ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 338.242.2
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ
УНИФИЦИРОВАННОГО СТАНДАРТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА
Т. В. ЗЫРЯНОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: tatyana. zyrianova@uapa. ru Ю. С. ТАРНОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: yulia. tarnovskaya@uapa. ru Уральский институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Результативность управления деятельностью организации все больше зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Предприятия, имеющие сложную организационную структуру, нуждаются в своевременной оперативной экономической и финансовой информации, помогающей принимать обоснованные управленческие решения. Но многие принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не подтверждаются соответствующими расчетами и часто носят интуитивный характер.
Информация, требуемая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, автоматизация которого позволит ускорить процесс предоставления информации.
В данной статье рассматривается модель стандарта ведения управленческого учета и управленческой отчетности с использованием автоматизированных систем.
Ключевые слова: управленческий учет, автоматизация, стандартизация, финансовый учет, управленческая отчетность, аналитические счета.
Эффективность работы компании зависит не только от функционирования отдельных сегментов ее бизнеса, но и от единства всех происходящих бизнес-процессов на предприятии,
1-й этап.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2-й этап. ВНЕДРЕНИЕ
3-й этап.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
которое можно обеспечить внедрением системы управленческого учета (СУУ) путем разработки единых корпоративных стандартов с последующей автоматизацией управленческого учета. Использование при этом современных методик, признанных во всем мире, позволит компании более оперативно принимать стратегически важные решения в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды предприятия.
Для того чтобы построить результативную систему управления бизнесом
компании, необходимо детально проанализировать ее текущее состояние с выделением проблемных мест и определить дальнейшие направления реформирования ее деятельности.
Очень часто многие предприятия не имеют замкнутой системы управления в связи с отсутствием понимания менеджментом компании важности данного этапа для эффективной работы бизнеса. Нередко в таких компаниях нет единого понятия об объекте учета затрат, применяются разные методики оценки затрат в финансовом учете и планировании, что приводит к несопоставимости данных при план-фактном анализе работы компании и снижению эффективности практического использования информации в управленческих целях. Отсутствие же своевременной консолидации учетных данных делает невозможным принятие адекватно-правильных решений в критических ситуациях.
Системный подход в управленческом учете предполагает установление порядка и принципов ведения учета применительно ко всем сегментам и видам деятельности компании с учетом специфики. Эти правила утверждаются руководством компании и являются обязательными к исполнению. Только с учетом этих требований можно построить реально функционирующую СУУ компании, своевременно обеспечивающую
Разработка стандарта управленческого учета
Разработка единого стандарта ведения управленческого учета, охватывающего всю деятельность компании в условиях автоматизации
Интеграция процессов
Автоматизация управленческого учета
Объединение программных продуктов всех бизнес-процессов, происходящих на предприятии, в единую автоматизированную информационную систему с включением блоков: производственного, логистического, коммерческого, финансового и т.д.
Трансформация процессов
Формирование управленческой отчетности
Рис. 1. Модель внедрения системы управленческого учета в компании
менеджмент необходимой информацией для принятия решений.
Система управленческого учета компании может быть представлена как в виде сбора и обработки информации отдельными центрами финансовой ответственности (ЦФО), так и в виде глобальной информационной системы, включающей в себя взаимосвязанные блоки: производственный, логистический, продаж, финансовый и другие, что в совокупности представляет собой единую современную систему управления бизнесом.
Внедрение управленческого учета на предприятии, по нашему мнению, можно представить в виде алгоритма (рис. 1).
В рамках данной статьи рассмотрим основные процедуры подготовительного этапа, который заключается в разработке единого стандарта ведения управленческого учета, охватывающего всю деятельность компании.
Основой разработки этого документа является информация, собираемая на предприятии разработчиками СУУ. Для внедрения управленческого учета (или оптимизации существующего учета) эти данные обрабатываются и объединяются в единый стандарт ведения управленческого учета. Этот документ является основополагающим для автоматизации управленческого учета, которая
может быть осуществлена путем объединения программных продуктов всех бизнес-процессов, происходящих на предприятии, с включением блоков: производственного, логистического, коммерческого, финансового и т. д.
