5. Крамер С. История начинается в Шумере. - Баку: Изд-во Бакинского гос. ун-та, 2009. - 230 с.
6. Рустамов А. Информатика. - Баку: Изд-во Бакинского гос. ун-та, 2000. - 400 с.
7. Алиев Т. Экономика информации. - Баку: Наука, 2000. - 310 с.
8. Гринберг Т. Э. Политические технологии. ПР и реклама. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 317 с.
9. Рустамов А. М., Мамедов М. Е. Носители документальной информации. - Баку: Изд-во Бакин-
ского гос. ун-та, 2010. - 300 с.
10. Халафов А. А., Курбанов А. Компьютеризация библиотечной работы. - Баку: Изд-во Бакинского гос. ун-та, 2007. - 260 с.
УДК 027:021.2
Л. Н. Рябцева
ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН к жизни в информационном обществе НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Характеризуется библиотека как социальный институт. На основе анализа существующих определений предлагается новое определение образовательной функции библиотеки. Показывается влияние изменений в сфере информационно-коммуникационных технологий и системе образования на образовательную функцию библиотеки. Выявляется роль информационной подготовки граждан в условиях библиотеки, как важнейший фактор, существенно обогащающий и расширяющий образовательную функцию библиотеки.
Ключевые слова: библиотека, социальный институт, образовательная функция библиотеки, информационно-коммуникационные технологии, образование, информационная подготовка, информационная культура личности.
L. N. Ryabtseva
INFLUENCE OF PURPOSEFUL INFORMATION EDUCATION OF CITIZENS TO LIFE IN AN INFORMATION SOCIETY ON IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL FUNCTION OF LIBRARY AS A SOCIAL INSTITUTION
Library is characterised as a social institution. A new definition of educational function of library is offered on the basis of the analysis of existing definitions. Influence of changes in sphere of information and communication technologies and an education system of educational function of library is shown. It is revealed the role of citizens’ information education in the conditions of library, as the major factor essentially improving an educational function of library.
Keywords: library, social institution, educational function of library, information and communication technologies, education, information education, personal information culture.
Цель данной статьи - определение влияния информационной подготовки граждан в условиях библиотеки на развитие и дополнение образовательной функции библиотеки как социального института в современном информационном обществе.
Понятие «социальный институт» является одним из базовых понятий социологии [7; 21]. Системное определение социального института приводит А. А. Давыдов: «Социальный институт - это иерархическая гетерогенная, распределенная социальная подсистема, созданная людьми для удовлетворения общей потребности, которая функционирует на основе принципов и законов с помощью социологических алгоритмов» [7, с. 73].
По мнению Д. Фоскетта, библиотека как социальный институт аккумулирует, хранит, обрабатывает и передает для использования документально фиксированные знания, при этом образуя связи с рядоположенными социальными институтами. Создание обществом социальных институтов, занимающихся в основном аккумуляцией, сохранением и распространением документальнофиксированного знания, - это создание социальной памяти человечества, наподобие генофонда живых организмов, и стремление сделать этот запас публично доступным [27].
Как подчеркивает В. Р. Фирсов, изучение любого социального института, в том числе и библиотеки, включает два взаимосвязанных аспекта. Первый - историческая изменчивость, т. к. каждый исторический период выдвигает различные цели. Второй -внутренняя неизменная сущность, которая позволяет социальному институту выполнить четко определенную роль в обществе, независимо от конкретного исторического периода [цит. по 5, с. 37-38].
Одной из важнейших функций современной библиотеки является образовательная.
Рассмотрение образовательной функции библиотеки как социального института предполагает анализ существующих определений, выявление родственных, пересекающихся понятий. Кроме того, требуется выявление тех факторов, под воздействием которых изменилось понимание сущности образовательной функции современной библиотеки.
К сожалению, развернутые, логически полные определения образовательной функции библиотек в специальной литературе практически отсутствует.
