Библиотековедение
УДК 021:004:316.77 ББК 78.377+78.6
DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-39-45
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Р. И. Мамина, Е. В. Пирайнен, 2016
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Рассматривается роль библиотеки в формировании современного информационного пространства. В этой связи проанализировано понятие информационного пространства, его структура и функции, а также специфика информационного пространства современной библиотеки как важной составляющей единого целого. Выделены основные компоненты инфосферы библиотеки, в качестве которых сегодня выступают рукописи, книги и другие печатные издания, а также все виды электронных носителей информации. Показано, что внедрение новых и новейших информационных технологий в деятельность библиотеки не только расширило сферу предоставляемых ею услуг и существенно укрепило позиции библиотеки как современного культурного и социального института, но и упрочило ее значение как неотъемлемой составляющей единого мирового информационного пространства.
Ключевые слова: библиотека, информационное пространство, информационная революция, информационно-коммуникативные технологии, печатная книга, электронная книга, инфокоммуникативная среда, «большие данные», датификация.
Для цитирования: Мамина Р. И., Пирайнен Е. В. Роль и значение библиотеки в современном информационном пространстве // Библиосфера. 2016. № 4. С. 39-45. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-39-45.
The role and importance of libraries in the modern information space R. I. Mamina, E. V. Pirainen
Saint Petersburg State Electro-technical University «LETI», Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
The article objective is to show the library role and importance in shaping the information space. The analysis has shown that:
• information space of the library fully reflects the basic properties and intrinsic characteristics of the information space, its specifics is defined by peculiarities of the library activity;
• introduction of innovative technologies in the library activity has significantly diversified the scope of its services and increased its relevance in the community, at present the library is a multi-functional cultural-social institution;
• libraries mission both on the level of social memory and the educational level is constantly growing. In the context of globalization and information boom electronic information carriers neither refuse nor destroy a printed book as an outdated information structure for today. They successfully coexist along with the book, complementing each other, giving readers the freedom of choice and ability to obtain information and knowledge depending on their preferences;
• in the modern era of digital technologies and big data a temporary library has one more important mission provisionally called the datafication one, it is reflected in the fact that after digitizing the text, the use of technologies for big data gives an opportunity the library to reach a new level of getting and processing information;
• in general, under new conditions a library as a socio-cultural institution not just strengthens its status, but also acts as an integral part of a single global information space.
Keywords: library, information space, informational revolution, information-communication technologies, book, e-book, information-communication space, «big data», datafication.
Citation: Mamina R. I., Pirainen E. V. The role and importance of libraries in the modern information space // Bibliosphere. 2016. № 4. P. 39-45. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-39-45.
В декабре официально закончился «Год литературы в России - 2015» и продолжил свое шествие под девизом: «Год литературы -2016». Лекции, встречи, презентации, поэтические вечера и другие многочисленные мероприятия запланированы и успешно проходят по всей стране. Уже
опубликован шорт-лист международной Букеровской премии этого года; продолжается прием работ на фестиваль литературного творчества «Глагол»; объявлены результаты 10-го Литературного конкурса «Короткое детское произведение»; в инстаграме запущен и работает в активном режиме литературный
видеокалендарь «#365книг», где выкладываются короткие ролики с участием победителей чемпионатов по чтению вслух «Страница 16» и «Открой рот».
Следует сказать и о больших планах Национальной электронной библиотеки на 2016 год. В частности, Национальная электронная библиотека (НЭБ) приглашает всех желающих принять участие в обсуждении литературных произведений, отобранных для оцифровки. Предполагается, что в течение года еще 11 тысяч книг будут оцифрованы специально для НЭБ, что расширит границы информационного пространства современной библиотеки, а также значительно повысит возможности многомиллионной читательской аудитории. Однако информационное пространство НЭБ - это не только постоянно растущие возможности удовлетворения наших литературных интересов.