Только в результате автоматизации всех учетных процессов, происходящих на предприятии, можно получить данные в формате управленческой отчетности для максимально быстрого принятия управленческих решений.
Для эффективной организации управленческого учета в крупной компании нами разработана модель единого стандарта ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности, которая в дальнейшем будет интегрирована в автоматизированную систему учета информации, создающую единое информационное пространство в компании (рис. 2).
Согласно модели внедрения СУУ на подготовительном этапе осуществляется разработка стандарта ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности с использованием автоматизированных систем (далее — Стандарт).
Ориентируясь на модель Стандарта, рассмотрим содержание ее основных блоков.
В блоке № 1«Определение общих понятий и требований к ведению управленческого учета» приводятся основные понятия, нормативные документы, регулирующие ведение управленческого
учета, а также отражаются общие требования к управленческому учету.
Стандарт должен устанавливать порядок действий структурных подразделений компании и определять документооборот при ведении управленческого учета. Его положения подлежат соблюдению с момента введения стандарта в действие.
Целью ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности является обеспечение руководства компании и других пользователей управленческой отчетности информацией, необходимой для планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности компании с целью принятия управленческих решений.
В соответствии с целью необходимо определить задачи ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности (табл. 1).
Таким образом, через решение вышеназванных задач будет идти формирование Стандарта.
Поскольку современный бизнес все больше становится электронным и все происходящие в нем процессы автоматизируются, то и человек превращается в пользователя программного обеспечения, а выполняемые человеком операции становятся «сценариями» работы программного обеспечения. Но в реальной жизни полностью автоматизированного электронного бизнеса не
Таблица 1
Задачи ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности
Система управленческого учета Задачи
Управленческий учет 1. Учет движения товаров, выручки и объемов продаж товаров, расходов по основной деятельности и по проектам, прочих доходов и расходов в аналитических разрезах, обусловленных требованиями управленческого учета. 2. Учет поступления и выбытия денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, изменений капитала компании, внеоборотных активов, капитальных вложений, прочих изменений активов и обязательств в аналитических разрезах, обусловленных требованиями управленческого учета
Управленческая отчетность 1. Формирование показателей в натуральном и стоимостном измерении. 2. Формирование фактических данных бюджетных и ключевых показателей деятельности компании. 3. Формирование фактических данных исполнения бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджета инвестиций за отчетный период, управленческого (прогнозного) баланса компании на определенную дату
*
Ь
<
X
>
■О
О Ь х сг
СП
<
X
-1
>
ь ч
т ■о
г>
<
Л т
■о О О
а
А <
£
А
£
Блок № 3. Порядок ведения управленческого учета
Порядок ведения учета:
1) движения товаров и готовой продукции;
2) выручки и дополнительных доходов;
3) производства продукции;
4) операционных затрат;
5) транспортных расходов;
6) прочих доходов и расходов;
7) денежных средств, финансовых вложений;
8) расчетов и задолженности;
9) внеоборотных активов, МПЗ, капитала, резервов
Блок № 4. Порядок операций управленческого учета по закрытию месяца
Блок № 5. Порядок формирования управленческой отчетности
Блок № 6. Порядок корректировки, исправления данных управленческого учета
Рис. 2. Модель стандарта ведения управленческого учета и управленческой отчетности с использованием автоматизированных систем: УУ — управленческий учет; ФУ — финансовый учет; МПЗ — материально-производственные запасы
N Ы N
N О
(Л
N
существует. Большую часть операций внутри компании все же выполняют люди с собственными интересами. Поэтому ключевым фактором успеха становится качество работы персонала, а также организация бизнес-процессов, понимание каждым сотрудником корпоративных целей и полномочий для достижения общих результатов.