В работе В. И. Терешина сущность образовательной функции библиотеки сводится к выдаче читателям учебной литературы: «...образовательная функция библиотеки... реализуется путем отбора и предоставления читателям учебной литературы. В учебном заведении она выполняет вспомогательную функцию организации учебного процесса; вне учебного заведения - основную: ею пользуются читатели, получившие определенное общее или профессиональное образование, непрерывно продолжающие это образование расширять, обогащать. Читатели, не поступившие в высшие или средние учебные заведения, стремятся овладевать конкретной профессией на основе самообразования. Библиотека для них становится источником знаний» [26].
Более широко образовательная функция библиотеки трактуется в работе В. В. Скворцова. По его мнению, «образовательная функция библиотеки - это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества. Указанный процесс в библиотеке осуществляется не на уровне большой группы, массы, а, как правило, на индивидуальном уровне. В современном обществе библиотекам принадлежит возрастающе важная роль в реализации задач образования и самообразования. Так как об-
разовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве неотъемлемого составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы. Наиболее полно образовательная функция выполняется учебными библиотеками» [24, с. 173].
В. Б. Антипова вводит понятие «образовательная функция школьной библиотеки». По ее мнению, «образовательная функция школьной библиотеки есть ее специфическая деятельность в системе взаимоотношений внутришкольного образовательного пространства, направленная на развитие и саморазвитие личности учащихся путем вооружения их системой знаний о книге, информации и информационных ресурсах, формирования совокупности умений и навыков поиска, оценивания и использования информации для эффективной учебной деятельности, удовлетворения познавательных и эстетических потребностей и непрерывного совершенствования» [1, с. 32-37].
Признание учебных библиотек и их фундаментальной роли в учебном процессе нашло отражение, как отмечает В. В. Скворцов, в концепции «библиотеки-колледжа», возникшей несколько десятилетий тому назад. Согласно этой концепции, «библиотека учебного заведения - главное учебное подразделение, на основе которого должна строиться вся учебная работа. Разумеется, эта концепция вовсе не умаляет значения преподавателя. Она акцентирует внимание на таком важном факторе образования XX века, как информационный фактор. Наиболее близки к выполнению данной функции детские,
юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки» [24, с. 173].
Как следует из приведенной цитаты,
В. В. Скворцов связывает образовательную функцию с типом библиотеки, утверждая, что кроме учебных библиотек, наиболее полно реализующих образовательную функцию, ее выполнять могут также и детские, юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки. При этом реализация образовательной функции библиотеки понимается, прежде всего, за счет предоставления информационных ресурсов для системы просвещения, образования и самообразования.
По мнению С. Симонис-Рупер, рассматривающей проблему реализации образовательной функции публичной библиотеки, «поддержка образования подразумевает пропаганду и поощрение использования фондов и услуг публичных библиотек; руководство поиском, отбором и использованием материалов; содействие в развитии навыков чтения и самообразования; обучение инструкторов и учителей умению пользоваться библиотекой и ее фондами; предоставление информации об образовании тем, кто занят в системе образования» [23].
Таким образом, понимание библиотеки как хранилища информации и знаний, нашло отражение в такой трактовке образовательной функции библиотеки, согласно которой библиотека лишь предоставляет информационные ресурсы для развития системы образования и самообразования. В концентрированной форме эта идея получила отражение в обобщающем труде - «Российское библиотековедение»: «По всеобщему признанию, утвердившемуся еще в XIX веке, библиотека является не только инструментом неофициального образования, но и одним из самых эффективных средств непрерывного образования и самообразования. Всеобщая миссия библиотек заключается в том, что они обеспечивают компенсацию разрыва в знаниях лю-
дей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь» [24, с. 173-174].
Однако в последние годы заметно стремление исследователей при трактовке образовательной функции библиотеки выйти за рамки «ресурсного подхода», отводящего библиотеке роль пассивного участника образовательного процесса, ограниченную лишь предоставлением библиотекой информационных ресурсов для системы образования. Это наглядно проявляется в дискуссиях по соотношению образовательной и просветительской функции библиотек.
Просветительство, как толкуют практически все словари, это распространение знаний, просвещения. В свою очередь, просвещение - это распространение знаний, образования. Просвещение - синоним образования [3].
Результатом смысловой близости понятий «просвещение» и «образование» является и смысловое пересечение при трактовке образовательной и просветительной функций библиотеки в библиотековедческой литературе.