Презентация портала Национальной электронной библиотеки состоялась в январе 2015 г. Национальная электронная библиотека - проект Российской государственной библиотеки, призванный предоставить доступ к оцифрованным документам, размещенным в архиве, а также обеспечить возможность сбора, архивации и описания электронных документов со свободным доступом через интернет. Именно НЭБ сегодня ассоциируется в глазах общественного мнения с образом современной библиотеки, поскольку ее формы работы с читателем, ее деятельность и планы на будущее во многом отражают специфику информационной эпохи.
Открытие первой Национальной электронной библиотеки - это еще один важный шаг на пути формирования единого информационного пространства России как части мирового информационного пространства.
Информационное пространство, его структура и функции
Информационное пространство не существует само по себе, оно является важной составляющей социального пространства, поэтому в первую очередь рассмотрим понятие «социальное пространство».
Автором и разработчиком категории «социальное пространство» является известный французский ученый, социолог Пьер Бурдье. Он рассматривает «социальное пространство» как форму, выражающую определенные отношения, которые проявляются как способы координации между состояниями предметов исследования. Содержанием данной формы выступают изучаемые социальные явления и процессы, характер которых и определяет основные свойства социального пространства. «Социальное пространство» конструируется каждый раз как форма выражения и обобщения имеющейся эмпирической информации. В каждом конкретном случае оно может быть и одномерным, и многомерным пространством с любым числом измерений, поскольку используется для описания взаимосвязей различного рода социологических
величин, характеризующих социальные явления. В социологии П. Бурдье «социальное пространство» есть, прежде всего, структура социальных позиций. Социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики <...> и через них влияют на изменение социальной структуры» [1].
В дальнейшем теория социального пространства получила свое продолжение и развитие в работах М. Кастьельса [5] и других известных ученых, занимающихся проблемами общественного развития. Однако именно П. Бурдье первым увидел социальное пространство как совокупность других взаимосвязанных и взаимозависимых пространств или полей (политического, экономического, информационного, коммуникативного и др.), в которых живет и функционирует общество. Являясь компонентами системы, каждое отдельно взятое пространство обладает как конкретными, присущими только данному пространству свойствами, так и свойствами социального пространства, то есть свойствами самой системы.
Таким образом, пространство социума представляет собой сложную систему, состоящую из других взаимосвязанных пространств; особое место в этой системе принадлежит информационному пространству. Сегодня информационное пространство понимают как пространство, сформированное научно-техническим прогрессом и выраженное в развитии средств передачи информации: от книгопечатания, телефона, телеграфа, радио до телевидения, компьютера, Интернета [6].
Главная функция информационного пространства - информативная. Информационное пространство, в свою очередь, в качестве неотъемлемой части социального пространства выполняет в обществе и такие общие функции, как коммуникативная, познавательная, интегрирующая и др., а также ряд системообразующих функций. В частности, в качестве одной из основных системообразующих функций специалисты называют функцию социальной памяти. Эта функция в рамках информационного пространства выражается в необходимости использования новых методов работы с информацией, накопленной за всю историю существования общества. Данная проблема решается с помощью новых информационных технологий, обеспечивающих поиск, обработку и хранение информации. По мере возрастания уровня общественного развития значение информационного пространства, в том числе и с точки зрения выполнения им функции социальной памяти, постоянно возрастает.
Помимо функции социальной памяти, информационное пространство выполняет и другие важные системообразующие функции, например, функцию формирования социальной структуры общества, функцию обеспечения социальных коммуникаций и др. Все функции информационного пространства, отражая различные стороны жизни общества, взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Поэтому уровень развития информационного пространства - это и результат, и одновременно фактор социально-экономического развития общества. Данное обстоятельство, как подчеркивают аналитики, отражает повышение роли не только знаний, но и информационно-коммуникационных технологий в обеспечении развития самого общества в целом и каждой отдельной личности [4]. Новая роль информации в развитии общества определяется революционным характером новой - четвертой - информационной революции.