Традиционная должностная инструкция предписывает исполнение функций, в то время как на современном предприятии в условиях постоянных изменений планирование работ, в том числе каждого сотрудника, выполняется в разрезе целей по проектам и процессам. Например, два специалиста одного отдела могут быть участниками разных процессов, а два сотрудника разных уровней подчинения могут выполнять в процессе одни и те же действия. Должностная инструкция в ее нынешнем понимании является скорее репрессивным, чем мотивирующим, инструментом. Поэтому в автоматизированной системе лучше создавать не должностные, а краткие персональные ролевые инструкции для каждого сотрудника — бизнес-роли, отражающие его должностные обязанности, через исполняемые им в данный момент роли и возникающую ответственность за конкретные элементы предметной области.
В автоматизированной системе можно выделить следующие бизнес-роли: экономист, финансист, специалист по инвестиционному планированию, бухгалтер, специалист по производству, специалист по коммерции, ответственное лицо ЦФО, программист и т. д. За каждой бизнес-ролью необходимо закрепить конкретную организационную единицу. Например, за бизнес-роль «экономист» отвечает планово-бюджетный отдел, за бизнес-роль «специалист по коммерции» — управление продаж.
Также за каждой бизнес-ролью должны быть закреплены определенные должностные обязанности, определяющие ответственность за конкретные элементы процесса.
Например, бизнес-роль «экономист» отвечает:
— за контроль за корректностью и полнотой ведения управленческого учета всеми участниками процесса в единой автоматизированной системе;
— за проверку, корректировку и актуализацию управленческого учета в соответствии с требованиями бизнеса;
— за закрытие управленческого учета в автоматизированной системе по итогам отчетного периода;
— за формирование управленческой отчетности, контроль за достоверностью, нейтральностью и полнотой формирования управленческой отчетности всеми участниками процесса;
— за проверку, корректировку и актуализацию управленческой отчетности в соответствии с требованиями бизнеса.
Рассмотрим содержание блока № 2 «Организация управленческого учета компании» модели Стандарта, а именно требования к ведению управленческого учета.
Ведение управленческого учета и формирование управленческой отчетности целесообразно осуществлять на основе Учетной политики компании в целях управленческого учета, а также на основе требований к ведению управленческого учета по участкам учета, которые соответствуют принципам и финансового учета:
1) принципу достоверности, который устанавливает правило отражения данных и совершения записей в управленческом учете на основании первичных документов бухгалтерского финансового учета, использования метода начисления.
Метод начисления состоит в допущении временной определенности фактов хозяйственной деятельности, которые относятся в учете к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления и выплаты денежных средств, связанных с ними, а также независимо от времени поступления подлинников первичных учетных документов;
2) требованию полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности, релевантных целям принятия управленческих решений и формирования управленческой отчетности.
Если в бухгалтерском финансовом учете нет детализации каких-либо фактов хозяйственной деятельности, то в управленческом учете должны вводиться дополнительные аналитические регистры, заполняемые из данных производственного, оперативного учета, а также из управленческого документооборота.
Например, в управленческом учете объем реализации предполагается отражать не только в стоимостных, но и в натуральных единицах (штуках, тоннах, центнерах и т. д.), и возникает проблема, где взять эти данные, потому что в финансовом учете нет необходимости в такой детализации. Поэтому эти показатели можно выделить только из данных учета реализации;
3) требованию релевантности отражения данных учета целям принятия управленческих решений и формирования управленческой отчетности.
Если в бухгалтерском финансовом учете отражаются какие-либо факты хозяйственной деятельности, не релевантные целям принятия управленческих решений и формирования управленческой отчетности, то в управленческом учете соответствующие аналитические регистры допускается обобщать, группировать по соответствующим признакам;
4) требованию своевременности отражения данных хозяйственной деятельности предприятия.