Так, например, Н. Е. Добрынина, анализируя просветительскую функцию библиотеки отмечает, что на фоне расширяющихся информационных возможностей просветительская функция даже национальных библиотек вырисовывается гораздо отчетливее, становится весомее и нужнее. Сравнивая сущность понятий «информационная» и «просветительская» функций, автор отмечает, что объектом просветительской функции является личность с ее свободными, ничем не ограниченными интересами, и если информационная функция направлена на удовлетворение читательских потребностей, то просветительская нацелена на их пробужде-
ние и формирование [8, с. 14], что особенно важно для библиотек, работающих с детьми, у которых читательские потребности или еще не сформированы, или не осознанны.
По мнению Н. В. Жадько, просветительская функция проявляется в образовательной деятельности библиотеки как учреждения. Виды, формы и методы этой деятельности меняются в зависимости от изменения потребностей различных групп общества и требований времени [9].
О пересечении просветительской и образовательной функции пишет Т. В. Майстро-вич: «Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской. Таким образом, образовательную функцию можно разделить на два направления - поддержка образовательного процесса, протекающего на стороне (при этом библиотека не может проявлять самостоятельность), и поддержка самообразования, где библиотеке должна принадлежать активная роль» [15, с. 42].
Проблема соотношения образовательной и просветительской функции рассматривается в статье Н. В. Бубекиной. С ее точки зрения, образовательная функция является более узким понятием и входит в состав просветительской функции: «Поскольку просвещение - это распространение знаний и образования, то просветительская функция включает в себя и образовательную функцию, но в той степени, в какой библиотека способствует обучению и воспитанию [4, с. 30].
В рассуждениях данного автора для нас принципиально важным является выделение в качестве самостоятельного направления такого вида деятельности библиотеки, как
информационное обучение: «Библиотека... также занимается обучением пользователей основам информационной культуры, культуре чтения» [4, с. 35].
Рассмотрение проблем информационного обучения в библиотеке позволяет вычленить то новое, чем наполняется образовательная функция в деятельности современных библиотек. Важнейшими факторами, которые обусловили эту новизну, являются, с нашей точки зрения, изменение информационной среды и развитие информационнокоммуникационных технологий, вызванное вхождением человечества в информационное общество, и неразрывно связанные с этим изменения в системе образования.
В качестве мощного катализатора перемен в современном мире, как известно, выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), характеризующиеся беспрецедентными в истории техники темпами роста и развития. Процессы информатизации в сочетании с осознанием информации и знаний как важнейшего ресурса человеческой цивилизации обусловили переход к информационному обществу и обществу знаний. Развитие в условиях стремительных перемен, становления информационного общества и общества знаний, доминирования информационно-коммуникационных технологий, со всей неотвратимостью потребовали кардинальных изменений в системе образования и, прежде всего, преодоления противоречия между традиционным «поддерживающим» образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания социальных процессов, и все более динамично и сложно развивающимся современным миром [6].
Как утверждает Е. М. Зуева, «современное образование призвано формировать и развивать новые поколения россиян - думающих, инициативных, творческих, способных принимать правильные решения в условиях
ускоряющегося темпа жизни и динамично меняющихся обстоятельств. Для этого образовательным учреждениям приходится решать сложнейшие задачи, связанные с обновлением содержания образования, совершенствованием методики учебно-воспитательной работы и т. д. Стремление к высокому качеству образования влечет за собой создание новых, адекватных требованиям информационного общества, которые нуждаются в ином, более высоком, уровне информационнобиблиотечной поддержки своей деятельности» [11].
Свидетельством существенных изменений в системе образования, влияющих на деятельность библиотек, являются материалы международной научно-практической конференции, общее название которой «Библиотеки и образования».
Организаторами конференции, которая проводилась в период с 2005 по 2008 гг., являлись ГПНТБ России и Международный университет бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), широко известный как инновационный вуз с мощной корпоративной информационно-компьютерной системой.
Материалы конференции дают представление о роли библиотек в современном образовании, что наглядно видно в названиях секций: «Информационно-библиотечное обеспечение образования», «Управление знаниями на региональном и корпоративном уровне: проблемы методологии, теории и практики», «Образование и современный социум», «Информационное обеспечение науки», «Информатизация школьных библиотек».