Четвертая информационная революция и ее последствия для человека и общества
Началом первой информационной революции считается изобретение письменности в Месопотамии (территория современного Ирака) от 5 до 6 тысяч лет тому назад и позднее - в Китае. Вторую революцию относят к периоду примерно с 1300-500 г. до нашей эры и связывают с появлением рукописных книг в Китае, а восемью веками позднее - в Греции (несмотря на то что письменность, по свидетельству историков, появилась в Древней Греции задолго до изобретения книг). Начало третьей информационной революции связывают с изобретением Гутенбергом ручного печатного станка и наборного типографского шрифта (1450-1455 гг.). Благодаря именно этому изобретению появилась возможность массового производства книг и другой печатной продукции.
Началом четвертой информационной революции принято считать появление микрочипов и компьютеров. Однако, например, согласно автору фундаментальных трудов по менеджменту, ставших классикой современного управления, П. Друкеру, которого называют отцом современного менеджмента, наибольшее влияние на эту революция оказали Интернет и е-коммерция. По мнению Друкера, вместе с появлением Интернета и е-коммерции исчезли преграды в виде территориальных и временных расстояний, в результате чего «каждый бизнес должен быть глобально конкурентоспособным, даже если его производственная или сбытовая деятельность направлена на обслуживание местного или регионального рынка. Конкуренция перестает носить местный характер -она больше не знает границ» [3, с. 13].
В то же время специфика последней информационной революции определяется не только процессами глобализации, но и целым рядом других факторов, главным из которых аналитики называют скорость. Именно увеличение скорости обработки информации и быстрота доступа к ней привели к появлению таких процессов и явлений, как: экспоненциальный рост информации, то есть рост информации впрок; приоритетное значение визуального канала восприятия по отношению к аудиальному и вербальному; актуализация клипового мышления и др. Отдельно следует сказать о появлении такого феномена современного информационного пространства, как виртуальное про-
странство, то есть среды максимально приближенной к реальной действительности. Виртуальная реальность, по мнению аналитиков, является одной из наиболее важных качественных отличий последней информационной революции от предыдущих.
Самое заметное влияние информационная революция оказала на нашу повседневную жизнь. Возможности сети практически безграничны. Сегодня через Интернет можно учиться, работать, общаться с друзьями, совершать покупки, продавать ненужные вещи и даже получать консультации врачей. Однако при всей внешней привлекательности сетевых технологий, ученые обращают особое внимание на негативные последствия их влияния на современного человека и общество в целом [8, с. 164-167].
В частности, исследования показали, что чрезмерное увлечение Интернетом ухудшает память и вредит способности концентрировать внимание на одном тексте более тридцати секунд. Ученые нью-йоркского Колумбийского университета (Columbia University) выявили такой новый вид заболевания у постоянных пользователей сети, как снижение интеллектуальной активности, так называемый «Google-эффект» - уверенность, что знания не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии одного клика. Негативное влияние глобальная сеть оказывает не только на отдельного человека, но и на целые сферы общественной жизни. Возьмем, к примеру, сферу образования: педагогические основы современной системы образования отстают от изменений, происходящих в цифровом пространстве. Постепенно утрачиваются некоторые навыки, которые педагоги старались прививать своим ученикам. В частности, в финских начальных школах решено отменить преподавание письма как неактуального предмета, так как все записи ведутся на планшетах. В свою очередь, в библиотечном деле происходит переоценка функциональных обязанностей библиотекаря: например, вместо того чтобы заниматься формированием читательской компетенции, библиотекари сегодня все чаще выступают в роли гидов по разнородной информационной среде современной библиотеки.
Несмотря на эти минусы, компьютеры и Интернет прочно вошли в жизнь общества, и мы уже не мыслим себя вне интернет-пространства, которое насыщает нас все новой и новой информацией. Накопление информации в настоящее время достигло небывалых объемов, и эти объемы постоянно возрастают. Изменение масштабов привело к изменению состояния, то есть количественные изменения привели к качественным. В начале 2000-х гг. в таких науках, как астрономия и геномика, впервые столкнувшихся со всплеском информационных данных, появился термин большие данные. Сегодня феномен больших данных - это одно из самых обсуждаемых явлений в индустрии информационных технологий. По мнению аналитиков, концепция «больших данных», или Big Data, в ближайшее время проникнет во все сферы человеческой жизни.
