован.

Требования управленческого учета к отражению в финансовом учете операций по прочим доходам и расходам следующие:

1) в финансовом учете все обороты должны быть отражены только по аналитическим счетам — элементам справочника «Прочие доходы и расходы». Наличие в финансовом учете оборотов по аналитикам-группам нежелательно;

2) в управленческом учете все обороты должны быть отражены только по аналитикам-каталогам справочника «Прочие доходы и расходы», т. е. наличие в управленческом учете оборотов по аналитикам-элементам нежелательно;

3) в управленческом учете все обороты должны быть разделены на принимаемые к налогово-

му учету / не принимаемые к налоговому учету. Разделение осуществляется путем заполнения аналитики «Вид принятия к налоговому учету» на субсчетах счета 91.

Обобщая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что при внедрении системы управленческого учета на предприятии следует ответственно подойти к разработке системы справочников, чтобы в дальнейшем избежать их серьезных изменений, влекущих корректировку всей системы управленческого учета. В первую очередь нужно определить основные требования к системе справочников в зависимости от особенностей объекта управления и всех бизнес-процессов, протекающих на предприятии, и только после этого в соответствии с предлагаемыми требованиями можно приступать к разработке системы справочников. После их создания осуществляется привязка справочников к учетным системам компании.

Список литературы

1. Зырянова Т. В., ТарновскаяЮ. С. Методика разработки и внедрения унифицированного стандарта управленческого учета компании в условиях автоматизации учетного процесса // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34 (232).

2. Зырянова Т. В., Тарновская Ю. С. Интеграция автоматизированных систем управления бизнес-процессами компании как составляющая унифицированного стандарта управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 35 (232).

3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Магистр-ИНФРА-М, 2011.

4.МишинЮ. А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности. М.: Дело и сервис, 2002.

5. Черных И. Н., Хамидуллина З. Ч. Организация учета затрат по центрам ответственности. М.: Кнорус, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.