Особо следует отметить работу в рамках конференции секции «Формирование информационной культуры», в ходе которой рассматривались проблемы уровней информационной культуры личности и «инструменты» их измерения, анализировалось влияние информационной культуры на качество
образования, характеризовались информационные технологии для формирования информационной культуры личности.
Как подчеркивал один из организаторов этой конференции, В. В. Юдин, «интеграция образовательной и библиотечной сфер является ключевой для конференции “Библиотеки и образование” и ее ведущей секции “Информационно-библиотечное обеспечение образования”. Наблюдается динамика рассмотрения данной темы: от библиотечного обеспечения образования -к информационно-библиотечной сетевой под держке учебного процесса, далее - к информационно-библиотечным сервисам для людей в процессе самообразования» [29, с. 45].
Библиотеку концептуально можно рассматриваться как информационно-образовательное пространство, построенное на принципах концентрации и интеграции знаний и образовательных технологий, характеризующуюся распределенностью, трансформируемостью, мобильностью. Особенно актуален этот тезис к вузовским библиотекам [20].
Свидетельством интеграции образовательной и библиотечной сфер является развитие электронного обучения. В условиях электронного обучения библиотека обеспечивает доступ к электронным информационным ресурсам, как созданным в недрах данного образовательного учреждения, так и за его пределами, включая возможности Интернет. Однако использование преимуществ электронного обучения (интерактивность, запоминаемость, гибкость в использовании, доступность), о которых пишут многие исследователи [13] возможно лишь при условии, что обучаемые обладают должным уровнем информационной подготовки.
Как справедливо отмечает Ю. В. Соколова, «в связи с внедрением электронного обучения вузовская библиотека должна не только сохранить качество и полноту традиционных функций и направлений деятельно-
сти, но предложить студентам и преподавателям комплекс новых сервисов и услуг для качественного информационного обеспечения, и в частности - поддержку электронного обучения. Для этого используется компьютерные залы, в которых происходит большая часть образовательного процесса: поиск и изучение учебных и дополнительных материалов, общение с преподавателем посредством информационно-образовательной среды или электронной почты, выполнение учебных и практических заданий, самопроверочных и контрольных тестов, офиснотехнических работ по набору текстов и оформлению своих работ» [25].
В состав наиболее важных, с точки зрения пользователя информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотекой в электронной образовательной среде, входят:
• информационное обслуживание онлайн, позволяющее преодолеть географическую удаленность обучаемых [2];
• доступ к электронным учебным материалам, включая электронные учебно-методические комплексы (УМК) через Интернет [25];
• развитие электронных каталогов [19], характеризующихся расширенными поисковыми и сервисными возможностями, разнообразием семантики поиска, высоким уровнем интеграции информационных ресурсов, становящихся элементом метазнаниевых технологий. По мнению О. В. Эйнасто, «структурированное представление знаниевых ресурсов в электронных каталогах, реализующих связь с полными текстами, интеграция библиографических и полнотекстовых информационных ресурсов на информационных порталах позволяют создавать активную информационно-образовательную среду. Такая среда выступает основой для реализации как дистанционного образования, так и других образовательных технологий» [28];
• электронная доставка документа [18].
Особые виды обслуживания в современной электронной образовательной среде библиотеки предоставляют преподавателям (учителям): подборки имеющихся на рынке и в Интернете тематических электронных ресурсов и баз данных, открытые периодические занятия или мини-лекции по имеющимся подписным ресурсам, профильным электронным библиотекам для кафедр, новостные рассылки, анонсы издаваемых книг по профилю дисциплин кафедры и т. д. [25].
Все новые виды информационного сервиса современных библиотек не возможны без должной информационной подготовки пользователей, включая как тех, кто учит, так и тех, кто учится. Как подчеркивает Е. М. Зуева, «целый ряд библиотечных задач, решение которых обязательно для успешного вхождения российского образования в мировое информационное пространство, остается вне поля зрения. В их числе . обучение всех участников образовательного процесса основам информационной грамотности на уровне, позволяющем не только комфортно существовать в информационном обществе, но и быть готовым учиться в течение всей последующей жизни [11].
