Научная статья на тему 'Роль библиотеки в современном информационном пространстве'

Роль библиотеки в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3158
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное пространство / современная библиотека / электронные ресурсы / информационно-коммуникационные технологии / інформаційний простір / сучасна бібліотека / електронні ресурси / інформаційно- комунікативні технології

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Древетняк Е. В.

Статья посвящена влиянию современного информационного пространства на библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации. Инновационные технологии в библиотечной сфере выходят на передний план информационных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Роль бібліотеки у сучасному інформаційному просторі

Стаття присвячена впливу сучасного інформаційного простору на бібліотеки. Бібліотека стає повноправним суб’єктом інформаційного простору. Бібліотека активно приймає участь в оцінці, інтерпретації та фільтрації інформації, у встановленні певних зв’язків між інформаційними масивами широкого спектру джерел знання та соціально значущої інформації. Інформаційні технології в бібліотечній сфері виходять на передній план інформаційно-комунікаційних технологій.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки в современном информационном пространстве»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65), 2013. № 3, с. 101-106.

УДК 024:025.4, 036:007

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Древетняк Е. В.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: [email protected]

Статья посвящена влиянию современного информационного пространства на библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации. Инновационные технологии в библиотечной сфере выходят на передний план информационных реформ.

Ключевые слова: информационное пространство, современная библиотека, электронные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии

Предметом являются библиотеки в современном информационном пространстве.

Цель исследования: выявить место библиотеки в современном информационном пространстве. Попробуем определить, каким является оно по сути, на современном уровне. Информационное пространство - это сконструированная реальность, то есть продукт человеческой культуры.

Материальную основу информационного пространства составляют информационные ресурсы: базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, информационные продукты и услуги, библиотеки, музеи и прочее. В информационно-телекоммуникационной инфраструктуре действует система массовой информации, средства связи, информатизации и телекоммуникации, система защиты информации. Все это функционирует для обеспечения идеальной составляющей информационного пространства, движения и развития смыслов и значений, созданных человеческим сознанием. В систему информационного пространства включены новейшие коммуникационные технические достижения, созданы новые средства тиражирования и транспортировки информации, обеспечивающие непрерывность и развертывание информационного пространства.

Появление электронных носителей информации вызвало к жизни новые способы хранения, обработки и распространения информации, иной среды обитания текста [10]. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.

С появлением компьютерной техники возникли новые способы обмена информацией. Информационный обмен стал носить характер диалога и полилога.

Новые средства информационного обмена позволили преодолеть дискретность информационного пространства.

Эра сетевых технологий пришла на смену эре компьютеров. Современная технологическая революция устанавливает связь между мега-серверами, на которых хранится огромная масса информации. И множеством переносных и стационарных приборов, подключенных к сети, которые обрабатывают эту информацию. Сеть «Интернет» стала не только средством коммуникации, но и средой, в которой создается интерактивная сеть мирового общения.

Основная отличительная черта современного информационного пространства заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ социально значимой информации в любом месте в любое время. В результате удешевления доступа к Интернету сетевые информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности Интернета, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещается в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи.

Возможность доступа к информации, казалось бы, существенно снижает роль посредников в системе документных коммуникаций. Однако по мере насыщения информационного пространства все новыми и новыми самостоятельными информационными объектами оно, по существу, начинает представлять собой множество плохо связанных между собой фрагментов. В этой ситуации поиск информации (фактографии, смыслографии) или отдельного документа становится все труднее и труднее.

Современное информационное пространство характеризуется

неконтролируемыми и перенасыщенными информационными потоками, в том числе сомнительного и даже деструктивного свойства. Иллюзорная возможность получения готового ответа на любой вопрос снижает интерес и способность к самостоятельной мыслительной деятельности. Люди становятся все более эрудированными, но все менее мыслящими. Следует отметить, что в этих условиях возрастает угроза манипулирования общественным сознанием [8, с. 7].

Информационное пространство - это не только и не столько технологическая база, представленная рассредоточенным по всему земному шару компьютерно-телекоммуникационным оборудованием, каналами связи, средствами доступа к данным и самими данными. Это, прежде всего, система отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций

Кроме того, сама по себе технология не может гарантировать максимально широкий и свободный доступ к глобальным информационным сетям.

Сегодня мир стоит на пороге четвертой информационной революции -перехода от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и непосредственному обмену знанием в киберпространстве на основе создаваемых метабаз, что со временем может привести к возникновению так называемого искусственного интеллекта.

102

В новом обществе сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. «Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью» [9, с. 494].

Происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени влияют на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию персонала и библиотечных технологий, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.

Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные и знаниевые потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни [7, с. 74].

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства [5, с. 30]. Она собирает и хранит документированную информацию и знание, участвует в формировании документального потока и проводит его аналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оценивает информационно-знаниевые ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов.

Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации [2, с. 14].

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя. Для удовлетворения информационных, образовательных, культурных потребностей своих пользователей библиотека делает доступными документированные знания и информацию не только хранящиеся в ее фонде или на жестких дисках ее серверов [3, с. 147].

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает

электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами [3, с. 148]. Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки - залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института - института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума) [4, с. 33]. Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т. е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов» [4, с. 35].

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Меняется техника работы современной библиотеки: она превращается в сложную автоматизированную систему. Обязательными условиями ее функционирования становятся модернизация и информатизация, привлечение специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники.

104

Трансформации подверглась и библиотечная профессия. Современный библиотечный специалист должен обладать знаниями и навыками в области информатики, лингвистики и менеджмента знаний, хорошо владеть информационно-коммуникационными технологиями. Библиотекари все больше заняты оценкой, интерпретацией и фильтрацией информации, установлением определенных связей между информационными массивами, которые иногда даже не имеют отношения к данной библиотеке, чтобы обеспечить гипертекстуальный доступ к широкому спектру информационных носителей для различных типов пользователей. От библиотекаря требуется владение навыками вести диалог, вступать в дискуссию [6, с. 33]. Актуальным становится создание системы непрерывного библиотечного образования.

Таким образом, современная библиотека - это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями.

Список литературы

1. Алимаева, О.И. Библиотека в современном образовательном пространстве // Современная библиотека: традиции и инновации : сб. науч. тр. - Саратов, 2005. - С. 33; Омаров, К.О. К развитию поликультурной образовательной деятельности библиотек // Библиотековедение. - 2006. - № 1. - С. 26-31.

2. Армс, В. Электронные библиотеки. - Люберцы, 2002. - С. 14.

3. Багрова. И.Ю. Есть ли у библиотеки будущее в XXI веке // Библиотековедение. - 1999. - № 1. - С. 147-151.

4. Бубекина, Н.В. Размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. -2000. - № 5. - С. 33-35.

5. Бургер, И.П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества : дис. ...канд. пед. наук : 05.25.03. - Новосибирск, 2001. - С. 30.

6. Головко, С.И. Социально-культурные функции библиотечной профессии // Библиотековедение. -2004. - № 6. - С. 33.

7. Ершова, Т.В. Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе // Научные и технические библиотеки. - 1999. - № 1. - С. 74.

8. Игнатьев, В.И. Информационное общество как объект социологической теории // Социально-гуманитарные исследования : сб. науч. тр. - Новосибирск, 2001. - С. 7.

9. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1990. - С. 494.

10. Лещинская, В.В. Перспективы развития библиотек в информационном обществе XXI века [Электронный ресурс]. // Режим доступа : www.conf.cpic.ru/upload/eva2004/reports/doklad 325.doc/.

Древетняк О.В. Роль бiблiотеки у сучасному шформацшному npocTopi / О. В. Древетняк //

Вчеш записки Тавршського нацiонального ушверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серiя : Фiлософiя. Культуролопя. Полiтологiя. Соцюлопя. - 2013. - Т. 24 (65), - № 3. - С. 101-106.

Стаття присвячена впливу сучасного шформацшного простору на бiблiотеки. Бiблiотека стае повноправним суб'ектом шформацшного простору. Бiблiотека активно приймае участь в оцшщ, iнтерпретацiï та фшьтрацп iнформацiï, у встановленнi певних зв'язкш мiж шформацшними масивами широкого спектру джерел знання та соцiально значущоï iнформацiï. Iнформацiйнi технологiï в бiблiотечнiй сферi виходять на переднiй план шформацшно-комушкацшних технологш. KnwHoei слова: шформацшний простiр, сучасна бiблiотека, електроннi ресурси, шформацшно-комунiкативнi технологiï.

Drevetniak O. V. Role of libraries in modern information space / O. V. Drevetniak // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series : Philosophy. Culturology. Political Science. Sociology. - 2013. - Vol. 24 (65), - No 3. - P. 101-106.

The article is devoted to the up-to-date information space influence on libraries. Library has become a competent entity of the information space. Library takes an active part in estimating , interpretating and filtering the information , in the establishment of certain links between information arrays in order to provide users' access to the wide range of the sources of knowledge and socially significant information. Innovative technologies in the library field come to the foreground of information reforms.

Key words: information space, up-to-date library, electronic resources, information communicative technologies.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.