Своевременное отражение данных управленческого учета обеспечивается соблюдением установленных графиков документооборота и регламентных операций закрытия отчетного периода, своевременным отражением данных в финансовом учете. Если данные первичных документов не могут быть получены до срока закрытия отчетного периода, то в управленческом учете одновременно с финансовым учетом допускается начисление расходов отчетного периода на основании документов начисления (документов специального учета). При поступлении таких первичных документов эти расходы отражаются в следующих отчетных периодах в фактическом объеме и одновременно сторнируются операции по расходам, начисленным ранее;
5) требованию осмотрительности, готовности в условиях неопределенности скорее признать в учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов;
6) требованию непротиворечивости. На последний день календарного месяца должны обеспечиваться тождества:
— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам;
— тождество данных управленческого учета по оборотам и остаткам на счетах и субсчетах, если предусмотрено их использование, соответствующим данным финансового учета, в однотипных аналитических регистрах;
7) требованию рациональности. Управленческий учет должен вестись на основании данных финансового и оперативного учета, с выбором и группировкой объектов управленческого учета, дополнительных аналитических позиций на условиях существенности, необходимости и достаточности для целей управленческого учета и отчетности.
Далее в модели Стандарта предусмотрена процедура установления соответствия учетных политик управленческого учета и финансового учета.
Рассмотрим основные требования к формированию учетных политик управленческого и финансового учета:
• ведение обособленного управленческого учета не допускается. В связи с этим ведение финансового учета организуется, в том числе, под требования формирования управленческой отчетности. С другой стороны, учетная политика, способы и методы ведения управленческого учета не должны противоречить финансовому учету. Учетная политика в целях управленческого учета должна соответствовать учетной политике в целях финансового учета;
• отступления способов ведения управленческого учета от ведения финансового учета, которые допускаются для целей управленческой отчетности, должны быть описаны в учетной политике управленческого учета;
• отклонения данных управленческого учета от финансового («управленческие разницы») в отчетном периоде рассчитываются на основании данных бухгалтерского финансового и оперативного учета. Данные «управленческих разниц» должны фиксироваться на отдельных регистрах управленческого учета, обеспечивая сопоставимость результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопоставимость данных управленческого учета по оборотам и остаткам на счетах и субсчетах соответствующим данным финансового учета, в однотипных аналитических регистрах;
• достоверность управленческого учета определяется последовательным применением в финансовом и управленческом учете единых правил признания выручки и других доходов, финансового результата, правил признания, учета и способов оценки активов и источников их формирования, способов списания активов и обязательств, закрепленных в учетных политиках. Произвольная трактовка условий возникновения активов и обязательств не допускается;
• если при ведении управленческого учета имеется неопределенность в отношении событий и условий при отражении в учете фактов хозяйственной деятельности или по конкретному вопросу не установлены способы ведения управленческого учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из учетной политики и положений по финансовому учету. В связи с этим в зависимости от существенности должны приниматься решения по раскрытию информации:
— в управленческой отчетности;
— в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этапы формирования учетной политики
компании в целях управления ее бизнесом аналогичны этапам формирования учетной политики финансового учета и регламентируются документами, по содержанию аналогичным документам бухгалтерского (финансового) учета.
Однако имеется значительное различие в статусе этих документов, определяемое различи-
ем пользователей бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности (табл. 2).
Таким образом, учетная политика финансового учета регламентируется прежде всего общепринятыми стандартами ведения учета. Для целей же управленческого учета компания разрабатывает пакет внутрифирменных стандартов ведения учета в той детализации, которая требуется для развития и контроля за деятельностью бизнеса.
Рассмотрим виды документов, регламентирующих управленческую учетную политику (табл. 3).
Следовательно, все документы управленческого учета можно систематизировать согласно данной классификации.
Далее рассмотрим, как формируется план счетов управленческого учета и в чем особенности его формирования в отличие от плана счетов для целей финансового учета.
Управленческий план счетов — это инструмент для регистрации информации, которую в дальнейшем необходимо отслеживать, контролировать, анализировать в целях управления. Рабочий План счетов управленческого учета должен создаваться на основе рабочего Плана счетов финансового учета с теми же синтетическими счетами.