Изменения в деятельности библиотек, порожденные развитием информационнокоммуникационных технологий, привели к тому, что без учета уровня готовности пользователей к работе в современной информационно-образовательной среде, библиотекам стало не возможно, как отмечает
О. Д. Опарина, создавать модели информационного обслуживания, учитывающие социокультурную динамику.
Как справедливо отмечает И. А. Макар-цева, «одним из препятствий доступа к информации является низкая информационная грамотность, или культура пользователей» [16, с. 12]. С этим трудно не согласиться, поскольку даже самые богатые традиционные и электронные информационные ресур-
сы, накопленные библиотекой, могут быть не востребованы, если пользователь не обучен навыкам их поиска и обработки. Кроме того, «нехватка компьютерной и информационной грамотности приводит к отставанию от современных требований обучения, неуверенности и психологическому дискомфорту, социальной неадекватности» [20].
Уровень информационной подготовки, как показывает анализ публикаций, все чаще стал рассматриваться в качестве важнейшего фактора, влияющего на различные технологические процессы. Так, например, в современной теории библиотечного менеджмента, важнейшей составной частью которого является менеджмент фонда, уровень информационной грамотности пользователей считается таким же важным фактором, как информационные потребности пользователей, качественные параметры информационных ресурсов библиотеки, от которых зависит проектирование “дружественного” библиотечного пространства и его конфигурации. При этом, как подчеркивает Р. Каллен, «эффективность работы библиотеки оценивается с точки зрения реализации пользовательских ожиданий, технологий предоставления информации, а уровень информационной грамотности пользователей, т. е. готовности к работе в новой информационно-образовательной среде, становится ключевым параметром для принятия управленческих решений» [14].
Таким образом, справедливым является вывод, приведенный в монографии «Российское библиотековедение»: «Одно из
важнейших направлений деятельности библиотеки как социокультурного центра - распространение и повышение информационной (или библиотечно-библиографической и информационной) культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, все более становится одним из важнейших условий функционирования человека как полноценного члена современного и будущего общества» [24, с. 175].
Развитию образовательной функции библиотеки как социального института, призванного обеспечивать обучение основам информационной культуры личности, в нашей стране способствовало внедрение в деятельность публичных библиотек «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки». Впервые в отечественной библиотечной практике в этом нормативном документе формирование информационных потребностей и информационной культуры своих читателей и всего местного населения выделено в качестве самостоятельного направления библиотечной деятельности и сопровождается перечнем конкретных мероприятий, проведение которых является обязательным [17].
Этот тезис практически полностью повторяется в «Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта РФ» (2010 г.), а также в проектах «Модельного стандарта деятельности детской библиотеки» и «Модельного стандарта деятельности юношеской библиотеки».
Следует подчеркнуть, что задача формирования информационных потребностей и информационной культуры читателей и населения, безусловно, является весьма актуальной и для других типов библиотек (школьных, средних специальных учебных заведений, вузовских и др.). Она относится к разряду крупномасштабных, общегосударственных задач, рассматриваемых в контексте вхождения России в информационное общество. Об этом также свидетельствует введение в школьные библиотеки России новой должности - «педагог-библиотекарь», о чем сообщил в своем выступлении на VI съезде Всероссийского педагогического собрания председатель правительства России В. В. Путин [22].
Комментируя введение новой должности «педагога-библиотекаря», президент Русской школьной библиотечной ассоциации
Т. Д. Жукова подчеркнула роль информационного обучения в деятельности школьных библиотекарей. Отвечая на вопрос в интервью журналу «Библиотека в школе» о сущности новой должности она сказала: «.. если ты библиотекарь-педагог, то в чем твоя педагогическая сущность? Об этом мы говорили в свое время после парламентских слушаний с заместителем министра образования и науки И. И. Калиной. В ходе часовой беседы им был задан вопрос о педагогической составляющей деятельности библиотекаря. И мы смогли доказать: педагогическая роль -в формировании информационной культуры личности. И когда мы это правильно сформулировали и показали, что возрастающая роль школьных библиотек - в формировании информационной грамотности всех участников образовательного процесса, что это общемировая тенденция, он моментально отреагировал: “Тогда это все оформляйте”» [10, с. 14].