Специалисты подчеркивают, что в настоящее время для «больших данных» пока еще нет строгого определения. Первоначально идея состояла в том, что объемы информации в мире настолько возросли, что уже фактически не помещаются в памяти компьютера, поэтому потребовались более совершенные технологии обработки данных. Такими технологиями стали, например, модель MapReduce компании Google и ее аналог Hadoop от компании Yahoo и др. Новейшие технологии обработки данных имеют возможность собирать не только огромные массивы информации, но и работать с этими массивами без жесткой иерархии и однородности. В основе «больших данных» лежат прогнозы, которые осуществляются при помощи корреляционного анализа. Полным ходом ведется и «поиск сокровищ», под которым понимают извлечение ценных идей из данных и раскрытие их потенциала на основе корреляции. В ближайшем будущем новым источником ценности станет не мощность компьютерного оборудования, а получаемые им данные и способ их анализа [7, с. 23].
По мнению ученых, главным шагом на пути к «большим данным» стало появление оцифровки -перевода аналоговой информации в информацию, доступную для чтения на компьютерах, что в итоге и способствовало переходу на «большие данные». Однако, оцифровка - это еще не «большие данные». По оценке специалистов, «большие данные» - это переход количества накопленной информации в качество решаемых задач, стоящих перед социумом. «Большие данные» - это растущая способность общества обрабатывать огромные массивы информации, мгновенно их анализировать и получать новую ценную, часто неявную информацию, новые смыслы, новые ценные, часто неожиданные выводы и результаты [7].
Таким образом, четвертая информационная революция началась с микрочипов и компьютеров, Интернет связал все компьютеры в единое информационное поле, а большие данные, по мнению аналитиков, ознаменовали момент, когда «информационное общество» наконец стало оправдывать свое название.
Информационное пространство современной библиотеки и его специфика
Информационное пространство библиотеки отражает как все основные свойства и сущностные характеристики информационного пространства современного общества, так и специфику, связанную с родом ее деятельности. Отсюда необходимость определиться с категориями «общее» и «особенное» как свойствами информационного пространства и спецификой информационного пространства библиотеки соответственно.
Технологической базой информационного пространства современного общества выступают информационно-коммуникационные технологии, которые имеют следующие важнейшие компоненты: комму-
никации, Интернет, компьютеры, информационные ресурсы на электронных носителях, а сегодня и технологии Big Data. Совокупность этих компонентов образует технологическую базу - инфокоммуникаци-онную среду. Специалисты подчеркивают, что при всей важности процесса развития информационной среды нельзя упускать из виду то обстоятельство, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) реализуются не сами по себе, а при определенных организационных условиях, то есть непосредственно в социальных организациях. В свою очередь, потребность в использовании современных средств обработки информации также формируется под влиянием социальных институтов [4].
Таким образом, социальные институты выступают, с одной стороны, в качестве фактора развития ИКТ, с другой - в качестве условия для их развития. Как фактор развития ИКТ социальные институты активно участвуют в формировании информационных потребностей общества. Создание условий для развития ИКТ заключается в создании нормативно-правовой и этической базы, системы финансирования и подготовки кадров для сферы информатики и т. п. Непосредственное удовлетворение информационных потребностей индивидов обеспечивают социальные организации. Однако специфические для каждого конкретного вида деятельности информационные технологии внедряются в зависимости от особенностей деятельности социальных организаций. Рассмотрим эту зависимость на примере современной библиотеки.