В целях управленческого учета допускаются отклонения от Плана счетов финансового учета в части:
— добавления, замены субконто — аналитик управленческого учета на счетах и субсчетах;
Таблица 2
Особенности формирования учетных политик финансового и управленческого учета и отчетности компании
Область сравнения Финансовый учет и отчетность Управленческий учет и отчетность Пояснение
Стандартизация регламента учета и отчетности Общепринятые внешние стандарты (в России это в первую очередь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)) Внутрифирменные стандарты Влияние на объем и требования, предъявляемые к учетным политикам финансового и управленческого учета
Цели учетной политики Выбрать и документально закрепить один из допускаемых общепринятыми стандартами способ ведения учета Принимается во внимание наилучший мировой опыт, отраженный в Международных стандартах финансовой отчетности, и опыт самих разработчиков СУУ применительно к особенностям бизнеса конкретной компании Системы управленческого учета не могут ограничиваться выбором наиболее приемлемых для компании альтернатив из допускаемых российскими ПБУ и иными нормативными документами
Таблица 3
Документы, регламентирующие управленческую учетную политику
Вид документов Пояснение Пример
Методические документы Руководства, детально раскрывающие учетную политику, носят обучающий характер и подробно характеризуют операции, описывающие хозяйственные процессы Положения и инструкции по ведению управленческого учета, рабочий план счетов управленческого учета
Нормативно- справочные документы Определяют требования к группировке однородных элементов информации Система справочников и аналитических позиций учета товаров и услуг, структура и состав доходных и затратных статей
Регламентные документы Описывают регламенты, процедуры, определяют бизнес-процессы. Регламентируется весь учетный процесс с назначением ответственных (с определением их функций, прав и обязанностей). Описывается последовательность действий в нестандартных ситуациях. Устанавливают порядок по приему, передаче и хранению первичной и отчетной документации. Определяются ее основные характеристики Методики по порядку документооборота при ведении управленческого учета, альбомы унифицированных форм учетных и отчетных документов
— отказа от ведения субконто — аналитик финансового учета на счетах и субсчетах;
— ведения учета в целом по синтетическому счету, без субсчетов;
— введения субсчетов на том же синтетическом счете финансового учета;
— введения дополнительных забалансовых счетов управленческого учета;
— отказа от ведения определенных забалансовых счетов финансового учета.
Для организации аналитических разрезов управленческого учета предлагается вести субконто: «ЦФО», «Объекты управления», «Объекты управления управленческого учета», «Направления доходов», «Статьи затрат», «Расходы будущих периодов», «Прочие доходы и расходы», «Статьи движений денежных средств», «Номенклатурные группы», «Номенклатура», «Виды транспорта», «Проекты», «Контрагенты управленческого учета», «Контрагенты», «Договоры» и др.
Незаполненных, пустых аналитических счетов, субконто в данных при ведении управленческого учета, как правило, быть не должно. Допускается заполнение аналитик регламентными операциями, когда аналитики впоследствии заполняются автоматически по определенным правилам соответствия синтетическим счетам и другим аналитическим счетам.
Проведем сопоставление рабочего Плана счетов управленческого и финансового учета
(табл. 4), чтобы наглядно показать отличительные особенности их формирования.
Таким образом, мы видим, что принцип организации учета по счету 07 «Оборудование к установке» в Плане счетов управленческого учета отличается от Плана счетов финансового учета тем, что учет ведется в целом по синтетическому учету, без выделения субсчетов и также упрощена организация учета по субконто. По счету 20 же, наоборот, в финансовом учете ведение учета организовано с меньшей детализацией по субконто, чем в управленческом учете.
В целях корректности и рациональности ведения управленческого учета должны соблюдаться правила соответствия между различными аналитическими счетами в записях хозяйственных операций для обеспечения достоверности, логической связности и непротиворечивости управленческого учета.
Рассмотрим на примере табл. 5 правила соответствия типов объектов управления финансового и управленческого учета.
При сравнении финансового и управленческого учета было выявлено как соответствие между различными аналитиками в записях хозяйственных операций, так и их различие, обусловленное правилами ведения управленческого учета.