Тенденция обогащения, расширения образовательной функции библиотеки за счет организации целенаправленной информационной подготовки граждан прослеживается и при анализе опыта работы зарубежных библиотек, в частности при анализе концепции «обучающей библиотеки», получившей отражение в подготовленном ИФЛА сборнике статей под редакцией одного из основателей секции информационной грамотности ИФЛА профессора Х. Лау [12].
Так, Ф. Блин, директор по делам библиотек и органов научной информации при Министерстве образования (г. Париж, Франция), характеризуя концепцию «обучающей библиотеки», отмечает, что разработка методических материалов и вспомогательных средств, таких как учебные пособия или тематические веб-сайты, способствовала значительному повышению квалификации в области информационной грамотности не только пользователей, на которых они были рассчи-
таны (в основном, студентов), но и профессионального сообщества в целом. Благодаря этому творческому процессу библиотекари получили возможность переосмыслить свою профессию, проанализировать свою миссию в свете происходящих в сообществе изменений и задуматься о новых методах работы, соответствующих этим изменениям. Библиотекари обязаны разрабатывать новые педагогические ресурсы и предлагать новые методы преподавания информационной грамотности [12].
Эстела Моралес Кампос, исследователь при Университетском центре по библиотековедению и директор Латиноамериканского исследовательского центра по латиноамериканским исследованиям (г. Мехико, Мексик-са) утверждает: «...библиотекарь становится членом политематической команды, которая в рамках образовательных программ должна стимулировать студентов к участию в процессах знаний и в строительстве жизни на локальном и мировом уровне, в строительстве общества, в котором дивиденды от развития будут доходить до каждого» [12, с. 144-145].
Как отмечает американский специалист
Э. К. Оусу-Анса, «библиотекари всегда обучают, находясь ли за кафедрой обслуживания или в учебной аудитории; они должны принять свою обучающую роль и активно заниматься этой деятельностью не от случая к случаю, а постоянно - так же неотъемлемо в своей профессии, как неотъемлемо само присутствие библиотеки в университете» [цит. по: 20, с. 24].
В целом, проведенный анализ публикаций свидетельствует, что на развитие библиотеки как социального института влияют два взаимосвязанных фактора: во-первых, историческая изменчивость, обусловленная тем, что каждый исторический период выдвигает различные цели, во-вторых, внутренняя неизменная сущность, которая позволяет библиотеке как социальному институту выполнять
четко определенную роль в обществе, независимо от конкретного исторического периода. Это утверждение является справедливым и применительно к функциям библиотек, включая образовательную. Диалектическое единство и борьба противоположностей «изменчивости» и «стабильности» наблюдается при рассмотрении и анализе функции библиотек, включая образовательную. В результате проведенного исследования удалось выявить компоненты образовательной функции библиотеки, отражающие как фактор «стабильности» (предоставление информационных ресурсов для образования и самообразования, а также информационное просветительство), так и фактор «изменчивости» (целенаправленное информационное обучение в условиях библиотеки).
На развитие образовательной функции библиотеки существенное влияние оказывают два фактора: изменение информационной среды и развитие ИКТ, а также изменения в системе образования. В результате этих изменений библиотеки осуществляют онлайновое информационное обслуживание, обеспечивают доступ к различным видам электронных информационных ресурсов (научных, учебных и др.); ведут электронные каталоги, реализуют электронную доставку документов, реализуют избирательное распространение информации на основе тематических электронных ресурсов и баз данных и профильных электронных библиотек, ведут новостные рассылки и др. Следствием этих изменений явилось переосмысление роли информационной подготовки пользователей и роли информационного обучения, реализуемого в библиотеке.
Как следует из анализа публикаций и опыта работы библиотек, все виды информационного сервиса современных библиотек, базирующихся на ИКТ, практически не возможны без соответствующей информацион-
ной подготовки пользователей, включая как педагогов, так и обучаемых. Отсутствие информационной грамотности, низкий уровень информационной культуры пользователей признан одним из барьеров, существенно затрудняющих доступ к информации. Кроме того, доказано, что низкий уровень информационной культуры при решении образовательных задач и задач самообразования, приводит к неуверенности и психологическому дискомфорту обучаемых.