Специфика деятельности библиотеки как социального института предполагает внедрение современных информационных технологий в соответствии с ее потребностями, целями и задачами. В частности, в настоящее время библиотеки для сохранности своих книжных фондов и раритетных коллекций используют разные материальные носители, в том числе и активы современных информационно-коммуникативных технологий. Сегодня библиографические списки составляются в электронном виде, широко распространена электронная доставка документов из других библиотек страны, активно используются возможности спутниковой связи и Интернета. Как уже отмечалось, новая эра в развитии библиотечного дела в нашей стране ознаменовалась открытием первой Национальной электронной библиотеки. Основная цель НЭБ - обеспечение свободного доступа ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек публикациям и научным работам: от книжных памятников до новейших авторских произведений. Любой гражданин России сможет найти электронную копию интересующего его печатного издания, а также получить от сотрудников библиотек квалифицированную консультацию по поиску информации или книги. Таким образом, внедрение современных информационно-коммуникативных технологий является и важным фактором развития ИКТ в рамках библиотечного дела, и условием развития как ИКТ, так и самой библиотеки.
В целом внедрение инновационных технологий в деятельность библиотеки значительно разнообразило сферу предоставляемых ею услуг, повысило ее востребованность и рейтинг в обществе. В настоящее время библиотека представляет собой многофункциональный культурный и социальный институт. При этом укрепление позиций современной библиотеки, с одной стороны, связано с появлением электронных ресурсов и расширением сферы услуг, с другой -с укреплением позиций самой книги.
Книга как важная составляющая современного информационного пространства библиотеки
В новых условиях книга не только не утратила свою привлекательность, но и значительно укрепила свой статус, однако молодое поколение предпочитает электронную книгу. Поэтому ученые вплотную занялись сравнительным анализом электронного и печатного текста с точки зрения их воздействия на человека. В результате проведенных исследований оказалось, что установка на скоростное потребление информации приводит к разрыву между восприятием образа и его осмыслением и, как следствие, снижается интеллектуальная активность, ухудшаются память, речь, коммуникативные способности, что в целом отрицательно влияет на формирование ментальных образов [2, с. 46-47]. Следовательно, по сравнению с электронным текстом печатная книга обладает целым рядом преимуществ, благодаря которым она лидирует и как источник знаний, и как технология хранения данных и доступа к ним. Неоспоримыми достоинствами печатной книги прежде всего являются:
• внешний вид и формат печатной книги, который удобен в использовании и кажется нам наиболее гармоничным благодаря исторической традиции и навыкам, выработанным в детстве;
• прямая связь чтения печатной книги с развитием памяти;
• повышение интеллектуальной и эмоциональной активности, развитие творческого мышления и культуры речи как следствие чтения печатной книги;
• неотделимость печатной книги в качестве источника информации от самой книги как содержания от формы;
• возможность издания печатной книги большими тиражами и большая география распространения (в отличие, например, от книги рукописной).
Эти преимущества печатной книги помогли ей пройти сквозь череду революций в технологиях хранения и передачи информации (береста, пергамент, бумага, рукопись, печатное издание и т. п.) и устоять против предшествовавших е-книге «претендентов на престол»: фото- и микропленок, слайдов, микрофиш и т. п. Однако новое поколение выбирает электронный текст и достойной заменой печатной книги становится книга электронная.
С развитием и внедрением новых информационных технологий широкое распространение получают
электронные версии печатных книг, которые можно читать с помощью компьютеров, планшетов, смартфонов или ридеров. При этом прежде чем электронные книги полноправно встали в ряд с традиционными печатными изданиями, электронная книга прошла большой путь от технологического изыска до вполне повседневного явления. В то же время следует особо отметить, что, как и все электронные носители информации, электронные книги имеют как плюсы, так и минусы.