Взаимосвязи аналитических счетов на различных синтетических счетах по правилам соответствий обеспечивают получение необхо-
Таблица 4
Отличительные особенности формирования рабочего Плана счетов управленческого и финансового учета
Наименование показателя План счетов финансового учета План счетов управленческого учета
Счет 07 «Оборудование к установке»
Наличие субсчетов Субсчет 01 «Оборудование к установке». Субсчет 02 «Оборудование, переданное подрядчику». Субсчет 03 «Приобретение оборудования». Субсчет 04 «Оборудование в пути» Отсутствуют
Субконто 1 Номенклатура (по всем субсчетам счета 07) Объекты управления (например, магазин, мойка, склад сопутствующих товаров и т. д.).
Субконто 2 Аналитические счета: к субсчету 01 «Объекты управления»; к субсчету 02 «Объекты капитальных вложений»; к субсчету 03 «Структура стоимости активов»; к субсчету 04 «Объекты управления» Проекты (например, реконструкция магазина, строительство мойки и т. д.).
Субконто 3 Аналитические счета: ЦФО (например, логистика, розничная
к субсчету 01 — отсутствует; к субсчету 02 — отсутствует; к субсчету 03 «Объекты управления»; к субсчету 04 «Контрагенты» торговля, имущество и т. д.
Субконто 4 Отсутствует Номенклатура (вид оборудования)
Счет 20 «Основное производство»
Наличие субсчетов Отсутствуют Отсутствуют
Субконто 1 Номенклатурные группы Объекты управления
Субконто 2 Объекты управления Статьи затрат
Субконто 3 Статьи затрат ЦФО
Субконто 4 Отсутствует Номенклатурные группы
Таблица 5
Правила соответствия типов объектов управления финансового и управленческого учета
Тип объекта управления Финансовый учет Управленческий учет
Объекты управления основного бизнеса Объект транзитной реализации Объект транзитной реализации
Объект розничной реализации Объект розничной реализации
Объект розничной реализации сторонних контрагентов Косвенные, т. е. распределяемые
Объект розничной реализации других предприятий, входящих в состав холдинга Косвенные, т. е. распределяемые
Объекты управления сопутствующего бизнеса Магазин Магазин
Станция технического обслуживания, мойка Станция технического обслуживания, мойка
Объекты управления для производства Объект «Производство» Объект «Производство»
Объекты управления для хранения товаров (продукции) Склад сопутствующих товаров Склад сопутствующих товаров
Склад товаров в пути Объект «Производство» (соответствующий складу товаров в пути)
Склад товаров в пути Склад сопутствующих товаров (соответствующий складу товаров в пути)
Прочий склад товарно-материальных ценностей Косвенные, т. е. распределяемые
Окончание табл. 5
Тип объекта управления Финансовый учет Управленческий учет
Объекты управления для перевозки товаров (продукции) Грузовой автотранспорт для основного бизнеса Грузовой автотранспорт для основного бизнеса
Грузовой транспорт для сопутствующего бизнеса Легковой/грузовой транспорт для сопутствующего бизнеса
Специальная техника, легковой транспорт, прочий производственный транспорт Косвенные (в том числе легковой транспорт административно-управленческого персонала), кроме легкового транспорта для сопутствующего бизнеса
Коммерческая служба Коммерческая служба
Объекты управления прочие Административно-управленческий персонал Косвенные, т. е. распределяемые
Управление капитального строительства Управление капитального строительства
Косвенные Косвенные, т. е. распределяемые
В финансовом учете не используется Регион
В финансовом учете не используется Предприятие
димых и дополнительных, в том числе сквозных, аналитических разрезов управленческого учета по хозяйственным операциям.
Рассмотрим на примере нескольких субконто (табл. 6), как они отражаются на счетах определенной группы, и взаимосвязи с другими субконто.
Отражение субконто на с1
Увязка субконто на различных счетах необходима для обеспечения логической последовательности и правильности ведения управленческого учета.
В блоке № 2 «Организация управленческого учета компании» также предусмотрены процедуры по созданию справочников и аналитических счетов управленческого учета.
Таблица 6
1х и взаимосвязи субконто
Наименование субконто Группа счетов, использующих субконто Взаимосвязь с другими субконто и аналитическими счетами
ЦФО — аналитика по зонам ответственности ЦФО Счет учета оборудования к установке (счет 07). Счет учета вложений во внеоборотные активы (счет 08) Счета учета затрат (счета 20, 23, 26, 29, 44). Счета учета движения денежных средств (счета 50, 51, 55, 52). Счет учета прочих доходов и расходов (счет 91) Направление доходов. Вид бизнеса. Статьи затрат. Прочие доходы и расходы, Статьи движения денежных средств
Объекты управления финансового учета — аналитика в разрезе объектов управления Счет учета оборудования к установке (счет 07). Счета учета основных средств, нематериальных активов и их амортизации (счета 01, 02, 04, 05). Счет учета вложений во внеоборотные активы (счет 08). Счета учета товарно-материальных ценностей (счета 10, 41, 45) и счет учета резервов под снижение стоимости товарно-материальных ценностей (счет 14); Счета учета затрат (счета 20, 23, 26, 29, 44). Счет учета расчетов по налогу на доходы физических лиц (счет 68). Счет учета продаж (счет 90). Счет учета прочих доходов и расходов (счет 91) Тип объекта управления финансового учета. Объекты управления управленческого учета. Регион.
Направления доходов — аналитика продаж в разрезе статей выручки Счет учета продаж (счет 90) Тип договора. Вид бизнеса. Канал продаж. Тип объекта управления финансового учета. Номенклатурные группы. Вид номенклатурной группы. Базис. ЦФО. Номенклатура (услуги)
Окончание табл. 6
Наименование субконто Группа счетов, использующих субконто Взаимосвязь с другими субконто и аналитическими счетами
Статьи затрат —. аналитика расходов и остатков незавершенного производства в разрезе статей затрат Счета учета затрат (счета 20, 23, 26, 29, 44) ЦФО. Статьи движения денежных средств
Номенклатура — аналитика товаров, оказания услуг Счета учета товаров (счета 41, 45). Счет учета оборудования к установке (счет 07). Счет учета материалов (счет 10) Номенклатурные группы. Единицы измерения
При вводе первичных документов в учетные системы должны быть заполнены все предусмотренные аналитические регистры управленческого учета, которые определяются реквизитами первичных документов, предоставляемых ответственными лицами ЦФО специалистам, ведущим финансовый и управленческий учет компании. Планируемые доходы и расходы по ЦФО в разрезе аналитик управленческого учета должны быть сопоставимы с фактическими данными (по ЦФО, по статьям затрат и т. д.).
Ответственность за классификацию объектов управления, ЦФО, контрагентов, видов хозяйственных операций, направлений доходов, статей расходов, прочих доходов и расходов, проектов и других данных лежит на ответственном лице ЦФО, предоставляющем документ, и бухгалтере, принимающем документ.
В документообороте организации должен быть организован порядок заполнения реквизитов первичных документов по требованиям финансового, налогового и управленческого учета. С целью заполнения аналитических регистров управленческого учета в документообороте компании рекомендуется вводить сопроводительные листы, в которых ответственные лица ЦФО заполняют реквизиты управленческого учета к прилагаемым первичным документам.
Предлагаем следующий порядок организации справочников и аналитических регистров учетных систем:
• субконто на счетах и субсчетах при ведении учета заполняются из соответствующих справочников, регистров сведений и перечислений и т. п. Элементы справочников должны быть структурированы, т. е. располагаться
только в папках, каталогах и подкаталогах справочника;
• рекомендуется выделять уровни справочников в зависимости от зоны ответственности за их ведение и прав на изменение справочников. Необходимо соблюдать единство справочников и аналитических регистров, правил соответствия для всех структурных единиц своего уровня и ниже;
• в справочниках элементы будут располагаться только в предусмотренных папках и каталогах. Отдельных элементов в корневом каталоге справочника вне папок и каталогов быть не должно. Не допускается наименовать новые элементы названиями, одинаковыми с названиями существующих;
• для контроля за ведением и изменением справочников каждого уровня необходимо назначить ответственных лиц из специалистов структурных подразделений, ответственных за методологию финансового и управленческого учета.