Модельные стандарты библиотек, появившиеся в последние годы, как средство регламентации деятельности отечественных библиотек различных типов, зафиксировали в качестве самостоятельного направления развитие информационной культуры пользователей. Для его реализации библиотеки используют традиционные формы информационного просветительства: специальные уроки, семинары и тренинги, библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке и много другое.
Информационная подготовка пользователей и информационное обучение оказывает существенное влияние на технологию работы библиотеки в целом, включая создание моделей информационного обслуживания различных категорий пользователей, управление формированием электронных ресурсов и созданием электронных библиотек. При этом уровень информационной подготовки пользователей признается в настоящее время таким же важным фактором, как информационные потребности пользователей и качественные параметры информационных ресурсов библиотеки.
Как показал анализ, ведение информационной подготовки граждан в библиотеке существенным образом повлияло на переосмысление профессии библиотекаря, составной частью которой стало информационное обучение граждан, преподавание информационной грамотности и основ информацион-
ной культуры личности. При этом библиотекарь стал рассматриваться как полноправный участник образовательного процесса.
Проведенный анализ дает основание предложить следующее определение образовательной функции библиотеки в качестве рабочего. Образовательная функция - это совокупность видов деятельности библиотеки, включая предоставление информационных ресурсов (как традиционных, так и электронных) для системы образования и самообразования, организацию информационного просветительства (тематические экскурсии, выставки, пропаганда информационных продуктов и услуг библиотеки), целенаправленное обучение граждан основам информационной культуры личности (информационной грамотности) за счет внедрения самостоятельного курса по информационной подготовке граждан.
Предлагаемое определение отражает существенное расширение образовательной функции библиотеки. Традиционный ресурсный (предоставление информационных ресурсов для системы образования и самообразования) иинформационно-просветительский (тематические экскурсии, выставки, пропаганда информационных продуктов и услуг библиотеки) подходы к трактовке образовательной функции библиотеки дополняется за счет целенаправленного обучения граждан основам информационной культуры личности (информационной грамотности) в условиях библиотеки. Однако выявленная в результате анализа отечественного и зарубежного опыта библиотек тенденция целенаправленной информационной подготовки граждан в библиотеках в ходе изучения специальных учебных дисциплин свидетельствует о необходимости совершенствования профессиональной подготовки библиотекарей, призванных вести такую информационную подготовку, осуществлять информационное обучение.
Литература
1. Антипова В. Б. Образовательная функция школьной библиотеки: теоретическое обоснование // Библиотековедение. - 2006. - № 1. - С. 32-37.
2. Ардовская Р. В. О преимуществах вузовской цифровой библиотеки // Библиотека и учебное заведение - партнеры в достижении целей образования [Электронный ресурс] / МУБИНТ. - Ярославль, 2005. - CD-ROM.
3. Большой энциклопедический словарь - 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/Мс. academic.ru/dic.nsf/enc3p/245506.
4. Бубекина Н. В. Размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. -2000. - № 5. - С. 29-36.
5. Ванеев А. Н. Библиотековедение в России XX века: учеб. пособие. - СПб.: Профессия. - 248 с.
6. Гендина Н. И. Вклад библиотек в информационную подготовку граждан. Анализ деятельности образовательных учреждений и библиотек России по информационной подготовке граждан // Библиотековедение: научно-практический журнал. - 2011. - № 5. - С. 38-45.
7. Давыдов А. А. Системная социология. - М.: КомКнига, 2006. - 192 с.
8. Добрынина Н. Е. Просветительская функция национальной библиотеки: день сегодняшний //
Библиотековедение. - 1995. - № 6. - С. 14-18.
9. Жадько Н. В. Статус и функции библиотеки // НТБ. - 1994. - № 3. - С. 3-12.
10. Жукова Т. Д. О должности, о сущности, о кадрах // Библиотека в школе. - 2011. - № 14. -
С. 14-18.
11. Зуева Е. М. Информационно-библиотечное обеспечение образовательных учреждений на муниципальном уровне // Информационные ресурсы и сервисы открытого образования: сб. мат-лов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Кострома, 24-27 апреля 2007 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. - Ярославль: МУБиНТ, 2007. - 221 с.
12. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Х. Лау. - М.: МЦБС, 2010. - 240 с.
13. Кабанова Л. В. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе // Информационные ресурсы и сервисы открытого образования: сбор. мат-лов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Кострома, 24-27 апреля 2007 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. - Ярославль: МУБиНТ, 2007. - 221 с.
14. Каллен Р. Бенчмаркинг (оценка уровня деятельности): обзор и контекст: пер. с англ. // Новости Рос. ком. ИФЛА. - 2003. - № 46. - С. 46-53.
15. Майстрович Т. В. Компьютерные технологии в библиотеках как инновация // Инновации в библиотеках: сб. статей. - М.: Пашков дом, 2010. - С. 40-46.
16. Макарцева И. А. Библиотеки в образовании: традиции и современность Библиотеки в обществе, построенном на знаниях: сб. мат-лов 2-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Вологда, 24-27 апреля 2006 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. - Ярославль: МУБиНТ, 2006. - С. 9-14.
17. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/programm/mod_stand.html
18. Нохрина В. А. Доступ к научным зарубежным информационным ресурсам по АПК // Информационные ресурсы и сервисы открытого образования: сб. мат-лов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Кострома, 24-27 апреля 2007 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. -Ярославль: МУБиНТ, 2007. - С. 145-148.
19. Опарина О. Д. Сравнительный анализ функциональности электронных каталогов университетских библиотек России, Европы и США // Библиотековедение. - 2008. - № 4. - С. 52-58.
20. Опарина О. Д. Социокультурная динамика университетской библиотеки / [науч. ред. О. Н. Богатырева]. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2010. - 180 с.
21. Парсонс Толкотт (1902-1979) // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова; РАН; Институт социально-политических исследований. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 370-371.
22. «Педагог-библиотекарь» - новая должность в российских школах [Электронный ресурс] // Русская школьная библиотечная ассоциация: информационный портал школьных библиотек России. - Режим доступа: http://www.msla.m/rsba/news/index.php?ELEMENT_ГО=3708
23. Симонис-Рупер С. Публичные библиотеки и взрослые учащиеся: ситуация в Нидерландах // Библиотековедение и библиография за рубежом: сб. - М., 1994. - Вып. 137. - С. 77-84.
24. Скворцов В. В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / сост. Ю. М. Мелентьева. - М.: ФАИР-ПРЕСС: Пашков дом, 2003. -
С. 159-178.
25. Соколова Ю. В. Требования практики к образовательным программам подготовки специалистов информационно-библиотечной сферы // Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство: сб. мат-лов 4-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Ярославль, 25-28 апреля 2008 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. - Ярославль: МУБиНТ, 2008. - С. 97-103.
26. Терешин В. И. Библиотека - образовательное учреждение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2001/1s/s1_p34.html
27. Фоскетт Д. Дж. Пути коммуникации: книги и библиотеки в информационном веке // Междунар. форум по информации. - 2005. - Т. 30, № 1. - С. 3-8.
28. Эйнасто О. В. Опыт мониторинга качества услуг библиотеки Тартуского университета // Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры: мат-лы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2007. - С. 49-53.
29. Юдин В. В. Интеграция образовательных и информационных сервисов // Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство: сборник мат-лов 4-й Междунар. науч.-практ. конф. «Библиотеки и образование» (Ярославль, 25-28 апреля 2008 г.) / МУБИНТ; ГПНТБ России. - Ярославль: МУБиНТ, 2008. - С. 44-47.
УДК 004
А. И. Васильева
САЙТЫ ОБЛАСТНЫХ (КРАЕВЫХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК: ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2005-2011 гг.)
Научная статья посвящена исследованию позиционирования областных (краевых) универсальных научных библиотек в Интернете. Отражены результаты содержательного анализа сайтов подобных библиотек, проводимого в 2005, 2009, 2011 годах. Представлены тенденции развития функциональных характеристик сайтов областных (краевых) универсальных научных библиотек, а также направления изменения ориентиров в формировании их контента.
Ключевые слова: анализ, информатизация, контент, областная (краевая) универсальная научная библиотека, рубрика, сайт, сервис.