Несомненным плюсом является то, что с электронной книгой вся библиотека всегда под рукой и весит около двухсот граммов. Современные ридеры позволяют расширять память с помощью 8Б-карто-чек до 32 Гб и могут вмещать несколько сотен книг. Одно из самых главных достоинств электронных книг - это возможность полноценного поиска. Ри-деры дают возможность оставлять бесконечное число заметок «на полях» (это удобно, когда книга будет использоваться в дальнейшем); также во многих устройствах есть встроенные словари, которые помогают читать литературу на иностранных языках. Ридеры последнего поколения оснащаются ОБМУ^-Рьмоду-лями, позволяющими выходить в Интернете на специальные сайты, где пользователь может легко найти, купить и сразу же загрузить новую книгу; на такие ридеры могут автоматически приходить свежие выпуски электронных версий газет и журналов.
Теперь немного о минусах электронной книги. Электронные книги - это прибор, которому присущи все недостатки электронных устройств, в частности, восприимчивость к воздействию внешней среды и сложность в обслуживании: нужно обновлять прошивку, думать о совместимости, покупать карты памяти, привыкать к расположению кнопок и следить за тем, чтобы не кончался заряд. К минусам электронных книг специалисты относят и чисто психологический эффект: электронные книги не дают привычного ощущения, а для многих читателей, особенно старшего поколения, очень важно держать в руках настоящую книгу, перелистывать страницы, слышать их шелест, чувствовать запах типографской краски, видеть, сколько страниц прочитано и сколько осталось. От ридера нельзя добиться таких ощущений: есть только экран, корпус и несколько кнопок.
Таковы в целом основные плюсы и минусы электронной книги, о которых следует знать ее пользователям. Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на существующие минусы электронной книги, современное поколение выбирает именно е-книгу.
Роль и значение библиотеки в формировании единого информационного пространства
Итак, современное поколение выбирает возможности новых информационных технологий. В то же время электронные носители информации не отрицают и не уничтожают книгу как устаревшую на сегодняшний день информационную структуру. Они
успешно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга и давая читателю свободу выбора, поскольку каждый человек удовлетворяет свои интересы и потребности в информации и знаниях в зависимости от своих предпочтений и возможностей.
С другой стороны, наличие разных носителей делает защиту информации более надежной и, как следствие, повышается степень ее сохранности и безопасности. Например, 1ауа-книги могут быть интересны библиотеке, потому что они могут быть настроены на конкретный заводской номер устройства и тем самым предотвращать несанкционированное копирование; также возможно «самоуничтожение» файла по истечении определенного срока, что гарантирует «возврат» (путем самоуничтожения) выданных книг в виртуальную библиотеку. В целом это существенно снижает вероятность возникновения проблем с авторским правом и повышает «посещаемость» виртуальных библиотек.
Перевод печатного текста в электронные носители, дублирование электронной информации является важным шагом в деле сохранения и приумножения социальной памяти. К сожалению, это не ограждает общество от утраты необходимой информации (в том числе и культурно-исторического характера) в случае кибервойн, кибератак, сетевого шпионажа, техногенных катастроф, или, например, в результате случайных технических и технологических сбоев в электросети. В таких случаях рукопись и книга - более надежные виды хранения информации. Ну а если вдруг пожар, как это случилось в библиотеке ИНИОН РАН 31 января 2015 года? Пожар уничтожил, по свидетельству администрации библиотеки, более 15% уникальных изданий, некоторые из них не подлежат восстановлению. Такой печальный исход еще раз подтвердил необходимость дублирования информации на разных носителях. Как говорится, лучше хранить информацию «в разных корзинах».
Сегодня такими «разными корзинами» являются структурные составляющие инфосферы современной библиотеки: рукописи, книги, другие печатные издания, все виды электронных носителей информации, а местом их постоянной дислокации - сама библиотека, в том числе ее электронный формат. Поэтому миссия библиотеки и на уровне социальной памяти, и на образовательном уровне, и на просветительском уровне постоянно возрастает.