Порядок унификации справочников и аналитических регистров состоит в следующем.
• Используемые в различных учетных системах справочники, планы счетов, регистры сведений для субконто управленческого учета должны быть унифицированы для сквозного отражения данных управленческого учета в системах оперативного учета, финансового учета, системах бюджетирования, управленческой отчетности.
• Унификация реализуется внедрением в функционалы учетных систем единых справочников, регистров сведений и планов счетов.
• Интеграция справочников между учетными
системами производится в случаях, когда в одной из них справочнику требуется обоснованное расширение. Реализуется методом добавления в реквизиты расширенного справочника реквизитов аналогичного справочника в других учетных системах. Основным блоком в модели Стандарта является блок № 3 «Порядок ведения управленческого учета».
В этом блоке предлагаем механизм ведения управленческого учета: движения товаров, выручки и дополнительных доходов, операционных затрат, транспортных расходов, прочих доходов и расходов, денежных средств и финансовых вложений, расчетов и задолженности, внеоборотных активов, материально-производственных запасов, капитала и резервов в условиях автоматизации учетного процесса с интеграцией программных продуктов всех бизнес-процессов.
Требуется определить, в каких аналитических разрезах необходимо вести управленческий учет, обозначить соответствие объектов управления, номенклатурных групп субсчетам конкретных счетов и типовым проводкам и т. д.
Таким образом, в едином стандарте должны быть описаны максимально полно все процессы, происходящие на предприятии.
Раскрытие методики ведения управленческого учета будет представлено в отдельной статье.
Блок № 4 «Порядок операций управленческого учета по закрытию месяца» модели Стандарта включает разработку и включение в документооборот регламента быстрого закрытия месяца, с учетом особенностей организации производства, логистики, продаж, финансового и других видов учета. Все участники процесса ведения управленческого учета выполняют необходимый перечень операций в учетных системах по формированию итогов месяца, совместно взаимодействуют в рамках регламента быстрого закрытия при решении проблем.
Блок № 5 «Порядок формирования управленческой отчетности» модели Стандарта включает:
— содержание основных форм управленческой отчетности;
— основные требования к формированию управленческой отчетности;
—установление порядка работ при запуске процесса формирования управленческой отчетности;
— разработку последовательности по заполнению форм управленческой отчетности в автоматизированной системе.
В блоке № 6 «Порядок корректировки, исправления данных управленческого учета» модели Стандарта предлагаются процедуры по уточнению данных в учете по сумме хозяйственной операции, по количеству товара. Корректировки данных возможны при предоставлении оригиналов документов после отражения в управленческом учете операций по документам предварительного начисления, уточнения данных от контрагента (поставщика, покупателя, дебитора и кредитора), уточнения информации по зачислению налогов, затрат на оплату труда и т. д., в том числе при изменении законодательства в текущем периоде.
В данном блоке необходимо описать порядок исправления данных в управленческом учете, обозначить уровень существенности исправления данных и определить порядок изменения данных управленческого учета в отчетных периодах.
Завершая процесс описания в общем виде модели Стандарта, можно сказать, что с первого взгляда внедрение единого Стандарта кажется весьма трудоемким процессом, требующим мобилизации всех внутренних резервов предприятия, но эффект от его внедрения, заключающийся в построении результативной системы управления бизнесом, перекроет все затраты на его разработку.
Список литературы
1. Гундарев В. А. Выбор стандарта ведения управленческого учета // Экономика и жизнь. 2006. № 8.
2. Молвинский А. Как разработать и внедрить систему управленческого учета на предприятии // Финансы: стратегия и тактика. 2003. № 5.
3. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в редакции от 08.11.2010).
4. Полозов А. Б. Синхронизация управленческого и финансового учета // Корпоративная отчетность. Международные стандарты. 2010. № 9.
5.Сафаров А., Бабенкова Т. Учет в управленческих целях: некоторые особенности // Управленческий учет. 2006. № 5.