В современную эпоху, эпоху цифровых технологий и «больших данных», у библиотеки возникает еще одна важная миссия, называемая нами условно миссией датификации. Она выражается в том, что после оцифровки текста применение технологий «больших данных» дает возможность выйти на новый уровень получения информации и работы с ней. Процесс датификации всей информации, которая накоплена и сконцентрирована на сегодняшний день в библиотеках нашей страны и всего мирового сообщества, - это дело будущего, но уже совсем не далекого. Подготовка к этой новой миссии, в частности,
в нашей стране, фактически идет уже сейчас через внедрение новых технологий, через развитие материально-технической базы библиотеки, через открытие электронных библиотек, через подготовку высококвалифицированных библиографов, способных изучать и раскрывать все эти богатства, оценивать качество источников (достоверность, полноту, актуальность, объективность и т. п.), оказывать персонализированные информационно-технологические услуги.
В целом это значит, что в новых условиях библиотека как культурный и социальный институт не просто укрепляет свой статус, но и выступает в качестве неотъемлемой составляющей единого информационного пространства. Поэтому современная библиотека должна соответствовать вызовам времени и находится в постоянном поиске новых форм работы, отражающих интересы, потребности и ценностные установки многомиллионной читательской аудитории. История и традиции отечественной библиотеки, активное использование в ее работе новых информационных технологий, в том числе и технологий Big Date полностью отвечает этим требованиям.
Список источников
1. Бурдье П. Социология социального пространства. Москва : Ин-т эксперим. социологии ; Санкт-Петербург : Алетейя, 2005. 288 с.
2. Волков А. И. Телекоммуникации в свете их влияния на человека // ИКО-2001 : тез. докл. и выступлений на Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 13-14 нояб. 2001 г. Санкт-Петербург, 2001. С. 46-48.
3. Друкер П. Управление в обществе будущего. Москва [и др.]. : Вильямс, 2007. 306 с.
4. Игнатов В. С., Пименова Д. В. Информационное пространство. Структура и функции. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 3. С. 3-9.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
6. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 101-110.
7. Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. Москва : Манн, Иванов и Вербер, 2014. 231 с.
8. Мамина Р. И. Деловой этикет в системе имиджа: фило-софско-культурологический анализ. Санкт-Петербург : Петрополис, 2012. 232 с.
References
1. Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogoprostranstva [Sociology of social space]. Moscow ; Saint Petersburg, 2005. 288 p. (In Russ.).
2. Volkov A. I. Telecommunications in the light of their impact on a person. IKO-2001: tez. dokl. i vystuplenii Mezh-dunar. nauch. konf. Sankt Peterburg, 13-14 noyab. 2001 g. Saint Petersburg, 2001, 46-48.
3. Druker P. Upravlenie v obshchestve budushchego [Management in the society of future]. Moscow, Vil'yams, 2007. 306 p. (In Russ.).
4. Ignatov V. S., Pimenova D. V. Information space. Structure and fonctions. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Po-volzhskii region. Obshchestvennye nauki, 2007, 3, 3-9. (In Russ.).
5. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshche-stvo i kul'tura [Information epoch: economics, society and culture]. Moscow, VShE, 2000. 608 p. (In Russ.).
6. Kostyuk V. N. Information processes in post-industrial society. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 1996, 6, 101-110. (In Russ.).
7. Maier-Shenberger V. Bol'shie dannye. Revolyutsiya, kotoraya izmenit to, kak my zhivem, rabotaem i myslim [Big data. A revolution that will change the way we live, work and think]. Moscow, Mann, Ivanov i Verber, 2014. 231 p. (In Russ.).
8. Mamina R. I. Delovoi etiket v sisteme imidzha: filosofsko-kul'turologicheskii analiz [Business etiquette in the image system: philosophical-cultural analysis]. Saint Petersburg, Petropolis, 2012. 232 p. (In Russ.).
9. Pelfri J. Deti tsifrovoi ery [The digital epoch children]. Moscow, Eksmo, 2011. 368 p. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 16.09.2016 г.
Сведения об авторах: Мамина Раиса Ильинична - доктор философских наук, профессор кафедры философии, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
Пирайнен Евгения Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии